Меланхолия харухи судзумии о чем аниме
Обзор аниме Suzumiya Haruhi no Yuuutsu (“Меланхолия Харухи Судзумии”)
Когда был поставлен вопрос, о каком аниме делать обзор в первую очередь – я долго не раздумывал. Suzumiya Haruhi no Yuuutsu (“Меланхолия Харухи Судзумии”) было тем творением японской анимации, которое открыло для меня мир аниме. И по сей день ностальгические воспоминания о тех временах вызывают у меня теплые чувства, и возникает желание пересмотреть это аниме снова, дабы зарядиться энергией от приключений команды SOS.
Краткие сведения
Для начала – небольшая предыстория. Это был теплый летний вечер 2009 года. Когда пришел домой, было уже темно, но спать еще не хотелось. В тот момент я решил послушать музыку. Включив компьютер, совершенно случайно наткнулся на песню, которая меня сильно заинтересовала. То была песня God knows. С первых же секунд она зацепила меня крутым гитарным проигрышем и красивым вокалом солистки. Сразу возникла идея – а почему бы не посмотреть клип, чтобы узнать, кто является исполнителем песни. И каково же было мое удивление, когда я узнал, что это песня из аниме, и что ее исполняет нарисованная девушка в костюме зайчика. Так началось мое знакомство с вселенной неповторимой Харухи Судзумии!
Меланхолия Харухи Судзумии – творение японской анимации, которое нашло своих фанатов во всех уголках света. Аниме было создано на основе популярной в Японии серии ранобэ (легких новелл), и состоит из двух сезонов по 14 серий каждый, полнометражного фильма и множества различных ответвлений, которые особого интереса не вызывают. Выпуском занималась компания Kyoto Animation, которая славится высоким качеством рисовки. В данном обзоре я сосредоточусь на первых двух сезонах, так как полнометражный фильм заслуживает отдельного внимания, ведь он является однозначно лучшим творением во вселенной Харухи.
Сразу хочется отметить, что в России лицензией на данное аниме владеет компания Реанимедия, и смотреть его стоит именно в их озвучке. Они смогли идеально передать интонации главных героев и их характеры. Голоса подобраны восхитительно. Кроме того, они перевели опенинг, эндинг и песни, которые звучат во время школьного фестиваля. Это один из немногих случаев, когда русская озвучка действительно на уровне оригинала от начала и до конца.
Первый сезон рассказывает нам историю о формировании команды SOS и ее приключениях. Повествование ведется от лица обычного японского школьника с прозвищем Кён. Настоящее имя нигде не упоминается, все зовут его просто Кёном. В первый день старшей школы, когда все ученики представлялись перед классом, всеобщее внимание привлекла одна девушка. Она сразу сказала, что ее интересуют только “инопланетяне, люди из будущего и экстрасенсы”, и что на обычных людей она время тратить не будет. Это была Харухи. Так получилось, что она сидела прямо позади Кёна, и он, будучи дружелюбным человеком, решил с ней познакомиться. Поначалу их разговоры не клеились, но Кён чем-то смог заинтересовать Харухи, и с тех пор у них появилась традиция разговаривать по 1-2 минуты перед уроками. Один из таких разговоров привел к созданию команды SOS – команды Харухи Судзумии, от которой обалдеет этот скучный мир. Кён, сам того не хотя, подал Харухи идею, что раз ей не нравится ни один из школьных кружков, то почему бы не создать свой собственный? Естественно, основной целью команды стал поиск странностей и загадок. Набором членов команды SOS занималась сама Харухи, именно поэтому в команду попали совсем неслучайные, и, как потом оказалось, непростые люди. Их приключениям и посвящены все последующие серии аниме.
Персонажи
1). Кён – персонаж, от лица которого ведется повествование. Обычный японский школьник, поступивший в старшую школу. Он интересен тем, что является единственным источником здравого смысла во всем том безумии, которым наполнены приключения команды SOS. Зритель автоматически начинает ассоциировать себя с Кёном, так как очень часто его мысли совпадают с мыслями стороннего наблюдателя. Как только ты начинаешь думать: “Что за хрень здесь происходит?”, так в тот же момент этот вопрос задает себе и Кён. Когда Харухи разговаривает с Кёном, начинает казаться, что она говорит это не только ему, но и тебе. Многие его мысли уже давно растащили на цитаты. Однозначно один из самых интересных и хорошо сделанных персонажей данного аниме.
2). Харухи Судзумия – главная героиня, девушка, решившая прожить свою жизнь интересно. Умная, красивая и спортивная. Несмотря на это, многие окружающие её не понимают и сторонятся. Она старается избегать обыденности, и со всей силой ищет инопланетян, экстрасенсов и людей из прошлого, ведь это так интересно! Является главой и основателем команды SOS, которую она, собственно говоря, назвала в честь себя (очень скромно, не правда ли?).
3). Юки Нагато – незаметная девочка из литературного кружка, обладающая тихим голосом и очень любящая книги. По совместительству является инопланетянином (гуманоидным интерфейсом), отправленным на землю для того, чтобы следить за Харухи Судзумией. Очень интересный персонаж, понравившийся большому числу фанатов. Настолько понравившийся, что недавно создали аниме, которое называется “Исчезновение Юки Нагато”, и в котором, как нетрудно догадаться, Юки является главной героиней. Но об этом я расскажу в следующий раз. Гуманоидный интерфейс, которому не чужды человеческие чувства, пусть она это и скрывает – чем не идеальный кандидат в команду SOS?
4). Микуру Асахина, или просто Микурочка. Скромная красивая девушка с большой грудью. Именно из-за этих характеристик Харухи притащила её в команду SOS. Микуру является своеобразным талисманом для Харухи, а по совместительству – объектом для всяческих издевательств. Помимо прочего, оказывается путешественником во времени, который должен следить за Харухи в этом временном отрезке.
Многие начнут плеваться и говорить – фу, шаблоннее персонажа придумать трудно. Но все не так просто, как кажется. На самом деле в Микуру куда больше смысла. Это гиперболизированное представление о кавайных моэ-персонажах, в которой каждая характеристика милоты доведена до абсурда. Она очень милая, очень скромная, очень неуклюжая, и, конечно, обладает внушительной грудью. Сама Харухи использует термин “моэ” по отношению к Микуру, что еще больше подчеркивает преднамеренность создания персонажа подобного типа. Создатели как будто смеются и над собой, и над создателями других аниме, которые используют заезженный типаж Микуру в очередном дешевом творении, наполняя его фансервисом для того, чтобы привлечь зрителя. Поэтому не надо воспринимать Микуру серьезно. Она – это шарж на похожих на нее персонажей.
5). Ицуки Коидзуми – переведенный в другую школу посередине учебного года школьник. Именно это показалось Харухи странным, и именно поэтому она решила включить его в состав команды SOS. Ицуки всегда поддерживает мнение Харухи, так как считает её богом. А богов, как правило, лучше не злить. В свободное время отправляется в замкнутые пространства, создаваемые Харухи Судзумией для того, чтобы бороться с гигантскими титанами при помощи суперспособностей. За свои способности он называет себя экстрасенсом. На мой взгляд – один из самых скучных персонажей, еще и с педиковатыми наклонностями.
Остальные персонажи играют малую роль в сюжете, поэтому их перечислять не буду. Однако отмечу, что и они проработаны хорошо и детально.
Преимущества
Сложно сказать, что меня больше всего зацепило в “Меланхолии Харухи Судзумии”. Сразу и не скажешь, чем оно отличается от огромного количества посредственности, которая в последнее время выпускается. Немного поразмыслив, я решил выделить следующие плюсы:
Внимание к деталям. Каждая фраза, сказанная Кёном, имеет значение. Каждый поступок Харухи имеет значение. При повторном просмотре первого сезона начинаешь замечать огромное количество мелких деталей, на которые раньше не обращал внимание. К примеру – после того, как Кён спросил Харухи о том, почему она меняет прически каждый день, она задает ответный вопрос: “А мы с тобой нигде раньше не встречались?” Кён отвечает, что вряд ли. Однако первая серия второго сезона вполне ясно показывает, что данный вопрос был задан не просто так.
Отличное звуковое исполнение. Музыке в данном аниме придается большое значение. Она отлично позволяет передавать атмосферу происходящего. Отдельно отмечу шикарную песню, которую исполняет группа ENOZ с Харухи и Юки на школьном фестивале. В кавере, созданном Реанимедией, песня звучит не менее круто.
Юмор. Юмор незамысловатый, но смешной, и, в большинстве своем, не пошлый. Над такими шутками хочется смеяться и улыбаться без всякой задней мысли.
Кён. Да, все-таки мне кажется, что главным героем является не Харухи, а Кён. С первых минут начинаешь сопоставлять себя с ним. Он делает именно то, чего от него ожидаешь. Именно он является чем-то непоколебимым и надежным в безумной атмосфере вокруг Харухи. Кто знает – быть может именно поэтому она его выбрала.
Философия. Тут я отдельно хочу отметить один из самых лучших монологов, что я когда-либо слышал. И произносит его, как ни странно, Харухи:
“Вот ты, ты думал когда-нибудь о том, как мало ты значишь в масштабах Земли, как существо?… А я думала. Никогда не забуду.
Я тогда ходила в 6 класс. Мы всей семьей пошли смотреть бейсбольный матч, на стадион. Бейсболом я совсем не интересовалась, меня поразило совсем другое. Куда ни глянь – полным-полно людей. Каждый – размером с песчинку. Все копошатся, как черви в банке. Я подумала: “Тут сейчас собрались все японцы до единого”. И я спросила папу: “Сколько людей вмещает наш бейсбольный стадион?” Папа сказал, что самое большее – пятьдесят тысяч. После игры мы шли до станции метро в огромной толпе. Я тогда просто перепугалась. Такое множество людей вокруг, и это только малюсенькая часть всего населения Японии! Дома я схватила калькулятор. В школе нам говорили, что в Японии живет более ста миллионов человек, и я разделила пятьдесят тысяч на сто миллионов. И получила одну двухтысячную. И снова перепугалась. Я была одним человеком в огромной толпе на стадионе, а толпа, которая виделась мне огромной, оказалась всего лишь горсткой людей, по сравнению с тем, сколько их живет в стране вместе со мной.
До этого я считала себя необычным, каким-то особенным человеком. У меня была замечательная семья, а мои одноклассники казались мне гораздо интереснее, чем все остальные люди на Земле вместе взятые. Я всегда думала, что мне ужасно повезло. Но после стадиона я поняла, что все совсем не так. Моя школа, которую я считала интереснейшей в мире, была лишь самой обычной среднестатистической японской школой. С точки зрения обычного жителя Японии в ней не было вообще ничего особенного. Когда я это поняла, окружавший меня мир внезапно словно бы померк и потерял цвета. Вечером почистить зубы и спать, утром встать и позавтракать. Все вокруг начало казаться самым обычным, самым будничным. И я начала думать, что мир – очень скучное место. Но если в мире так много разных людей, среди них наверняка есть люди, живущие интересной, яркой жизнью. Иначе ведь и быть не может. Только почему я – такая же как все? Я постоянно думала об этом пока училась в младшей школе. И в один прекрасный момент меня осенило – если сидеть и ждать, ничего интересного так и не случится. В средней школе я уже задумалась над тем, как можно изменить себя, решила не ждать у моря погоды и постараться начать жить. По сути, я решила стать самой собой…”
Это первый и последний раз, когда Харухи показывает свою слабость. Она пытается объяснить, почему она такая, какая есть. В этот момент невозможно не проникнуться к этому персонажу теплыми чувствами. И начинаешь думать – а вдруг она права? Если сидеть и ждать, ничего интересного так и не случится? Харухи на своем примере показывает решение проблемы. Она не впала в хандру от того, что она такая же, как все. Она поменяла себя и мир вокруг для того, чтобы перестать быть обычным человеком и начать жить полноценной жизнью. И если хотя бы один человек, посмотревший данное аниме, смог изменить свою жизнь в лучшую сторону – значит оно было создано не зря.
Шестым плюсом, который я хотел бы отметить, является атмосфера, которую создали художники. Аниме так и пропитано светлыми красками. Порой именно этого так не хватает человеку, пришедшему после тяжелого рабочего дня домой. Меланхолия Харухи Судзумии дает возможность расслабиться и просто отдохнуть душой.
И напоследок я хочу отметить гибкость сюжета. Когда в Японии впервые показывали первый сезон, его серии следовали не в календарном порядке, а в смысловом. То есть последней серией сезона была серия, где Харухи и Кён оказались заперты в замкнутом измерении, а не та, где Кёна отправляли за обогревателем. Пожалуй, на моей памяти это единственный случай, когда серии в аниме можно смотреть в разном порядке, и смысл при этом не потеряется. Более того, это позволяет взглянуть на аниме с другого ракурса.
Недостатки
Пусть данное аниме является одним из моих самых любимых, но оно не лишено видимых недостатков. Во-первых – это простота сюжета. В нем нет каких-либо сверх неожиданностей, поэтому ожидать резких поворотов сюжета не стоит. Во-вторых – наличие типовых персонажей. Каждый из типажей уже затерт до дыр: ОЯШ; миленькая героиня-моэ; малоразговорчивая героиня, не выпускающая книжку из рук; странный парень, ничем не выделяющийся; и, конечно же, гиперактивная героиня, являющаяся центром всех событий. И последним недостатком хочу отметить второй сезон. После просмотра первого сезона я с надеждой брался за второй, и он меня разочаровал. Помимо самой первый серии второго сезона, в нем нет ничего интересного. Создатели пошли на риск, когда сделали 8 серий, отличающихся лишь малыми деталями. На мой взгляд – этот риск не оправдался.
Заключение
Дабы подвести итоги, хочу сказать, что моя оценка наверняка является несколько завышенной, так как во время написания обзора во мне кипели ностальгические чувства. Тем не менее, осмелюсь поставить первому сезону оценку 8/10, второму сезону могу дать лишь 6.0/10, да и то авансом: за первую серию и за смелость создателей. Таким образом, в целом для двух сезонов общей оценкой будет 7.0/10. Если вы еще по каким-то причинам не успели посмотреть на приключения команды SOS – самое время это сделать! И да пребудет с вами Харухи!
Меланхолия Харухи Судзумии
Эта статья создана ботом Требуется выполнить первичную проверку статьи и проставить плашки необходимых работ |
Suzumiya Haruhi no Yūutsu
Судзумия Харухи но ю:уцу (яп.)
c 02 апреля по 02 июля 2006
Сюжет [ ]
Логотип «Команды SOS»
Сюжет аниме в основном следует первой книге серии повестей, в отдельных сериях перемешиваясь с историями из последующих книг. Аниме состоит из четырнадцати серий, которые намеренно демонстрировались не в хронологическом порядке.
Протагонист — Кён, и от его лица ведётся повествование. Кён перешёл в новую школу и во время первого урока в новом классе заметил эксцентричную девушку, сидящую за соседней партой. Она в своём приветствии сообщила, что её интересуют только инопланетяне, люди из параллельных миров, гости из будущего и экстрасенсы, которых она ищет, и что если таковые есть в этом классе, то она ожидает встречи с ними.
Позднее Кён заинтересовался этой девушкой. Расспрашивая о ней у своих одноклассников, он выяснил, что она практически ни с кем не общается и всех игнорирует. Тем не менее, Кёну удаётся с ней поговорить, и после пары небольших бесед с ним Харухи решает создать кружок «Команда SOS». В дальнейшем в него вступают ещё несколько человек. Далее они сообщают и доказывают Кёну, что не являются обычными людьми, и что в кружке есть инопланетянин, гостья из будущего и экстрасенс. Всех их по тем или иным причинам интересует Харухи.
Окружение и параллели с реальным миром
Кроме того, многие сцены в аниме проходят в реально существующих местах в округе города Нисиномия.
Suzumiya Haruhi no Yuuutsu / Меланхолия Харухи Судзумии
Далеко не самая актуальная заметка об одном из самых знаменитых аниме.
На первый взгляд «Меланхолия Харухи Судзумии» кажется довольно сумбурным аниме. Тайтл, транслируемый в промежутке между 2006 и 2009 годах, основан на крайне популярном ранобэ, повествующем об совершенно обычным школьнике Кёне, который по чистой случайности подружился с главной героиней — Харухи Судзумией. Являясь маниакальной и крайне властной девушкой, постоянно скучающей и в тоже время неудовлетворенной повседневной жизнью, она проводит все свое свободное время в поисках инопланетян, путешественников во времени и экстрасенсов. Немногим позже с ее подачи организовывается клуб в стиле сериала X-Files. Параллельно клубу создается отряд SOS, включающий в себя:
Они сообщают Кёну, что Харухи по своей сути является богом. Если она по своей прихоти или присущей ей неосторожности пожелает чтобы мир стал другим, реальность изменится в угоду этому желанию. Причинно-следственная связь до конца неясна, но существует предположение, что существование Юки, Микуру и Ицки само по себе является результатом маниакального желания Харухи о взаимодействии с паранормальными сущностями. Кён вступает в ряды отряда, где должен гарантировать сохранность неведения Харухи о своих силах, тем самым обезопасив мир в котором они живут от непредсказуемых и потенциально опасных изменений. Как следствие, в своей повседневной жизни Кён обнаруживает свою новую цель:
Сделать жизнь богини наполненной весельем и гарантировать отсутствие в ней скуки.
На первый взгляд аниме упирается в глупость описанной предпосылки. Большинство эпизодов сериала вращаются вокруг попыток отряда SOS занять Харухи, будь то бейсбольный матч, школьный культурный фестиваль или загадка убийства на острове во время каникул. С высоты птичьего полета, силы Харухи — это тихий мурлыкающий двигатель комедийного сериала, который питает невысокие ставки, глупые, простые школьные истории без какой либо необходимости серьезно относиться к возможной гибели окружающего персонажей мира. «Меланхолия» в названии, вкрадчивое чувство недомогания Харухи — это то, что нужно преодолеть с помощью радостей жизни. Но более глубокое чувство меланхолии пронизывает подход шоу к собственной тематике.
Формально говоря, сериал более или менее сделан с точки зрения Харухи. О чем нам не двусмысленно намекает ендинг первого сезона, в котором звучит заразительная песня «Hare Hare Yukai.».
Он представляет собой незамысловатые танцевальные движения в исполнение главных героев, породившие множество пародийных роликов Яркая и веселая атмосфера, а сама Харухи выглядит и звучит как настоящий идол.
В показанной ситуации искреннее веселится только Харухи. Ицуки, который улыбается при любом случае, танцует с каменным лицом. Юки остается стойкой и невыразительной, а Микуру улыбается сквозь зубы, стараясь всем своим видом этого не показывать. На лице Кёна комично недовольная гримаса. Хореография персонажей поставлена Харухи, как если бы они были отважными членами боевого отряда девочек волшебниц, а не случайными заложниками, которых заставили развлекать вечно скучающего и непредсказуемого бога.
Но пожалуй самая большая несправедливость, вызванная по случайной воле Харухи — заставить весь мир переживать последние две недели летних каникул буквально тысячи раз.
Формальный интерес зрителя о том, к чему может привести скука богини достигает своего апогея в «Бесконечно восьмерке», восьми эпизодах, драматизирующих цикл летних каникул. С точки зрения сюжета, эпизоды почти идентичны и полны в основном обыденными похождениями героев. Отряд SOS отправляется на фестиваль, где ребята позже купаются в бассейне, а в завершении они все смотрят на звезды. Среди всех членов отряда, Юки — единственный «человек», который помнит события из каждого цикла повторения. Она информирует отряд о том, какое количество петель они уже успели пережить. Некоторые детали происходящего незначительно меняются, но этого каждый раз недостаточно для того, чтобы эпизоды разительно отличались друг от друга.
На первый взгляд четко прослеживается в таком решении способ сэкономить деньги. На самом же деле Сэйю проговаривали одни и те же строки снова и снова, одни и те же сцены анимированы под разными углами, у героев меняется одежда. Каждый эпизод изображен по-своему. И каждый эпизод содержит классические способ изображения дежавю: мгновенные воспоминания, образные мотивы, размытие и боке, а также сбивающие с толку повторяющиеся партитуры. В том числе авторы используют все возможные режиссерские приемы. Просмотр этих эпизодов поначалу невыносим, но ближе к концу способен стать увлекательным. Опасно, заманчиво капризно, не иначе как прихоть жестокого бога Харухи. Словно само, аниме эпизод за эпизодом, повторяет один и тот же вопрос: Ты хотела именно этого?
Кён и остальные члены отряда SOS выбираются из временной тюрьмы только лишь после того, как осознают, что Харухи на самом деле имеет ограниченное представление о жизни других людей:
Кён никогда не заканчивает свою домашнюю работу, заданную на лето, ни в одной из итераций каникул, но когда весь клуб объединяется, чтобы помочь ему сделать это, игнорируя тот факт, что цикл вот-вот возобновится, они, наконец, могут разорвать петлю. Совместные усилия, приложенные для решения домашки Кёна, расширяют кругозор не только Харухи, но и других персонажей. Никому даже в голову не мог прийти факт того, что где-то, глубоко под эгоизмом Харухи, спрятана заинтересованность в помощи окружающим ее людям.
Все поведение Харухи рационализируется другими персонажами — как необходимое для поддержания структуры вселенной Юки, Микуру и Ицуки, и как то, что делает жизнь веселой и интересной для Кёна. Трагедия Харухи Судзумии, какой бы она ни была, заключается в том, что отряд SOS не только оправдывает Харухи, ее члены принимают полностью основанный на страхе, негативный подход к ее силам. Если Харухи станет недовольна миром или начнет смешивать свои фантазии с реальностью, может произойти что-то ужасное. Наподобие уже случившихся сотен лет временных петель. А что если однажды она решит, что хочет жить в мире без дефицита и страданий?
То, что потенциальное утопическое использование сил Харухи никогда не упоминается, и то, что даже побочные персонажи не поднимают обсуждение такого исхода, пожалуй, самая разочаровывающая вещь в тайтле, изящно отведенная на задворки. Бессмысленные и порой весьма глупые развлечения, которые лежат в основе эпизодов, являются буквально способами помешать Харухи представить себе другой, лучший в ее фантазиях мир. Никто из персонажей не способен выдвинуть предположений о том, как изменить действующий порядок вещей, а не слепо следовать ситуации.
Не дай заскучать, иначе всему придет конец. Центральный принцип, который движет отрядом SOS. Лично мне хотелось, что бы финал был разительно другим, чем-то похожим на то, как поддаваясь скуке, возможно получить повышенное чувство осознанности, чем-то отдающее спокойствием.
«Меланхолия Харухи Судзумии» признает потенциально преобразующую силу скуки, в то же время скупо признавая, что почти никто не способен получить к ней доступ. В «идеальном» мире Харухи была бы способна вести обыденную жизнь, не разрушая при этом реальность. Вместо этого, тайтл, кажется, уступает ее требованию постоянной активности и принимает возможность найти смысл в, казалось бы, мелочных отвлечениях.
Каждый для себя сам находит истинный смысл в показанной истории, который, как и выход из временной петли, находят персонажи аниме. Возможно, что забота о других может если и не заменить самопросвещение, то, по крайней мере, дать что-то значимое, что-то, способное притупить наши худшие импульсы и позволить изменить мир к лучшему. Это небольшая победа, но, как подсказывает «Меланхолия Харухи Судзумии», она единственная, которую мы сможем одержать.
- Как понять что болит мочевой пузырь у ребенка
- К чему снятся необычные монеты