Мелодика что это значит

Значение слова «мелодика»

Мелодика что это значит. Смотреть фото Мелодика что это значит. Смотреть картинку Мелодика что это значит. Картинка про Мелодика что это значит. Фото Мелодика что это значит

1. Учение о мелодии.

2. Совокупность мелодических средств, присущих музыкальному творчеству какого-л. композитора, народа или музыкальному произведению, жанру.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МЕЛО’ДИКА, и, мн. нет, ж. (муз., лит.). Учение о мелодии. || Мелодическое построение чего-н. М. стиха.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мело́дика

1. раздел музыковедения, учение о мелодии, мелодическом построении музыкального произведения

2. совокупность мелодических средств, присущих отдельному музыкальному произведению, целому жанру, творчеству какого-либо народа или композитора

Делаем Карту слов лучше вместе

Мелодика что это значит. Смотреть фото Мелодика что это значит. Смотреть картинку Мелодика что это значит. Картинка про Мелодика что это значит. Фото Мелодика что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова аксельбант (существительное):

Синонимы к слову «мелодика&raquo

Предложения со словом «мелодика&raquo

Сочетаемость слова «мелодика&raquo

Понятия, связанные со словом «мелодика»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «мелодика&raquo

Правда, сейчас я слушала не только то, что говорилось за столом, но одновременно пыталась уловить мелодику речи.

Исследования свидетельствуют о том, что слова обрабатываются в левой височной доле коры головного мозга, а мелодика языка попадает в правое полушарие мозга, в область, которая стимулируется музыкой.

Задушевный тембр и мелодика голоса, сама манера говорить придавали его речи необычайную конкретность и особый, присущий только ему колорит.

Источник

Мелодика

I. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. какого-либо высказывания слагается таким образом
1) из интонаций (см.), т. е. повышений и понижений тона, связанных со смыслом высказывания и являющихся мелодическими средствами речевой выразительности, и
2) из повышений и понижений тона, связанных с фонематической стороной яз. и являющихся мелодическими средствами диференциации слов. Примерами мелодических средств этого типа являются:

Библиография:
Мелодика что это значит. Смотреть фото Мелодика что это значит. Смотреть картинку Мелодика что это значит. Картинка про Мелодика что это значит. Фото Мелодика что это значитФонетика.

II. Стиховедческий термин, не вполне еще определившийся в своем содержании. Оставляя в стороне звуковую организацию стиха (в смысле организации входящих в него звуков — звуковые повторы и т. п. явления), его фонику (см.) и ритмическую его организацию — ритмику (см.), — в М. мы рассматриваем интонационную систему стиха (см. Интонация), т. е. прежде всего систему повышений и понижений голоса в слоге, слове, законченном словосочетании и наконец в целом стихотворном произведении, имеющую то или иное выразительное значение в данной стилевой системе. Так, в «Марше» Маяковского («Бейте в площади бунтов топот!») мы имеем дело с резко выраженной восклицательной интонацией (характеризующейся сравнительно с повествовательной интонацией повышением голоса). Эта интонация закономерно организует все интонационное движение отдельных строк и всего стихотворения в целом, создает определенную мелодическую систему. Понятно, что весь характер урегулированного интонационного движения стиха определяется той смысловой насыщенностью, к-рую он в себе несет, и находится в неразрывном единстве с его ритмом и звучанием (вне к-рых не может быть и интонации в стихе). Отсюда очевидно, что характер М. стиха мы можем понять, только рассматривая ее как один из моментов стиля определенного класса. М. неотъемлема от словесной системы, словесная система — от системы образов. Каждый литературный стиль и даже каждый этап в движении стиля имеет свою мелодическую систему, в чем нас и убеждает историко-литературный анализ. Легко сопоставить напр. интонацию стиха символистов, имеющую явно напевный характер и основанную по преимуществу на повторяющейся повествовательной или вопросительной интонации, с приведенным примером из Маяковского.
Совершенно очевидно отличие этой монотонной М. от восклицательной, резко паузированной М. Маяковского, связанной со словесной системой, выражающей идеи совершенно иного характера. В одном случае перед нами этап движения буржуазного стиля — символизма, в другом — стиль поэта революционной мелкой буржуазии, шедшего к пролетариату (Маяковский). М. у пролетарских поэтов дает опять-таки особую систему — у Д. Бедного, у Безыменского и др., — близкую к яз. широких масс трудящихся, не противопоставляющуюся разговорному яз. и т. д. Поскольку в М. мы имеем дело с интонационным строем стиха, мы здесь вплотную подходим и к стихотворному синтаксису: именно от системы сочетания слов в стихе зависит в значительной степени и смена повышений и понижений голоса, характеризующая мелодическое движение стиха, к-рое особенно резко чувствуется на примерах восклицательной и вопросительной интонации. Здесь опять-таки выступает на первый план связь М. со всеми сторонами эмоционального и смыслового движения стиха. Отсюда изучение М. стиха мыслимо только на основе рассмотрения ее в единстве со всеми остальными особенностями выразительной системы стиха как одного из моментов словесной системы данного литературного стиля.
Однако методы и задачи изучения М. в соответствующей литературе представляются до сих пор едва намеченными, и даже самый этот термин не имеет точно определившегося содержания. Вопросом этим занимались только формалисты, в марксистской литературе он еще не поставлен. На Западе изучение М. было развернуто Эд. Зиверсом, исходившим из утверждения различий не только в типах М. отдельных яз., но и в речи каждого говорящего и выдвинувшим требование изучать стих не в написанном виде, а в его звучании (так наз. «Ohrenphilologie» вместо «Augenphilologie»). В основе его теории лежала предпосылка об эстетической значимости звуковых элементов стиха, воздействующих на воспринимающего, заложенных в тексте самим автором и обнаруживающихся при произнесении. Отсюда Зиверс приходил к учению о «ритмико-мелодической формуле», которую можно установить для каждого стихотворного произведения, о своеобразной мелодии, в нем заключенной и обнаруживающейся при чтении вслух. Эта мелодия с достаточной степенью достоверности может быть обнаружена при массовом чтении, поскольку большая часть чтецов идет по линии сохранения авторской мелодии («Autorenleser») и только немногие от нее отклоняются («Selbstleser»). Несмотря на оговорки относительно обусловленности мелодии стиха всем текстом, Зиверс по существу изучает М. стиха изолированно, стремясь установить общие ее законы и т. д., т. е. по существу стоит на явно идеалистических, формалистических позициях. В России изучение М. также шло именно по этой линии в работах Жирмунского, Эйхенбаума, Бернштейна и приводило к установлению таких отвлеченных категорий, как «разговорный», «декламативный» и «напевный» типы М. (В. Жирмунский) или «песенная», «романсная» М. (Б. Эйхенбаум). Конкретного историко-литературного смысла эти категории не имеют, поскольку «разговорных» М. может быть столько же, сколько и литературных стилей («разговорность» ахматовской М. не имеет ничего общего с М. Сельвинского, также весьма «разговорной»). Такого рода деление следовательно только обнаруживает невозможность изучения М. «как таковой», вне данного стиля, как момент к-рого она только и может быть понята. Попытки же формалистов включить изучение М. в изучение стиля не меняют дела по существу, т. к. неприемлемо самое их понимание стиля.
Понятие М. не следует смешивать с понятием мелодии или мелодичности стиха; система интонирования стиха может иметь напр. самый резко выраженный разговорный характер; мелодичность стиха есть только один из частных случаев мелодической организации вообще (как напр. у символистов).

Библиография:
Литература о мелодике в целом формалистична и идеалистична. Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, изд. «Об-ва изучения теории поэтического яз.», П., 1922 (в конце книги — указатель иностранной литературы); Жирмунский В. М., Мелодика стиха, «Мысль», 1922, № 5, май — июнь (по поводу предыдущей книги); Бернштейн С., Эстетические предпосылки теории декламации, «Поэтика», III. «Временник отд. словесных искусств ГИИИ», Л., 1927; Его же, Стих и декламация, сб. «Русская речь», Под редакцией проф. Л. В. Щерба, Новая серия, I, изд. Отдела словесных искусств ГИИИ, Ленинград, 1927; Коварский Н., Мелодия стиха, «Поэтика», IV. «Временник отд. словесных искусств ГИИИ», Ленинград, 1928 (изложение теории Сиверса); Балухатый С., Теория литературы. I. Общие вопросы, изд. «Прибой», Ленинград, 1929, стр. 175 и след. (указания на литературу); Sievers Ed., Rhytmisch-melodische Studien, Heidelberg, 1912 (особенно стр. 36—55, 56—77, 78—122).

Источник

МЕЛОДИКА

Смотреть что такое «МЕЛОДИКА» в других словарях:

Мелодика — I. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. какого либо высказывания слагается таким образом 1) из интонаций (см.), т. е. повышений и понижений… … Литературная энциклопедия

МЕЛОДИКА — Учение о мелодии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕЛОДИКА в музыке учение о мелодии т. е. о художественных условиях, способствующих складному сочетание тонов, благозвучной определенности и особенно … Словарь иностранных слов русского языка

Мелодика — МЕЛОДИКА отрасль поэтики и лингвистики, изучающая мелодию речи, т. е. ее интонацию, состоящую в чередовании повышений и понижений звуков речи. Мелодическое движение свойственно как стихотворной, так и прозаической речи. Поскольку оно своими… … Словарь литературных терминов

МЕЛОДИКА — 1) учение о мелодии.2) Мелодические особенности сочинения, творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы и др … Большой Энциклопедический словарь

МЕЛОДИКА — МЕЛОДИКА, и, жен. 1. Учение о мелодии. 2. Основанное на определённой мелодии построение музыкального произведения, стиха. | прил. мелодический, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мелодика — сущ., кол во синонимов: 1 • мелопея (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мелодика — Мелодическая гармоника, Мелодика язычковый музыкальный инструмент, подобный аккордеону и гармонике. Имеет музыкальную клавиатуру сверху, звук добывается путем вдувания воздуха в специальное отверстие сбоку. Нажатием клавиши производится открытие… … Википедия

мелодика — и; ж. Муз. 1. Учение о мелодии. 2. Совокупность мелодических средств, присущих музыкальному творчеству какого л. композитора, народа или музыкальному произведению, жанру. М. романсов Чайковского. М. итальянских песен. * * * мелодика 1) учение о… … Энциклопедический словарь

Мелодика — (от греч. melodikos мелодический, песенный) изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов. Хотя М. выступает как один из компонентов интонации, их отождествление неправомерно, ибо в интонационной структуре… … Педагогическое речеведение

Мелодика — (от греч. melōdikós мелодический, песенный) 1) учение о мелодии; 2) мелодические особенности определённого произведения, области творчества или всего творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы, области… … Большая советская энциклопедия

Источник

Мелодика

Смотреть что такое «Мелодика» в других словарях:

Мелодика — I. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. какого либо высказывания слагается таким образом 1) из интонаций (см.), т. е. повышений и понижений… … Литературная энциклопедия

МЕЛОДИКА — Учение о мелодии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕЛОДИКА в музыке учение о мелодии т. е. о художественных условиях, способствующих складному сочетание тонов, благозвучной определенности и особенно … Словарь иностранных слов русского языка

Мелодика — МЕЛОДИКА отрасль поэтики и лингвистики, изучающая мелодию речи, т. е. ее интонацию, состоящую в чередовании повышений и понижений звуков речи. Мелодическое движение свойственно как стихотворной, так и прозаической речи. Поскольку оно своими… … Словарь литературных терминов

МЕЛОДИКА — МЕЛОДИКА, мелодики, мн. нет, жен. (муз., лит.). Учение о мелодии. || Мелодическое построение чего нибудь. Мелодика стиха. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕЛОДИКА — 1) учение о мелодии.2) Мелодические особенности сочинения, творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы и др … Большой Энциклопедический словарь

МЕЛОДИКА — МЕЛОДИКА, и, жен. 1. Учение о мелодии. 2. Основанное на определённой мелодии построение музыкального произведения, стиха. | прил. мелодический, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мелодика — сущ., кол во синонимов: 1 • мелопея (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мелодика — Мелодическая гармоника, Мелодика язычковый музыкальный инструмент, подобный аккордеону и гармонике. Имеет музыкальную клавиатуру сверху, звук добывается путем вдувания воздуха в специальное отверстие сбоку. Нажатием клавиши производится открытие… … Википедия

мелодика — и; ж. Муз. 1. Учение о мелодии. 2. Совокупность мелодических средств, присущих музыкальному творчеству какого л. композитора, народа или музыкальному произведению, жанру. М. романсов Чайковского. М. итальянских песен. * * * мелодика 1) учение о… … Энциклопедический словарь

Мелодика — (от греч. melodikos мелодический, песенный) изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов. Хотя М. выступает как один из компонентов интонации, их отождествление неправомерно, ибо в интонационной структуре… … Педагогическое речеведение

Мелодика — (от греч. melōdikós мелодический, песенный) 1) учение о мелодии; 2) мелодические особенности определённого произведения, области творчества или всего творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы, области… … Большая советская энциклопедия

Источник

МЕЛОДИКА

Мелодика – интонация, мелодия, звучание высказывания в речи.

Смотреть что такое МЕЛОДИКА в других словарях:

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИКА

(от греч. melōdikós — мелодический, песенный) 1) учение о мелодии; 2) мелодические особенности определённого произведения, области творчества ил. смотреть

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИКА

мелодика ж. 1) Учение о мелодическом построении какого-л. произведения. 2) Совокупность мелодических средств, присущих отдельному музыкальному произведению, целому жанру, творчеству какого-л. народа или композитора.

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИКА

Мелодика — небольшой духовой инструмент, с трубками, мехами и клавиатурой; объем — 3 1/2 октавы. Ему доступны crescendo и descrescendo. Изобретен орган. смотреть

МЕЛОДИКА

I. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. смотреть

МЕЛОДИКА

I. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. какого-. смотреть

МЕЛОДИКА

. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. какого-либо высказывания слагается таким образом а) из интонаций (см.), т. е. повышений и понижений тона, связанных со смыслом высказывания и являющихся мелодическими средствами речевой выразительности, и б) из повышений и понижений тона, связанных с фонематической стороной яз. и являющихся мелодическими средствами диференциации слов. Примерами мелодических средств этого типа являются: 1) так наз. «музыкальное ударение» тех языков, к-рые с помощью повышений и понижений тона выделяют главный слог слова (напр. литовский, сербский, хорватский) или диференцируют лексемы (напр. китайский); 2) повышение или понижение тона, сопровождающее изменения силы экспирации в языках с так наз. «экспираторным ударением» (напр. в русском яз.) и др. Совокупность всех этих изменений тона образует в каждом языке совершенно специфическую систему М., порой резко отличающуюся от мелодических систем других языков. Библиография: См. «Фонетика». Р. Ш. 2. Стиховедческий термин, не вполне еще определившийся в своем содержании. Оставляя в стороне звуковую организацию стиха (в смысле организации входящих в него звуков — звуковые повторы и т. п. явления), его фонику (см.) и ритмическую его организацию — ритмику (см.), — в М. мы рассматриваем интонационную систему стиха (см. «Интонация»), т. е. прежде всего систему повышений и понижений голоса в слоге, слове, законченном словосочетании и наконец в целом стихотворном произведении, имеющую то или иное выразительное значение в данной стилевой системе. Так, в «Марше» Маяковского («Бейте в площади бунтов топот!») мы имеем дело с резко выраженной восклицательной интонацией (характеризующейся сравнительно с повествовательной интонацией повышением голоса). Эта интонация закономерно организует все интонационное движение отдельных строк и всего стихотворения в целом, создает определенную мелодическую систему. Понятно, что весь характер урегулированного интонационного движения стиха определяется той смысловой насыщенностью, к-рую он в себе несет, и находится в неразрывном единстве с его ритмом и звучанием (вне к-рых не может быть и интонации в стихе). Отсюда очевидно, что характер М. стиха мы можем понять, только рассматривая ее как один из моментов стиля определенного класса. М. неотъемлема от словесной системы, словесная система — от системы образов. Каждый литературный стиль и даже каждый этап в движении стиля имеет свою мелодическую систему, в чем нас и убеждает историко-литературный анализ. Легко сопоставить напр. интонацию стиха символистов, имеющую явно напевный характер и основанную по преимуществу на повторяющейся повествовательной или вопросительной интонации, с приведенным примером из Маяковского. Совершенно очевидно отличие этой монотонной М. от восклицательной, резко паузированной М. Маяковского, связанной со словесной системой, выражающей идеи совершенно иного характера. В одном случае перед нами этап движения буржуазного стиля — символизма, в другом — стиль поэта революционной мелкой буржуазии, шедшего к пролетариату (Маяковский). М. у пролетарских поэтов дает опять-таки особую систему — у Д. Бедного, у Безыменского и др., — близкую к яз. широких масс трудящихся, не противопоставляющуюся разговорному яз. и т. д. Поскольку в М. мы имеем дело с интонационным строем стиха, мы здесь вплотную подходим и к стихотворному синтаксису: именно от системы сочетания слов в стихе зависит в значительной степени и смена повышений и понижений голоса, характеризующая мелодическое движение стиха, к-рое особенно резко чувствуется на примерах восклицательной и вопросительной интонации. Здесь опять-таки выступает на первый план связь М. со всеми сторонами эмоционального и смыслового движения стиха. Отсюда изучение М. стиха мыслимо только на основе рассмотрения ее в единстве со всеми остальными особенностями выразительной системы стиха как одного из моментов словесной системы данного лит-ого стиля. Однако методы и задачи изучения М. в соответствующей лит-ре представляются до сих пор едва намеченными, и даже самый этот термин не имеет точно определившегося содержания. Вопросом этим занимались только формалисты, в марксистской лит-ре он еще не поставлен. На Западе изучение М. было развернуто Эд. Зиверсом, исходившим из утверждения различий не только в типах М. отдельных яз., но и в речи каждого говорящего и выдвинувшим требование изучать стих не в написанном виде, а в его звучании (так наз. «Ohrenphilologie» вместо «Augenphilologie»). В основе его теории лежала предпосылка об эстетической значимости звуковых элементов стиха, воздействующих на воспринимающего, заложенных в тексте самим автором и обнаруживающихся при произнесении. Отсюда Зиверс приходил к учению о «ритмико-мелодической формуле», которую можно установить для каждого стихотворного произведения, о своеобразной мелодии, в нем заключенной и обнаруживающейся при чтении вслух. Эта мелодия с достаточной степенью достоверности может быть обнаружена при массовом чтении, поскольку большая часть чтецов идет по линии сохранения авторской мелодии («Autorenleser») и только немногие от нее отклоняются («Selbstleser»). Несмотря на оговорки относительно обусловленности мелодии стиха всем текстом, Зиверс по существу изучает М. стиха изолированно, стремясь установить общие ее законы и т. д., т. е. по существу стоит на явно идеалистических, формалистических позициях. В России изучение М. также шло именно по этой линии в работах Жирмунского, Эйхенбаума, Бернштейна и приводило к установлению таких отвлеченных категорий, как «разговорный», «декламативный» и «напевный» типы М. (В. Жирмунский) или «песенная», «романсная» М. (Б. Эйхенбаум). Конкретного историко-литературного смысла эти категории не имеют, поскольку «разговорных» М. может быть столько же, сколько и лит-ых стилей («разговорность» ахматовской М. не имеет ничего общего с М. Сельвинского, также весьма «разговорной»). Такого рода деление следовательно только обнаруживает невозможность изучения М. «как таковой», вне данного стиля, как момент к-рого она только и может быть понята. Попытки же формалистов включить изучение М. в изучение стиля не меняют дела по существу, т. к. неприемлемо самое их понимание стиля. Понятие М. не следует смешивать с понятием мелодии или мелодичности стиха; система интонирования стиха может иметь напр. самый резко выраженный разговорный характер; мелодичность стиха есть только один из частных случаев мелодической организации вообще (как напр. у символистов). Библиография: Литература о мелодике в целом формалистична и идеалистична. Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, изд. «Об-ва изучения теории поэтического яз.», П., 1922 (в конце книги — указатель иностранной литературы); Жирмунский В. М., Мелодика стиха, «Мысль», 1922, № 5, май — июнь (по поводу предыдущей книги); Бернштейн С., Эстетические предпосылки теории декламации, «Поэтика», III. «Временник отд. словесных искусств ГИИИ», Л., 1927; Его же, Стих и декламация, сб. «Русская речь», под ред. проф. Л. В. Щерба, Новая серия, I, изд. Отдела словесных искусств ГИИИ, Ленинград, 1927; Коварский Н., Мелодия стиха, «Поэтика», IV. «Временник отд. словесных искусств ГИИИ», Ленинград, 1928 (изложение теории Сиверса); Балухатый С., Теория литературы. I. Общие вопросы, изд. «Прибой», Ленинград, 1929, стр. 175 и след. (указания на литературу); Sievers Ed., Rhytmisch-melodische Studien, Heidelberg, 1912 (особенно стр. 36—55, 56—77, 78—122). Л. Тимофеев. смотреть

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИКАУчение о мелодии.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.МЕЛОДИКАв музыке учение о мелодии т. е. о худож. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *