Мельпомена геродот о чем
Мельпомена (История, Книга 4)
1. После завоевания Вавилона сам Дарий выступил в поход на скифов1. Так как Азия была тогда богата воинами и огромные средства стекались в страну, то царь пожелал теперь наказать скифов за вторжение в Мидию и за то, что скифы, победив своих противников-мидян, первыми нарушили мир. Ведь, как я уже сказал раньше2, скифы 28 лет владычествовали в Верхней Азии. Следуя за киммерийцами3, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян (до прихода скифов Азией владели мидяне). Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами.
2. Всех своих рабов скифы ослепляют4. [Поступают они так] из-за молока кобылиц, которое они пьют. Добывают же молоко скифы так: берут костяные трубки вроде свирелей и вставляют их во влагалища кобылиц, а затем вдувают ртом туда воздух. При этом один дует, а другой выдаивает кобылиц. Скифы поступают так, по их словам, вот почему: при наполнении жил воздухом вымя у кобылиц опускается. После доения молоко выливают в полые деревянные чаны. Затем, расставив вокруг чанов слепых рабов, скифы велят им взбалтывать молоко. Верхний слой отстоявшегося молока, который они снимают, ценится более высоко, а снятым молоком они менее дорожат. Вот почему ослепляют всех захваченных ими пленников. Скифы ведь не землепашцы, а кочевники.
4. Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали. Итак, скифы были властителями Азии; затем после изгнания их мидянами они таким вот образом возвратились в родную страну. Вот за что Дарий пожелал наказать скифов и собрал против них свое войско.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет7. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне8. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению9.
8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
Геродот о Гиперборее.
Античный мир располагал обширными представлениями о Гиперборее и немаловажными подробностями о жизни и нравах гиперборейцев. Исторические корни давних и тесных связей с гиперборейцами уходят в древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации, связанную и с Полярным кругом и с «краем земли» — северной береговой линией Евразии и древней материковой и островной культурой.
Гиперборея — древнее название Севера. В античные времена все народы, живущие на северных территориях задолго до нашей эры, назывались гиперборейцами. Буквально «Гиперборейцы» означает — «те, кто живут за Бореем — Северным ветром», или просто — «те, кто живут на Севере».
Гиперборея — горная область с суровым холодным климатом, густыми туманами и снегом, похожим на белые перья, находится не в Европе, а по ту сторону Аквилона за Рипейскими (Гиперборейскими, Уральскими) горами, протянувшимися с юга на север до самого Северного (Скифского, Гиперборейского) Океана.
Путь из Средиземноморья в Гиперборею проходит мимо Тавриды и Меотиды (Азовского моря), мимо сарматов, исседонов и кочевников за Рипейскими горами (Уральскими).
В «Истории» (Ιστορία) в книге IV. МЕЛЬПОМЕНА Геродот пишет о Гиперборее:
16. Об областях севернее страны (Скифии), о которой я начал свой рассказ, никто ничего определенного не знает.
Золотая баба на карте 1562 года
Геродот прямо заявил, что не верит в существование гиперборейцев, и рассказал о народах соседствовавших с гиперборейцами, которые ничего о не знают о них, но ежегодно принимают священные дары от гиперборейцев, завёрнутые в солому, и передают дары дальше другим народам, пока священные дары не достигнут острова Делос.
Делосцы сами в Гиперборею не путешествовали, а только рассказывали, о гиперборейских девушках Арга и Опис, прибывшими из гиперборейской страны вместе с самими гиперборейскими богами — Аполлоном и Артемидой,которым и делосцы также воздают почести. Каллимах прямо называет гипербореев «русыми аримаспами», указывает на их «долговечную жизнь».
Делосские жрецы, называющие себя перфереи, вели своё происхождение от гиперборейцев, почитающих богов Гипербореи — Аполлона Гиперборейского и Артемиду. Каждые 19 лет Аполлон улетает на крылатом грифоне в Гиперборею, чтобы навестить свою мать богиню Лето. Жрецы дельфийского храма Аполлона любили рассказывать о поклонении лидийских царей богу Аполлону Гиперборейскому.
Помимо храмовых легенд Геродот приводит ещё один источник о гиперборейцах – эпическую поэму Аристея из Проконесса «Поэму об аримаспах». Аристей жил, скорее всего, в VIII веке до н. э. Геродот упоминает, что спустя 240 лет после своей смерти, Аристей якобы снова появился в греческой колонии Метапонтии в Италии и сочинил новую поэму, то есть примерно 700 г. до н., считая от жизни Геродота, так как в поэме упоминалось вытеснение киммерийцев скифами.
Аристей был «одержим Фебом», т. е. Аполлоном, иными словами он пророчествовал, и его сведениям Геродот не верит, тем не менее, Аристей, как житель острова Проконесс (остров Мармара) в Мраморном море, мог иметь современную информацию об окружающих народах аримаспах.
Единственными достоверным источником о гиперборейцах, Геродот считал храмовые легенды с острова Делос и поэму Аристея “Эпос об аримаспах”.
Раннехристианский теолог и писатель Климент Александрийский (150 — 215 г. н.э.).
I, 15, 72: «О гипербореях рассказывает Гелланик, что они живут выше Рипейских гор и что они учатся справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древесными плодами;
IV, 26, 172: «Гиперборейские и аримасповские города и Елисейские поля суть обители праведных…».
Схолии к «Увещевательной речи к эллинам», II, 29: «Гипербореи – скифское племя… они приносят ослов в жертву Аполлону».
Гипербореец Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады, и от славяно-русского имени Олень происходит имя народа — эллины (олень, лань) и название страны — Эллада.
Перстень с крылатыми грифонами, Минойская культура, остров Крит
Не потому ли Гиперборея так дорога грекам, что это их Родина, страна, откуда когда-то пришли их предки? Тогда их ностальгия по далёкой родине Гиперборее объяснима.
На Ведическом санскрите — родном языке «Риг-Веды» слово «рипа» означает «горы» — Рипейские горы. Именно отсюда, с вершины Рипа орёл принёс Индре напиток бессмертия — Сому, об этом свидетельствуют древнеиндийские мифы.
Известные по минойским изображениям, и образ грифона, часто встречающиеся в минойском искусстве, и имя самого бога Аполлона, встречается в текстах на табличках с линейным письмом Б (XV – XII вв. до н. э.). Гиперборейцы, живущие под покровительством солнце-бога Аполлона, передали древним эллинам не только священные дары, но и свои представления о Царе Солнце, как боге оракуле, и на острове Делос возник храм Аполлона, славящийся своими оракулами (предсказателями).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мельпомена геродот о чем
Введение и мифическая старина Лидии (1–5). История Лидии от Креза: переход власти от Гераклидов к Мермнадам (6–13). Царствование Гигеса, Ардиса, Садиатта, Алиатта; отношения их к эллинам; случай с Арионом (14–25). Крез, посещение его Солоном (26–33). Домашние бедствия Креза; испытание оракулов (34–52). Приготовления к войне с персами; обращение к афинянам и спартанцам и дела сих последних (53–70). Война с персами, падение Сард, порабощение мидян персами; судьба Креза (71–94). Азия до господства персов: владычество ассирийцев, история мидян; Кир до завоевания Мидии (95–129). Покорение мидян персами; нравы и обычаи персов (130–140). Города ионян и эолийцев (141–153). Завоевания Кира на материке и островах (154–177). Ассирия с Вавилоном, покорение Вавилона, достопримечательности Ассирии (178–200). Поход на массагетов; гибель Кира; нравы массагетов (201–216).
1. Нижеследующие изыскания Геродот из Галикарнасса представляет для того, чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и достойные удивления сооружения, исполненные частью эллинами, частью варварами, главным же образом для того, чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война.
Персидские ученые утверждают, что виновниками распри были финикияне, именно: прибыв от так называемого Эрифрейского моря к Нашему[2] и поселившись здесь в той земле, которую занимают и теперь, финикияне немедленно обратились к мореплаванию в далекие страны; с египетскими и ассирийскими товарами они заходили в разные земли, между прочим и в Аргос. Аргос в то время был в нынешней Элладе первенствующим во всех отношениях государством. По прибытии сюда финикияне занялись продажей своих товаров. На пятый или шестой день, когда все почти было продано, пришла на морской берег в числе других женщин дочь тамошнего царя Инаха по имени Ио, – так называют ее и эллины. Расположившись у кормы, женщины покупали товары, какие наиболее нравились каждой из них. Тогда финикияне, согласившись между собой, кинулись на женщин; большая часть их спаслась бегством, но Ио вместе с несколькими другими была захвачена финикиянами. Бросив женщин на корабль, они отплыли к Египту.
2. Так прибыла в Египет Ио, по рассказам персов; но не так повествуют о том эллины. По словам персидских ученых, это была первая обида. После того, продолжают они, несколько эллинов высадились у финикийского города Тира и похитили здесь царскую дочь Европу; племени эллинов персы не знают; должно быть, это были критяне. Таким образом за нанесенную финикиянами обиду эллины отплатили равною обидою. После этого новую несправедливость совершили эллины: на длинном корабле они прибыли в Эю, что в Колхиде, на реке Фасис, и там по исполнении возложенного на них поручения похитили царскую дочь Медею. Царь Колхиды послал было в Элладу глашатая с требованием дочери обратно и удовлетворения за ее похищение; но эллины на это отвечали, что финикияне ничего не заплатили им за похищение аргивянки Ио, а потому и колхи не получат от них никакого удовлетворения.
3. В следующем поколении, по рассказам персов, сын Приама Александр, узнав о случившемся, возымел желание похитить для себя женщину из Эллады, будучи вполне убежден в безнаказанности похищения, ибо не понесли же наказания похитители – эллины. Похитил он Елену. Эллины прежде всего порешили отправить послов в Азию с требованием возвратить Елену и уплатить пеню за похищение. Но в ответ на эти требования им напомнили о похищении Медеи, с укором, что сами они не заплатили никакой пени и на выдачу похищенной женщины не согласились, между тем как от других желали бы получить удовлетворение.
4. До сих пор с обеих сторон были похищения отдельных лиц, а с этого времени эллины становятся тяжко виновными: они вторгаются с войском в Азию прежде, нежели персы вторглись в Европу. Вообще похищение женщин персы считают делом наглецов, месть же за похищенных, по их мнению, прилична глупцам; благоразумным людям вовсе не подобает заботиться о похищенных, ибо женщины не были бы похищаемы, если бы не желали того сами. Вот почему обитатели Азии, говорят персы, и не обращали никакого внимания на похищение их женщин, между тем как эллины из-за одной женщины – лакедемонянки собрали огромное войско и, придя в Азию, разрушили царство Приама. С этого-то времени персы всегда считали эллинов своими врагами: почитая Европу с эллинами за отдельную страну, они присваивают себе Азию с живущими в ней народами.
5. Так рассказывают персы, называя разрушение Трои причиной вражды своей к эллинам. Относительно Ио финикияне не согласны с персами. Не силою доставили они ее в Египет, рассказывают финикияне, но в Аргосе она вступила в связь с хозяином корабля, потом, заметив свою беременность и не желая открывать ее из страха перед родителями, добровольно отплыла с финикиянами. Таковы рассказы персов и финикиян. Со своей стороны я не стану входить в рассуждение, так ли это было или иначе, но назову лицо, которое считаю первым обидчиком Эллады, и буду продолжать мое повествование, одинаково обозревая малые и большие города, ибо большие некогда города сделались впоследствии малыми, и наоборот: города, значительные в мое время, были прежде малыми. Я знаю, что человеческое счастье непостоянно, а потому и буду упоминать как о больших, так равно и о малых городах.
6. Крез был лидиец по происхождению, сын Алиатта, и владычествовал над народами по эту сторону реки Галис, протекающей с юга между сирийцами[3] и пафлагонцами и изливающейся на север в так называемый теперь Евксинский Понт. Из всех известных нам варваров Крез первый подчинил своей власти некоторых из эллинов, заставив их платить дань, а с другими вступил в дружбу. Покорил он ионян, эолийцев и живущих в Азии дорийцев, а друзей приобрел себе в лакедемонянах. Раньше царствования Креза все эллины были свободны, ибо предшествовавшее задолго до Креза вторжение киммерийцев, которые доходили до Иовии, не было покорением государств, а лишь хищническим набегом.
7. Принадлежав вначале Гераклидам, власть перешла потом в род Креза, к так называемым Мермнадам, следующим образом. Правителем Сард был Кандавл, именуемый эллинами Мирсилом, потомок Алкея, сына Геракла. Агрон, сын Нина, внук Бела, правнук Алкея, был из рода Гераклидов первым царем Сард, а Кандавл, сын Мирса, последним. Владыки, царствовавшие в этой стране раньше Агрона, происходили от Лида, сына Атиса, по имени которого назван целый лидийский народ, прежде называвшийся меонами. Они-то и облекли Гераклидов властью, доставшеюся им по изречению оракула. Гераклиды происходили от рабыни Иардана и Геракла, управляли страною в лице двадцати двух поколений на протяжении пятисот пяти лет в непрерывной преемственности от отца к сыну до Кандавла, сына Мирса.
8. Этот Кандавл страстно любил свою жену и воображал поэтому, что владеет красивейшей в свете женщиной. У царя был копьеносец, сын Даскила, Гигес, к которому царь был весьма расположен; ему поверял Кандавл важнейшие дела свои и, между прочим, превозносил красоту жены. Немного времени спустя Кандавлу суждено было погибнуть, царь обратился к Гигесу с такой речью: «Мне кажется, Гигес, ты не доверяешь моим словам о красоте жены, ибо слух у человека не так доверчив, как зрение; поэтому постарайся увидеть ее обнаженною». В ответ на это Гигес вскрикнул: «Неразумные речи слышу я от тебя, владыка! Неужели ты велишь мне посмотреть на мою нагую госпожу? Ведь вместе с платьем женщина совлекает с себя и стыд. Давно существуют у людей прекрасные изречения; из них следует черпать уроки; в числе изречений есть следующее: «всякий смотри свое». Я верю, что жена твоя красивейшая женщина, и пожалуйста, не требуй от меня недозволенного».
Перевод публикуется по изданию: Геродот. История. В девяти книгах. Перевод Ф. Г. Мищенко. Т. 1. М., 1885; Т. 2. М., 1888. Редакция сочла себя вправе произвести стилистическую правку перевода, выправить орфографию в соответствии с современными правилами и заменить некоторые очевидно устаревшие грамматические конструкции. // Подстрочные сноски к предисловию и послесловию принадлежат Ф. Г. Мищенко. Примечания к предисловию, послесловию и основному тексту подготовлены О. А. Королевой.
…от так называемого Эрифрейского моря к Нашему… – Эрифрейское море – древнее название Красного моря. Здесь имеется в виду Персидский залив. Наше море – Средиземное море.
…между сирийцами… – Под сирийцами подразумеваются халибы – древний полумифический народ, населявший южный берег Черного моря (Гомер называет их гализонами. См. «Илиада», II, 856).
- Категория: Научные и научно-популярные книги / История Автор: Геродот Год выпуска: неизвестен ISBN: нет данных Издательство: неизвестно Страниц: 19 Добавлено: 2019-02-08 22:13:26
Мельпомена (История, Книга 4)
1. После завоевания Вавилона сам Дарий выступил в поход на скифов1. Так как Азия была тогда богата воинами и огромные средства стекались в страну, то царь пожелал теперь наказать скифов за вторжение в Мидию и за то, что скифы, победив своих противников-мидян, первыми нарушили мир. Ведь, как я уже сказал раньше2, скифы 28 лет владычествовали в Верхней Азии. Следуя за киммерийцами3, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян (до прихода скифов Азией владели мидяне). Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами.
2. Всех своих рабов скифы ослепляют4. [Поступают они так] из-за молока кобылиц, которое они пьют. Добывают же молоко скифы так: берут костяные трубки вроде свирелей и вставляют их во влагалища кобылиц, а затем вдувают ртом туда воздух. При этом один дует, а другой выдаивает кобылиц. Скифы поступают так, по их словам, вот почему: при наполнении жил воздухом вымя у кобылиц опускается. После доения молоко выливают в полые деревянные чаны. Затем, расставив вокруг чанов слепых рабов, скифы велят им взбалтывать молоко. Верхний слой отстоявшегося молока, который они снимают, ценится более высоко, а снятым молоком они менее дорожат. Вот почему ослепляют всех захваченных ими пленников. Скифы ведь не землепашцы, а кочевники.
4. Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали. Итак, скифы были властителями Азии; затем после изгнания их мидянами они таким вот образом возвратились в родную страну. Вот за что Дарий пожелал наказать скифов и собрал против них свое войско.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет7. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне8. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению9.
8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)10. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
ИСТОРИЯЛетописиМельпомена, книга IV, примечания446. Движение киммерийцев было обусловлено давлением скифов, которых в свою очередь теснили массагеты (IV 11). Дарий не собирался мстить скифам за вторжение в Мидию, но хотел помешать их нападению на Мидию, через Дербентский проход. Для этого царь и предпринял поход против кочевий скифов в Южной России. 447. Геродот передает здесь древнее скифское сказание. “Слепые рабы” – вероятно, название покоренных скифами народностей, быть может киммерийцев. 448. Это так называемый Киммерийский вал на совр. Керченском полуострове для защиты Боспора от кочевников. 449. Упомянутые Геродотом золотые предметы почитались скифами. Так, в кургане Гелермес найдена золотая секира, служившая, по-видимому, предметом культа. 450. Тысячелетнее царство – восточное учение, распространенное также у римлян и этрусков. 451. Ср. рассказ “Сколько человеку земли нужно” Л. Н. Толстого, сюжет которого навеян этой новеллой Геродота. 452. Вероятно, Геродот имеет в виду метель и вьюгу. 453. Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н.э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи. 454. Упомянутая здесь группа киммерийцев, по-видимому, раньше кочевала в Кубанской области, в то время как племена, кочевавшие в Южной России и в Крыму, проникли по западному побережью Черного моря до Геллеспонта и Боспора Фракийского. 455. Здесь Черное море. 456. Ворон – священная птица Аполлона. 457. Город Ольвия. Геродот описывает торговый путь от устья совр. Днепра на север. Греки, по-видимому, поднимались вверх по Днепру до больших порогов ниже совр. Днепропетровска. Туда, вероятно, приходили купцы из Скандинавии для меновой торговли. 458. Скифы-земледельцы названы так по созвучию их племенного названия (ВДИ, 1946, 2, стр. 42). 459. Геродот описывает область между совр. Южным Бугом и низовьями Днепра. 460. Главное скифское племя, по Геродоту, жило в области, ограниченной на западе совр. Днестром, на севере – р. Конской и Донцом, на востоке – Азовским морем. Южной границей Скифской области была горная цепь Тавр (Яйла). В Неаполе у совр. Симферополя раскопаны остатки резиденции скифских царей и в так называемом Золотом Кургане (525 – 500 гг.) найдены богатые скифские погребения. 461. В основе описания устья Дона лежит, вероятно, какой-нибудь путеводитель по торговому пути из северного Причерноморья на Восток (в Центральную Азию). 462. По В. В. Латышеву, иирки – предки мадьяр на севере Урала. 463. В соленых степях (древнее морское дно) на почве лежит кора, которую Геродот изображает твердой как камень. 464. По С. Я. Лурье (История, стр. 100), “лысые” люди – предшественники современных башкир. 465. Вероятно, Prunus padus L. (подорожник). Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева. 466. Слово “асхи” (ачи) можно сравнить с древнетюркским “ачуг” (горький). У современных башкир есть кушанье “ахша” (С. Я. Лурье. История, стр. 100). 467. Данное здесь описание почти соответствует описанию образа жизни массагетов (I 215 – 216). Вероятно, оба описания относятся к одному и тому же племени. Описание массагетов восходит к сообщениям аккадских купцов, приходивших к массагетам по дороге через Каспийское море, а греки от устья Дона посещали их соседей аргиппеев на совр. Сырдарье. 468. Рассказ об убиении массагетами и исседонами стариков “вряд ли заслуживает доверия” (В. В. Струве. Этюды, стр. 30). 469. Т.е. к западу от Киммерийского вала. 471. Упомянутые здесь Геродотом связи этрусков и венетов Верхней Италии с племенами к северу от Альп были главным образом культовыми связями. На бронзовых сосудах из Верхней Италии находим изображения праздничных процессий, подобных описанным у Геродота. 472. Речь идет, вероятно, о древних обрядах инициации, которые совершались при переходе в зрелый возраст. 473. Геродот раскрывает двойное происхождение делосского культа: во-первых, принесенный греками с Севера культ Аполлона и Артемиды и, во-вторых, почитание Аполлона как божества света, перенесенное из Ликии. 474. Имя Абариса связывается с апарнами (кочевое племя на Алтае, впоследствии называвшееся аварами). Абарис жил якобы во времена Креза и обходил всю землю со стрелой – символом Аполлона. 475. Или: “Словно выточена на токарном станке”. 476. Геродот, быть может, пользовался в этом рассказе древней аккадской картой мира, где центром мира была Ассирия. 477. Здесь – Персидский залив. 478. Этот соединительный канал Дарий велел прокопать между Нилом и Красным морем. Канал шел через совр. Вади-Тумилат и горькие озера и выходил в Красное море у теперешнего Суэца. 479. Персидский залив. 480. Сообщение Геродота показывает, что персидская держава простиралась тогда в Индии до восточного края пустыни Фар. 481. По приказанию египетского царя Неко (609 – 593 гг.) финикияне обогнули мыс Доброй Надежды, при этом солнце было у них на правой стороне. На третий год они достигли Гибралтара и снова вошли в Средиземное море. 482. Карфагенянин Ганнон около 520 г. до н.э. обогнул Африку. Он оставил описание своего путешествия, греческая обработка которого сохранилась. 484. Плавание Скилака стояло в связи с завоеваниями Дария в Индии. Персы покорили плодородную долину Инда. Персидское войско возвратилось сухим путем, а Скилак морем достиг южной Аравии, а оттуда прибыл в Красное море до теперешнего Суэца. Между Индией и южной Аравией издавна были оживленные торговые связи. 485. Озеро, из которого вытекает, по Геродоту, Тирас, – болотистая область в истоках совр. р. Припяти. Эту область считали огромным озером. 486. Морская соленая вода с южным ветром далеко проникает в устье совр. Южного Буга. 487. Быть может, белуга (Acipenser huso), достигающая иногда огромных размеров. 488. Днепровский лиман (куда впадает совр. Днепр и Южный Буг), отделенный от моря Кинбурнской косой. 489. Геродот смешивает здесь Гипакирис с какой-то другой рекой. 490. Такие скифские котлы известны по археологическим находкам. 491. Кровь убитого врага пьют для того, чтобы вместе с кровью всосать его “силу” (ср.: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. II. М., 1928, стр. 85). 492. Этот рассказ Геродота подтверждается находками в алтайских курганах. 493. При этом обычае играют роль тотемистические представления. 494. Связки прутьев употреблялись также в культовом ритуале мидян и персов. 495. Этот способ бальзамирования засвидетельствован также у алтайцев (Хиунг-ну). Кипер – растение Cyperus rotundus. Селерей – Areim graveolens. Анис – Pimpinella anisum. 496. Скифские курганы достигают значительных размеров. В погребальной камере находятся богатые золотые украшения, рядом с ней – место погребения убитых коней. 497. Выставленные вокруг могилы стражи впоследствии заменялись каменными фигурами (алтайцы называли их “балбал”). 498. Изображенный здесь обычай являлся частью культового обряда. Сжигаемые в юрте стебли конопли производили дым, вызывавший опьянение. Находившиеся в юрте люди (и среди них шаманы) приходили в экстаз. “Вопли от удовольствия” – это, вероятно, песни шаманов, содержанием которых было нисхождение душ в подземное царство (ср. I 201). 499. Оргиастические культы (Кибелы Великой Матери) проникли к скифам через Кизик. 500. Здесь первое упоминание о царских дворцах скифов. Впоследствии скифы построили дворец в Неаполе (на месте Симферополя). 501. Следы богов известны и в других местах, например на Цейлоне след Будды. 502. Геродот имеет в виду здесь знаменитые по мифу об аргонавтах скалистые островки у выхода из Боспора, которые сталкивались и разбивали корабли, попадавшие между ними. 503. Приводимые Геродотом цифры совершенно не сходятся с данными о величине Черного моря, известными из древней географии. 504. Северный вход в Боспор шириной в 4,7 км. Самое узкое его место, где Дарий велел построить мост, лежит у совр. Румели-Хиссар (ширина здесь 660 м); длина Боспора 31,7 км. 505. Длина Геллеспонта приблизительно 60 км, а ширина в самом узком месте 1350 м. 506. Т.е. клинописным письмом, которое употреблялось для царских надписей на эламском, аккадском и древнеперсидском языках. 507. Расстояние между обоими городами в действительности больше. 508. Из названий покоренных Дарием племен можно заключить, что царь шел не через совр. Шипкинский перевал, а по прибрежному пути через совр. Добруджу. 509. “Скалистый Херсонес” – Крымское побережье до совр. Керченского пролива. 510. Геродот сравнивает здесь два пункта, лежащие на одной широте на южной оконечности Аттики. 511. Т.е. восточное побережье совр. Керченского полуострова и западный берег Азовского моря до устья Донца и Дона. 512. Северную границу Скифской области можно определить лишь приблизительно. На западе страны скифов начиналась область агафирсов, затем шла область невров, далее область так называемых андрофагов до Днепра выше совр. Днепропетровска и, наконец, к востоку от Днепра и севернее р. Конской до Азовского моря – область меланхленов. 513. Богиня Дева обычно отождествляется с Артемидой. 514. Геродот сообщает древнюю скифскую легенду о переселении скифов. Змея в народной мифологии – воплощение злого начала – символизирует враждебных пришельцев, которые изгнали невров из их мест обитания. 515. Волк – тотемное животное невров, с которым они считали себя в родстве. Сообщение об оборотничестве относится к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски. 516. Геродот описывает скифские лесные “городища”, которые часто находят теперь археологи. 517. Эта ошибка Геродота возникла, быть может, оттого, что в названии племени содержалось слово “белка”, которая называлась на языке племени “поедатель сосновых шишек”. “Белка” как имя племени встречается у алтайских народностей (ср. китайское название одного кочевого племени “тинг-линг”, указывающее также на слово “белка”). 518. Здесь ошибка переписчика: вместо “четырехугольный” надо читать “лось”. Лоси и бобры жили в области будинов на Дону. 519. “Бобровая струя” получалась вовсе не из яичек бобра. Являясь продуктом особой железы (как самца, так и самки бобра), она служила средством против судорог. 520. По сказанию, переданному Геродотом, часть позднейших савроматов прибыла из области современной турецкой гавани Самсун морским путем в Северокубанскую область и здесь смешалась со скифскими племенами. 521. Миф об амазонках распространился в связи с отмеченными уже древними у некоторых скифских племен следами матриархата. Подобные же обычаи засвидетельствованы у карийцев, ликийцев и лидийцев. 522. Из сообщения Геродота получается, что Танаисом он считал совр. Донец, а нижнее течение Дона вплоть до устья Донца – продолжением Азовского моря. Дон весной разливается при устье на 10 км. 523. Здесь совр. Донец. 524. Дарий, видимо, предполагал возвратиться в Персию вдоль восточного побережья Кавказа, почему и приказал ионянам ждать его возвращения два месяца. Невероятно, чтобы Мильтиад предложил разрушить мост на Дунае. Этот рассказ выдуман в 493 г., когда Мильтиад был привлечен к суду по обвинению в тирании (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 187, прим. 1). 525. Геродот изображает передвижения минийцев согласно древнему племенному преданию. Поход в Ливию относится к 510 г. до н.э. 526. Обозначенные Геродотом как финикияне, потомки Кадма, вероятно, принадлежали к древним догреческим (эгейским) племенам. 527. Собственно, жертва из 100 быков. В эпоху Геродота – уже только праздничное жертвоприношение. 528. Жрецы оракула в Дельфах располагали прекрасной информацией от пилигримов о землях, куда направлялась греческая колонизация. 529. Крит вывозил пурпур, шафран и ценные породы дерева и имел торговые связи с землями, которые остальные греки не посещали. 530. Моллюски, доставляющие пурпурную краску, ловились на ливийском побережье. 531. Город лежал приблизительно в 15 км от берега на холме, где впоследствии был акрополь. С холма стекал источник Кира, от которого получил название город Кирена. 532. В Ливии речь идет о хамитских народностях. 533. Египетский царь Априй (Априес, библ. Хофра) происходил из Ливии. Решительная битва произошла ок. 570 г. до н.э. 534. Царь был вместе с тем и верховным жрецом общины. 535. Феретима представляла род Баттидов в собрании совета Кирены. После изменения конституции царская фамилия была еще очень влиятельна благодаря земельным угодьям. 536. Право чеканить монету принадлежало только царю. На дарейке (вес 8 г.) царь был изображен в виде стрелка из лука. 537. В основе лишения невинности (дефлорации) девушек брачного возраста вождем или главой общины лежат примитивные религиозные представления. Главе общины приписывалась сверхъестественная сила (оренда), которая при помощи этого действия устраняла вредные злые силы. Обычай дефлорации девушек бытовал еще недавно среди некоторых негритянских племен в Сенегале. 538. Сильфий (Laserpitium) – кустарниковое растение; из корня его добывался сок для приправы к рыбе и мясу. Листья и сок сильфия служили важнейшей статьей экспорта из Кирены. 539. Геродот имеет в виду совр. Большой Сирт между Киренаикой и триполитанским побережьем. 540. Геродот упоминает здесь песчаную бурю, уничтожившую луга псиллов. 541. Речь идет о совр. области Джебель-эс-Сода, Джебель Шеркие и Харудж-эс-Сода. Наскальные рисунки в этой области изображают животных, теперь вымерших. 542. Имеется в виду растение Zizyphus letus, которым еще и теперь питаются жители о. Джерба. Уже Гомер знал ливийских “поедателей лотоса” – лотофагов. 543. В описании оз. Тритониды в предании, использованном Геродотом, соединялись описания двух озер. Одно относится к Малому Сирту (совр. залив Габес), известному своим мелководьем. Это – та самая Тритонида, куда был отнесен, согласно мифу, Иасон (там находился остров Фла, быть может, совр. Джерба). Другое – к солончаку (совр. Эль-Джерид), который можно назвать озером. 544. Речь идет о ритуальных боях в честь богини плодородия (карфагенская Танит). 545. Как показывают изображения на египетских памятниках, это не соответствует действительности. 546. До сих пор Геродот описывал прибрежные племена от египетской границы до совр. залива Габес. Дальнейшее описание относится к караванному пути от Фив в Верхнем Египте через различные оазисы до залива Габес. Здесь Геродот, вероятно, использовал египетский источник. 547. Наблюдение Геродота о присутствии пресноводных источников среди соляных отложений правильно. Неверно, что эти источники начинаются на возвышенностях: источники и оазисы лежат в низменностях. 549. Название источника теперь Айн-эль-Хамман. Изменение температуры источника зависит от перемены температуры воздуха. 550. Речь идет о стране на совр. плоскогорье Фессан, именно о совр. долинах Вади-эш-Шиати и Харудж-эс-Сода. Здесь к югу от насамонов жили гараманты. 551. Упомянутый здесь караванный путь вел от Герма (Гарама) через совр. Эдри, Хасси-эль-Мисселан, Гадамес и Набут на берегу залива Габес. 552. На наскальных рисунках в этой области находим изображение буйволов с загнутыми назад рогами. 553. Боевые колесницы гарамантов изображены на наскальных рисунках. 554. Вероятно, наскальные рисунки и изображают этих “пещерных эфиопов”. Немного спустя после Геродота они были совершенно уничтожены хамитскими пришельцами. 555. Область атарантов граничила с Сахарой. 556. Геродот правильно указывает круглую форму Атласских гор. 557. Стены хижин построены из смеси соли с землей. 558. Т.е. от совр. Марса Матрух до залива Габес. 559. Имеется в виду грязная овечья шерсть у заднего прохода. Лечение различных болезней, особенно эпилепсии, путем прижигания описанным способом встречается у кочевых племен. Объяснение Геродота основано на представлении о четырех жидкостях в человеческом теле, из коих флегма находилась в голове. 560. В культе этих племен заметно финикийское (карфагенское) влияние. 561. Геродот здесь ошибается. Афина – древнекритская змеиная богиня (об этом напоминают только змеи на щите-эгиде). В микенских письменных памятниках линеарного письма В Афина уже “Владычица” и вместе с Посейдоном является божеством – хранителем колесничих (знатных воинов, сражавшихся на колесницах). 562. Айгес – козьи шкуры. Эгида – щит Афины из козьей шкуры. 563. Вопли – греческий обычай, засвидетельствованный уже Гомером. 564. Сидячие погребения. 565. Речь идет о так называемых гурби – хижинах из хвороста и глины, крытых пальмовыми ветками. 566. Быть может, воспоминание (легенда) о переселении хамитских племен из Передней Азии. 567. Речь идет о совр. Тунисе и Алжире. 568. Слоны и медведи теперь в Северной Африке вымерли. 569. Рогатые ослы, вероятно, род антилоп. 570. Песьеглавцы и безголовые люди изображены на наскальных рисунках; вероятно, демоны. 571. По-видимому, вымершие теперь в Северной Африке человекообразные обезьяны – гориллы. 572. Вероятно, род газели с белым задом. 573. Антилопа (Dorcas gazella) с белым брюхом. 574. Капский олень (Antilope bubalus). 575. Гну (Catoblepas gnu) – конебык. 576. Орикс белый (Oryx leucoryx), вид антилопы, распространенный в Египте и Ливии. 577. Степная лисица. 578. Дикообраз (Hystrix cristata). 579. Муфлон, теперь вымерший в Ливии. 580. Т.е. жирафы. Название “сетчатое животное” происходит от узоров на их коже. 581. Речь идет о панцирном крокодиле. 582. Страусы теперь в Северной Африке вымерли. 583. Речь идет о вымершем роде очковой змеи. 584. Заяц-прыгун (Pedetes). 585. Быть может, берберийская мышь. 586. Смоляные источники находятся в юго-западной части острова около Кери. 587. Речь идет о зимних дождях. Годовые осадки составляют в совр. Типоли 400, а в Хомсе – 300 мм. 588. Плодородие Кирены зависело от регулярных зимних дождей (405 мм). 589. Эта осадная техника развилась в Ассирии и Вавилоне и затем была воспринята персами. Грекам она была тогда еще неизвестна. 590. Т.е. приблизительно до совр. области Бенгази. 591. Вероятно, гангрена как следствие диабета, весьма распространенного на Востоке.
|