Мельпомена клио деметра терпсихора что лишнее
Новое в блогах
Девять муз Древней Греции
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.
Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной. Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.
Кто такие музы?
Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
Каллиопа – муза эпической поэзии;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза науки.
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.
Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.
Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)
Мусейоны
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова «музей».
Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.
Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.
Клио, «дарующая славу» муза истории
Её постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков. Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.
Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио. Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису. Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону. Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.
Мельпомена, муза трагедий
Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню, Зевс или Посейдон (тут мнения расходятся), превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов. Мельпомена же поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.
Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.
Талия, муза комедии
Сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор. Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.
Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.
Полигимния, муза священных гимнов и веры, нашедшей своё выражение в музыке
Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей. Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу. Постоянный атрибут Полигимнии – лира.
Эвтерпа — муза поэзии и лирики
Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.
Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.
Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца
Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций. Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.
Эрато, муза любовной и свадебной поэзии
Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.
Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.
Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии
Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки. Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем». Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».
Держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами. Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса. Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему? Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом. Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня.
Так что если хотите, пусть и вам улыбнется и обратится одна из муз Древней Греции!
Мельпомена клио деметра терпсихора что лишнее
Древнегреческая мифология вовсю пестрит самыми разнообразными богами и богинями, каждый и каждая из которых отвечали за свое собственное направление и деятельность. Но, наверное, как гласит мифология, ни один из богов не повлиял на мир людей так, как это сделали музы. И ведь действительно, древнегреческие музы настолько повлияли на мир людей, что даже в современном мире люди искусства ждут «прихода своей музы». А самое интересное, что понятие это закрепилось не только в Греции, но и во многих других культурах, в том числе и у славян.
Древние греки верили, что каждой сфере их жизни покровительствовала определенная муза. Но в особенности муз любили люди искусства. В Древней Греции было невероятно много талантливых людей. Это и архитекторы, и скульпторы, и художники, и многие другие. При этом, музы помогали и астрономам, и историкам, и танцорам. В общем, культурная жизнь Древней Греции и состоялась только потому, что за ними присматривали Музы.
Рождение и юность Муз
Родителями Муз является сам Зевс и титанида Мнемосина. Все они разного возраста, однако кому какое было до этого дела, ведь они прекрасно поделили обязанности, а точнее – направления искусства, между собой, практически еще в раннем детстве. Всего муз было девять, по девяти направлениям искусства, которые имелись в Древней Греции.
Родились Музы в Пиэрии. Именно поэтому многие источники мифологии называют Муз Пиэридами. Жили они, в основном, на Олимпе, но порой спускались и в человеческий мир, дабы помочь своим любимцам.
Из себя Музы представляют невероятно красивых и молодых женщин, которые красотой своей не уступали другим богиням, хотя большинство легенд гласит о том, что Музы были на порядок ниже обычных богинь. Но опять же, они обладали веселыми и легкомысленными характерами, постоянно веселили богов и небеса. Музы предпочитали путешествовать с Аполлоном, свиту которого они и представляли.
Самого же Аполлона очень часто представляют с лирой в руках. Именно на этом инструменте он им и играл, а они пели и плясали, под ее мелодичные звуки. Но, несмотря на свою популярность у людей и у богов, им практически никто не завидовал, и врагов у них было очень мало. Более того, им покровительствовали все боги, за исключением только одного Ареса.
Как уже было сказано выше, Музы периодически покидали Олимп. В основном, делали они это в компании Аполлона. Любимыми же их местами был источник Иппокрена, на склоне горы Геликон, а также Кастальский источник, на горе Парнас. В связи с этими источниками, и из-за городов, лежащих вблизи, многие историки называют муз Ипокренидами, Гейлконидами, Аонидами и т.д., но все это одни и те же Музы, покровительницы искусства.
Мы уже сказали, что Музы были любимы и богами, и людьми. Многим из простых смертных они помогали, но в большей степени они покровительствовали тем, кто занимался искусством напрямую, т.е. поэтам, певцам, танцорам и т.д. С ними они были нежны и ласковы. Но и терпением большим они не отличались, правда нужно было постараться, чтобы вывести Муз из себя.
Так, например, Музы отомстили фракийского певца Фамирида голоса, зрения и слуха только за то, что тот посмел хвастаться победой на музыкальном состязании. Не менее жестоко за них мстили и другие боги. Тот же Зевс, уничтожил фракийского царя Пиренея за то, что тот силой пытался заставить одну из Муз служить исключительно ему.
Как уже было сказано ранее, у Зевса и Мнемосины было 9 дочерей, который и стали Музами. Давайте же познакомимся с каждой из них по отдельности, и о каждой мы постараемся рассказать вам интересные факты.
Каллиопа – музы эпической поэзии
Каллиопа – это старшая, и самая мудрая, из всех Муз. Дословно ее имя переводится, как «прекрасноголосая». Помимо эпической поэзии, Каллиопа была еще и богиней красноречия и ораторского искусства.
У старшей Музы было несколько детей. Это Лин и Орфей, от речного бога Эагра, Иалем и Гименей, от Аполлона, а от самого Зевса у нее родились кабиры. Некоторые источники мифологии гласили о том, что именно Каллиопа обучала Ахилла пению. Кроме того, говорят, что именно Каллиопа была настоящей матерью Гомера, написавшего Одиссею и Илиаду.
Т.к. Каллиопа считалась самой старшей, самой мудрой и самой настойчивой Музой в Древней Греции, то ей отдавалось наибольшее предпочтение. Изображали ее как красивую молодую женщину, в золотой короне на голове и свитками или книгами в руках.
Клио – Муза истории
У Древних Греков история относилась не к разделу наук, а именно к виду искусства. И именно Музой истории стала Клио. Дословно ее имя переводится как «отпраздновать» или «прославить». Клио была ответственна за то, чтобы внушать людям любовь к истории и к прошлому. Не удивительно, что Древние Греки почитали эту Музу, ведь история для них значила очень многое.
Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.
Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.
Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.
Кто такие музы?
Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.
В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.
Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.
Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.
Мусейоны
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.
Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова музей.
Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.
Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку.
Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.
Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.
Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.
Уникальные способности муз
Клио, «дарующая славу» муза истории, чей постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.
Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».
Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.
Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.
Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.
Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.
Мельпомена, муза трагедий
Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.
Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.
Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.
Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.
Талия, муза комедии, сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.
Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.
Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.
Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке
Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.
Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.
Постоянный атрибут Полигимнии – лира.
Эвтерпа — муза поэзии и лирики
Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.
Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.
Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.
Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.
Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.
Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца.
Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.
Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.
Эрато, муза любовной и свадебной поэзии
Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.
Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.
Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» — муза эпической поэзии
Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.
Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».
Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».
Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.
Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.
Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.
Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.
Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.
Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.
Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.
У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.
Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.
Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.
Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.