Мем когда что то получилось
Как появились известные интернет-мемы (30 фото)
Многие из нас зачастую видят в социальных сетях различные мемы, но понятия не имеют о том, как они появились, и что они означают. Предлагаем вам ознакомиться с интересным постом, который расскажет вам важные факты об известных интернет-мемах и расширит ваш кругозор. Советуем к прочтению.
Неверный парень
Снимок неверного парня был создан для продажи на фотостоках фотографом Антонио Гиллемом из Барселоны. Популярность фото набрало в августе 2017 года, после публикации в инстаграм-аккаунте @_dekhbhai_ (2,3 млн подписчиков).
Птица с руками
Грозная птица разновидности волчок с широко расставленными ногами и пририсованными руками выражает недовольство каким-то событием.
Интернет-пользователей покорила грозная стойка птички, и изначально ее дорисовывали к фотографиям гопников, из-за чего даже прозвали «птица-гопник». А в 2017-м птица уже стала самостоятельным персонажем.
Сенсей тролль
Тот самый мудрец, который дает серьезный совет, добавляя к нему ехидную поправочку. Мем возник не совсем обоснованно: на фото не философ Конфуций, а основатель айкидо Морихей Уэсиба. Еще при жизни он стал героем множества легенд. В прошлом столетии этому выдающемуся японцу приписывались способности подниматься над землей и делаться невидимым. Ну а в XXI веке Морихей Уэсиба завоевал мировой авторитет, став легендой интернета..
Ну давай, расскажи мне.
«Ну давай, расскажи мне, как весело провел это лето…» Мем появился благодаря кадру из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» 1971 года с актером Джином Уайлдером. На Западе популярностью пользуется версия с подписью «You must be new here» («Должно быть, ты здесь новенький»).
Грустный Киану Ривз
Удачный снимок сделали папарацци в начале лета 2010 года. Актер сидел в парке с пирожком в руке.
Он выглядел грустным, но именно из-за этого фото стало одним из самых известных мемов в интернете.
Фотожабы (разновидность монтажа) с Киану появлялись во всех соцсетях по совершенно разным поводам, а зачастую создатели компилировали сразу несколько персонажей, и снимки получались все равно органичными.
Упоротый лис
Неудачная работа чучельницы Адель Морган. В основном она работала только с мелкими животными, а в 2011 году сделала чучело лиса из тушки животного, попавшего в капкан. В итоге лиса всего перекосило, голова склонилась на бок, а морда выражала абсолютное безумие.
Какой пацан?
Мем получился из скриншота с обучающего видео для детей от 2011 года. Малышей учили правильно пользоваться туалетом.
Несколько детей поют песню Poop Song, сидя на унитазе, после чего встают и говорят какашке «Пока».
Через пару лет прогулок видео по Сети мем стал популярным и в России.
Медведь в кустах
Забавный медведь оказался весьма уместным изображением во многих ситуациях. Был размещен впервые на сайте Deviantart в 2009 году. Изначально он кричал о любви.
Веселый Лео
В 2010 году Леонардо Ди Каприо засняли на съемочной площадке фильма «Начало», когда тот вышел на перерыв, выйдя из образа депрессивного похитителя чужих тайн и сновидений Кобба.
Мем «Веселый Лео» вставляют авторы на картинки, где хотят показать умение быть оптимистом в любой ситуации. Или отметить, что существуют веселые простофили, которые ничего не соображают.
Мем является противопоставлением грустному Киану Ривзу.
И его можно удачно вставлять на картинки, как и девочку-катастрофу (явная отсылка)
Также веселый Лео хорошо смотрится с веселым Дэниелом Рэдклиффом и веселыми животными.
Grumpy cat
Угрюмый кот по имени Соус Тардар явился широкой аудитории в сентябре 2012 года. Его фото выложила хозяйка на сайте Reddit.
Мем про Карла
Мем получился из скриншота с американского сериала «Ходячие мертвецы». В оригинале речь идет вовсе не о чем-то смешном: главный герой, Рик Граймс, узнает, что его жена умерла при родах, начинает плакать и кричать, а его сын Карл, пребывая в шоке, просто стоит и молчит.
Серия вышла в эфир 4 ноября 2012 года. Уже через 10 дней появилась первая шутка, обыгрывающая этот эпизод. В новой версии Рик якобы узнает, что его сын гей.
Очевидная глупость
Мем с афроамериканцем, прикладывающим указательный палец к виску, используют, когда хотят выразить банальную и глуповатую мысль. Это кадр из сериала, в котором главный герой рассказывает о своей подружке, которая не только красивая, но и умная. В США мем стал популярным еще в 2016 году, а на просторах рунета обрел известность в 2017-м.
Джонни Кетсвилл
На сайт imgur снимок выложил хозяин кота 31 марта 2013 года, подписав: «Сорян за селфи, пацаны» и снабдив хэштегами #nomakeup #poser #ginger #whiskers #YOLO. Кот находился в ничем не примечательной комнате и, играя со своим хозяином, пытался схватить его за фотоаппарат.
После из фотоснимка наделали фотожаб, пародируя Джонни Ноксвила в шоу «Чудаки», где они с друзьями ставили на себе различные эксперименты.
На некоторое время, до января 2014 года, никто не обращал внимания на Кэтсвилла, пока в Рунете не подхватили этот мем.
Количество фотоколлажей с участием кота, который будто бы собирается совершить нечто безбашенное, просто бесконечное.
Краткий курс мемологии: над чем смеялся Рунет 27 лет
7 апреля – день рождения Рунета. Именно в этот день, в 1994 году, был зарегистрирован домен «.ru». И по этому поводу мы решили собрать в одном месте то, без чего невозможно представить русский интернет, а именно – мемы. Мы ими делились, сохраняли, даже создавали и смеялись над ними, даже до слез. Предлагаем отправиться в небольшую экскурсию по их истории – взяли, как говорится, самый сок.
Олбанский язык
Своеобразный «прото-мем»: один из первых в Рунете. Суть проста – исказить русские слова до неузнаваемости. Именно отсюда пошли слова: «аффтар жжот», «бугага», «многабукаф», «ржунимагу» и так далее. В нулевых так было довольно модно общаться в Рунете, а пришло это из «Живого Журнала».
Упячка
Тоже один из старейших мемов Рунета, тоже появился в нулевые на «Лепрозории». Вокруг этого мема сформировались своя субкультура, мифология и даже система персонажей. Упячку использовали как инструмент борьбы – ее размещали под тем контентом, который считалися слишком скучным или правильным. Крестный бой – интернет-война «Лепрозория» с «Хабром».
Луркоморье
К слову, информацию об этих мемах мы собрали с «Луркоморья» – в свое время очень популярный интернет-проект, который запустился в 2007 году. Все началось с того, что авторы начали рассказывать про интернет-мемы на жаргоне. Неформальный стиль повествование, нецензурная лексика и сарказм быстро привлекли внимание пользователей, и совсем скоро там появились статьи на тему IT, политики и экономики.
Вассерман
Участник интеллектуальных шоу несколько раз становился героем Рунета. Мемный дебют случился в 2007 году, когда его имя перевели на олбанский – Онотоле. Онотоле регулярно использовали в контексте Упячки. Иногда с Анатолием Вассерманом приключаются мемные «реинкарнации»: съемка в клипе Ольги Бузовой и в шоу «Что было дальше». Основные темы шуток – эрудированность и необычный внешний вид Вассермана.
Борщ с капусткой, но не красный
Все началось с этого видео, где молодый человек по имени Никита Литивнков произнес именно эту фразу. Эта цитата – «Борщ с капусткой, но не красный» – разлетелась на цитаты и стала основой для целого пласта мемов. Кто же знал, что смешной отрывок из интервью 2008 года станет таким популярным.
Котлеты с пюрешкой
Мем про котлеты с пюрешкой не стал бы популярным до ремикса блогера Enjoykin, который сделал диалог из сериала «Улицы разбитых фонарей» по-настоящему смешным в 2016 году. Это породило множество пародий и, конечно же, споров, что как гарнир лучше для котлет: пюре или все же макароны?
Мармеладзе
А этот мем пришел из русского твиттера. Все началось с того, что пользователи стали фотошопить известных артистов с едой. Так на свет и появились Мармеладзе, Колбасков, Арбузова и другие. С тех пор многие певца Валерия Меладзе так и называют. И, судя по всему, это будет надолго.
«Двач» – это большая система форумов, где пользователи общаются на самые разные темы, порой деликатного характера. Пользователи могут анонимно создавать треды, делиться шутками и в то же время регулярно вступать в «холивары». От туда в Рунет попало много мемов. Регулярно «двачеры» устраивают флешмобы и дают о себе знать в интернете.
От туда же пошла история про некий загадочный «Гамнастай». Пользователи заметили, что при наборе произвольных букв и цифр Google всем предлагает слово «гамнастай». По всей видимости, это исковерканное название песни Psy – Gangnam Style, которая наделала много шуму в российском интернете. Многие в этом увидели масонский заговор и стали находить другие слова, которые подсказывает поисковая система. Это мгновенно разлетелось по Рунету.
Лепра
Согласно Лурку, это еще одно сообщество пользователей, которое отличается своей закрытостью – попасть туда было довольно сложно. Сейчас же для доступа к коллективному блогу придется заплатить. Тем не менее, именно там впервые появилось большое количество мемов, которые стали хитовыми. Например, «Свидетель из Фрязино».
И да, тот «Медвед» впервые появился именно на «Лепре».
Или рыба моей мечты. Ролик длится всего 26 секунд, но эмоции Виктора Гончаренко, поймавшего язя, запомнились всем благодаря обзорам 100500+ и This is Хорошо. Кто только не пытался спародировать или повторить эмоции героя этого вирусного мема.
Шлакоблокунь
Шлакоблокунь – это окунь внутри шлакоблока. Да, вот так вот. А еще у него есть друзья: карусельдь, спорткарась и форельса. Впервые такое животное появилось на странице одного из пользователей Вконтакте в 2013 году. Он так и остался бы незамеченным, пока его не заметили несколькими годами позже. Вот тогда народ и стал придумывать каламбуры.
Кстати, неплохо получалось с сомом.
Волк в цирке не выступает
Так называемая постирония в чистом виде. Мемы с волками создают, чтобы поиронизировать над якобы глубокомысленными «пацанскими» цитатами. Такие пародии особенно популярны в последнее время, а картинки с волками от пользователей можно найти в комментариях к постам.
Я в своем познании преисполнился
По праву называют одним из самых философских мемов. Все началось с видео «Идущий к реке», где молодой человек рассуждает о бренности бытия, смысле жизни и прошлом. Такая искренность «зашла» аудитории и совсем скоро появились всевозможные пародии, копипасты и мемы.
Например, уже известный нам блогер Enjoykin переделал оригинал, и фразы оттуда пошли в народ.
Какой я диван?
Один из хитов 2020 года. В русском твиттере начался флешмоб, где пользователи вводили в поисковики свое имя и «диван». Таким образом пользователи на себя совершенно с другой стороны. Невесело было разве что рекламодателям, у которых за считанные дни скликали весь маркетинговый бюджет.
Почему люди не отвечают на мой ответ
Вы могли находить мемы, где пользователи социальных сетей стали отвечать на вопросы много лет спустя. Все началось с челленджа комика Кирилла Селегея. Вся соль – во сроке и реакции. И получались по-настоящему комичные ситуации.
Наташа
Мем, который будет жизненным для обладателей домашних питомцев. Вот прототип этой шутки.
Впервые он появился в 2019 году, но уже в следующем стал актуальным: его стали переделывать под все ситуации. Тогда действительно казалось, что все всё уронили.
Ну умер и умер
Эту фразу впервые произнес дизайнер Артемий Лебедев, когда комментировал новость об уходе из жизни известных людей. Эту конструкцию стали использовать везде, когда хотят показать свою реакцию на что-то незначительное. Также появилось множество вариаций из разряда «ну упал и упал, че бубнить-то».
Опасный поцык
Впервые неизвестный парень появился в 2010 году и с тех пор регулярно попадает в ремиксы, юмористические ролики и смешные картинки. Уж очень эффектно мальчик в шапке и с сигаретой в зубах ругается на человека за кадром. Его фразы разошлись на цитаты и стали вдохновением для огромного количества фотожаб.
Как тебе такое, Илон Маск?
Это целая серия мемов, где иронизируют над изобретениями и достижениями известного американского миллиардера Илона Маска. Вся соль мема – бытовые лайфхаки и российская действительность, которые на самом деле выглядят смешно и порой нелепо. Вот парочка примеров.
А вот и настоящий электромобиль. Как говорится, неповторимый оригинал.
Джон Федор
И снова вернемся к Артемию Лебедеву. Как-то раз в команду дизайнера обратилась одно бургерная с заказом. В интервью Юрию Дудю Артемий Лебедев заявил, что это одна из самых любимых его работ, однако владельцу заведения не понравился логотип. И сколько появилось мемов с логотипом «Джон Федор» – не сосчитать: его обсуждали везде, где только есть интернет. Впрочем, судите сами по пародиям.
Если бы у «Макдональдс» был бы аналогичный логотип.
Братишка, я тебе покушать принес
Эту фразу из фильма «Зеленый слоник», по ходу, слышали практически все пользователи Рунета. Сама довольно таки артхаусная кинолента вышла в 1999 году. Интересно, актеры тогда подозревали, что их репликами будут говорить до сих пор?
Где пруфы, Билли?
Советский мультфильм «Остров сокровищ» любят вспоминать: яркие образы, юмор и фразы героев – все это настоящий источник мемов. Понятно дело, что тогда «пруфы» просто не использовали. Поэтому в реплике «Где карта, Билли? Нам нужна карта!» слово «карта» пользователи заменили на «пруфы», и получилось смешно.
Поэтому если вам нужны от собеседника доказательства, то вы знаете, что ему сказать.
Демотиваторы
Название говорит само за себя. Эти мемы появились как ответ на мотивационные плакаты и постеры. Их целью было пошутить и поиронизировать над тривиальными лозунгами. Самое то для циников и скептиков. Считается, что демотиваторы стали делать в 1998 году. Заграничная шутка пришлась по нраву российским пользователям в конце нулевых: каких вариаций только не было.
Удивительно, но сейчас демотиваторы переживают возрождение – сейчас их используют в постироничном ключе. А иногда берут абстрактную картинку и добавляют бессмысленную фразу.
FFFUUU-комиксы
Мем зародился в 2008 году на площадке 4chan. И на несколько лет социальные сети были переполнены такими комиксами, в которых описываются жизненные истории. Вокруг FFFUUU-комиксов образовалась целая система персонажей и фейсов: me gusta, troll face, poker face и много других. Впрочем, посмотрите сами.
Это норма
Из программы Елены Малышевой «Жить здорово» вышло много мемов, но, пожалуй, остановимся на одном – «Это норма». Уж очень аудитории запомнились моменты, когда темы здоровья подавались в игровой форме, а ведущая добавляла эту фразу. Пользователи Рунета стали использовать ее в отношению всего, что кажется странным или ненормальным. Есть и второй уровень этого мема – «Я даже не знаю, норма это или нет», когда ситуация совсем выглядит абсурдной.
«Ты втираешь мне какую-то дичь»
Когда вам кажется, что собеседник вас обманывает, то попробуйте сказать ему именно это. Этот мем, а точнее, цитата пришла к нам из ролика 2015 года и живет в русском языке вне контекста мема. Если говорить максимально корректно, то в этом видео двое человек рассуждают о бизнес-процессах и формировании стоимости товара.
«Это обман, чтоб набрать классы»
Как-то раз в «Одноклассниках» написали в комментариях эту фразу, кто-то сделал скриншот, и понеслось. Класс в этой социальный сети – это аналог лайка. И чтобы собрать их как можно больше, многие используют кликбейтные заголовки и неуместные фотографии. И такой ответ пошел в народ.
«Это фиаско, братан»
У животных всегда был большой «мемный» потенциал. Это и смогла доказать собака, которая провалилась в реку. Этот момент был запечатлен на видео, который моментально стал вирусным. С тех пор, когда друг или знакомый терпит неудачу, стало модным говорить эту фразу. Мем форсили, как говорится, везде, где только возможно.
Хорошо, что собака не пострадала.
Ну что, вспомнили все или узнали что-то новое? Теперь проверьте свои знания на практике. Пройдите наш тест «Мемолог или бумер: как хорошо вы знаете мемы Рунета?».
Как устроена индустрия мемов и можно ли на них заработать
Мемы — явление не новое. Однако с течением времени «смешные картинки» из интернета не превратились в заезженный креатив, а проникли во все сферы жизни. Сегодня мемы задают новые стандарты маркетинга, становятся политическим инструментом и даже меняют поведение людей. Почему мемы так популярны во всех областях?
Термин мем (от греч. подобие), несмотря на кажущуюся игривость, имеет научное происхождение. В 1976 году его ввел эволюционный биолог Ричард Докинз. Он предложил считать мемом «единицу культурной информации, ведущую себя как ген», то есть способную копировать саму себя. В качестве примеров ученый привел тренды, технологии, моду, устойчивые выражения, которые распространяются среди людей подобно генам в генофонде.
С появлением интернета понятие мема вырвалось в медиапространство, потеряв большую часть своей «наукоемкости». Мемами или «мемасами» стали называть вирусный контент, как правило, ироничного содержания. Первыми образцами мемов в Рунете считаются «Превед, медвед», «Мистер трололо» Эдуарда Хиля и «олбанский» язык.
Сегодня мемы стали привычным явлением, но сохранили при этом статус одного из самых притягательных объектов массовой культуры, к которому не ослабевает научный интерес. Правда, попытки изучать современные мемы сейчас больше напоминают игры в догонялки. Если еще несколько лет назад мем оставался объектом внимания продолжительное время — так, например, в течение года кочевал в медиапространстве и за его пределами знаменитый Упоротый лис, — то сейчас отдельно взятый мем моментально (иногда в течение 24 часов) теряет свою актуальность.
Исследователи отмечают, что насыщенный контекст и скорость изменения повестки тем не менее не исказили природу «мемасов».
«Будь то цитата политика или визуальный образ, неважно, смысл мема в том, что он всегда точно характеризует какую-то конкретную историю и в то же время оказывается применим к другим частным ситуациям, — говорит кандидат филологических наук Ксения Туркова. — Например, народное «Денег нет, но вы держитесь» от премьера Медведева ярко описывает российскую действительность. Такая фраза актуальна не только в разговоре с крымскими бабушками, но подойдет и для других случаев».
Даже так называемые постироничные (абстрактные) мемы, например «Мыш кродеться», интуитивно понятны большинству и апеллируют к конкретным эмоциям.
Быстрая реакция на события в виде мемов сделала их частью медийной повестки и привычным способом описания действительности. Ни одна церемония вручения «Оскара» или мало-мальски значимый форум не пройдут без россыпи красноречивых сюжетов. Иногда мемы возникают в контексте не просто какого-то события, а продолжительного общественного явления. Тогда они складываются в целые словари или цепочки образов.
«За последнее время, например, появился так называемый словарь «новой искренности» российских чиновников. Мемом стали «макарошки», которыми региональный министр предложила питаться на прожиточный минимум, или «качнуть права» — выражение, адресованное жительнице Канска красноярским губернатором», — делится наблюдениями Ксения Туркова.
Градостроительные преобразования в столице привели к появлению таких мемов, как «Собякура», «похорошение». В этом контексте даже возникло альтернативное название Москвы — «Похорошелла». Эти мемы четко описывают локальные сюжеты, не претендуя на международную повестку. Но у любого образа или явления есть потенциал, чтобы «словить мировой хайп». Непредсказуемость и спонтанность распространения «вируса» можно считать самой интересной составляющей мема.
«Недавняя история со штурмом зоны 51 начиналась как шуточный пранк в малоизвестном американском паблике в Facebook, — рассказывает создатель русскоязычной энциклопедии Memepedia Азат Саттаров. — Администраторы группы предложили штурмовать засекреченную военную базу — «Зону 51» в Неваде, где, согласно многочисленным конспирологическим версиям, власти скрывают инопланетян. Никто не ожидал, что под шуткой «подпишется» миллионная аудитория, последует официальная реакция американских властей и об этом узнает весь мир».
Почти одновременно похожая по степени «заражения» история произошла с инстаграмом Леди Гаги, который превратился в площадку русскоязычных комментариев после новости о том, что певица увела Бредли Купера у Ирины Шейк. Хейтеры начали с требований вернуть мужа законной владелице, но уже в течение нескольких часов чат превратился в обсуждение всего на свете — «от рецептов борща до аренды квартиры в Бирюлево Восточное» — и стал поводом для национальной гордости.
«Эти флешмобы — пример современных социальных вирусов, когда мемом становится массовое поведение людей, спровоцированное соцсетями, — считает исследователь мемов Владимир Гурьянов. — Выглядят они довольно забавно, но при этом отсылают к мрачноватой теории Ричарда Броуди (разработчик Microsoft Word, автор книги «Психические вирусы». — «РБК Стиль»), которая рассматривает мем как своеобразный психовирус, определяющий наше бессознательное поведение».
В теории Броуди наше мышление не всегда состоит из собственных мыслей. Часто мы не думаем самостоятельно, а мысли нам словно бы «инфицируют» вирусами, мемами. И опасность состоит в том, что программа, или «психический вирус», может оказаться вредоносной. В качестве примера безобидных «вирусов» Броуди приводит моду на ношение мини-юбок, а под зловещим мемом, по его мнению, можно подразумевать даже фашизм.
Агрегаторы развлекательного контента появились в Рунете раньше, чем соцсети. «Фишки», «ЯПлакалъ», «Лепра» — первые сайты, где были предприняты попытки создания коммерческих мемов. Ресурсы отличались снобистским имиджем «кузницы контента», а «Лепра», например, даже ввела закрытую регистрацию. С появлением соцсетей нишу заняли паблики, заточенные на монетизацию. Одни из самых популярных на сегодня мем-сообществ — «MDK» и «Борщ» — базируются во «ВКонтакте» и имеют аудиторию в несколько миллионов подписчиков.
«»Борщ» был создан в 2007 году, когда в отсутствие конкурентов не так сложно было привлечь подписчиков с помощью хорошей начинки, — говорит администратор паблика Дмитрий Филатов. — В 2012 году лицом паблика стал Никита Джигурда. Мы также сотрудничаем с известными блогерами и периодически проводим различные офлайн-активности».
Медийную силу подобным сообществам придает явное пренебрежение к цензуре и подростковое нахальство, тем более, что основная аудитория этих пабликов — молодые люди.
Недавно на сообщество «Борщ» подал в суд законодатель Павел Валенчук, обидевшись на мем про самого красивого депутата, к которому можно записаться «на бровки и маникюр», — историю моментально растиражировали медиа. «Настолько вирусных мемов, как с Валенчуком, у нас еще не было, — смеется Дмитрий Филатов. — Нам понравился этот кейс, поэтому, возможно, в ближайшее время мы повысим процент тонких провокационных мемов в рамках закона».
История с обидчивым депутатом — еще один пример того, как ироничная картинка может «уйти в народ». В данном случае не только сам мем, но и реакция «героя» стали поводом для резонанса.
Вычислить профессиональную формулу создания «вирусного» мема пока никому не удалось. Но есть факторы, которые повышают шансы коммерческого мема стать популярным. Например, картинки на тему обсуждаемой всеми актуальной повестки вроде Евровидения или ЧМ по футболу наверняка соберут большую аудиторию, чем рядовые сюжеты. Часто срабатывает и массовая рассылка («форс»), когда картинку начинают распространять в пабликах, сообщениях и комментариях. Пример одного из знаменитых форсет-мемов — мышонок из Рататуя с неприличным высказыванием.
Среди пабликов, зарабатывающих на мемах, есть не только самостоятельные площадки, но и приложения к полноценным медиа. Освоить дополнительный формат подачи новостей в соцсетях (через мемы) пытаются многие СМИ, но удачных попыток немного. В качестве примера можно привести «Образовач», приложение к научному изданию «N+1». А также «Лентач» — паблик, который создавался как приложение к изданию Lenta.ru, но позже стал самостоятельным ресурсом.
По словам главного редактора «Лентача» Тараса Сычева, стратегия СМИ в соцсетях и возможность подавать контент через мемы зависит от формата издания. Но даже если новостной мем-паблик относится к медиа, создает его всегда отдельная команда.
«Редакция «Лентача» состоит из мониторщиков новостей и профессиональных пикчеров, которые рисуют и придумывают мемы. Это специфический креатив, где человек нащупывает эмоцию, которая будет понятна большинству, — говорит Тарас Сычев. — Пикчерами не обязательно становятся люди какой-то конкретной профессии, здесь важны чувство юмора, эрудиция, навыки работы в графическом дизайне». Термин «пикчер» был частью сетевого сленга, но на волне популярности тематических пабликов превратился в профессиональный термин со скоростью распространения мема.
«Впервые слово «пикчер» появилось в комментариях к одной из картинок паблика «Образовач» в 2015 году. С этого момента так стали называть людей, создающих сатирические иллюстрации к различным инфоповодам. По сути, пикчер — это карикатурист нового времени», — говорит бывший редактор «Образовача» Павел Одинев.
Вместе с самим термином возник и мем «пикчер-бог», отчасти подчеркивающий самоощущение представителей профессии.
По словам Тараса Сычева, в своей работе редакция пикчеров использует проверенный способ мозгового штурма. В поисках ироничной иллюстрации пикчеры «крутят» новость с разных сторон, перебирая различные смысловые отсылки и аллюзии, тут может пригодиться и знание Босха, и Стэнли Кубрика.
«Зарабатывают мем-паблики за счет механизмов монетизации, встроенных в соцсети, продажи рекламных постов и нативной рекламы. Прибыльность паблика во многом зависит от популярности и тематики сообщества и, конечно же, гения пикчера», — считает Павел Одинев.
Например, стоимость одного рекламного поста в паблике «Лентач» достигает 60 тыс. рублей. Кроме того, сообщество обладает внятным фирменным стилем и зарабатывает не только на внутреннем продукте, но также на производстве рекламных мемов на заказ.
Маркетинг на грани фола
В маркетинге и рекламе сосредоточен главный коммерческий потенциал мемов. Сегодня они становятся полноправными участниками маркетинговой стратегии бренда, а иногда и основным средством коммуникации с аудиторией. С помощью мемов компании продвигаются в соцсетях и не только.
По словам директора агентства BrandLab Moscow Александра Еременко, привязать популярный интернет-образ к конкретному бренду невозможно. В рекламе срабатывает тот же вирусный механизм, что и при распространении мемов в Сети.
«Как только какая-нибудь компания начинает играть в игру с мемами, ее тут же подхватывают партнеры и конкуренты. Так, например, знаменитый скибиди-челлендж из клипа Little Big повторили, кажется, все — от барбершопов до «Пятерочки» и «ДоДо Пиццы». Участие во флэшмобах или использование мемов дает брендам возможность сделать максимальный охват молодой аудитории за короткое время», — говорит Еременко.
Как рассказали в пресс-службе Сбербанка, во время чемпионата мира по футболу — 2018 благодаря быстрой реакции на новости за одну ночь маркетологам удалось выпустить на рынок два новых продукта: «Мы запустили вклад «Побеждай» со ставкой 6% и кредит со ставкой 11,4%. Фактический объем привлечений средств во вклад по итогам акции составил 371,3 млрд рублей».
«Суть работы эсэмэмщика — отслеживать тренды, быстро реагировать и публиковать пост или рекламу, пока это актуально. Если компания через десять инстанций согласовывает какую-то шутку про актуальный мем и выдает ее запоздало, это обычно выглядит нелепо», — считает лингвист и исследователь мемов Александра Русакович.
Шутливый контент и новостная повестка сегодня так или иначе становятся частью маркетинговой стратегии любого бренда. Но примеров, когда компания в полную силу общается с клиентом на языке мемов, не боится провокационных сюжетов и шуток на грани фола, совсем немного. Зачастую юмор такого типа просто не вписывается в легенду бренда и противоречит его статусу. К тому же требует от smm-маркетологов определенного чутья: привязать мем к продукту — непростая задача.
Среди «отвязных» брендов, создающих мемы для молодой аудитории, лидирует «Бургер Кинг»: «Да, мы окурели в край», «Смотри, не обострись» — еще не самые провокационные слоганы компании. Несмотря на многочисленные суды, стратегия себя оправдывает, успешно привлекая целевую аудиторию.
Конфликтным маркетингом также выделяется компания Aviasales. Бренд широко использует в рекламе новостную повестку, политические и провокационные темы. Для создания рекламных мемов Aviasales обыгрывали Панамский скандал, избиение казаками Алексея Навального в аэропорту Анапы, фото пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова в ярких штанах и множество других сюжетов.
По словам PR-директора Aviasales Яниса Дзениса, самым значимым кейсом компании за последнее время стало «переименование» аэропорта Омска в аэропорт имени Егора Летова. Если на сайте Aviasales ввести «Егор Летов» в окошке с названием аэропорта, сайт автоматически определит город как Омск. В действительности Летов даже не попал в список финалистов конкурса «Великие имена России», что вызвало недовольство жителей региона.
«Тематика мемов не самое, на наш взгляд, эстетичное решение для широкой аудитории, если речь идет о создании авторского продукта, — рассказывают в компании White Russian Studio, которая занимается веб-дизайном и диджитал-продуктами. — Нас как дизайнеров больше радует такая работа, которую мы делали, например, для «Яндекс.Такси». Но бренды активно эксплуатируют все популярное у целевой аудитории, и мемы — неотъемлемая часть этого контента. Часто к нам приходят запросы разработать стиль приложений с тематикой мемов».
То, какими станут мемы в будущем, полностью зависит от контекста, который почти невозможно предугадать.
«Если представить, что в 2004 году нам показали бы мемы 2019-го года, вряд ли бы кто-то их понял и тем более над ними бы смеялся, — рассуждает Тарас Сычев. — Весь этот контент подстраивается под ситуации и вместе с ними эволюционирует».
Вероятно, можно пофантазировать на тему технологий будущего и новых способов распространения мемов, но это будет исключительно шутливая футурология. Исследователи считают, что «мемасы» как единица культурной информации, помноженная на технологии, будут существовать всегда. Главное, чтобы нам было смешно, а не страшно.