Мем кто мы чего мы хотим шаблон
Чего мы хотим? (All the Things)
Чего мы хотим? (All the Things) – шестипанельный комикс с розовыми нарисованными человечками. Первый человечек спрашивает остальных кто они и чего хотят, а трое других отвечают. Мем высмеивает стериотипы о различных группах людей.
Происхождение
Американская художница Элли Брош (Allie Brosh) 17 июня 2010 года выложила в своем блоге Hyperbole and a Half пост с заголовком “Вот почему я никогда не стану взрослой”. Элли нарисовала то, как она собирается делать разные важные дела, но затем перегорает и просто сидит в интернете. Среди рисунков есть человечек с веником, который кричит: “Отмыть все вещи!”
В апреле 2011 года комикс выложили на сайт Canvas. 23 июня 2011 года он попал на Reddit с измененным текстом – вместо “Clean all the things” написали “Consider all the things” (“Обдумывать все вещи”).
В России мем стал распространяться в другом виде. У человечка в розовом забрали веник и сделали с ним комикс, напоминающий митинг. Человечек спрашивает у трех таких же “Кто мы?”, “Чего мы хотим?”и “Когда мы этого хотим?”. На имиджборде risovach.ru первый комикс в таком формате появился 21 ноября 2012 года
Значение
Комикс “Кто мы? Чего мы хотим?” имитирует поведение звезд и фанатов на рок-концертах, митинги или любые другие мероприятия, где кто-то выкрикивает лозунги и толпа повторяет за ним. Мем показывает стереотипы об определенной группе людей (девушках, гиках и так далее). Однако его героями могут становиться животные, персонажи и даже неодушевлённые предметы.
Шаблон
Материал дополнен редакцией. Хочешь попасть в Мемфис? Регистрируйся на сайте и делись своими находками из интернета. Лучшие материалы попадут на главную страницу сайта.
Галерея
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как устроена индустрия мемов и можно ли на них заработать
Мемы — явление не новое. Однако с течением времени «смешные картинки» из интернета не превратились в заезженный креатив, а проникли во все сферы жизни. Сегодня мемы задают новые стандарты маркетинга, становятся политическим инструментом и даже меняют поведение людей. Почему мемы так популярны во всех областях?
Термин мем (от греч. подобие), несмотря на кажущуюся игривость, имеет научное происхождение. В 1976 году его ввел эволюционный биолог Ричард Докинз. Он предложил считать мемом «единицу культурной информации, ведущую себя как ген», то есть способную копировать саму себя. В качестве примеров ученый привел тренды, технологии, моду, устойчивые выражения, которые распространяются среди людей подобно генам в генофонде.
С появлением интернета понятие мема вырвалось в медиапространство, потеряв большую часть своей «наукоемкости». Мемами или «мемасами» стали называть вирусный контент, как правило, ироничного содержания. Первыми образцами мемов в Рунете считаются «Превед, медвед», «Мистер трололо» Эдуарда Хиля и «олбанский» язык.
Сегодня мемы стали привычным явлением, но сохранили при этом статус одного из самых притягательных объектов массовой культуры, к которому не ослабевает научный интерес. Правда, попытки изучать современные мемы сейчас больше напоминают игры в догонялки. Если еще несколько лет назад мем оставался объектом внимания продолжительное время — так, например, в течение года кочевал в медиапространстве и за его пределами знаменитый Упоротый лис, — то сейчас отдельно взятый мем моментально (иногда в течение 24 часов) теряет свою актуальность.
Исследователи отмечают, что насыщенный контекст и скорость изменения повестки тем не менее не исказили природу «мемасов».
«Будь то цитата политика или визуальный образ, неважно, смысл мема в том, что он всегда точно характеризует какую-то конкретную историю и в то же время оказывается применим к другим частным ситуациям, — говорит кандидат филологических наук Ксения Туркова. — Например, народное «Денег нет, но вы держитесь» от премьера Медведева ярко описывает российскую действительность. Такая фраза актуальна не только в разговоре с крымскими бабушками, но подойдет и для других случаев».
Даже так называемые постироничные (абстрактные) мемы, например «Мыш кродеться», интуитивно понятны большинству и апеллируют к конкретным эмоциям.
Быстрая реакция на события в виде мемов сделала их частью медийной повестки и привычным способом описания действительности. Ни одна церемония вручения «Оскара» или мало-мальски значимый форум не пройдут без россыпи красноречивых сюжетов. Иногда мемы возникают в контексте не просто какого-то события, а продолжительного общественного явления. Тогда они складываются в целые словари или цепочки образов.
«За последнее время, например, появился так называемый словарь «новой искренности» российских чиновников. Мемом стали «макарошки», которыми региональный министр предложила питаться на прожиточный минимум, или «качнуть права» — выражение, адресованное жительнице Канска красноярским губернатором», — делится наблюдениями Ксения Туркова.
Градостроительные преобразования в столице привели к появлению таких мемов, как «Собякура», «похорошение». В этом контексте даже возникло альтернативное название Москвы — «Похорошелла». Эти мемы четко описывают локальные сюжеты, не претендуя на международную повестку. Но у любого образа или явления есть потенциал, чтобы «словить мировой хайп». Непредсказуемость и спонтанность распространения «вируса» можно считать самой интересной составляющей мема.
«Недавняя история со штурмом зоны 51 начиналась как шуточный пранк в малоизвестном американском паблике в Facebook, — рассказывает создатель русскоязычной энциклопедии Memepedia Азат Саттаров. — Администраторы группы предложили штурмовать засекреченную военную базу — «Зону 51» в Неваде, где, согласно многочисленным конспирологическим версиям, власти скрывают инопланетян. Никто не ожидал, что под шуткой «подпишется» миллионная аудитория, последует официальная реакция американских властей и об этом узнает весь мир».
Почти одновременно похожая по степени «заражения» история произошла с инстаграмом Леди Гаги, который превратился в площадку русскоязычных комментариев после новости о том, что певица увела Бредли Купера у Ирины Шейк. Хейтеры начали с требований вернуть мужа законной владелице, но уже в течение нескольких часов чат превратился в обсуждение всего на свете — «от рецептов борща до аренды квартиры в Бирюлево Восточное» — и стал поводом для национальной гордости.
«Эти флешмобы — пример современных социальных вирусов, когда мемом становится массовое поведение людей, спровоцированное соцсетями, — считает исследователь мемов Владимир Гурьянов. — Выглядят они довольно забавно, но при этом отсылают к мрачноватой теории Ричарда Броуди (разработчик Microsoft Word, автор книги «Психические вирусы». — «РБК Стиль»), которая рассматривает мем как своеобразный психовирус, определяющий наше бессознательное поведение».
В теории Броуди наше мышление не всегда состоит из собственных мыслей. Часто мы не думаем самостоятельно, а мысли нам словно бы «инфицируют» вирусами, мемами. И опасность состоит в том, что программа, или «психический вирус», может оказаться вредоносной. В качестве примера безобидных «вирусов» Броуди приводит моду на ношение мини-юбок, а под зловещим мемом, по его мнению, можно подразумевать даже фашизм.
Агрегаторы развлекательного контента появились в Рунете раньше, чем соцсети. «Фишки», «ЯПлакалъ», «Лепра» — первые сайты, где были предприняты попытки создания коммерческих мемов. Ресурсы отличались снобистским имиджем «кузницы контента», а «Лепра», например, даже ввела закрытую регистрацию. С появлением соцсетей нишу заняли паблики, заточенные на монетизацию. Одни из самых популярных на сегодня мем-сообществ — «MDK» и «Борщ» — базируются во «ВКонтакте» и имеют аудиторию в несколько миллионов подписчиков.
«»Борщ» был создан в 2007 году, когда в отсутствие конкурентов не так сложно было привлечь подписчиков с помощью хорошей начинки, — говорит администратор паблика Дмитрий Филатов. — В 2012 году лицом паблика стал Никита Джигурда. Мы также сотрудничаем с известными блогерами и периодически проводим различные офлайн-активности».
Медийную силу подобным сообществам придает явное пренебрежение к цензуре и подростковое нахальство, тем более, что основная аудитория этих пабликов — молодые люди.
Недавно на сообщество «Борщ» подал в суд законодатель Павел Валенчук, обидевшись на мем про самого красивого депутата, к которому можно записаться «на бровки и маникюр», — историю моментально растиражировали медиа. «Настолько вирусных мемов, как с Валенчуком, у нас еще не было, — смеется Дмитрий Филатов. — Нам понравился этот кейс, поэтому, возможно, в ближайшее время мы повысим процент тонких провокационных мемов в рамках закона».
История с обидчивым депутатом — еще один пример того, как ироничная картинка может «уйти в народ». В данном случае не только сам мем, но и реакция «героя» стали поводом для резонанса.
Вычислить профессиональную формулу создания «вирусного» мема пока никому не удалось. Но есть факторы, которые повышают шансы коммерческого мема стать популярным. Например, картинки на тему обсуждаемой всеми актуальной повестки вроде Евровидения или ЧМ по футболу наверняка соберут большую аудиторию, чем рядовые сюжеты. Часто срабатывает и массовая рассылка («форс»), когда картинку начинают распространять в пабликах, сообщениях и комментариях. Пример одного из знаменитых форсет-мемов — мышонок из Рататуя с неприличным высказыванием.
Среди пабликов, зарабатывающих на мемах, есть не только самостоятельные площадки, но и приложения к полноценным медиа. Освоить дополнительный формат подачи новостей в соцсетях (через мемы) пытаются многие СМИ, но удачных попыток немного. В качестве примера можно привести «Образовач», приложение к научному изданию «N+1». А также «Лентач» — паблик, который создавался как приложение к изданию Lenta.ru, но позже стал самостоятельным ресурсом.
По словам главного редактора «Лентача» Тараса Сычева, стратегия СМИ в соцсетях и возможность подавать контент через мемы зависит от формата издания. Но даже если новостной мем-паблик относится к медиа, создает его всегда отдельная команда.
«Редакция «Лентача» состоит из мониторщиков новостей и профессиональных пикчеров, которые рисуют и придумывают мемы. Это специфический креатив, где человек нащупывает эмоцию, которая будет понятна большинству, — говорит Тарас Сычев. — Пикчерами не обязательно становятся люди какой-то конкретной профессии, здесь важны чувство юмора, эрудиция, навыки работы в графическом дизайне». Термин «пикчер» был частью сетевого сленга, но на волне популярности тематических пабликов превратился в профессиональный термин со скоростью распространения мема.
«Впервые слово «пикчер» появилось в комментариях к одной из картинок паблика «Образовач» в 2015 году. С этого момента так стали называть людей, создающих сатирические иллюстрации к различным инфоповодам. По сути, пикчер — это карикатурист нового времени», — говорит бывший редактор «Образовача» Павел Одинев.
Вместе с самим термином возник и мем «пикчер-бог», отчасти подчеркивающий самоощущение представителей профессии.
По словам Тараса Сычева, в своей работе редакция пикчеров использует проверенный способ мозгового штурма. В поисках ироничной иллюстрации пикчеры «крутят» новость с разных сторон, перебирая различные смысловые отсылки и аллюзии, тут может пригодиться и знание Босха, и Стэнли Кубрика.
«Зарабатывают мем-паблики за счет механизмов монетизации, встроенных в соцсети, продажи рекламных постов и нативной рекламы. Прибыльность паблика во многом зависит от популярности и тематики сообщества и, конечно же, гения пикчера», — считает Павел Одинев.
Например, стоимость одного рекламного поста в паблике «Лентач» достигает 60 тыс. рублей. Кроме того, сообщество обладает внятным фирменным стилем и зарабатывает не только на внутреннем продукте, но также на производстве рекламных мемов на заказ.
Маркетинг на грани фола
В маркетинге и рекламе сосредоточен главный коммерческий потенциал мемов. Сегодня они становятся полноправными участниками маркетинговой стратегии бренда, а иногда и основным средством коммуникации с аудиторией. С помощью мемов компании продвигаются в соцсетях и не только.
По словам директора агентства BrandLab Moscow Александра Еременко, привязать популярный интернет-образ к конкретному бренду невозможно. В рекламе срабатывает тот же вирусный механизм, что и при распространении мемов в Сети.
«Как только какая-нибудь компания начинает играть в игру с мемами, ее тут же подхватывают партнеры и конкуренты. Так, например, знаменитый скибиди-челлендж из клипа Little Big повторили, кажется, все — от барбершопов до «Пятерочки» и «ДоДо Пиццы». Участие во флэшмобах или использование мемов дает брендам возможность сделать максимальный охват молодой аудитории за короткое время», — говорит Еременко.
Как рассказали в пресс-службе Сбербанка, во время чемпионата мира по футболу — 2018 благодаря быстрой реакции на новости за одну ночь маркетологам удалось выпустить на рынок два новых продукта: «Мы запустили вклад «Побеждай» со ставкой 6% и кредит со ставкой 11,4%. Фактический объем привлечений средств во вклад по итогам акции составил 371,3 млрд рублей».
«Суть работы эсэмэмщика — отслеживать тренды, быстро реагировать и публиковать пост или рекламу, пока это актуально. Если компания через десять инстанций согласовывает какую-то шутку про актуальный мем и выдает ее запоздало, это обычно выглядит нелепо», — считает лингвист и исследователь мемов Александра Русакович.
Шутливый контент и новостная повестка сегодня так или иначе становятся частью маркетинговой стратегии любого бренда. Но примеров, когда компания в полную силу общается с клиентом на языке мемов, не боится провокационных сюжетов и шуток на грани фола, совсем немного. Зачастую юмор такого типа просто не вписывается в легенду бренда и противоречит его статусу. К тому же требует от smm-маркетологов определенного чутья: привязать мем к продукту — непростая задача.
Среди «отвязных» брендов, создающих мемы для молодой аудитории, лидирует «Бургер Кинг»: «Да, мы окурели в край», «Смотри, не обострись» — еще не самые провокационные слоганы компании. Несмотря на многочисленные суды, стратегия себя оправдывает, успешно привлекая целевую аудиторию.
Конфликтным маркетингом также выделяется компания Aviasales. Бренд широко использует в рекламе новостную повестку, политические и провокационные темы. Для создания рекламных мемов Aviasales обыгрывали Панамский скандал, избиение казаками Алексея Навального в аэропорту Анапы, фото пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова в ярких штанах и множество других сюжетов.
По словам PR-директора Aviasales Яниса Дзениса, самым значимым кейсом компании за последнее время стало «переименование» аэропорта Омска в аэропорт имени Егора Летова. Если на сайте Aviasales ввести «Егор Летов» в окошке с названием аэропорта, сайт автоматически определит город как Омск. В действительности Летов даже не попал в список финалистов конкурса «Великие имена России», что вызвало недовольство жителей региона.
«Тематика мемов не самое, на наш взгляд, эстетичное решение для широкой аудитории, если речь идет о создании авторского продукта, — рассказывают в компании White Russian Studio, которая занимается веб-дизайном и диджитал-продуктами. — Нас как дизайнеров больше радует такая работа, которую мы делали, например, для «Яндекс.Такси». Но бренды активно эксплуатируют все популярное у целевой аудитории, и мемы — неотъемлемая часть этого контента. Часто к нам приходят запросы разработать стиль приложений с тематикой мемов».
То, какими станут мемы в будущем, полностью зависит от контекста, который почти невозможно предугадать.
«Если представить, что в 2004 году нам показали бы мемы 2019-го года, вряд ли бы кто-то их понял и тем более над ними бы смеялся, — рассуждает Тарас Сычев. — Весь этот контент подстраивается под ситуации и вместе с ними эволюционирует».
Вероятно, можно пофантазировать на тему технологий будущего и новых способов распространения мемов, но это будет исключительно шутливая футурология. Исследователи считают, что «мемасы» как единица культурной информации, помноженная на технологии, будут существовать всегда. Главное, чтобы нам было смешно, а не страшно.
Что за мем “Стопапупа”. Шаблон шутки о недопонимании родился из диалога Nekoglai и Ivan Zolo 2004
Что такое «Стопапупа» и откуда пошёл этот мем, точно знают стримеры Nekoglai и Ivan Zolo 2004. Между блогерами во время прямого эфира состоялся такой неудачный диалог, что он тут же попал в шутки о недопонимании и породил новое загадочное слово.
Откуда пошёл мем «Стопапупа»
Слово «стопапупа» стало всё чаще и чаще появляться в рунете — в никах, постах и мемах. А некоторые пользователи Сети даже признаются ему в любви.
Мне так нравится это «СтоПапУпА».
«Стопапупа» появилась благодаря стримеру Nekoglai (настоящее имя — Николай), о котором ранее рассказывал Medialeaks, и тиктокеру Ivan Zolo 2004. Во время совместного прямого эфира молодые люди оценивали российских стримерш, среди которых оказалась популярная ведущая трансляций на Twitch — StopAnnya.
Николай попросил Ивана прочитать ник девушки, но латинские буквы запутали блогера, а объяснения Nekoglai не помогли. Так из stopannya и родилась «стопапупа».
— Первое слово — стоп. Второе — имя Аня. Скажи просто «Стоп Аня». Скажи «Стоп Аня».
— Но я вижу тут по-другому. Стопапупа.
О «стопапупе» узнала сама стримерша StopAnnya и в шутку провела эфир под названием «Поменять ник на Стопапупу?».
Скриншот страницы StopAnnya на Twitch
Забавное слово, случайно появившееся в неудачном диалоге, так полюбилось пользователям Сети, что они начали менять свои ники на «стопапупу».
Слово «стопапупа» в никах пользователей твиттера
А некоторые молодые люди мечтают превратить «стопапупу» в кличку для животных.
Почему я не назвала свою кошку Стопапупой…
Диалог Nekoglai и Ivan Zolo 2004 и слово «стопапупа» так развирусились, что положили начало новому мему.
Как диалог «Скажи просто — стопапупа» превратился в мем про недопонимание
Отрывок из прямого эфира Nekoglai и Ivan Zolo 2004 попал в тикток. В соцсети он развирусился в виде звука, под который блогеры разыгрывали неудачные диалоги. Главный «герой» мемных роликов — недопонимание между людьми. Авторы видео долго и на пальцах объясняют собеседникам очевидные вещи, но вместо коннекта получается только «стопапупа».
Она: Первое слово — «давай». Второе — «встречаться». Скажи просто «Давай встречаться».
Он: Мне бы девушку как ты…
С помощью диалога о «стопапупе» многие пользователи тиктока шутили о том, как люди продолжают наступать на одни и те же грабли и не учатся на ошибках прошлого. Блогер nowkie наглядно показал, чем чаще всего заканчивается инициатива лечь спать пораньше.
— Просто ложись спать в 00:00. Сделай это!
— Но я вижу тут по-другому… Лечь спать в 5 утра.
В роликах также затронули вечную тему про возобновление отношений с бывшим парнем, несмотря на все увещевания подруг.
Я: В мире есть другие парни. Необязательно постоянно возвращаться к бывшему.
Лучшая подруга: Я опять сошлась с бывшим.
Вскоре диалог «Скажи просто — стопапупа» перекочевал в твиттер. Пользователь соцсети cubitumeamuss увидел в неудачном разговоре Nekoglai и Ivan Zolo 2004 новый вариант мема про ожидание и реальность.
Мем от cubitumeamuss
Фанаты аниме «Великий из бродячих псов» решили, что автором слова «стопапупа» мог бы стать персонаж сериала Достоевский, который плохо понимает японский язык.
Короче, раз Достоевский плохо шпарит на японском, то я уверена, у них был такой диалог.
Хотя диалог между стримерами Nekoglai и Ivan Zolo 2004 получился неудачным, благодаря ему в рунете появилось новое забавное слово «стопапупа», которым можно назвать всё на свете, а также шаблон для мема о людском недопонимании и несоответствии мечты и реальности.
Ранее Medialeaks рассказывал, откуда взялся мем «Да, треш». Флегматично реагировать на неприятные новости пользователей Сети научил блогер Владос Мирос.
Я/Мы: как фраза в поддержку Ивана Голунова за три месяца стала универсальным символом единения — а потом и мемом Статьи редакции
От «Я/Мы Павел Устинов и сёстры Хачатурян» до «Я/Мы отопление»: конструкцию используют всем рунетом — по поводу и без.
10 июня газеты РБК, «Ведомости» и «Коммерсантъ» впервые в истории вышли с первыми полосами в единой стилистике — надписью «Я/Мы Иван Голунов», где «Я» и «Мы» переплелись между собой. Так издания поддержали корреспондента «Медузы» Ивана Голунова, которого обвиняли в незаконном производстве или сбыте наркотиков. После масштабной кампании в соцсетях, СМИ и на улицах дело против журналиста прекратили из-за отсутствия доказательств.
Фраза «Я/Мы Иван Голунов» быстро стала символом борьбы с несправедливым задержанием корреспондента. В Москве и других российских городах быстро закончился тираж газет с первой полосой в его поддержку, а «Медуза» опубликовала макет в открытом доступе и предложила делать с надписью аватарки в соцсетях, плакаты и другой мерч.
Авторы надписи — дизайнеры Свят и Анастасия Вишняковы. Они рассказывали, что их об этом попросили сотрудники РБК — тогда речь о единых первых полосах ещё не шла. При создании лозунга авторы ориентировались на известные и узнаваемые «Je suis Charlie» и #metoo.
Задача была сформулирована в нескольких абзацах. Там было и раздражение от вседозволенности власти, и напоминание нам всем, что лёгким движением руки оперативника наркотики можно достать из абсолютно любого кармана.
Мы хотели визуализировать ту солидарность, которая объединила нас всех в эти дни. На следующий день мы показали несколько эскизов, один из них был выбран, тогда же мы узнали, что редакции РБК, «Коммерсанта» и «Ведомостей» договорились выйти с одинаковыми первыми полосами.
Помимо надписи перед дизайнерами стояла задача графически подчеркнуть идею единения: «Нам хотелось оформить мысль так, чтобы и на уровне копирайта, и на уровне пластики буквально объединить всех. Так появилось решение со сплетёнными местоимениями, которое сделало надпись узнаваемой».
10 июня вышли газеты с надписью, а уже 11 июня Ивана Голунова освободили. Казалось бы, на этом история лозунга должна была закончиться. Но он стал только популярнее, сначала появляясь на митингах в защиту журналиста, а затем — на акциях в поддержку уже совсем других людей. Так «Я/Мы» ушло от ассоциаций только с Голуновым в сторону универсального символа солидарности.
13 июня появилась конструкция «Я/Мы Шиес» в поддержку борьбы с мусорным полигоном в Ленском районе. Автором макета стала Анастасия Вишнякова — она родилась в том районе. «Буду рада, если картинки окажутся полезными и смогут поддержать экоактивистов в их благом деле», — отметила тогда дизайнер.
Лозунг стал популярен после серии одиночных пикетов за свободу сестёр Хачатурян возле главного управления Следственного комитета. 14 июня им предъявили окончательное обвинение в убийстве отца — и в соцсетях началась масштабная акция поддержки девушек.
21 июня три дагестанские газеты — «Новое дело», «Свободная республика» и «Черновик» — вышли с одинаковой первой полосой в поддержку арестованного журналиста «Черновика». Акция отсылалась к поступку РБК, «Ведомостей» и «Коммерсанта» ещё и лозунгом «Я/Мы Абдулмумин Гаджиев». Перед этим Гаджиева арестовали по делу об участии в террористической организации.
16 сентября начинающего актёра Павла Устинова приговорили к 3,5 годам колонии за вывих плеча росгвардейца во время задержания на акции протеста. Ответом на решение суда стал флешмоб российских актёров, потребовавших пересмотреть дело. К акции присоединились Сергей Безруков, Павел Деревянко, Гарик Харламов, Сергей Лазарев и другие. После этого Устинова выпустили из СИЗО.
В поддержку Устинова провели одиночные пикеты у администрации президента. Актриса Александра Бортич пришла со своим плакатом «Я/Мы вся страна». Так она показала, что акция — это не просто «цеховая солидарность», но и призыв заступиться за других политзаключённых.
Конструкция «Я/Мы» встречалась в соцсетях так часто, что не могла не стать мемом. С акцией в поддержку Павла Устинова у шутки появилась вторая жизнь: с помощью лозунга и характерного дизайна пользователи жаловались на отсутствие отопления в Москве и поддерживали 16-летнюю эко-активистку Грету Тунберг.
Порой в соцсетях обходились даже без картинки: достаточно фразы, а остальное воображение дорисует само.
хочу футболку с надписью:
Я/МЫ РАЗБИРАЕМСЯ. ПОДОЖДИТЕ
Универсальность лозунга имеет и обратную сторону: его используют для чьей-либо для поддержки так часто, что некоторые считают первоисточником фразы совсем не газеты об Иване Голунове. Из-за этого могут возникать неловкие ситуации.
TJ поговорил с арт-директором студии Ony Святом Вишняковым — одним из авторов надписи «Я/Мы Иван Голунов».
Как относитесь к тому, что фраза вышла за пределы дела Голунова и стала в той же степени относиться к другим резонансным делам, вроде сестёр Хачатурян и Павла Устинова?
Хорошо относимся, потому что если надпись начинает выполнять определённую функцию — солидарности, поддержки кого-то ещё — то это классно. Или если она помогает конкретным людям избежать несправедливого преследования. Это достаточно редкий пример, когда дизайн может помогать напрямую.
Конструкция достаточно простая: «Я/Мы» можно использовать с любым именем и событием. Наверное, поэтому она и стала массовым явлением. Нам бы хотелось даже от этого дизайна немного дистанцироваться, чтобы не быть единоличными авторами каждой надписи — любой может сделать свой вариант.
Ожидали, что ваша работа так приживётся и останется актуальной спустя несколько месяцев?
Мы не знали, что произойдёт с нашей работой спустя некоторое время. Было понятно, что у неё будет определённая узнаваемость. Всё-таки РБК, «Ведомости» и «Коммерсантъ» — это большие издания с большой аудиторией. Да и сам факт того, что все три газеты выходят под одной обложкой — это знаковое событие для российской прессы.
Идеальной была бы ситуация, если бы надпись потеряла актуальность после того, как Ивана Голунова отпустили. Потому что больше никого бы не сажали. Надпись бы выполнила свою функцию, и на этом бы всё закончилось. К сожалению, у нас появилось «Московское дело», митинги, протесты. Но хорошо, что фраза всё же есть, потому что она каким-то образом объединяет людей. Это простой способ стать частью всего этого: сменить аватарку, напечатать плакат.
Пикет в поддержку Павла Устинова в одной гифке