Мемфис музыка что это
Как возник фонк и почему его слушают все больше и больше?
Столь малоизвестное музыкальное направление, как фонк, впитало в себя множество разных стилей. Оно пережило кучу трансформаций, на долгие годы было забыто, а потом вновь получило второе дыхание. Именно поэтому каждый этап развития жанра phonk делал музыку по-своему уникальной, подарив нам немало талантливых исполнителей пхонка.
Phonk — своеобразный поджанр хип-хопа, уходящий корнями глубоко в афроамериканскую традицию. Многие люди утверждают, что никогда ранее не слышали о нём. Но по факту это направление, вдохновлённое Мемфис-рэпом 1990-х годов, встречается очень часто.
Больше всего мелодий в таком формате представлено на известной платформе SoundCloud. Хотя это далеко не единственная площадка, где распространены отдельные phonk сэмплы. Способов добиться желанного звучания на деле существует масса: берётся звук удара по сковородке, хлопки ладонью по ляжке, пение птиц, бэкграунд из гудения проезжающих машин – абсолютно любой шум можно взять за основу.
Потом все отобранные фрагменты редактируются на компьютере и тщательно микшируются.
Для большего разнообразия в пхонке нередко используются различные хип-хоп вырезки ранних 90-х годов, соединённые в комбинациях с мотивами из джаза или реп импровизациями. Музыканты специально используют для своих треков искажающие техники (рубленый и привинченный), чтобы создать более «тёмный» звук в итоге.
Почти все инструменты пхонка служат для извлечения причудливых звуков, но при этом сильно сбавляют общий темп, чтобы создать более жуткий фон для песен, которые «раздвигают грани мрачной стороны нашего общества и человеческой природы». Мотивы фонка характеризуется ностальгическими нотками, приглушённым звучанием, которое часто аккомпанируется старыми вокальными записями в стиле memphis-рэпа лент.
Сегодня особым шиком в данной музыке считается умение придать музыке забытое звучание, словно запись выполнена на старой касете.
Но, с другой стороны, специально воспроизводить низкое качество в профессиональной студии и называть такую мелодию новой эстетикой или стилем – это явный признак неуважения к настоящим поклонникам пхонка.
Когда же зародился Phonk
Кто зародил жанр
До сих пор неизвестно кто стал первым в этом стиле, так как большинство релизов выходили на кассетах и виниловых пластинках, которые к сожалению были утеряны, но в большинстве ресурсов указывают имя DJ Spanish Fly, и его релиз I’m The Nigga, который вышел в 1990 году, однако вместе с тем можно найти релиз DJ Paul под названиями глава 5, 6, 7, 8 и т.д., датирующиеся 1992 годом, и неизвестно когда были выпущены предыдущей пластинки, может быть он даже опередил DJ Spanish Fly. Жанр стал разрастаться невероятно быстро к нему было приковано все больше внимания и артисты постепенно переходили к этому звуку.
Как это обрело популярность
Постепенно на базе фонка появилось ответвление в виде фонк-рока и метал-фонка. От своего прародителя перечисленные стили унаследовали groove партии бас-гитар. Самым знаменитым примером «скрещивания» оказалась группа Red Hot Chili Peppers, ведь их рифы – своеобразная дань уважения африканским предшественникам. Буквально сразу после появления диско направления, фонк в чистых вариациях стал редкостью. Теперь чаще всего исполняют его мало раскрученные группы для узкой аудитории. Формально phonk постепенно слился с другими направлениями, подарив современности лучшую черту — забористый мотив, который сопровождается резким чередованием грубого и мягкого вокала.
Как возник фонк и почему его слушают все больше и больше
Как и многие культовые жанры, в момент своего появления фонк был скорее локальным течением, связанным с конкретными музыкантами
Как и многие культовые жанры вроде трип-хопа или пост-панка, в момент своего появления фонк (phonk) был скорее локальным течением, связанным с конкретными музыкантами.
Только некоторое время назад он стал восприниматься как жанр, не привязанный к географии и определенной тусовке. Но с такой экстраполяцией термина «фонк» согласны далеко не все – хардкорные фанаты жанра считают его целой идеологией и используют это слово исключительно в отношении рэпера SpaceGhostPurrp и его последователей. Именно SpaceGhostPurrp, рэпер и битмейкер из Флориды, в начале 2010-х разработал и популяризировал основы звучания, которое сегодня связывают с фонком.
Многие считают фонк переработкой мемфис-рэпа, андеграундного поджанра хип-хопа, который культивировался с начала 1990-х в штате Теннесси. Для мемфис-рэпа характерно использование 808-х хэтов и коубеллов (звуки драм-машины Roland TR-808), оккультная тематика и эстетика гангста-рэпа. Запитченный вокал (с пониженной тональностью для создания эффекта «демонического» голоса) и общая мрачность звучания также относятся к характерным чертам мемфис-рэпа.
Все эти атрибуты SpaceGhostPurrp действительно использовал в своем рэпе, ставшем реактуализированной пересборкой южного звука 1990-х. Но правда в том, что он использовал не один только мемфис-рэп, а весь олдскульный хип-хоп: west coast, east coast и даже g-funk. Из искаженного funk, кстати, и происходит слово phonk – сэмплы фанковых записей заложили основу звучания хип-хопа 1980-х и первой половины 1990-х.
Возведя переработку старого хип-хопа в метод, SpaceGhostPurrp оказал огромное влияние на звучание и эстетику популярного рэпа 2010-х. Достаточно вспомнить, что первый микстейп A$AP Rocky, одного из главных трендсеттеров последних 10 лет, был написан под сильнейшим влиянием музыки SpaceGhostPurrp, с которым Flacko в то время плотно общался (его продакшен и куплеты также есть на микстейпе). В дальнейшем Роки, как и многие последователи SGP тех лет, в оформлении своей музыки использовал иероглифическое написание, также придуманное SpaceGhostPurrp. Однако, в отличие от SGP, у Роки получилось вывести свою музыку в мейнстрим.
Что касается фонка, то это звучание на многие годы стало маргинальным. Главные представители жанра первой волны – это эмси из тусовки Raider Klan, некоторые из которых стали в дальнейшем важными для хип-хоп-сцены артистами: Xavier Wulf, Chris Travis, Denzel Curry, Key Nyata, Amber London, Nell, Yung Simmie и другие.
Если говорить о важных исполнителях за пределами Raider Klan, можно выделить Dj Smokey. Его музыка – характерный пример дальнейшего развития жанра, ставшего в большей степени битмейкерским, чем рэперским. Среди популярных исполнителей жанра фонк немало битмейкеров, многие – из России и СНГ. Например, белорусский музыкант LXST CXNTURY. По итогам прошлого года он попал в топ исполнителей российского Spotify Wrapped. Он занял 122 место, а его трек ODIUM был в списке лучших треков года с миллионом прослушиваний – сейчас эта цифра приближается к 16 миллионам. До запуска Spotify в России и Беларуси у LXST CXNTURY было 10–11 тысяч слушателей в месяц, а сейчас их число составляет более 600 тысяч. Другой известный представитель жанра – российский битмейкер Kaito Shoma. Интересно, что обоим удалось посотрудничать с легендами вышеупомянутой мемфис-сцены, ставшей основным вдохновением для фонк-музыкантов второй волны. У Kaito Shoma недавно вышел трек с Dj Paul из легендарной Three 6 Mafia и Kingpin Skinny Pimp, с которым и LXST CXNTURY успел выпустить официальный трек.
Если говорить о других популярных исполнителях, близких к фонку, можно выделить Pharmacist, RHODAMINE, Ghostface Playa, Freddie Dredd. Последний – выходец из Канады, на раннем этапе карьеры активно продвигавший свои треки во «ВКонтакте». Интересно, что фонк и близкий к нему клауд всегда пользовались особенной популярностью в России, о причинах этого можно только гадать. Возможно, тут замешан национальный менталитет и наша любовь к печальной, драматичной и мрачной музыке.
В России фонк-звучание медленно развивается уже много лет. Сейчас запрос phonk на 78-м месте по России, за минувшую неделю его искали около 3000 раз, а за неделю до этого – 2983. Фонк не покидает топ-100 запросов по России. В данный момент в Spotify можно найти более 1000 пользовательских плейлистов со словом phonk в названии и 889 – со словом «фонк».
Группа XIII, созданная бывшими участники культового андеграунд-коллектива the Chemodan clan, тоже использует фонк-эстетику, а бывший участник другой русской андер-группы УННВ недавно выпустил трек под бит фонк-битмейкера Dj SACRED.
Глядя на то, как олдскульные рэп-группы начала 2010-х осваивают фонк-звучание, кажется, что аудитория андерграунд-рэпа того времени частично перетекает на русскую фонк-рэп-сцену. А учитывая, что фонк все активнее используют молодые исполнители, вроде тех же Cakeboy и Клоукомы, можно практически с уверенностью сказать, что фонк в России в самое ближайшее время получит серьезное развитие.
Об этом же свидетельствует статистика Spotify. До запуска стримингового сервиса в России (15 июля 2020 года) у Pharmacist было около 2–3 тысяч прослушиваний. Сейчас их среднее количество выросло до 73–75 тысяч слушателей. У RHODAMINE была тысяча слушателей на старте, сейчас их более чем в 15 раз больше. Популярность Freddie Dredd также существенно выросла за последние полгода: 7–8 тысяч слушателей в день в начале 2021 года против 300–310 тысяч слушателей сейчас.
Фонк набирает популярность в России. Отвечая на запрос слушателей, Spotify запустил редакторский плейлист, посвященный этому жанру:
музыка Memphis rap
Three 6 Mafia
Juicy J
657 770 слушателей
Juicy J – это сценический псевдоним американского рэппера, полное имя которого звучит как Jordan Michael Houston. Он появился на свет 5…
Project Pat
282 290 слушателей
Patrick Rasheed Houston родился в 1972 году в Мемфисе, Теннесси. В начале 90х DJ Paul & Juicy J (кстати брат Project Pat’a) создают группу…
Lil Ugly Mane
158 289 слушателей
Undertaker throwing Mankind off the top of the Hell in the Cell ’98 is Lil Ugly Mane. When you turn off your downstairs lights and run upstairs…
Koopsta Knicca
Koopsta Knicca родился в 1976 году в Мемфисе. В составе Мафии выделялся своими скоростными куплетами. Koop без проблем меняет скорость своей…
Kingpin Skinny Pimp
Вики-статьи пока нет.
Tommy Wright III
Вики-статьи пока нет.
Lord Infamous
DJ Paul
113 655 слушателей
DJ Paul начал свою карьеру в начале 1990-х годов как диджей, продюсер и рэпер. Он был участником дуэта Serial Killaz, вместе со своим старшим…
Evil Pimp
Frayser Boy
Вики-статьи пока нет.
Blackout
С подобным названием существует более 40-ка групп:
1)
Страна: USA, New York
Стиль: Post-Metal / Stoner Doom / Psychedelic Doom …
DJ Smokey
Вики-статьи пока нет.
Denzel Curry
Denzel родился 16 февраля 1995 года. Всю свою жизнь провел в солнечной Флориде, а именно в городе Карол Сити. Любовь к хип-хопу родилась еще…
Prophet Posse
Вики-статьи пока нет.
Gangsta Pat
Вики-статьи пока нет.
Gangsta Blac
Вики-статьи пока нет.
Indo G
Вики-статьи пока нет.
Playa Fly
Вики-статьи пока нет.
Da Mafia 6ix
In 2013, it was announced that five of the six original members of Three 6 Mafia, DJ Paul, Crunchy Black, Koopsta Knicca, Lord Infamous and Gangsta…
Группа Memphis: постмодернистский бунт в дизайне
Рассказываем о ярких цветах, необычных формах и смелых паттернах дизайна восьмидесятых годов.
Memphis — миланская группа дизайнеров, основанная итальянцем Этторе Соттсассом. Она выпускала предметы интерьера под своим брендом в 1981–1988 годы и стала одним из наиболее ярких представителей постмодернизма в дизайне. Даже сейчас их работы удивляют своей странностью и напоминают: у творчества нет границ.
Из материала вы узнаете, как дизайнеры меняли привычный облик мебели и отношение к ней, как призывали к иронии над самими собой и над устоявшимися эстетическими канонами.
Искусствовед и автор. Пишет о дизайне, искусстве, истории компаний и не только. Любит сферу образования, пересечение культур и иностранные языки. Ходит в музеи, чтобы отдохнуть от рутины. Живёт между Москвой и Парижем.
Как назревал бунт в среде дизайнеров
Начиная с двадцатых годов, после Первой мировой войны, в дизайне утвердился и развивался модернизм. На смену декоративности и ручному производству пришли скромные и геометричные формы, функциональность и массовое производство.
Начиная с шестидесятых годов в архитектуре и дизайне в противовес этому формировалось новое направление — постмодернизм. Объединения дизайнеров в Англии, Германии и Италии стремились преодолеть функционализм, единообразие и предсказуемость промышленного дизайна. Они искали альтернативный путь, хотели противопоставить минимализму декоративность, поменять потребительское отношение людей к вещам. Они призывали к иронии, возвращали предметам смысловое наполнение.
В русле таких настроений дизайнеры Memphis предложили яркую мебель, где неожиданно сочеталось всё: формы, цвета и материалы. Они цитировали яркие неоновые цвета поп-арта и китча, использовали отсылки к разным культурам и играли в ассоциации.
Memphis заявляет о себе
Первую коллекцию группа представила в 1981 году в галерее Arc’74 на Миланском мебельном салоне. В день открытия перед входом собралось две тысячи посетителей. Все 55 предметов были произведены в одном экземпляре, а некоторые были частично сделаны вручную. Так группа противопоставляла себя промышленному дизайну.
Благодаря выставке главным акционером Memphis стал Эрнесто Жисмонди — президент производителя светильников Artemide, который продвигал группу на международном рынке. Первая коллекция имела успех, модельер Карл Лагерфельд даже обставил свою квартиру в Монте-Карло предметами Memphis.
Несмотря на ряд негативных отзывов, Memphis поддержали фабрики, заключившие с группой контракты на производство, ведущие журналы о дизайне и мебельные магазины. Большую роль в продвижении Memphis сыграла журналист и арт-критик Барбара Радиче. В 1984 году она выпустила книгу — манифест объединения.
Как Memphis меняла отношение к интерьеру
Ценность мебели Memphis заключалась не в функциональности, а в диалоге, который она провоцировала. У всех объектов есть названия, которые побуждают к ассоциациям, что особенно усиливается на фоне контрастов форм, цвета и материалов. Как говорил Этторе Соттсасс: «Вы должны жить с мебелью. Она не должна просто окружать вас».
Дизайнеры предлагали в первую очередь иронизировать над привычными предметами и над собой. Они переворачивали понятие «статусности» гостиной: за счёт необычных форм и цветов мебель напоминала игрушки. И это подрывало серьёзное отношение хозяев дома к самим себе, к своему вкусу и достатку.
Участники Memphis пересматривали иерархию материалов и привычные парадигмы «богато — бедно», «лучше —хуже». В одном предмете мебели они могли использовать благородные породы дерева, пластиковый ламинат и цветные лампочки. Или просто создавали дорогостоящие предметы из шпона и металла.
Например, для первой выставки Соттсасс создал комнатную перегородку Carlton, которая стала символом группы. Первое, что непривычно, — функционал: это не только перегородка, но и книжный шкаф и комод, при этом все представления о каждом из этих объектов нарушены. Второе: форма перегородки напоминает игрушку или тотемную скульптуру. Соттсасс действительно увлекался племенными культурами. Наконец, предмет рассчитан на обеспеченных покупателей, но покрыт пластиковым ламинатом. Ламинат был привычнее в отделке пола, в кухне и ванной и в сетях фастфуда. Использованный для дорогостоящих столов, диванов и стульев, он создавал эффект китча, призывал к иронии.
Memphis выпустила много мебели для хранения, конфигурация которых нарушала привычные представления о том, как должны выглядеть книжный шкаф, тумбочка или буфет для посуды. Полки часто располагались диагонально или вообще имели криволинейную форму. А некоторые элементы и вовсе ставили в тупик.
Второй материал, нетипичный для мебели, который использовали в Memphis, — терраццо. Это смесь извести или цемента с кусочками камней, мрамора или стекла. Обычно его применяли для покрытия полов.
Члены Memphis покрывали предметы мебели не просто ламинатом, а ламинатом с разнообразными паттернами с броскими узорами контрастных цветов. Визуально такая мебель не давала обитателям покой, она напоминала о том, что дом — не тихая гавань, впускала в него пестроту окружающей рекламы, неоновых вывесок, афиш.
Вдохновение дизайнеры черпали из разных источников. Это могли быть чёрно-белые узоры, напоминающие оптические иллюзии. Или совсем не художественные мотивы, как, например, рисунок проволочной корзины для мусора.
Помимо ламината в Memphis создавали паттерны и для текстиля.
То же относится и к диванам. Дизайнеры Memphis как будто шутят над их будущими обладателями. Диван — одно из наиболее уютных мест в гостиной, где можно удобно сесть, лечь, отдохнуть. Но часто формы «мемфисских» диванов неудобные, нелогичные, они снова заставляют задуматься о функции привычных предметов.
Современные лампы были гладкими, с белыми, чёрными или неокрашенными металлическими поверхностями. Главное — они были функциональными.
Многие лампы Memphis — скорее светящиеся скульптуры причудливой формы, независимо от того, какую функцию они могут выполнять. А если лампы конструктивно и похожи на типичные современные настольную лампу или торшер, то окрашены в яркие цвета и содержат непривычные элементы.
Memphis после Memphis
Международный состав группы способствовал тому, чтобы стиль Memphis распространился во Франции, Испании, Австрии, Японии, США. Этторе Соттсасс покинул Memphis в 1985 году, но объединение продолжало существовать до 1988-го. Когда оно распалось, его участники перестали выпускать мебель под одним брендом, но не оставили эту эстетику.
В 2011 году модный дом Dior выпустил коллекцию, вдохновлённую эстетикой Memphis. А в 2013-м дизайнер и художница Натали дю Паскье создала сумки и подушки в стилистике Memphis для датского бренда Wrong for Hay. Год спустя она разработала коллекцию для модной компании American Apparel.
Компания Memphis существует до сих пор. Мебель оригинального бренда производится под брендом Memphis-Milano в неограниченных сериях. Новый бренд Post Design заработал с 1997 года, и некоторые бывшие участники Memphis — Этторе Соттсасс, Натали дю Паскье, Джордж Соуден — создают для него предметы интерьера. Правда, теперь каждый придерживается собственного выразительного языка.