Мемуары и воспоминания в чем разница
Как написать мемуары о своей жизни
— Интересные мемуары словесно насыщены: в них присутствуют метафоры, сравнения, описания, диалоги и эмоции. Эти фигуры помогут оживить ваши воспоминания.
— Будьте добры по отношению к себе. Создание мемуаров – очень сокровенное, наполненное страданиями путешествие во времени.
— Мемуары отличаются от автобиографии тем, что в центре их внимания находятся определенные события жизни человека. Мемуары по жанру больше похожи на роман. Как правило, язык мемуаров более насыщен. Они включают только уместную информацию – не нужно делиться историей всей своей жизни.
— Мемуары должны состоять из вступления, середины и концовки. Также должны присутствовать проблема, конфликт и его решение.
Хотите узнать, как написать мемуары о своей жизни? Как вспомнить события своей жизни? Как грамотно изложить все это в правильной последовательности? Как писать воспоминания и не выглядеть при этом по-дурацки?
«Восстановить себя через воспоминания, значит воскреснуть, объединив себя настоящего с собой прошлым».
Если вы уже решились записать свои собственные мемуары, но не знаете, с чего начать, то эта статья – как раз для вас. Ну, а если вы всё ещё не знаете, зачем писать мемуары, то читайте следующее:
«Не читайте историю — читайте биографии, потому что это — жизнь без теории».
Бенджамин Дизраэли.
Рано или поздно у многих из нас возникает мысль написать что-то вроде воспоминаний из собственной жизни. Словом «мемуары» это называть как-то не хочется. Звучит слишком уж по-стариковски.
Сразу представляется мало радующий образ укутанного в плед дряхлого пенсионера, сидящего в кресле-качалке, а рядом на столе — толстенный такой фолиант в кожаном переплете с золотым тиснением «Моя Жизнь».
Однако в действительности мемуары пишут необязательно люди преклонного возраста, но вполне ещё молодые.
И это правильно. Простая логика подсказывает, что если вы хотите оставить свой след на этой земле в виде записанной истории собственной жизни, то начинать следует как раз в молодости, пока ваша память вас не подводит.
Согласитесь, что вспомнить что-то из своего прошлого гораздо проще, если вы к нему ближе.
Но почему, собственно, у людей вообще возникает такая идея?
В своей книге «Как писать хорошо» Уильям Зинсер писал по этому поводу следующее:
«Мои слушатели — зрелые люди обоих полов, которые хотят писать мемуары, ради того, чтобы разобраться, кто они такие и с каким наследием пришли в этот мир. Из года в год они глубоко трогают меня своими житейскими историями и заражают страстным желанием оставить память о том, что они совершили, передумали и перечувствовали. Кажется, что за мемуары нынче засела чуть ли не половина американцев…»
Память — это ключевое слово. Мы хотим помнить то, что с нами когда-то происходило в прошлом, чего мы достигли или хотели достичь, что сделали и чего не сделали, в кого влюблялись, с кем дружили, с кем, наоборот, сражались.
Мы все прекрасно понимаем, что со временем память наша потихоньку стирается, становится менее яркой и насыщенной деталями. События прошлого уходят на задний план, становятся менее различимыми, покрываются более поздними наслоениями, обрастают новыми интерпретациями, а потому зачастую выглядят совсем не так, как в тот самый момент, когда они происходили.
Записывая историю своей жизни, мы словно подтверждаем, что она действительно существовала. Что это не какие-то эфемерные обрывки воспоминаний, пролетающих в вашей голове изредка в минуты осенней тоски, но вполне реальное доказательство того, что это было на самом деле.
«Я здесь пишу рукой солдата,
Чтоб через много-много лет,
От жизни скучной и печальной
Какой-нибудь остался след».
(Из армейского фольклора)
Также мемуары — это память в том смысле, что мы оставляем по себе нечто вещественное, что другие люди смогут когда-нибудь потом прочитать. Не то, чтобы мы все были настолько тщеславными, но всё же. Хочется думать, что от нас останется что-то конкретное. Это вроде как частичка бессмертия что ли. Как-то так.
Но мемуары — это записи, не только событий, но и наших эмоций, которых в прошлом было пережито немало. В настоящем мы мало чего помним об этом. В повседневной обыденности нам кажется, что ровным счетом ничего не происходит, и не происходило.
Но если хорошенько повспоминать, то всплывет столько интересного и даже давно позабытого, что может снова всколыхнуть волны тех давних эмоций. Записывая их, мы не просто фиксируем это на бумаге или на жёстком диске компьютера, но проделываем своеобразную психологическую практику освобождения от эмоциональных зарядов, что сидят в наших телах.
Так что, если вы всё ещё раздумываете, нужно ли вам составление собственных мемуаров, то надеюсь, этот короткий пост вас убедил. Если же нет, то вам это действительно не нужно.
С чего же начать записи мемуаров
Во-первых, следует понимать, что мемуары — это не автобиография, в которой повествование начинается от самого рождения и последовательно проходит через весь «календарь жизни». В мемуарах эта последовательность – не аксиома, хотя некоторая упорядоченность нужна. Вы можете просто взять какой-то значимый кусок вашей жизни и построить на нём свои мемуары.
Многие обращаются к своему детству, как наиболее загадочной и интересной теме для мемуаров. Сложность в том, что мало кто помнит о собственном детстве настолько подробно, чтобы можно было написать об этом, хотя бы пару страниц текста. Но это только так кажется.
На самом деле вы просто давно не вспоминали детство. Стоит начать, как вас может захватить настолько мощная волна воспоминаний, что хватит не на одну тетрадку. Здесь вам помогут семейные альбомы с фотографиями, старые письма, дневники, музыкальные и видеозаписи и, конечно же, рассказы ваших родственников.
А еще Интернет! Да-да. Вы можете отыскать здесь массу полезных напоминаний о прошлом. Сейчас на многих форумах и в соцсетях есть разделы и группы, где посетители выкладывают массу картинок и ностальгических воспоминаний из советского прошлого. Здесь и детские игрушки того времени, и промышленные товары, и продукты питания, да много чего такого.
Просматривая эти материалы, вы можете неожиданно вспомнить, что вот именно такая игрушка была и в вашем детстве, а вид кефирных бутылок с крышечкой из фольги или жевательная резинка «Ну, погоди!» за 15 копеек могут натолкнуть вас на давно позабытые воспоминания, которые вы просто так и не вспомнили бы никогда.
Во-вторых, весьма полезно для примера почитать уже опубликованные мемуары. Найдите «Память, говори» Владимира Набокова, или «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, или «Мои ранние годы» Уинстона Черчилля. Вас не должно смущать, что они были великими писателями, а у вас по сочинению в школе стояли одни трояки или и того хуже. Вовсе не обязательно становиться одним из великих. Но поучиться у них есть чему. Да хотя бы просто вдохновиться.
В-третьих, вам стоит найти какой-то ключевой, очень значимый момент в вашем прошлом, с которого можно отправиться в путешествие по волнам памяти. Начните вспоминать его во всех возможных подробностях и записывать в черновик.
Возможно, при этом вы начнете вспоминать и более ранние события, тоже весьма значимые для вас. Их тоже записывайте. Это очень хорошее подспорье, которое может послужить вам своеобразным планом для написания последующего развернутого текста.
У тех, кто сам никогда не вел дневник, обычно довольно стереотипное представление об этом предмете: эдакий цветастый блокнотик с рюшечками, куда девчушка пубертатного возраста записывает всякую девчачью муть, щедро сдабривая различными наклейками, рисуночками, сушеными цветками и бабочками.
Смею вас уверить, что это далеко не так. Дневники вели весьма солидные и известные люди. Например, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Лев Толстой, Наполеон и др.
Понятно, что они туда записывали не всякую банальщину, типа: что я ел сегодня на завтрак, или какая тупая корова эта… и не постили потом этот бред в фейсбук или инстаграм. Они вели дневники, в первую очередь, для выявления своих сильных и слабых сторон, то есть для саморазвития и самосовершенствования.
Фрирайтинг или дневник?
Сейчас стало модно увлекаться фрирайтингом. Это так называемое свободное письмо. То, что само по себе выплескивается из головы на бумагу. Свободный поток мыслей. Причём вовсе не обязательно связных или вообще внятных. Откровенная тарабарщина в духе «Алисы в стране чудес» тоже подойдет.
Типичный вариант — утренние страницы, предложенные в качестве психологического упражнения автором бестселлера «Путь художника» Джулией Кэмерон. Вот что она пишет:
«Что же такое утренние страницы? В самом общем виде их можно определить как поток сознания, уместившийся на трех листках рукописного текста: «Эх, вот и снова утро… Писать совершенно не о чём. Хорошо бы постирать занавески. А вчера я вытащила одежду из машинки? Ля-ля-ля…» Более приземлённо их можно назвать «канализацией для мозгов», ведь именно в этом и состоит их прямое назначение…»
Дневник — нечто более основательное. Главная его особенность — осознанное, вдумчивое написание текста.
Фрирайтинг — это больше медитативная практика, разгрузка для мозга и высвобождение эмоциональных зарядов. Что само по себе не только полезно, но и стимулирует творчество, ибо снимает некоторые психологические блоки. Но и только.
В дневнике же можно делать гораздо больше полезных вещей, включая и эти, разумеется.
Утренние страницы вовсе не должны быть умными, хотя иногда это случается. Но, скорее всего, этого не произойдёт, о чём никто никогда не узнает – кроме вас. Никому другому не позволено их читать, да и вам тоже не стоит, по крайней мере, первые два месяца…»
Как видим, различия весьма существенные. Тем не менее, я очень рекомендую к прочтению книги Джулии Кэмерон. А если вас сильно интересует тема писательства, то её книга «Право писать» — это просто мастхэв!
Какая польза от ведения дневника?
1. Самоанализ. Ведение дневника помогает разобраться в себе самом, в своих мыслях, представлениях, устремлениях, предпочтениях, желаниях/нежеланиях, и т.д.
Даже указанных определений уже много. А представляете, сколько всего этого «добра» крутится в вашей голове ежедневно!
Говорят, в среднем нас за день посещает около 60000 мыслей. Дневник позволяет не только упорядочить их, но и по прошествии времени показать нам в динамике, кто мы такие есть, и куда вообще движемся.
2. Развитие памяти. Даже простое припоминание событий прошедшего дня уже помогает нам отодвинуть намечающуюся в будущем деменцию, а то и вовсе её избежать.
Можете вы прямо сейчас с легкостью вспомнить, что было вчера? А три дня назад? А неделю? Уверен, большинство с трудом вспомнят сегодняшнее утро, не говоря уже о вчерашнем.
Ведение дневника позволяет натренировать заново вашу память и даже начать вспоминать то, о чём вы давным-давно уже забыли.
3. Нахождение новых идей. Когда вы ведете дневник, то автоматически входите в некое трансовое медитативное состояние, в котором возможно всё. Именно здесь открываются творческие способности, и генерируются на лету новые идеи.
Это могут быть как вспышки озарения, так и результат логических рассуждений, когда вы последовательно выписываете свои мысли и начинаете видеть картину более ясно и осознанно.
Я всегда сразу записываю такие идеи в отдельный файл, ибо, если этого не сделать, то идеи так же быстро улетучиваются из памяти.
4. Постановка целей. В самом общем виде это, прежде всего, планы на день текущий. Я всегда пишу с утра, что я намерен делать сегодня. Записываю без особых подробностей, просто намётками. Но в дневник, разумеется, можно записывать и глобальные, далеко идущие планы и цели. Тут нет никаких ограничений.
5. Прояснение эмоций. Это очень полезная практика. Порой мы сами не можем разобраться толком, что чувствуем по отношению к событиям, людям, отношениям и пр. В голове крутятся тысячи обрывков мыслей и чувств, как заевшая пластинка.
В дневнике вы всё это выписываете, и оно как-то само начинает упорядочиваться в некую внятную картину, которая позволяет затем увидеть ситуацию в целом, как бы со стороны. И тогда уже решить, как со всем этим жить далее.
6. Получение вдохновения. Когда вы записываете все ваши победы, достижения и просто радостные события, то вы их копите. «Копилка» эта в будущем станет вашей постоянной подпиткой в плане вдохновения, да и вообще по жизни. Особенно в часы хандры или упадка сил. Перечитывание своих достижений и позитивных событий постоянно будет возвращать нас в хорошее настроение и стимулировать новые победы.
7. Тренировка навыка размышлений. Сегодня мало, кто умеет последовательно размышлять. Это — неизбежное следствие современного клипового мышления и переизбытка информации. Мысли скачут, как блохи, попробуй, удержи! Мы разучились долго думать о чем-то одном, предпочитая прыгать по верхам, и не углубляться в тему. Прилетает какая-то мысль, и мы уже довольны этим, не вдаваясь в подробности. На этом, кстати, и построена вся рекламная индустрия.
Человек перестал думать. Ему показали «конфетку», он тут же её и заглотил. Заметили, как часто теперь вы забываете буквально через минуту, о чём думали ранее? А интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, что даже и не вспомнишь при всем желании.
Раньше такого не было. Вот это оно и есть — клиповое мышление, а вовсе не ранний склероз. Клиповым мышлением сейчас заражена большая часть людей, живущая в крупных городах.
Ведение дневника позволяет научиться развивать свои идеи и мысли, заново включает в вас навык вдумчивого размышления, построения логических цепочек и выводов.
Интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, даже и не вспомнишь о них при всём желании.
8. Сохранение воспоминаний. Часто люди не особо ценят свои воспоминания. Ну было что-то и было. Что-то и так помнится слишком хорошо, а что не надо, так само забылось.
На самом деле воспоминания — штука очень полезная.
Во-первых, это ключи к нашим внутренним «тараканам». Мы ведь ничего не забываем, если честно. Всё увиденное, услышанное и прочувствованное когда-либо хранит наше подсознание. Порой именно воспоминания помогают проявить то, что было скрыто много лет назад и, тем самым, решить какие-то текущие проблемы.
Во-вторых, наша память имеет характерную особенность — забывать плохое и помнить в основном хорошее. Именно поэтому так тянет порой вернуться в школу, институт, армию.
Мы знаем, в общем-то, что там были порой не самые радужные события: нас кто-то обижал или оскорблял, мы чего-то боялись, опасались, нервничали и даже, возможно, с кем-то дрались. Но мы предпочитаем не помнить об этом, а вспоминаем лишь приятные вещи.
Но это как раз часто и затуманивает наш разум и не позволяет трезво оценивать уроки прошлого. И из-за этого, возможно, мы продолжаем поступать опрометчиво или неразумно.
Поэтому записи в дневнике позволяют увидеть картину в целом и, главное, вспомнить то, что мы тогда чувствовали и о чём думали.
В-третьих, это память. О нас. Да, дневник — сугубо личная вещь, не для посторонних глаз. Но согласитесь, те, кто уже имел практику ведения дневников: вы же все равно думали о том, что когда-нибудь, когда вас, скорее всего, уже не станет, ваши потомки или друзья таки прочитают ваш дневник…
Возможно даже, что в такие моменты вы сразу начинали думать о том, чего стоит писать, а что лучше все-таки утаить, особенно если это что-то заставляет вас стыдиться или выставляет в невыгодном свете.
А может, наоборот, вы втайне думали о том, что будущие читатели оценят вас по-новому, поймут, наконец, что вы были, как минимум, гением и провидцем, только нераскрытым и непонятым другими людьми. Пусть потом жалеют, что не ценили вас. В психологическом плане это своеобразное бессмертие, если хотите.
«Некоторые мгновения в жизни чудесны, некоторые ещё чудеснее, а некоторые достойны того, чтобы писать о них»
Чарльз Буковски
В ведении дневника есть ещё один очень полезный фактор, непосредственно связанный с такой популярной нынче концепцией, как «Здесь и Сейчас». Дело в том, что, даже описывая в дневнике события прошлого и свои мысли о будущем, вы делаете это в настоящем времени и анализируете их именно в настоящем.
Таким образом, вы выключаете шарманку в голове, прокручивающую все эти мысли бесконечно, и начинаете рассуждать. Это разительно отличается от привычной мысленной жвачки, когда мысли просто крутятся, не имея выхода.
Начало есть, что дальше?
Предположим, вы нашли подходящий ключевой момент вашей жизни и начали записывать воспоминания о нём, пусть даже пока довольно сумбурно. Как сделать так, чтобы потом все это было более или менее похоже на книгу, а не на сборник бессвязных отрывков, которые никому, кроме вас, читать будет не интересно?
В любой художественной литературе обязательно есть сюжет. Именно сюжет затягивает читателя и возбуждает у него интерес к дальнейшему чтению. Нет сюжета — нет интереса.
В случае мемуаров все точно так же. Вам нужно увязать все ваши воспоминания в некий связанный сюжет. Сложность в том, что в самом начале составления записей сюжет этот далеко не всегда виден даже вам. Вы просто записываете свои воспоминания, не зная наперёд, что еще всплывет в вашей памяти.
Поэтому выстраивать сюжетную линию в мемуарах имеет смысл примерно с середины повествования или даже в самом конце, когда вы сами придёте к определенным выводам и результатам. Возможно, вам даже захочется все заново переписать, перетасовав воспоминания и расположив их совершенно в ином порядке.
Разумеется, в вашем повествовании должны быть какие-то яркие, якорные события, конфликты, которые вам либо удалось разрешить, либо они оставили заметный отпечаток в вашей жизни. Это подогревает интерес читателя. Если все будет записано ровно, без каких-либо всплесков эмоциональных волн, то читать это будет невыносимо скучно даже вам.
Поэтому не жалейте эмоций и не стесняйтесь их выписывать во всех красках. В конце концов, вы же пишете книгу своей жизни. Так пусть же она будет яркая!
«Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются».
Роберт Стивенсон.
Как и в любом успешном деле, в написании мемуаров должна быть определенная методичность. Если вы на волне энтузиазма за один вечер «навспоминали» воз и маленькую тележку, быстро все это записали, а потом забросили на месяц-другой, то потом вам гарантированно придётся начать все сначала. Очень трудно будет начать с того же места, где вы остановились в прошлый раз.
Поэтому лучше писать хоть понемногу, но каждый день, или через день-два, но не бросать надолго это занятие.
Многих может отвадить от идеи создания мемуаров то, что на вспоминание и последующую запись нужно выделять время, а его и так не хватает. Берите пример с известной писательницы Джулии Кэмерон. Она пишет зачастую урывками, когда в повседневной жизни выпадает свободная минутка-две.
Вы можете заниматься своими повседневными делами и попутно что-то припоминать из своего прошлого, делая короткие заметки в блокноте, в смартфоне или ноутбуке, да, хотя бы даже просто на бумажных салфетках или на любом клочке бумаги. Для этого вовсе не нужно выделять какое-то особое время, запираться в строгом кабинете с дубовым столом и настольной лампой а ля «Серьезный Писатель».
Что можно писать в мемуарах
Правду! Мемуары — это не художественный вымысел. В первую очередь — это правдивое описание событий, происходивших в прошлом, и размышления автора об этих самых событиях, его отношение к ним, связанные с ними эмоции, мысли и выводы.
Причем, под словом «правда» подразумевается, что вы не станете описывать себя лишь с положительной стороны, но и расскажете без утайки и о каких-то негативных сторонах. Жизнь состоит не только из успехов, но и провалов тоже. Когда вы о них рассказываете, то вызываете доверие у читателя.
Не используйте в тексте пассивные конструкции и канцеляризмы. Это просто мега-скучища! Пассивные конструкции — это официальный стиль, отдающий бюрократизмом.
Примеры пассивных конструкций: «задачи выполнялись», «проблемы решались», «работа была сделана» и т. д. Вместо этого используйте активные конструкции: «я выполнил задачу», «мы решили проблему», «я сделал эту работу».
Канцеляризмы — слова и обороты речи, так же пришедшие из официального стиля деловых бумаг. Это всевозможные: является, имеет место быть, находился в состоянии, каковой, сей, именуемый, надлежит, согласно, в случае, в связи с, в силу того что, несмотря на то что, благодаря тому что, а именно, равно как, и. т. д.
Используйте как можно меньше сложных слов, слов-определений, очень длинных слов или очень редких слов (устаревших). Возможно, вы посчитаете это украшением текста, но читатель этого не поймет, либо подумает, что вы просто выпендриваетесь.
Описывайте события в конкретном окружении, а не подвешенные в воздухе неопределённости. Если это событие происходило в кафе, дайте краткое, но исчерпывающее описание убранства этого кофе и его посетителей. Это погрузит читателя в конкретную среду, даст почувствовать атмосферу пространства.
Используйте чувственные описания, а не просто: стол дубовый, лампа красная, официант толстый. Вместо это напишите: шершавая поверхность дубовой столешницы, мягкий и таинственный свет старинной красной лампы, жирный и неповоротливый официант, «благоухающий» прокисшим супом, в замызганном измятом фартуке.
Читатель должен прочувствовать все это сам. Поэтому используйте больше слов, описывающих конкретные ощущения — визуальные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые.
Кроме того, в мемуарах вполне допустимо и даже приветствуется использование метафор, цитат, диалогов и прочих писательских украшательств, если только они уместны и вписываются в общую канву повествования. Они не только разнообразят ваш текст, но и добавят изюма, что всегда нравится читателям.
Как закончить мемуары
Любая хорошая (читай — интересная) история имеет начало и конец. Ваши мемуары тоже. Их нельзя бросить на половине пути недосказанными. Возможно, вам не удастся самому сделать какие-то жизненно важные выводы, но историю необходимо довести до логического конца. Если же история всё еще продолжается, то и ваши мемуары ещё не закончены и будут со временем дополнены новыми материалами.
Когда закончите писать, перечитайте всё от начала до конца и «сливайте воду» по пути. Это значит, что необходимо выбросить из текста всё лишнее, несущественное, либо расписанное слишком витиевато и подробно. Если эти витиеватости и подробности не раскрывают сути дела, то они явно ни к чему.
Проверить текст на «воду» очень легко: читаете предложение, видите в нём сомнительное слово, удаляете его и проверяете, не потерялся ли смысл и суть предложения. Если нет, то слово действительно было лишним.
Точно так же проверяете абзац текста. Если какое-то предложение в нём лишнее, то долой его! И с самими абзацами поступаете точно так же, безжалостно удаляя их из текста.
После всех этих героических усилий вам предстоит сделать, не менее героический шаг — дать почитать мемуары своим самым близким друзьям и родным, которым доверяете. Тем самым вы преследуете две задачи:
1. Проверяете, насколько вообще интересен и информативен ваш рассказ (по отзывам);
2. Проверяете, насколько полно представлена информация.
Второй пункт может привести к тому, что вы захотите дополнить ваши мемуары той информацией, что предоставят вам ваши первые читатели. Возможно, вы сами что-то не смогли вспомнить, но это оказалось существенным. Возможно, вы ошиблись в своих воспоминаниях, и ваши друзья могут помочь вам исправить это.
В любом случае, обратная связь нужна. Так что не стесняйтесь просить людей почитать ваши тексты и дать эту обратную связь.
Мемуары и воспоминания
Значение и особенности мемуаров. Установка на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Личность автора, время и место действия описываемых событий. Установление источников осведомленности автора.
При изучении исторических явлений и процессов особую ценность имеют документы личного происхождения. Это вид письменных источников, которые включают в свой состав дневники, частную переписку, мемуары (воспоминания). Данный вид источников имеет ряд отличительных черт, как в области предоставляемого знания, так и в области методов критики. Работа с документами личного происхождения сложна в силу того, что они приближены, в определенной мере, к литературным произведениям.
Цель данной работы выявить виды мемуаров. Для этого необходимо определить степень изученности данного вида источника в отечественной историографии, рассмотреть определенные виды мемуаров и проанализировать содержащуюся в них информацию.
От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора, со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежа лицам, игравшим видную роль в истории, иногда обнимая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕМУАРОВ
1.1 МЕМУАРЫ И ВОСПОМИНАНИЯ
Однако мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались, во-первых, и публиковались, во-вторых, мемуары. Немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист. Иногда это имеет решающее значение. Мемуаристу нередко в первую очередь хочется показать свою роль в этом событии, отношение той или иной выдающейся личности к мемуаристу.
Если бы знали иные покойники, сколько безутешных они оставят после себя, то ни за что бы не покидали грешную землю. Едва умер Владимир Высоцкий, как объявилось столько его друзей, что тот даже и не подозревал. И все вспоминали такое, что диву даешься. Вот что поведала одному журналисту Марина Влади: «. Вскоре после трагедии в печати вдруг стали появляться воспоминания о Высоцком. Причем рассказывали о нем люди, которые были с ним едва знакомы, либо друзья, как говорится, в кавычках, которые тоже никогда не были ему товарищами, разве что собутыльниками. Они вспоминали о нем такие подробности, которых никогда не было и не могло быть в его жизни. Они рассказывали, как любили его, как он любил их, как они помогали ему, каким он был милым, прелестным, спокойным, героическим человеком. И абсолютно непьющим. Как все у него в жизни прекрасно. Но я прожила с Володей двенадцать лет, поэтому знаю, что его образ, создаваемый мнимыми друзьями и родными, совершенно не похож на истинный. Настоящего лица Высоцкого они и не могли просто знать[1, 65].
мемуары текст документальный автор
К мемуарам, как и к любым другим источникам, необходим критический подход. В источниковедении отработана «технология» критического анализа мемуаров (что, естественно, не исключает необходимости ее совершенствования).
Прежде всего, необходимо изучить личность автора, время и место действия описываемых событий. Очень важно установить положение, занимаемое автором в происходивших событиях, а стало быть, его осведомленность о них.
Важным вопросом критического анализа мемуаров является установление источников осведомленности автора. Помимо собственной памяти, мемуарист привлекает дополнительные материалы, по крайней мере, в трех случаях: для того, чтобы восстановить в памяти ход событий; для цельности изложения той их части, в которой автор непосредственного участия не принимал; наконец, для большей убедительности своих доводов.
Но тот факт, что для политических деятелей, а также для военачальников документы играют важнейшую роль при написании мемуаров, несомненен.
Иногда в мемуарах документы приводятся полностью в виде приложений, что весьма ценно. Например, в воспоминаниях генерала П.Н. Врангеля в приложении воспроизводится приказ главнокомандующего вооруженными силами на Юге России «О земле» от 25 мая 1920 г. и весь комплекс документов в развитие этого приказа. Поскольку розыск этих материалов весьма затруднителен, то подобная публикация является уникальной при изучении аграрной политики Врангеля.
Привлекаются к написанию мемуаров и устные источники. Иной раз рассказы других лиц являются единственными каналами знаний о том или ином факте. О таких случаях я упоминал в вводной лекции.
Разумеется, недоговаривать, замалчивать заставляла и цензура (и соответственно самоцензура).
Большое значение имеет время, прошедшее от события до повествования о нем мемуариста. Чем длиннее временное расстояние, тем больше вероятность искажения, утраты деталей, забывчивости имен и фамилий и пр. Вместе с тем временная дистанция дает возможность более спокойно оценить прошлое, объективно взглянуть на собственную персону, более взвешенно расставить акценты, выделить главное из частного и т. д.
Очень важное наблюдение (за исключением категоричного суждения о фальши всех воспоминаний), которое полезно иметь в виду при анализе мемуаров.
Еще об одном обстоятельстве надо помнить. Ведь мемуары возникли как жанр художественной литературы, т. е. это материал не столько для исследований, сколько для чтения, часто занятного. Историки же, забывая это, подходят к мемуарам исключительно как к историческому источнику. Такой однобокий подход порождает претензии к мемуаристу относительно его стремления придать воспоминаниям черты занимательности. Не находит сочувствия наличие эмоциональных впечатлений, равным образом и попытка анализа тех или иных событий. Историк требует только фактов. Это его право (и его ограниченность!), но есть и право автора на свой взгляд на прошлое.
По истории советского общества отложилось значительное количество самых разнообразных мемуаров. Для ориентировки среди них попробуем сгруппировать их по конкретным признакам [8, 73].
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕМУАРОВ
Напомню, что любая классификация условна. Однако для удобства работы с мемуарами их можно сгруппировать в зависимости от стоящей перед нами задачи.
Если мы зададимся вопросом, о чем написаны мемуары, события каких лет они освещают, то их можно сгруппировать по тематически-хронологическому принципу:
1. Воспоминания об Октябрьской революции и гражданской войне.
2. Воспоминания о 20-30-х годах.
3. Воспоминания о Великой Отечественной войне и т. д.
Среди воспоминаний есть мемуары, посвященные отдельным личностям, поэтому, если мы поставим вопрос, о ком мемуары, то появится новая группировка, по персоналиям:
1. Воспоминания о В.И. Ленине.
2. Воспоминания об А.А. Ахматовой и т. д. (здесь число единиц в группе бесконечно).
Если нас интересует вопрос о том, кем написаны мемуары, то их все можно классифицировать по происхождению:
1. Мемуары участников революции и гражданской войны.
2. Воспоминания крестьян.
3. Мемуары деятелей литературы и искусства.
5. Воспоминания эмигрантов.
6. Записки иностранцев и т. д.
Наконец, можно сгруппировать воспоминания по способу и форме воспроизводства:
1. Собственно воспоминания.
2. Литературная запись.
3. Запись воспоминаний
4. Анкетный способ записи (опыт Истпарта, Я.А. Яковлева, современная устная история).
5. «Новая проза», или художественные мемуары (Варлам Шаламов).
К мемуарам примыкают дневники. Их в учебном плане рассматривают в той же группе источников, что и воспоминания.
Я уже говорил, что на характер мемуаров, степень их достоверности, полноту, сокрытие информации, недосказанность в сильнейшей степени влияет эпоха, в которую создавались мемуары. На истории советского общества влияние политического режима сказалось очень сильно, возможно, как ни в какой другой стране. Поэтому наиболее приемлемой классификацией, затрагивающей сущностную сторону мемуаров, является группировка воспоминаний в зависимости от времени их написания. Она выглядит следующим образом:
1. Мемуары, написанные в 20-е годы;
3. Мемуары периода «оттепели» 60-х годов;
4. Мемуары 60-80-х годов [9, 48].
2. 1 НОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕМУАРОВ
Можно выделить появившиеся за последние два десятилетия по меньшей мере три разновидности литературы мемуарного характера.
К первой разновидности я бы отнес прозаические рассказы Варлама Шаламова. Я говорю «рассказы», но их трудно соотнести с каким-либо жанром. Эти вещи собраны в книгу Шаламова «Колымские рассказы».
Писатель становится судьей времени, а не «подручным» чьим-то, и именно глубочайшее знание, победа в самых глубинах живой жизни дает право и силу писать. Даже метод подсказывает.
Как и мемуаристы, писатели новой прозы не должны ставить себя выше всех, умнее всех, претендовать на роль судьи.
Напротив, писатель, автор, рассказчик должен быть ниже всех, меньше всех. Только здесь успех и доверие. Это и нравственное и художественное требование современной прозы.
Встреча человека и мира, борьба человека с государственной машиной. Это, наконец, раскрытие смысла человеческой надежды: ее иллюзорность и ее тяжесть. Поиски возможностей опереться на другие силы, нежели надежда.
Действительно, именно в постановке подобных вопросов и есть отличие новой прозы от бесстрастных, как правило (так сказать, уставных), мемуаров, в этом ее «художественное преображение».
Поэтому в своей «новой прозе» автор разрушает рубежи между формой и содержанием, создает «преображенный документ».
Может быть, с точки зрения литературоведческой данная мной квалификация и классификация лагерной литературы не совсем корректна, но для историка она, думается, приемлема.
Ко второй разновидности новой формы воспоминаний я бы отнес мемуары в форме интервью или, условно говоря, исторические интервью. Если быть более точным, форма эта не так уж и нова: подобные интервью записывались и лет 15-20 тому назад и лишь недавно были обнародованы. Например, записи бесед с В.М. Молотовым, Н.Г. Кузнецовым. Эти интервью прежде всего характерны тем, что в них идет разговор об исторических событиях.
Надо полагать, что подобные материалы будут появляться и впредь. Так, у историка Г.А. Куманева, предоставившего материал о Кузнецове, имеется более 80 подобных интервью с военачальниками и государственными деятелями.
Если интервью с Молотовым имеет существенную особенность, запись беседы по памяти, то интервью
Сейчас интервью стали разнообразнее. От коротких, скоростных диалогов, которые можно было бы назвать блиц-интервью, до интервью, в которых вопросы задаются заранее и отвечающий имеет время как следует подумать над ответами. А полученные ответы не всегда устраивают редакции. В результате редакция и интервьюируемый торгуются, борются, а интервью как таковое превращается в форму организации газетного материала, где вопросы корреспондента, в сущности, играют роль подзаголовков к заранее подготовленной статье. В этом плане особенно характерны исторические рубрики «правдинских пятниц», практиковавшихся в конце 80-х годов. (Здесь материал, собственно, смыкается с материалом лекции о периодической печати, где интервью также уделено внимание.)
Образцом таких записей являются дневники М.М. Пришвина. О своих записях в 1940 г. он писал: «Я долго учился записывать за собой прямо на ходу и потом записанное переносить в дневники. Все написанное можно потом складывать, но только в последние годы эти записи приобрели форму настолько отчетливую, что я рискую с ней выступить».
В 1990 г. в издательстве ЦК КПСС «Правда» вышли в свет дневники М.М. Пришвина. Годом же ранее записи за 1930 г. были опубликованы в журнале «Октябрь». Их сравнение показывает, что правдинская публикация вышла с серьезными купюрами.
Уже нет никакой цензуры, но, видимо, бессмертна идея партийности литературы, согласно которой всегда должна быть инстанция, говоря словами самого Пришвина, «умнее писателя, направляющая его полет в желательную сторону».
Дневники Пришвина не вписывались в созданный образ «певца природы», далекого от политики. Смелые мысли Пришвина пугали партийных церберов даже 60 лет спустя!
Дневники Пришвина и даже их сегодняшняя судьба свидетельствуют о том, в какое страшное время мы жили и продолжаем жить.
Важно особо отметить мужество писателя. Дело в том, что многие известные люди, работая над своими дневниками или мемуарами, втайне или открыто надеются, что их «личный поверенный тайн» будет рано или поздно, хотя бы и после смерти автора, все же опубликован. А это обстоятельство накладывает вполне определенный отпечаток. Авторы хотят выйти в свет не в «халате», а «при полном мундире» с надлежащей косметикой, чтобы как можно пристойнее выглядеть перед будущим читателем. Пришвин же и вовсе не скрывал своей заинтересованности в публикации дневников. И тем не менее не предпринимал усилий для ретуширования явно «непроходимых» страниц, ибо правда и только правда руководила им. И он надеялся, что настанут времена, когда написанное им станет достоянием общества.
Записи, подобные пришвинским, в те годы делать было небезопасно. Бумаге не доверяли. Боялись.
Мало сохранилось записей военных лет. В армии во время войны вообще запрещалось делать какие-либо записи.
Страх на грани помешательства.
И такие свидетельства прошлого, наверное, не единичны. Их надо искать.
Дневники имеются в архивах. Так, только беглый просмотр описания личных фондов даже такого архива как РГАЭ, позволил обнаружить дневниковые записи русских ученых, инженеров и др.
Может быть, где-нибудь лежат подобные скорбные записи. Надо искать.
Здесь же мы находим регулярные сообщения о ценах на продукты и городские товары, описания событий, происходивших в стране и мире, а точнее, интерпретацию Замараевым этих событий.
Вот, например, запись от 8 марта 1917 г., сделанная по поводу свержения самодержавия: «Романов и его семья низложены, находятся все под арестом и получают все продукты наравне с другими по карточкам. Действительно, оне нисколько не заботились о благе своего народа, и терпение народа лопнуло. Оне довели свое государство до голоду и темноты. Что делалось у них во дворце. Это ужас и срам! Управлял государством не Николай II, а пьяница Распутин. «
Вот, выражаясь высоким штилем, глас простого человека. Его полезно бы знать многим, особенно сейчас, когда вновь ожила ностальгия по монархии.
Надобно заметить, что Замараев отнюдь не революционер и радикал. Он равным образом не принимает и власть большевиков (ныне дневник опубликован. См.: Дневник тотемского крестьянина А.А. Замараева. 1906-1922 годы. М, 1995).
Эти записи неожиданно открывают нам мрачные страницы тех дней. Неожиданно потому, что мы привыкли к одномерному, единообразному освещению событий революции. Они преподносились советской мемуаристикой и историческими работами в виде описания героизма, доблестных побед, пафоса и т. д. Негативные же явления квалифицировались как вымыслы враждебных элементов. Но достаточно почитать дневники, например, Гиппиус или Бунина, чтобы содрогнуться от ужаса и бессмыслицы происходившего.
К разновидности дневниковых записей следует отнести записи о каких-либо важных событиях, сделанных сразу же по их следам. Великолепны для характеристики наших «вождей» записи СМ. Эйзенштейна и Н.К. Черкасова об их беседе со Сталиным, Молотовым и Ждановым по поводу 2-й серии кинофильма «Иван Грозный», состоявшейся 25 февраля 1947 г. Чего стоит одна запись, характеризующая Сталина и его политику, в данном случае как бы «опрокинутую в прошлое». Читаем: «Сталин: Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким, можно. Но нужно показать, почему нужно быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он недорезал пять крупных феодальных семейств. Если бы он эти пять семейств уничтожил бы, то вообще не было бы мутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом не мешал. Нужно было быть еще решительнее».
Обратим внимание на то, с каким интересом относился Сталин к эпохе Ивана Грозного. Не сходной ли со своим временем ситуации он в ней искал?
Примечательны записи литератора Д.А. Левоневского, сделанные сразу же после заседания в ЦК ВКП (б) 15 августа 1946 г., по поводу постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», принятого накануне. Они из немногих документов, позволяющих воссоздать обстановку, в которой принималось то печально знаменитое постановление.
Прекрасные записи надиктовал кинорежиссер Михаил Ромм о своих встречах с Н.С. Хрущевым. Великолепны по меткости отдельные зарисовки. Появление записей он объяснял так: «Иные пишут воспоминания от злости, другие же, наоборот, из чистой добросовестности. Я лично решил писать в результате инфаркта. Поверьте, это могучий стимул! Были ведь и у меня интересные и ни на что не похожие встречи. Потом появился портативный магнитофон, и я стал наговаривать свои рассказы. решил сделать нечто вроде устной книги рассказов».
В принципе, они имеются у людей любой профессии. В них чего только нет: телефоны, адреса, заметки для памяти, афоризмы, умненькие мысли, наброски будущих статей, докладов, книг. Нас в первую очередь интересуют записи, сделанные на каких-либо совещаниях, собраниях, особенно таких, содержание которых не стало достоянием широкой общественности Записных книжек более всего в семейных архивах и эти конспективные записи, часто с большими сокращениями слов, выражений, с условными обозначениями, ведомыми лишь самому хозяину книжки, по большей части остаются нерасшифрованными.
Иногда такие записи, собранные воедино, представляют собой оригинальный жанр художественной литературы, но литературы без авторского вымысла. Такова, например, книга Ю.К. Олеши «Ни дня без строчки». Имеются, так сказать, целенаправленные записи, посвященные какому-либо одному объекту наблюдения. Таковы, например, дневниковые записи Л. Чуковской об А. Ахматовой.
В русской литературе ряд записок начинается «Историей кн. Великого Моск. о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими», знаменитого князя Курбского, имеющей характер скорее памфлета, чем истории, но важной, как выражение мнения известной партии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУР Ы
1. Советское общество в воспоминаниях и дневниках: Аннотированный библиографический у казатель. М., 1987—1990. Т. 1—2, 219 с.
2. Богомолов Н.А. Дневники в русской культуре начала XX века // Тыняновский сборник: Четвертые тыняновские чтения. Рига, 1990, 375 с.
5. Дынник В. Мемуарная литература // Литературн ая энциклопедия. М., 1934. Т. 7, 621 с.
6. Черноморский М.Н. Мемуары как исторический источник. М., 1959, 395 с.
7. Кардин В. Сегодня о вчерашнем: Ме муары и современность. М., 1961, 269 с.
8. Деревнина П.И. О термине «мемуары» и классификации мемуарных источников // В опросы архивоведения. 1963. № 4, 125 с.
10. Жанровые и текстовые признаки мемуаров / Т. Александрова А. Рогинский, Г. Суперфин и др. // Тартуский государственный университет. Материалы 22-й научной студенческо й конференции. Тарту, 1967.Т. 1, 367 с.
Размещено на stud.wiki
Подобные документы
Значение мемуарной литературы как исторического источника. История создания «Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова. Характеристика мемуаров полководцев Великой Отечественной войны. Довоенная деятельность Г.К. Жукова. Обзор событий накануне войны.
курсовая работа [54,1 K], добавлен 14.09.2011
книга [1,3 M], добавлен 07.01.2011
Пространство, время и вещь как философско-художественные образы. Анализ комплекса проблем, связанных с жизнью художественного текста Бродского. Концептуальные моменты мировосприятия автора и общие принципы преобразования их в художественную ткань текста.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 23.07.2010
Историко-культурная ситуация в России конца ХIХ начала ХХ века. «Серебряный век русской культуры». Жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина. Мемуары Ф.И. Шаляпина как источник изучения эпохи серебряного века. Лишение звания Народного артиста. Эмиграция.
реферат [51,6 K], добавлен 06.11.2008
Биографические и литературные вехи в жизни Мюссо. Социологический подход в изучении романов автора. Социальный статус человека в обществе и его детерминанты. Употребление англицизмов как результат жизненного контакта автора с англоязычной культурой.
курсовая работа [78,3 K], добавлен 23.12.2013
В исследованиях же современных историографов показан первоначальный нейтралитет казачества, который послужил причиной поражения белогвардейцев. Таким образом, позиция автора «Тихого Дона» опередила объективную оценку историков на 50 лет.
реферат [11,0 K], добавлен 23.10.2004
Анализ творчества Марины Цветаевой и формирование образа автора в ее произведениях. Светлый мир детства и юношества. Голос жены и матери. Революция в художественном мире поэтессы. Мир любви в творчестве Цветаевой. Настроения автора вдали от Родины.
курсовая работа [37,0 K], добавлен 21.03.2016
Творческий путь К. Воробьева и обстоятельства жизненных коллизий автора. Специфика человеческой природы на войне на материале образов героев, мир нравственных ценностей автора. Подвиг матери и партизанская война, отображенные в творчестве писателя.
дипломная работа [90,8 K], добавлен 08.09.2016
Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.
реферат [14,5 K], добавлен 05.10.2015
Литературное произведение как феномен. Содержание произведения как литературоведческая проблема. Литературный текст в научных концепциях ХХ в. Учение о произведении как единстве текста и контекста. Категория автора в структуре художественной коммуникации.
курсовая работа [78,4 K], добавлен 02.03.2017