Мендельсон что такое просвещение
Мендельсон Мозес
Мендельсон Мозес
Мозес Мендельсон | |
Мозес Мендельсон | |
Дата и место рождения: | 6 сентября 1729 ( 17290906 ) Дессау, курфюршество Ангальт, Священная Римская империя |
Дата и место смерти: | 4 января 1786 Берлин, Пруссия, Священная Римская империя |
Школа/традиция: | Рационализм, Просвещение, Гуманизм |
Период: | Философия XVIII века |
Направление: | Европейская философия |
Значительные идеи: | Просвещение, Хаскала, эмансипация |
Оказавшие влияние: | Лейбниц, Локк, Гоббс |
Мозес Мендельсон (в русских изданиях традиционно: Моисей Мендельсон; нем. Moses Mendelssohn ) — еврейско-немецкий философ, экзегет и переводчик библейских текстов, критик, основоположник и духовный вождь движения Хаскала («еврейского просвещения»). Получил прозвище «немецкий Сократ». Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформизма в иудаизме в XIX веке.
Содержание
Биография
Родился в Дессау (курфюршество Ангальт) 6 сентября 1729 года в бедной еврейской семье. Получил традиционное еврейское образование под руководством отца, переписчика священных книг Менахема Мендла и раввина Давида Гиршеля Френкеля (1707-62), благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1742 году последовал за раввином Френкелем в Берлин. В 1750 году получил место учителя в доме фабриканта-еврея — владельца фирмы по пошиву изделий из шёлка, через некоторое время стал бухгалтером, а затем и совладельцем его предприятия.
С юности Мендельсон стремился углубить свои знания: изучал немецкую литературу, латынь, приобрёл глубокие познания в области естественных наук и философии, в частности учения Лейбница, Вольфа, Локка, Гоббса, Спинозы и Руссо. К этому периоду относятся поэтические опыты Мендельсона на иврите и попытка издания первой газеты на этом языке — «Кохелет мусар» (вышло всего два номера). В дальнейшем Мендельсон писал преимущественно на немецком языке. [1]
Знакомство в 1754 году с Лессингом сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона. Поскольку оба мыслителя были страстно преданны идеалам Просвещения, эта встреча положила начало их продолжительному творческому сотрудничеству. Следует отметить, однако, существование между ними значительных расхождений в понимании идеалов Просвещения. В отличие от Лессинга, полагавшего, что евреи должны культурно ассимилироваться, Мендельсон не был готов отказаться от своего еврейства, веря, что сумеет доказать собственным примером возможность участия еврея в общечеловеческой культуре без утраты им своей национально-религиозной индивидуальности. [1]
Вместе с Лессингом Мендельсон издавал ряд журналов. С самого начала своей литературной деятельности Мендельсон писал статьи на морально-философские и этические темы, а также литературно-критические заметки.
В 1761 году женился на дочери гамбургского торговца Абрахама Гугенхайма — Фромет Гугенхайм.
Вместе с Лессингом Мендельсон принял участие в сборнике «Письма о новейшей литературе», где довольно резко раскритиковал позицию самого короля Фридриха II Великого в вопросе о немецкой литературе по сравнению с французской. Ирония ситуации заключалась в том, что еврей Мендельсон защищал немецкую литературу от нападок немецкого короля. Прусский король не забыл эту критику, впоследствии он использовал своё право верховной инстанции, утверждающей приём новых членов в Прусскую академию, и дважды вычёркивал имя Мендельсона, которого Академия была бы рада видеть в числе своих членов, из списка. [1]
В XVIII веке Мендельсон был одним из немногих евреев, которому удалось снискать уважение и признание в учёном мире. Он дружил с философами Гердером и Кантом, писателем Виландом, естествоиспытателем и путешественником Александром Гумбольдтом и его братом Вильгельмом — филологом, философом и языковедом. [2] Он стал примером для многих своих братьев по вере, и берлинская еврейская община гордилась им. Также успешно Мендельсон занимался и коммерцией. Тем не менее, несмотря на его известность в Европе, в Пруссии Мендельсона только терпели, и в Берлине он мог находиться лишь потому, что за него поручился один из так называемых Schutzjude (еврей, пользующийся покровительством местного властителя). Только в 1763 году Мендельсон и сам получил статус Schutzjude. [2]
Когда в 1769 году швейцарский христианский теолог Лафатер в открытом письме бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства или же — в случае, если он не сможет это сделать — оставить иудаизм и принять христианство, Мендельсон оказался в трудном положении. С одной стороны, в Германии того времени было опасно опровергать официальную религию, с другой, Мендельсон не собирался отказываться от религии предков. Ему удалось выйти из положения, отправив Лафатеру вежливые, хотя и полные иронии письма, в которых он, не сдавая своих позиций верующего еврея, мягко обошёл острые углы проблемы, продемонстрировав таким путем свою мудрость и терпимость. По утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Полемика Мендельсона с Лафатером вызвала живой интерес современников и сочувствие к Мендельсону со стороны многих представителей протестантских кругов, под давлением которых Лафатер был вынужден принести Мендельсону публичное извинение.
Диспут с Лафатером дал Мендельсону понять, что, как признанный в Европе человек, он имеет моральную обязанность посвятить себя проблемам европейского еврейства. В письме другу Мендельсон пишет:
После длительных размышлений, я пришел к выводу, что должен посвятить весь остаток моих сил детям и, может быть, значительной части моего народа, дав им в руки лучший перевод и объяснения священных книг, чем они до сих пор имели. Это первый шаг к культуре, от которой мой народ — к сожалению — был так отдалён, что возникло сомнение, а может ли вообще произойти в этом деле какое-либо улучшение. [2] |
Используя свои связи, он всячески помогал немецким и иностранным евреям в разрешении различных вопросов, в том числе и тех, которые касались эмансипации гонимого народа. Кроме того, он всеми доступными ему средствами стремился приобщить евреев к немецкой культуре. При этом, однако, он сам стремился восполнить свои пробелы в знании Библии и древнееврейского языка.
Мендельсон считается инициатором движения «еврейского просвещения» — Хаскала. Его выступление «Что такое просвещение?» (Was ist Aufklärung?) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце XVIII века в Германии. Он был тем, кто взломал лёд предубеждений против евреев и проложил им путь из отчуждённого мира гетто к общемировым ценностям. Когда Лессинг написал свою пьесу «Натан мудрый», ставшую горячей проповедью веротерпимости и человечности, нетрудно было догадаться, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон. Мендельсон никогда не призывал евреев к религиозной ассимиляции. Сам он всегда оставался верующим евреем, открытым, вместе с тем, веяниям современного мира и достижениям цивилизации.
Ученики Мендельсона пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиции. К концу XVIII века деятели берлинской Хаскалы провозгласили, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы. [1]
Среди перешедших в христианство были и дети самого Мендельсона, в том числе старшая дочь Брендель-Доротея. Наиболее известными потомками Мендельсона являются его внук, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди и его сестра — оперная певица Фанни Мендельсон.
Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786.
Философия
Мендельсон принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов рационалистической школы Лейбница-Вольфа. Он выступал против критики Вольтером лейбницевской «Теодицеи» — труда, в котором великий немецкий философ оправдывает Бога за существующее в мире зло и рассматривает вопросы свободы и необходимости.
Книга «Об ощущениях» (1755) явилась важным вкладом Мендельсона в философскую эстетику. В отличие от создателя термина «эстетика» Александра Баумгартена, Мендельсон рассматривал эстетику в качестве самостоятельной активности духа, сфера которой лежит между туманной областью чувств и ясной — разума. По его мнению чувственность в сфере эстетического имеет большее значение.
В книге «Философские сочинения» (тт. 1-2, 1761) Мендельсон развивает свою эстетическую теорию, обосновывая автономию эстетических суждений, подчёркивая их независимость от логических критериев или этических целей.
Книга Мендельсона «Утренние часы» вызвала в немецком обществе «спор о спинозизме Лессинга», ставший одним из важнейших событий интеллектуальной жизни эпохи. Главным оппонентом Мендельсона был немецкий философ-иррационалист Ф. Г. Якоби. Этот открытый спор, в котором приняли участие многие немецкие философы, послужил поводом к дискуссии о пантеизме (религиозно-философском учении, отождествляющем Бога с природой) Спинозы. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
Мендельсон рассматривал себя в качестве немецкого философа, а к религии относился, как к частному делу, хотя сам был ортодоксальным евреем, регулярно посещавшим синагогу. Он требовал веротерпимости и свободного выбора религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии.
Мендельсон оказал большое влияние на развитие философской мысли и гуманистических традиций XVIII века. Его эстетическая теория повлияла на формирование взглядов Гёте, Шиллера и Канта. «Лаокоон» Лессинга (1766) также многим обязан влиянию Мендельсона.
Сочинения
В 1755 году Лессинг издал первую значительную работу Мендельсона на немецком языке «Философские разговоры» (Philosophische Gespräche), сразу же составившую ему репутацию философа. В книге утверждалось, что учение Лейбница о «предустановленной гармонии», в сущности, принадлежит Спинозе.
В том же году появилась книга по эстетике «Письма об ощущениях» (Briefe über die Empfindungen).
В статье «Поп-метафизик» (Pope ein Metaphysiker, 1755), написанной вместе с Лессингом и изданной сначала анонимно в 1755 году, оба философа защищали теодицею (стремление согласовать наличие мирового зла с идеей благого и разумного Бога) великого немецкого философа Лейбница от нападок английского поэта Александра Поупа.
В 1763 году Мендельсон был награждён Прусской академией искусств за лучшую разработку философской темы в эссе «Об очевидности в метафизических науках» (Abhandlung über die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленном на конкурс, в котором участвовали многие известные философы той поры, в том числе и Кант.
В 1767 году Мендельсон опубликовал свою наиболее известную работу — «Федон, или О бессмертии души» (Phädon, oder über die Unsterblichkeit der Seele, 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Со всех сторон он получал восторженные отклики, его хвалили за прозрачность и ясность мысли, формы и стиля.
В 1778-79 гг. Мендельсон перевёл на немецкий язык (еврейскими буквами) Пятикнижие Моисея и издал их со своими комментариями на иврите под названием «Нетивот ха-шалом» («Тропы мира», 1780-83). Мендельсон также отредактировал и снабдил примечаниями комментарии к другим книгам Библии. Напечатанные еврейским шрифтом, эти переводы были доступны и для тех евреев, которые не умели читать по-немецки. Переводы Мендельсона заложили фундамент просвещения среди евреев Германии. Евреи Восточной Европы, читавшие только на идише, получили через религиозные тексты доступ к немецкому литературному языку. С целью изучения немецкого языка перевод Мендельсона был переиздан в 1836-38 гг. в Варшаве и в 1848-53 гг. в Вильне. С другой стороны, переводы Мендельсона послужили делу обновления древнееврейского языка, дали новый толчок к развитию письменной традиции евреев и имели большое значение для развития литературы на иврите и культурного возрождения евреев Европы. Мендельсон перевёл на немецкий язык также Псалтирь, Песнь Песней и одну из «Синоид» Иехуды Галеви. Переводы Библии вызвали сильное недовольство ортодоксальных раввинов. Мендельсону лишь с трудом удалось избежать херема. В то же время, главный раввин Берлина Цви Хирш Левин (1721—1800) попросил Мендельсона перевести на немецкий язык некоторые разделы еврейского религиозного законодательства («Ритуальные законы евреев», 1778).
В 1883 году Мендельсон издал капитальный труд «Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме» (Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum, 1783), в котором он излагал свои взгляды на государство и религию, христианство и иудаизм. По его убеждению, девизом государства должна быть веротерпимость, свобода совести и мысли, а различие веры не должно служить препятствием к использованию гражданских прав. Церковь же не должна пользоваться иной властью, кроме убеждения. Мендельсон утверждает, что христианство — религия веры, в то время как иудаизм — религия дела. Христианство, в отличие от иудаизма, придаёт догмату исключительное, абсолютное значение. Тора не приказывает верить в те или иные догмы, а приказывает исполнять законы, цель которых упорядочить и облагородить жизнь. Будучи одновременно убеждённым рационалистом и глубоко верующим человеком, Мендельсон доказывал, что в еврейской религии нет противоречия между разумом и верой. В то же время он отстаивал необходимость сохранения обрядового культа. Своим современникам, выбирающим между религией и общественной жизнью, он советовал: «Носите на себе, насколько можете, бремя обеих обязанностей — таков суровый приговор истории». Появление книги Мендельсона приветствовали наиболее выдающиеся умы того времени. Мирабо признал, что она «достойна быть переведённой на все языки», а Кант писал Мендельсону, что считает его книгу «провозвестницей великих реформ не только для еврейской нации, но и для других народов». [3]
Среди других работ философа — «О принципах изящных искусств и наук» (Betrachtungen über die Quellen und die Verbindungen der schönen Künste und Wissenschaften, 1757); «О возвышенном и наивном в изящных науках» (Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften, 1758).
В 1785 году Мендельсон опубликовал книгу, «Утренние часы, или лекции о существовании Бога» (Morgenstunden, oder Vorlesungen über das Dasein Gottes, 1785), посвящённую морально-теологическому доказательству бытия Бога и ставшую его философским завещанием. В ней он развивает идеи Спинозы, однако в противоположность ему, Мендельсон утверждает, что наряду с имманентным существованием мира в Боге, необходимо признать и существование мира вне Бога, хотя и в зависимости от Него. Тем самым и пантеист должен будет признать акт творения. Такова была, согласно Мендельсону, позиция Лессинга.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Мозес Мендельсон/Браки совершаются на небесах. /Потомки
Мозес Мендельсон
Знакомство в 1754 году с Лессингом сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона. Поскольку оба мыслителя были страстно преданы идеалам Просвещения, эта встреча положила начало их продолжительному творческому сотрудничеству. Следует отметить, однако, существование между ними значительных расхождений в понимании идеалов Просвещения. В отличие от Лессинга, полагавшего, что евреи должны культурно ассимилироваться, Мендельсон не был готов отказаться от своего еврейства, веря, что сумеет доказать собственным примером возможность участия еврея в общечеловеческой культуре без утраты им своей национально-религиозной индивидуальности.
Вместе с Лессингом Мендельсон издавал ряд журналов. С самого начала своей литературной деятельности Мендельсон писал статьи на морально-философские и этические темы, а также литературно-критические заметки.
Браки заключаются на небесах
Мозес Мендельсон, дедушка знаменитого немецкого композитора, был далеко не красив. Помимо небольшого роста, его портил гротескный горб.
Однажды он приехал в гости к одному гамбургскому купцу, у которого была прелестная дочь по имени Фромет. Мозес безнадежно влюбился в девушку, однако его уродливая внешность внушала Фромет отвращение.
Когда настала пора уезжать, Мозес набрался смелости и поднялся по ступенькам в ее комнату, чтобы воспользоваться последней возможностью поговорить с любимой. Она была прекрасна, как ангел, однако упорно отказывалась на него смотреть, что причиняло ему боль. После нескольких безуспешных попыток завести разговор Мозес робко спросил:
— Скажите, вы верите в то, что браки совершаются на небесах?
— Да, — ответила она, по-прежнему уставившись в пол. — А вы?
— И я тоже верю, — отозвался он. — Видите ли, всякий раз, когда мальчик появляется на свет, Господь на небесах объявляет ему, на какой девочке ему впоследствии предстоит жениться. Когда я родился, мне тоже показали мою будущую невесту, но при этом Всевышний добавил: «Твоя жена будет горбатой». И тут я воскликнул: «О нет, Господи! Женщина с горбом — это такая трагедия! Молю Тебя, Боже, отдай горб мне, а она пусть будет красавицей!».
Тут Фромет впервые подняла на него глаза, и где-то в глубине ее души шевельнулось смутное воспоминание. Она протянула Мендельсону руку, а позже стала ему любящей и преданной женой.
Фромет рожала десять раз, четверо детей умерли в детстве или младенчестве.
Фромет Гугенхайм Мендельсон, жена Мозеса
Вместе с Лессингом Мендельсон принял участие в сборнике «Письма о новейшей литературе», где довольно резко раскритиковал позицию самого короля Фридриха II Великого в вопросе о немецкой литературе по сравнению с французской. Ирония ситуации заключалась в том, что еврей Мендельсон защищал немецкую литературу от нападок немецкого короля. Прусский король не забыл эту критику, впоследствии он использовал своё право верховной инстанции, утверждающей приём новых членов в Прусскую академию, и дважды вычёркивал имя Мендельсона, которого Академия была бы рада видеть в числе своих членов, из списка, первый раз это произошло в 1771 году.
Используя свои связи, он всячески помогал немецким и иностранным евреям в разрешении различных вопросов, в том числе и тех, которые касались эмансипации гонимого народа. Кроме того, он всеми доступными ему средствами стремился приобщить евреев к немецкой культуре. При этом, однако, он сам стремился восполнить свои пробелы в знании Библии и древнееврейского языка.
Ученики Мендельсона пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиции. К концу XVIII века деятели берлинской Хаскалы провозгласили, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы.
Мозес Мендельсон был похоронен на старинном еврейском кладбище в районе Ораниенбургер штрассе, Берлин, основанном в 1672.
Могила Мендельсона
В 1943 фашисты разбили памятники и сравняли кладбище с землёй. Была разбита надгробная плита:
«Здесь покоится рабби Мозес из Дессау».
Ныне на могиле восстановлен памятник, одиноко стоящий на территории бывшего кладбища.
Могила Мозеса Мендельсона. На обратной стороне — надпись по-немецки с годами жизни и местом рождения
В книге «Философские сочинения» (тт. 1-2, 1761) Мендельсон развивает свою эстетическую теорию, обосновывая автономию эстетических суждений, подчёркивая их независимость от логических критериев или этических целей.
Книга Мендельсона «Утренние часы» вызвала в немецком обществе «спор о спинозизме Лессинга», ставший одним из важнейших событий интеллектуальной жизни эпохи. Главным оппонентом Мендельсона был немецкий философ-иррационалист Ф. Г. Якоби. Этот открытый спор, в котором приняли участие многие немецкие философы, послужил поводом к дискуссии о пантеизме (религиозно-философском учении, отождествляющем Бога с природой) Спинозы. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
Мендельсон рассматривал себя в качестве немецкого философа, а к религии относился, как к частному делу, хотя сам был ортодоксальным евреем, регулярно посещавшим синагогу. Он требовал веротерпимости и свободного выбора религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии. В «Письме диакону Лафатеру» Мендельсон подчеркивал терпимость иудаизма, который, в отличие от христианства не занимается миссионерской деятельностью и не требует он неевреев соблюдения заповедей иудаизма, ограничиваясь только семью заповедями потомков Ноя, доступных каждому человеку в рамках естественной религии. Свои истинные взгляды о неприемлемости христианства Мендельсон согласился высказать только в ответном письме князю Брауншвейгскому, причём под условием, что письмо не будет опубликовано. В христианстве Мендельсона отталкивали главным образом догматы о Божественной природе Иисуса, представление, что не-христиане не имеют надежды на спасение, а также вера в вечные адские мучения, дьявола и духов. Отказ от всего этого, по Мендельсону, мог бы приветсти к созданию общей религии христиан и евреев.
Мендельсон оказал большое влияние на развитие философской мысли и гуманистических традиций XVIII века. Его эстетическая теория повлияла на формирование взглядов Гёте, Шиллера и Канта. «Лаокоон» Лессинга (1766) также многим обязан влиянию Мендельсона.
Потомки Мендельсона
Мендельсон выдал двух дочерей замуж с помощью традиционного еврейского сватовства, в его письмах встречается описание семейной идиллии, разве что сын Иосиф бросил изучать иврит, к чему отец относился с присущей ему терпимостью. Но уже после смерти Мозеса четверо из его шести детей крестились. Наиболее известна из них: старшая дочь Брендель, известная более как Доротея Шлегель.
Доротея Фридерика Шлегель (урожд. Брендель Мендельсон; 24 октября 1764, Берлин — 3 августа 1839, Франкфурт-на-Майне) — старшая дочь Мозеса Мендельсона. Получила известность в качестве литературного критика, писательницы, спутницы жизни и супруги Фридриха Шлегеля. Одна из самых знаменитых женщин еврейского происхождения, перешедших в христианство.
Другая дочь — Генриетта, напоминавшая внешностью отца, держала известный литературный салон. Сын Авраам был безразличен к религии, стал воспитывать детей в духе религии окружения и крестился сам, после того как это сделала его дочь Фанни, известная оперная певица.
Фанни Гензель (урожд. Мендельсон Бартольди (Mendelssohn (Bartholdy)); 14 ноября 1805, Гамбург — 14 мая 1847, Берлин) — немецкая певица, пианистка и композитор. Сестра Феликса Мендельсона Бартольди, дедом их обоих был известный еврейско-немецкий философ-просветитель Мозес (Моисей) Мендельсон.
Сын Авраама Феликс был крещен отцом, после чего стал называться Феликс Мендельсон-Бартольди.
Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н Барто́льди (3 февраля 1809, Гамбург — 4 ноября 1847, Лейпциг) — немецкий композитор, автор Марша Мендельсона, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Глава Лейпцигской школы в немецкой музыке, основатель Лейпцигской консерватории, внук философа Мозеса Мендельсона.
Знаменитый композитор много занимался христианской музыкой, тем не менее, когда восстановил «Страсти по Иоанну» Баха, он воскликнул: «Для такой работы потребовался еврей!».
К середине XIX века из 56 потомков Мозеса Мендельсона только четверо оставались иудеями, остальные не только ассимилировались, но и были крещены. Впрочем, даже внук Феликса Мендельсона, праправнук Мозеса, не смог стать офицером как лицо еврейского происхождения.