Менеджер или монополия что лучше
Игры разума: 5 лучших экономических игр
Настольная игра «Монополия» появилась на свет в 1934 году, в разгар Великой Депрессии. Ее придумал американский инженер Чарльз Дэрроу, который в тот момент остался без работы. Он сам нарисовал игровое поле с расположенными на нем заводами и фабриками, а после предложил игру издательству Parker Brothers. Но издатели идею не оценили.
Дэрроу не отчаялся. Напечатав за свой счет 5 тысяч пилотных экземпляров «Монополии», он решил продавать их самостоятельно.
Увидев такой ажиотаж, представители Parker Brothers одумались и выкупили у предприимчивого инженера права на нее. Спустя всего 2 года после изобретения «Монополия» стала самой популярной настольной игрой в США, а через несколько лет и в мире.
Сейчас существует множество вариантов игры. Новинка 2014 года – «Монополия», где вместо бумажных денег предлагаются «банковские карты». Стоимость такой версии в российских магазинах составляет около 3 тысяч рублей.
Принцип «Монополии» лег в основу всех существующих сейчас экономических игр. Самый известный из российских аналогов – «Менеджер».
В сентябре 1988 года издательский дом «ПетроПан» впервые выпустил модернизированный вариант американской игры. В «Менеджере» вместо зарубежных заводов и фабрик можно было купить предприятия советской торговли: «Гостиный Двор», «ДЛТ» или «Большевичку» и оплатить их купюрами от 10 до 50 000 рублей. Сама игра стоила 20 рублей – немалые по тем временам деньги.
Одновременно с выходом игры на нескольких каналах стали крутить ее рекламный ролик. Это была одна из первых советских телереклам. В стороне от такого события не осталась даже пресса, которая отнеслась к «Менеджеру» резко негативно.
До сих пор многие считают, что «Менеджер» предвосхитил события постсоветского периода: от резкой инфляции до приватизации. К сожалению многих, сейчас игра в варианте 1988 года не издается. В продаже представлена лишь ее модернизированная версия – «Менеджер классический», сильно отличающийся от оригинала. Зато можно приобрести подержанный вариант игры с рук за несколько тысяч рублей.
Еще один российский аналог «Монополии», появившийся на свет в 1988 году. Название «НЭП» или «Новая экономическая политика» игра получила в честь периода советской экономики начала 20-х годов прошлого века.
Вместо заводов, магазинов и отелей здесь покупали ананасы и севрюгу. Вместо постройки филиалов и предприятий создавали кооперативы и синдикаты. В остальном принцип игры был такой же, как в «Менеджере» и «Монополии».
«НЭП» не стал столь популярен, как «Менеджер», но свою аудиторию завоевал. И для многих российских семей остался своеобразным символом начала 90-х.
Игра 2000-х годов, которая, по заявлению создателей, взяла все самое лучше от «Монополии» и «Менеджера». На игровом поле представлены компании по отраслям, которые можно покупать, а после открывать их филиалы и предприятия. Кроме того, в игре есть акции, возможность игры на бирже и продажи недвижимости посредством аукциона.
Довольно любопытная игра, автором которой является Роберт Кийосаки («Богатый папа, бедный папа»). Сам Кийосаки позиционирует игру не как развлекательную, а как обучающую, и обещает, что она научит любого управлять своим денежным потоком, инвестировать и быстро повышать доход.
Правила «Денежного потока» несколько отличаются от правил привычных экономических игр.
Как и «Миллионер», «Денежный поток» больше подойдет для взрослых игроков. Особенно тех, кто интересуется вопросами инвестиций и поиском источников пассивного дохода. Хотя сам автор ставит возрастной ценз 12+. Цены на игру начинаются от 5 тысяч рублей, однако она пользуется стабильным спросом.
Автор фото, Justin Sullivan/Getty Images
Одним скучным осенним вечером (дело было в понедельник 27 ноября 1961 года) студенты Питтсбургского университета Эдди Лидс, Говард Финкель, Аллен Поленофф и Шерман Фогель решили сыграть в «Монополию».
Проведя за игровым полем несколько часов, они решили объединить ресурсы и сформировать две команды. И продолжили играть.
Лидс позвонил на местную радиостанцию KDKA и сказал, что они хотят установить рекорд. В три часа ночи во вторник к ним приехали журналисты.
К утру среды рекорду, как казалось, угрожает опасность: в банке кончились деньги. Игроки отправили телеграмму компании Parker Brothers, в то время производителям «Монополии» (впоследствии поглощенной Hasbro).
Как сообщали тогда СМИ, студентам пришла ответная телеграмма от президента компании: «Не дадим банку опустеть. Отправляем вам авиапочтой миллион монопольных долларов. Продолжайте играть».
Игрушечные деньги прибыли в международный аэропорт Питтсбурга и были доставлены в инкассаторской автомашине.
Четверо студентов случайно наткнулись на интересную лазейку в «Монополии»: деньги в банке не могут кончиться.
Теперь это прописано в правилах игры. Но не питайте надежд на машину инкассаторов, набитую деньгами, которая будет приезжать к вам каждый раз.
Согласно правилам, когда деньги кончаются, банк может начать издавать долговые расписки, которые могут быть обменяны на деньги, когда платежеспособность банка восстановится.
Автор фото, Getty Images
Прошло пять дней. Студенты все еще играли.
Когда стало очевидно, что игра топчется на месте, две команды наконец решили просто подсчитать, у кого сколько денег, и объявить победителя.
И если от одной мысли о пятидневном марафоне за этой настольной игрой вас бросает в пот, то это, скорее всего, отражение чувств многих других людей, испытавших то же самое при игре в «Монополию». Да, это долго. Очень долго.
Очень долгая игра
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
«Поначалу это забавно, но вскоре удовольствие начинает получать только тот, кто выигрывает. Для всех остальных проигрыш неизбежен».
То, о чем говорит Рейнольдс, известно как «положительная обратная связь»: чем больше разрыв между тем, кто выигрывает, и остальными, тем легче увеличить этот разрыв.
Игра создавалась как отражение реальной жизни. А в жизни те, у кого больше денег, имеют больше возможностей увеличить свой капитал. Ну а те, у кого денег мало, никак не могут выбраться из колеи, в которую попали. И когда на этом основана игра, она не приносит особого удовольствия.
То, что банк не может обанкротиться, только усугубляет проблему. Поскольку ресурсы не ограничены, доминирование лидера в игре ничем не сдержать.
Разочарование Рейнольдс «Монополией» разделяют очень многие любители настольных игр. В рейтинге сайта boardgamegeek.com, собирающего отзывы о настольных играх, «Монополия» занимает 18 583-е место из 18 591 игры.
Автор фото, Getty Images
Для одного из самых коротких вариантов игры надо быстро построить дома на клеточках Парк-Лейн и Мейфэр
Кроме того, многие не знают о существовании правила, которое может сделать игру быстрее. «Правило аукциона» означает, что если играющий попадает на никому не принадлежащую собственность и не хочет ее покупать, то она тут же выставляется на аукцион и продается тому, кто больше заплатит.
Интересно, что хотя многие опытные игроки в курсе этого правила, они предпочитают его игнорировать, объясняя это тем, что номинальная стоимость собственности и так чрезмерно низка. Поэтому не должно возникать ситуаций, когда кто-то отказывается ее покупать.
Хотя применение правила аукциона может немного ускорить игру, есть и более быстрый способ ее закончить.
Самая короткая игра
Дэн Майерс вспоминает, как закатывал глаза каждый раз, когда его сын просил сыграть с ним в «Монополию».
Затем отец и сын попробовали выяснить, как сыграть самую короткую партию в «Монополию» при том, что никто не будет умышленно поддаваться.
Первое их достижение было таким: двум игрокам потребовалось четыре чередования ходами и девять бросков костей, но при этом на кубиках было необходимо выбросить совершенно конкретное число.
Автор фото, Getty Images
В 2008 году в Германии энтузиасты «Монополии» предприняли попытку установить рекорд
Первому игроку нужно дважды выбросить по две шестерки, затем четверку и пятерку, чтобы сразу попасть на третью клетку Community Chest («Общественная казна»). При этом первой карточкой в стопке должна оказаться «Ошибка банка», по которой игроку полагается 200 монопольных долларов.
Шансы на то, что кости выпадут именно таким образом и игроку попадутся нужные карточки, равны одному на 271 триллион партий.
И если в среднем одна партия длится два часа, то каждому из игроков на планете нужно играть партии один на один в течение почти 16 лет, пока одна из партий закончится именно так.
А какие игры лучше?
Рейнольдс, которая придумала свою первую игру, Randomise, чтобы отвлечь свою 12-летнюю сестру от айпада, считает, что в самых лучших играх у всех играющих до самого конца сохраняется ощущение возможности выигрыша.
Автор фото, Getty Images
По словам Рейнольдс, лучшие стратегические игры для начинающих (такие, как «Билет на поезд» и «Катан») предлагают более позитивный опыт и положительные ощущения, возникающие у игроков после окончания партии.
Наверняка Фогелю, члену проигравшей команды в эпической партии в Питтсбурге в 1961 году, даже думать не хотелось о том, чтобы снова сесть за игровое поле.
Когда их монопольный марафон был завершен, он рассказал журналистам, какое облегчение он чувствует. Ни о каком реванше и речи не может идти, заявил он. По крайней мере, до конца семестра.
О факторе случая при игре в «Монополию»
Команда Everyday Tools, как и многие другие, любит время от времени по пятницам поиграть в старые-добрые настолки. Для некоторых даже есть конспиративные названия. Вот сидят, допустим, контент-менеджеры и говорят друг другу: «А не потренировать ли нам навыки подбора ключевых слов?» — и достают, поросята, игру «Капитан Очевидность».
Сегодня мы хотим коснуться нетленной классики. «Монополия» или «Менеджер», приходя в нашу жизнь еще в детстве, остается в ней надолго. На это есть ряд причин, но обсуждать их здесь мы, конечно же, не будем. Давайте лучше представим, что вы с командой, по нашему образу и подобию, решили скоротать последний, самый долгий, пятничный рабочий час за игрой в «Монополию». Шестьдесят минут — это как раз тот максимум, который, по словам профессионалов, должен уходить на партию, но на деле почему-то обычно выходит иначе и три часа спустя какая-нибудь пара-тройка игроков все еще метает кубики с нездоровым блеском в глазах.
Почему так? Оказывается потому, что большая часть людей играет не по тем схемам, которые рассчитаны на быстрое и эффективное разорение противника. Об этих-то смертоносных схемах и пойдет речь в сегодняшнем материале.
Официальной датой, когда игра «Монополия» вышла в свет, считается 6 февраля 1935 года. Однако, если копнуть глубже, ее история начинается еще на заре 20-го века, когда на рынке появилась «The Landlord’s Game», игра авторства Элизабет Мэги с очень похожими правилами. Вообще-то, она создавалась с поучительной целью показать детям на доходчивом примере, как губительна и фундаментально несправедлива капиталистическая модель рынка, но с самого начала что-то пошло не так. Не только дети, но и взрослые быстро втянулись в роль акул капитализма и принялись топить друг друга с большим азартом. В свете зарождающейся популярности в следующие десятилетия вокруг авторских прав развернулась грызня, достойная игры про ужасы капитализма. Победителем в ней вышел некий Чарльз Дэрроу, который и нарек свой продукт известным всем именем.
К слову, в пилотной версии от Мэги было предусмотрено две возможных модели игры: капиталистическая, с целью построить монополию, и антикапиталистическая, с целью обеспечить прибыль всем игрокам. Первая из них легла в основу современного варианта, вторая же не прижилась и быстро ушла в небытие — примите к сведению, если вы еще питаете какие-то иллюзии относительно человеческой природы.
В общем, выше мы клоним к тому, что игра существует давно и всегда пробуждала в людях нездоровый энтузиазм и готовность на все ради победы. Было бы странно, если бы все возможные ходы, сценарии и правила до сих пор не разобрали по косточкам, чтобы вычислить оптимальную стратегию. С такой мыслью группа наших сотрудников (которым надоело проигрывать) отправилась в экспедицию по просторам русско- и англоязычного Интернета в надежде найти какую-нибудь народную мудрость на этот счет.
Результат превзошел ожидания. Во-первых, статей, схем и руководств существует великое множество, как совсем античных, так и относительно свежих. Во-вторых, наряду с незамысловатыми советами в духе «постарайтесь не доводить до поножовщины» попадаются и экземпляры, которые выглядят как нечто прямиком из журнала «Тервер для всей семьи».
Источник изображения: moneypoly.ru/monopoly/probabilities.htm
Немного придя в себя, мы составили выборку рекомендаций, которые поддерживает большинство проштудированных источников и осторожно попытались соотнести их с тем, что говорят подобные математические таблицы. Как выяснилось, по некоторым вопросам в интернет-сообществе нет полного согласия — подобные спорные моменты мы мысленно отметили, чтобы проверить в ходе игры. В результате многочасовых трудов получилась такая вот методичка для начинающего капиталиста.
Незнание закона не освобождает от ответственности
Десять из десяти игроков в «Монополию» уверены, что знают правила на зубок, и девять из десяти игроков в «Монополию» глубоко заблуждаются. Правил там — целая книжечка убористым шрифтом, и, хотя большая часть собравшихся вокруг игрового поля обычно имеет общее представление о механике игры, очень часто этим дело и ограничивается. Частности выпадают из памяти и многие умышленно введенные трудности и возможности пропадают зря просто по недосмотру.
Самое обидное, что в забвение попадает не какая-нибудь ерунда, а весьма ценные вещи. Скажем, одно из правил, которые часто игнорируют — выставление бесхозной недвижимости на аукцион при отказе игрока, чья фишка попала на соответствующее поле, ее приобрести. Само собой, если его придерживаться, темп игры сразу повысится, обстановка накалится — а мы ведь именно этого и добиваемся.
Другой пример — ограниченное количество домов. Иногда его ошибочно принимают за недостаток комплектации и «исправляют» положение: компенсируют собственными поделками или устанавливают произвольные квоты. На самом деле, все правильно, домов и должно не хватать на всех — монополия у нас тут или что? Это обстоятельство можно и нужно обращать в свою пользу.
В общем, не поленитесь освежить в памяти правила игры — знание законов здесь, как и в реальной жизни, вполне окупается. И держите буклет под рукой, чтобы было что предъявить в случае, если вашу экспертизу подвергнут сомнению.
Кстати, азарт азартом, но внимательность и памятливость — вообще полезные в «Монополии» качества. Неплохо бы, например, запоминать примерный порядок карточек; тогда, когда они пойдут по второму кругу, вы сможете примерно предсказывать, каких сюрпризов ждать в ближайшее время.
Тише едешь — дальше финиш
Игра в «Монополию» отличается неровным темпом. Любая партия распадается на две части: 1) гонка на опережение и 2) измор. В ходе первой формируются монополии, в ходе второй свежеиспеченные буржуи тянут жилы из своих менее удачливых товарищей, пока у тех не истощатся ресурсы. Именно ваши действия в начале игры будут определять ее дальнейший ход, так что будьте на низком старте с самого начала игры.
Что мы понимаем под низким стартом? Во-первых, вам, как минимум, необходимо все время быть в игре — на начальных этапах нельзя позволить себе такую роскошь, как пытаться высидеть себе даббл в тюрьме из соображений экономии. Приберегите это удовольствие на потом: когда монополии будут сформированы, пропускать ходы, наоборот, станет выгодно — чем меньше бродишь по чужой собственности, тем меньше платишь.
Во-вторых, первые круги — время активных действий. Пользуйтесь тем, что поле возможностей еще не ограничено и старайтесь совершить самые многообещающие сделки как можно быстрее, даже если придется где-то потерять в деньгах. В общем и целом, все эксперты сходятся на том, что лучшая стратегия для стартового этапа — скупать все, что не приколочено. Но денег у вас все-таки ограниченное количество, так что давайте разбираться, чему стоит отдать предпочтение.
В основе любой стоящей стратегии лежат два основных принципа, которые мы все знаем еще по крестикам-ноликам:
Оговоримся, что это разделение на основную и побочную, строго говоря, работает только для первой монополии, дальше все становится запутаннее. Кто-то рекомендует сразу кидать все силы на следующую, кто-то считает, что лучше взять паузу и заняться застройкой. Вероятно, здесь нет универсального ответа, все зависит от конкретной ситуации: какие улицы вы уже скупили, сколько свободных средств и участков остается, какая расстановка сил среди остальных игроков.
В остальном все пока вроде бы прозрачно. Но следующим шагом нужно определиться с цветом, и это уже куда более интересный вопрос.
Районы, кварталы…
Как все, наверное, помнят цветовые группы в «Монополии» не одинаковы: они отличаются и расположением на поле, и количеством улиц, и стоимостью, и арендными ставками. И каждый из этих параметров влияет на то, сколько вы выручите из своей монополии в долгосрочной перспективе.
Допустим, какие цветовые группы брать, подешевле или подороже? Здесь нужно учитывать, что те участки, которые обещают хорошо окупаться, и стоить на длинных дистанциях (с домами и всем прочим) будут немало. Как следствие, возникает реальная опасность в какой-то момент просто «застрять» из-за недостатка денег, пока ваши противники обустраивают свои участки по дешевке. Так что дважды подумайте, прежде чем нацеливаться на самые элитные группы.
Далее: группы из двух элементов выглядят соблазнительно, но, разумеется, тут не обошлось без подвоха — они располагаются на стороне поля, куда игроки попадают реже, а значит и приносят меньше ренты. Соответственно, синие и фиолетовые улицы — тоже не приоритетный выбор.
Все это очень интересно, скажете вы, но как-то туманно и бездоказательно. Что ж, давайте обратимся к цифрам. Признаемся сразу: полной, сводной таблицы с расчетами по всем параметрам мы в Сети не нашли. Вероятно, это даже и к лучшему, иначе игра дошла бы до такой степени прогнозируемости, что просто лишилась бы смысла. Но статистика по отдельным факторам проработана так тщательно, что даже страшно.
Например, вот расчеты от Monepoly, которые представляют в формате температурной карты общий объем вложений и количество шагов, за которое в среднем окупаются затраты на каждую из групп.
Как видим, с точки зрения точных наук, лучшие по окупаемости варианты — оранжевая и голубая цветовые группы, а также железнодорожные вокзалы.
Но не спешите: все эти вычисления производились достаточно условно, исходя из принятого предположения, что игра будет разворачиваться по определенной усредненной схеме. Можно копнуть и глубже! Другой материал на Moneypoly приводит подробную статистику по вероятности попадания фишки на каждое игровое поле:
Источник изображения: moneypoly.ru/monopoly/probabilities.htm
А затем уже, исходя из этого, рассчитывается доходность за ход для нескольких различных сценариев игры. Кстати, человек, который все это проделал, утверждает, что не особенно увлекается «Монополией»:
Источник изображений: moneypoly.ru/monopoly/probabilities.htm
Ну, и раз уж речь пошла о домах….
Строим дом мечты (или три)
Забавно, что по вопросам застройки нам периодически попадались лайфхаки, которые, по сути, один в один повторяют правила. Скажем, в нескольких источниках эксперты советовали застраивать участки равномерно, добавляя новые дома на каждый по очереди, хотя иначе-то, по идее, и нельзя. Поэтому повторимся: проштудируйте мануал перед началом игры.
Так или иначе, эксперты постановили: строить дома нужно, причем как можно быстрее, причем желательно (см. выше) в количестве трех штук. Отдельные голоса рекомендовали один-два, но математически расчеты такую стратегию не поддерживают.
С другой стороны, если деньги позволяют, можно застроить участки домами и до предела. Смысл здесь не столько в достижении оптимального соотношения издержек и арендных поступлений, сколько в том, чтобы по максимуму лишить соперников возможности облагораживать свою собственность. Оскал капитализма как он есть.
Соответственно, от постройки отелей, напротив, лучше воздержаться — ведь тогда придется сдать в казну все дома на радость остальным игрокам. Вы здесь не для того, чтобы кого-то радовать!
Нужно сказать два слова и о закладах. Некоторые предлагают использовать их как составляющую стратегии по застройке: заложить один участок банку и спокойно развивать на вырученные все остальные — в принципе, правила такого не запрещают и даже защищают вашу монополию от желающих перекупить заложенное. Но, учитывая, что заклад допустим только в ситуации частичного банкротства (денег нет совсем, но собственность еще не распродана), рисковать в такой степени мы бы все-таки не советовали.
Гос.сектор и Вы
С участками разобрались, а как насчет госимущества? Коммунальным предприятиям Интернет вынес единодушный суровый вердикт: из-за малой посещаемости прибыли они приносят в час по чайной ложке и связываться с ними вообще не стоит. Что касается вокзалов, куда, как мы убедились, игроки приземляются значительно чаще, тут все менее однозначно. С одной стороны, их незаурядная средняя окупаемость многих прельщает. Но вместе с тем:
Из графика очевидно, что ценность этого типа имущества подскакивает и достигает существенных значений только после покупки последнего, четвертого вокзала.
Соответственно, можно действовать тремя путями:
Сбережения
Одно из главных удовольствий в «Монополии» — толстые пачки купюр с кучей ноликов, которые вам дают за просто так. Но тут кроется подвох: на самом деле, наличности на любом этапе игры у вас должно быть как можно меньше. Оно и логично: если деньги у вас на руках, значит они не «в деле» и, соответственно, плохой из вас монополист. С другой стороны, оставаться совсем без гроша тоже нельзя — и привычка плохая, и собственность можно потерять.
Два слова о долгах. «Монополия» — наверное, единственный случай, когда выгодно быть сговорчивым и щедрым. Соглашайтесь на расчет «натурой» даже себе в ущерб — валюта валютой, а то, что противник лишится недвижимости или часть построек перекочует в ваш фонд, бесценно. Требовать сугубо денежного возмещения имеет смысл только в тех случаях, если у вас самих критическая ситуация с финансами, а в качестве альтернативы предлагают что-то не особенно ценное.
Итак, секретный код от «Монополии» оказался в наших руках! Вооруженные стратегическими выкладками и математическими доказательствами, контрольная группа вышла на тропу войны. И, естественно (вы этого ждали), всех порвала. Вот как это было: