Менеджер по кдп что это
Кадровое делопроизводство
Кадровое делопроизводство – это деятельность, которая обеспечивает документирование и организацию работы с кадровыми документами.
Отметим, что правильное ведение кадровой документации позволяет уберечь предприятие от штрафных санкций со стороны контролирующих органов и дает возможность работникам избежать проблем при оформлении пенсий, льгот, пособий и иных выплат.
Цель и задачи кадрового делопроизводства
Целью кадрового делопроизводства является налаживание эффективной, работающей системы работы с кадровыми документами.
Задача кадрового делопроизводства заключается в оформлении надлежащим образом трудовых отношений между работодателем (предприятием) и непосредственно самим работником (персоналом).
Так, ведение кадрового делопроизводства позволяет эффективно решить следующие задачи:
Документально оформить трудовые отношения согласно требованиям действующего законодательства;
Разработать и внедрить эффективную систему управления персоналом, отвечающую стратегическим задачам руководства;
Регламентировать взаимоотношения работника и работодателя. Ведение кадровой документации позволяет добиться определенного «баланса» во взаимоотношениях работодателя и работников путем четкой регламентации их прав и обязанностей, (например, должностные инструкции регламентируют такие вопросы, как и чем конкретно должен заниматься каждый работник, его круг прав, обязанностей, объем ответственности).
Создать организационно-правовые основы трудовой деятельности, как для работников, так и для работодателя. С одной стороны кадровые документы поддерживают интересы работодателя, а с другой – направляют его для недопущения игнорирования требований трудового законодательства. Наличие грамотно составленных кадровых документов взаимовыгодно обеим сторонам трудового договора.
Разрешить трудовые споры. Очень часто от качества оформления кадровых документов зависит успех позиции работодателя при возникновении конфликтных ситуаций, особенно когда кадровая документация выступает как одно из письменных доказательств в судебном разбирательстве по трудовым спорам.
Основные направления кадрового делопроизводства
К кадровому делопроизводству относятся вопросы разработки и ведения документации, связанной с движением кадров, управлением персоналом и кадровым учётом, а также учётом рабочего времени сотрудников компании и расчетами с персоналом.
Таким образом, деятельность по ведению кадрового делопроизводства включает в себя:
1) Подготовку документов для приема на работу, что включает в себя:
разработку трудовых договоров, штатного расписания и должностных инструкций;
оформление кадровых приказов;
заполнение трудовых книжек;
ведение личных дел и пр.
2) Оформление увольнения работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
3) Составление локальных нормативных документов-положений, регламентов, инструкций в том числе:
Положения об оплате труда;
Правил внутреннего трудового распорядка;
Положения о персонале;
Положения о премировании и иных поощрениях
Положения о материальной ответственности работников;
Положения о коммерческой тайне;
Положение об отпусках;
Положение о командировках;
Положение о структурных подразделениях;
Положения о защите персональных данных работника и пр.;
4) Подготовку периодической отчётности по страховым взносам.
5) Разработку инструкций и правил по охране труда.
6) Консультирование работников по трудовым вопросам.
Организация кадрового делопроизводства
Для создания системы кадрового делопроизводства необходимо действовать поэтапно и осуществить следующие шаги:
Шаг 1. Создать нормативную базу. В первую очередь следует ориентироваться на требования Трудового кодекса РФ, регламентирующего множество кадровых процессов, таких как: прием на работу, предоставление отпусков, права и обязанности сторон трудового договора, порядок начисления заработной платы и т.д.
Шаг 2. Назначить ответственных должностных лиц за ведение кадрового делопроизводства.
Шаг 3. Составить перечень обязательных кадровых документов (штатное расписание, график отпусков, табель учета рабочего времени, личные карточки сотрудников и т.д.). Если организация планирует отказаться от унифицированных форм, то надо издать приказ о разработке собственных бланков.
Шаг 4. Разработать и утвердить необходимые локальные нормативные акты.
Шаг 5. Заполнить регистрационные книги и журналы.
Шаг 6. Создать безопасные условия хранения. Это требование распространяется на все документы, содержащие персональные данные.
Шаг 7. Составить календарь-планировщик. Многие важные документы приходится регулярно обновлять или утверждать заново. Например, график отпусков следует составлять ежегодно, а коллективный договор — переоформлять минимум раз в три года. Чтобы у компании в дальнейшем не было проблем, следует заранее распланировать работу с ключевыми документами.
Электронный кадровый документооборот в организации
Для упрощения организации кадрового делопроизводства многие предприятия чтобы уйти от бумажной волокиты внедряют систему электронного документооборота.
Рассмотрим далее основные преимущества:
Уменьшение ошибок. Составляя все документы вручную, непроизвольно сотрудник может допустить ошибку, что исключено при хорошо созданном электронном документообороте.
Защита документов. Находясь на сервере, документы надёжно охраняются электронной системой контроля.
Мгновенный доступ к любой необходимой информации. В электронном документообороте, намного проще и быстрее найти нужный приказ или распоряжение, нежели обращаться в архив и поднимать огромное количество бумаг в поисках нужного документа.
Экономия средств на хранении. Согласно законодательству, срок хранения большинства документов составляет 5 лет. Большое предприятие вынуждено арендовать или выделять собственные площади под архив, который крайне неудобен и занимает много места.
Ответственность за отсутствие кадрового делопроизводства
Отсутствие обязательной кадровой документации, ведение и наличие которой прямо предписано Трудового Кодекса РФ, относится к случаям нарушения законодательства о труде.
За отсутствие или неправильное ведение обязательной кадровой документации предусмотрена административная ответственность, установленная в п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Так, за нарушение законодательства о труде и об охране труда налагается штраф:
Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ установлено, что если должностное лицо повторно совершило аналогичное нарушение трудового законодательства, за которое уже подвергалось административному наказанию, то оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
В этом случае дисквалифицированное лицо лишается права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 3.11 КоАП РФ).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Кадровик (HR-менеджер)
Кадровик (специалист отдела кадров, менеджер по персоналу или инспектор по кадрам) – это сотрудник компании, который занимается кадровым делопроизводством и несет ответственность за формирование кадровой политики предприятия.
Деятельность кадровика осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, согласно Положению об отделе кадров непосредственно самой организации, ее уставом, внутренним распорядком, приказами руководства и должностной инструкции.
Требования к инспектору по кадрам
В должностные обязанности менеджера по персоналу входит:
Ведение документации по принятию и увольнению сотрудников, смены должностей;
Оформление трудовых книжек и их хранение;
Ведение личных дел персонала, внесение изменений и дополнительных данных;
Обработка документации для начисления пенсии, трудовых пособий и компенсаций;
Работа с больничными, отпусками и выплатами пособий. Осуществление контроля за их соблюдением;
Выявление возможных проблем в коллективе и причин «текучести» кадров;
Внесение изменений по данных о персонале в базу данных;
Отметим, что кадровик, несмотря на обширный перечень своих обязанностей, в первую очередь занимается ведением документации в той или иной организации.
Это приказы, трудовые договоры, положения, заявления сотрудников, ведение воинского учета, пенсионного, льготного и т. д.
Задачи специалиста по кадрам
Согласно своим должностным обязанностям, инспектор по кадрам выполняет на предприятии следующие задачи:
Осуществляет подбор персонала;
Оформляет документацию при приеме или увольнении специалистов предприятия, переводе их на другие штатные единицы в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и приказом руководителей;
Оформляет трудовые книжки и трудовые договоры;
Ведет учет трудовых книжек;
Управляет механизмом поощрения и наказания;
Собирает данные для проведения аттестации или для повышения уровня квалификации;
Ведет личные дела сотрудников, осуществляет сбор персональной информации;
Оформляет графики отпусков;
Выдает справки, касающиеся трудовой деятельности работников предприятия;
Осуществляет контроль за тем, как соблюдается трудовая дисциплина и правила трудового распорядка сотрудниками предприятия;
Ведет документацию для архива.
Должностная инструкция кадровика
Кадровик относится к специалистам. Его назначение или увольнение с занимаемого поста происходит на основании приказа генерального директора организации.
Кадровик должен знать следующее:
Действующее трудовое законодательство;
Структуру компании и способы взаимодействия персонала внутри нее;
Правовые и законодательные документы, касающиеся:
— процесса ведения и управления личными делами сотрудников;
— оформления пенсий, ведения трудовых книжек;
— заключения трудовых договоров;
Правила ведения персональных данных работников;
Порядок ведения пенсий, отпусков, начисления льгот, компенсаций;
Правила работы с кадрами и подготовки необходимой отчетности.
Права специалиста отдела кадров
Кадровик имеет следующие права:
Иметь доступ к информации, которая необходима для исполнения его трудовых обязанностей;
Знакомиться с существующей документацией и решениями руководителей компании, касающихся непосредственно его деятельности;
Получать в полной мере качественную техническую и информационную поддержку для исполнения своих должностных обязанностей;
Выдвигать предложения по улучшению работы и условий, непосредственной связанных с исполнением его деятельности.
Необходимые умения и навыки кадровика
Специалист кадровой службы должен иметь хорошие знания в делопроизводстве, управлении, социологии, юриспруденции и психологии. Он должен прекрасно ориентироваться в современных методах оценки персонала.
Кадровик должен быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь развитую интуицию, ведь он работает с людьми. Желательны умения работать в команде, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Ответственность специалиста отдела кадров
Кадровик несет ответственность в соответствии с законодательством России за нарушение своих прямых обязанностей в случае:
Нарушения инструкций и распоряжений организации, трудового распорядка и должной дисциплины;
Невыполнения или некачественного выполнения своих непосредственных обязанностей;
Нарушения коммерческой тайны или разглашению личных данных персонала.
Кроме этого инспектор по кадрам может быть привлечен к ответственности за отсутствие:
Оформленных договоров с сотрудниками;
Документации по охране трудовой деятельности;
Составленного графика отпусков.
Плюсы профессии кадровика
К положительным моментам можно отнести:
Возможность карьерного роста и высокой заработной платы;
Стабильный социальный пакет, включающий в себя все необходимые выплаты;
Режим труда. В редких случаях могут возникнуть переработки. В основном, это стандартный график с фиксированными привычными выходными (субботой и воскресением), а так же нерабочими днями в государственные праздники. Чаще всего работа с 9:00 до 18:00, включающая в себя перерыв на обед;
Чтобы устроиться на работу кадровиком, не нужно получать какое-то дополнительное образование. Работать в отделе кадров может человек, получивший педагогическое, юридическое или экономическое образование;
Бумажная работа без особой подвижности. Работа не требует особых физических нагрузок. Это обычная работа в комфортном кабинете, в офисе с документацией, составление приказов, протоколов и служебных записок.
Минусы профессии кадровика
К негативным моментам следует отнести:
Нахождение между сотрудниками и начальством. Это может быть минусом в том случае, когда приходится разрешать негативные ситуации;
Необходимы специальные знания, которые касаются многих сфер. Это юриспруденция, поскольку без знания законов невозможно составить приказ, правильно уволить сотрудника или перевести его на другую должность. Все документы должны соответствовать требованиям законодательства, которое постоянно меняется. Кроме того специалист отдела кадров должен хорошо знать основы социологии и психологии людей, поскольку работает с персоналом и совершает набор кадров. Также важны знания методов работы с персоналом;
Кроме непосредственных обязанностей, большой объем дополнительных, не всегда напрямую связанных со специальностью;
Возможное появление разногласий в работе с бухгалтерией;
Если на предприятии происходит проверка по соблюдению трудового законодательства и составлен протокол о выявленных нарушениях, административные штрафы будут возложены как на предприятие в целом, так и персонально на инспектора по кадрам. Суммы чаще всего бывают большие, потому очень важно, чтобы в своей работе кадровик смог сотрудничать и с юридическим отделом и бухгалтерией, чтобы не допускать правонарушений;
Итоги
Профессия кадровика — значима и важна в деятельности любой компании.
Инспектор по кадрам занимается не только подбором персонала для предприятия, но и ведет большой объем документации.
В основном работа специалиста по кадрам связана с ведением архива, личных дел работников организации, документальным оформлением приема, увольнения и передвижения на другие должности сотрудников компании, воинским учетом, оформлением пенсий, отпусков и графиков.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Как стать специалистом по кадровому делопроизводству
Специалист по кадровому делопроизводству – это должность в сфере управления персоналом, которая предполагает работу, в первую очередь, с документами, а не с людьми. В обязанности такого специалиста входит документационное обеспечение работы с персоналом: документооборот, передача данных по персоналу в государственные структуры.
Документация по персоналу имеет разнообразный характер и сопровождает сотрудника на всех этапах его карьеры от трудоустройства до увольнения. Специалист по кадровому делопроизводству занимается документацией распорядительной, плановой, организационной, документацией по социальному обеспечению. Он выполняет учет, хранение, перемещение документов между отделами организации.
В профстандарте № 559 «Специалист по управлению персоналом» (утвержден Приказом Минтруда РФ от 06 октября 2015 г. N 691н) указано, что обязательным условием для работы в должности специалиста по кадровому делопроизводству является профильное образование. Других специфических требований для этой должности нет. Однако работодатели могут предъявлять более высокие требования, например, к наличию опыта работы по специальности или уровню образования.
В должностные обязанности специалиста по кадровому делопроизводству входит следующее:
1. Обработка и анализ, разработка, подготовка проектов и оформление, регистрация, учет, хранение, передача в архив документации по персоналу.
2. Осуществление оборота кадровых документов внутри организации.
3. Сбор и проверка личных документов сотрудников, выдача документов о трудовой деятельности, подготовка выписок, справок, копий по требованию сотрудников, учет рабочего времени.
4. Организация документооборота между организацией и государственными структурами, постановка на учет в государственных органах, предоставление выписок, оригиналов и копий документов по запросу, подготовка уведомлений, отчетов, статистики.
5. Организация хранения персональных данных сотрудников в соответствии с законом.
Для выполнения всех перечисленных функций специалист по кадровому делопроизводству должен обладать определенными компетенциями.
Ему необходимо уметь разрабатывать и оформлять документы, должностные инструкции, обеспечивать их хранение, пользоваться специфическими информационными системами, базами данных.
Для успешной работы кадровому делопроизводителю нужно уметь выявлять и исправлять ошибки в документации, осуществлять контроль присутствия сотрудников на рабочих местах, собирать и анализировать информацию, консультировать сотрудников по вопросам рынка труда, соблюдать нормы деловой этики.
Специалист по кадровому делопроизводству должен обладать знаниями в области трудового и архивного законодательства РФ.
Также должен знать:
положения законов о персональных данных
нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие организации с государственными ведомствами
порядок оформления, ведения и хранения документов
положения о структуре организации
Еще обязательно потребуются базовые знания в области информатики, построения и работы информационных систем.
На современном рынке образования широко представлены возможности обучения по специальностям кадровое делопроизводство и управление персоналом.
Чтобы ответить на вопрос в чем различие образовательных программ следует обратиться к особенностям двух этих профессиональных направлений.
Кадровое делопроизводство – это узкая специализация. Кадровик работает, прежде всего, с документами и выполняет ограниченный набор функций.
Управление персоналом значительно шире. Менеджер по управлению персоналом работает в основном с людьми, выполняет много разнообразных обязанностей: подбор персонала, обучение, оценка и аттестация, реализация социальной поддержки и другие. Среди прочего в его обязанности может входить и кадровое делопроизводство.
При выборе специальности для обучения необходимо отталкиваться от собственных потребностей и планов. Если есть намерение или необходимость работать именно специалистом кадрового делопроизводства, то образование по данному, более узкому, профилю может эффективнее помочь в работе, чем более разнообразное по содержанию управление персоналом.
Если же есть расчет на карьеру в сфере управления персоналом или перевод на смежные с кадровиком должности, образование специалиста по управлению персоналом будет более уместным.
Обучиться специальности кадровое делопроизводство можно разными способами. Среднее специальное образование по данному профилю можно получить во многих колледжах. Обучение возможно на базе 9 и 11 классов. Зачисление на бюджетной основе чаще всего происходит без экзаменов, с учетом среднего балла аттестата. В вузах кадровое делопроизводство не представлено как самостоятельная специальность. В высшем образовании изучение кадрового делопроизводства включено в программы бакалавриата по специальности управление персоналом. Вступительными экзаменами на данное направление являются математика, русский язык и обществознание. Зачисление на платное отделение происходит без экзаменов.
Для тех, кто уже имеет среднее специальное или высшее образование существуют программы переподготовки, которые позволяют в короткие сроки изучить кадровое делопроизводство и получить документ об образовании. Важно внимательно подойти к выбору программы и учреждения ДПО для обучения. В первую очередь стоит обратить внимание на наличие государственной образовательной лицензии и разработана ли предлагаемая программа в соответствии с принятым профстандартом по этой специальности.
Технологии дистанционного обучения набирают все большую популярность и часто применяются в реализации образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Преимуществами дистанционного обучения являются возможность получить образование без отрыва от работы, возможность индивидуально подбирать удобный график обучения. Выбирая, как обучиться кадровому делопроизводству (очно, заочно, дистанционно), важно помнить, что для получения качественного образования, которое поможет получить знания и навыки действительно ценные в работе, необходимо тщательно подбирать образовательное учреждение. АБиУС предоставляет образовательные услуги на протяжении 20 лет и зарекомендовала себя как эффективное образовательное учреждение.
Программа дополнительного профессионального образования кадровое делопроизводство составлена с учетом требований профстандарта. Для успешного освоения программы Академия предоставляет доступ к обширной библиотеке и удобному пользовательскому интерфейсу личного кабинета СДО.
Разработчики программы – высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. Каждый слушатель получает индивидуальное сопровождение, на все вопросы в процессе обучения отвечает прикрепленный методист. Зачисление происходит при наличии среднего специального или высшего образования любого профиля, без экзаменов.
По завершении обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации. Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.
Специалист по кадровому делопроизводству: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой специалист по кадровому делопроизводству?
Специалист по кадровому делопроизводству (кадровик, специалист отдела кадров, специалист по кадровому документообороту или инспектор по кадрам) — это человек, который занимается кадровым делопроизводством: принимает на работу, увольняет, ведёт кадровую документацию и поддерживает кадровую дисциплину.
Что делают специалисты по кадровому делопроизводству и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь специалист по кадровому делопроизводству?
Требования к специалистам по кадровому делопроизводству:
Востребованность и зарплаты специалистов по кадровому делопроизводству
На сайте поиска работы в данный момент открыто 3 659 вакансий, с каждым месяцем спрос на специалистов по кадровому делопроизводству растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по кадровому делопроизводству по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать специалистом по кадровому делопроизводству и где учиться?
Варианты обучения для специалиста по кадровому делопроизводству с нуля:
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения специалиста по кадровому делопроизводству: подробный обзор
1 место. Курс «Кадровое делопроизводство» — ООО Международная Школа Профессий
Программа обучения
3 недели на курс, 2 занятия в неделю, 5 практических занятий
Освоите
Освоите
Освоите
Освоите
Освоите
После окончания курса вы получаете Персональный сертификат.
2 место. Курс «Онлайн-курс кадровиков» — irs.academy
Для кого будет полезно?
После окончания курса вы сможете:
Программа курса:
Урок № 1 – Кадровое делопроизводство: цели, задачи, виды. Трудовое законодательство
На первом занятии, вы узнаете о нюансах работы, познакомитесь с правовым законодательством и нормативно-правовыми актами, которые будут встречаться в работе. Освоите правовую базу и основные понятия, терминологию.
Урок № 2 – Трудовые отношения
Вы научитесь оформлять отпуска, заполнять трудовые книжки, принимать людей на работу и увольнять их, соблюдая правила оформления. Будете правильно составлять трудовой договор и знать свои права, как сотрудник организации, соблюдать учет рабочего времени.
Урок № 3 – Оформление приема на работу. Оформление изменений трудового договора.
На третьем уроке, вы поймете, что такое кадровый учет, сможете составить штатное расписание для всех работников, узнаете об основных функциях службы делопроизводства и актах, регламентирующих трудовые отношения, какие требования предъявляются, существующие ГОСТы.
Урок № 4 – Взаимодействие с сотрудниками организации
Вы научитесь осуществлять дисциплинарные взыскания, поощрять работников, оформлять командировки, проводить тестирование и аттестацию, соблюдать правила воинского учета. Сможете лучше общаться с людьми и мотивировать их.
Урок № 5 – Распорядительные документы
На пятом уроке, вас научат осуществлять унификацию документов, следить за наличием всех реквизитов, которые обеспечивают юридическую силу, будете составлять распорядительные документы, заявления, распоряжения, указания, уставы, положения и правила организации.
Урок № 6 – Трудовые отношения
На шестом уроке, мы разберем методики эффективного собеседования, как понимать, что за человек перед вами, какие вопросы лучше задать, прием сотрудника. У вас получится считать заработную плату, социальные выплаты, пособия и неустойки.
Урок № 7 – Иностранные граждане
На седьмом уроке, мы поговорим об особенностях работы с иностранными гражданами, общей характеристике, нюансы работы с гражданами с визой и без, порядке заключения договора в таких случаях, постановке на миграционный учет.
Урок № 8 – Кадровый учет
На восьмом уроке, мы разберем отличия стандартного трудового договора от срочного, порядке их заключения и сроках действия, порядок оформления прекращения ТД, оформление личного дела, узнаем, что так совместительство и совмещение, в чем разница.
Вы получаете:
3 место.Курс «Кадровое делопроизводство» — НИУ ВШЭ
Целью освоения дисциплины является формирование необходимых знаний для практической работы по организации кадрового делопроизводства и документированию трудовых отношений.
На занятиях студенты не только получают знания из области разработки, внедрения и обеспечения функционирования единого технологического процесса документирования и работы с документами и документной информацией, но и разработку унифицированных форм документов различного назначения и уровня управления, классификаторов документной информации.
Знания и навыки, полученные в рамках данной дисциплины, имеют большую практическую ценность, позволяют обрабатывать массивы информации, вычленять информационное ядро, определять в информационном потоке необходимую информацию, проводить качественный информационный поиск.
Планируемые результаты обучения:
Содержание учебной дисциплины:
Курс «Специалист по кадровому делопроизводству со знанием 1С: Зарплата и управление персоналом 8.3» — МГУТУ
Чему вы научитесь на курсе:
Программа курса:
1 часть: Кадровое делопроизводство в современной организации (40 акад. часов)
2 часть: Работа в программе 1С: “Зарплата и управление персоналом 8.3” (20 акад.часов)
Итоговое тестирование.
Удостоверение о повышении квалификации – по окончании обучения.
Курс «Кадровое делопроизводство» — Академия кадрового резерва
Курс «Управление персоналом и кадровое дело» — Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
Программы повышения квалификации:
Курсы кадрового делопроизводства:
Курс «Управление персоналом и кадровое делопроизводства» — АНО ДПО МАПК
В Академии Вы получите:
Курс «Документационное обеспечение работы с персоналом» — Педобучение
Учебный план:
Курс «Трудовое право и кадры» — ЭмМенеджмент
Программы:
Курс «Специалист по кадрам и кадровому делопроизводству» — Центр подготовки кадров
Содержание курса:
К лекциям прикреплены необходимые файлы, шаблоны всех документов – скачиваете их себе навсегда