Менеджер по работе с маркетплейсами что это
Очень востребованы: кто такие маркетплейс-менеджеры и как освоить эту профессию
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Маркетплейс-менеджер — сотрудник, который координирует работу магазина и отвечает за его продвижение на онлайн-площадке.
Профессия появилась на российском рынке совсем недавно. В 2018 году на hh.ru было размещено всего 12 вакансий для маркетплейс-менеджеров. В 2020 году их количество составило 1744 штуки. За неполный 2021 год таких вакансий опубликовано на 40% больше, чем за весь 2020-й, — 2444.
Число вакансий для маркетплейс-менеджеров, размещенных на hh.ru с 2018 по июль 2021 года.
Задачи маркетплейс-менеджера*:
Сколько получает менеджер маркетплейсов?
По данным hh.ru, медианная зарплата менеджера маркетплейса в России составляет 60 000 рублей. При этом, если вы решите работать из дома, она снизится до 45 000 рублей.
«В зависимости от опытности и загрузки маркетплейс-менеджер может вести до 3–5 продавцов одновременно. При условии, что оборот магазинов и количество товаров небольшие. В таком случае заработок специалиста может быть в районе от 60 до 100 тысяч рублей, — делится Татьяна Кожухарь, предприниматель, эксперт по маркетплейсам и основатель курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего».
Татьяна Кожухарь, предприниматель и основатель курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего». Фотограф Сергей Близняков.
Есть крупные продавцы, у которых работает по несколько менеджеров. Объем задач у таких работодателей велик. Это тот случай, когда сложно вести параллельно хотя бы еще 1 проект. Часто это крупные компании со своим офисом, где маркетплейс-менеджер будет работать в штате. Но и заработок для компетентного, успешного специалиста здесь будет выше: от 50 до 150 тысяч рублей.
Существует и третий вариант. Он подходит тем, у кого нет времени. Можно найти продавца, работа с которым займет всего 1–2 часа в день. Доход в таком случае будет от 20 тысяч рублей».
Зарплата может варьироваться и от формата работы. На рынке требуются и удаленные сотрудники, и те, кто может работать в офисе и на складе. Некоторые продавцы нанимают несколько удаленных менеджеров и одного главного специалиста в офис. В его зону ответственности будет входить контроль поставок и руководство удаленной командой.
Минус удаленного формата — оплата труда может быть ниже. Но это дает возможность работать из дома.
Фотограф Сергей Близняков. Шпынева Мария, маркетплейс-менеджер
Как стать маркетплейс-менеджером?
Кандидаты с опытом работы в ретейле и знанием, как продвигать продукт на маркетплейсах, могут сразу же откликнуться на вакансии. Но тем, кто никогда не сталкивался с подобной деятельностью или хочет дополнить свои знания актуальной информацией, стоит пройти обучение.
Стрижень Антон, эксперт по работе с маркетплейсом Wildberries и наставник онлайн-курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего», рассказывает об учебной программе: «На нашем курсе вы узнаете, как настраивать личный кабинет, какую модель работы с площадкой выбирать, какие бесплатные инструменты существуют для продвижения и как ими пользоваться. Мы разбираем сложные вопросы документации и работы с российскими и китайскими продавцами, делимся тем, с какими товарами лучше не конкурировать, и другими тонкостями работы с площадкой Wildberriеs.
Можно узнать все это самостоятельно, но на это уйдет много времени, а здесь мы всего за месяц делимся опытом, накопленным годами».
Фотограф Сергей Близняков. Шпынева Мария, маркетплейс-менеджер
Если вам интересно узнать о профессии еще больше, подписывайтесь на Telegram-канал эксперта по маркетплейсам Татьяны Кожухарь. Вас ждут секреты успешных маркетплейс-менеджеров, полезные профессиональные советы и многое другое.
При подписке вы получите бонус-материалы:
— Гайд: «Toп-5 востребованных профессий на маркетплейсах»
— Онлайн-брошюру: «Toп-10 товаров, легких для старта на маркетплейсах, в цифрах и примерах, 2021»
*По данным организаторов онлайн-курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего». Список задач может варьироваться в зависимости от потребностей компании и количества сотрудников.
Менеджер маркетплейсов. Что входит в обязанности и где обучиться этой профессии?
Рынок маркетплейсов в России стремительно идет вверх. Согласно исследованию агентства Data Insight за 2020 год, оборот крупных маркетплейсов увеличился на 108% и составил 721 миллиард рублей, а общее количество заказов выросло до 405 миллионов.
В связи с развитием рынка маркетплейсов, вырастает спрос на специалистов этой сферы.
Одной из самых популярных вакансий в сфере маркетплейсов стала профессия «менеджер маркетплейсов».
Эта профессия относительно новая. Стремительно набирать популярность она стала только в 2021 году.
Менеджер маркетплейсов — это специалист, который организует и сопровождает процессы продаж на маркетплейсах.
Менеджер маркетплейсов может быть специалистом как одной площадки, так и нескольких. Все зависит от опыта и готовности работать.
Список обязанностей собрал с сайтов вакансий. Обязанности определяет сам работодатель. Они могут распределяться как на одного специалиста, так и на нескольких.
Тут также все зависит от опыта, качества работы специалиста и списка обязанностей.Промониторив сайты вакансий можно понять что средняя зарплата по рынку примерно 50 000 — 70 000 р. Многие работодатели работают на условиях оклад + %. Со своими менеджерами я работаю также. Если план продаж выполнен, то процент рассчитывается от его суммы.
Зарплата также зависит от уровня компании. Если это крупный игрок в своей нише, то и зарплата и будет выше.
Если вы уже работаете менеджером или являетесь поставщиком, то оптимизируйте свою работу с помощью таблиц для маркетплейсов.Таблицы помогут вам значительно сократить время работы в ЛК при поставках.
Таблица для ценообразования.
Таблица для заполнения спецификации.
Так как спрос на профессию растет, то и предложений становится больше. Обучиться профессии «менеджер маркетплейсов» можно онлайн. Однако здесь, как и любые другие курсы, нужно выбирать тщательно.
Менеджер маркептлейсов — относительно новая профессия, которая уже набрала обороты на рынке труда. Заработок в этой профессии зависит как от опыта, так и навыков самого менеджера. Обучиться профессии можно на онлайн-курсах за 2-3 месяца.
Профессия – менеджер по маркетплейсам: специализации, функционал и зарплаты
Ефим Алдухов, CEO goOMNI и OMNI Solutions.
Пандемия серьёзно поменяла правила игры в eCommerce. На рынок онлайн-маркетплейсов, который начал бурное развитие ещё в 2019 году, хлынули сотни тысяч компаний: от мелких селлеров до крупных производителей.
Далеко не все могли спешно найти нужных специалистов, способных с нуля поднять онлайн-продажи, в результате этим направлением в кампаниях руководили люди других специализаций: генеральные директора, бухгалтеры, контент-менеджеры, юристы и т.д.
Сейчас рынок становится всё более конкурентным и формируется устойчивый спрос на профессиональных менеджеров по маркетплейсам. Однако до сих пор нет чёткого и понятного функционала для специалистов этой профессии. Также в компаниях всё ещё игнорируют идею, что для эффективного управления продажами требуется сразу несколько узких специалистов с совершенно различным профилем.
При подготовке курса «Менеджер по маркетплейсам» мы проанализировали более 500 различных резюме, сверились с собственным опытом управления продажами и сформировали список функций и обязанностей, с которыми должны справляться «менеджеры по маркетплейсам».
Мы сгруппировали эти функции по следующим блокам:
Административные задачи
● Подписание договоров с площадками
● Предоставление документов – сертификатов и т.п. для заключения договоров
● Регулярное подписание первичных документов (акты, счета-факторы и т.д.)
● Подготовка документов для отгрузок (транспортные накладные и т.д.)
● Работа в системе ЭДО
● Мониторинг изменений правил отгрузки
● Мониторинг изменений условий договоров
● Общение со службой поддержки МП
● Решение экстренных конфликтных ситуаций с МП
Управление ассортиментом
● Выбор товаров для продажи на маркетплейсах
● Решение о модификации / удалении товара из ассортимента
● Решение о смене модели закупок / поставщиков
● Поиск новых ниш для торговли
Управление контентом
● Создание правильных информационных моделей товаров для интеграции с каждым из маркетплейсов
● Создание описаний товаров
● Корректировка описаний товаров в соответствии с реакцией пользователей
● Описание технических характеристик
● Создание и менеджмент системы управления контентом (PIM)
● Анализ качества контента
● Создание вопросов и ответов для товаров
Мониторинг и анализ
● Анализ уровня цен конкурентов внутри и вне маркетплейсов
● Анализ акций и маркетинговых активностей конкурентов
● Анализ остатков конкурентов
● Анализ собственных продаж по конкретным товарам
● Анализ отзывов о товарах и их влияния на продажи
● Внедрение систем автоматического мониторинга
● Использование средств автоматического мониторинга цен
● Создание регламента по работе с ценами на основании мониторинга
Управление репутацией и обратной связью
● Реагирование на отзывы покупателей
● Создание шаблонов для отзывов клиентов
● Стимулирование отзывов на товары
● Корректировка описаний в зависимости от отзывов клиентов
● Разработка рекомендаций по ассортименту в зависимости от отзывов клиентов
● Отработка негативных отзывов и решение о возврате денег /замене товара
Управление ценами и акциями
● Установка первоначальных цен
● Установка скидок для акций
● Установка цен для распродажи остатков
● Установка промокодов
● Анализ цен относительно конкурентов
Маркетинг
● Анализ органической выдачи
● SEO оптимизация товаров в поиске и органической выдаче по категориям
● Управление позициями в органической выдаче
● Создание баннеров
● Создание текстов баннеров
● Создание рекламных кампаний
● Анализ результатов рекламных кампаний
● Анализ инструментов продвижения конкурентов
Внешний маркетинг
● Создание рекламных кампаний в контекстной рекламе
● Подготовка анонсов и промо в социальных сетях и рассылках
● SEO оптимизация карточек с учётом поисковых систем (Яндекс, гугл и т.п.) и статистики запросов
● Реклама в социальных сетях при экономической целесообразности
● Анализ позиций товара на маркетплейсах в поисковой выдаче (Яндекс. Google)
Управленческая отчётность
● Подготовка еженедельных отчётов о продажах
● Подготовка сводных отчётов о продажах на всех маркетплейсах
● Анализ эффективности размещения
Управление логистикой
● Поиск подрядчика для доставки товара до маркетплейса
● Планирование поставок
● Маркировка товара
● Организация упаковки товара
● Организация доставки товаров до маркетплейсов
● Оформление документов на водителя
● Работа с проблемами в процессе доставки.
● Управление доставкой по FBS
● Управление доставкой по FBO
● Управление доставкой по DBS
Уверен, что несмотря даже на этот длинный список многие смогут добавить ещё несколько пунктов в каждый из блоков.
Исходя из этого обширного списка очевидно, что найти человека, который умел бы эффективно справляться сразу со всеми функциями практически невозможно. И это не только из-за очень широкого профиля специализаций, а в силу очень разных психотипов людей, необходимых для эффективного выполнения каждой из задач.
Ни один серьёзный аналитик не сможет сидеть и целыми днями выполнять техническую работу: забивать характеристики товаров, писать тексты для товарных карточек или рисовать инфографику. В случае же, если он всё-таки будет вынужден распылять свои силы, то качество его работы как аналитика будет сильно падать, мотивация что-либо делать исчезнет, и скоро такой профи уйдёт из компании.
Также и наоборот, бессмысленно требовать даже от хорошего копирайтера качественной аналитики товарных ниш, мониторинга динамики остатков конкурентов и т.д. Он просто не сможет эффективно с этим справиться, вне зависимости от мотивации.
В результате мы сформировали список ключевых специальностей по работе с маркетплейсами, которые, в целом, неплохо было бы иметь каждой серьёзной компании.
Менеджер по маркетплейсам.
Этот человек будет в первую очередь управлять процессом продаж. Он должен понимать, как работают все бизнес-процессы и синхронизировать работу коллег для достижения результатов. Он может «работать руками» по каким-то направлениям, но его главная задача – управление.
Релевантная зарплата для специалиста, способного эффективно управлять процессами, составляет сейчас на рынке 70-150 000р. в зависимости от сложности работы и оборота компании.
Контент-менеджер по работе с маркетплейсами.
Его главная задача – создание карточек товаров и их постоянная оптимизация. При этом нужно заметить, что далеко не каждый хороший копирайтер является хорошим дизайнером. Поэтому зачастую в помощь ему требуется кто-то, кто мог бы делать дизайн или, по крайней мере, собирать шаблоны красивых дизайнов.
Средняя зарплата грамотного контент-менеджера составляет 30-60 000р. в зависимости от его эффективности и навыков.
Аналитик по маркетплейсам.
Это одна из самых сложных позиций. Дело в том, что мы выделяем три класса аналитиков, которые (в идеале) хотелось бы совместить в одном человеке, однако это почти невозможно сделать на практике.
● Коммерческий аналитик, который бы занимался анализом данных о продажах, ценообразованием, расчётом экономики и т.д.
● Аналитик-маркетолог, который может оценивать конкурентов и мыслит с позиции поиска точек для получения максимальной прибыли. Он должен искать товары, которые могут хорошо продаваться, искать дырки в поведении конкурентов, чтобы максимизировать маржинальность и т.д.
●Финансовый аналитик, который бы занимался сведением данных о продажах, финансовыми отчётами, планированием остатков, расчётом экономических показателей продаж и т.д.
Адекватного финансового аналитика можно найти на 50-80 000 р. а вот коммерческий аналитик с маркетинговыми навыками может стоить от 80 000 до 250 000 р., в зависимости от его квалификации и объёмов работ.
Маркетолог по маркетплейсам.
Базово управление продвижением на маркетплейсах очень похоже на управление продвижением интернет-магазина, хотя и имеет много своих особенностей. С ними может справиться, например, адекватный менеджер по контекстной рекламе, т.к. большинство внутренних инструментов очень похоже на контекстную рекламу.
Также сейчас становится популярным SEO-продвижение как внутри маркетплейсов, так и вне маркетплейсов.
В результате можно попробовать найти себе универсального специалиста, который будет и ключевики подбирать и баннеры рисовать, но, как показывает опыт, в eСommerce оптимально находить скорее толкового управленца, ведь значимую часть этих функций можно делегировать подрядчикам. В любом случае, правильное SEO-продвижение ваших товаров в Яндекс и Google никто не отменял, а это требует достаточно специфической работы, которую далеко не каждый интернет-маркетолог может выполнять.
Исходя из вышеописанного, можно сказать, что идеальная команда по работе с маркетплейсами должна состоять из 4-5 отдельных специалистов, каждый со своей специализацией. Какие-то функции, конечно, можно делегировать на аутсорс и\или удалёнку, однако, наличие узких специалистов повысит потенциальный доход от работы каждого из сотрудников в отдельности. Помните, что ваш менеджер по маркетплейсам за 100 000р. не будет делать работу за которую принято платить 30 000р.
Бюджет на такого рода команду должен быть не менее 250 000р., что для многих предпринимателей, которые работают с маркетплейсами и торгуют на суммы до миллиона рублей кажется избыточным. Однако нужно чётко понимать, что конкуренция растёт. Скоро «против вас» будут играть слаженные команды, которые будут гораздо более эффективны, чем вы. Успейте подготовиться к этому сражению!
Ефим Алдухов,
CEO goOMNI и OMNI Solutions.
Для New Retail
Как стать менеджером по работе с маркетплейсами? Что нужно знать и уметь?
Если ваша компания планирует торговать на маркетплейсах, вам не обойтись без новой должности – менеджера по работе с маркетплейсами.
Скажем сразу: эта профессия относительно новая, во всяком случае, три или четыре года назад количество таких специалистов в России исчислялось единицами. Сегодня, с развитием сектора e-commerce и активным ростом продаж именно через маркетплейсы ее востребованность увеличивается в разы, при этом растут и требования.
Содержание статьи:
Менеджер по маркетплейсам: кто это и чем занимается
Раньше в структуре отдела продаж выделялись менеджеры по работе с розничными и оптовыми клиентами. Каждый из них имел свою сферу, и они практически не пересекались между собой. Со временем, когда стала развиваться онлайн-торговля, выделился еще один менеджер, который стал обслуживать сектор продаж через сайт.
Если компания выходит на торговлю через маркетплейс, то ей не обойтись без специалиста, который будет решать вопросы, связанные с этим каналом продаж. Ведь работа на маркетплейсах предлагает множество различных коммуникаций с:
Словом, менеджер по работе с маркетплейсами отвечает за объем продаж через этот канал продвижения – именно этот показатель в денежном или количественном выражении является критерием оценки его эффективности, от этого зависит его зарплата.
Как стать менеджером маркетплейса?
К сожалению, сегодня российские университеты не готовят специалистов по этим специальностям. Да и преподавателей, которые могли бы подготовить соответствующих менеджеров, в структуре высшего образования просто нет.
Поэтому большинство менеджеров по работе с маркетплейсами учатся в процессе работы. Большое значение имеет наличие опытного наставника: в период выполнения рутинной работы (а ее при выходе и постоянном присутствии на виртуальной торговой площадке всегда много) обучение в процессе работы может стать источником существенного прогресса и роста как специалиста.
Что должен уметь менеджер маркетплейса?
Среди тех знаний и умений, которые должен продемонстрировать потенциальный кандидат на позицию менеджера по работе с маркетплейсами, значатся:
А еще этот специалист подбирает лучшие условия для продвижения товаров в рамках уже работающей виртуальной торговой площадки. Кроме того, он подготавливает список тех маркетплейсов, к которым следует присоединиться, исходя из стратегии развития компании.
Персональные качества
Кроме обычных для современных успешных сотрудников стрессоустойчивости и способности к командной работе, менеджер по работе с маркетплейсами должен обладать следующим набором личных качеств:
Из специальных навыков может понадобиться умение работать в CRM-системе, однако при склонности к обучению такой специалист может научиться этому буквально за месяц.
Еще одним важным критерием для того, чтобы стать профессиональным менеджером по работе с маркетплейсами, является наличие стратегического мышления. Этот специалист – всегда хороший стратег, продумывающий ситуацию на несколько шагов вперед и понимающий, какие последствия влечет за собой то или иное решение.
Одним из плюсов должности менеджера по работе с маркетплейсами можно назвать возможность удаленной работы вне офиса, например, из дома. Для многих отсутствие привязки к офису важно, а потому является дополнительным стимулом для того, чтобы обратить внимание на эту специальность.
На какую зарплату может рассчитывать?
Специалист, который занимается работой на маркетплейсах, в зависимости от уровня своей компетенции, опыта работы и соответствия личных качеств вышеперечисленным требованиям, может рассчитывать на зарплату от 40 тысяч до 70 тысяч рублей. В принципе, если все задачи, которые ставятся перед этим специалистом, выполняются в полном объеме (особенно, если он знает, как выйти в ТОП на маркетплейсе, и в состоянии это сделать), он может рассчитывать и на более высокое вознаграждение. В этом случае оно будет формироваться как процент от выручки, полученной через продажи этого канала.
Изучив все аспекты работы менеджера по работе с маркетплейсами, можно прийти к выводу, что эта профессия сегодня дефицитная, хорошо оплачиваемая и интересная, достойна того, чтобы обратить на нее внимание. А дефицит грамотных и квалифицированных кадров в этой сфере делает этих специалистов востребованными, особенно в рамках крупных и активно развивающихся компаний.
Академия E.COM проводит обучающие курсы для подготовки менеджеров маркетплейсов и повышения квалификации e-commerce специалистов. На курсах мы научим продавать на основных маркетплейсах страны и поможем освоить инструменты для продвинутой работы с маркетплейсами.
Хотите узнать, как продвигать именно ваш товар? Какие комиссии будет запрашивать маркетплейс и какую выбрать оптимальную стоимость для выхода на маркетплейс?
Обращайтесь к нам: +7 (495) 177-8-495 (Москва), +7 (843) 280-00-07 (Казань). А еще мы готовы разработать персональную стратегию продвижения вашего товара за бесплатно, просто заполните бриф!
Подписывайтесь на наш Инстаграм-канал с ежедневными новостями!
«Ассистент маркетплейсов»: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой ассистент маркетплейсов?
Ассистент маркетплейсов — это специалист, который организует и курирует весь процесс продаж товаров или услуг через маркетплейсы. Он знает, как правильно выбрать подходящую платформу с учётом особенностей бизнеса. Он умеет грамотно представить товар и привлечь трафик. От эффективности работы специалиста зависит, будут ли продажи через маркетплейс успешными или товары затеряются среди сотен других предложений.
Что делают ассистенты маркетплейсов и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь ассистент маркетплейсов?
Требования к ассистентам маркетплейсов:
Востребованность и зарплаты ассистентов маркетплейсов
На сайте поиска работы в данный момент открыто 3 278 вакансий, с каждым месяцем спрос на ассистентов маркетплейсов растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой ассистента маркетплейсов по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать ассистентом маркетплейсов и где учиться?
Варианты обучения для ассистента маркетплейсов с нуля:
Ниже сделали обзор 14 лучших онлайн-курсов.
14 лучших курсов для обучения ассистента маркетплейсов: подробный обзор
1 место. Курс «Основы работы с маркетплейсами» — Skillbox
Маркетплейсы — это торговые онлайн-площадки. Любой локальный производитель и крупный бренд может разместить здесь свой товар и сразу же выйти на миллионную аудиторию.
Работа с маркетплейсами — востребованный навык, который пригодится предпринимателям и всем, кто хочет начать карьеру в e-commerce.
Кому подойдёт этот курс:
Чему вы научитесь:
Содержание курса:
Вас ждут вебинары и практика на основе реальных кейсов.
12 тематических модулей, 77 онлайн-уроков
2 место. Курс «Продвижение на маркетплейсах» — Нетология
Вы освоите инструменты для продвинутой работы с маркетплейсами: от анализа конкурентов и выбора площадок до стратегии продвижения и создания карточек товаров.
Кому подойдёт курс:
Чему научитесь:
У курса есть 2 варианта программы для разных уровней:
Для начинающих менеджеров по маркетплейсам.
Для тех, кто уже работает с маркетплейсами и хочет увеличить продажи
3 место.Курс «Менеджер по работе с маркетплейсами» — Университет Синергия
В рамках курса вы научитесь:
Программа:
Модуль 1. Обзор маркетплейсов и критерии выбора площадки
Модуль 3. Wildberries
Модуль 4. Яндекс.Маркет
Модуль 5. Aliexpress.
Курс «Профессия: Менеджер маркетплейсов» — BUYLIKE
Курс рассчитан на 2 месяца.
Результаты по окончанию обучения:
Курс «Ритейл-менеджер» — RedRadiance
Чему вы научитесь:
Программа курса
Модуль 1. «Онлайн-ритейл и маркетплейсы: основные тренды, возможности и перспективы развития»
Модуль 2. «Формирование практических навыков в области онлайн-ритейла»
Модуль 3. «Использование инструментов цифрового маркетинга и маркетплейсов для стимуляции онлайн-продаж»