Менеджер по работе с маркетплейсами с чего начать
Очень востребованы: кто такие маркетплейс-менеджеры и как освоить эту профессию
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Маркетплейс-менеджер — сотрудник, который координирует работу магазина и отвечает за его продвижение на онлайн-площадке.
Профессия появилась на российском рынке совсем недавно. В 2018 году на hh.ru было размещено всего 12 вакансий для маркетплейс-менеджеров. В 2020 году их количество составило 1744 штуки. За неполный 2021 год таких вакансий опубликовано на 40% больше, чем за весь 2020-й, — 2444.
Число вакансий для маркетплейс-менеджеров, размещенных на hh.ru с 2018 по июль 2021 года.
Задачи маркетплейс-менеджера*:
Сколько получает менеджер маркетплейсов?
По данным hh.ru, медианная зарплата менеджера маркетплейса в России составляет 60 000 рублей. При этом, если вы решите работать из дома, она снизится до 45 000 рублей.
«В зависимости от опытности и загрузки маркетплейс-менеджер может вести до 3–5 продавцов одновременно. При условии, что оборот магазинов и количество товаров небольшие. В таком случае заработок специалиста может быть в районе от 60 до 100 тысяч рублей, — делится Татьяна Кожухарь, предприниматель, эксперт по маркетплейсам и основатель курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего».
Татьяна Кожухарь, предприниматель и основатель курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего». Фотограф Сергей Близняков.
Есть крупные продавцы, у которых работает по несколько менеджеров. Объем задач у таких работодателей велик. Это тот случай, когда сложно вести параллельно хотя бы еще 1 проект. Часто это крупные компании со своим офисом, где маркетплейс-менеджер будет работать в штате. Но и заработок для компетентного, успешного специалиста здесь будет выше: от 50 до 150 тысяч рублей.
Существует и третий вариант. Он подходит тем, у кого нет времени. Можно найти продавца, работа с которым займет всего 1–2 часа в день. Доход в таком случае будет от 20 тысяч рублей».
Зарплата может варьироваться и от формата работы. На рынке требуются и удаленные сотрудники, и те, кто может работать в офисе и на складе. Некоторые продавцы нанимают несколько удаленных менеджеров и одного главного специалиста в офис. В его зону ответственности будет входить контроль поставок и руководство удаленной командой.
Минус удаленного формата — оплата труда может быть ниже. Но это дает возможность работать из дома.
Фотограф Сергей Близняков. Шпынева Мария, маркетплейс-менеджер
Как стать маркетплейс-менеджером?
Кандидаты с опытом работы в ретейле и знанием, как продвигать продукт на маркетплейсах, могут сразу же откликнуться на вакансии. Но тем, кто никогда не сталкивался с подобной деятельностью или хочет дополнить свои знания актуальной информацией, стоит пройти обучение.
Стрижень Антон, эксперт по работе с маркетплейсом Wildberries и наставник онлайн-курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего», рассказывает об учебной программе: «На нашем курсе вы узнаете, как настраивать личный кабинет, какую модель работы с площадкой выбирать, какие бесплатные инструменты существуют для продвижения и как ими пользоваться. Мы разбираем сложные вопросы документации и работы с российскими и китайскими продавцами, делимся тем, с какими товарами лучше не конкурировать, и другими тонкостями работы с площадкой Wildberriеs.
Можно узнать все это самостоятельно, но на это уйдет много времени, а здесь мы всего за месяц делимся опытом, накопленным годами».
Фотограф Сергей Близняков. Шпынева Мария, маркетплейс-менеджер
Если вам интересно узнать о профессии еще больше, подписывайтесь на Telegram-канал эксперта по маркетплейсам Татьяны Кожухарь. Вас ждут секреты успешных маркетплейс-менеджеров, полезные профессиональные советы и многое другое.
При подписке вы получите бонус-материалы:
— Гайд: «Toп-5 востребованных профессий на маркетплейсах»
— Онлайн-брошюру: «Toп-10 товаров, легких для старта на маркетплейсах, в цифрах и примерах, 2021»
*По данным организаторов онлайн-курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего». Список задач может варьироваться в зависимости от потребностей компании и количества сотрудников.
Как стать менеджером по работе с маркетплейсами? Что нужно знать и уметь?
Если ваша компания планирует торговать на маркетплейсах, вам не обойтись без новой должности – менеджера по работе с маркетплейсами.
Скажем сразу: эта профессия относительно новая, во всяком случае, три или четыре года назад количество таких специалистов в России исчислялось единицами. Сегодня, с развитием сектора e-commerce и активным ростом продаж именно через маркетплейсы ее востребованность увеличивается в разы, при этом растут и требования.
Содержание статьи:
Менеджер по маркетплейсам: кто это и чем занимается
Раньше в структуре отдела продаж выделялись менеджеры по работе с розничными и оптовыми клиентами. Каждый из них имел свою сферу, и они практически не пересекались между собой. Со временем, когда стала развиваться онлайн-торговля, выделился еще один менеджер, который стал обслуживать сектор продаж через сайт.
Если компания выходит на торговлю через маркетплейс, то ей не обойтись без специалиста, который будет решать вопросы, связанные с этим каналом продаж. Ведь работа на маркетплейсах предлагает множество различных коммуникаций с:
Словом, менеджер по работе с маркетплейсами отвечает за объем продаж через этот канал продвижения – именно этот показатель в денежном или количественном выражении является критерием оценки его эффективности, от этого зависит его зарплата.
Как стать менеджером маркетплейса?
К сожалению, сегодня российские университеты не готовят специалистов по этим специальностям. Да и преподавателей, которые могли бы подготовить соответствующих менеджеров, в структуре высшего образования просто нет.
Поэтому большинство менеджеров по работе с маркетплейсами учатся в процессе работы. Большое значение имеет наличие опытного наставника: в период выполнения рутинной работы (а ее при выходе и постоянном присутствии на виртуальной торговой площадке всегда много) обучение в процессе работы может стать источником существенного прогресса и роста как специалиста.
Что должен уметь менеджер маркетплейса?
Среди тех знаний и умений, которые должен продемонстрировать потенциальный кандидат на позицию менеджера по работе с маркетплейсами, значатся:
А еще этот специалист подбирает лучшие условия для продвижения товаров в рамках уже работающей виртуальной торговой площадки. Кроме того, он подготавливает список тех маркетплейсов, к которым следует присоединиться, исходя из стратегии развития компании.
Персональные качества
Кроме обычных для современных успешных сотрудников стрессоустойчивости и способности к командной работе, менеджер по работе с маркетплейсами должен обладать следующим набором личных качеств:
Из специальных навыков может понадобиться умение работать в CRM-системе, однако при склонности к обучению такой специалист может научиться этому буквально за месяц.
Еще одним важным критерием для того, чтобы стать профессиональным менеджером по работе с маркетплейсами, является наличие стратегического мышления. Этот специалист – всегда хороший стратег, продумывающий ситуацию на несколько шагов вперед и понимающий, какие последствия влечет за собой то или иное решение.
Одним из плюсов должности менеджера по работе с маркетплейсами можно назвать возможность удаленной работы вне офиса, например, из дома. Для многих отсутствие привязки к офису важно, а потому является дополнительным стимулом для того, чтобы обратить внимание на эту специальность.
На какую зарплату может рассчитывать?
Специалист, который занимается работой на маркетплейсах, в зависимости от уровня своей компетенции, опыта работы и соответствия личных качеств вышеперечисленным требованиям, может рассчитывать на зарплату от 40 тысяч до 70 тысяч рублей. В принципе, если все задачи, которые ставятся перед этим специалистом, выполняются в полном объеме (особенно, если он знает, как выйти в ТОП на маркетплейсе, и в состоянии это сделать), он может рассчитывать и на более высокое вознаграждение. В этом случае оно будет формироваться как процент от выручки, полученной через продажи этого канала.
Изучив все аспекты работы менеджера по работе с маркетплейсами, можно прийти к выводу, что эта профессия сегодня дефицитная, хорошо оплачиваемая и интересная, достойна того, чтобы обратить на нее внимание. А дефицит грамотных и квалифицированных кадров в этой сфере делает этих специалистов востребованными, особенно в рамках крупных и активно развивающихся компаний.
Академия E.COM проводит обучающие курсы для подготовки менеджеров маркетплейсов и повышения квалификации e-commerce специалистов. На курсах мы научим продавать на основных маркетплейсах страны и поможем освоить инструменты для продвинутой работы с маркетплейсами.
Хотите узнать, как продвигать именно ваш товар? Какие комиссии будет запрашивать маркетплейс и какую выбрать оптимальную стоимость для выхода на маркетплейс?
Обращайтесь к нам: +7 (495) 177-8-495 (Москва), +7 (843) 280-00-07 (Казань). А еще мы готовы разработать персональную стратегию продвижения вашего товара за бесплатно, просто заполните бриф!
Подписывайтесь на наш Инстаграм-канал с ежедневными новостями!
Как работать с маркетплейсами. Пошаговая инструкция
Как компании выйти на маркетплейс, с какой площадкой сотрудничать, где искать информацию о конкурентах и почему завтра уже может быть поздно? Рассказывают действующие предприниматели, резиденты бизнес-клуба «Атланты».
Доля продаж на маркетплейсах в компании Вячеслава Фомичёва по производству и продаже одежды для беременных «I LOVE MUM», составляет 60%. Ряд компаний строят бизнес исключительно на продажах на маркетплейсах. Почему вы до сих пор не там?
Вячеслав рассказывает пошаговый план, с чего начать и куда двигаться, чтобы продавать больше и эффективнее.
· уникальный или конкурентный продукт;
· знание технологии продаж на маркетплейсах;
Если напротив всех трёх пунктов стоит плюс, для старта потребуется от миллиона рублей до бесконечности, зависит от амбиций.
Тут зависит от того, что и кому вы собираетесь продавать.
Если мы говорим про международные продажи то это:
· Amazon.com – самый большой в мире маркетплейс, законодатель моды среди всех маркетплейсов, но чтобы на нём работать потребуется регистрировать юридическое лицо в США.
· Ebay.com – европейское AVITO, почти умирающее. Хотя у компании есть отдельный офис, который продавцами из России, площадка всё равно остаётся очень сложной для работы: кривой и неудобной.
· Tmall.ru – попытка Aliexpress зайти в Россию, но на данной момент очень слабая: покупателей нет, но есть офис и возможность размещать свои товары у соотечественников существует.
Если мы целимся на рынок Российской Федерации, то присмотреться стоит к следующим площадкам:
Wildberries.ru – самый крупный маркетплейс в стране с самой продуманной логистической структурой. Наверное, именно он даст большую часть продаж, но будьте готовы к жёсткой конкуренции;
OZON.RU – эти ребята ещё недавно еле дышали, но после IPO видно, что у них в планах побороться за рынок. Сейчас они вторые в стране, хотя намного слабее Wildberries.ru. Они более внимательно относятся к брендам и наличию сертификатов, имеют хорошую клиентскую службу;
GOODS.RU и Яндекс.Маркет – аутсайдеры, но упомянуть стоит. Первые специализируются на электронике, вторые хорошо работают, если у вас есть собственный интернет-магазин.
Для работы потребуется, во-первых, отдельный менеджер по работе с маркетплейсами. Это тот человек, который будет заниматься контролем продаж, считать остатки и продумывать ценообразование.
Во-вторых, не обойтись без маркетолога, отвечающего за контент, фото и видео, инфографику, SEO-продвижение, работу с негативными отзывами покупателей.
Если у компании небольшой объём SKU, и он относительно постоянный, в штате достаточно только менеджера, функцию маркетолога можно отдать или удаленному специалисту, или профильным компаниям на аутсорс.
В работе склада, если он есть, практически никаких перемен не нужно. Если собственной площадки нет, всегда можно обратиться к специализированным компаниям, которые занимаются хранением, маркировкой и транспортировкой товара.
1. Узнать технологии продвижения на маркетплейсах:
а. изучить материал, представленный самим маркетплейсом;
б. подключится к сообществам поставщиков в Telegram;
2. Подключится к сервисам, которые собирают статистику продаж на маркетплейсах. Сейчас хорошо работает парсинг только WB.RU и такой же сервис есть у Amazon.com. Это, пожалуй, самое важное для анализа рынка: цены, объёмы продаж, плотность конкурентов по продукту;
3. Заключить договор с маркетплейсом;
4. Настроить аналитику собственных продаж. Как правило, информация в личных кабинетах на маркетплейсах очень скудная и не позволяет нормально управлять товаром. В качестве альтернативы есть много сервисов, которые по API позволяют контролировать работу с маркетплейсам;
5. Очень важно перед первой поставкой создать правильный контент, покупатель любит красивую картинку, видео, инфографику, подробное описание товара;
6.Начинаем управлять продажами, запасами и ценообразованием.
Моему бизнесу по производству одежды 12 лет, у меня более 200 оптовых клиентов, мы продаем оптом в страны СНГ и Восточную Европу, у нас собственный интернет-магазин и сеть розничных точек. В последние два года отчётливо прослеживается тенденция перетекания розничных покупателей из оффлайн ритейла в онлайн и, конечно, ключевую роль в этом играют маркетплейсы.
Покупатель выигрывает, получая бесконечную полку с товарами в совокупности с удобным сервисом и быстрой доставкой. Будущее, безусловно, за маркетплейсами и, если ваш клиент – розничный покупатель, вполне возможно, что именно сейчас, если вы не работаете с маркетплейсом, вы теряете рынок, уступая его конкурентам.
Впрочем, далеко не всем везёт наладить продажи через маркетплейс. Многое зависит от категории товаров.
Мы занимаемся продажей умных спортивных устройств, в том числе электронных часов и навигаторов, по всей России. У нас есть как позитивный, так и негативный опыт работы с маркетплейсами.
Что касается негатива. Однажды при размещении карточки нашего товара менеджер маркетплейса допустил ошибку в описании. В результате клиент купил навигатор, технические характеристики которого отличались от заявленных. Разумеется, он захотел вернуть устройство, а маркетплейс в свою очередь выслал товар нам, ссылаясь на то, что в договоре есть пункт, который позволяет это делать без объяснения причин. Мы же не могли понять, почему должны принимать назад бывшее в употреблении устройство, которое не подошло клиенту по вине маркетплейса – ведь это их сотрудник дезинформировал покупателя.
Такая вот путаница, которая отбила желание сотрудничать. Мы поняли, что маркетплейс не несёт никакой солидарной ответственности, а просто гонит трафик.
Опять же для большинства дистрибьюторов те комиссии, которые назначают маркетплейсы, – а это порядка 10-15% – непосильны.
Если же речь про продажи собственных товаров, пробовать можно, но многое зависит от того, что именно вы выпускаете. У нас был опыт создания своего бренда – мы разработали собственные спортивные часы и браслеты. Маржинальность уже была совсем другой, и мы рискнули снова. В этот раз столкнулись с другой проблемой: оказалось, что сложная электроника – в принципе не тот товар, который люди готовы активно покупать на маркетплейсах. Товар мог лежать неделями, мы оплачивали место на полке склада маркетплейса, но ничего не зарабатывали.
На данный момент с подобными площадками мы не сотрудничаем.
Продажи в интернете, – безусловно, часть современной реальности. Дальнейший путь – размещать товары исключительно на собственном сайте или пользоваться маркетплейсами, – каждый выбирает сам. Какая стратегия ближе лично вам?
Вся правда о профессии эксперт по маркетплейсам и стоит ли туда соваться?
Все началось с того, что перед очередным локдауном я попала под сокращение на работе. Боялась этого с самого начала пандемии и вот оно случилось, что в принципе было ожидаемо. Давно задумывалась об удаленной работе, но выбора было слишком много. Каждый второй штампует свои курсы по веб дизайну, копирайтингу, сторисмейкингу… И не факт, что в них есть полезная информация. Начало складываться ощущение, что все ринулись в эти профессии. Как итог думаешь: «А кому я сейчас нужна?»
Путем каждодневного копания в интернете, наткнулась на неизвестную профессию: «Эксперт по маркетплейсам». Кто бы вообще знал, что такие существуют, всегда думала, что продавцы делают все самостоятельно. Начала изучать, что делает такой специалист, оказалось, что задач у него дофига и больше и просто почитать в гугле и пойти работать не вариант. Как итог: нужно обучение.
Вы вообще видели цены на такие обучения…? За такую цену я должна быть 100% уверенна, что мне дадут всю нужную информацию РЕАЛЬНО профессионалы, а не те, кто месяц продавал на WB и именуют себя экспертами. Заходишь на страницу к одному эксперту и видишь: «Мы выведем тебя на доход от 100 000 за 3 недели». Чего? Это же реально целая профессия, с кучей инфы, в которой надо разобраться и отработать на практике. Какие 100 000 за 3 недели?
Короче, купила я обучение на свой страх и риск там, где как мне показалось не пускают пыль в глаза, а обещают вполне себе земные результаты. (Курс проходила у Александра Фадина, если кому интересно, вбейте в гугле). На данном этапе я на 2-ом месяце обучения и что я могу сказать:
Я не думала, что эксперту нужно знать настолько много информации. Реально много того, что тебе нужно запомнить и в чем разобраться. Слава богу это все подается без лишней воды, а по делу. Следующее, что хотела бы отметить, это то, что непростая это профессия. Если вы думаете, что будете без усилий работать по 2-3 часа и получать 100 000, то вам не сюда. Придется реально думать и пахать, начиная с обучения.
Что касается сложности, то бывают моменты, где информация сложная для восприятия. У нас есть общий чат в телеграмм, где с нами на связи эксперт, а не просто какой-то куратор, который едва разбирается в теме. Она действующий эксперт и насколько я помню, она запустила около 100 магазинов на маркетлейсах. Из-за этого чувствую себя уверенно, что если буду тупить, то мне объяснят.
В тестовом режиме начала работать. Прикреплю свой результат за 2 недели с 19.11, если кому будет полезно. (Это результат клиента, с 0 находила товар и запускала)
Товар дорогой, средний чек – 9000р. Оборот на 4 млн – 517 продаж.
Еще чему я удивилась. Нас учили запускать рекламу, не думала, что нам вообще это нужно, но оказалось, это важня часть. У меня дела тут идут хорошо, раньше с рекламой не сталкивалась вообще. Как пример – потратила 1062 р. 4 человека оформили заказ, со средним чеком 9000. Короче, горжусь собой, что благодаря 1062 рублям я сделала 36 000.
В целом я уже вижу у себя результат и готова пахать дальше. Очень мотивируют первые результаты, после которых уже не хочешь останавливаться.
Скажу как итог: легких денет тут НЕТ. Это полноценная профессия и все месяцы обучения нужно быть вовлеченным на 100%. Иначе деньги на ветер. Не нарваться на инфоцыган, которые обещают золотые горы, а по итогу базовая инфа из гугла – это сложно. Тут Александру отдельный респект. Были вопросы, ответы на которые я хотела услышать именно от него. Писала прям в личку, все объяснил подробно. Обычно везде отвечают менеджеры или кураторы. Это вызывает доверие. Для подтверждения оставлю тут инсту, думаю, до этого отзывы о Александре Фадине я не видела тут, но думаю он не будет против.
Менеджер маркетплейсов. Что входит в обязанности и где обучиться этой профессии?
Рынок маркетплейсов в России стремительно идет вверх. Согласно исследованию агентства Data Insight за 2020 год, оборот крупных маркетплейсов увеличился на 108% и составил 721 миллиард рублей, а общее количество заказов выросло до 405 миллионов.
В связи с развитием рынка маркетплейсов, вырастает спрос на специалистов этой сферы.
Одной из самых популярных вакансий в сфере маркетплейсов стала профессия «менеджер маркетплейсов».
Эта профессия относительно новая. Стремительно набирать популярность она стала только в 2021 году.
Менеджер маркетплейсов — это специалист, который организует и сопровождает процессы продаж на маркетплейсах.
Менеджер маркетплейсов может быть специалистом как одной площадки, так и нескольких. Все зависит от опыта и готовности работать.
Список обязанностей собрал с сайтов вакансий. Обязанности определяет сам работодатель. Они могут распределяться как на одного специалиста, так и на нескольких.
Тут также все зависит от опыта, качества работы специалиста и списка обязанностей.Промониторив сайты вакансий можно понять что средняя зарплата по рынку примерно 50 000 — 70 000 р. Многие работодатели работают на условиях оклад + %. Со своими менеджерами я работаю также. Если план продаж выполнен, то процент рассчитывается от его суммы.
Зарплата также зависит от уровня компании. Если это крупный игрок в своей нише, то и зарплата и будет выше.
Если вы уже работаете менеджером или являетесь поставщиком, то оптимизируйте свою работу с помощью таблиц для маркетплейсов.Таблицы помогут вам значительно сократить время работы в ЛК при поставках.
Таблица для ценообразования.
Таблица для заполнения спецификации.
Так как спрос на профессию растет, то и предложений становится больше. Обучиться профессии «менеджер маркетплейсов» можно онлайн. Однако здесь, как и любые другие курсы, нужно выбирать тщательно.
Менеджер маркептлейсов — относительно новая профессия, которая уже набрала обороты на рынке труда. Заработок в этой профессии зависит как от опыта, так и навыков самого менеджера. Обучиться профессии можно на онлайн-курсах за 2-3 месяца.