В колледж можно поступить после 9 или 11 класса, окончания ссуза или вуза. Подготовка PR-менеджеров ведется в Первом московском образовательном комплексе, колледже «Подмосковье», колледже Российского нового университета, Петровском колледже, Рыбинском полиграфическом колледже и многих других ссузах во всех регионах.
Направление подготовки
Квалификация
Код
Срок обучения
Специалист по рекламе
9 классов: 3 года 10 месяцев
11 классов: 2 года 10 месяцев
Курсы
Стать PR-менеджером с нуля можно после прохождения подготовки на курсах. На курсы можно поступить на базе любого образования, срок обучения редко превышает 12 месяцев.
Образовательное заведение
Город, форма обучения
Курс
Любой город, дистанционно
В онлайн-университете открыт курс «Профессия PR-менеджер», состоящий из 244 дистанционных уроков и 49 модулей. В программе – создание сильных текстов, продвижение в социальных сетях, антикризисный PR, организация мероприятий и другие темы. Выпускники программы получают диплом Skillbox, конкурентоспособное портфолио и помощь в трудоустройстве. Доступ к материалам курса сохраняется навсегда. Оплата вносится после обучения, в программу включено много практики.
Для новичков, которые хотят познакомиться с профессией поближе, онлайн-университет предлагает бесплатный курс «19 лекций по PR».
Курс «PR в digital с нуля до middle», реализуемый совместно с агентством Nectarin, ориентирован на новичков в сфере рекламы и связей с общественностью. В программу включены 127 часов практики и 124 – теории. Слушатели научатся управлять репутацией, работать с негативом, создавать вовлекающий контент, взаимодействовать с медиа, составлять стратегии и оценивать их эффективность. Длительность курса – 9 месяцев, занятия проходят в формате практикумов, вебинаров, воркшопов и видеолекций. Каждый выпускник получает диплом о профессиональной переподготовке. Действует бесплатная программа трудоустройства.
Вступительные испытания
Правила приема в вузы и колледжи различаются, но абитуриентам ни высших, ни средних профессиональных учебных заведений не нужно сдавать дополнительные вступительное испытание.
Характер вступительных испытаний определяет уровень базового образования абитуриента:
Абитуриент может подавать документы в 5 вузов (до 10 направлений в каждом).
Направление подготовки
Предметы ЕГЭ (на выбор вуза)
«Реклама и связи с общественностью»
Русский язык (обязательный)
Чаще всего в правилах приема вузов для поступления на PR-менеджера указан набор из трех предметов ЕГЭ (в порядке приоритетности):
Ссузы
Поступая в колледж, абитуриенту нужно пройти конкурс аттестатов: вычисляется средний балл на основе всех оценок, полученных в 9 классе. На средний балл косвенное влияние оказывают результаты основного государственного экзамена: если по итогам обучения в 9 классе школьник получил четверку, например, по истории, а на испытании пятерку, то в аттестат пойдет лучшая отметка (происходит округление в сторону увеличения).
Курсы
При поступлении на курсы не нужно сдавать экзамены и проходить другие формы испытаний.
В заключение
Профессию PR-менеджера можно получить после обучения в колледже, вузе или на курсах. При поступлении в колледж придется пройти конкурс аттестатов, в вуз сдать ЕГЭ или внутренние испытания (после ссуза или с первым высшим образованием). Стандартный набор предметов для поступления на направление «Реклама и связи с общественностью», выпускники которого чаще всего становятся PR-менеджерами: русский, обществознание, иностранный язык или история. Прием на курсы ведется без вступительных испытаний.
Что нужно сдавать для поступления на «Менеджмент»?
Менеджмент включает в себя целый пласт специальностей, профессиональных навыков и задач. Менеджер в общем смысле — это организатор и управленец, а в частном — специалист в отдельно взятой индустрии (от экономики и промышленности до туризма и event-мероприятий). Поэтому требования к поступлению на менеджмент различаются.
На менеджера можно учиться в колледже (среднем специальном учебном заведении), вузе и даже на специальных курсах. Требования к будущим студентам различаются: одним нужно сдавать ОГЭ, другим — государственные экзамены в 11 классе, третьим — не требуется никаких экзаменов.
Что сдавать при поступлении после 9 класса?
Специальность менеджера вы можете получить даже в колледже. Более того: многие отличные управленцы не получали высшего образования, а о дипломе задумались только из-за требований руководства. Если вы уже определились с профессией, отправьтесь в колледж после девятого класса. Для этого достаточно сдать ОГЭ по выбранным предметам.
В 9 классе вам придется сдавать четыре экзамена. Два из них — обязательные. Их нельзя изменить вне зависимости от того, куда вы собираетесь на следующий год — в десятый класс школы или колледж. Это русский язык и математика.
Два дополнительных предмета можно выбрать. Как правило, колледжи не предъявляют особых требований к предметам: менеджером можно стать, даже если вы решили сдать физику и химию. Однако чаще всего выбирают обществознание и историю. Можно отойти от этой практики и подготовится к сдаче экзамена по английскому языку: это повысит шансы.
В целом, при выборе предметов нужно ориентироваться на требования колледжа, если они есть. Зайдите в заведение, позвоните или загляните на сайт: там должна быть информация.
Чем выше будут результаты ОГЭ, тем больше шансов на успешное поступление вы получите. Конкурс в колледжи традиционно невысокий, но готовиться все-таки нужно, в противном случае вы не поступите в престижное заведение.
Что сдают при поступлении в вуз?
Чтобы учиться на менеджера в вузе, вам придется сдать Единый государственный экзамен или внутреннее тестирование. Все зависит от того, когда, при каких обстоятельствах и в какой вуз вы поступаете:
ЕГЭ сдают все школьники и часть других абитуриентов. Не все вузы готовы проводить внутренние экзамены для большого количества поступающих. Например, ИМЭС проводит внутренние экзамены для выпускников колледжей и абитуриентов, ранее уже получивших первое высшее образование.
Какие именно предметы нужно сдавать?
Направления подготовки и программы по профессии менеджера различаются довольно сильно. В одних случаях требуются хорошее знание социологии, психологии людей, сильные организаторские способности, в других — знание специфики отрасли, отличный английский и другие навыки.
Стандартный набор предметов, которые требуются для поступления:
Обществознание сдают и выпускники 9 класса школ, и абитуриенты вузов. Его стоит в любом случае включить в список сдаваемых экзаменов в ближайшем будущем, вне зависимости от вуза, в который планируете поступать. Благо, обществознание — не очень сложный предмет, и подготовиться к его сдаче можно достаточно быстро. Как показывает практика, даже слабые учащиеся могут набрать проходной балл в вуз по этому предмету.
Большее внимание при подготовке стоит уделить математике и русскому языку. В вузах (например, в ИМЭС) учитывают баллы отдельно по каждому предмету. Они могут быть не очень высокими, если это коммерческий вуз, но их нужно набрать. Менеджер обязан быть грамотным и иметь математические знания.
Есть ли дополнительные предметы, которым стоит уделить внимание?
Да, есть. В каждом вузе есть собственные требования к экзаменам. Вместо обществознания в заведении могут принимать результаты по:
Если есть возможность, присмотритесь к английскому языку и сдайте экзамен по нему в рамках ЕГЭ. Это даст возможность поступить на престижное направление и получить прибыльную и перспективную профессию. Английский можно сдавать наряду с обществознанием: вам не придется ограничивать себя в количестве экзаменов.
Как набрать нужное количество баллов?
Чтобы увеличить шансы на успех при поступлении на менеджера, вам нужно сдать экзамены на максимальное количество баллов. Обратите внимание на следующие детали:
В государственных вузах участие в олимпиадах и отличные результаты по ним дают дополнительные баллы или возможность поступить без конкурса. В ИМЭС, как в коммерческом учебном заведении, с помощью таких льгот вы сможете сократить стоимость обучения. Поэтому не теряйте времени даром и начинайте готовиться заранее.
Профессия менеджер: обзор курсов менеджмента и управления в Москве и Санкт-Петербурге
Многие выпускники школ интересуются: менеджмент – что это за профессия, и кем работать тому, кто ее получил? Причина такого интереса вполне понятна – менеджмент – сфера многогранная, а ее представители трудятся в самых разных сферах и выполняют сильно различающиеся обязанности.
Кто такой менеджер: что нужно знать о профессии?
Менеджер – это специалист, выполняющий руководящие, распорядительные или организационные функции в каком-либо направлении деятельности. Это направление может быть абсолютно любым, что обусловливает деление профессии на множество разновидностей, среди которых:
Помимо этих направлений существуют и другие: банкетный, ивент, СМК (по качеству), музыкальный, проектный, международный менеджер, менеджер по обучению, по рекламе. И это – лишь малая часть направлений менеджмента. Согласно общероссийскому классификатору у каждой разновидности специальности – свой код профессии.
Менеджмент существует на протяжении всей истории человечества и зародился, когда в первобытных племенах начали появляться первые неколлективные органы управления. Однако черты, приближенные к современным, он обрел только в XIX веке, с окончательным становлением капиталистических отношений в европейских странах. Именно тогда промышленники и другие предприниматели стали нанимать распорядителей и управляющих, которые выполняли поручения хозяина предприятия и руководили работниками.
Свое название профессия получила в начале ХIХ века в США. Слово «management» в переводе с английского означает «управление». Тогда же зародились и основные принципы менеджмента. Их впервые вывел американский инженер Фредерик Тейлор. Он проводил наблюдения за работой государственных судостроительных и оружейных предприятий, в ходе которых пришел к выводу, что организацией должен управлять не собственник, а специально нанятый для этого человек, обладающий необходимыми знаниями. Первоначально мысли Тейлора подверглись жесткой критике. С одной стороны, предприниматели того времени не хотели передавать другим людям управление своими предприятиями, опасаясь, что это повлечет негативные последствия, потерю прибыли, снижение продуктивности производства. С другой, против высказались американские профсоюзы. Это было вызвано тем, что рабочие полагали, что наемные управленцы будут к ним несправедливо относиться. Кроме того, Тейлор придерживался принципа, согласно которому незаменимого работника нет – любого можно уволить, заменив его другим человеком. Это тоже вызвало серьезное недовольство рабочих. Более того, профсоюзы добились принятия конгрессом закона, согласно которому идеи тейлора никогда не будут применятся на практике.
Однако эксперимент по внедрению методик Тейлора на нескольких государственных предприятиях США показал их крайне высокую эффективность. Закон о неприменении тейлоровской методики отменили. Ее постепенно стал внедрять частный бизнес. Менеджмент начали изучать как науку в ведущих учебных заведениях Америки. В Европу же он пришел в ХХ веке, после Второй мировой войны. Принесли его в Старый свет американские инвесторы, которые помогали восстанавливать разрушенную в ходе военных действий экономику. В нашей стране профессия появилась только в начале 90-х годов ХХ века, когда экономика в ходе ельцинских реформ полностью перешла на рыночные рельсы.
Таково краткое описание этой специальности. Впрочем, все о профессии рассказать невозможно – слишком уж она обширна.
Задачи и обязанности
Вот какие задачи и обязанности выполняет специалист (на примере менеджера-управленца):
Исследовательский центр портала Superjob в июле 2015 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по внутренним коммуникациям» в 15 городах России.
В настоящее время не существует единого профессионального стандарта для менеджеров по внутренним коммуникациям. Цели таких сотрудников — поддержание стандартов корпоративной культуры и развитие лояльности персонала — достигаются с помощью различных инструментов: интранет-порталов, корпоративных изданий, командных мероприятий, конкурсов и других активностей, направленных на повышение мотивации сотрудников. Позиция менеджера по внутренним коммуникациям сочетает в себе задачи HR-, PR-, и даже event-специалистов.
В должностные обязанности менеджера по внутренним коммуникациям входит:
Заработная плата и требования работодателей
В зависимости от акцентов в функционале от начинающих менеджеров по внутренним коммуникациям могут требовать разное по профилю высшее образование. Если предстоит заниматься в первую очередь наполнением интранет-порталов и написанием релизов об изменениях в компании, то потребуют филологического/журналистского образования или диплома по направлению «Связи с общественностью». Если основной акцент стоит на выстраивании взаимоотношений в коллективе, более актуальным будет образование в области управления персоналом. К слову, на последующих карьерных ступенях необходимо обладать знаниями и в той, и в другой области. Чтобы стать менеджером по внутренним коммуникациям, необходимо иметь определенный склад характера. Важны активность, креативность и отличные коммуникативные навыки. Зарплатные предложения для специалистов без опыта работы на данной позиции в Москве начинаются в Санкт-Петербурге —
Второй зарплатный диапазон предполагает наличие опыта работы менеджером по внутренним коммуникациям не менее 1 года. Необходимы знания инструментов нематериальной мотивации. Претендент должен иметь навыки написания статей для интранет-сайтов, направленных на повышение лояльности сотрудников, а также опыт организации корпоративных мероприятий. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, составляют в Москве, в городе на Неве.
Для того чтобы претендовать на более высокую зарплату, необходимо иметь отличные навыки информационного взаимодействия с персоналом, опыт анализа, коррекции способов и форм передачи информации в компании. Потребуется опыт мониторинга лояльности сотрудников и опыт разработки новых инструментов внутренних коммуникаций для повышения мотивации персонала. Предполагается также наличие профессионального стажа не менее двух лет. Зарплатные предложения в этом диапазоне в Москве достигают в Северной столице —
Наиболее привлекательные предложения работодатели готовы сделать сотрудникам с опытом разработки стратегии развития каналов внутренних коммуникаций. Кроме понимания стратегической политики, необходимо иметь отличные навыки оперативного управления внутренними коммуникациями и, возможно, даже опыт создания полноценной коммуникативной системы с нуля (например, опыт разработки корпоративного кодекса и внедрения его в корпоративный обиход и пр.). На этой ступени сотрудник уже берет на себя руководящие функции. Минимальный стаж работы — 3 года с опытом работы в крупной компании. В зависимости от компании и масштабов задач работодатели, имеющие такие требования к кандидатам, предлагают в Москве в Санкт-Петербурге —
Каналы внутренних коммуникаций, их стиль и популярность среди сотрудников — это прямое отражение корпоративной культуры и инструмент ее поддержания и развития.
Еще один важный аспект — это развитие и поддержка внутреннего HR-бренда, рассказ о событиях внутри компании, трансляция корпоративных ценностей. Сегодня мало опубликовать вакансию, — нужно быть уверенным, что кандидат получит полную информацию о компании и она повлияет на принятие им положительного решения. Что это за информация?
Для качественного управления этими процессами в компаниях выделяют роль менеджера по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям.
Сегодня роль менеджера по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям встречается в организациях довольно часто.
В крупных организациях это целые отделы из 3−5 человек. Они занимаются информационной и методологической поддержкой всех активностей HR-подразделения. Отделы по внутрикому появляются потому, что в больших корпорациях каналов очень много, зачастую есть свой персональный софт (корпоративная социальная сеть, например), запускается множество HR-инициатив. Иногда причина создания внутриком-отделов — фокус на серьезные трансформации в корпоративной и организационной культуре.
Обязанности такого специалиста обширны, а если говорить о направлении деятельности, то тем выше потребность в нескольких специалистах с фокусом на ту или иную экспертизу:
Это далеко не полный список обязанностей, которые ложатся на плечи менеджера по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям. Как видите, здесь пересекается несколько уровней экспертизы: HR, PR, копирайтинг, организация мероприятий, управление изменениями. Одному человеку не под силу обеспечить 100% соответствие такому профилю. Поэтому в зависимости от ситуации в конкретной компании может быть перекос с точки зрения задач и фокуса, что также определяет требования к специалисту и его ключевой экспертизе.
Сегодня менеджер по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям — востребованная и перспективная позиция. Если у вас есть релевантный опыт и вы считаете, что соответствуете к требованиям описанным выше, путь на эту позицию для вас открыт.
На рынке уже сформировалось самостоятельное направление HR маркетинг, которое по сути отражает часть описанного функционала, за исключением фокуса на корпоративную культуру. Практически все продвинутые провайдеры HR-курсов предлагают программы обучения HR-маркетологов.
Если вы уже сделали первые шаги в этой профессии, будет полезно изучить кейсы реальных компаний. Здесь отлично подойдут книги: «Как работает Google», «Никаких правил: уникальная культура Netflix», «Доставляя счастье: от 0 до млрд», Huawei, Starbucks, Amazon, Nike и других.
Рекомендуемая литература:
Вопрос отличия двух мега популярных направлений в HR: employer brand management и internal communication management, сегодня очень актуален. Мы чаще встречаем названия позиций и вакансий менеджер/специалист по развитию бренда работодателя и менеджер по внутренним коммуникациям соответственно. В чем же отличия двух направлений?
Если кратко, то первые работают с потенциальными сотрудниками и внешними стейкхолдерами, а вторые сосредоточены на внутренней команде. Первые транслируют «как и почему хорошо работать у нас, выбирайте нашу компанию — вот наше EVP!», вторые — «теперь вы понимаете, что вы работаете в самом классном месте, вот наши ценности».
Идеально, если эти роли исполняют разные сотрудники. Сегодня очень востребованы менеджеры по развитию бренда работодателя, имеющие маркетинговое образование или опыт работы в сфере PR и маркетинга. Эта роль предполагает хорошее знание реакций внешней аудитории на способы и инструменты рекламного продукта (в нашем случае это EVP). Менеджер по развитию бренда работодателя должен уметь проанализировать текущую ситуацию:
Для роли менеджера по внутренним коммуникациям я бы, скорее, предпочла сотрудника, имеющего высокий уровень эмпатии и большой опыт работы и роста внутри компании. В моей практике именно такие амбассадоры бренда внутри были самыми успешными кураторами. Отлично, если это сотрудник с идеальной грамотностью и высокой креативностью.
Если после краткого разбора этих ролей у вас всё еще нет четкого понимания, чем же они отличаются, представьте себе, что менеджер по работе с брендом работодателя — это промоутер, стоящий перед входом в магазин мороженого, и всеми силами приглашающий «клиентов» войти. А менеджер по внутренним коммуникациям — это вежливый, внимательный и душевный продавец, который точно знает о вашей любви к клубничному пломбиру 🙂
Если вам интересно развиваться в этом направлении, то рекомендую пройти специализированное обучение, комфортное по срокам. Это важно, так как только на первый взгляд во внутрикоме кажется все простым. На деле очень маленький процент компаний управляет потенциальными кандидатами, формирую мнение о себе, и параллельно с этим усиливает влияние внутри. Очень часто этому процессу отводится далеко не первое и даже не третье место в HR, а интерес к этому будет только расти.
Поэтому, если вы будете обладать знаниями, информацией о кейсах и умением использовать их, аргументируя свою позицию — ваша компания станет лидером на рынке за непродолжительный срок, а вы повысите свою востребованность, как специалиста.