Менеджмент артиста что такое

Музыкальный менеджер

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Музыкальный менеджер – специалист, выполняющий продвижение талантливых людей в мире шоу-бизнеса. Певец, музыкант или композитор отвечают за творческую часть работы, менеджер – за установление деловых контактов. Музыкальный менеджер должен иметь высшее образование и деловую хватку. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Краткое описание

В сфере шоу-бизнеса важен не только талант, но и команда, которая занимается продвижением артиста. Талантливые певцы, музыканты, композиторы нуждаются в опытном агенте, который будет заниматься урегулированием всех спорных вопросов. Именно музыкальный менеджер ищет инвесторов, он осуществляет организацию концертов и проверку исполнения райдера. Менеджер договаривается о рекламных контрактах и гонорарах, он отстаивает права музыканта и общается с прессой. Профессиональный музыкальный менеджер по совместительству является помощником, ведь творческие люди нередко впадают в депрессию, сталкиваются с кризисами и усталостью. Менеджер помогает соблюдать баланс между творчеством и частной жизнью, они может одновременно работать с несколькими музыкантами.

Особенности профессии

Музыкальными менеджерами нередко становятся выходцы из сферы шоу-бизнеса. Они могут не достичь высоких карьерных высот на сцене, однако выбирают другой способ для реализации своих управленческих и организаторских способностей. Менеджеры во всех ситуациях отстаивают права и интересы музыкантов, с которыми работают. Они обладают колоссальными деловыми связями, поэтому могут договориться о проведении концерта, рекламных публикациях и даже о создании новых творческих групп.

Музыкальные менеджеры осуществляют кастинг, например, во время выбора танцоров для шоу-программы, осветителей, гримеров и других специалистов, которые войдут в команду певца. Список обязанностей следующий:

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Круг обязанностей может быть более широким, все зависит от ранга звезды и требований, прописанных в контракте. Менеджеры сопровождают звезду во время всех концертов, они оказывают психологическую и мотивационную поддержку.

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Плюсы и минусы

Плюсы

Минусы

Важные личные качества

Музыкальный менеджер имеет безупречные вкус и слух, он отслеживает модные новинки, знает требования целевой аудитории. Имеет ярко выраженные управленческие черты, умеет урегулировать спорные вопросы, является тонким психологом. Обладает профессиональной интуицией, которая позволяет ему вычислить будущую звезду среди тысяч неизвестных музыкантов.

Обучение на музыкального менеджера

Музыкальные менеджеры являются выпускниками творческих вузов. Нередко эту профессию выбирают певцы и музыканты, которым не удалось достичь карьерных высот, а также продюсеры. Будущие менеджеры могут пройти профессиональную переподготовку по профилю «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», срок которой составляет 1 год. Программы реализуются в бизнес-школе RMA и Институте управления и предпринимательства в социальной сфере.

Источник

«Соглашаясь быть менеджером артиста, вы соглашаетесь на жертвы»

Если думаете, что менеджер артиста — это очень творческая работа, которая сулит тусовки со звездами и свободный график, то советуем прочитать интервью Дарьи Кулик. Выпускница факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» рассказала, как променяла стабильность на хаос и стала менеджером группы Therr Maitz, а также дала несколько советов начинающим артистам.

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Когда вы впервые столкнулись с шоу-бизнесом как организатор, а не как зритель?

Я ходила на уроки вокала, и моя преподавательница еще писала и исполняла песни. Она создала свой музыкальный коллектив и поняла, что не справляется с менеджментом. Артист, в принципе, не должен заниматься организаторской работой. Меня попросили помочь с продвижением, потому что я работала в рекламе и разбиралась в социальных сетях. Так как опыта ни у кого особо не было, мы вместе сидели и разбирались, как привлекать людей. Организовали один концерт, он прошел очень хорошо, казалось, что дальше будет только лучше. Но потом все пошло наперекосяк, группа распалась, а я начала думать, что делать дальше.

Мне, на самом деле, очень нравилось работать в рекламном агентстве, я быстро развивалась и работала с крупными клиентами. Но в один день мне резко стало скучно, хотя работа у меня была не монотонная. Мне не хватало драйва, хаоса, непредсказуемости. Еще я поняла, что реклама всех раздражает, а я не хочу делать то, что бесит людей. Вот музыка людям нравится: я вспомнила, как выступала, и поняла, что хочу видеть сцену, счастливых зрителей. Даже не как артист, а просто как часть всего этого.

Почему не в роли артиста?

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Мне не хотелось выпускать второсортный продукт, поэтому я решила сосредоточиться на другом аспекте шоу-бизнеса и заняться организационной работой. Если я все-таки стану певицей, знание музыкального менеджмента мне очень пригодится. Любой артист должен понимать, откуда деньги берутся, на что тратятся, как организовать концерт и так далее.

Выше вы говорили, что артист не должен заниматься менеджментом.

Все верно. Я считаю, что артист должен заниматься только творчеством, но разбираться в основах важно, хотя бы для того, чтобы тебя не обманули. Вспомните того же Элтона Джона, которого обманул собственный менеджер, казавшийся близким другом. Поэтому между творческими поисками и светской жизнью стоит хотя бы иногда спрашивать свою команду: «А почему мы делаем именно так, а не иначе?».

Итак, вы решили, что хотите работать в музыкальной индустрии, и что делали дальше?

Походила на какие-то стажировки, например, на Bosco Fresh Fest, и поняла, что кроме практики и контактов нужна минимальная база знаний о том, как работает эта индустрия. Собственно, поэтому я пошла учиться на факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений».

Почему выбрали RMA?

Я искала, где получить недостающие знания. Смотрела онлайн-курсы на Coursera, особенно мне там понравились программы от музыкального колледжа Berklee, даже начала изучать его сайт, но это все-таки слишком дорого. В итоге выбрала RMA, поскольку у вашей школы большая история и много отзывов.

Во-первых, я шла за знаниями, как я уже говорила, а во-вторых — за полезными контактами. В итоге получила и то, и другое. Точно не стоит идти за трудоустройством. Только потому, что вы где-то учились, вам не дадут классную должность в музыкальном агентстве с шестизначным гонораром. Это так не работает.

Идти учиться нужно именно для того, чтобы получить знания. В RMA их действительно много: больше половины из того, что я услышала на лекциях, я использую сейчас в своей работе. Например, курс авторского и смежного права мне очень пригодился, он помогает разговаривать с юристами на одном языке и понимать, что написано в договорах и запросах на лицензирование музыки. Самому такой сложный предмет изучить тяжело, должен быть человек, который вдолбит тебе в голову все эти законы и объяснит термины. Александр Кондратенко умел объяснить все так, чтобы понял даже новичок. Еще, как ни странно, полезным оказался курс по SMM и интернет-маркетингу, хотя, казалось бы, я со своим опытом работы должна была уже все знать. Но продвижение авиалиний и музыканта совсем разные вещи, и нужно применять другие инструменты. Даже то, что во время обучения казалось бесполезной ерундой, сейчас я применяю в своей работе.

И нетворкинг, конечно, важная составляющая процесса. Многие, с кем я сейчас работаю, — это мои преподаватели из RMA, и очень удобно, что у нас с ними уже есть что-то общее.

В общем, если говорить о кост-эффективности, то обучение на факультете музыкального менеджмента точно стоит своих денег. Уж не знаю стоило ли обучение в Berklee тех космических сумм, но я ни капли не жалею, что оказалась в RMA.

А на стажировки вы ходили?

Если честно, то почти нет, только на одну вроде попала. Работа в рекламном агентстве не позволяла везде успевать. К тому же я довольно быстро начала работать с Therr Maitz, и необходимость в стажировках отпала. Моя работа — одна большая стажировка.

Давайте тогда перейдем к Therr Maitz. В своем блоге вы писали, что, услышав на концерте Антона Беляева, вы сказали: «Единственный российский артист, с которым мне бы хотелось работать, — это Therr Maitz». Это была конкретная, осознанная цель или просто посыл в космос?

Нет, конечно, это не была цель, я не стремилась к ее реализации. Но это была абсолютно искренняя фраза: тогда я уже мечтала о карьере в шоу-бизнесе и на этом концерте поняла, что ни с каким другим российским артистом я работать не хочу. Я не говорю, что в России нет других достойных исполнителей, просто для меня Антон Беляев и команда — лучшие.

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

В общем, я сказала это и забыла, но потом начали происходить забавные вещи. В разделе с вакансиями на сайте rma. ru я увидела, что в команду Therr Maitz ищут smm-специалиста. Я отправила резюме, но мне никто не ответил. Я написала в директе Инстаграма лично Антону, он на удивление ответил и попросил отправить резюме еще раз на другую почту. Мне опять никто не ответил. Это все происходило осенью 2018 года. А в декабре Therr Maitz планировали выступать в Мумий Тролль Music Bar. Перед концертом проводили конкурс, в котором нужно было опубликовать в социальных сетях фотографию с билетом. Я опубликовала, а под фотографией написала, что хочу работать в команде. Мне опять написал Антон, и на этот раз меня пригласили на встречу. Я ехала на встречу с трясущимися ногами и колотящимся сердцем, несколько раз порывалась развернуть такси и ехать домой. Когда я зашла в студию и сказала: «Я Даша», а он ответил: «Я Антоша», я поняла, что мы точно будем работать вместе. Это всё странное стечение обстоятельств, и так чаще всего в жизни и бывает.

Расскажите про первые дни работы.

Это был просто ад. О том, что меня берут, сообщили перед моей поездкой в Будапешт, так что работать я начала прямо из отпуска. Нужно было писать много постов перед большим концертом, а там еще сбоил интернет — в общем, я понервничала. Мне часто звонил Антон, и я каждый раз брала трубку с мыслью, что вот сейчас меня точно уволят. Но он просто комментировал мои тексты, говорил, что хорошо, а что нужно исправить.

Я начинала даже не как smm-специалист, а как контент-менеджер: писала тексты к развлекательным постам. Составлением контент-плана, рекламными и информационными постами, таргетингом занимался smm-менеджер. Потом он уволился, и меня взяли на эту позицию. Работы оказалось очень много, и оставила рекламное агентство. А потом из команды Therr Maitz ушли еще несколько человек, и мне стали предлагать другие обязанности — я-то была только «за». Так, постепенно я стала менеджером. Хотя, честно признаюсь, когда мне предложили эту позицию, я сначала отказалась, потому что испугалась: мне казалось, что я морально не готова к такой ответственности.

Сколько человек в менеджерской команде?

Четыре человека: директор, я, ассистент, тур-менеджер. На аутсорсе еще работают юрист и бухгалтер. Команда совсем небольшая, но сейчас у нас в планах серьезный проект, поэтому мы ищем новых людей. Для нас важны энтузиазм и искреннее желание работать с Therr Maitz, а не опыт. Вакансии уже можно посмотреть на сайте rma.ru (раздел с вакансиями).

Расскажите подробнее, чем вы занимаетесь? Я так понимаю, что список обязанностей у вас очень обширный.

Это, наверное, прозвучит странно, но я занимаюсь просто всем. От самой простой работы вроде вызова такси и заказа еды до разработки стратегии выхода на зарубежные рынки.

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Можете привести какие-то конкретные примеры того, что вы делаете каждый день?

Например, телевизионный канал приглашает Антона принять участие в передаче. Мне нужно оценить, насколько это интересное предложение, просчитать, поможет ли это действие нам в увеличении охватов. Потом мне нужно все организовать, проследить, чтобы Антон вовремя приехал на съемки, в подходящей одежде. Нужно проконтролировать, чтобы в эфир не вышли несогласованные материалы.

Сейчас, как я уже говорила, мы готовим крупный проект — музыкальную передачу на интернет-платформе с Антоном в роли ведущего. Это шоу, не имеющее аналогов на российском рынке. Большая часть организации съемок на мне, и это меня пугает ужасно, потому что приходится очень быстро разбираться в новых для меня вещах.

Когда группе предлагают выступить где-то, наш директор Юлия согласовывает площадку и гонорар, а дальше все переходит ко мне: подписание договора, согласование промо-материалов и рекламной кампании.

Еще я отвечаю за сайт: слежу, чтобы на нем всегда была актуальная информация по концертам, наличию мерча. А еще я продолжаю вести все социальные сети. Занимаюсь рекламой: и в области продвижения группы и концертов, и в области сотрудничества с брендами, которые приглашают Антона рекламировать их товар. Последним, кстати, занимаюсь, с наибольшим удовольствием: видимо, сказывается прошлый опыт работы.

По каким параметрам вы выбираете с какими брендами сотрудничать?

Во-первых, должен быть интерес к продукту. Мы не хотим, чтобы социальные сети Антона превратились в рекламный проспект. Поэтому Антон старается рекламировать только то, чем сам пользуется. Простой пример: в последней рекламной кампании Uniqlo участвовало много звезд, но, кажется, только Антон действительно носит одежду этой марки.

А если это формат амбассадорства, то Антон точно должен любить бренд, лицом которого он выступает. Потому что здесь уже важны не столько рекламные посты, а то, как артист взаимодействует с брендом в офлайне. Например, Антон — амбассадор бренда российских оправ Harry Cooper, у него даже есть своя линейка оправ, и он на самом деле всегда в них ходит, всем про них рассказывает и дарит. Также Антон и Юля — представители автомобилей Cadillac, и на все светские мероприятия они приезжают именно на этой машине. В общем, бренд должен быть близок, чтобы не получилось, как с Собчак, которая была амбассадром Samsung, а фотографировала все на iPhone.

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Вы упоминали про работу с иностранными рынками, расскажите об этом поподробнее.

Мы пока не очень ярко представлены за рубежом. Мы не хотим приезжать в условный Берлин и собирать на концерт русских экспатов и эмигрантов. Мы хотим завоевать иностранную аудиторию, а это очень сложно, поэтому двигаемся постепенно. Большой преградой для выхода за рубеж оказался наш большой состав команды и вес оборудования. Одно дело, когда три мальчика с гитарами сели в самолет и полетели за моря, и совсем другое, когда нужно доставить центнеры света и звука, а также двенадцать человек.

Сейчас собираемся развивать азиатские рынки. Ездили с директором Юлией на фестиваль шоукейсов в Корею, где познакомились с представителями разных музыкальных индустрий, как азиатских, так и европейских. У всех разные подходы, разное видение, какая музыка хорошая, а какая — нет. И, конечно, там мы поняли, что сложно говорить просто о выходе за рубеж, надо очень четко понимать, куда ты хочешь выйти. Способы выхода в Америку и способы выхода в Китай — это вообще разные вещи.

Почему вы выбрали азиатский рынок?

Там музыкальный рынок не так перенасыщен. В Америке, Англии, Франции очень много своих музыкантов в разных направлениях, свободных ниш не осталось. Сейчас, как ни странно, Венгрия — хороший вариант для музыкантов. Но что такое Венгрия по сравнению с Китаем? Территориально они просто не сравнимы.

Почему Therr Maitz не работает ни с одним лейблом? Это довольно необычные кейс, по крайней мере, для России.

Когда я пришла, так уже было, поэтому могу только догадываться о причинах этого решения. Думаю, что это из-за желания сохранять полную независимость и не испытывать давления. Лейблы устанавливают сроки сдачи альбомов, а Антон — перфекционист, и ему нужно много времени, чтобы выпустить идеальный продукт, исправить все неточности, которые другие, может, и не заметят. Поэтому он работает медленно и не хочет вписываться ни в какие дедлайны.

И, конечно, с юридической точки зрения это удобно: мы владеем всеми правами на музыку, можем давать права на использование, кому и когда хотим. И с финансами выгодно: нам не нужно ни с кем делиться прибылью. Мы сами всё контролируем.

А группам, которые только начинают, посоветуете работать с лейблом?

Мне кажется, сейчас всё это отмирает потихоньку. Наступает эпоха людей, которые все делают сами. И сейчас есть все возможности сохранять независимость: рынок открыт, ты можешь найти нужные контакты в Фейбуке или Инстаграме, договориться, о чем угодно.

Можно работать с лейблами как с дистрибьюторами контента, которые помогут распространить вашу музыку. Ну и конечно, если решите подписывать с кем-то контракт, очень внимательно его читайте. Потом вспомните все недавние громкие скандалы и перечитайте еще раз.

А как вообще молодой группе без лейбла или продюсерского центра продвигаться? Если нет денег вообще ни на что?

Сейчас столько интересных кейсов, как клипы, снятые за сто долларов, взлетали в топы ютуба, так что возможно все.

Но не буду говорить, что все так просто. Если нет богатых родителей или других родственников, то начинающему артисту в России придется иметь параллельную работу. В этом, кстати, есть разница между российским и корейским рынками: в Корее платят настолько весомые гонорары даже небольшим группам, что они могут существовать исключительно за счет музыки.

Но нельзя просто сидеть и ждать, когда на тебя свалятся миллионы. Нужно двигаться, выступать. Есть много площадок, с которыми можно договориться о концерте, не имея никаких связей. Подавать заявки на фестивали, есть много различных шоукейсов, где могут выступить совсем никому не известные группы. Так вы постепенно наращиваете количество своих слушателей. А когда уже есть лояльное комьюнити, можно и к концертным площадкам стучаться, и краудфандинговую кампанию запускать.

И напоследок расскажите про блог Music Date: почему решили вести блог о музыкальной индустрии?

Сначала, я просто чувствовала потребность выражать свои мысли, потом поняла, что лучше всего заходят интервью с представителями музыкального бизнеса, и решила сосредоточиться на них. Вообще в России не хватает профессионального издания о музыке: не со сплетнями о жизни звезд, а о том, что на самом деле происходит в индустрии. Мне было интересно говорить с теми, о ком еще не написано десяток статей в самых разных СМИ, — с начинающими артистами или работниками закулисья. У меня часто спрашивают, почему до сих пор нет интервью с Антоном, но с ним же уже сотни материалов на любой вкус, что я у него спрошу нового? «Антон, когда у меня будет отпуск?» разве что.

А как вообще с отпуском и графиком работы, кстати? Я так понимаю, очень напряженно.

Времени на себя очень мало, в блог тот же давно ничего не писала — не успеваю просто. У меня нет возможности уехать куда-то и выключить телефон, я всегда должна быть на связи. Я все пытаюсь придумать, как отделить работу от личной жизни, но, кажется, это невозможно, и я так и буду подскакивать на семейных праздниках, чтобы ответить на звонок. Это самый негативный момент этой работы, о котором все должны знать, особенно те, кто хочет работать с большим артистом. Нужно понимать, что, соглашаясь быть менеджером артиста, вы соглашаетесь на жертвы.

Источник

Менеджер артиста VS ассистент. Кто это? Зачем нужен?

Сегодня поговорим о том, кто такой менеджер артиста, зачем нужен менеджер и почему артисты ищут себе менеджера.

Если спросить «А для чего тебе нужен менежер? Чтобы он делал что?», в ответ появляются расплывчатые ответы.

Это неконкретно и неизмеримо! Это не разговор.

Из разговора с артистами становится понятно, что они ищут себе личного ассистента, а не менеджера. Это не одно и то же.

Искать человека нужно не по названию профессии, а исходя из конкретных задач, которые подлежат выполнению.

Ассистента ищут большинство артистов.

Ассистент выполняет поставленные перед ним задачи: найти паблики для рекламы, найти выход на радио, найти медиа-ресурс для интервью, раскидать песню на лейблы и проч.

Это важно для работы. Но это не то, для чего нужен менеджер.

Задача менеджера – четко прописать цели артиста на короткий, средний и длительный срок (в измеряемых величинах) и определить и обеспечить ресурсы, необходимые для достижения этих целей.

Это ключевое отличие роли менеджера и ассистента.

Менеджер должен выстроить бизнес, сформировать видение для движения команды, дать команде ресурсы для выполнения целей, а ассистент выполняет текущие задачи.

Отличается и уровень ответственности.

Если артист не выполнил план, команда не пришла к намеченным целям – чаще всего вина лежит на менеджере. Его задачей было обеспечить ресурсы, предусмотреть риски, поставить задачи участникам коллектива.

Ассистент выполняет то, что ему говорят, в рамках своей компетенции.

Менеджер – это управленец, задача которого выстроить работу коллектива артиста.

Ассистент – это человек, выполняющий текущие задачи, которые ставит менеджер.

В нашем мире, особенно в самом начале карьеры артиста, роли в коллективе совмещаются в одном человеке. Часто артист одновременно и менеджер, и ассистент в одном лице. Ещё чаще менеджер выполняет работу ассистента.

Практически во всех случаях это необходимость, так как в команде ещё нет ресурсов для чёткого разделения ролей.

Но даже на начальном этапе важно понимать, как устроена команда большого артиста, ведь рано или поздно придётся столкнуться с необходимостью собирать многочисленную команду и чётко распределять роли в коллективе.

Источник

Музыкальный менеджер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.

Кто такой музыкальный менеджер?

Музыкальный менеджер — отдельный специалист или компания, которые направляют профессиональную карьеру артиста в музыкальной индустрии. Музыкальный менеджер следит за коммерческой составляющей деятельности своего клиента, помогает ему принимать решения и даёт советы по различным вопросам, которые могут повлиять на ход карьеры.

Что делают музыкальные менеджеры и чем занимаются?

Обязанности на примере одной из вакансий:

Что должен знать и уметь музыкальный менеджер?

Требования к музыкальным менеджерам:

Востребованность и зарплаты музыкальных менеджеров

На сайте поиска работы в данный момент открыто 359 вакансий, с каждым месяцем спрос на музыкальных менеджеров растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой музыкального менеджера по всей России:

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

Как стать музыкальным менеджером и где учиться?

Варианты обучения для музыкального менеджера с нуля:

Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.

10+ лучших курсов для обучения музыкального менеджера: подробный обзор

1 место. Курс «Музыкальный менеджер» — Skillbox

Менеджмент артиста что такое. Смотреть фото Менеджмент артиста что такое. Смотреть картинку Менеджмент артиста что такое. Картинка про Менеджмент артиста что такое. Фото Менеджмент артиста что такое

Кому подойдёт этот курс:

Чему вы научитесь:

Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
21 тематический модуль, 100 онлайн-уроков

Источник

«Человек, которому не все равно»: кто такой музыкальный менеджер, и как им стать

В ноябре в Moscow Music School стартует программа Music Business, студенты которой будут в течение года учиться премудростям менеджмента и продвижения артистов. «Афиша Daily» узнала у кураторов и преподавателей курса, что не так с музыкальным менеджментом в России и как Moscow Music School собирается исправлять ситуацию.

Кто такой менеджер артиста

Музыканты на виду у всех, но для того, чтобы состоялся концерт, был записан альбом, а музыкант не умер с голоду, нужны специалисты другого сорта. Музыкальные менеджеры — серые кардиналы, которые выстраивают карьеру своих клиентов, помогают организовывать выступления. Иногда это целая команда, иногда один на все руки мастер, но без грамотного менеджера артисту куда сложнее добиться известности.

Остается, правда, вопрос определения. Все понимают, чем занимается музыкант, звукорежиссер или техник, — а вот функции менеджера не так очевидны даже для людей внутри индустрии.

«Музыкальный менеджер для артиста — это в первую очередь человек, который снимает с творческого человека все нетворческие задачи: планирование, продвижение, переговоры, юридические вопросы, поиск источников дохода и так далее и тому подобное. Любая из этих задач требует погружения в тему и постоянного отслеживания, так как инструменты и индустрия меняются ежегодно: то, что было важно год назад, сегодня с большой долей вероятности либо устарело, либо приобрело новый вид. У артистов отслеживание всех тенденций, погружение в с виду незначительные детали (а их гораздо больше, чем кажется) отнимают время и энергию, которые они могли бы потратить на творчество.

В свою очередь, опыт тоже бывает ошибочным, и менеджер, успешно отработавший один проект, может завалить другой, действуя по тому же плану. Задача хорошего образования — показать весь спектр инструментов маркетинговых, аналитических и просто житейских».

«За счет развития интернета, сервисов, появления новой культуры потребления музыки и культурных подвижек в обществе стерлись границы между продюсерами, менеджерами, директорами и даже управляющими правами компаниями артиста. Сейчас каждый отдельный случай предполагает свой набор компетенции и ответственности. Бывает, что один человек выполняет все функции и несет ответственность за все. Но чаще это два-три человека, которые могут друг друга подменять, плюс привлекаемые специалисты и партнеры.

Под каждую ситуацию, под каждого артиста и его этап развития надо формировать свою команду менеджеров. Но надо четко понимать, что творчество должно быть уравновешенно юристами и людьми, которые умеют считать деньги и планировать.

Когда я пришел в 2004 году из строгой госструктуры в музыкальный бизнес, то был просто поражен низким уровнем развития рынка и специалистов. Мало кто знал и понимал, что и как надо делать, все друг друга опасались и пытались как-то по-свойски все решить, закрывались глаза на очевидные нарушения и серые схемы, на непрофессионализм. Но мне повезло: в компании «Гала Рекордз» (тогда — официальный представитель EMI в России, сейчас — Warner Music) был молодой, не испорченный бизнесом девяностых генеральный директор с юридическим образованием (как у меня), хороший новый главный юрист не из музыкального бизнеса, а весь необходимый бэкграунд музыкального бизнеса был передан нам, без ненужного засорения мозгов, совладельцем компании и парой доверенных сотрудников.

Схемы работы с артистом могут быть разными, но главное, чтобы артист четко понимал, кто и за какой круг вопросов в его окружении отвечает, кто и за что несет ответственность. Также и менеджер артиста может быть в составе лейбла, а может быть независимым игроком, который решает все вопросы от имени артиста: с кем и на каких условиях подписывать договоры на дистрибуцию или управление правами, как организовать концертное направление, как взаимодействовать с партнерами и инвесторами, с кем работать в студии и по видео, как позиционировать артиста».

Что не так с музыкальным менеджментом в России

Главная проблема с этой индустрией заключается не только в том, что в России она куда моложе, чем на Западе, но и в том, что в отличие от многих других специальностей не так просто определить, чем занимаются музыкальные менеджеры. Фактически критически важные для индустрии люди оказываются «специалистами по всяким вопросам» — и эта неопределенность тормозит развитие.

«В России музыкальный менеджмент (менеджмент артистов, музыкальных компаний, управляющих правами) находится — и еще минимум несколько лет будет находиться — в неестественном состоянии. Причин несколько и они взаимосвязаны.

Для выживания она должна незаметно подавлять здоровые инициативы по развитию локальной культуры, которая не может конкурировать без повышения качества и эффективности менеджмента. Талантливые менеджеры/управленцы перекупаются и форматируются под заданную матрицу.

Поддерживается видимость открытости, доступности, нормальной конкуренции на рынке, а на самом деле все контролируют несколько игроков. Они не просто обманывают авторов и исполнителей, артистов, забирая до 90% доходов себе, эти ребята виновны в деградации культуры. Артисты и авторы просто иногда бросают свою деятельность, так как не могут себя прокормить музыкой, обедняя нас в культурном смысле, — а отсутствие (искусственно поддерживаемое) интересных денег на уровне независимых артистов лишает этот рынок хороших специалистов и здоровых инвесторов.

Они не могут перейти от нала к безналу, привыкли все решать на словах и по мнимой «дружбе», не верят в законы и договоры, не желают понимать смысл подписываемых ими документов, экономя на адекватных юристах, а потом теряют на нелепо составленных договорах миллионы.

Все вышеперечисленное создает у талантливых менеджеров и артистов апатию или нигилистические настроения. Они либо пускают все на самотек, попадая в жесткую зависимость от нечестных музыкальных компаний и продюсеров, либо ожесточаются и замыкаются только на своем узком сегменте, не делясь опытом и знаниями с рынком, коллегами, не расширяя территорию успеха. Тупо рубят деньги здесь и сейчас, пока есть возможность, а после — хоть потоп».

Почему ситуация становится лучше

В-третьих, молодежь уже сама берет на себя ответственность за большие направления и генерирует новые финансовые и информационные потоки, которые помогают им отвоевывать ресурсы у старых игроков, в том числе переманивая к себе артистов и авторов-мастодонтов, улучшая им условия монетизации и давая возможность вернуться на сцену, в работу.

В-четвертых, появляются серьезные инвесторы с корпоративным аудитом, строгими правилами, обезличенным контролем и сервисы, которые все больше устраняют старые коррупционные связи, приводя рынок в порядок».

Где учились своему ремеслу менеджеры прежде

Новая программа Moscow Music School — далеко не первое место, в котором можно научиться: существовали и очные программы в России, и онлайн-программы вроде Music Business Foundations на Coursera (там преподавателями выступают учителя из бостонского Музыкального колледжа Беркли). Но внушительная часть специалистов получила свои знания методом проб и ошибок, набивая шишки и изобретая велосипед. Некоторые из них теперь сами становятся преподавателями в Moscow Music School — чтобы новое поколение училось на чужих ошибках и достижениях.

«Мне кажется, что большинство менеджеров, как и я сама, пример обучения методом проб и ошибок, а иногда даже боли и страданий. Это не плохо. Во-первых, в любой сфере практика без образования я лично предпочту теоретику без опыта. Во-вторых, в этой профессии нельзя недооценивать важность того, насколько по-человечески совпадают менеджмент и артист, насколько они команда. Лучшее определение менеджера — «тот, кому не все равно» — я прочитала в телеграм-канале Жени Муродшоевой Conversations about music в контексте рассказа о том, как она стала менеджером Оксимиронa. Это цитата из сериала «Красавцы» (в России сериал также известен под названием «Антураж». — Прим. ред.), который как раз о компании друзей, один из которых стремительно становится главным молодым актером Голливуда, а второй старается в этой ситуации быть его менеджером. «Managers are the ones who care» — его ответ на вопрос режиссера о том, какая разница между агентом актера и его менеджером.

Но когда я в декабре пришла на один из воркшопов в серии Selector Pro от Британского совета и Strelka к Тиму Коллинзу (бывший тур-менеджер Muse, Captain Beefheart и Queens of the Stone Age, музыкальный директор Siouxsie and the Banshees. — Прим. ред.), я была в полном восторге. Потому что одно дело — в теории знать, что существуют учебные программы, и другое — сесть за парту, пусть и на четыре дня, почувствовать, что во многом можно было сперва потренироваться на кошечках, а потом уже найти артиста, с которым у вас случится match, и сохранить и себе, и ему много нервов и лет жизни — в первую очередь потому, что вы человек, которому «не все равно».

Конечно, этот путь снижает количество рок-н-ролла на начальном этапе. Просто я лично за тот тип рок-н-ролла, когда вы делаете солдаут на стадионе, а наутро просыпаетесь на острове, который вчера ночью выкупили, как и самолет, на котором вы туда долетели. А не за романтику перемещений автостопом по Сибири».

Как устроено обучение в Moscow Music School

Программа Music Business состоит из четырех модулей: «Музыкальная индустрия», «A&R-менеджмент» (A&R-менеджеры занимаются поиском перспективных музыкантов, например, для музыкального лейбла), «Концертный менеджмент», и «Маркетинговые коммуникации».

«Мы работаем по стандартам британской системы образования, в которой под модулем понимается конкретная дисциплина, которая обязательно дается в разных форматах. Например, модуль «A&R-менеджмент» в Moscow Music School включает в себя:
— ряд встреч с артистами, чтобы понять ключевые проблемы менеджмента с другой стороны;
— практическую работу в группах с решением задач на медиацию конфликтов;
— отработку питчинга, чтобы грамотно презентовать себя и артиста;
— решение задач, связанных с вычиткой контрактов на предмет ошибок и спорных условий.

Само собой, есть и лекционный материал, обязательный для прослушивания. Но при этом в модуль входит и работа в малых группах, персональные проекты, общение с музыкантами или экскурсии на крупные звукозаписывающие компании».

Каждый модуль включает в себя 48 часов занятий, еще 192 часа (столько же, сколько на все четыре модуля вместе) выделены под проект, на котором студенты будут оттачивать навыки, полученные в течение всего курса. В конце учебного года каждый студент защитит перед артистами и представителями звукозаписывающих компаний дипломную работу. Финальная точка — коллективный проект всех студентов специальности, которые организуют музыкальный фестиваль с привлечением спонсоров.

«Значительная часть нашего курса посвящена практической работе в реальных условиях рынка. Во время обучения студентам предстоит взять на себя менеджмент начинающего или состоявшегося артиста, разработать бренд и маркетинговую стратегию, выпустить и разместить EP на площадках в качестве музыкального издателя, стать промоутерами и букинг-агентами и организовать живое выступление. Так студенты получат возможность не только собрать собственное портфолио реализованных проектов, но и попробовать себя в разных ролях, изучив существующие в музыкальной индустрии профессии изнутри».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *