Менеджмент хореографического искусства что это
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента хореографического коллектива…
Хореографический коллектив и особенности его художественно-творческой деятельности…………………………………………………
Теория управления хореографическим коллективом………………….
2. Менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности………………………………
Специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе……………………………………………………………….
Организация работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес»…………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Введение
Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать), первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, бальные и современные. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
Формирование современного подхода к профессиональному показу хореографических номеров, связанно со спецификой знаний по оформлению и обеспечению всем необходимым для реализации продуктивной художественно-творческой деятельности профессиональных танцевальных коллективов.
Объектом данного исследования является деятельность хореографического коллектива.
Предмет исследования– менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности.
Цель данного исследования – изучить основы менеджмента хореографического коллектива на примере шоу-балета «Тодес».
В процессе работы необходимо решить следующиезадачи:
· Изучить теоретические основы менеджмента хореографического коллектива.
· Дать определение хореографическому коллективу и его особенностям в художественно-творческой деятельности.
· Рассмотреть теорию управления хореографическим коллективом.
· Проанализировать специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе.
· Описать сущность организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес» и рассмотреть организационную структуру управления хореографическим коллективом.
Теоретической основой диплома послужили труды по педагогическому воспитанию, развитию потенциала творческого коллектива.
Вопросы хореографической подготовки в условиях вневузвоского обучения рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. З.А. Гуцу выясняла интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков. В.В. Геращенко изучал педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д.Ивлева выявляла особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. П.Б. Коловарский рассматривал вопросы ориентации и отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии. В.Н. Нилов устанавливал место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений. В.М. Годовский выявлял взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении определена актуальность, цель и задачи исследования.
В первой главе представлены теоретические основы менеджмента хореографического коллектива, дано определение хореографическому коллективу, его функциям, свойствам и специфике деятельности, рассмотрена теория управления хореографическим коллективом.
Во второй главе рассмотрен менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности, выделены специальные методы менеджмента и дан анализ организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес».
В заключении представлены результаты исследования.
Завершает работу список использованной литературы (56 наименований) и приложение, включающее иллюстративные материалы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Р.Ф. Махиянов ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современном мире, в условиях рыночной экономики, менеджмент в сфере культуры и искусства осваивает новые навыки управления, которые позволили бы успешно развиваться и менеджменту, и искусству в целом. Работники и творцы культуры вынуждены искать новые пути и формы распространения культуры, так как в условиях нынешних экономических отношений, где основное значение рынка – выгодная реализация продукта, сложно оставаться на плаву.
Сфера культуры создает «духовный продукт», который не имеет единицы измерения и в отличие от материальной продукции ценность его увеличивается по мере потребления: в зависимости от количества слушателей на концерте, зрителей на выступлении, читателей книги. Его производство происходит параллельно с потреблением. Данный продукт связан с нашим сознанием. И все-таки до сих пор хореографическое искусство является некоммерческим делом, а «живет» благодаря привлечению бюджетных средств, спонсорской помощи, а также родителей, оплачивающих занятия своих детей.
Для развития хореографического коллектива в целом как успешного проекта, его самосовершенствования и привлечения капитала необходим правильный управленец.
Проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, в том числе хореографическим коллективом, раскрыты в публикациях В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Г.Н. Новиковой, Т.Н. Суминовой, М.П. Мурашко, В.Ю. Никитина и др.
Известно, что процесс управления хореографическим коллективом связан с целенаправленным, сознательным и систематическим воздействием субъекта на объект на основании знаний, и использование прогрессивных тенденций и присущих закономерностей в интересах обеспечения объекту эффективного функционирования и развития, представляющего собой систему циклов и процессов, последовательных управленческих функций, которые обеспечивают регулирование и координацию деятельности объекта управления.
Каждый хореографический коллектив имеет возможность расти и развиваться. Добившись высоких результатов, коллектив получает популярность и признание, последующая их деятельность профессионализируется. В нынешних рыночных отношениях достичь такого результата сложно. Хореографический коллектив вынужден подстраиваться под современные экономические отношения: участвовать в коммерческих проектах, которые зачастую не подразумевают творческого роста, а только нацелены на получение финансовой выгоды.
Зачастую педагог-хореограф вынужден заниматься «развлечением» участников коллектива для поддержания «клиентской базы». Это не позволяет ему заниматься формированием у них творческих способностей, гармоничным и всесторонним развитием, поддержанием интереса к хореографическому искусству и желанием понять его язык.
Систематическое посещение занятий – обязательный пункт в творческой деятельности хореографического коллектива, а в условиях современных экономических отношений работает принцип «хочу – хожу, не хочу – можно сегодня не пойти».
В этой связи в управлении хореографическим коллективом очень важно владение менеджерскими способностями. Все мы знаем, что менеджмент включает в себя совокупность форм, средств, принципов и методов управления коллективом, цель которого увеличение эффективности работы аппарата управления. Адаптивная мобильность, контактность, стрессоустойчивость, гибкость и высокий профессиональный и интеллектуальный уровень помогут управлению хореографическим коллективом в решение выявленных проблем.
Секрет успешного менеджера – отсутствие оскорбления таланта и результата его творения, должна присутствовать только конструктивная критика. В коллективе необходимо неписаное правило, что каждый исполняет свою роль в группе и уважает мнение другого равноправного участника. При наличии такого взаимопонимания работа будет сглажена и творческий процесс – протекать «как по маслу».
Для качественного выполнения задач, которые поставлены перед группой, нужно устанавливать требования к себе и коллективу, прежде всего, адекватные. Необходимо разделять творческую часть и не творческую, оговаривать сроки и объемы работ с участниками.
При работе, должен соблюдаться принцип творческой иерархии: в любой момент лидер обязан составить действительно сильную креативную конкуренцию любому из своих подчиненных. В итоге, представлять конечную цель лучше всех.
Под влиянием многих факторов в каждом творческом коллективе складывается определенный стиль руководства. Каждый управленец находит свой стиль. Однако существуют основные типы. Авторитарный тип – решения принимаются единолично, и осуществляется повсеместный контроль над работой. Демократичный стиль подразумевает коллегиальное решение возникших вопросов, но контроль осуществляется за результатом работы. И либеральный, когда работа пущена на самотек, контроль как таковой отсутствует. В то же время, в работе всегда используются все три данных типа, при этом могут появиться и подтипы.
Что же касается творческого коллектива, выбор здесь предопределен самим понятием творчество, демократический строй – самый распространенный способ, выбираемый управленцами в сфере танцевального искусства. Но и в этой форме есть свои минусы, это гибкий график работы, свобода в действиях, лояльность начальства; это, безусловно, расслабляет работников и сказывается на творческом процессе, в котором будет царить хаос. Возможно, выбор мог пасть и на авторитаризм, но все-таки жесткие условия, и творческий характер работы, может обусловить утечку кадров, что отрицательно сказывается на всем процессе работы и не дает стабильности в развитии коллектива. В итоге, отношения в хореографическом коллективе должны быть партнерскими для достижения лучшего результата при работе.
При осуществлении творческого процесса схалтурить не получится, как при однообразной работе. Поэтому повсеместная проверка и бесконечная отчетность не должны озадачивать человека – в творческой работе важен результат. Необходимо полагаться на самого человека, тем самым развивая в нем ответственность, что обеспечит для него свободу действий с соответствующей поддержкой. Но терять бдительность не стоит, творческие люди не охотно переделывают свою конечную работу, поэтому на этапе репетиций необходимо всё-таки наблюдать и пытаться увидеть результат работы.
Всё же управленец в хореографическом коллективе должен являться медиатором процессов и сочетать в себе те качества, которые возможно в обычном коммерческом деле и не использовались:
– способность найти выход из ситуации, когда не обозначена ни цель, ни условия договора;
– быть представительным, когда этого требуют обстоятельства.
Что же касается людей, составляющих творческий коллектив, при работе важно учитывать и их особенности, которые не свойственны обычному человеку:
– творческие люди постоянно импровизируют, правила ими чаще не соблюдаются, спонтанны в своих действиях и всегда высказывают свою точку зрения, не взирая на правильность рассуждений;
– не склонны к точности и пунктуальности;
– созерцание окружающего мира через эстетическую призму;
– в предметах и событиях подмечают детали, которые не заметили бы другие;
– для них важно постоянно находиться в действии, размышление может происходить в процессе;
– к трудностям относятся как к вероятности очередной самореализации;
– все обычное вызывает у них возмущение;
– эмоциональны в процессе достижения результата;
– все силы и возможности бросают на достижение цели.
Особенностью менеджмента в хореографическом коллективе является то, что искусство и производство нужно уметь совмещать. И иногда необходимо поставить определенные условия, например, сроки выполнения работы.
В условиях жесткой конкуренции, когда значение имеет как качество, так и сроки выполнения работы, необходима четкая организация труда. И прежде всего это зависит от дисциплины в коллективе. Люди, выбравшие своей стезёй творчество, должны иметь представление и о рамках в своей работе и учитывая это, направлять свой талант. Сочетание тайм-менеджмента и дисциплины дают возможность управленцам хореографических коллективов укладываться в сроки.
Много времени предоставлять коллективу тоже не стоит, так как может произойти выгорание людей и переключение на другую идею, и они потеряют интерес.
Для любой группы существует и проблема рутины, когда идет повторяемость концертных программ или номеров. Важно отнестись к этому как к опыту или как к возможности проработать детали. Самое главное – не «опускаться» в это болото рутины.
Менеджер хореографического коллектива должен быть заинтересован в постоянном усовершенствовании знаний и умений своих подчиненных, при отсутствии этого творческий процесс не будет обновляться и усложнение задач приведет к возникновению застоя в работе. Для расцвета творческих идей в человеке необходим непрерывный приток новой информации, знаний и ощущений для достижения новых вершин. Общение с другими товарищами по цеху позволяет расширять свой кругозор, создавать новые проекты. В этом плане хореографы – это люди, которые постоянно повышают свой профессионализм и не отказываются от любой возможности узнать что-то новое для себя. Освоение методов и технологий творческого процесса делает его эффективным и служит гарантией беспрепятственной работы. Современная социально-культурная сфера предоставляет всевозможные варианты самоусовершенствования, даже телевидение обернулось в сторону танцевального искусства, может и не совсем качественного, но начало все-таки есть, а обмен опытом происходит чаще всего посредством сети Интернета, что позволяет всегда быть в курсе происходящего.
Управление хореографическим коллективом очень сложный процесс, который требует знаний и огромной самоотдачи от тех, кто создает творческий продукт. Умение соответствовать современным веяниям и тенденциям должны обеспечивать не похожее на других и постоянное генерирование идей в коллективе.
Творческий процесс должен быть управляемым, многогранные личности составляют хореографические коллективы и их идеи должны быть направленными и слаженными, тогда коллектив будет успешным и востребованным в современном мире.
Список литературы
1. Мурашко, М.П. Кризис ансамблей русского танца: дискуссия / М. П. Мурашко // Балет: литературно-критический, историко-теоретический иллюстрированный журнал. – 2011. – № 2. – С. 48–51.
2. Никитин, В.Ю. Хореографическое образование в России. Размышления о грустном / В.Ю.Никитин // http://mskcc.ru/Files/7cebada5-4eb5-4c44-9ec8-04b062a66980/В.Ю.
3. Новикова, Г.Н. Менеджмент творческо-производственной деятельности (технологии, ресурсы): учебное пособие / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2014. – 98 c.
4. Суминова, Т.Н. Психологические технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Т.Н. Суминова. – М.: МГУКИ, 2014. – 104 с.
5. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В Чижиков. – М.: МГУКИ, 2008. – 608 с.
Сведения об авторе
Р.Ф. Махиянов, магистрант кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
проекты
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента хореографического коллектива…
Хореографический коллектив и особенности его художественно-творческой деятельности…………………………………………………
Теория управления хореографическим коллективом………………….
2. Менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности………………………………
Специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе……………………………………………………………….
Организация работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес»…………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Введение
Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать), первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, бальные и современные. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
Формирование современного подхода к профессиональному показу хореографических номеров, связанно со спецификой знаний по оформлению и обеспечению всем необходимым для реализации продуктивной художественно-творческой деятельности профессиональных танцевальных коллективов.
Объектом данного исследования является деятельность хореографического коллектива.
Предмет исследования– менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности.
Цель данного исследования – изучить основы менеджмента хореографического коллектива на примере шоу-балета «Тодес».
В процессе работы необходимо решить следующиезадачи:
· Изучить теоретические основы менеджмента хореографического коллектива.
· Дать определение хореографическому коллективу и его особенностям в художественно-творческой деятельности.
· Рассмотреть теорию управления хореографическим коллективом.
· Проанализировать специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе.
· Описать сущность организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес» и рассмотреть организационную структуру управления хореографическим коллективом.
Теоретической основой диплома послужили труды по педагогическому воспитанию, развитию потенциала творческого коллектива.
Вопросы хореографической подготовки в условиях вневузвоского обучения рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. З.А. Гуцу выясняла интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков. В.В. Геращенко изучал педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д.Ивлева выявляла особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. П.Б. Коловарский рассматривал вопросы ориентации и отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии. В.Н. Нилов устанавливал место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений. В.М. Годовский выявлял взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении определена актуальность, цель и задачи исследования.
В первой главе представлены теоретические основы менеджмента хореографического коллектива, дано определение хореографическому коллективу, его функциям, свойствам и специфике деятельности, рассмотрена теория управления хореографическим коллективом.
Во второй главе рассмотрен менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности, выделены специальные методы менеджмента и дан анализ организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес».
В заключении представлены результаты исследования.
Завершает работу список использованной литературы (56 наименований) и приложение, включающее иллюстративные материалы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Современный менеджмент в сфере хореографии
Пример готовой дипломной работы по предмету: Социально-культурная деятельность
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕНЕДЖМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ СКД 7
1.1. Менеджмента в сфере СКД 7
1.2. Управление творческим коллективом 18
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 24
2.1. Опыт, накопленный по управлению коллективами 24
2.2. Модель менеджмента хореографического коллектива 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Выдержка из текста
Исследование практического опыта ведущих хореографов позволяет утверждать, что хореография как неотъемлемая часть духовной культуры способна не только аккумулировать социально-исторический опыт, но и накапливать собственный духовный потенциал, поскольку специфичность заключается в том, что она является духовно-практическим способом освоения действительности.
Исследование практического опыта ведущих хореографов позволяет утверждать, что хореография как неотъемлемая часть духовной культуры способна не только аккумулировать социально-исторический опыт, но и накапливать собственный духовный потенциал, поскольку специфичность заключается в том, что она является духовно-практическим способом освоения действительности.
Исследование практического опыта ведущих хореографов позволяет утверждать, что хореография как неотъемлемая часть духовной культуры способна не только аккумулировать социально-исторический опыт, но и накапливать собственный духовный потенциал, поскольку специфичность заключается в том, что она является духовно-практическим способом освоения действительности.
Коммуникационный менеджмент относится к числу достаточно новых дисциплин и объединяет в себе управление, всем комплексом корпоративных коммуникаций, включая PR, внутрифирменные отношения, GR (Government Relations – связи с правительством), CRM (Customers Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами), маркетинговые, финансовые, экологические коммуникации, как и отношения с окружающим сообществом в месте расположения компании или ее производства.
конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов. – деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.
Современные проблемы развития культурной сферы во многом связаны с совершенствованием управления. Проводимая в стране экономическая реформа, появление новых форм собственности, в том числе в различных отраслях культуры, изменение всей сформировавшейся в советское время системы ценностей, норм, представлений о мире привели к обретению культурной сферой большей свободы как в творческом, так и в организационном отношении, что не могло…………………
Целями менеджмента в сфере шоу-бизнеса являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.
В настоящее время менеджмент сферы услуг находится на качественно новом этапе развития, который в нашей хронологии имеет четвертый номер. Этот этап можно определить как интегрирующий сформированные к началу XXI века наработки сервисного менеджмента. Наиболее актуальные направления исследований, проводимых на настоящем этапе, имеют междисциплинарный характер и сочетают в себе аспекты проблемных полей менеджмента, маркетинга, управления персоналом, операционного менеджмента и т.п.
Поэтому весьма актуально изучить особенности менеджмента в сфере исполнительского искусства и кинематографии.Цель курсовой работы состоит в теоретическом исследовании менеджмента в сфере исполнительского искусства.охарактеризовать проблемы менеджмента в сфере культуры;
Современный период хозяйствования характеризуется активизацией поискасбалансированной модели качества туристических услуг и экономических факторов повышения качествадеятельности предприятий сферы туризма и повышения качественных характеристиктуристических услуг является одним из основных факторов развития туристско-реакционного комплекса создания положительного имиджа туристического региона и формирования егоконкурентоспособности.Для эффективного функционирования предприятий туристической отрасли возникает потребность внаучном обосновании механизма управления и оценки качества менеджмента современных предприятий в сфере туризма. Рассмотреть теоретические понятияи тенденции современного управления в рыночных условиях вдеятельности фармацевтических предприятий.
Поэтому весьма актуальным является изучение эволюции современного менеджмента социально-культурной сферы.Цель данной работы заключается в теоретическом обзоре эволюции современного менеджмента сферы культуры.Объектом исследования являются современный менеджмент сферы культуры, предметом – особенности его развития на разных этапах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов Б.Б. Размышления о проблемах балетной жизни // Сцена. — 2001. — № 2. — С. 30.
2. Акулич, Е. М. Управление организациями социокультурной сферы Тюменской области [Текст]: учеб. пособие / Е. М. Акулич. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 232 с.
3. Балабанова Л. В. Организация труда менеджера. Учебник. — 2-е изд-ние, перераб. и доп. / Л. В. Балабанова, А. В. Сардак — М.: «Профессионал», 2007. — 416 с.
4. Большакова Ю.Б. «Dance Open» — это бренд // Музыкальная жизнь. — 2011. — № 4. — C. 4-5.
5. Виноградский М.Д. Организация труда менеджера: Учеб. пособие. / М. Д. Виноградский, А. М. Виногородская, А. М. Шканова — К: «КОНДОР» — 2002. — 518с.
7. Гатов Л. Воля менеджера и душа художника // Балет. — 2004. — № 128. — С. 75.
8. Генисаретский О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной политики // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. — М., 2006. – С. 32
9. Главное о менеджменте (Электронный ресурс) Менеджмент специальных событий в сфере культуры / Виды специальных событий и общественных мероприятий / Фестивали http://www.manageweb.ru/study-491-1.html /
10. Дорофеева В.А. Основы управления театрально-творческими и образовательными организациями в сфере искусств : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности с квалификацией «менеджер исполнительских искусств» и направлению «искусство танца» / В.А. Дорофеева, В.М. Исаков ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Акад. Русскогор балета им. А. Я. Вагановой». — СПб. : Акад. Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2012 — 301 с.
11. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. — М.: Знание, 2005. – 436 с.
12. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации. — М.: АСТ, 2007. – 448 с.
14. Ерасов, Б. С. Социальная культурология. — М.: Инфра-М, 2008. — 240 с.
15. Жарков А.Д. Технология культурно — досуговой деятельности. Учебнометодическое пособие / А.Д.Жарков. — 2- е изд., Перераб. и доп. М.: Профиздат, 2002. — 288с
16. Жданова, Е. И. Управление и экономика шоу-бизнеса [Текст]
/ Е. И. Жданова. – Москва: Финансы и статистика, 2003.
17. Зуев С.Э. Социокультурное проектирование // Справочник руководителя учреждений культуры. — 2008. — № 1.
18. К проблеме занятости в сфере культуры / / Панорама культурной жизни зарубежных стран. — 1999. — Вып.10.
19. Карпухин, О. И. Менеджмент в культуре [Текст]
/ О. И. Карпухин // Социально — политический журнал. — 1996. — № 4. — С. 8-9; № 5. – С. 3.
20. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально — культурная деятельность: Учебник. — М: МГУКИ, 2004. — 539с.
21. Клиффорд Ф.Грей, ЭрикУ. Ларсон. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. – 547 с.
22. Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов. – Пермь: ПГУК, 2009. – 641 с.
23. Культура и рынок: современные тенденции : [сб. ст.]
/ Междунар. ун-т в Москве, Фак. «Предпринимательство в культуре» ; [cост. И. Хангельдиева].
– М. : Классика-XXI, 2009. – 222 с.
24. Лысенко Л. Л. Задача менеджера. Черты, характеризующие менеджера / Экономический вестник. — 2006. — № 50 Т. 3. — С. 89-94.
25. Львов А. Характеристические свойства культуры. – СПб.: Питер, 2009. — 192 с.
26. Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. — СПб.: СПбГУП, 2008. – 427 с.
27. Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики : сб. науч. ст. / сост. А.В. Крылова ; Ростов. гос. консерватория (акад.) им. С.В. Рахманинова. — Ростов н/Д. : Ростовская гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 2012. — 282 с.
28. Москалева О.С. Специфика организации международной деятельности театров оперы и балета в период становления рыночных отношений в России // Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков : сб. науч. тр. / Междунар. ун-т (Москва) ; ред. И.Г. Хангельдиева. — М., 2000. — С. 52-63.
29. Мочалов Д.В. Менеджмент культуры и арт-менеджмент: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестн. Казанского гос. ун-та культуры и искусств. — 2011. — № 4. — С. 47-51
30. Музыка и хореография современного балета: Сборник. Выпуск 2. – Л., 1977. Выпуск 3. – Л., 1979. Выпуск 4. – М., 1982. Выпуск 5. – Л., 1987.
31. Новаторов В.Е. Маркетинговые технологии социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллектив, моногр. — Челябинск, 2006. — С. 197-210.
32. Олейник А.С. Культурные индустрии: социальная сущность, состояние и перспективы развития: Автореф. дис. на соискание наук. степени. канд. культурологии: спец. 26.00.01 «Теория и история культуры» / А.С. Олийник. — М., 2008. — 19 с.
33. Основы менеджмента в хореографии [Электронный ресурс]
: учеб.-метод. комплекс : (специальность — 071301.65 — Народное художественное творчество (хореография)) : учеб. электрон. изд. / Т.Н. Орлова ; С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, Каф. хореографического искусства. – СПб. : СПбГУП, 2009.
35. Пастушок Т.А. Характеристики современного менеджера и проблемы стоящие перед ним / Т. А. Пастушок, Г. В. Ступарик [электронный ресурс]
36. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства [Текст]: учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 192 с.
37. Розин В.М. Теория культуры. — М.: Инфра-М, 2005. — 416 с.
38. Русакова А.Н. Балетные конкурсы как способ промоушена // Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков : сб. науч. тр. / Междунар. ун-т (Москва) ; ред. И.Г. Хангельдиева. — М., 2000. — С. 64-71.
39. СаенковаЛ.П. Массовая культура: эволюция зрелищных форм / Л.П. Саенкова. — Минск: ИздСво БГУ, 2007. — 123 с.
40. Самодеятельное хореографическое искусство в клубе: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю. И. Громов. — Л., 1988. — 98 с.
41. Современные массовые праздники и фестивали фольклора : (метод. рекомендации) / Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы ; [ сост. И.В. Горбачева].
42. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб.:СПБГУП, 2003. –С. 45
44. Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития: сб: науч. ст. Челябинск, 2006. — Вып. 1.4. 1. — С. 7 — 12.
45. Столович Л. И. Опыт построения модели художественной деятельности / Л. И. Столович // Учёные записки Тартуского гос. ун-та. — Тарту, 2006. — С. 94
46. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. — М.: МГУК, 2002.
47. Стрельцов Ю.А. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. СПб., 2002. — 185 с.
49. Теория и практика социокультурного менеджмента [Текст]: учеб.-метод. комплекс / сост. Л. Ю. Антонова. — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 208 с.
50. Терминологический словарь современного образования (глоссарий).
51. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. — М.: Академия, 2005. — 735 с.
52. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента. / В. В. Травин, В. А. Дятлов — М., 1999. — 336 с.
53. Тульчинский, Г. П. Менеджмент в сфере культуры [Текст]: учеб. пособие / Г. П. Тульчинский, Е. Л. Шекова. — 3-е изд. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2007. – 528 с.
54. Управление человеческими ресурсами НКО [Текст]: курс лекций. –Москва: Проспект, 2002. – 80 с.
55. Фокина Е.Н. Художественно-практическая деятельность — основа развития эмоциональной сферы психики // Теория и экология разума. Материалы Всероссийской конференции «Культура. Искусство. Наука». — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000.
56. Формы организации досуга детей и молодежи: Метод. материалы к тренингу / Под общ. ред. И. Зверевой. — М.: Научный мир, 2004. — 58 с
57. Шулин В.В. Музыкально-эстрадное дело в россии: от антрепренера к продюсеру // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. — 2012. — № 1. — 150-155 ; То же [Электронный ресурс].
58. Экономика культуры [Текст]: учебник / отв. ред. А. Я. Рубинштейн. – Москва: Слово/Slovo, 2005. – 608 с..