Менеджмент и государственное и муниципальное управление в чем разница
Подскажите, чем отличается специальность Государственное и муниципальное управление от Менеджмент?
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности дипломированного специалиста
1. Область профессиональной деятельности: обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
2. Объекты профессиональной деятельности: различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.
3. Специалист государственного и муниципального управления подготовлен к следующим видам деятельности: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления.
Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности дипломированного специалиста
1. Область профессиональной деятельности: обеспечение эффективного управления организацией, социально-экономическими процессами; организация систем управления; совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
2. Объекты профессиональной деятельности: различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
3. Менеджер подготовлен к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
Государственное и муниципальное управление и государственный и муниципальный менеджмент: общее и особенное
Английское слово management (управление, заведование, организация) происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже оно было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Управление же — функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.
Управление понятие более широкое, чем менеджмент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персональный, международный, экологический, производственный, снабжения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.
Исследователи М. Альберт, М. Мескон и другие отмечают, что американцы, например, говоря о менеджменте, как правило, подразумевают менеджера — профессионального управляющего, представителя особой профессии (в средних городах США, с населением 25— 250 тысяч человек, используется исторически сложившаяся модель муниципального управления «совет-менеджер», действующая по аналогии с формами руководства частными корпорациями, управляемыми профессиональными менеджерами под контролем совета директоров.) Термин «менеджмент», по мнению американских авторов, применим ко всем типам организаций, но когда речь идет о государственных органах любого уровня (характерной чертой англосаксонской модели организации местного самоуправления является то, что местные органы представляют собой составную часть государственного управления), используется термин «public administration» — государственное управление (т. е применительно к муниципальному управлению по аналогии мы можем сказать — «municipal administration»).
В России в данной ситуации тоже применяются термины: «государственное управление», «политическое управление», «местное управление» и другие. Думается, что под управлением в этих случаях подразумевается нечто более глубокое, чем просто менеджмент. Государственное и муниципальное управление —«это деятельность органов государственного и местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов. ».
Субъектами менеджмента являются менеджеры — руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации, объектом — персонал организации (фирмы), а целью — получение прибыли на основе существующей законодательной базы. Следовательно, государственный и муниципальный менеджмент больше характерен для управления государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, а не муниципальным образованием и государством в целом.
У понятий «государственный и муниципальный менеджмент» и «государственное муниципальное управление» различны субъекты, объекты, и цели. Исходя из этого понятия «государственное и муниципальное управление» и «государственный и муниципальный менеджмент» полностью отождествлять нельзя. Понятие «управление» более широкое, емкое, чем понятие «менеджмент» в системе государственного и муниципального управления. Оно включает в себя не только деятельность по управлению персоналом, предприятиями, организациями, учреждениями, маркетинг, стратегическое планирование и другое.
Сегодня в нашей стране идет дискуссия и предпринимаются попытки внести новую модель управления на государственном и муниципальном уровне – государственный менеджмент и муниципальный менеджмент, сложились разные точки зрения на суть менеджмента в государственном управлении. Так, профессор В.Е. Чиркин считает, что менеджмент может включать администрирование, но отнюдь не сводится к нему.
Приемы менеджмента используются в разных сферах управленческой деятельности (для руководства предприятием, учреждением, общественным объединением и т.д.). Менеджмент в государственном управлении и местном самоуправлении имеет свои особенности, вытекающие, прежде всего из того факта, что менеджер обладает полномочиями, производными от публичной власти. Хотя в государственном управлении и местном самоуправлении эта власть неодинакова, она всегда является важнейшим ресурсом менеджмента, действующим, в том числе и психологически…
В отличие от публичного администрирования, которое может распространяться на страну в целом, определенный регион и др., государственный и муниципальный менеджмент имеет более узкую сферу воздействия и более конкретный характер. Обычная сфера менеджмента – сравнительно небольшой коллектив, хотя это может быть и предприятие с тысячами рабочих, и область с миллионным населением[1].
Однако следует отметить, что в последнее время в нашей стране менеджмент представлен как современная модель модернизации государственного управления, ориентированная на усиление стратегического планирования, повышение эффективности и качества государственной деятельности. В современных демократических государствах на протяжении более двадцати лет идет административная реформа (новое государственное управление), целью которой является трансформация философии и культуры государственного управления в соответствии с культурой бизнеса. Речь идет о внедрении в госсектор духа предприимчивости, инициативы, заботы о клиенте в противовес старой бюрократической культуре управления.
В результате государственный и муниципальный менеджмент ориентированную на результаты, а не на процедуры, использующую новейшие управленческие технологии, показав свою эффективность, с учетом специфических задач правительства, как гаранта социальных прав и общественного порядка. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной и муниципальной политике и представлен в концепции «нового государственного муниципального управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:
· ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства;
· рыночная оценка деятельности госструктур, включающая конкуренцию государственных и частных организаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
· приватизация многих направлений деятельности государственных агентств и др.
[1] Попов Р. Региональный менеджмент. Учеб.- 2000. – С.36-38.
Чем отличается государственное управление от муниципального
Для того, чтобы правильно понять различие межу понятиями «Государственное управление» и «муниципальное управление», необходимо проанализировать сущность обеих категорий.
Государственное управление (менеджмент)
Понятие «государственный менеджмент» в науке рассматривают во многих аспектах. В теории юридической науки существует множество определений данного явления. Ученые определяют государственное управление как работу государственных структур, а также их чиновников, которая направляется на выполнение заданий, возложенных на государство. Такая работа, в свою очередь, не связана с процессами законотворчества и осуществления правосудия. Такой подход к рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод, что государственный менеджмент реализуется исполнительной ветвь властью.
В организационном аспекте — государственный менеджмент — это целенаправленное властное влияние субъекта менеджмента (органов, имеющих властные полномочия) на объект (население, конкретные группы граждан).
Административное законодательство дает такое определение государственное управление: деятельность компетентных органов исполнительной власти,которая основана на законах и цель которой его исполнение и осуществление руководства процессами общественной жизни внутри страны. В этом аспекте выделяют такие составляющие государственного управление как издание нормативных актов, кадровый менеджмент, планирование и прогнозирование и контроль.
Характеристиками государственного управления как подвида социального менеджмента являются:
Муниципальное управление (менеджмент)
Смысл категории «муниципальное управление» проявляется через процесс осуществления местного самоуправления как права граждан принимать решение относительно вопросов местного уровня. Исходя из этого определения следует, что муниципальное управление является практической реализацией непосредственной демократии народа.
Осуществляется муниципальное управление системой органов местного самоуправления. Эти органы осуществляют руководство в отношении территории отдельной территориальной единицы и решают все вопросы местного значения.
Муниципальное управление следует определить как деятельность органов местного самоуправления, направленная на руководство магистратским имуществом,распределение и формирование местного бюджета, принятие решений по иным вопросам местного уровня.
Отличительными признаками муниципального управления является, то что:
Чем же они отличаются
Отличием этих двух понятий является так же то, что правовые акты государственных органов управления носят обязательный характер для исполнения во всем государстве, а акты органов муниципального менеджмента носят подзаконный и локальный характер (имеют юрисдикцию на местном уровне).
Соотношение и взаимодействие понятий государственного управления и менеджмента
Калганова Л.А., советник отдела организации работы по исполнительным производствам, взятым на федеральный контроль, и взаимодействия с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека центрального аппарата ФССП России, кандидат технических наук.
Сравнительный анализ понятий государственного управления и менеджмента является широко дискутируемой методологической проблемой. В российской и западной практике стало привычным не только проводить четкое разграничение между государственным управлением и менеджментом (здесь имеется в виду управление в частном секторе) в смысле неэффективности первого в противовес эффективности второго, но и говорить о несовместимости этих научных понятий. В представлении широких кругов управление государственным сектором сильно «забюрократизировано», а управление в частном секторе носит «деловой характер», государственное управление часто коррумпировано, а управление в частном секторе носит демократический характер и т.д.
Дискуссия о соотношении государственного управления и менеджмента продолжается не одно десятилетие. Обсуждаются следующие вопросы. Как соотносятся эти два институциональных понятия? Правомерно ли использование имеющихся приемов, методов и инструментария менеджмента в сфере государственного управления? Что есть общего и что различает государственное управление и менеджмент? Являются ли эти два термина синонимами?
См.: Питер Ф. Друкер. Новые реальности. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994. С. 318.
См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1999. С. 38.
См.: Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый. М.: Издатцентр, 1997. С. 14.
См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2001. С. 18.
П. Друкер выделяет главную задачу менеджмента: добиться, чтобы люди могли совместно заниматься одним и тем же делом, будучи объединены общими целями и ценностями, а также соответствующей структурой, подготовкой и развитием, необходимыми для того, чтобы выполнять свою работу и реагировать на перемены. Он также видит функцию (достижение) менеджмента в объединении в одной организации до десяти тысяч высокообразованных людей, сведущих в 60 различных областях знаний.
См.: Питер Ф. Друкер Новые реальности. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994. С. 319.
Рассмотрим мнения противников применения менеджмента в сфере государственного управления. По нашему мнению, в их аргументации лежат некоторые скорее неточные, чем неправильные, представления, суждения, утверждения. В их основу взята устаревшая информация о деятельности коммерческих предприятий, их целеположениях, выпускаемой продукции и др. Рассмотрим наиболее часто приводимые доводы против менеджмента и наблюдаемые неточности и несоответствия этих выводов в таблице 1.
См.: Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002. С. 3.
См.: Питер Ф. Друкер. Указ. соч. С. 325.
Таблица 1.1. Неточности и несоответствия в доводах противников применения менеджмента в государственном управлении
Еще не все руководители, особенно в органах исполнительной власти, осознают то влияние, которое менеджмент оказал на мир и которое он еще может оказать на повышение эффективности государственного управления.
См.: Концепция административной реформы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
На основе проведенного объективного анализа этих двух понятий можно констатировать, что между государственным управлением и менеджментом гораздо больше сходства, чем различий. Сходство между государственным управлением и менеджментом проявляется следующим образом.
См.: Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие. М.: www.economica/ru, 2000. С. 6.
Третье. Управление в государственном и частном секторе выполняет практически одинаковые функции. Управленцам (менеджерам) требуются многие одинаковые навыки. Так, в Федеральной службе судебных приставов работает много специалистов: бухгалтеров, аналитиков, компьютерщиков, которые пришли либо из других правоохранительных органов, либо из частных компаний. Например, начальник отдела кадров территориального органа ФССП России К., перейдя на аналогичную работу в крупную энергетическую компанию, с успехом использовал свои знания, опыт и навыки. Его функции практически не изменились. Оказалось, что этот специалист-кадровик приобрел навыки управления персоналом в правоохранительных органах, которые могут применяться и государственными, и частными организациями.
См.: Саймон Г.А., Дональд У.С., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М.: РАГС «Экономика», 1995. С. 28.
См.: Питер Ф. Друкер. Указ. соч. С. 325.
См.: Эффективность государственного управления / Общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998. С. 25.
Различия между государственным управлением и менеджментом существуют и выражаются в следующем.
Итак, несмотря на имеющиеся различия между государственным управлением и менеджментом, можно сделать вывод, что в последнее время обозначилась тенденция методологического сближения этих сфер социального управления. Методы и инструментарий менеджмента можно и необходимо использовать в сфере государственного управления с учетом его особенностей и специальных функций.
Менеджмент в государственном секторе
Главная / Статьи о магистратуре / Менеджмент в государственном секторе
Говоря о понятии «менеджмент», нельзя забывать о такой важнейшей сфере применения, как государственный сектор. Исторически сложилось, что управленческий персонал учреждений и предприятий госуровня решал наиболее сложные и масштабные задачи. Именно поэтому существование и развитие государственного сектора легло в основу того, что сейчас принято понимать под словом «менеджмент». Чаще всего значение данного термина определяется как управление и умение руководить. Конечно же, принципы менеджмента в государственной сфере и коммерции отличаются, тем не менее у них есть много общего.
История возникновения менеджмента
Специалисты, занимающиеся историей возникновения этого понятия, заявляют, что корни современного менеджмента не в коммерческих, а в общественных (государственных) организациях. Родоначальником научного менеджмента принято считать Ф. У. Тейлора. Его доклад 1912 года конгрессу США положил начало этому особому феномену. В качестве примера применения методов менеджмента он привел клинику Мейо, которая являлась некоммерческой организацией. Далее принципы менеджмента Тейлора применялись в армии США, находящейся в государственном управлении. Первая должность, соответствующая термину «менеджер», также была далека от бизнеса и называлась «управляющий городом». Таким образом, можно сделать вывод, что термин «менеджмент» зародился именно в государственной сфере.
Различия между понятиями «менеджмент» в коммерции и государственном управлении
Для того чтобы выделить различия между этими понятиями, необходимо определить сферы их применения. Под коммерческим менеджментом принято понимать эффективное руководство организацией. Государственное управление гораздо шире. Здесь менеджмент применяется в самых различных видах деятельности человека и общества в целом. Отсюда же вытекают отличия в приоритетных целях. Коммерческий менеджмент в первую очередь ориентирован на получение прибыли. В то время как управленческая деятельность в государственной сфере строится на общенациональных и социальных интересах, правах и потребностях людей. Кроме этого, методы менеджмента, используемые в государственной сфере, отличаются от тех, которые применяются в коммерческой области, что обусловлено разной спецификой деятельности.
Применение менеджмента в государственном секторе
Мнения экспертов и ученых относительно применения менеджмента в секторе госуправления разделились на два направления. Одни выступают за невозможность использования менеджмента в госсфере. Другие, напротив, считают, что границы между этими двумя направлениями практически стерты. Сторонники и той и другой теории приводят ряд доводов.
Функции менеджмента в государственном секторе
В современном мире роль рыночных отношений и коммерческих организаций в госсфере значительно возросла. Основными функциями менеджмента в государственном секторе являются: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Главным фактором выступает то, что первоочередной задачей государства является обеспечение комфортной жизни страны и населения. Государственный сектор – это не коммерческое предприятие, поэтому действия лидеров данной сферы должны быть не только эффективными, но и корректными с точки зрения права и политики, а также идти на благо социума и страны. Менеджмент в государственной сфере по своим выполняемым функциям весьма схож с коммерческим сектором, но имеет ряд специфических отличий.
Специализация менеджера в государственном секторе
Специализация менеджера в государственной сфере отделилась как самостоятельная дисциплина от направления бизнес-администрирования (Business Administration). Это та наука, которая подготавливала профессионалов для работы в частных коммерческих организациях. Именно из нее в конце 20-го века в зарубежных странах произошло отдельное направление, получившее название «паблик-администрирование» (Public Administration) или «государственное управление». В России развитие образования происходило с некоторым запаздыванием. Тем не менее в 30-е годы был открыт Московский инженерно-экономический институт (МИЭИ), в котором впервые появилась кафедра государственного и муниципального управления. Образование по государственному и муниципальному управлению сегодня можно получить в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Здесь предусмотрены различные программы магистратуры, способствующие созданию карьеры в госсекторе, – «государственное и муниципальное управление», «управление в государственной сфере и бизнесе».
Карьера менеджера в государственном секторе
В современном мире квалифицированные специалисты, получившие специальное образование в сфере менеджмента, довольно востребованы для работы в государственном секторе. Трудовая деятельность в госсфере не только гарантирует стабильность, но и обеспечивает престижность и дает определенный статус в обществе, а также позволяет завести полезные связи и знакомства. Кроме того, работа в государственных учреждениях открывает обширные перспективы для карьерного роста.
Таким образом, можно сделать вывод, что управленческая деятельность в госсфере и менеджмент в коммерции имеют ряд существенных различий, но тем не менее между ними существует тесное взаимодействие. В сфере государственного управления используются многие принципы и методы менеджмента, доработанные и видоизмененные с учетом специфики работы госсектора.