Менеджмент или государственное и муниципальное управление что выбрать
Подскажите, чем отличается специальность Государственное и муниципальное управление от Менеджмент?
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности дипломированного специалиста
1. Область профессиональной деятельности: обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
2. Объекты профессиональной деятельности: различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.
3. Специалист государственного и муниципального управления подготовлен к следующим видам деятельности: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления.
Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности дипломированного специалиста
1. Область профессиональной деятельности: обеспечение эффективного управления организацией, социально-экономическими процессами; организация систем управления; совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
2. Объекты профессиональной деятельности: различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
3. Менеджер подготовлен к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
Государственное и муниципальное управление (ГМУ): плюсы и минусы профессии
Специальность 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (сокращенно – ГМУ) появилась в России сравнительно недавно – два с половиной десятка лет назад. Необходимость в подобных специалистах была связана с изменением базовых принципов устройства государства. В сегодняшних условиях данная профессия еще более востребована, что связано с одновременным действием двух факторов. Первый – увеличение государственного участия практически во всех сферах деятельности. Второй – повышение статуса муниципальных органов власти.
Функции специалиста по ГМУ
Объединение двух видов управления – государственного и муниципального – в один учебный курс объясняется схожестью используемых методов и инструментов. Несмотря на разный уровень практического применения профессиональных знаний, их набор остается примерно одинаковым.
Полномочия специалистов в области ГМУ состоят в следующем:
Приведенный перечень задач, решением которых занимаются представители рассматриваемой профессии, не является полным. Но и он наглядно показывает разнообразие выполняемых функций и разносторонность осуществляемых видов деятельности. Логичным следствием этого становится высокий уровень требований, предъявляемых к профессиональной подготовке и знаниям специалиста в области ГМУ.
Грамотный профессионал должен иметь представление об основных принципах управления, мощную экономическую и культурную базу, серьезную подготовку в сфере юриспруденции. Далеко не все отечественные вузы способны подготовить специалистов такого уровня. Поэтому следует отдавать предпочтение надежным и проверенным университетам и институтам. К их числу относится ИМЭС, который открыл программу обучения специалистов в сфере ГМУ в 2021 году.
Плюсы профессии
Получение специальности по направлению подготовки 38.03.04 открывает перед выпускником вуза серьезные перспективы. Востребованность профессии объясняется несколькими очевидными достоинствами, наиболее значимыми из которых выступают такие:
Недостатки профессии
Последний пункт приведенного выше списка непосредственно связан с одним из немногих и единственным существенным недостатком профессии государственного или муниципального управленца. Он выражается в том, что в первые годы профессиональной деятельности сложно рассчитывать на высокий заработок.
Но этот минус компенсируется возможностью быстрого карьерного роста, позволяющего сравнительно оперативно выйти на новый уровень доходов и одновременно существенно расширить перечень получаемых от государства социальных льгот. Сказанное особенно актуально для государственных служащих. Но и сотрудники муниципальных органов власти имеют сегодня неплохие перспективы продвижения по карьерной лестнице.
Вывод
Профессия муниципального и государственного управленца пользуется серьезной популярностью среди абитуриентов отечественных вузов. В этом нет ничего удивительного, если учесть ее многочисленные достоинства. Важным аргументом в пользу обучения специалиста по ГМУ становится стабильный спрос на рынке труда, потенциально высокий уровень зарплаты и серьезные перспективы в плане карьеры.
Государственное и муниципальное управление и государственный и муниципальный менеджмент: общее и особенное
Английское слово management (управление, заведование, организация) происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже оно было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Управление же — функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.
Управление понятие более широкое, чем менеджмент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персональный, международный, экологический, производственный, снабжения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.
Исследователи М. Альберт, М. Мескон и другие отмечают, что американцы, например, говоря о менеджменте, как правило, подразумевают менеджера — профессионального управляющего, представителя особой профессии (в средних городах США, с населением 25— 250 тысяч человек, используется исторически сложившаяся модель муниципального управления «совет-менеджер», действующая по аналогии с формами руководства частными корпорациями, управляемыми профессиональными менеджерами под контролем совета директоров.) Термин «менеджмент», по мнению американских авторов, применим ко всем типам организаций, но когда речь идет о государственных органах любого уровня (характерной чертой англосаксонской модели организации местного самоуправления является то, что местные органы представляют собой составную часть государственного управления), используется термин «public administration» — государственное управление (т. е применительно к муниципальному управлению по аналогии мы можем сказать — «municipal administration»).
В России в данной ситуации тоже применяются термины: «государственное управление», «политическое управление», «местное управление» и другие. Думается, что под управлением в этих случаях подразумевается нечто более глубокое, чем просто менеджмент. Государственное и муниципальное управление —«это деятельность органов государственного и местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов. ».
Субъектами менеджмента являются менеджеры — руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации, объектом — персонал организации (фирмы), а целью — получение прибыли на основе существующей законодательной базы. Следовательно, государственный и муниципальный менеджмент больше характерен для управления государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, а не муниципальным образованием и государством в целом.
У понятий «государственный и муниципальный менеджмент» и «государственное муниципальное управление» различны субъекты, объекты, и цели. Исходя из этого понятия «государственное и муниципальное управление» и «государственный и муниципальный менеджмент» полностью отождествлять нельзя. Понятие «управление» более широкое, емкое, чем понятие «менеджмент» в системе государственного и муниципального управления. Оно включает в себя не только деятельность по управлению персоналом, предприятиями, организациями, учреждениями, маркетинг, стратегическое планирование и другое.
Сегодня в нашей стране идет дискуссия и предпринимаются попытки внести новую модель управления на государственном и муниципальном уровне – государственный менеджмент и муниципальный менеджмент, сложились разные точки зрения на суть менеджмента в государственном управлении. Так, профессор В.Е. Чиркин считает, что менеджмент может включать администрирование, но отнюдь не сводится к нему.
Приемы менеджмента используются в разных сферах управленческой деятельности (для руководства предприятием, учреждением, общественным объединением и т.д.). Менеджмент в государственном управлении и местном самоуправлении имеет свои особенности, вытекающие, прежде всего из того факта, что менеджер обладает полномочиями, производными от публичной власти. Хотя в государственном управлении и местном самоуправлении эта власть неодинакова, она всегда является важнейшим ресурсом менеджмента, действующим, в том числе и психологически…
В отличие от публичного администрирования, которое может распространяться на страну в целом, определенный регион и др., государственный и муниципальный менеджмент имеет более узкую сферу воздействия и более конкретный характер. Обычная сфера менеджмента – сравнительно небольшой коллектив, хотя это может быть и предприятие с тысячами рабочих, и область с миллионным населением[1].
Однако следует отметить, что в последнее время в нашей стране менеджмент представлен как современная модель модернизации государственного управления, ориентированная на усиление стратегического планирования, повышение эффективности и качества государственной деятельности. В современных демократических государствах на протяжении более двадцати лет идет административная реформа (новое государственное управление), целью которой является трансформация философии и культуры государственного управления в соответствии с культурой бизнеса. Речь идет о внедрении в госсектор духа предприимчивости, инициативы, заботы о клиенте в противовес старой бюрократической культуре управления.
В результате государственный и муниципальный менеджмент ориентированную на результаты, а не на процедуры, использующую новейшие управленческие технологии, показав свою эффективность, с учетом специфических задач правительства, как гаранта социальных прав и общественного порядка. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной и муниципальной политике и представлен в концепции «нового государственного муниципального управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:
· ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства;
· рыночная оценка деятельности госструктур, включающая конкуренцию государственных и частных организаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
· приватизация многих направлений деятельности государственных агентств и др.
[1] Попов Р. Региональный менеджмент. Учеб.- 2000. – С.36-38.
Специальность «государственное и муниципальное управление»: кем потом работать?
Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное – куда потом пойти работать.
Государственное и муниципальное управление: что за профессия?
Россия – это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.
Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.
Как появилась данная специальность?
Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.
Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.
В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.
Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.
Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.
Куда можно пойти устраиваться после обучения?
Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность «государственное и муниципальное управление», кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?
Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.
Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.
Плюсы работы во властных структурах
Программа обучения
Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.
Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.
Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.
Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.
Государственное и муниципальное управление (ГМУ): плюсы и минусы профессии
Многих молодых людей, желающих получить образование, интересует вопрос: государственное и муниципальное управление, что за профессия? Эта специальность в сокращенном названии ГМУ довольно молодая, ей только 25 лет. Но она достаточно важная и престижная. Не каждый будущий студент знает, где можно устроиться, получив такое образование. Сегодня мы рассмотрим плюсы и минусы данной профессии, узнаем о месте работы и заработной плате.
Общие сведения
В человеческом обществе власть является его неотъемлемой частью. Она способна его организовать. Сегодня подготовка высокопрофессиональных кадров занимает важнейшее место в жизни. Уровней управления существует всего три:
ГМУ охватывает большую часть различных социальных процессов в обществе. Государственная власть должна функционировать сбалансировано. Ей необходимо следить за появлением конфликтов и своевременно разрешать их. Исполнительной власти требуется обеспечивать стабильность работы всех государственных институтов. Чтобы подготовить кадры, осуществляющие управление местными и центральными органами госструктур, для чиновников были созданы специальные программы обучения. Сегодня государственный служащий должен разбираться в следующем:
В учебных заведениях происходит обучение будущих государственных служащих, которые становятся профессионалами в сфере госуправления. Из плюсов такой работы стоит выделить следующие:
Из негативных моментов, можно выделить довольно высокую сложность работы и большую ответственность. Также уровень заработной платы является средним. Если вы хотите работать в органах государственного управления, необходимо обладать такими качествами:
Также на первых порах требуется быть готовым работать в качестве волонтера. Это поможет приобрести нужные для дальнейшей работы связи.
Обязанности
Если вы собрались выучиться на специалиста в области госуправления, необходимо иметь устойчивые моральные принципы. Вы должны хотеть проводить изменения к лучшему, как в социальную, так и в экономическую жизнь общества. Обязанности такого служащего следующие:
Еще важной обязанностью государственного служащего является умение выступать на различных публичных мероприятиях.
Место работы
Выпускники профильных учебных заведений смогут устроиться после получения образования на довольно престижные должности в государственных организациях. Также у вас появится возможность вырасти по карьерной лестнице. Вам придется работать посредником между гражданами и государством. Работу можно получить в разнообразных ведомствах либо службах. Также вам предстоит разрабатывать разнообразные проекты, принимать людей, помогать им в решении различных жизненно важных вопросов. Вы можете заниматься в сфере решения жилищных, образовательных и культурных вопросов.
С подобным образованием вы легко получите работу в таких учреждениях:
После окончания института сразу рассчитывать на получение высокой заработной платы не стоит. Необходимо получить определенный опыт работы.
Обучение
Прежде, чем выбирать ВУЗ, нужно учитывать определенные показатели. Следует обратить внимание на то, сколько лет проходит обучение, какой рейтинг заведения, насколько большой процент трудоустройства выпускников. Обязательно не забудьте поинтересоваться, имеется ли у ВУЗа лицензия и когда проводилась его аттестация. Также учитывайте, что стоимость обучения данной профессии не бывает низкой.
Чтобы выучиться по специальности “государственное и муниципальное управление”, необходимо поступить в одно из ниже перечисленных учебных заведений:
Заработная плата
Здесь, как и у любой профессии, заработная плата варьируется в зависимости от региона трудоустройства, стажа и некоторых других факторов. Когда вы завершили обучение и устроились на работу в государственные органы власти, ваша минимальная заработная плата будет составлять 25 тысяч рублей. Средняя зарплата – 35 тысяч рублей. Чтобы добиться максимального уровня дохода, нужно проработать некоторое время. Уровень зарплаты растет поступательно. Это касается государственных органов власти. Если вы решите работать в коммерческих структурах, доход будет выше. Он может составлять 90-100 тысяч рублей.