Менеджмент с чего начать
Гид для начинающего project-менеджера: управляй велосипедом, который горит
Мы собрали этот гид для тех, кто хочет рулить, страдать, ну и проектами управлять. Советы, лайфхаки, ресурсы для получения полезных знаний и даже ссылка на крутую возможность для начала карьеры 😉
Расскажем, как ворваться в проектный менеджмент или развиваться в этом направлении. Разберемся, какие навыки важны для проджектов, как их развивать и как найти работу менеджером проектов, если у вас не техническое образование.
Кто такой менеджер проектов и почему быть им круто?
И ещё один большой плюс для представителей поколений Z и Y — такого рода позиции, как менеджер проектов, всегда располагают к неформальному общению. Просто потому, что вы очень хорошо узнаете всех своих коллег и будете с ними 24/7.
Важно и то, что в процессе работы вы взаимодействуете не только с людьми из вашей команды. Вы общаетесь и с остальными заинтересованными сторонами: обсуждаете правки с руководителем проекта, проводите скрам-планерки и объясняете заказчику, что девять женщин не могут выносить одного ребенка за месяц (ведь большие проекты так не делаются!). Это и делает работу менеджера проектов интересной, но иногда и сложной.
Все приходят к менеджеру проектов с каким-нибудь очередным очень важным вопросом, поэтому приходится быть вовлеченным во все детали процесса. Так что приходить на работу первым, а уходить последним — это не новость. Ну и нужно быть всегда на связи, выслушивать и говорить: “узбагойзя!”. Короче, это не просто работа, а подход к жизни, вынуждающий уметь разруливать разные ситуевины. И это отличный опыт.
Быть менеджером проекта — это точно не скучно. Всегда какой-нибудь новый косяк, задачка, ну или баг. Научитесь справляться с самыми сложными задачами.
Окей, ну и что надо делать
Это всё эмоциональные аспекты работы. Важно, конечно, любить то, что вы делаете, но есть формальные задачи и обязанности, которые нужно будет выполнять.
Итак, чем занимается проджект?
* если хотите реально узнать, чем он занимается, гоу на стажировку сразу проджектом в классный банк
1. Собирает требования к проекту, анализирует бизнес-кейсы для понимания потребностей заказчика / покупателя продукта. PM понимает, что нужно клиентам, умеет ставить цели команде. Хороший менеджер проектов всегда работает вместе с коллегами. В этом суть.
2. Ищет решения. А точнее — вырабатывает их. Менеджер проектов — стратег, который может к правильному решению привести команду. Для этого он фасилитирует брейнштормы, заставляет команду мыслить “out of the box”. Ну или просто достает ремень. Шутка.
3. PM контролирует, чтобы любые коммуникации были запланированы и эффективны. Что, конечно, возможно далеко не всегда. Он точно не будет отслеживать ваши звонки бабушке, ну или куда вы там ещё звоните. В крупных проектах он также может взять на себя мониторинг общения со СМИ.
4. Ещё менеджер проектов обрабатывает задачи: он беспощадно рубит их на маленькие и делегирует, делегирует, делегирует. А ещё является повелителем дедлайнов.
5. Выстраивание последовательности событий. Это вообще краеугольный камень планирования и управления проектом. Надо же точно понимать, что и за каким действием следует? Так что план проекта — это своего рода карта, которой лучше следовать, чтобы не профакапить всё.
6. Доводит проект до конца ценой своей жизни (*опы). Это его основная задача — доделать! Быть “менеджером нереализованного проекта” как-то не круто, согласитесь! Поэтому шутки про PM, которые сами все допиливают в последнюю ночь – не всегда шутки.
7. Контролирует в том числе бумажную работу. И тут без бюрократии никуда: договора, техническое задание, план проекта, устав проекта и еще очень много всяких бумажек. Будьте готовы постоянно менять картридж в принтере.
8. Ну и рассказывает о процессе работы над проектом всем заинтересованным. В основном, конечно отчитывается перед заказчиком.
Навыки, которые следует прокачать будущему менеджеру проектов
Как вы уже поняли, чтобы стать настоящим проджект-менеджером, одной теории об управлении проектами недостаточно. Есть еще soft и hard skills, без которых никуда.
Soft skills
Коммуникации, общение, взаимодействие
Менеджеру проектов приходится общаться с разными людьми и находить общий язык со всеми: и с руководителем отдела, и с младшим разработчиком, и с маркетологом. Главное — уметь доносить информацию так, чтобы всем было понятно. Достаточно понятно для того, чтобы выполнить вашу просьбу или поставить задачу.
Иностранные коллеги и культурные различия
Никакая разница во времени, как и особенности менталитета не должны мешать менеджеру проекта наводить мосты. А книга «Методы убеждения итальянца путем гастрономических кейсов» вообще является вашим настольным пособием.
Знание языка
Да, международные проекты — это всегда круто. Новый рынок, неизведанная аудитория и куча возможностей для компании и менеджера. И вот, руководитель поручает вам провести одну из таких встреч на английском языке, а вы такой «я твоя не понимать».
Бумажная работа
Работа менеджера проектов — это не только брейнштормы, креативный идеи и digital-тусовки. Помните, что предстоит вести большие объемы документов: строить сводные таблицы в Excel, составлять соглашения и согласовывать счета.
ПМ как мозаика из миллиона пазлов
Менеджер проекта должен быть внимательным к деталям, а еще иметь аналитическое, критическое и абстрактное мышление одновременно.
О — ответственность, Р — решительность
Важно быть готовым нести ответственность за свои решения, которые вы будете принимать каждый день. А еще важно находить их быстро — так что решительность тоже пригодится.
3D-мышление вне рамок + взгляд сверху
Чтобы убедиться в верности своих решений, вы должны быть погружены в тему и мыслить шире — уметь посмотреть на ситуацию сверху.
Терпение
Ваша команда постоянно будет задавать тысячу вопросов, а вам как седовласому мудрецу предстоит оценить ситуацию в целом и разделить все по четким задачам. ПМ для команды — альфа и омега, инь и ян.
Менеджер проектов — командный игрок
Он не только лидер, но еще и командный игрок. Вы не можете быть изолированы от команды и просто распределять задачи. Вы — капитан корабля: входите на борт первым, а покидаете последним.
Hard skills
Если рассматривать профессиональные навыки менеджера проектов, то он скорее универсал, а, как уже было сказано выше, не специалист в какой-нибудь одной области.
PM знает разные стороны и особенности своей области, понимает, как устроены бизнес-процессы и даже разбирается в юридической части. Но он не погружается в детали глубоко: достаточно понимания, как связаны процессы, отделы и сотрудники — менеджеру проектов не нужно самому быть исполнителем.
Profit: чтобы быть профессионалом, менеджеру проектов необязательно уметь кодить
А чтобы разработчику стать хорошим менеджером проектов, необходимо понимать психологию, основы коммуникации, постоянно общаться с людьми и быть решительным лидером.
Поэтому, дорогой PM, развивайте свои знания и навыки вширь, а не вглубь.
Не забывайте про постоянное саморазвитие
Изучайте разные особенности и методики управления проектами и никогда не останавливайтесь только на одном. Несмотря на то, что сейчас Agile всему голова, полезно интересоваться другими методиками вроде Waterfall и экстремального проджект-менеджмента.
Подпишитесь на каналы или страницы, где публикуют статьи и лайфхаки по общению с людьми, грамотному управлению, особенностям риск-менеджмента или простой работе с документами — упростите свою профессиональную жизнь и сохраните нервы.
Не тяните время и начните вашу карьеру сегодня
Тем, кто не знает, как начать путь проджект-менеджера, подсказываем: со стажировки в крупной компании, где наставники и коллеги помогут вам быстро вырасти.
Кстати, сейчас в одном крутом банке идет набор на летнюю IT-стажировку — еще успеете подать заявку до 24 апреля и получить возможность развиться в финтехе. Будете работать над реальными проектами с личным наставником и индивидуальным планом развития — через 3 месяца станете уверенным молодым специалистом. Скорее отправляйте заявку.
Получать ли диплом?
Безусловно, образование в сфере IT и бизнес-информатики будут хорошим преимуществом для будущего проджект менеджера. В России релевантными также считаются специальности реклама и маркетинг. Но отсутствие профильного образования отнюдь не означает, что дорога в IT вам закрыта.
На самом деле проджекты с IT бэкграундом часто слишком сильно вдаются в технические подробности и начинают копаться в коде вместо того, чтобы управлять командой. Как мы говорили раньше, хороший PM должен разбираться во многих смежных областях, так что не ограничивайте себя ни в чем. А для пущей уверенности пройдите несколько технических курсов или осмельтесь на второе высшее.
А если я школоло
Если вы еще не получили степень бакалавра, обратите внимание на сферы менеджмента и бизнес управления — попробуйте найти подходящие лекции/курсы в своем университете, изучайте матчасть самостоятельно или попробуйте начать со стажировки.
Конечно, работа в IT проектах требует технической подкованности, поэтому работодатели и требуют соответствующий бэкграунд. Если такого нет — срочно получайте релевантный опыт, он порой значит гораздо больше, чем диплом. Попробуйте начать со стартапа или небольшого проекта: да, придется работать за небольшое вознаграждение, зато вы получите незаменимый опыт, с которым уже можно стучаться в более серьезные компании.
Опыт важнее всего?
Опытные проджекты советуют для начала поработать в сфере, а потом уже получить образование. Почему?
1. Понять, действительно ли вам это нужно. Убедитесь, что вы не приукрашиваете действительность: управлять проектами круто, но не просто так родилась шутка про «ехать на велосипеде, который горит». Постоянный стресс, редкое чувство своей значимости и давление со всех сторон — к такому не каждый готов. Из приятного будет облегчение после разрешения нерешаемой задачи, гордость за найденное изящное решение и выруливание из тупиковых ситуаций. Да, это бывает приятно.
2. Многие сертификаты PMI требуют до 3-х лет опыта работы. Сначала нужно попасть в сферу, получить реальный опыт работы, а потом уже формальное образование. Это значит, что многим вещам придется учиться на своих ошибках, а потом переучиваться, но без опыта вы не сможете понять важных деталей работы.
Как взращивать скиллы проджекта?
Это будет происходить само собой в процессе работы, но мы настаиваем на необходимости самообразования. Читайте статьи и книги — профессиональные и художественные. Задавайте вопросы. Просите советов. Гуглите. Ищите ответы, даже если их нет на первой странице Гугла. Кто ищет, тот всегда найдет.
Потребность в получении новой информации — то, что отличает хорошего проджекта от плохого. Будьте хорошим менеджером, фокусируйтесь на следующих знаниях:
Формальные, проджект-менеджерские. Нет ничего проще: учебник по менеджменту, несколько книг по лидерству и охапка TED Talks. Нужно знать всё и даже больше о том, как управлять, мотивировать и делать счастливыми самых важных людей — вашу команду.
Узкие, специализированные. Вы обязаны знать всё о сфере, в которой работает ваш проект. Создаете медицинские гаждеты — вперед изучать биологию и химию, делаете софт для защиты данных — становитесь асом кибербезопасности. Без таких знаний вы рискуете упустить несколько маленьких, но очень важных деталей.
Личные, софтскилльные. Мы уже об этом говорили: надо развиваться как личность, иначе вам конец. Курсы, книги, общение с умными людьми — не упускайте ни одного шанса.
Как только вы почувствуете, что самообразование уже не прет, идите на курсы. Такое часто случается на втором годе работы, когда мозг начинает требовать постоянных тренировок. Если вы достаточно самостоятельны, учитесь в сети.
Вот маленький список онлайн-школ, где можно получить степень, не отходя от экрана:
Менеджмент. Краткое руководство для начинающих менеджеров и опытных подчиненных
Современный менеджмент включает в себя целый ряд дисциплин, которые объединяют в себе самые различные функции, от менеджмента рисков до управления ресурсами и маркетинга. Сегодня же мы взглянем на менеджмент проекта в рамках IT-компании в общем, опишем главные функции менеджера (каждая из которых включает тысячи подфункций и еще больше всевозможных задач) и опровергнем несколько устойчивых и вредных мифов. Эта статья для начинающих PMов, а также для тех, кто вырос в менеджера из программиста.
Контрольный вопрос: чем менеджер отличается от подчиненного? На самом деле, основное отличие – это ответственность за результат. Менеджер отвечает за результат всей команды. На этом фоне ни решение задач, ни зарплата не является основной отличительной чертой между подчиненным и менеджером.
Теперь поговорим о функциях менеджера. Всего их пять:
Основная задача менеджера – планирование процесса в целом. Давайте возьмем самое простое: к примеру, начинается какой-то стартап и задача менеджера – спланировать, что должно происходить и в какие сроки. «Когда мне нужно снять офис? Когда мне следует нанять команду? Когда необходимо выполнить ту или иную задачу?» Детальный план определяет полноту и легкость реализации, увязывает организационные вопросы с задачами, которые ставит проект. Насколько правильно вы проранжируете задачи, настолько эффективно вы сможете контролировать течение проекта.
Следующая функция менеджера – это:
Грубо говоря, сюда всходит все, кроме людей. Нам нужно позаботиться о рабочих местах, материалах, технике. Любой грамотный менеджер обязан создать все условия для выполнения задачи, в первую очередь позаботиться об элементарном бытовом удобстве рабочего места своих подчиненных. Далее следуют формализация процессов и политик внутри компании, удобство коммуникации с клиентами, которые временами могут вынести мозг самому стойкому программисту, качественно формализованные задачи и разумные сроки их выполнения. Пример показательной организации — знаменитые офисы Google, где все, включая распорядок рабочего дня, призвано сделать человека в офисе более счастливым, чем у себя дома.
Как показывает практика, качественная организация быта прямо влияет на производительность и настроение в компании, сколько бы человек в ней не насчитывалось, и поэтому не стоит игнорировать потребности коллег. Зачастую выгоднее купить хороший кофе и арендовать комфортный офис, чем искать новых квалифицированных сотрудников и обучать их специфике работы.
Далее идет:
— А если у меня есть выбор между одним очень хорошим кандидатом и тремя не очень, но которые вместе выполнят ту же работу, которую обычно выполняет один хороший, но за меньшую сумму. Как я должен поступить в данной ситуации?
— Все зависит от ваших задач. Если проект длительный, и я беру только одного человека, то в случае его болезни вы сами понимаете, что происходит: его задачи банально некому выполнять. То есть, все зависит от ваших проектов и конкретных задач.
Из лекции Ивана Печерского (Astound, Web Development Manager)
Контрольный вопрос: насколько объективным должен быть менеджер при подборе людей в команду?
На первый взгляд, может показаться, что менеджер должен быть максимально объективным, эдаким перстом справедливости. Ни в коем случае. Забудьте, что такое объективность. Всегда пользуйтесь субъективными критериями при выборе специалистов. Задавайте себе вопрос: «Смогу ли я работать с этим человеком?» или «Насколько долго я смогу с ним работать?». Если вы уже на начальном этапе видите, что вы с человеком, как говорится, на разных волнах, он, вероятно, не нужен вам и вашей команде. Если вы чувствуете, что готовы с ним работать год, два, десять – это отличный выбор.
Каждый из нас уникален, и вы как менеджер — не исключение. Поэтому и команду вы подбираете уникальную, под себя.
Если вы пришли в уже существующую команду, в первую очередь узнайте о своих новых коллегах побольше. И не только из технических интервью — поговорите с ними о том, чем они живут, что им нравится, составьте о них взвешенное субъективное мнение. Если вдруг среди ваших подчиненных будут те, с кем у вас явно какие-то «непонятки», формализуйте ваши отношения с самого начала. Договоритесь “на берегу”, пообщавшись искренне и открыто. Скажите человеку, чего вы от него требуете, и чего он может требовать от вас.
Итак, мы собрали команду, что дальше?
Людей нужно направлять, согласно вашим итоговым целям. Вы получаете от команды ожидаемый результат, а люди, в свою очередь, получают возможность развития и дальнейшего роста.
Направление может быть краткосрочным или долгосрочным. Если нужно, чтобы Петя Пяточкин починил забор к завтрашнему обеду — это задача для краткосрочного направления. Мы должны убедится, что человек понимает задачу и помнит о сроках, мотивировать его, помочь найти причину, почему ему лично будет полезно выполнить эту задачу (изучение новых технологий, например), обеспечить его всеми необходимыми данными и инструментами для ее выполнения, а по завершении — дать обратную связь, подчеркнув успех или указав на недостатки.
Долгосрочное направление — это когда мы наставляем на путь истинный мальчишку-джуниора, планируя через несколько лет увидеть его синиором или, к примеру, архитектором. Здесь мы не можем просто сказать «эй, делай все, чтоб стать архитектором к семнадцатому числу!» Это так не работает. Нужно следить за его прогрессом, давать ему правильные задачи, которые будут его развивать в нужном направлении, предоставляя ему возможности для реализации себя в роли эксперта.
Последняя функция менеджера – это:
На этой функции «валятся» все начинающие менеджеры. Мы привыкли, что контроль – это постоянный поводок, тяжелый взгляд Большого брата, поминутные отчеты и другие малоприятные вещи.
Контроль должен быть незаметным и базироваться на постоянном, но неинвазивном наблюдении. Отчетность, естественно, важна. Она позволит заглянуть в прошлое и проанализировать возможные ошибки. Насколько хорошо мы спланировали работу и подобрали персонал, настолько хорошо у нас получится его контролировать. Подчиненные должны сами говорить об определенных сложностях, предупреждать вас об изменениях, выдвигать идеи по улучшению. Вы должны знать, чего ожидать от вашей команды, вы должны уметь прогнозировать результат.
Все функции менеджера взаимосвязаны и работают в совокупности друг с другом. Правильно налаженные, они способствуют созданию здоровой рабочей атмосферы в команде и торжеству здравого смысла в процессе работы над проектом.
Краткие комментарии к популярным тезисам о менеджерах и менеджменте:
1. Менеджер должен заниматься всей работой сам.
Менеджер может и должен делегировать часть своих задач подчиненным. На самом деле это то, что должен уметь каждый уважающий себя менеджер. Умение построить доверительные отношения в команде, вычислить того, кто хочет расти по менеджерскому пути, и отдать ему часть своей работы — крутой лайфхак для менеджера. Так вы освобождаете часть своего времени, позволяете членам своей команды учиться и расти быстрее, и повышаете собственные шансы карьерного роста — ведь любом случае вас не переведут выше прежде, чем вы подготовите себе замену. Профит.
2. Менеджер не должен никому доверять.
Неправильно. Доверие — результат ваших коммуникационных усилий. Организуйте доверительное общение с членами команды и наслаждайтесь благами делегирования задач и уверенностью в том, что все выложатся по максимуму. Не смог — вакансии на «свободная касса!» есть всегда.
3. Менеджер всегда должен быть объективным.
Ни менеджер, ни сварщик, ни СЕО не способен быть абсолютно объективным, так как сам является субъектом и подчинен непростым, но объяснимым химическим процессам в собственном организме. Не пытайтесь быть лучше своей природы, человек не бывает объективен на 100 процентов, увы. Постарайтесь выжать максимум из собственной субъективности — подберите идеальную команду, найдите уникальную схему работы со своими персоналом — так есть шанс получить лучший результат, чем если мерить всех по условно «объективной» линейке.
4. Менеджер всегда защищает свою команду.
Нет, нет и еще раз нет. Если ваша команда сделала что-то не так, вы должны дать ей это понять, иначе она будет постоянно прикрываться вами. Тут, конечно, как и в любой ситуации, лучшим советчиком будет здравый смысл. Во многих случаях действительно стоит прикрыть команду (если она того стоит, что опять же, зависит от менеджера). Но иногда случается, что правила и сроки оговорены, все в курсе дела, и вот какой-то дятел прощелкал все на свете, и проект валится. Менеджер может создать условия для работы, но увы, он не всегда способен превратить дятла в гения продуктивной разработки. Соответственно, если команда (или отдельные ее части) накосячили — им нужно дать об этом знать и назначить некий «штраф».
5. Менеджер никогда не должен отступать.
Менеджер должен объективно оценивать свои силы и силы своей команды, так как отвечать в любом случае ему лично.
6. Менеджер – самый лучший учитель.
Менеджеры – плохие учителя. Они требуют результата, и у них обычно нет времени учить. Поэтому не стоит пытаться совместить в себе функции и певца, и жнеца — достаточно будет, если вы сможете хорошо выполнять свои прямые обязанности.
Полезная литература.
Управление людьми:
«Человеческий фактор: успешные проекты и команды» Тимоти Листер, Том ДеМарко
«22 закона управления людьми» Георгий Огарев
Управление проектами:
«Вальсируя с медведями» Тимоти Листер, Том ДеМарко
«Deadline. Роман об управлении проектами» Том Демарко
Как стать менеджером? 7 направлений, в которых вы легко можете стать успешным руководителем
Хотели бы быть менеджером или же учились на направлении менеджмент? Но мир управленцев так многообразен, что ваши глаза разбегаются от возможностей и направлений?
Мы поможем вам разобраться в том, кто такой менеджер, как стать менеджером в различных направлениях, сколько они зарабатывают и где можно работать, отучившись на менеджера. Читайте статью целиком или выбирайте интересный вам пункт и кликайте на содержание!
В статье расскажем:
Качества успешного менеджера
Независимо от вашего базового образования, если вы станете менеджером вам потребуется несколько личных качеств, которые придется в себе развить:
Мы спросили опытных менеджеров из разных отраслей о том как стать успешнее. В статье вы узнаете, как стать менеджером по туризму, маркетингу, SMM-менеджером, ТОП-менеджером и менеджером по продажам; в каких регионах страны выше зарплата менеджеров и нюансы профессии с комментариями от экспертов.
Как стать менеджером по туризму?
Менеджер по туризму подберет выгодный тур, подготовит документы для визы и забронирует отель. Такой менеджер – рабочая лошадка и лицо турфирмы.
Где учиться на менеджера по туризму?
Профильное образование не обязательно, но значительно увеличит шансы найти работу. Обучение в вышке 4 года. Отучиться на менеджера по туризму можно в следующих вузах:
Полный список вузов в стране по специальности менеджер по туризму.
Нет возможности учиться 4 года? Есть программы быстрого, заочного или удаленного обучения. Учитесь самостоятельно на дому, с помощью платных курсов в интернете или бесплатно с помощью ютуб.
Как получить образование менеджера по туризму быстро? На менеджера по туризму можно обучиться удаленно за полгода в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Выпускникам присылают диплом государственного образца.
Можно ли обучиться менеджменту по туризму бесплатно? Если у вас очень много свободного времени и сильное желание стать менеджером по туризму, обучитесь самостоятельно. В интернете много успешных менеджеров некоторые ведут каналы на ютуб.
Например, Наталья Гафарова – Менеджер по туризму в туристическом агентстве «1001 тур» в городе Пятигорске. Женщина бесплатно делится опытом на своем YouTube–канале. Ответит на все вопросы по почте, объяснит нюансы профессии.
Толковые книги по туризму для саморазвития:
Необходимые требования и навыки для работы менеджером по туризму:
Как работают менеджеры по туризму
У каждой турфирмы есть программа в которой она оформляет туры. Их много, основные – «U-ON.Travel» и «Columbis».
В программе хранятся договоры, платежки, данные на туриста, финансовые гарантии, медицинская страховка. На туриста создается личная карточка – это удобно, если он снова обратится к вам.
Лайфхак. Менеджеру по туризму приходится запоминать и учитывать десятки факторов, к счастью существуют популярные шпаргалки туроператоров:
Где работать менеджеру по туризму?
Самые популярные туристические компании: Pegas Touristik, Coral Travel, Tez Tour, но без опыта работы возьмут только в новую турфирму.
Совет эксперта. Как пройти собеседование и стать менеджером по туризму?
Зарплата менеджера по туризму
Уровень зарплат и образование менеджера по туризму согласно SuperJob:
Самые высокие зарплаты в Москве и Питере.
Как стать менеджером по маркетингу?
Менеджер по маркетингу помогает покупателю найти и купить продукт. Он исследует рынок, оценивает спрос на товары или услуги и продвигает новые продукты.
Многие маркетологи выступают в роли консультантов после работы по найму, используя свою репутацию. Интернет маркетологи часто работают удаленно, посылая отчеты о проделанной работе и результатах работодателю.
Где учиться на менеджера по маркетингу?
Развитие интернета влияет на профессию менеджера по маркетингу. Появляются новые инструменты связи с клиентами. Побеждает та компания, которая следит за новыми сервисами и тенденциями в маркетинге.
Пришла эпоха Digital – маркетинга, контент–маркетинга, SMM. Новые инструменты маркетологов создают свежие вакансии на рынке труда. Роль менеджера по маркетингу в компании становится важнее, а оплата труда выше.
Толковому маркетологу не обязательно высшее образование, в хорошей компании оценят практические навыки и кейсы а не диплом. Опыт – дороже всего.
Маркетологов выпускают более 134 университетов в России. Обучение 4 года, бакалавриат. Перечислим самые популярные заведения:
Как работать менеджером по маркетингу?
Профильное образование не обязательно, маркетологом низкого уровня может стать и начитанный школьник с опытом продаж на авито.
Для саморазвития начинающему маркетологу можно посоветовать книги Игоря Манна:
Штудируйте и выписывайте тезисы в блокнот. Смотрите его выступления на ютуб – это отличное дополнение к книгам.
Требования к менеджеру по маркетингу
Об основных требованиях я спросил маркетолога с опытом работы 10 лет:
Где работать менеджеру по маркетингу?
Распределение вакансий по городам России по данным russia.trud.com:
Большинство вакансий сосредоточено в Московской и Новосибирской области.
Зарплата менеджера по маркетингу
Уровень зарплат по регионам страны по данным russia.trud.com:
Самые высокие зарплаты в Магаданской и Московской области.
На самом деле, зарплаты обычно выше и не стоит воспринимать график буквально.
В среднем по стране 25–30 тыс. рублей платят новичку без опыта, но не стесняйтесь обговаривать уровень вашей зарплаты с начальником и требовать повышения, если вы уверены в своих знаниях и способностях.
Как стать HR – менеджером?
Менеджер по подбору персонала ищет и собеседует потенциальных работников в компанию. Раньше таких людей называли кадровиками.
Где учиться на HR-менеджера?
Список лучших учебных заведений по мнению HR–консультанта Елены Стасевич:
Требования к менеджеру по подбору персонала
Экперт по подбору персонала Елена Стасевич, также подсказала, какие навыки помогут стать успешным кадровым менеджером.
Как работает HR-менеджер?
HR менеджер подбирает персонал, формирует базу потенциальных кандидатов, отвечает за обучение новых сотрудников и сопровождает за весь рабочий процесс, с точки зрения человекоресурсов.
По сути hr-менеджер – это специалист, отвечающий за формирование кадровых ресурсов в компании. Старый лозунг «Кадры решают всё» – актуален и в настоящий момент. От менеджера по персоналу зависит качество персонала, его адаптация, развитие и мотивация.
Где работать HR-менеджером?
Распределение вакансий по городам России данные с russia.trud.com:
Большинство вакансий сосредоточено в Московской и Ленинградской области.
Кадровик – нервная профессия, не для интровертов. Вам придется много общаться лично и по телефону. Вакансия подойдет для общительных и жизнерадостных людей.
Зарплата HR-менеджера
Уровень зарплат по регионам страны данные с russia.trud.com:
Самые высокие зарплаты на Чукотке и в Московской области.
В среднем по стране платят 20 – 25 тыс — не самая доходная и перспективная профессия, особенно в государственных структурах. Ищите вакансии в частных компаниях и желательно в области IT – там платят больше.
Как стать SMM – менеджером?
Менеджер по SMM продвигает бренда или продукта через социальные сети. Хороший сммщик – редкое явление, но при этом профессия востребованная и высокооплачиваемая. Менеджер по SMM – узконаправленный маркетолог.
Где учиться на сммщика?
Большинство SMM менеджеров – самоучки, в России пока нет конкретных направлений в университетах по этой специальности. Если вы желаете получить полноценное образование, близкое к менеджеру по SMM, учитесь на связи с общественностью или менеджера по маркетингу.
Курсы по SMM — самый быстрый способ получить глубокие знания по маркетингу в соцсетях. Ищите курсы в интернете, их много. Стоимость 20–40 тыс рублей.
Как научиться бесплатно. В Интернете можно найти курсы, книги и вебинары бесплатно, но в них много воды. Лучше заплатить за качественную информацию, чем выжимать из тонны материала суть.
Книги для саморазвития сммщика
Лучшие книги–бестселлеры по продвижению в социальных сетях:
Дамир Халилов составил список из 50 лучших книг по SMM.
Требования к сммщику
Как стать успешным менеджером по SMM? Спросим у Георгия Дементиевского. Георгий – сммщик из digital агентства Racurs.
Как и в сфере SMM, которая уже выделилась в самостоятельную область знаний, так и в интернет–маркетинге в целом сложно предугадать, куда пойдет тренд. Что будет работать в будущем.
Поэтому любому SMM–менеджеру нужно быть проактивным – уметь быстро анализировать информацию и использовать ее для своего продукта.
Нужна креативность. Однако только совместно с аналитикой и технологиями. Идеи, рожденные на 5–ти минутном брейншторме, могут быть отличными, но не все получится применить.
Поэтому всегда, при создании новых образов и стратегий, нужно держать в голове 2 вопроса:
– Какая наша финальная цель?
– Как с наименьшими затратами мы сможем продвинуть продукт в свет?
Я считаю важными навыками сммщика стрессоустойчивость и способность оценить обстановку, чтобы найти решение задачи. Бывает, что приходится совмещать в себе несколько ролей. К каждому человеку в команде нужно найти свой подход, быть добрым и приветливым.
На мой взгляд, обладание этими ключевыми навыками и компетенциями позволит вам быть в теме, знать, что происходит на рынке и бороться с конкурентами.
Как работают менеджеры по SMM?
Если вам казалось, что работа SMM менеджера заключается в создании мемов или смешных картинок с котиками, то вы немного заблуждаетесь.
Конечно создание постов входит в обязанности сммщика, но прежде чем бездумно постить все, что ему вздумается SMM менеджер изучает и составляет портрет целевой аудитории, продумывает темы и рубрики контента, определяет время создания постов или публикаций, создает контент-план. Назначает ответственных (если под его руководством есть небольшой штат из фотографов, иллюстраторов или копирайтеров).
Он также осваивает тонкости механизмов продвижения, владеет техниками PR.
В общем, работа творческая, но и рутины там хоть отбавляй.
Где работают менеджеры по SMM?
Распределение вакансий по городам России данные с russia.trud.com:
Большинство вакансий сосредоточено в Московской и Ленинградской области.
Зарплата менеджеров по SMM
Уровень зарплат по регионам страны данные с russia.trud.com:
Самые высокие зарплаты в Северной Осетии и Московской области.
Большой спрос на SMM мотивирует молодежь учиться маркетингу в социальных сетях. Школьники по всей России выдают себя за гуру социальных медиа. Рынок забит шарлатанами. Не будьте поверхностны, качественно подойдите к обучению и вас ждет стабильная высокооплачиваемая работа среди таких конкурентов.
Как стать ТОП–менеджером?
Топ–менеджер – вершина карьеры менеджера. Обычно это крупный управляющий или директор филиала. Работа требующая лидерских качеств и огромного опыта.
Где учиться на топ-менеджера?
Топ–менеджеры учатся там где и обычные менеджеры. Сама приставка «топ» говорит лишь о роли управляющего менеджера в компании. Директор может вырасти из продажника или даже менеджера по SMM. Топ–менеджер управляет другими менеджерами в отделе.
Книги по саморазвитию для топ-менеджеров
Пятерка мощных книг по топ–менеджменту:
На вакансию управляющего никогда не возьмут новичка, наберитесь опыта работая обычным менеджером. Читайте книги, ходите на семинары, проявляйте качества лидера и добьетесь своего. Нет ничего невозможного.
Требования для работы топ-менеджером
Мы спросили Кирилла Фомичева, какие качества он проверяет у топ–менеджеров при приеме на работу. Кирилл – основатель компаний «Marktarts» и агентства сквозной аналитики «Точно», сооснователь бренда одежды «studio –29», управляющий партнер компаний «Арбуз» и «Т_тистика».
Я управляю пятью компаниями, в этом мне помогают партнеры и топ–менеджеры. Поэтому при ответе буду опираться на свой практический опыт.
Ключевыми навыками топ–менеджера я считаю: креативность или гибкое мышление. Это способность найти нестандартный подход к любой бизнес–задаче: от продаж до найма талантливых сотрудников.
Люди готовы переплачивать за сервис, за бренд, за отношение к себе. Появляется большое количество компаний, которые заходят на уже устоявшиеся рынки и быстро забирают долю. Например, ВкусВилл, который открывает свои магазины рядом со старыми игроками и не боится конкуренции.
На эти факторы мы обращаем внимание при найме людей и выборе партнеров.
Как работает топ менеджер?
Топ менеджером могут назвать как самого главного босса, который практически не принимает управленческих решений, так и операционного директора, который забит текучкой под завязку и постоянно куда-то бежит по делам.
В обоих случаях на топ менеджере лежит большая ответственность за управленческие решения в компании, стратегию развития проектов или в целом фирмы, кадровую или социальную политику и, конечно, за все финансовые или операционные показатели (трафик, продажи и прочее). Ответственность как юридическая, так и моральная.
Стать топ-менеджментом со стороны обычно трудно. Максимум можно перейти в топ менеджмент определенной фирмы из той же позиции (или позиции заместителя) из родственной сферы или конкуретной компании. Чаще всего в них вырастают деятельные и инициативные сотрудники компании.
Где работать топ-менеджеру?
Распределение вакансий по городам России данные с russia.trud.com:
Большинство вакансий сосредоточено в Московской и Ленинградской области.
Как стать менеджером по продажам?
Существует легенда, что достойный продажник продаст снег эскимосу. Менеджер по продажам хорошо знает товар и умело говорит о его преимуществах. Умеет подавать в холодную и постоянным клиентам.
Продажник дожимает клиента, которого не убедил маркетолог.
Где учиться на менеджера по продажам?
Многие считают, что продажниками рождаются. Это особенное состояние души, невидимая «аура». Этому не научиться.
Чтобы лучше продавать, хорошо обладать харизмой и даром убеждения, но не обязательно. Желание, опыт и квалификация сделают из вас профессионала. Недостижимая «аура» продажника – миф.
Продажам можно и нужно учиться. Любому человеку полезно уметь продавать. Например, себя на собеседовании или личную вещь на досках объявлений.
Вузы для обучения продажам
Полный список вузов для обучения продажам смотрите на ucheba.ru. Перечислю основные:
Курсы для обучения продажам
Повышение продаж – популярная тема. Курсов и семинаров по продажам много, их просто найти в интернете и записаться в любом городе или пройти удаленно. Несколько толковых курсов:
Требования для работы менеджером по продажам
Генеральный директор компании «Цари спарты», Алексей Зыков, согласился рассказать нам о менеджерах по продажам.
Главная задача менеджера по продажам – продавать. Нужно уметь торговаться и смело вести переговоры. Продажник создает компании прибыль. Высшее образование – дополнительный бонус, а не показатель профессионализма. Бывало в нашей компании, лучшим продавцом по итогу месяца, становился менеджер с образованием повара–кондитера.
Так же я обратился к менеджеру по продажам в digital–агенстве Racurs Ивану, чтобы спросить как стать успешным продажником.
Иван Воробьев, менеджер по продажам SEO–услуг с опытом 3 года:
Иван выделяет три ключевых навыка, которые необходимы менеджеру по продажам:
Будьте общительны. Нужно красиво говорить. Умение договориться о встрече с незнакомым человеком – навык успешного продажника.
Проявляйте настойчивость. Возражения, отрицания и конформизм – препятствия на пути к продаже. Не всем нужен ваш товар или услуга. Ваша задача убедить покупателя в ценности предложения.
Будьте стрессоустойчивы. Учитесь сохранять спокойствие в любых ситуациях. Будьте вежливы и тактичны, несмотря на возражения клиента.
Как работает менеджер по продажам?
Кажется, что менеджер по продажам только и делает, что продает товары и услуги. Да, он этим и занимается большую часть времени! Однако также в его обязанности входит формирование отчетности по текущим клиентам или заказам ( в зависимости от компании это может проводиться как в табличках эксель или гугл, так и в специализированных системах), консультирование клиентов, выкладка товара (если это менеджер по продажам в офлайн торговле) или поддержание работы с уже «теплыми» клиентыми.
Работа с клиентами также может заключаться в холодных звонках или смс/e-mail рассылках, личных встречах или консультациях.
Где работать менеджеру по продажам?
Распределение вакансий по городам России данные с russia.trud.com:
Большинство вакансий сосредоточено в Московской области.
Зарплата менеджера по продажам
Уровень зарплат по регионам страны данные с russia.trud.com:
Самые высокие зарплаты в Приморском крае и в Московской области.
У продажника нет потолка в зарплате, особенно за рубежом. Ищите вакансии, в которых предусмотрен процент от доходов компании как премия к зарплате. Тогда ваш доход будет зависеть от способностей и стараний.
Советы для начинающих менеджеров
Надеемся, вам был полезен наш гайд по профессии менеджера! Делитесь с друзьями или сохраняйте статью в соцсетях, пишите в комментариях, если у вас есть что дополнить к нашим советам.