Менеджмент в игровой индустрии и киберспорте что это
Кто такой киберспортивный менеджер и чем он занимается? Разбираемся в тонкостях профессии
Анастасия «allestron» Висмут
Менеджер киберспортивной команды — и швец, и жнец, и на дуде игрец. На этом можно было бы закончить обзорную статью одной из самых многогранных профессий в киберспортивной индустрии, однако многим наверняка хочется узнать, какие обязанности должен выполнять хороший сотрудник на этой позиции и почему ему нужно уметь чуть больше, чем очень много.
Что нужно уметь, чтобы стать менеджером киберспортивной команды
В последние годы обидное прозвище «водонос» в адрес менеджеров всех мастей в киберспортивной индустрии звучит все реже. Раньше человек, которого условно называли менеджером, выполнял исключительно бытовые функции: заказать такси, погладить футболку перед LAN, заварить «Доширак» и, разумеется, не забыть о той самой водичке, ведь она редко отлипающим от компьютерного стула юным дарованиям действительно жизненно необходима.
Киберспорт рос и развивался, с ним в ускоренном темпе росли и множились задачи управляющего киберспортивной командой. Сначала добавилось составление расписаний, причем и личных, и командных, потом организации начали брать на себя ответственность за получение виз и других документов, за сбор и оформление которых также во многих случаях отвечает менеджер. Покупка билетов, съем помещений для буткемпов, заселение в отели, составление графика для общения с прессой, контроль медиаактивностей и даже организация командного досуга больше не зависят от геймеров — этими вопросами занимается тот, кому по статусу и должности положено. Впрочем, ответственность за заказ такси и необходимость следить за футболками на LAN тоже никуда не делись — так что тем, кто морально готов выпустить команду на сцену в неглаженом джерси, путь в менеджмент закрыт.
Немаловажным отличием хорошего менеджера от плохого является сила духа и стойкий (в идеале — нордический) характер. Холодность в принятии решений и способность постоять за себя и команду жизненно необходимы в случаях классической «мошны», без которой киберспорт не обходится и в 2021 году.
При этом одного лишь характера, чтобы отстаивать честь и достоинство тега, будет мало. В случае если вашу команду «обидели», нужно не только тараном идти к выгодному для ростера решению, но и не наступать на мины в регламентах киберспортивных соревнований. Некоторые опытные менеджеры настолько виртуозно выполняют свои обязанности, что находят опасные ловушки в документах от турнирных операторов, обезвреживают их и «не смотрят на взрывы», которые устраивают менее внимательные коллеги.
Одна из самых курьезных ситуаций, описывающих тотальную невнимательность менеджеров именитых ростеров, произошла во время Dota Pro Circuit 2021: Season 2 для Европы. Тогда оказалось, что ESL немного изменила регламент, разрешив тренерам общаться с коллективом во время игр, но далеко не все ответственные за документацию люди прочитали письмо от турнирного оператора — и в итоге оказались в заведомо проигрышной ситуации. Так игнорирование рутинных обязанностей привело к скандалу. Менеджер Alliance Мария Гунина, которая все же прочитала об изменениях и сообщила о них команде, даже пошутила на этот счет:
Что должен уметь менеджер по мнению коммьюнити: носить водуЧто должен уметь менеджер на самом деле: читать
В профессии киберспортивного менеджера состава много рутины, и нужно быть готовым к ней. Организаторский талант, коммуникабельность, стрессоустойчивость, навыки тайм-менеджмента, умение анализировать и другие качества должны быть не просто строчкой в резюме — без них вы не преуспеете на этой должности.
Кстати, многие считают, что менеджер в том числе должен быть хорошим психологом, способным услышать киберспортсменов и помочь им разобраться в эмоциях. Возможно, такой подход имеет место в некоторых коллективах, но он не обязателен. Еще в 2018 году бывший менеджер Virtus.pro по Dota 2 Роман Дворянкин отметил: «Менеджер живёт с игроками 150-200 дней в году, но у него есть чёткие указания, что это не его работа — пытаться что-то разрешить. Он им не старший брат и не мама».
Хочется также немного добавить о качествах, которые могут навредить вам в карьере киберспортивного менеджера команды. В первую очередь это конфликтность: скандалы внутри составов случаются регулярно, и порой бывает сложно решать, кто в них прав, а кто виноват. Менеджер должен быть машиной, которая пресекает любые склоки, а не топливом для ссоры.
А какие подводные камни?
Их тоже довольно много. Например, недосып и вечный джетлаг во время международных LAN — с той разницей, что киберспортсмены хоть иногда имеют возможность передохнуть сразу после полета, пока ты носишься по незнакомым локациям, решая организационные вопросы. Есть также необходимость быть профессором прорицания на полставки, чтобы предсказывать риски и изменения на сцене, а также немного освоить профессию чернорабочего, который в нужное время починит засорившуюся канализацию или ликвидирует потоп от кондиционера, потому что мастера до утра не вызвать. Не каждый готов работать руками, но у менеджера команды обычно нет выбора — нужно делать всё.
С развитием осведомленности населения о киберспорте к менеджерам также начали выдвигать требования по медийной активности. Раньше люди этой профессии чаще были в тени, занимались только организационными моментами и не появлялись в инфополе. Да, всегда были яркие звезды в топовых коллективах, чье мнение было весомым, но обычно на их влиятельность напрямую воздействовал тег: всем интересно, что говорит менеджер NAVI и Virtus.pro, но не «водонос» из тир-3 коллектива. Сейчас список спикеров, чьи слова воспринимают всерьез, существенно расширился, и каждая организация уже с тир-2 сцены считает, что менеджер как минимум должен периодически давать комментарии профильным СМИ либо завести группу в Telegram.
Кроме того, порой менеджера загоняют в ситуацию, когда он должен четко разграничить личное и корпоративное. Например, не кикать игроков за день до окончания трансферного окна — это, казалось бы, так легко. Почему же иногда менеджерам приходится принимать такие непопулярные в комьюнити решения? Причины могут быть разными — от плана не дать хорошего игрока конкурентам, но при этом усилить свой состав, до банальных финансовых неурядиц, из-за которых дорогостоящие контракты киберспортивных звезд становятся не по карману организации. Сочувствию игрокам, с которыми вы успели стать друзьями, в такие моменты не место.
Должен ли менеджер разбираться в игре, если управляет составом по Dota 2, LoL, CS:GO или другой дисциплине? Вопрос довольно сложный, так как высокий MMR или знание механик особо влиять не будут, но при этом не иметь ни малейшего представления о том, что происходит на экране геймеров, все же нельзя. Я считаю, что в СНГ менеджер состава (не организации) должен иметь базовые знания о дисциплине, чтобы как минимум понимать логику действий игрока. Стоит отметить, что различные события, которые происходят в игре, тоже нужно принимать во внимание. Например, выход нового патча всегда будет влиять на состав, и расписание активностей будет в том числе зависеть от графика релиза апдейтов.
Как получить необходимые навыки, чтобы стать киберспортивным менеджером
В работе менеджера киберспортивной команды довольно много тонкостей, узнать о которых можно несколькими способами. Чаще всего менеджер — это не первая ступень в карьерной лестнице человека, который попал в индустрию. Либо за плечами у такого сотрудника есть долгие годы игры в какую-либо дисциплину, либо стаж на других должностях, например SMM-специалиста или (в идеале) младшего помощника другого менеджера.
Кроме того, любой менеджер должен накапливать знания путем колоссальной любознательности: любое происшествие в индустрии следует рассмотреть со всех сторон, собрать мнения участников и в голове выстроить план, как вести себя в подобной ситуации, если она произойдет с твоей командой. Хотя наблюдательность не панацея: некоторые шишки все же придется набивать самостоятельно. В профессии менеджера киберспортивной команды пригодятся стрессоустойчивость и способность принимать нестандартные решения в моменте.
Получить навыки киберспортивного менеджера также можно в образовательных учреждениях, которые готовят таких специалистов, — с каждым годом их становится все больше. На хороших курсах вам дадут необходимый теоретический материал и минимальную практическую базу, которой хватит, чтобы не совершать самых глупых ошибок в работе.
В 2021 году такие курсы запускает Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС. На базе государственного вуза студенты смогут получить удостоверение о повышении квалификации установленного РАНХиГС образца по специализации «Менеджмент». Учащиеся могут выбрать в том числе направление «Менеджер киберспортивного состава», на котором ведущими преподавателями являются директор Ассоциации развития киберспорта Павел Голубев и сооснователь Electronic Mushroom и бывший комьюнити-менеджер Electronic Arts Евгений Оленев.
«Наши слушатели получат знания и навыки по тайм-менеджменту, планированию и организации всех процессов, происходящих как во время подготовки тренировочных моментов, так и во время турнирных мероприятий. Они научатся анализировать развитие игрового рынка и тенденций, преобладающих в данный момент, что поможет оценивать прогресс в достижении целевых показателей командой. Обучение будет сочетать лекции, семинары, упражнения и практические занятия в онлайн- и офлайн-режимах».
ИОМ РАНХиГС предлагает очно-заочный формат обучения: два будних дня в неделю по вечерам, а также полноценный учебный день в субботу с 10:00 до 17:00. Курс рассчитан на 12 дней, при этом часть занятий обязательно проводится в очном формате. По итогам образовательной программы студенты подготовят офлайн-проект, в котором смогут применить полученные знания на практике.
Обеспечит ли окончание образовательных курсов ИОМ РАНХиГС тёплое место в киберспорте без проблем и забот? Нет. Однако компетенция всегда имеет первостепенное значение — на курсах студенты получат все знания, необходимые для начала работы с командой. И если вы будете соответствовать всем вышеописанным критериям, то ваши волшебные башмачки обязательно найдут дорогу из желтого кирпича.
Менеджмент в киберспорте
Вы познакомитесь с индустрией киберспорта и научитесь управлять проектами. Освоите работу с медиа, управление командой, event-менеджмент и решите, в какой из трёх специализаций хотите развиваться дальше.
Курс записан совместно с киберспортивным холдингом ESforce
ESforce Holding одна из крупнейших киберспортивных организаций в мире и лидер российского киберспорта. Холдинг объединяет все ключевые направления киберспортивного бизнеса: от собственного профессионального клуба до организации международных турниров, от создания и дистрибуции контента до рекламных и инфраструктурных проектов.
Медиаресурсы ESforce охватывают до 90% российской киберспортивной аудитории, которая, согласно исследованию Nielsen Sports, составляет около 15,4 млн человек.
Менеджер в киберспорте многогранная профессия. Такой специалист может управлять киберспортивным клубом, командой, студией или даже организовывать турниры. Менеджер погружен в специфику индустрии и понимает её внутренние процессы. Он выстраивает работу внутри команды игроков и сотрудников, знает свою аудиторию и несёт ответственность за целостность бренда.
В России мало курсов для подготовки менеджеров в киберспорте, поэтому квалифицированных кадров не хватает.
объём рынка киберспорта в России к 2023 году по прогнозам экспертов ТАСС
минимальная зарплата в топовой команде по данным incrussia.ru
Кому подойдёт этот курс
Фанатам игр без опыта в управлении
Вы научитесь зарабатывать на своём хобби. Узнаете, как работают киберспортивные медиа, научитесь работать с командами и организовывать ивенты.
Менеджерам
Узнаете, как применить управленческие навыки в киберспортивной индустрии. Научитесь организовывать буткемпы, сопровождать игроков на турнирах и общаться с их родителями, решать финансовые, юридические и PR вопросы.
Маркетологам
Научитесь оценивать аудиторию киберспортивных медиа, узнаете про особенности восприятия рекламного контента поколением Z.
Event-менеджерам
Изучите особенности организации и проведения киберспортивных онлайн- и офлайн-мероприятий.
Чему вы научитесь
Планировать киберспортивные мероприятия
Узнаете, как собрать проектную команду. Научитесь находить спонсоров и договариваться с ними. Сможете запускать онлайн- и lan-мероприятия.
Составлять стратегию по продвижению киберпродукта
Сможете работать с киберспортивными медиа и исследовать их аудиторию. Поймёте, как оценивать эффективность рекламных кампаний в СМИ.
Руководить проектами
Разберётесь, как готовить нормативные документы, сметы, презентации и таймлайны. Сможете рассчитывать метрики эффективности проекта.
Управлять командами
Поймёте, как оформлять трансферы. Сможете планировать занятость команды, составлять тайминг мероприятий и организовывать буткемпы.
Подарки от партнёров на Новый год
Учитесь сейчас, платите потом!
Расходы за первые 3 месяца прохождения курса Skillbox берёт на себя. Смотрите видео, практикуйтесь, прокачивайте навыки и начинайте зарабатывать.
Кредитная программа от надёжных банков
Записаться на курс или получить бесплатную консультацию
Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.
Ваша заявка успешно отправлена
О Skillbox
Как пользоваться платформой
Изучаете тему
В курсе — практические видеоуроки.
Выполняете задания
В том темпе, в котором вам удобно.
Работаете с преподавателем
Закрепляете знания и исправляете ошибки.
Защищаете дипломную работу
И дополняете ею своё портфолио.
Попадите в CyberBox от Skillbox & ESforce
Крупное гейм-комьюнити, где вы сможете лично познакомиться с экспертами игровой индустрии и перенять их опыт.
В зависимости от выбранной специализации сможете отработать навыки на практике:
• Будете управлять киберспортивной командой студентов игрового направления
• Примете участие в организации лиги CyberBox
• Продумаете систему продвижения турниров
Присоединяйтесь и участвуйте в розыгрышах и мастер-классах от ведущих экспертов индустрии!
Мероприятия для студентов
Закрытые воркшопы
Приобщитесь к профессиональному комьюнити, сможете задать любой вопрос специалистам и завести новые полезные знакомства.
Экскурсии в компании-партнёры
Посмотрите на работу крупных компаний изнутри, познакомитесь с сотрудниками и руководителями, сможете перенять опыт ведения крупных проектов.
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Основные курсы
Введение в киберспортивную индустрию
Event-менеджер с нуля
Менеджер команды
Медиаменеджмент в киберспорте
Дополнительные курсы
Управление проектами
Получить презентацию курса и консультацию специалиста
Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.
Менеджмент в игровой индустрии и киберспорте
Срок обучения
4 года — 4 года 6 месяцев
Форма обучения
Очная Вечерняя Выходного дня Заочная
практика и стажировки
с 1 курса
Обучение
1-й курс
На данном курсе направления начнется введение в профессию, вы будете изучать исторические и экономические дисциплины, математический аппарат и статистические методы, правовые и управленческие вопросы, информационные технологии в профессиональной деятельности, социологию и иностранный язык. Будут рассмотрены задачи маркетинга и менеджмента, в том числе по вопросам экономики организаций в игровой индустрии и киберспорте.
2-й курс
На данном курсе вы завершите изучение общеобразовательной программы. Ключевой темой станут принципы управления человеческими ресурсами и связанный с этим производственный и операционный менеджмент в игровой индустрии и киберспорте, теория менеджмента, а также event-менеджмент и маркетинг в киберспорте.
3-й курс
На третьем курсе вы будете изучать финансовые задачи киберспортивных клубов, правила организации киберспортивных мероприятий, принципы управления киберспортивными клубами, иностранный язык и инвестиции в игровой индустрии, международные рынки и организации.
4-й курс
На последнем году обучения вы закончите освоение финансового менеджмента, маркетинга, геймдизайна и организации предпринимательской деятельности в киберспорте. Вы изучите аудит киберспортивных организаций и инвестиционную деятельность в игровой индустрии. Также вы завершите изучения профильного английского языка делового и профессионального общения.
Вашей дипломной работой может быть ваш собственный бизнес-проект в игровой индустрии.
Технические 50% Естественнонаучные 20% Гуманитарные 30%
Как устроена работа менеджеров в киберспорте
В декабре прошлого года Высшая школа экономики (вместе с Федерацией компьютерного спорта) запустила курс обучения менеджеров по киберспорту. Индустрии нужны профессионалы, способные управлять киберспортивными организациями и спортивными командами. О том, как устроена работа управленцев в сфере киберспорта, рассказывает TJ.
Издание пообщалось с несколькими менеджерами. Управлением в киберспорте занимаются специалисты с разным опытом, однако их объединяет интерес к отрасли. Спортивный директор российской организации Team Empire Александр Соломонов больше 15 лет занимается киберспортом. В 2003 году он увлекся стратегией Warcraft III: The Frozen Throne и начал следить за первыми киберспортивными турнирами. Он обнаружил, что ему интереснее организовывать соревнования, чем играть. Через несколько лет управления любительскими командами ему предложили место командного менеджера российской сборной по Warcraft.
Главному менеджеру российского клуба ROX Адаляту Мамедову 22 года. До 18 лет он хотел стать профессиональным игроком в League of Legends, однако родители не позволили ему стать киберспортсменом. Вместе с работой в ROX Мамедов совмещает учебу в МГУ и чтение лекций по биоинженерии.
Многие специалисты приходят в киберспорт из других профессий. Это может быть маркетинг, юриспруденция, финансы или классический спорт. Когда они разбираются в устройстве индустрии, их опыт позволяет им добиться успеха. При этом работа менеджера в киберспорте не всегда отнимает много времени, что позволяет менеджерам параллельно вести другие проекты. В топовых компаниях зарплата киберспортивного менеджера составляет 85—120 тысяч рублей, а минимальный порог — 28 тысяч. Иногда команды отдают менеджерам часть призовых с турниров.
Менеджерам киберспортивных команд часто приходится решать проблемы качества подготовки спортсменов: при удаленных тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, плохо спят и питаются, жалуется бывший менеджер российской киберспортивной организации M19 Андрей Полещук. Поэтому перед важными турнирами игроки приезжают в тренировочные дома, где менеджер вместе с тренером выстраивают график спортсменов. Менеджеру приходится следить за игроками, а также отвечать за поставки еды.
Дом для подготовки организации ROX находится в Московской области. Это пятиэтажное здание, в котором на время сезона по League of Legends живут спортсмены, тренер, аналитик, менеджер, домработницы (иногда к ним присоединяются психолог и массажист). Три месяца содержания этого дома обходятся ROX в 2 млн рублей. Иногда клубы покупают собственные коттеджи. Например, так сделал российский клуб Vega Squadron.
Одним из самых важных вопросов для менеджера при подготовке тренировочного дома становится подключение к интернету: если у команды оборвется соединение во время матча, то ей засчитают техническое поражение. А менеджера могут уволить (так произошло в команде Virtus.Pro, которая в феврале прошлого года получила техническое поражение в матче против клуба Effect). Чтобы решить эту проблему, менеджеры организуют подключение тренировочного дома сразу к двум провайдерам. Мамедов из ROX рассказывает, что в августе 2017 года хакеры начали атаку против его команды. Однако, когда на кону стоит 10—20 млн рублей, находятся те, кому может быть это выгодно.
Менеджеры команды становятся опорой для игроков, считает Соломонов из Team Empire. Он должен решать логистические и организационные вопросы, а также помогать игрокам решить проблемы в команде или наладить их режим дня. Однако генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин уверен, что внутренними проблемами должны заниматься психологи и тренеры.
Киберспортивные программы существуют в 28 американских университетах. А отдельные курсы по менеджменту в киберспорте есть в Великобритании, Китае и Южной Корее. При этом первый масштабный курс по менеджменту в киберспорте начнется в Британии лишь в сентябре 2018 года. Для иностранцев стоимость обучения составит 11,1 тысячи фунтов.
Российские киберспортивные менеджеры признают, что на отечественном рынке не хватает кадров. Поэтому в декабре прошлого года Федерация компьютерного спорта (ФКС) России запустила курс «управление киберспортом». По словам председателя правления ФКС Эмина Антоняна, выпускники этого курса ВШЭ смогут занимать любые менеджерские и управленческие позиции в киберспортивных проектах. Полугодовая программа стоит 200 тысяч рублей. Новый набор на курс начнется весной 2018 года.
Иногда менеджеру приходится решать самые разные задачи и даже выполнять задачи разнорабочего, рассказывает Адалят Мамедов из ROX. Он отмечает, что для работы в индустрии менеджер должен хорошо владеть английским языком. А дополнительно ему может помочь знание корейского, немецкого и турецкого языков.
По мнению аналитика инвестиционного банка Cowen Дуга Кройца, в ближайшем будущем киберспорт ждет медленный рост. Однако в долгосрочной перспективе киберспорт станет новым каналом поступления доходов для индустрии видеоигр.