Менины что в переводе означает

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Диего Веласкес.Менины. 1656.Холст, масло. 318 ; 276 см
Прадо, Мадрид

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ

Полотно изображает сцену написания Веласкесом совместного портрета испанского короля Филиппа IV с его супругой и племянницей Марианной Австрийской в присутствии их дочери инфанты Маргариты Терезы со свитой. Сложная и загадочная композиция картины поднимает вопросы об иллюзии и реальности, а также о неопределённости связи между зрителем и персонажами.

«Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства

В 1656 году, а именно в то время была написана картина, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер, шла опасная война с Францией. И королю не оставалось ничего, кроме как сделать Маргариту наследницей престола. Чтобы хоть как–то подкрепить свой трудный и рискованный выбор, король дал задание Веласексу: нарисовать картину, которая показала бы всем, что они обязаны принять решение короля, каким бы абсурдным оно бы ни было.

Художник был озадачен, но все же с мог решить эту задачу — он нарисовал картину, посмотрев на которую можно было понять, что эта девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего страшного.

Есть произведения искусства,которые ставшие загадкой,сразу же после их возникновения.Таким произведением и является картина «Менины».По-испански «менина» означает молодую девушку благородного происхождения, которая является фрейлиной принцессы и всегда находится в ее свите.

Центром композиции является маленькая хрупкая фигура инфанты Маргариты в красивом светлом платье. Девочка стоит, кокетливо повернув голову, и выжидающе смотрит на зрителя. Согласно этикету, перед ней опустилась на одно колено молодая фрейлина Мария Сармиенто и подает сосуд с напитком.

Художник не только любуется белокурой девочкой, он понимает, что ее детская прелесть должна увянуть, подобно цветку, в мрачном дворце, среди тяжелых, сковывающих ее придворных условностей.

Она кажется слишком серьезной, одинокой в больших пустынных комнатах Алькасара, и что- то напряженное, обреченное читается в ее глазах. У нее нет детства, потому что она – инфанта.На этой картине ей всего 5 лет.

С другой стороны в реверансе застыла фрейлина Изабелла де Веласко. Справа у стены находятся постоянные члены свиты инфанты, ее шуты: карлица Мария Барбола, прижимающая к груди игрушку, и юный Николас Пертусато, толкающий ногой лежащую перед ним собаку.

Далее из полумрака выступает женщина в монашеском одеянии — Марсела де Уллоа, наставница принцессы, и гвардадамас, обязанная повсюду ее сопровождать и охранять. В проеме открытой двери по ступеням поднимается придворный вельможа Хосе Нието.

А с левой стороны картины, возле огромного холста, натянутого на подрамнике, художник изобразил самого себя. Грустный Веласкес держит в одной руке палитру, а в другой — длинную кисть.

Его взор, а также взгляды инфанты Маргариты, присевшей в реверансе, фрейлины Веласко и карлицы Барболы, устремлены на зрителей. Вернее не на них, а на ту пару людей, которая должна быть по другую сторону картины и сейчас слитно отражается в зеркале напротив.

Если внимательно приглядеться, то можно понять, что автор изобразил королевскую чету — Филиппа IV и его супругу Марианну Австрийскую.

Странная многофигурная работа являлась любимым для художника построением композиции «картины в картине» и, конечно, ее зашифрованный смысл знатоки искусства пытаются разгадать уже более трех веков.

Может, как раз, чтобы не разрушить искренность образа инфанты в целом, ее чопорных родителей Веласкес изобразил неясными пятнами в зеркальном отражении?

Так что же хотел сказать гениальный художник в этой картине?

Существуют разные версии, объясняющие сюжет полотна. По одной из них, Веласкес предоставил момент перерыва во время работы над портретом инфанты, когда к ней бросились ее фрейлины, и в мастерскую как раз заглянула монаршая чета, чтобы узнать, как идут дела

По другой, наоборот, живописец создавал портрет Филиппа IV и Марианны Австрийской, когда мастерскую посетила капризная принцесса со своей свитой. Возможно, именно этот эпизод художник и запечатлел на холсте. Есть и другие варианты истолкования удивительной картины, но все они противоречат друг другу и некоторым странным деталям композиции.

Так, в своих стихах, посвященных Веласкесу, Кеведо писал: “Где живопись? Все кажется реальным. В твоей картине, как в стекле зеркальном”.

В ЧЁМ ЗАГАДКА ЭТОЙ КАРТИНЫ?

В 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура.
Первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет, похожий на палочку, а точнее королевский жезл главнокомандующего.

Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.Присмотритесь и вы увидите эту руку.

Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить.Он попросил у короля разрешения изменить полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в деталях рассмотреть в музее Прадо.

Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом «Ордена Сантьяго», полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой.

Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый «Портрет семьи Филлипа IV», впоследствии названного «Менины», а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя,который должен преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву.

На первом плане картины лежит большая собака, верный друг и защитник своих хозяев, которую всегда можно пнуть сапогом. В ее образе символизирована незавидная судьба придворного художника, гениального творца, способного быть больше, чем просто преданным слугой своего господина.

ЧТО ЖЕ МЫ МОЖЕМ УВИДЕТЬ?

Мы видим обратную сторону холста и всё то,что изображает на ней художник инфанту,придворных,отражение короля и королевы
Картина Веласкеса-реалистична.Одновременно это и картина,главное в которой-превращение,метаморфоза.

СУЛДЬБА ДЕВОЧКИ НА КАРТИНЕ.

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров к пасхе 1666 года за своего дядю по материнской линии и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линии императора Священной Римской империи Леопольда I.Ей было 14 лет,а Леопольду 26.

Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам это был счастливый брак, супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II.

Источник

«Менины» – необыкновенные приёмы на картине Веласкеса

Диего Веласкес был придворным художником испанского короля, но даже в таких условиях, где работы следует писать лишь в соответствии с пожеланиями заказчиков, он сумел максимально раскрыть свой необыкновенный талант. Это демонстрируют нам многие творения Веласкеса, в частности «Менины».

Эта картина до сих пор вызывает множество вопросов у ценителей искусства и исследователей. Её сюжет практически не поддаётся расшифровке, несмотря на кажущуюся простоту. Она принадлежит к истинным шедеврам мирового искусства, хотя по-прежнему хранит не одну тайну. Когда же Веласкес создал «Менины»? И что особенного в этой картине?

История создания

«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.

Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.

В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означаетДиего Веласкес «Автопортрет», 1645 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Юная инфанта на полотне

Но давайте скорее перейдём к самому полотну и постараемся разобраться, что же так поражает зрителя. Сразу можно отметить, что на картине изображены 11 человек и одна собака. Практически все персонажи имеют реальных прототипов, причём искусствоведы определили всех, кроме одного человека на заднем плане.

Но прежде чем “познакомиться” с ними, я хочу обратить внимание на фон. Все действующие лица находятся в мастерской художника. Доказательства этому – картины на стенах, холст, расположенный внизу, да и человек с кисточкой и красками.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означаетДиего Веласкес «Менины», 1656 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

В самом центре картины «Менины» находится престолонаследница – инфанта Маргарита. Ей на момент написания работы было 4-5 лет. Её можно по праву назвать любимицей Веласкеса.

Девочка появляется на 5 его картинах. Увы, судьба принцессы оказалась печальной. Выйдя замуж за Леопольда I, она стала императрицей Священной Римской империи, однако в этом статусе пробыла совсем недолго. Маргарита умерла в 22-летнем возрасте от осложнений, связанных с родами.

Веласкес сумел так изобразить девочку, что даже человек, далёкий от истории, сразу поймёт: перед нами – юная принцесса. У Маргариты уже заметна лёгкая величавость в осанке, да и сам наряд выделяет её среди окружения.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означаетГлавная героиня картины – маленькая принцесса Маргарита

Слуги и художник

Справа и слева от инфанты находятся её фрейлины. Одна из них протягивает девочке сосуд с напитком. Неподалёку находятся охранник и компаньонка. Особый интерес вызывают два карлика, присутствующие на картине. В те времена они служили в качестве шутов и здесь также, несомненно, должны были развлекать инфанту.

Кстати, присутствие карликов на картине было достаточно редким явлением (тем более, на полотне придворного художника). «Менины» – картина, которая содержит и автопортрет Веласкеса. Да-да, тот самый человек, стоящий у холста с кистью и красками – это художник, написавший полотно, что перед нами.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означаетДостаточно редкое явление – присутствие на картине придворного живописца карликов

И здесь заметна маленькая “слабость” живописца. Он решил изобразить не себя “настоящего”, а несколько идеализированный образ. Но, согласитесь, кому из нас не хочется выглядеть на портретах ярче и интереснее, чем в реальности?

На груди художника можно заметить красный крест – это орден Святого Сантьяго. Что примечательно, в рыцари данного ордена живописец был произведен уже после смерти короля, хотя Филиппа IV мы видим рядом с ним на полотне.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означаетАвтопортрет Веласкеса, вписанный в картину Менины

Тайны картины

Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.

Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означаетСопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Но, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.

Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означаетВ зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

В своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.

Источник

Менины

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает

Описание картины «Менины»

«Менины» (что в переводе означает «Фрейлины») – самая знаменитая и даже знаковая картина Диего Веласкеса. Это картина-иллюзия, картина-зеркало, картина-автобиография.

Младшая дочь испанского короля Филиппа IV, девочка, на которую империя Габсбургов возлагала большие династические надежды, была любимицей Диего Веласкеса. Художник занимал должность главного распорядителя королевских покоев, а его мастерская находилась прямо в апартаментах короля, поэтому в самом факте того, что Маргариту привели к Веласкесу в его «рабочий кабинет», ничего необычного нет. Веласкес писал Маргариту многократно (1, 2, 3, 4). Очаровательное существо с воздушным ореолом тоненьких рыжеватых волос и в негнущемся платье на жестком каркасе-вертигадо – её часто сравнивают с лучом света, осветившим мрачную мастерскую. Она умрёт 21-летней, пережив Веласкеса всего на 13 лет.

Девушки-фрейлины расположились по правую и левую руку от принцессы. Одна из них, донья Изабелла де Веласко, склонилась в почтительном поклоне. Вторая, донья Мария Сармиенто, низко присев, протягивает Маргарите, сосуд с водой. Всё это соответствует ритуалам, которые при испанском дворе соблюдались неукоснительно. Принцесса не могла выпить воды самостоятельно – её должны были поднести слуги. А чтобы напоить девочку, фрейлина обязана была опуститься перед ней на колени.

Испанский двор непредставим без карликов. Имена некоторых из них история сохранила благодаря Веласкесу. В «Менинах» мы видим карлицу Марию Барболу, привезённую из Баварии и, возможно, являвшуюся нянькой Маргариты, и миниатюрного карлика-итальянца Николао де Пертусато. Уродцы и карлики были единственными людьми при дворе, свободными от условностей этикета. В «Менинах» Барбола хвастается орденом на её груди, а Николао бесцеремонно толкает ногой спящего королевского пса.

Веласкес изображает в этой компании и себя самого. Некоторые (например, британский искусствовед Вальдемар Янушчак) видят в его лице гордость и надменность. Еще бы – выходец из семейства небогатых португальских евреев-переселенцев оказался почти что членом семьи короля империи, господствовавшей над половиной мира. Но есть и те, кто читает в лице Веласкеса благородство, а также неудовлетворенность и меланхолию.

Известно, что, вознамерившись получить дворянство, он пережил довольно унизительный судебный процесс, в котором ему, в частности, требовалось доказать, что живопись не является его способом заработка. В самом конце жизни Веласкеса, уже после того, как были написаны «Менины», Филипп IV пожалует ему орден Святого Яго – высшую государственную награду. Сейчас мы можем видеть этот орден на груди Веласкеса только потому, что после его смерти король велел другому художнику дополнить картину этой деталью.

Кого же на самом деле пишет Веласкес?

Самая большая интрига картины – над чем же в изображаемое мгновение работает Веласкес? У него в руках палитра и кисть, он смотрит куда-то дальше, поверх голов Маргариты и фрейлин, а перед ним стоит на подрамнике огромное полотно. Но зрителям и не нужно ничего домысливать: те, кого он пишет, отражаются в небольшом зеркале за спиной Веласкеса. Это Филипп IV и королева Марианна Австрийская – родители инфанты. Их несколько размытые, но всё же безошибочно узнаваемые портреты зритель различает в амальгаме зеркала. Интересно, что во всем творческом наследии художника мы не найдём картины, где король и королева были бы написаны не по отдельности, а вместе.

Веласкес пишет себя в том окружении и том антураже, который на протяжении 30-ти лет был содержанием его жизни. И вместе с тем, будучи частью этой реальности, он сам её порождает – своим талантом и своей кистью. Вот почему «Менины» – это и лучшая автобиография Веласкеса, и его манифест о месте художника в мире.

Источник

«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает

Диего Веласкес (1599—1660) — один из величайших художников всех времён.

Самое удивительное, что ему вообще удалось это доказать потомкам.

Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».

«Менины» — портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656. Музей Прадо, Мадрид.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.

Более подробно о картине читайте в статье “Женщина без лица на портрете семьи Карла IV”

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает

Главная загадка «Менин»

Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.

Менины что в переводе означает. Смотреть фото Менины что в переводе означает. Смотреть картинку Менины что в переводе означает. Картинка про Менины что в переводе означает. Фото Менины что в переводе означает Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.

Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *