Менониты что это такое

Теперь они стали историей: немцы-меннониты и голландцы в Сибири

Менониты что это такое. Смотреть фото Менониты что это такое. Смотреть картинку Менониты что это такое. Картинка про Менониты что это такое. Фото Менониты что это такое

Сегодня мало кто знает, кто такие меннониты и что они делали в России и в Сибири. Вот пример: уже почти четыре десятилетия нет с нами замечательной певицы Анны Герман, но песни ее слушают и сегодня. Сама она считала себя полькой, но ее мать Ирма Мартенс происходила из семьи голландских меннонитов, которая переселилась в Польшу в далеком XVI веке. Совсем мало знают сибиряки о голландцах-меннонитах, которые живут в Сибири уже больше 100 лет.

Об их истории и судьбе Тайге.инфо рассказал главный редактор журнала «Сибирский Архив», историк Владислав Кокоулин.

Тайга.инфо: Наверное, прежде всего, необходимо прояснить, кто такие меннониты?

— Во время Реформации в Германии в XVI веке недовольные реформами Мартина Лютера предложили другой вариант реформы христианской церкви, который получил название анабаптизма, что можно перевести как перекрещенство. Анабаптисты требовали перекрестить всех новых приверженцев, и отсюда появилось такое название. Появились даже анабаптистские пророки. Однако они потребовали не только переустройства церкви, но и всей социальной жизни, быстро став радикальным течением в протестантизме.

Против них выступили и католики, и протестанты, и вскоре в результате их совместных действий анабаптисты были разгромлены. Остатки общин, отказавшись от политического и социального радикализма, объединились вокруг голландца Менно Симонса, по имени которого они и получили своё название — меннониты. Они сохранили упрощённое богослужение, отказались от церковных облачений и крещения детей, главы общин были выборными.

Тайга.инфо: Где же меннониты поселились в России?

— Вначале рискнули приехать в нашу страну 228 семей. Екатерина II пообещала им немыслимые льготы: свободу вероисповедания, отсрочку от податей на 10 лет, и, главное, полное освобождение от военной и гражданской службы. Поселились они в Екатеринославской губернии. При Павле I появился второй район расселения меннонитов — Таврическая губерния. Затем меннониты поселились в Самарской губернии. Но как только в результате реформ Александра II была введена всеобщая воинская повинность, которая затронула и меннонитов, они потянулись в США.

Тайга.инфо: А как же они оказались в Сибири?

— В 1896 году при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление. Задачей управления был подбор подходящих для переселения земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке, а также устройство переселенцев на новом месте. Однако переселение меннонитов в Сибирь приняло широкий размах во времена премьерства Петра Столыпина. Вот тогда-то голендры (так называли выходцев из Голландии) и начали селиться в Сибири. Конечно, сейчас трудно разобрать, кто из них был потомком выходцев из Голландии, а кто — из Северной Германии. Фамилии у них в основном были немецкие — Гильдебрант, Гинеборг, Кунц, Людвиг и тому подобные, а имена, как ни странно, польские — Юзеф, Катаржина, Петр, Нэлли…

Но давайте вспомним, что они долгое время жили в Польше, где собственно и стали почти поляками, хотя сохранили свою веру. В быту они разговаривали на украинском языке, молитвы читали по-польски, а при советской власти их всех записали немцами. Это и сыграло трагическую роль в 1942 году, когда их наряду с этническими немцами отправили в трудармию.

А тогда, в 1907 году, голендры поселились в Иркутской губернии в трёх сёлах, которые сейчас называются Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник. Они переселились сюда с Волыни, привезя с собой одежду, плотницкие и сельскохозяйственные инструменты. Приехав на новое место, голендры построили дома, которых ещё не видели в Сибири — огромные тридцатиметровые строения, где под одной крышей помещались жилой дом, кладовые, сеновал, стайки для скота. Но, как выяснилось, это было очень удачным решением, ведь теперь в морозный день не надо было выходить на улицу, чтобы сделать все хозяйственные дела.

Привезли они с собой и свои обычаи. Самым ярким из них была свадьба: собирались на лугу, играли, танцевали под гармонь. На стол ставили картошку, масло, польский борщ, пшённую кашу на молоке и мёд. Невесте давали приданое: перину, три большие подушки и одну маленькую, которые укладывали в специальный сундук. На второй день свадьбы невесте — теперь уже жене — меняли простой чепец на сшитый из полоски кружевной ткани с цветами. Эту традицию голендры привезли из Голландии. Конечно, этот обряд постепенно трансформировался и сегодня уже вряд ли удастся увидеть ту свадьбу, которую отмечали голендры в начале ХХ века. Но с обычаями и бытом голендров сегодня можно познакомиться в музее, который был открыт в 2012 году в Пихтинске, правда для этого придётся проехать 300 километров от Иркутска.

Тайга.инфо: Меннониты также появились и на Алтае.

— Там меннониты также появились в годы столыпинских переселений. Но это были в основном немцы. В 1906 году был принят закон «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков». Основная масса переселенческих посёлков появилась в Кулундинской степи. Переселенцы-немцы были католиками (их было немного), лютеранами и меннонитами. Среди переселенцев у меннонитов были лучшие хозяйства и бытовые условия.

Тайга.инфо: Интересно, почему так получилось?

— В отличие от других переселенцев, меннониты не жаловались на плохой климат и солонцы, а искали оптимальный способ использовать эти неблагоприятные условия для полеводства. И добились успеха: их запасы хлеба были самыми большими, а скот — самым лучшим. И здесь главным фактором стала их корпоративность, взаимовыручка и взаимопомощь. Меннонитские колонии на Алтае получали денежные ссуды от своих единоверцев в Таврической губернии. Кроме того, они добились от властей, чтобы им давали не душевые наделы, а семейные участки. В результате возникло подворное землепользование, которое оказалось более выгодным, чем подушевое.

В общей массе немецкого населения, которое переселилось в Томскую губернию, меннониты составляли около трети, а всего появилось 11 тысяч человек, которые создали 59 переселенческих посёлков. К примеру, поселение меннонитов в селе Ананьевке в Кулундинском районе, возникло в 1912 году. Поскольку они держались особняком от других переселенцев и от местных жителей, то они сохранили свой этнический облик вплоть до 1970-х годов. Переселившись в село, меннониты начали строительство школы и молитвенного дома. Но политические события — Первая мировая война, революции, Гражданская война, НЭП — внесли свои коррективы в жизнь села: часть его жителей эмигрировала в Канаду, а когда границу закрыли, то меннониты были вынуждены устраивать колхозную жизнь, пережили репрессии, негативное отношение к немцам во время Великой Отечественной войны.

Тайга.инфо: Как пережили меннониты основные события бурного ХХ века?

— Если речь идёт об особенностях меннонитского населения по сравнению с остальным немецким населением Сибири (лютеранами и католиками), то можно лишь отметить, что наиболее благополучными для них оказались годы новой экономической политики. Их хозяйства были наиболее кооперированными. И помощь в этом им оказывал Всероссийский меннонитский сельскохозяйственный союз.

НЭП также способствовал формированию в Сибири крупных фермерских хозяйств, которые засевали сотни десятин земли, держали наёмных работников и платили хорошие налоги. Меннонитский сельскохозяйственный союз помог обзавестись хозяйствам в Сибири тракторами и другой сельскохозяйственной техникой намного лучше, чем это было в других хозяйствах. Всё закончилось в 1928 году, когда под давлением властей этот союз объявил о самороспуске, а его местные отделения были закрыты.

Конечно, сыграла свою роль и атеистическая пропаганда в 1920-е и, особенно, в 1930-е годы. Она нашла своих сторонников среди многих меннонитов, которые воспринимали теперь христианские идеи в их коммунистической интерпретации равенства и братства. Некоторые сибирские общины даже потребовали пересмотреть протестантское учение, начался раскол подобный тому, который происходил в православной церкви с активным продвижением обновленчества.

Тайга.инфо: Репрессии 30-х тоже не обошли стороной?

— В 1930-е годы значительное число меннонитов было репрессировано в качестве «агентов германской разведки» по делам «фашистских повстанческих организаций». В итоге были разрушены внутриобщинные связи, закрыты молитвенные дома, преследовались всякие формы религиозного обучения, ограничивалась деятельность проповедников. Религиозность оставалась лишь в быту и в узком кругу единоверцев.

Однако, как ни странно, это способствовало сохранению меннонитского вероучения, поскольку они всегда говорили о неизбежности и даже благости страдания как божественного волеизъявления, когда для «спасения бессмертной души» требовалась только личная вера.

Тайга.инфо: В наше время меннониты в Сибири это уже только история?

— После смерти Сталина меннонитские проповедники всё же смогли наладить постоянную связь между общинами внутри страны и даже с зарубежными единоверцами. В это же время начинается сближение меннонитов с баптистами, тем более, что их учения не слишком отличались друг от друга.

Особую активность проявлял один из последних старейшин меннонитов в СССР Генрих Петрович Фот, который объехал Урал, и побывал в Средней Азии, Новосибирске, Омске и Томске, способствуя сохранению религиозной жизни. Так, в Томске он рукоположил старших проповедников, дьякона и регента церковного хора. В 1963 году меннониты СССР вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, что ещё больше способствовало стиранию разницы между ними и собственно баптистами. А баптистами, как хорошо помнит старшее поколение, в брежневские годы пугали детей. И это, конечно, наряду с активной государственно-конфессиональной политикой в отношении «сектантов» не способствовало их успешной деятельности.

После августовских событий 1991 года начался очередной всплеск эмиграции, что привело к сокращению и без того немногочисленных общин меннонитов. К тому же, многие уже практически не отличались от баптистов. В итоге перепись 2010 года зафиксировала в России всего четверых меннонитов на всю страну. Теперь они стали историей…

Источник

Исторический обзор менонитского движения и характеристика вероучительных истин меннонитства

Содержание

Введение

Меннониты в России, как и во всем мире весьма не многочисленны, однако их учение одинаково с другими общинами Радикальной Реформации. Эти общины достаточно активны на постсоветском пространстве и почти каждый сталкивался с баптистами, пятидесятниками, харизматами или адвентистами.

Вероучение меннонитов достаточно обширно и объем данной работы не позволит нам остановиться на всех особенностях учения. Поэтому мы заострим наше внимание на двух вероучительных истинах Радикальной Реформации – крещении и хлебопреломлении. Во время диспутов эти вопросы становятся объектом обсуждения. Чтобы дать правильный ответ, надо всесторонне изучить эти два учения. Всестороннее изучение крещения и хлебопреломления, а так же история меннонитства является задачей нашей работы.

Во время написания работы нашей целью будет желание дать православному миссионеру краткое изложение учение о крещении и хлебопреломление в общинах Радикальной Реформации. Поэтому мы будем использовать большое количество протестантской литературы, чтобы придать весомость работе. Вся использованная литература это достаточно авторитетные, известны и общедоступные издания. Нужно отметить что мы не нашли отдельных книг в которых бы излагалось учение о крещении и хлебопреломлении. Чаще всего эти учения изложено в курсах по догматике.

1. Исторический обзор меннонитского движения

1. 1. Предшественники меннонитства

Самыми известными из «швейцарских братьев» были Конрад Гребель, Георк Блаурок Михаил Сетлер и Феликс Манц. К сожалению, от их трудов отсталость совсем немного. От К. Гребеля – одно письмо к Ф. Манцу, от Манца – труд о крещении, от Блаурока – два гимна, от Сетлера – самое ранее исповедание веры.

«Братья» вскоре были вынуждены покинуть Цюрих. Новое учение был перенесено в другие города: Базель, Берн, Вальдсхум. В Вальдсхуме весной 1525 года к ним примкнул Бальтазар Губмаер. Он стал настоящим богословом раннего анабаптизма. От него осталась много трудов, по которым можно судить о богословии «братьев».

Судьба первых анабаптистов трагична, почти все они погибли в течении двух-трех лет.

Необходимо остановиться на так называемой «мюнстеровской трагедии», потому что это событие неправильно понимают.

Европейцы были настолько увлечены идеями Реформации, что легко впадали в эйфорию. Именно в этой атмосфере распространялись анабаптистские идеи. Анабаптизм не представлял единого учения и каждый представлял свою версию учения. Одна из уродливых форм анабаптизма развилась в Мюнстере на севере Германии. Основателем и идеологом этого направления анабаптизма был Ян Майттис. Он в начале 1534 года перебирается в Мюнстер из Амстердама и объявляет о новом откровении. Согласно этому откровению Мюнстер является Новым Иерусалимом. Но куда важнее было то, что Майттис призывал подготовить достойное место для грядущего Мессии. В результате таких проповедей жители Мюнстера были поставлены перед выбором – либо немедленно креститься и примкнуть к анабаптистскому движению, либо покинуть город. Сторонники Майттиса начали интенсивные военные приготовления к великой битве, призванной стать преддверием будущего Царства Мессии.

Мюнстерское движение анабаптистов серьезно скомпрометировало анабаптизм. После Мюнстера за анабаптистами укрепилась репутация опасных религиозных мечтателей, доморощенных мистиков и революционеров. Поэтому само слово «анабаптизм» стало на триста-четыреста лет ужасом, как для католиков, так и для протестантов.

1. 2. Менно Симонс. Начало меннонитства

Изменение жизни Менно связано так же с мюнстерской трагедией. Группа из трехсот повстанцев была захвачена в плен. Всех их казнили. Среди казненных оказался и брат Менно Петер Симонс.

Менно быстро переходит от слов к делу. 30 января 1536 года он объявляет о начале своего нового служения, а затем скрывается с помощью мирных анабаптистов. В течение следующего года он занимается изучением Библии и много пишет. В этот период он и создает систему взглядов, которой будет придерживаться до самой смерти. Через год Менно посетила небольшая делегация анабаптистов. Они просили его стать их лидером. Немного поколебавшись, Менно принимает крещение от Оббе Филипса. Затем Оббе рукополагает Менно, и он становится руководителем общины анабаптистов.

На долю Менно выпала задача объединить и спасти от краха анабаптистов. Неслучайно за ним укрепился авторитет первого лидера и всех кто примыкал к движению, стали называть меннонитами.

Нужно отметить, что главные споры шли в это время не с католиками, а с другими протестантами, а иногда даже с ближайшими соратниками. Основными темами споров были вопросы детокрещения, отношение к государству и свободы вероисповедания. В 1540-х годах Менно в своих посланиях главам протестантских церквей много полемизировал по этим вопросам. Большая часть сохранившихся документов относятся к тому периоду.

В 1540—1550—е годы произошло несколько важных дискуссий с представителями протестантских церквей. Стоит отметить дисскусию с реформатом (кальвинистом) Яном Аласко, после которой Менно выпустил два пространных заявления. В 1544 году Менно участвовал в полемике с лютеранином Геллиусом Фабером. В 1552 году Фабер выпустил несправедливую брошюру об анабаптистах. Менно не смог удержатся от публичного ответа. Эта работа так и называлась – «Ответ Геллиусу Фаберу». Она содержит рассказ об обращении Менно и начале его служения. Кроме того, там четко и ясно излагаются догматические отличия меннонитов от лютеран и кальвинистов в вопросах крещения, евхаристии, церковной дисциплины, природы Церкви и воплощения Христа.

Менно приходилось дискутировать и с теми анабаптистами, которые хотели продолжить мюнстерскую традицию.

В течение этого периода Менно приходилось скрываться от властей. За его голову была назначена награда в 100 золотых гульденов.

В 1536 году он женился на девушке по имени Гертруда, о которой ничего не известно. У них родились два сына и две дочери.

В последние годы он стал инвалидом, но, не смотря на это, Менно много путешествовал по общинам по всему побережью Балтийского моря.

Общины меннонитов возникали в Бельгии, Англии и в Северной Германии. Часто меннонитов подвергали гонениям и многие закончили свою жизнь трагически.

Менно Симонс последние годы своей жизни провел в Северной Германии в Алтоне под Гамбургом. Он обосновался в поместье Бартоломеуса фон Ахлефельда, построил типографию и активно занимался писательским трудом. Здесь он скончался 31 января 1561 года и был похоронен в саду. Сейчас на этом месте стоит памятник Менно Симонсу. Сохранился дом, в котором находилась типография и растет огромная липа, которую называют «липой Менно».

1. 3. Дальнейшая история меннонитов

Еще при жизни Менно Симонса в северном крыле меннонитов произошло разделение, в результате которого образовалось четыре группы. Они отличались друг от друга не догматическими принципами, а пониманием того, как должен жить христианин. Особенно сильные споры возникли по поводу отлученных. Некоторые настаивали на том, чтобы не иметь с отлученными никакого общения, полагая, что это приведет такого человека к раскаянию. Сближение этих групп началось лишь в конце XVI века и закончилось в 1811 году образованием «Объединенного общества крещенцев», которое в 1864 году насчитывало 40 тысяч членов.

Южное крыло так же не избежало раскола. В XVII веке отделилась группа меннонитов, которая ввела в своих общинах такое же строгое отношение к отлученным, как и у северных меннонитов. Они требовали от членов своих общин особой простоты в одежде, мужчины должны были носить бороду. По имени своего руководителя Я. Амана они получили название амишей. В настоящее время общины амишей, которые сохранили все обычаи своих предков, имеются только на американском континенте.

2. 4. Меннониты в России

2. 4. 1. Церковные меннониты

В 1789 году переселенцы из Западной Пруссии основали первое меннонитское поселение на Украине – Хортицкую колонию. В 1804 году была основана колония на Молочных Водах, в дальнейшем были основаны колонии и в других местах. Церковное устройство менонитских общин в России было следующее. Во главе общины находился рукоположенный («утвержденный») духовный старшина (пастор или пресвитер). В круг его обязанностей входила проповедь, душепопечение, поддержка церковной дисциплины, духовное воспитание членов церкви, совершение хлебопреломления, которое совершалось два раза в год и посвящение на служение избранных общиной пресвитеров и дьяконов. Кроме того, в общине было несколько проповедников («учителей»), а так же один или несколько дьяконов. Проповедники не рукополагались, но в торжественной обстановке им давалось «поручение», сопровождавшиеся наставлением и молитвой пресвитера. Проповедники принимали участие в церковной деятельности пастора, сочетали браки, совершали похороны, но не крестили и не совершали хлебопреломление. Дьяконы помогали при крещении и хлебопреломлении, в их ведении находилось церковное имущество, они оказывали помощь бедным и несли ответственность за дела благотворительности.

Пастор, проповедники и учителя составляли руководство общины – «церковный конвент», но высшим авторитетом являлся «братский совет» – собрание всех членов общины мужского пола. Братский совет голосованием решал вопросы отлучения и приема раскаивающихся, он выбирал, как правило, тайным голосованием пресвитеров, проповедников и дьяконов, в его ведении находились вопросы вероучения и практики церковной жизни.

Каждая община была полностью самостоятельной. Время от времени представители общин собирались на конференции, решения которых имели обязательную силу для отдельной общины только в том случае, если братский совет этой общины поддерживал это решение. На конференциях старейшины имели право решающего голоса, а проповедники и другие – право совещательного голоса.

Прием в члены общины осуществлялось через крещенье, которое совершалось окроплением или обливанием. Оно преподавалось тем, кто усвоил основы веры и достиг совершеннолетия. Чаще всего кандидатами на крещение были сыновья и дочери меннонитских родителей.

В настоящее время, описанное устройство сохранилось в России в общинах «церковных меннонитов». Немного другой общинной жизни в общинах «братских меннонитов».

2. 4. 2. Братские меннониты

В 1845–1859 годах пастором в одной из немецких колоний Южной России был последователь нового пиетизма, лютеранин Эдуард Вюрст. Он был тепло принят и в менонитских общинах Молочных Вод. Постепенно вокруг Э. Вюрста собрался кружок меннонитов, лютеран, реформатов. В дополнении к регулярным церковным собраниям они собирались на отдельные часы для изучения Библии.

Осенью 1859 года некоторые из меннонитов обратились к руководителю Гнаденфельской общины А. Ленцманну с просьбой, чтобы их кружку преподавали Вечерю Господню отдельно и притом чаще, чем два раза в год. В этой просьбе им было отказано, и тогда в ноябре 1859 года они совершили в своем кружке хлебопреломление. Это вызвало большой резонанс.

30 мая 1860 года состоялось избрание проповедников. Служителями были избранны Г. Гюберт (пресвитер) и Я. Беккер. Вскоре они были рукоположены самым старшим по возрасту членом общины Ф. Классеном, который потом был утвержден диаконом общины. Таким образом, была завершена организация Молочанской общины братских меннонитов.

В сентябре того же года несколько девушек пожелали креститься. После испытания встал вопрос: как их крестись? Ответ нашли – крестить нужно погружением. 23 сентября 1860 года на реке Куруше состоялось взаимное крещение Я. Беккера и Г. Бартеля. Всед за этим Г. Бартель крестил еще трех женщин.

В первое время крещение не было условием вступления в общину. Хлебопреломление было открытым, то есть к нему допускались и некрещеные, но возрожденные – покаявшиеся и принявшие Христа как Господа Спасителя.

В Хортицкой колонии шли похожие процессы, и в 1861 году состоялась первая встреча между меннонитами Молочных Вод и Хортицкой общиной. В марте 1862 года в Хортицкой колонии произошли первые крещения через погружения, и вслед за этим была организована менонитская братская община. С самого начала здесь были введены обязательное крещение через погружение и закрытое хлебопреломление, то есть к нему допускались только члены общины. Вскоре те ж самые принципы утвердились и в Молочанской общине. Возможно, такое положение дел было обусловлено влиянием баптистов. Один из руководителей Хортицкой общины А. Унгер состоял в переписке с руководителей баптистов Германии И. Онкелом.

С введением этих принципов между меннонитами и баптистами установилось догматическое взаимопонимание. О ее глубине можно судить по тому, что пресвитер общины на Хортице А. Унгер был рукоположен в 1869 году И. Онкелом. От меннонитов приняли крещение первые украинские баптисты.

В 1872 году была проведена первая конференция общин братских меннонитов. С этого времени они стали проводить ежегодно. Вопросы, обсуждаемые на конференциях, касались чаще всего внутриобщинной жизни. Конференции имели совещательный характер, так как каждая община была автономной.

В 1900 году вновь наметилась тенденция к открытому хлебопреломлению. Это привело к появлению евангельских меннонитских общин (альянсов). Первая такая община возникла в Молочных Водах. В таких общинах крещение совершалось только полным погружением. Через двадцать лет все эти общины вновь слились с братскими меннонитами.

– у нас одна цель, одно стремление, одни задачи;

– у нас одна вера, один Господь, одно крещение.

С этого съезда было положено начало совместных служений баптистов и меннонитов. Однако не все общины братских меннонитов объединились с баптистами.

2. Характеристика вероучительных истин меннонитства

2. 1. Отношение к понятию «таинство»

2. 2. Признанные обряды – крещение и хлебопреломление

2. 3. Крещение: обряд вхождение в Церковь

Говоря о крещении необходимо рассмотреть следующие вопросы: установление, значение, способы совершения, кто может совершать крещение, кто должен принимать крещение, спорные вопросы и вопрос о крещение детей.

2. 3. 1. Установление крещения

Богословие Радикальной Реформации признает следующие авторитеты для совершения крещения:

2. 3. 2. Значение крещения

К этой большой цитате можно добавить следующее:

Оно свидетельствует, что верующий отождествляется со Христом, потому что он крещен во имя Господа Иисуса ( Деян. 2:38, 8:16 ).

Крещение совершается, когда раскаивающийся призывает имя Господа ( Деян. 22:16 ).

Это открытое и публичное исповедование Христа Господом ( Рим. 10:9 ).

2. 3. 3. Способы крещения

Основываясь на Мф. 28:18–20 члены церквей Радикальной Реформации крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа. Смысл такого крещения заключается в том что крещение – это символическое соединение принимающего крещение с Тем, во имя Кого это крещение принимается. Одной из формул крещения следующая: «Я крещу тебя по твоей вере по повелению Иисуса Христа во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

В) Погружение или окропление?

В практике крещения есть расхождения. Одни протестанты крестят окропление, например церковные меннониты. Другие же крестят только полным погружением (братские меннониты). Большинство придерживают именно этой практики.

2. 3. 4. Совершители крещения

Обычно крещение совершает рукоположенный служитель, но может совершить и любой крещенный по вере.

2. 3. 5. Кандидаты на крещения

2. 3. 6. Спорные вопросы

Главными спорными вопросами о крещении являются следующие: 1) подается или нет в момент крещения благодать и 2) вопрос о крещение младенцев.

2. 3. 6. 1. Благодатность крещения

Рассмотрим тексты, свидетельствующие о благодатности крещения и их толкования богословами Радикальной Реформации.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Богословы обращают внимание на вторую часть стиха, где крещение вообще не упоминается, «а кто не будет веровать, осужден будет». «С осуждением связывается отсутствие только веры, а не крещения. По правилам индуктивной логики, если какое-то явление (например, спасение) происходит в одном случае, но не происходит в другом, причину этого явления надо искать в том, чем эти случае различаются между собой. Так как о необходимости для спасения веры в Мк. 16:16

имеет усилительный смысл и поэтому стих можно перевести так: «Если кто не родится от воды, т. е. от Духа, не может войти в Царство Божие».

«Подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). Богословы что в этом стихе благодатность крещения отрицается, оно спасает только как «обещание Богу».

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). Под «баней возрождения» богословы понимают очищение и прощение грехов, а не крещение.

Таким же образом толкуются и другие отрывки из Священного Писания о крещении.

2. 3. 6. 2. Крещение младенцев

Возникновение Радикальной Реформации в шестнадцатом веке и распространение баптистских общин в Англии в семнадцатом веке ознаменовано отрицанием традиционной практики крещения младенцев. Богословы Радикальной Реформации считают, что в Новом Завете нет ясных указаний на крещение младенцев, и такая практика появилась в Церкви где-то в III-IV веке.

В настоящее время существует два противоположных мнения на крещение младенцев. Первое предполагает крещение младенцев, и последователи этого учения называются «педобаптистами». Согласно второму, крестить младенцев нельзя – это «баптисты». Этот богословский термин, характеризующей общины Радикальной Реформации вне зависимости от деноминации.

Рассмотрим некоторые тексты, которые приводят в защиту педобаптизма и их толкование «баптистами».

К сожалению не удалось найти ясного ответа на вопрос что бывает с людьми умершими во младенчестве. Ведь эти люди не имели личной веры, которая является условием спасения по учению Радикальной Реформации.

2. 4. Вечеря Господня: обряд продолжения и поддержания отношений в церкви

В процессе исследования учения о Вечере Господней следует рассмотреть следующие темы: терминология, установление, завершение и спорные вопросы.

2. 4. 1. Терминология

Этот обряд имеет несколько названий: Вечеря Господня ( 1Кор. 11:20 ), преломление хлеба ( Деян. 2:42 ), причастие ( 1Кор. 10:16 ), Трапеза Господня, евхаристия и хлебопреломление. Последнее название чаще всего используется богословами Радикальной Реформации.

2. 4. 2. Установление хлебопреломления

2. 4. 3. Значение хлебопреломления

б) Это залог Нового Завета. Участие в хлебопреломлении вновь напоминает участникам о том прощении, которое они имеют во Христе.

г) Хлебопреломление является пророчеством о пришествии Христовом. Участие в хлебопреломлении напоминает о будущем пришествии Господа.

д) Хлебопреломление – это общение со Христом и с верующими в Него. Это означает, что на хлебопреломлении Христос присутствует духовно и что участники веруют в Него и в Его искупительное дело. Сразу нужно подчеркнуть, что это значение не подразумевает присутствие Христа в Святых Дарах. Так же духовно Христос присутствует на любом собрании, даже на том на котором хлебопреломление не совершается.

2. 4. 4. Совершение хлебопреломления

В этом разделе мы рассмотрим следующее: элементы хлебопреломления, совершители ритуала, частота совершения участники и порядок совершения.

2. 4. 4. 1. Элементы хлебопреломления

Элементами хлебопреломления в общинах Радикальной Реформации являются хлеб и вино. Среди богословов существуют разногласия какой хлеб нужно использовать: квасной или пресный.

2. 4. 4. 2. Совершители ритуала

2. 4. 4. 3. Частота совершения

В церквях Радикальной Реформации хлебопреломления совершается редко, один раз в месяц или еще реже. Но в вероучительных книга звучит призыв к совершению Вечери Господней чаще, иногда даже в каждом воскресном собрании. Редкость совершения обычно объясняется страхом перед профанацией ритуала, а также тем, что многим будет трудно участвовать в каждом хлебопреломлении.

2. 4. 4. 4. Участники хлебопреломления

Для участия в хлебопреломлении выдвигается три условия:

Возрождение, т. е. принятие Христа в свое сердце как Господа и Спасителя.

Водное крещение по вере, т. е. участник должен быть членом церкви.

Христианская жизнь. Перед участием в хлебопреломлении должен испытать самого себя.

Дети и некрещеные к хлебопреломлению не допускаются. Так же есть практика отлучения от хлебопреломления тех, кто не живет по-христиански.

2. 4. 4. 5. Порядок совершения хлебопреломления 47

Хлебопреломление совершается во время специально посвященного для этого богослужения. На этом собрании должны произноситься проповеди о страданиях и смерти Иисуса Христа, о значении Его жертвы для спасения грешников. Проповедник должен побуждать к размышлению «о Теле Господнем», то есть о том, что Он совершил для нашего спасения. Задача служителей на собрании – создать атмосферу, способствующую покаянию и размышлению о Теле и Крови Христовой и лишь после этого приступать к хлебопреломлению.

Порядок совершения хлебопреломления может быть следующий. Нужно отметить, что в каждой общине есть свои особенности, но основная структура у всех общая.

Как правило, на специальный стол кладется заранее приготовленный хлеб на блюде и разливается вино. По возможности применяется хлеб, выпеченный диаконом или женщиной посвятившей себя этому служению. Вино рекомендуется применять красное.

Пресвитер, совершающий хлебопреломление, произносит молитву о благословении предстоящего ритуала. Затем читается отрывок из Библии о страданиях Христа, о Его смерти и о значении Вечери Господней.

Далее, взяв хлеб, пресвитер совершает молитву, в которой испрашивает Божие благословение на хлеб и благодарит Господа. Затем вместе с диаконом преломляет хлеб на маленькие кусочки.

После этого служитель еще раз напоминает, что это хлеб есть величайшая святыня, и принимать его могут только члены поместной церкви, не отлученные и не находящиеся на замечании. Затем пресвитер передает блюда диаконом, которые разносят преломленный хлеб все участникам хлебопреломления. Хлеб принимают стоя.

После раздачи хлеба его принимают пресвитер и диаконы, совершающие хлебопреломление.

Затем произносится молитва над чашей или чашами с вином, и они разносятся участникам хлебопреломления.

Во время раздачи хлеба и вина обычно поются общие и хоровые гимны о смерти и страданиях Христа. Иногда хлеб и вино раздается в тишине.

В заключении хлебопреломления служитель, читает отрывок из Священного Писания. содержащей поучение как верующим возвещать о смерти Христа в повседневной жизни. Затем пресвитер или диакон произносит благодарственную молитву. В некоторых общинах служители поздравляют участников хлебопреломления.

Для старых и больных членов церкви во время хлебопреломления откладывается часть хлеба и вина, а затем относится им.

2. 4. 5. Спорные вопросы

Цитаты «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» понимается следующим образом:

1) Они считают, что буквальная интерпретация этих отрывков противоречит историческим обстоятельствам, так как в тот момент, когда была сказана эта фраза, Христос был со своими учениками.

7) Критикуя учение о жертвенном характере Евхаристии, они считают, что «она [Евхаристия] предполагает повторную жертву Христа всякий раз, когда творится причащение, что недвусмысленно опровергается Евр. 9:28

Библиография

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2.

Дик К. Д. Радикальная Реформация. История возникновения и развития анабаптизма. – Москва, 1995. – 112 с.

Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и Сектанство. – Нью-Йорк: Типография преп. Иова Почаевского, 1972. – 158 с.

Кадаев А. Вечеря Господня – хлебопреломление. // «Братский вестник», 1990, 3.

Каретникова М. С. Протестантизм. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1995.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г. – 272 с.

Лейн Т. Христианские мыслители. – Санкт-Петербург: Мирт, 1997. – 349 с.

Мокк Д. Дж. Обзор библейского учения. Учебное пособие. – Москва: Триада, 1997. – 312 с. (Библейский центр подготовки пасторов).

Ньюмен Б. Греческо-русский словарь Нового Завета. – Москва: Российское Библейское Общество, 2000. – 238 с.

Савченко П. Д. Сравнительное богословие. – Б/м, 1991. – 325 с.

Современные ереси и секты в России. – Рязань: Благо, 1996. – 240 с.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994. – 448 с.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000. – 512 с.

Фаст Я. Я. Исторический путь развития взаимоотношений братских меннонитов с евангельским баптистским братством. // «Братский вестник», 1985, 1.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. – 1088 с.

Савченко П. Д. Сравнительное богословие. – Б/м, 1991, – С. 192.

Каретникова М. С. Протестантизм. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1995, – С. 54.

Дик К. Д. Радикальная Реформация. История возникновения и развития анабаптизма. – Москва, 1995, – С. 78.

Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и Сектанство. – Нью-Йорк: Типография преп. Иова Почаевского, 1972, – С. 91.

Современные ереси и секты в России. – Рязань: Благо, 1996, – С. 34.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2, – С. 45.

Дик К. Д. Радикальная Реформация. История возникновения и развития анабаптизма. – Москва, 1995, – С. 80.

Каретникова М. С. Протестантизм. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1995, – С. 67.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2, – С. 46.

Савченко П. Д. Сравнительное богословие. – Б/м, 1991, – С. 204.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2, – С. 47.

Фаст Я. Я. Исторический путь развития взаимоотношений братских меннонитов с евангельским баптистским братством. // «Братский вестник», 1985, 1, – С. 53.

Фаст Я. Я. Исторический путь развития взаимоотношений братских меннонитов с евангельским баптистским братством. // «Братский вестник», 1985, 1, – С. 53.

Мокк Д. Дж. Обзор библейского учения. Учебное пособие. – Москва: Триада, 1997, – С. 261. (Библейский центр подготовки пасторов)

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 351.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г, – С. 234.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г, – С. 234.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Цит. по: Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Лейн Т. Христианские мыслители. – Санкт-Петербург: Мирт, 1997, – С. 194–195.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 925.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 400.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 353.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 400.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 413.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 397.

См. Ньюмен Б. Греческо-русский словарь Нового Завета. – Москва: Российское Библейское Общество, 2000.

Цит. по: Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 933.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 415.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С.354.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 931.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 411.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С.354.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 417.

Кадаев А. Вечеря Господня – хлебопреломление. // «Братский вестник», 1990, 3, – С. 11.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 355.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 355.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 417.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г, – С. 236–237.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 390.

Порядок дан по: Кадаев А. Вечеря Господня – хлебопреломление. // «Братский вестник», 1990, 3.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 418.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 426.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 946.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 356.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 356.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 426.

Мокк Д. Дж. Обзор библейского учения. Учебное пособие. – Москва: Триада, 1997, – С. 264. (Библейский центр подготовки пасторов)

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 426.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *