Ментальная арифметика что это такое простыми словами
Что такое ментальная арифметика и как ей научиться
Об эксперте: Анастасия Кузнецова, методист онлайн-школы «Фоксфорд», автор и преподаватель курсов повышения квалификации по ментальной арифметике.
Что такое ментальная арифметика
Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:
Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.
Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности [1].
Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.
Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.
Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.
История возникновения ментальной арифметики
Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.
Со временем счеты доработали до калькулятора, в 1993 году сформулировали понятие «ментальной арифметики». Сегодня ментальную арифметику используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.
Польза ментальной арифметики
Умение быстро вычислять в уме — не конечная цель. В момент отказа от работы с реальными счетами-абакус правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие.
Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.
Что ученые думают о ментальной арифметике
Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности учеников первых и вторых классов в течение года [2]. Результаты получились неоднозначными — первоклассники не справлялись с устным счетом, ребята из второго класса учились лучше, но ученые не выявили заметного улучшения когнитивных способностей.
В 2016 году психолог Дэвид Барнер группой ученых провел подобное исследование в Индии, но за детьми наблюдали уже в течение трех лет [3]. Ментальная арифметика помогла некоторым школьникам лучше учиться, но результат может зависеть и от способностей конкретного ученика. В большинстве других исследований тоже проверяли навыки арифметики. Достаточного количества данных о том, как ментальная арифметика влияет на когнитивные способности, пока нет, поэтому выводы делать рано.
Когда и где учиться ментальной арифметике
Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 12-14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. После 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве и темпе снижается.
Сейчас набирают популярность занятия ментальной арифметикой с пожилыми людьми. Такая тренировка мозга — отличный метод профилактики болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.
Самостоятельное обучение может стать непростой задачей. Учеба требует усидчивости, внимательности и разнообразные форматы занятий. Чтобы правильно обучить ребенка ментальной арифметике, лучше обратиться к квалифицированному педагогу.
Как выбрать школу или курс ментальной арифметики
Чтобы выбрать подходящую школу ментальной арифметики для ребенка, проверьте:
Что такое ментальная арифметика для детей. Плюсы и минусы методики
Содержание:
В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.
Что такое ментальная арифметика
Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора. Часто занятия по ментальной арифметике называет ментальной математикой.
Когда лучше изучать
Наибольший результат дает изучение ментальной арифметикой в возрасте от 4 до 16 лет. Это обусловлено биологическими возможностями организма воспринимать новую информацию. Но изучение ментальной арифметике в старшем возрасте дает еще больший эффект! За счет упражнений восстанавливается моторика рук и повышается нейропластичность мозга.
Как происходит обучение
Программа занятий включает в себя несколько этапов:
После правильного выполнения упражнений видимым результатом станет поразительно быстрое вычисление примеров. Хотя развитие интеллекта благодаря занятиям ментальной арифметикой происходит гораздо глубже и эффективнее. Нейронные связи, сформированные благодаря упражнениям на занятиях, остаются с ребенком на всю жизнь. А это значит, что ребенок научился быстро концентрироваться, визуализировать информацию и быстро оперировать данными.
Польза ментальной математики для детей
Улучшает понимание математики.
Ментальная арифметика помогает подружить ребенка с цифрами. Вместо того, чтобы зубрить скучные правила, ребенок начинает играть. Настольные игры, логические упражнения и элементы квеста на занятиях делают обучение полноценным. Благодаря разработанным возрастным программам обучения в Абакус центре дети с радостью приходят на занятия.
Убирает рассеянность и невнимательность.
Ментальный счет требует высокой степени концентрации. Сначала дети развивают усидчивость и концентрацию на счетах абакус, при помощи флеш-карт, а затем при выполнении операций в уме. Освоив технику один раз, дети используют ее не только при решении математических заданий, но и в других школьных предметах.
Кроме того, вычисления в уме не становятся для ребенка проблемой. Особенно это если ребенок не справлялся со школьными математическими диктантами и испытывал постоянный стресс.
Умение быстро ориентироваться.
Выполняя упражнения, ребенок учится быстро ориентироваться и выполнять несколько действий одновременно, сохраняя при этом концентрацию и внимание. Такая согласованность действий поможет на контрольных и экзаменах, где часто ребенок теряется из-за стрессового состояния.
Доказывает, что учеба может быть веселой.
Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!
Плюсы и минусы ментальной арифметики для детей
А теперь подытожим всё, о чем было рассказано и выделим основные достоинства и нюансы методики.
Плюсы ментальной арифметики
Минусы методики
Главное дать возможность ребенку раскрыть свой потенциал, привить любовь к процессу обучения, усидчивость, разработать мышление, укрепить его память и убрать страх перед любыми уроками и познанием нового!
Некоторые дети и их родители слишком спешат с выполнением заданий и допускают ошибки. Этого можно избежать, если процесс обучения будет под руководством опытного педагога. Кроме того, ошибок становится гораздо меньше с повышением уровня знаний ребенка.
Мифы о ментальной арифметике
Миф: Неглавный предмет. Математике не научат.
Многим из нас после школы сложно быстро умножать или делить огромные числа в уме. Так? Ментальная арифметика дополняет и корректирует этот момент. И не только. Ребенок учится пространственно мыслить и по-другому смотреть на привычные операции с числами. Поэтому это такой же важный дополнительный предмет.
Миф: После будет скучно на уроках математики.
Развитому ребенку будет скучно везде. Задача учителя увлечь малыша, найти к нему подход.
Миф: Платно. Подозрительно.
Это отголоски советского мышления. Сегодня частные центры открываются преподавателями-энтузиастами, которые хотят изменить систему образования, разнообразить ее, занимаются развитием своего дела. Кроме того, плата за образование — дополнительный стимул учиться. Самое важное условие для успешного освоения ментальной арифметики — квалифицированные специалисты и проверенные методики.
Можно ли научить ментальной арифметике ребенка дома
Центр «Абакус» предлагает все необходимое для домашнего обучения ментальной математике – самостоятельно, в удобном режиме, без существенных затрат.
От вас потребуется лишь желание заниматься и 10-20 минут времени, все остальное предоставляем мы, и это:
Мы также предлагаем самоучитель по ментальной арифметике, учебники и другие книги, методические пособия, которые помогут корректно построить домашнее обучение. Все они доступны для бесплатного скачивания.
Отзывы родителей о ментальной арифметике
Мы по скорости очень медленны, и ментальная арифметика помогает нам быстро думать. Дети которые занимаются ментальной арифметикой очень сильно отличаются от других детей в своих способностях.
Волынкина Татьяна
Ментальную арифметику выбрали с целью улучшить отношения ребенка с цифрами, устным счетом.
Марина Шимякина
У нас была проблема счета. Устного. Перечитав много информации, остановились на ментальной арифметике, так как она учит быстрому счету.
Веселова Альбина
В ментальной арифметике нравится то, что ребёнку интересно и не скучно, и приносит результат.
Любовь Шалаганова
Хотела привить ребёнку ответственность к занятиям, развить память, усидчивость. Читать он не хотел, значит считать будет) плюс всегда завораживали дети считающие в секунду.
Мерзлова Эвелина
Выбрали курсы по ментальной арифметике для развития навыка счёта и мозга).
Светлана Иванова
Я считаю, что арифметика очень важна, чтобы дети могли считать и думать иначе, чтобы мозги хорошо работали. Сейчас особенно с короной дети много сидят за играми и совсем тупеют, арифметика не дает им совсем открыть от компа, а заставляет думать, размышлять и узнавать что-то новое. А это очень важно.
Железкина Ольга
Все про ментальную арифметику: что это такое, плюсы и минусы, что она дает
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня ментальная арифметика развивается, захватывает умы педагогов, психологов и родителей. Ее уникальность в том, что она способна справиться с проблемами детского дефицита в умственной и коммуникативно-двигательной сфере.
В обучении ее применяли и раньше, но лишь не так давно признали ценность этой программы развития математических способностей. Хотите узнать о ней подробнее? Читайте мою заметку, и вы узнаете, что такое ментальная арифметика, в чем ее плюсы и минусы, как ей научиться и как применять ее в жизни.
Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна
Для начала давайте углубимся в понятие “ментальная арифметика”, что это такое? Ментальная арифметика – это программа, основанная на системе устного счета с построением и развитием устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий, она позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка.
Особенность этой методики заключается во всестороннем интеллектуальном развитии детей, а умение молниеносно складывать и вычитать числа – это наглядное проявление умственных способностей человека.
Основные компоненты в программе – счета для ментальной арифметики. Обучение математике с их помощью состоит из двух этапов. На первом ребенок осваивает абакус: передвигает костяшки на счетах, при этом применяет и устный счет.
Что такое абакус? Это счётная доска для вычислений, которой впервые начали пользоваться в Месопотамии (примерно в третьем тысячелетии до нашей эры). Абакус очень похож на советские счеты, однако числа она нем обозначаются положением на спице, а не количеством косточек.
Быстрый устный счет является демонстрацией приобретенных навыков методики ментальной математики с использованием счетов, которые похожи на бухгалтерские (отличаются количеством костяшек). Раньше такие счеты применяли на уроках математики.
Математический и устный счет, примеры и задачи из 1-6 класса повышают скорость и качество счета. Например, ребенку сначала даются упражнения с простой таблицей умножения, а спустя несколько занятий он уже умеет работать с двузначными и трехзначными числами.
На втором этапе вычисления ведутся в уме (это ментальный счёт): абакус отодвигается в сторону, так как в начале урока выполняются базовые упражнения, остаются такие задания, как, например, рисование двумя руками.
Также есть множество дополнительных методик, которые позволяют разносторонне подходить к развитию детей. Ребенок пишет вычислительные диктанты на слух, по памяти, ментально.
Благодаря работе руками, укрепляются старые и создаются новые нейронные связи. К таким занятиям относятся возведение башен из конструктора, рисование, игра на музыкальном инструменте и т.д.
Также на уроках проводятся упражнения по скорописи букв и цифр, графические диктанты, игры, развивающие память – это все разносторонне развивает ребенка. Чередование заданий позволяет вырабатывать такие навык, как переключение внимания, концентрация внимания, скорость обработки информации.
Что даёт ментальная арифметика? Она помогает добиться синхронной работы обоих полушарий мозга, достигая эффекта синергии, что позволяет развить и другие немаловажные навыки:
Исследования показывают, что при любом устном счете задействованы участки мозга, ответственные за депрессию и тревожность, а значит, чем активнее работают эти области, тем меньше риск неврозов и тоски.
Ментальная математика вырабатывает привычку трудиться, способность доводить любое дело до конца, желание сравнивать свои результаты и ставить цели. Мелкая моторика важна, так как она связана с нервной системой, памятью, зрением и вниманием ребенка.
Плюсы и минусы программы развития математических способностей
Давайте рассмотрим другие мнения насчет эффективности такой программы, как ментальная арифметика, плюсы и минусы которой тоже важно знать. В одной статье прочитала, что она не дает понимания арифметических действий, ее цель – получение быстрого ответа. Очевидно, что автор этого высказывания не разбирается в ментальной и классической математике.
Практическая сторона арифметики включает в себя методы, схемы и алгоритмы для осуществления точных арифметических действий, в том числе использование счетных машин и других устройств.
В программе выполняются такие арифметические действия, как сложение и вычитание, умножение и деление. А при возведении в степень и извлечении корня приходится досконально разбирать теорию и записывать формулы. А вот отрывок из другой статьи:
Ментальная математика не дает возможности делать приближенные вычисления, так как ребенок будет автоматически обращаться к одному алгоритму, который для него прост и понятен. А в жизни требуется гибкость, использование разных способов эффективного счёта.
Ментальная арифметика не должна решать все задачи, поставленные для школьного курса математики! Ребенку легче понять строение чисел не только десятичной системы счисления, но и восьмеричной, двоичной. А считать в десятичной системе легче, так как в программе есть правила счета с переходом через пять, десять, сто.
Тем не менее некоторые недостатки у программы все же есть, но связаны они не с самой методикой, а с личностным отношением ребенка к уроку и преподавателем:
Это основные минусы программы, но по сравнению с ее плюсами они кажутся незначительными, смотрите сами:
На мой взгляд, преимуществ программы развития математических способностей гораздо больше, плюс вышеперечисленные недостатки ментального счета можно устранить, если вовремя их обнаружить.
Как обучают ментальной арифметике
Вы заинтересовались программой, но не знаете, как научиться ментальной арифметике или помочь своему ребенку освоить эту методику? В этом нет ничего сложного.
Для начала обратите внимание на возраст. Рекомендуемый возраст для начала занятий – от 4-16 лет. Однако детям в возрасте 4-5 лет рекомендуют заниматься не более 20 минут. Смотрите рекомендации для домашнего обучения »
В среднем курс дается на 3-4 года, иногда 2,5-3. Занятия проходят 2 часа в неделю: дошкольники – 25-30 минут с переменами, младшие школьники – 35-40 минут, ученики среднего звена – 45-50 минут. Но даже с такой длительностью занятий, а также с выполнением кинезиологических упражнений и физминуткой дети сильно устают.
На занятиях дается наглядное представление состава числа 10 и 5, также всех остальных чисел: 3,4,7,8,9, причем на отдельных уроках отрабатываются навыки действия с каждым из чисел: плюс, минус 6, плюс, минус 7 и т.д. Такие уроки помогают детям, испытывающим трудности в школьном курсе математики: они дают им уверенность и свободу в вычислениях.
Если обобщить методику обучения, то, как я уже говорила выше, она состоит из 2-х этапов. Сначала нужно научиться физически считать на абакусе, задействовав при этом обе руки. А далее необходимо представлять образ абакуса в уме и переставлять косточки уже в своем воображении.
Ментальная математика для детей может быть полезна и ученикам, которые столкнулись с трудностями или отстали от сверстников по школьной программе. Приобретенные вычислительные умения дают детям уверенность и желание выйти к доске.
Взрослым людям эта методика полезна как гимнастика для ума: тренирует память. Никаких возрастных ограничений в изучении этого предмета нет, но результат с возрастом достигается гораздо позже.
Как применять метальную арифметику в жизни?
Ментальный счёт позволяет быстро производить вычислительные процессы, но как эти навыки внешкольной программы по математике могут нам пригодиться в жизни? Давайте рассмотрим, что дает эта методика:
Таким образом, мы видим, что ментальная арифметика – это методика, обеспечивающая не только обучение устному счету, но и развитие у детей памяти, речи, умение воспринимать на слух какую-либо информацию, запоминать её.
Основные выводы
Ментальная арифметика направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий. По мнению педагогов именно этот факт помогает людям выбирать наиболее эффективные и точные решения, добиваться успеха в жизни. Рассмотрев все “за” и “против”, можно с уверенностью сказать, что такая методика – это с пользой потраченное время.
Кстати, развивать интеллект, синхронизировать развитию работу обоих полушарий можно и с помощью других занятий: решения кроссвордов, игры в шахматы и шашки, игры со сложными конструкторами. Рекомендую не оставлять детей без внимания, заниматься их развитием.
Надеюсь, что статья для вас была полезной. Буду рада, если вы поделитесь ей в соц. сетях.
Что вы думаете о таком методе развития математических способностей? Поделитесь своим мнением, пожалуйста, в комментариях.
Успехов вам и удачи!
Сделай репост – выиграй ноутбук!
Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.
—> LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6″, Windows 10
10 комментариев
Статья интересная и видимо будет полезна для специалистов. Мне кажется, если бы она несла только информативный характер, то можно было бы сократить. Но я не специалист в этой области.
Автор: Зоя Токарева
Спасибо за статью. Про развитие маленьких детей трудно строить предположения. Нужны исследования.
Для взрослых, сложившихся людей такая методика безопасна и полезна, хотя эффективность, конечно, намного ниже, чем у детей. Очень интересно и хочется попробовать.
4 грамматические ошибки в статье можно списать на скорость нашей жизни, а можно и исправить, это не долго.
Добрый день!
В моей практике был один ученик, который считал быстрее калькулятора.
Тогда о ментальной математике и методике счета по ней не было. Никто его этому не обучал. При приеме в 1-й класс его хотели направить в спецшколу, как умственно отсталого. Но когда попросили его посчитать, то удивились его способностям в счете.
К сожалению, эти способности к счету не дали развития логического мышления. Окончил он только 8 классов на натянутые троечки. А считал образами, но рассказать как это получается не мог. Это было у него на уровне подсознания.
Я считаю важнее развивать в ребенке логику мышления,тогда под силу будет усвоение и других наук, не только математику. Математика- это не только счет!
Очень интересная и полезная статья, я много слышала о ментальной математике, но такого подробного описания еще не встречала, спасибо.
Автор: Людмила
Ментальная математика это интересно, вот только цены на эти занятия не маленькие, а обучение длится не один год. Ребёнок может бросить в любой момент и деньги пропадут. Хотя если купить книгу и самой использовать некоторые элементы для развития в качестве игры, тогда есть шанс достичь хоть какого то прогресса. Это будет точно дешевле.
Автор: Сергей Кузьмин (Кен Шин)
Во время моего детства не было калькуляторов и тем паче компьютеров и все простейшие вычисления делались в уме (или в старших классах с помощью логарифмической линейки). Современные дети большей частью даже простые счетные операции не способны выполнить без помощи технических средств, поэтому я за такую программу. Хочу пояснить что термин «синергия», использованный автором в тексте статьи, означает «комбинированное воздействие факторов, характеризующееся тем, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их простой суммы». Но, думаю, что занятие шахматами, более перспективно для развития человека:))
Автор: Ирина
Интересная информация. Для мозга хорошая зарядка. Оставаться в возрасте с хорошо работающими полушариями. Спасибо.
Автор: Галина
Автор: Елена Ридель
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! МЫ КАК-ТО С АЛИСОЙ ПОШЛИ ИЗУЧАТЬ МЕНТАЛЬНУЮ АРИФМЕТИКУ, НО РЕБЕНКУ ЭТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. А ВОТ ШАХМАТЫ ПОНРАВИЛИСЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНО!!
Оставить комментарий
Подписка на статьи
Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!
YouTube Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter