Ментальная карта что это биология
Моделирование и применение на уроках биологии интерактивных Интеллект-карт
Разделы: Биология
Исходя из этого представляю свой опыт работы по моделированию Интеллект-карт.
Современные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легковоспринимаемой.
Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания.
Философские принципы, лежащие в основе Интеллект-карт
Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. На сегодняшний день ученики получают огромное количество информации. И обычно информацию кодируют визуально: в виде текста; в виде таблиц; в виде графиков; в виде списков. Но если информация закодирована, например, в виде таблиц – то нашей голове придется напрячься, чтобы информацию в подобном виде освоить, т.к. для нашего мозга неестественно думать таким образом. А если информация закодирована в виде Интеллект-карт, то это гораздо проще, т.к. мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга», т.е. происходит естественный способ мышления человеческого мозга.
Интеллект-карты с позиций психофизиологии
Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги «Работай головой». Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. [1]
Каждый педагог, чтобы обучать и воспитывать, должен знать физиологию психики.
Напомню! Психика – свойство мозга отражать окружающий мир, необходимый субъекту для деятельности в нем и регуляции своего поведения.
Психический мир человека
Нейрофизиологи считают, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит визуальное мышление – процесс порождения новых образов, несущих смысловую нагрузку и делающих знания видимыми.
Почему именно эти три принципа мышления? Дело в том, что мозг воспринимает информацию как ассоциативную сеть.
Таким образом, ассоциативные зоны участвуют в процессах запоминания, учения и мышления, и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом. Взаимосвязи между этими зонами позволяют коре большого мозга контролировать и координировать все произвольные и некоторые непроизвольные формы деятельности, включая такие высшие функции, как память, учение, сознание и свойства личности.
Т.е. интеллект-карты это такое визуальное представление информации, которое отражает распространение информации в нашем мозгу – из каждого нейрона во все стороны (пример фиксации памяти). А стрелки на Интеллект-карте моделируют те связи, которые называются ассоциативными
В чем преимущества Интеллект-карт перед традиционными способами переработки информации (конспектирование в виде текста, таблиц, графиков, списков)?
Традиционные способы переработки информации задействуют в основном кортикальные способности левого полушария.
2. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.
3. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, приводит к потере самых неожиданных связей между ними.
Построение Интеллект-карт
Современные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легковоспринимаемой. Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании Интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.
Принципы рисования очень просты: (на примере Интеллект-карты «Строение мембраны» – Приложение 1)
Отличие Интеллект-карты от системы понятий
В отличие от систем понятий Интеллект-карта имеет линии разной толщины и символизирует важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий. Принципиальная разница в том, что система понятий одномерна, т.е. каждая стрелка в системе читается одинаково – «состоит из …» или «содержит …». Обязательное условие, прежде чем перейти к обучению составления Интеллект-карт, необходимо научить суворовцев составлять систему понятий по малым тематическим объемам. Например: изучая строение мембраны используется одна схема
далее изучая функции – другая схема
А можно провести взаимосвязь в виде Интеллект-карты «Строение и функции мембраны»
Включение Интеллект-карты на уроке
Каждому суворовцу предлагаются инструктивные вопросы, последовательность которых отражает логику изучаемого материала, а, следовательно, и составления Интеллект-карты и словарик терминов работающих при изучении данной темы.
Тема: «Плазма крови. Форменные элементы крови».
Проблемно-поисковые задания
Задание 1:
1) Допишите схему «Внутренняя среда организма» и прочитайте ее.
2) Докажите, что все жидкости среды тесно связаны между собой.
Задание 2: ответить на вопросы:
1) Объясните, с позиции химии следующее утверждение: «Клетки могут существовать только в жидкой среде».
2) Приведите научные доказательства того, что клетки могут существовать только в жидкой среде.
3) К какому типу ткани относят кровь?
4) Каков состав крови?
5) Назовите форменные элементы крови?
6) Какие функции выполняет кровь?
7) К какому типу ткани относят лимфу?
8) Какой вид имеет лимфа?
9) Какой состав лимфы?
10) Функции лимфы.
11) Каков состав межклеточной жидкости?
12) Какие функции межклеточная жидкость выполняет?
Задание 3: Словарик
Фагоцитоз – процесс обнаружения, захвата и уничтожения чужеродных тел.
Лейкемия – поражение костного мозга и перерождение здоровых клеток на опухолевые.
Оксигемоглобин – белок гемоглобин с О2 – (HbO8).
Анемия – понижение содержания гемоглобина в крови.
Сыворотка – плазма крови без фибриногена (растворимый белок плазмы).
Фибрин – нерастворимый белок, образует тромб.
Гемофилия – несвертываемость крови.
Гемолиз – растворение крови.
Задание 4: «Свернуть» информацию урока в Интеллект-карту «Состав крови».
– состав крови – анемия
– плазма – лейкемия
– эритроциты – гемофилия
– лейкоциты – фибрин
– тромбоциты – фибриноген
– иммунитет – вода
– гемолиз – минеральные соли
– форменные элементы крови – белки
1) Назовите 2 основные части крови.
2) Назовите составляющие плазмы.
3) Какой растворимый белок плазмы вам известен?
4) Назовите форменные элементы крови.
5) Если концентрация NaCl в плазме, ниже, чем в эритроцитах, какое явление произойдет с клетками?
6) Если понижена концентрация гемоглобина или количество эритроцитов, какое заболевание может возникнуть?
7) Поражен костный мозг, какое заболевание клеток крови возникает?
8) Если во внутреннюю среду попадают микробы, как реагирует организм?
9) Поврежден сосуд, какие структуры помогут организму?
10) Если помощи от организма нет, какое заболевание возникает?
Учитывая, методический взгляд педагога по конкретному уроку, в Интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки, формулы и т.д. Такой учебный элемент (Интеллект-карта «Клетка») работает как вводное повторение при изучении темы в 10 классе, т.к. материал темы частично известен (изучался в курсе 9 класса), т.е. происходит активизация элементов ранее изученного содержания, которые становятся опорными при изучении нового материала.
Как идет Запоминание?
100%-ые возможности карты по вовлечению учащихся в работу на уроке
Компьютерная технология позволяет корректировать движение карты в зависимости от тех учебных ситуаций, которые складываются на уроке и тех целей, которые ставит преподаватель: можно предложить достроить схему (суворовец или группа суворовцев) используя интерактивную доску. В это время с остальными суворовцами проводиться работа с динамическими моделями, работа по терминологии, работа по цепочке, т.е. идет опрос всего взвода каждый урок! И за короткий промежуток времени!
Технология составления Интеллект-карт дает возможность целенаправленно объединить конкретные структуры, процессы, явления по объёмным темам в компактном варианте, а, следовательно, обеспечить более качественную фиксацию теоретического материала.
Приведу конкретный пример
Раскрытие понятия «клетка» в биологии – это объемный, достаточно трудный материал, который изучается на протяжении нескольких школьных лет. Использование компьютерной технологии позволяет «свернуть» и «развернуть» весь информационный объем. Интеллект-карта позволяет построить объемную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем.
Для каждого блока предлагается серия вопросов, которые возможно, поставить перед объяснением, самостоятельным изучением текста или исследовании рисунков клеток прокариот и эукариот в групповой или парной работе. Эти же вопросы работают при актуализации знаний, на этапе активного усвоения знаний, а также в контролирующих работах. Компьютерная презентация высвечивается постепенно по мере работы над материалом. Для монологического ответа необходимо весь блок «уровни клеточной организации» высветить одновременно, дав задание «прочитать» схему (отрабатывается умение разворачивать информацию). Возможно, заменить термины «эукариотический» и «прокариотический» рисунками клеток при опросе. Вариантов множество! Каждый из блоков Интеллект-карты работает на всех этапах урока, в зависимости от поставленной методической цели преподавателя. (Приложение 3)
Очень эффективно использование карт на обобщающих уроках, уроках – повторения и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Применение Интеллект-карт в проектной деятельности
Если карта составляется суворовцем или группой суворовцев (проект «Генетическая терминология»), тогда само предметное содержание становиться средством запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания обучающихся. «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. (Приложение 4) Образовательный и воспитательный эффект от просмотра работ одноклассников был велик.
Таким образом, при помощи Интеллект-карт решается поставленная задача – дать систему обобщённых знаний. Суворовцы воспринимают проблему целиком и прослеживают связи между основными звеньями в этой системе, а учебный процесс становиться интересным, и нет необходимости заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. В результате применения Интеллект-карт у суворовцев формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и присвоения информации.
В заключении, хочу сказать, что использование технологии составления Интеллект-карт при изучении материала – это средства запуска и поддержания саморазвития и самопознания суворовцев. При этом урок не превращается в развлечение, а используются из всего разнообразия методы и приемы, которые помогают достичь главной цели: научить суворовца учиться, не потеряться в огромном информационном потоке, а из различных источников выбирать, анализировать, классифицировать информацию. Предлагаю несколько вариантов Интеллект-карт. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8)
Области применения:
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как: проведение презентаций; принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие.
Информационные источники:
Ментальная карта: нарисуй и все поймешь
Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.
Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй… Надеюсь, мне удалось вас зомбировать и вы хотите взять и нарисовать что-нибудь? Но что-нибудь нам не подходит, да и рисуем мы с какой-то целью, ведь так?
Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?
Ментальная карта: что это
Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.
Чуть выше дан пример ментальной карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия, есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.
Mind map карта появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, ее изобрел Тони Бьюзен. Психолог, который посвятил свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в нашу память, поэтому и предложил свой способ ее организации.
Какие задачи решают ментальные карты
На самом деле сложно даже вообразить себе весь потенциал ментальной карты, проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!
Как видно из рисунка выше, с помощью mind map карты можно закрывать большое количество задач. Чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут, по факту я уверен можно найти как минимум еще столько же вариантов применения этого интсрумента.
Ну вот, самое главное забыл добавить в задачи, это же мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит.
Кстати, если у вас есть идеи как использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей.
Как создать ментальную карту
Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе создать карту для такого хитрого предмета как стул. Наша задача, понять что он из себя представляет.
Рекомендации
Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал! Продолжаем читать…
Чем построить ментальную карту
В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме цветных карандашей специальных программ не было.
Да и нет ничего лучше, чем карандаша и бумаги, особенно, если вы штурмите с командой. Не стесняйтесь, рисуйте на флипчарте или доске, используйте разноцветные фломастеры и не останавливайте поток мысли.
Специальный софт для mind map
Сегодня есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Обозначу несколько, с которыми работал, все они работают в онлайне.
Бесплатные:
Realtimeboard – мой фаворит (карты в примерах выше делал там). Приятный интерфейс и экспорт в разных форматах.
Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Я просто скриншотил карту с экрана, чтобы не морочиться, но так большую карту не построишь, качество пострадает при печати например.
Draw – довольно простой интерфейс, без визуальных фишек. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs, с экспортом проблем нет.
Платные:
Mindmeister – в платной версии широкий выбор функциональных возможностей и экспорт в различных форматах. Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.
iMindMap – лучший инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор оформления карт (вдоль и поперек), куча стилей и прочего.
Возможности этого инструмента и правда впечатляют, только придется раскошелится за это вот все.
На самом деле список можно продолжать, если немного погуглить, то вы найдете еще десятки а то и сотни приложений. Перечень выше, это самые популярные решения под ментальные карты, думаю вам их будет более чем достаточно.
Не специальный софт для mind map
Если вам уж совсем не хочется переходить на все эти сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот для вас список альтернативных инструментов:
Итого
Ментальная карта, это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.
Красивая и легкая реклама от Citroen от самых первых моделей и до нашего времени.
Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи
Что такое интеллект-карта
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.
Для чего нужны интеллект-карты
Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.
Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.
Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.
Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.
Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.
Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.
Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.
Преимущества интеллект-карт
Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].
Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.
Как составить интеллект-карту
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.
Семь правил интеллект-карт
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Ментальные карты и опорные конспекты на уроках биологии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Записи Леонардо да Винчи Современный конспект
Картирование мышления — метод, который позволяет человеку справиться с огромным потоком информации, управлять им и структурировать его.
Ментальная карта — это визуальное представление мыслей, идей, событий.
Автор данного метода Тони Бьюзен считает, что в теории интеллект-карт всего три указания, три «П»: «Принимай» – сначала внимательно надо изучить все правила и инструкции по созданию интеллект-карт; «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт; «Приспосабливай» – пропусти эту прием через себя, совершенствуй свои навыки.
Предпосылки: открытия в области нейрофизиологии.
«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг». И. Соньер Лучше мыслить «всем» мозгом. Нобелевский лауреат Роджер Сперри Функциональная асимметрия головного мозга.
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Правила создания
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-487214
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.