Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Что плохого в ментальной арифметике?

Изначально ментальная арифметика использовалась японскими торговцами для быстрых расчетов со своими покупателями. Не случайно в ней используется абакус, старинный аналог калькулятора.

Абакус содержит четыре костяшки на каждой линеечке и отдельно костяшку, обозначающую пятерку. Таким образом, любое число до 10 может быть обозначено как набор единиц, либо как пятерка и ещё сколько-то единиц.

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

От привычных счётов с десятью костяшками в ряду, которые и сейчас ещё можно увидеть в магазинах, абакус отличается тем, что помимо структуры числа в десятичной системе, одновременно добавляется структура внутри десятка. Чем нам помогает деление на пятерки? Это заставляет нас считать так, как если бы мы считали на пальцах. Это делает расчёты молниеносными. То есть абакус идеально подходит торговцам, как и было задумано.

Спорный инструмент обучения

Адепты ментальной арифметики преподносят её как подходящий детям способ освоить устный счёт на «отлично». Так ли это? Скорее нет.

Обучение, в отличие от бытовой задачи быстрого расчёта, подразумевает, что нужно научить ребёнка понимать, как он считает. Любое понимание математики – это освоение математических понятий, которые подаются через наглядные пособия, затем иллюстрации и затем абстрактные образы. В ментальной арифметике всё так – счёты с костяшками, затем мнемонические карточки, затем счёт в уме. Но проблема в том, что ученику даётся только один алгоритм и не предлагается вообще никаких других моделей, кроме абакуса.

Кроме того, ментальная арифметика предполагает, что ребёнок уже умеет быстро раскладывать в уме семь как 5+2, девять как 5+4, знает состав всех чисел, может легко сложить 8 и 5, разложив 5 на 2 и 3, и прибавив 3 к 10.

Недостатки раннего обучения

Предположим, что ребёнок научился быстро считать до семи лет с помощью ментальной арифметики. Что происходит дальше? Он попадает в школу, объяснения учителя ему уже не интересны, потому что считает он быстро – и шансов понять математику очень мало.

Ментальная арифметика не дает возможности делать приближенные вычисления, так как ребенок будет автоматически обращаться к одному алгоритму, который для него прост и понятен. В то время как в жизни требуется гибкость, использование разных способов эффективного счёта. Хороший устный счёт означает, что сначала мы выбираем метод счёта, который лучше подойдёт в данном случае.

Помните про взаимосвязь математических операций и их многомерность

Ребёнку, рано освоившему ментальную арифметику, будет сложнее понять, что существует не только десятичная система строения числа, но и двоичная, восьмеричная, двенадцатеричная и так далее. Привязка к десятичной системе значительно усложнит жизнь ученика в дальнейшем.

Также этот метод хуже готовит к освоению корней, степеней, логарифмов. Он делает трудным освоение дробей, переход от десятичных дробей к обычным. Десятичные дроби после ментальной арифметики даются легко, а вот обычные дроби – одна из основополагающих тем школьной программы — станут проблемой.

Лобные доли, которые отвечают в мозгу за функции программирования и контроля, окончательно созревают к 20 годам. Даже в 10 лет они находятся в стадии формирования. Поэтому та нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей начальной школы, а тем более дошкольников, может оказаться чрезмерной.

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

И все же – когда ментальная арифметика полезна?

Обучать детей ментальной арифметике до школы я бы точно не рекомендовала. Это может быть полезно тем детям, которые уже в школе испытывают трудности. Знание этого метода даст им уверенность и свободу в вычислениях. При этом школьную программу ментальной арифметикой лучше не предварять и не обгонять. Она может быть также полезной в 3-4 классах, когда в школе проходят умножение в столбик.

Абакус полезен тем, что он нагляден, ребёнок может «посчитать руками». Она также развивает функции программирования и контроля: нам нужно сделать одну операцию в рамках другой, помнить предварительный результат, использовать его в следующей операции и так далее. Это даёт высокую нагрузку на рабочую память, на зрительно-пространственные функции и это неплохо.

Источник

Ментальная Арифметика для ребенка. Плюсы и Минусы

Мы собираемся подготовить для вас обычную обзорную статью. Однако столкнулись с множеством противоречивых отзывов родителей и специалистов по ментальной арифметике.

В итоге стали копать глубже, чтобы подготовить для вас наиболее объективный и полезный материал. Сегодня у нас очень много родителей. А результат, увы, не всегда радует…

Давайте начнем с начала и немного поговорим о самой Ментальной Арифметике.

Счет в Ментальной арифметике

Ментальная арифметика — это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) Счету. Она подходит для развития детей 4 — 14 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счетов — абакуса и соробана. По сути ее корни в Древнем Китае. Учиться считать по этой методике в начальных классах. Поскольку китайцы часто занимают первые места в международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная?

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Новаторская методика устного счета призвана дать понимание пространственности и состава числа. Она является прекрасной базой для дальнейшего изучения математики. С помощью ментальной арифметики деткам (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запомнить цифры.

Очень хорошо подходит методика деткам которые гиперактивные и также детям больные дислексией.

Ментальная Арифметика для детей плюсы и минусы

В любой методике есть как плюсы, так и минусы. Ментальная арифметика не исключение. Попробуем разобраться, какова цена этих занятий и польза для ребенка.

Плюсы ментальной арифметики:

Минусы ментальной арифметики:

Разница по счету ментального. Многие считают, что дети считают только устно. Это заблуждение.

Во-первых, потому что Ментальная Арифметика не устный счёт, а ментальный. Разница большая: при устном счёте в основном работает память, а при ментальном — воображение.

Ментальная арифметика видео уроки

Если вам все-таки интересно попробовать освоить ментальную арифметику, можете почерпнуть ее из этих видеоуроков. Думаю, вам нужна эта система. В любом случае новые знания вы получите!

Источник

«Считают вслух, но не умеют мыслить и дружить». Почему отдать ребенка на ментальную арифметику — спорная идея

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Ментальная арифметика — это программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета. Освоив ее, ребенок сможет решать арифметические задачи в уме всего за несколько секунд. Программа обещает улучшение памяти и внимания, воображения и творческого мышления. Но как все обстоит на самом деле?

Методика без научного обоснования

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Никакие адекватные исследования, доказывающие эффективность методики, не проводились. «Методика развивает оба полушария мозга!» — пишут в рекламках. Правда, никто не делал детям тесты мозговой активности до и после… но это ерунда.

Давно доказано, что любая наша деятельность (даже простое лежание, глядя в потолок) задействует оба полушария: неврологи из США провели исследования на довольно репрезентативной выборке и доказали, что ни у одного из подопытных не удалось выявить ведущее полушарие. Конечно, есть задачи, связанные больше с левым или правым полушарием, но второе в эти задачи тоже существенно вовлечено.

Взаимодействие полушарий — основа всех психических функций. Но распределение задач, которые решают оба полушария, не статично, оно меняется с возрастом. И вообще, даже если вдруг ментальная арифметика и развивает чудесным образом мозг, не стоит забывать, что он пластичен. Сохранятся ли результаты через год-два?

Единственное научное исследование, которое мне удалось найти, это исследование К. Васуки. В городе Ченнай (Индия) были взяты две выборки детей: 160 человек из экспериментальной группы и 160 человек контроля (задания не выполняли). Ни в одну из групп не включили участников из малообеспеченных семей и детей, родители которых не окончили школу (какие осознанные критерии отбора, правда?).

По результатам предварительного тестирования видно, что выборки, в целом, статистически однородны, уровень концентрации, памяти, творчества и пространственного восприятия у всех был примерно одинаковым.

Беда в том, что контрольная группа была какой-то странной… и такой подход статистику обычно не устраивает: дети из нее не занимались вообще ничем. Не занимались по другой, доказанной методике, например. Они вообще не развивались на протяжении этих двух лет эксперимента. И это очень заметно по представленным данным — уровень их развития существенно упал за это время. Если честно, то вот какую методику ни возьми, а дети, занимающиеся хоть чем-то, будут показывать результаты лучше. Но почему-то исследователи решили, что этот прорыв относится именно к ментальной арифметике. А еще, что странно, я не смогла найти эту статью в рецензируемых научных журналах. Наверное, именно потому, что рецензенты в курсе, что такое статистика.

А вот реальное научное исследование профессоров из департаментов психологии университетов Калифорнии, Стенфорда и Пенсильвании показало весьма интересные вещи. Они в течение года изучали рандомную выборку учащихся из 1-х и 2-х классов начальной школы и выяснили, что ни одна из возрастных групп не показала значительного улучшения когнитивных функций или математических способностей, по сравнению с контрольной группой. Причем школа, в которой проводились исследования, была этнически и социально-экономически разнообразной. В группы были включены как дети с нарушениями в развитии, так и высокоинтеллектуальные ученики. Некоторые из детей так и не смогли в течение года освоить эту методику, а те, кто освоили, в реальном математическом тестировании не показали значительных успехов.

Дрессировка, натаскивание и заучивание

Для меня, как преподавателя математики, методика менара довольно сложная. Например, для того, чтобы умножить 23*47, необходимо, цитирую: «Сначала берем правую цифру множимого (3) и умножаем на крайнюю левую цифру множимого 3×4=12. Число 12 откладываем слева от множимого, затем эту же цифру множимого умножаем на следующую слева направо цифру множителя 3×7=21, получившееся число 21 прибавляем к результату, но уже сдвинув вправо на один разряд…» А-а-а! Не знаю, как вы, но я уже запуталась.

Есть гораздо более удобные способы умножения. Почему бы не научить им, причем за пару занятий? Почему нужна эта адская последовательность действий?

В рекламах центров по ментальной арифметике написано, что эти действия развивают творческое мышление. Нет, ребята, это просто дрессировка, натаскивание и заучивание.

Причем, чтобы полностью освоить методику, необходимо 2-3 года! Это правда интересно детям на протяжении двух лет? Ведь там одни и те же действия каждое занятие и они не так разнообразны. Поделитесь своим опытом.

Готовые ответы вместо творческих решений

На ребенка с потенциально хорошим математическим мышлением эта система может оказать даже пагубное воздействие. Ведь думающему ученику сложно понять, а почему надо делать именно это действие? Можно ли попробовать по-другому?

В менаре — нельзя. Но непонятно, почему. Им бы лучше дать попробовать настоящую математику, где логические связи, интересные задачи про волшебников и гномов, вспомогательные раскраски… Где можно попробовать и самому понять. А не просто месяцами выполнять действия, которые показал учитель.

Математика учит мыслить рационально, анализировать ситуации, представлять в уме картинки задач. Математические модели отлично подходят для современного мира, и ребенку важно научиться ими оперировать.

А это — лишь продвинутая техника вычислений, не стоит возлагать на нее особых надежд. Вычисления вычислениями, а мы тут уже посмотрели на исследования и поняли, что бонусов в школьном обучении она как-то не особо дает. Ибо «можно научить дельфина крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?»

К сожалению, все мои ученики, которые ранее занимались менаром, показывали плохие результаты. Вместо того, чтобы вдумчиво прочитать задачу, попробовать ее нарисовать, предположить — они начинали говорить ответы: 256, 712… На вопрос о том, что это за числа, они ответить не могли. Зато быстро посчитали. Сложили и умножили. Непонятно, зачем.

Ведь методика сложных вычислений в уме тренирует память, внимание, да, но не имеет никакого отношения к пониманию алгоритмов и причинно-следственных связей.

У меня была ученица пятого класса, год ходила на менар, участвовала в международных соревнованиях, даже занимала призовые места… и занималась со мной подготовкой к обычным школьным контрольным. Успехов в математике у нее не было.

Непосильное развитие без цели

Сейчас все родители стремятся развивать своего ребенка. И это было бы нормально, если бы развитие было по возрасту… Еще в советские годы знаменитый педагог Лев Выготский писал о «зоне ближайшего развития» — о том, что задача, предложенная ребенку, должна быть ему по силам. Если задача слишком сложная или, наоборот, слишком простая, то мотивации к обучению не будет.

На мой взгляд, менар представляет собой именно ту категорию задач, которая немыслима без помощи взрослого. А значит, рано или поздно она повлияет на мотивацию ребенка. И ладно бы только на мотивацию.

Мои коллеги-психологи в один голос утверждают, что такое непосильное развитие без понятной цели негативно отражается и на физическом, и на психологическом здоровье. Новомодные неизученные занятия в сочетании с высокими нагрузками для неокрепшей детской психики могут оказаться весьма опасными.

Да и зачастую занятия «развивашками» идут взамен плавания, любимого футбола и простого общения со сверстниками. Только правильные, развивающие игрушки, кружки, репетиторы с двух лет.

А современные дети, между тем, не умеют дружить и общаться, не могут без манипуляции и истерики попросить что-то, они не умеют честно играть и проигрывать, практически у всех младших школьников начисто отсутствует мелкая моторика… А мы развиваем им быстрый устный счет. Ну да, это ж показатель развития.

Если мамочка, сидящая рядом с вами в поликлинике, радостно щебечет о том, что ее малыш чемпион по шахматам и участвует в международных конкурсах, умножая в уме пятизначные числа… Пожалейте того ребенка.

И дайте своему догрызть тот стул. Это важно сейчас.

Источник

Плюсы и минусы ментальной арифметики – мнение специалистов и родителей

Многие родители хотят, чтобы их дети умели считать ментально, но о пользе этой техники не у всех складывается однозначное мнение. Особенно часто этой методикой интересуются те, кто услышал о ней от знакомых или по телевизору. Но что дает детям изучение ментальной арифметики, и какие минусы у нее есть? Поговорим о вреде и пользе этого способа вычислений.

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Для чего нужна ментальная арифметика детям и что она развивает

В первую очередь стоит сказать, что эта техника позволяет научиться быстро считать в уме. Она основана на умении производить операции с числами на специальных счетах – абакусе. Чтобы научиться считать ментально, ученику сначала нужно изучить принцип вычислений на этом инструменте и привыкнуть использовать его автоматически. Когда эти навыки получены и закреплены, можно переходить и к устному счету.

Теперь перед учащимся стоит более сложная задача – ему предстоит привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться производить вычисления уже на нем. Этот этап обучения обычно занимает наибольшее количество времени и требует регулярных тренировок.

Стоит отметить, что развитие навыков вычислений в уме – не основная причина применения этой методики для обучения детей. Так для чего нужна ментальная арифметика и зачем детям ее изучать? Рассмотрим все «за» и «против» освоения данной техники.

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Плюсы ментальной арифметики

По мнению педагогов и родителей, чьи дети изучают или уже освоили ментальный счет, у этой техники есть сразу несколько преимуществ:

Ментальная арифметика развивает разные способности, что положительно сказывается на общем уровне детского интеллекта. Но, по мнению экспертов, у этой программы есть и свои недостатки.

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Минусы ментальной арифметики

С этой техникой связано немало распространенных мифов. Кто-то считает, что она мешает ребенку считать привычным способом – так, как учат в обычных школах, а кто-то не согласен с тем, что эта методика способна развивать интеллект детей. Но на самом деле подобные слухи не имеют серьезной доказательной базы, свидетельствующей о неэффективности ментальной арифметики, а специалисты и вовсе выделяют другие недостатки этой методики:

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Польза и вред метального счета

Подводя итог, можно сказать, что ментальная арифметика будет не менее полезна, чем другие развивающие методики, но только в том случае, если ученик занимается с удовольствием. Если же у него отсутствует мотивация, то ему сложно будет пройти весь курс обучения, а значит и весомого результата добиться не удастся.

Еще одной причиной, которая часто мешает освоить данную технику, является чрезмерная загруженность современных школьников. Если они и так уже посещают какие-либо кружки и секции, то им сложно будет совместить занятия в них еще с одними курсами. График одних тренировок может накладываться на другие, из-за чего и возникают трудности.

Конечно, можно попытаться найти педагога, который помог бы ребенку освоить данную технику. Проблема заключается в том, что профильных специалистов в этой области не так много, и большинство из них не занимается репетиторской деятельностью, а ведет собственные курсы. Поэтому организовать такие занятия не всегда удается.

Но ментальную арифметику можно осваивать и в онлайн-режиме на образовательной платформе Amavit. Ключевой особенностью таких занятий является то, что они ведутся под руководством персонального тренера по индивидуально составленному графику. Так ученик сможет совместить тренировки с обучением в школе и посещением других кружков.

С мотивацией к занятиям также не возникнет проблем, ведь методика преподавания включает в себя множество интерактивных материалов, тренировки в специальном приложении с абакусом на смартфон, а также большое количество развивающих упражнений с игровыми элементами. Занимаясь в формате игры, ученики будут совершенствовать свой интеллект с интересом и получать навыки, которые будут полезны и в детстве, и во взрослой жизни. Зарегистрируйтесь на портале Amavit и начните развивать способности ребенка уже сейчас.

Источник

Ментальная арифметика: плюсы и минусы методики

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Ментальная арифметика: что это?

Многие видели в сети видеоролики, где ребенок производит сложные расчеты с многозначными числами в уме. Как это возможно? Неужели это дети-индиго или просто гении? На самом деле, существует методика по обучению ментальной арифметике, которая знакомит с миром математике совершенно по-новому. Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться.

Сказать, что ментальная арифметика имеет отношение только к числам было бы неправильно. Методика призвана в первую очередь развить творческий потенциал повысить общий уровень интеллекта с помощью арифметических вычислений на счетах. Ментальная арифметика имеет больше отношения к общему развитию, чем к будущим успехам в алгебре.

Ментальная арифметика учит:

Как обучают ментальной арифметике?

Основатель ментальной арифметики Шеном для быстрого счета в уме использовал специальное приспособления под названием «абакус» или «соробан». Суть ментальной арифметики в том, чтобы производить быстрые подсчеты, не делая при этом совершенно никаких записей и, не используя калькулятор.

Обучение состоит из 10 уровней, каждый занимает около 4 месяцев. Обязательны к выполнению и домашние задания.

Работа на счетах позволяет развивать не только аналитическое мышление, но и мелкую моторику. А, главное, ребенок использует обе руки, что развивает оба полушария мозга.

Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Смотреть картинку Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Картинка про Ментальная математика что это такое плюсы и минусы. Фото Ментальная математика что это такое плюсы и минусы

Минусы методики

При этом многие родители и дети довольны результатами обучения и, как и к любой методике, к ментальной арифметике важен индивидуальный подход. Если ребенок с радостью бежит на занятия, то ментальная арифметика принесет ему только пользу и послужит хорошей ступенью для дальнейшего развития. А, вот, просьбы пропустить занятия и подавленное настроение — «тревожный звонок». Возможно, ребенку подходит другая методика развития.

Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *