Ментальное сознание что это

Тренировки для мозга: какие они бывают, и зачем они нужны. Советы специалиста

Ментальное сознание что это. Смотреть фото Ментальное сознание что это. Смотреть картинку Ментальное сознание что это. Картинка про Ментальное сознание что это. Фото Ментальное сознание что это

Человеческий мозг по-прежнему остается самой большой загадкой. Однако, благодаря стремительному развитию нейронаук, мы научились управлять его состоянием. Медитация и релаксация, развивающие и интеллектуальные упражнения, нейрофидбэк-тренинг — всё это методики, направленные на тренировку нашего мозга. Рассказываем, как это работает и зачем это нужно. В тонкостях данного вопроса нам помогла разобраться Ольга Чащина, врач-психотерапевт, к. м. н., специалист по нейротехнологиям X-Clinic.

Ментальное сознание что это. Смотреть фото Ментальное сознание что это. Смотреть картинку Ментальное сознание что это. Картинка про Ментальное сознание что это. Фото Ментальное сознание что это

Зарядка для мозга

Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям. Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.

Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания. А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Онлайн-тренажеры и игры

На смену кроссвордам и печатным судоку пришли онлайн-сервисы для развития и тренировки мозга. Можно выбрать любой: начиная от онлайн-головоломок до развивающих игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются под ваши решения. Самые популярные — «Викиум», Uplift и «Битрейника». Для чего это нужно? Во-первых, выполнение упражнений может быть просто интересным. Во-вторых, это позволяет отвлечься от будничных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также не забывать про важные семейные даты.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Ментальное сознание что это. Смотреть фото Ментальное сознание что это. Смотреть картинку Ментальное сознание что это. Картинка про Ментальное сознание что это. Фото Ментальное сознание что это

Подписаться на новости

В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.

Источник

Ментальное сознание что это

Геше Джампа Тинлей

(Первая часть сборника «Ум и пустота»)

1. Характеристики ума

Сегодня мы поговорим об уме. Это очень сложный вопрос. Когда вы поймете, что такое ум и сможете использовать самый тонкий его уровень, то будете обладать самой мощной силой на свете. Наука открыла, что элементарные частицы обладают наибольшей мощью. Точно так же тончайший уровень ума наделен наибольшей силой. Но если вы не знаете, что такое грубый уровень, то как вы можете воспользоваться более тонким? Когда у меня не было точного представления о том, что такое электрон и протон, моя точка зрения на этот счет менялась день ото дня в зависимости от того, что рисовало мое воображение. Точно так же, если у вас нет представления о том, что такое тончайший уровень ума (ясный свет), то ваше представление об этом будет меняться каждый день.

Будда Майтрейя дал очень подробное учение об уме в Уттаратантре, которая относится к разделу Сутры. В этом учении он детально рассмотрел, как привести ум к состоянию будды и в чем причины обретения состояния будды. Также я воспользовался и другими аутентичными учениями, в том числе учением ламы Цонкапы, и решил дать их вам в сжатой форме. Когда вы получаете учение, очень важно знать, из какого источника оно исходит. Тогда, если у вас возникнут сомнения, вы сможете обратиться к коренным текстам, или буддийским первоисточникам, и проверить, правильно или нет то или иное утверждение. Учение, которое ведет вас в неправильном направлении, никогда не будет полезно для вашей практики. Неправильная теория ведет к неправильной практике, а это в свою очередь дает неправильный результат.

У ума есть три характеристики. Они являются определениями ума. Зачем нужны определения? Некоторые объекты недостаточно ясны для нашего восприятия. Это объекты, которые мы не можем увидеть непосредственно, собственными глазами. Для того, чтобы понять, что представляют собой такие объекты, надо дать им точное определение. Определение дается не для того, чтобы поспорить и в ходе дискуссии кого-нибудь победить. Это неправильный подход. Дискуссии нужны для того, чтобы получить более полную картину предмета изучения. И в конце концов ваше понимание будет настолько точным, что в ходе диспута вы сможете давать абсолютно четкие и безошибочные определения. Вот три характеристики ума:

1) сущность ума не имеет формы; 2) относительная природа ума есть ясность; 3) ум обладает функцией познания.

Каждая из этих трех характеристик устраняет некоторое заблуждение, касающееся ума.

Вторая характеристика, утверждающая, что природа ума есть ясность, устраняет заблуждение некоторых небуддийских школ, считающих, что гнев и другие негативные состояния заложены в природе ума и не могут быть от него отделены. Исходя из этого, они полагают, что достижение нирваны невозможно. Буддизм же говорит, что природа ума ясна по своей природе так же, как вода сама по себе чиста. Как бы ни была грязна вода, по своей природе она чиста, и это позволяет ее очистить, поэтому самая грязная вода может стать самой чистой. Точно так же, согласно буддизму, в природе ума нет омрачений. Она нейтральна. Сострадание также не заложено в природе ума. Но в отличие от негативных эмоций, которые не имеют под собой достоверной основы и не могут развиваться до бесконечности, такие качества как любовь и сострадание обладают достоверной основой и способны к бесконечному развитию (например, сострадание Будды безгранично). Буддизм говорит, что если бы гнев был в природе ума, то тогда человек был бы вынужден находиться в этом состоянии все время. Но по собственному опыту мы знаем, что иногда мы злимся, а иногда бываем очень сострадательны. Все зависит от ситуации. Отсюда мы можем развить в себе убеждение, что полностью очистить ум от заблуждений действительно возможно.

Что такое освобождение? Оно подобно превращению грязной воды в чистую. В настоящий момент мы сравниваем ум с грязной водой, но если удалить грязь, то вода станет чистой. Чистота воды не приходит откуда-то извне. Она присутствует в ней, несмотря на то, что вода грязна. И когда вода грязна, в ней уже присутствует чистота. Такой же анализ применим и к уму. Наш ум, полностью освобожденный от омрачений, называется «умом, достигшим освобождения, или нирваны».

Состояние будды означает не только достижение освобождения, но и реализацию всех благих качеств. Если продолжить аналогию с водой, то одного очищения воды недостаточно. Вы должны превратить ее в нектар, то есть накопить все причины для достижения состояния будды и развить в себе все благие качества.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Мозг и сознание

Конченко В.Г., Кузнецова М.Н.

Резюме

Ключевые слова

Статья

Специфика явлений субъективной реальности – отсутствие физических свойств. Описание этих явлений осуществляется в понятиях цели, смысла, воли, интенциональности, а описание мозговых процессов – в понятиях энергии, массы, то есть, между этими структурами отсутствует какая-либо логической связи. Д.И. Дубровский использует для решения поставленного вопроса информационный подход, суть которого заключается в 2 аспектах: 1) информация воплощена в своем физическом носителе 2) информация инварианта по отношению к физическим свойствам своего носителя.

Поскольку явление субъективной реальности есть информация о предмете, то оно имеет свой определенный носитель, который понимается как сложная мозговая нейродинамическая система, то есть имеется связь явления субъективной реальности с мозговым процессом как информации со своим носителем. Это показывает, что данная связь является функциональной и представляет собой кодовую зависимость. Именно кодовая структура определяет качества субъективной реальности, то есть сознаваемого переживания мной данного чувственного образа.

Исследование этой связи означает расшифровку мозгового кода данного психического явления, той информации в «чистом» виде, которая и выражает качество субъективной реальности. То есть возможность оперирования чувствами, переживаниями, чувственными образами означает нашу способность управлять некоторым классом кодовых преобразований на уровне собственной мозговой системы.

Существующая модель глобального рабочего пространства сознания делает акцент на том, что содержание нашего сознания постоянно претерпевает изменения. Бернард Баарс считает, что неосознаваемые переживания обрабатываются локально в отдельных участках мозга, при этом мозг также отслеживает происходящие изменения в теле и памяти. Наши постоянно меняющиеся переживания осознаются только тогда, когда эта информация поступает в сеть нейронов, распределенных по различным областям мозга, называемых глобальным рабочим пространством. Это отражается в мгновенной скоординированной активности мозга, и наши переживания становятся содержанием сознания.

С точки зрения нейробиологии сознание отождествляется с процессами, протекающими в человеческом мозге. В фронтоинсулярной и передней поясной коре встречаются веретенообразные нейроны, составляющие всего 1% от общего количества. Их ключевая роль заключается в неосознанной регистрации происходящего вокруг нас и направлении нашего внимания на самые актуальные события. Помимо этого, обе области активируются, когда человек распознает свое отражение в зеркале, в результате чего можно предположить, что эти части мозга лежат в основе нашего самосознания, чувства собственного «Я».

Немаловажное значение в поддержании уровня сознания оказывает ограда (кляуструм) – базальное ядро или тонкая пластинка серого вещества головного мозга, которая исполняет роль проводника сознания, объединяя информацию, поступающую в разное время из разных областей мозга.

Можно ли тогда сказать, что сознание – это и есть мозг? Думаю, что нет. Поскольку для этого нужно произвести идеальную замену ментальных терминов на неврологические и верифицировать нейронные процессы, что сделать невозможно.

Проанализировав возможные варианты взаимосвязи мозга и сознания, мы понимаем, как устроены области нашего мозга и нейронные связи, порождающие чувственные переживания мира. Благодаря существующим мозговым процессам, которые сопровождают сознательный опыт, мы совершаем действия, ощущаем чувство контроля и ответственности за наше тело и жизнь.

Изучение зависимости мозга и сознания друг от друга дает нам шанс осознать уникальность человека, его неповторимость и безграничные возможности, проникнуть в самую суть того, что значит быть человеком. Однако, несмотря на проделанную работу ученых, некоторые фундаментальные вопросы остаются без ответа и на сегодняшний день.

Литература

1. «Мозг и сознание. Разгадка величайшей тайны человеческого мозга/[под ред. К. Уилльямс]»: ООО «Издательство АСТ»; Москва;2019

2. «Мозг и сознание. От Рене Декарта до Уильяма Джеймса. Роберт Возняк, 2019. Дмитрий Сандаков, перевод, 2019»

3. «СОЗНАНИЕ И МОЗГ: Информационный подход к проблеме» Дубровский Д. И., 2013

Источник

Технологии психологического воздействия в сектах, продолжение

12. Материальные лишения. В ряде сект, если не в большинстве из них, адепты «жертвуют» зарплатой (поначалу — десятиной), имуществом, накоплениями, драгоценностями, машинами, квартирами, дачами, антиквариатом, а продолжая работать на секту по 10–12 часов в сутки без выходных дней, не получают денег. Фактически они разоряются, порой не имея даже сменного белья. Трудно представить себе, что все сектанты переживают это стоически или думают, как Н.В.Гоголь: «Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую суму, тот не продаст ее ни за какие сокровища мира». Но похоже, а скорее, так оно и есть, секта радикально меняет отношения человека. Ведь в обычной жизни господствует совсем другое мнение. «Лишите человека собственности, и вы лишите его самого себя», — не без оснований заметил ктото. Лидеры сект за малым исключением отнюдь не намерены следовать по пути аскезы.

Обнищание адептов помимо «блаженства» освобождения от материальных пут преследует и другую цель: выйти из секты становится почти невозможно. Возвращаться обратно не к кому и не к чему.

Есть еще одно важное следствие столь тяжкого «пути к духовному возрождению». В психологическом плане лишения, унижения, издевательства, внешне кажущиеся совершенно бессмысленными либо даже садистическими, играют весьма существенную для секты роль. В данном случае действует правило возрастания ценности, имеющее мало исключений: то, что достается с большим трудом, ценится несравненно дороже, чем само плывущее в руки («как пришло, так и ушло», гласит пословица). В итоге — и лидеры сект это ясно понимают — привязанность адептов к секте только усиливается, крепнут их солидарность и сплоченность.

Весьма примечательно, что руководители сект предпочитают письменные свидетельства адептов — это старый восточный прием манипулирования. Здесь используется правило магического действия, имеющее основанием убеждение людей в том, что только по поступкам можно узнать, каков есть человек на самом деле. По поступкам люди судят и о самих себе. Совершая тот или иной поступок, человек сохраняет или меняет представление о себе.

Даже если он что-то напишет, то есть выполнит определенное действие, можно ожидать, что оно повлияет на отношение к себе и тем самым к какому-то явлению. Китайцы, к примеру, просили пленных американцев всего лишь переписывать прокитайские тексты. Этого было достаточно, чтобы пленники начинали относиться к Китаю более позитивно. Письменные «доносы» меняют, следовательно, Я-концепцию адептов в нужном для секты направлении, а стало быть, и свое отношение к секте. Кроме того, адепт знает, что о написанном им могут узнать многие другие. Это скорее всего заставит его смотреть на себя глазами «других» и, согласно принципу социального доказательства, присоединиться к их возможному мнению о себе, а также вести себя в соответствии с их ожиданиями — правило самопрезентации.

14. Прозелитизм — стремление обратить других в свою веру. Прозелитизм практикуют обычно все секты. Некоторое предпочтение при этом могут оказывать определенным слоям населения: лицам молодого возраста, материально обеспеченным, людям с известным общественным положением и т. д. Вероятно, весьма значительная часть неофитов (вновь обращенных в веру) — это лица с психическими отклонениями, расстройствами личности, проблемами адаптации. К.Ясперс указывает, что «больше всего» психических расстройств встречается среди приверженцев различных сект, но прямо не связывает это с деятельностью последних, считая этот факт изначальным. Если в секту вовлекается кто-то из членов семьи, со временем там могут оказаться и другие, а иногда вся семья.

Деятельность по вовлечению в секту поощряется, в частности зачетами «заслуг» и продвижением вверх по ступеням иерархии секты, благосклонностью «руководства», погашением долгов или заменой денежных вкладов и др. Учитываются, естественно, и весьма важные психологические аспекты прозелитизма. Подобно такому правилу, как «учи и поймешь сам», миссионеры подчиняются другому, вытекающему из принципа социального доказательства, — «уговаривай и убедишься сам». «Чем больше людей убедишь, тем более ты прав» — потому миссионеры столь экспансивны. При этом чем большее сопротивление оказывает потенциальный адепт и чем труднее его «сломить», тем само верование в глазах вербовщика становится более «истинным». Отчасти, вероятно, отсюда проистекает та подчас невероятная настойчивость, которую проявляют вербовщики, заметив малейшие признаки сомнения или колебаний у своего клиента. Только категорическое «нет» да в придачу пара крепких выражений помогает им понять, что тут «делать нечего».

15. Социальная мимикрия — использование внешней атрибутики и привлекательных признаков той или иной социальной группы ради повышения авторитета и влияния секты. Так, «Черная библия» сатанистов написана с точностью наоборот, но явно с подражанием стилю библейского текста, художественные достоинства и очарование древности которого не имеют себе равных. Многие секты заимствуют веками отточенную риторику других, зачастую самых разных конфессий. «Небольшие» при поверхностном чтении поправки и изменения акцентов в теологических сочинениях зачастую остаются без внимания адептов, хотя именно такие «детали», как позже выясняется, имеют ключевое значение. Тексты некоторых «священных» книг сектантов весьма напоминают жанр фантастики, повальное и почти болезненное увлечение которым общеизвестно. Секта Махариши (трансцендентальная медитация) не без успеха эксплуатирует наукообразность своих публикаций, чем подкупает «образованных» людей даже из «науки».

В части сект бытует и распространяется убеждение в том, что в них наиболее полно реализуется принятый в обществе образ жизни, считающийся благодаря искусной идеологической обработке нигде не превзойденным. Ла Вей, идеолог сатанизма, в этой связи открыто говорит: «Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами». Проамериканские тенденции, искусственно насаждаемые по сию пору среди населения России, эта ксеномания — одностороннее увлечение всем иностранным и негативистическое отторжение собственной культуры в какой-то степени объясняют популярность сатанизма в нашей молодежной среде. Многие секты маскируются под общественные, гуманитарные, миротворческие, экологические организации, действуют под лозунгами сохранения семьи, нравственности, духовности.

Словесно-логические структуры с неясностью и тенденциозностью понятий вообще могут заслонить собой реальность, представляя собой призрачные, виртуальные миры, подобные тем, которые создает не совсем здоровое воображение. Создатели таких миров часто покидают пределы действительности, как бы «живут» там придуманной жизнью. Таковы, в частности, графоманы — лица, одержимые болезненной страстью к писательству и сочинительству, не способные ни остановиться, ни удерживать себя в рамках разумного. Их могут печатать, они могут иметь аудиторию, но это не писатели в истинном смысле.

«Главным достоинством писателя, — говорил Флобер, — является знание того, о чем писать не нужно». Лидеры сект не столь наивны, как бескорыстные графоманы, это фанатики, а то и циники — люди, всему знающие цену, но не ведающие ценности. Они знают, на что идут ради своих амбиций. Их задача — психологическая агрессия. Систематическое прослушивание их лукавых выступлений и записей на аудиокассетах, просмотр видеокассет, обязательное чтение дурманящей сектантской литературы, а то и ее заучивание — на это уходит много времени адептов, — немало способствует полному погружению сектантов в иллюзорный мир вероучения.

16. Прием джиу-джитсу — использование личных недостатков и пороков людей в определенных целях. Такие качества, как враждебность, озлобленность, жестокость, особенно ценятся в сектах сатанинского толка. Эти «способности» реализуются в сектах без принуждения, так, словно все совершается само собой, по своей воле или неизбежному стечению обстоятельств. Поощрять проявление дурных наклонностей не только не требуется, но даже не рекомендуется, иначе человек будет рассматривать свои действия, как управляемые извне, — эффект сверхоправдания. В этом случае автоматически включается механизм реактивного сопротивления — стремление защитить или восстановить ощущение своей свободы.

Кстати заметить, что теория катарсиса, согласно которой «эмоциональная разрядка» (в частности, «выход энергии агрессии») достигается посредством воображаемых, символических и реальных актов агрессии (и других разрушительных тенденций, свойственных, по Э.Фромму, некрофильному типу личности), не подтверждается культовой практикой хотя бы тех же сатанистов — неизвестно ни одного достоверного случая, чтобы кто-то из них превратился в голубя мира. Временная «разрядка» сменяется последующим и еще большим ростом напряжения, так как она не решает проблем, а, напротив, отдаляет от этого. В итоге происходит не «очищение», а скорее обратное: агрессивные действия постепенно становятся привычными, как бы чертой характера («привычка, — говорит Цицерон, — вторая натура»), а воображаемые акты агрессии повышают готовность помимо воли реагировать агрессивными действиями, которые, как это имеет место «в реакциях короткого замыкания», долго и подспудно, до внешнего проявления вызревают во внутреннем плане). Поэтому дискуссия о том, полезно или вредно детям смотреть фильмы со сценами насилия, скорее всего навязана дельцами индустрии жестокости.

17. Физиологические лишения. В ряде сект требуют ограничений в пище, причем порой явно абсурдных. Так, в секте Виссариона поначалу запрещалось употреблять белковую пищу, мясо, соль, воду, пшеничный хлеб, сахар, кофе, чай. В лепешки из отрубей рекомендовалось «мысленно» добавлять яйца, сметану, лепестки розы и космический свет. Достаточно скуден пищевой рацион мунитов, секты «ревнителей истинного благочестия» (здесь питались отходами с помоек и овощных баз). В значительной части сект адепты хронически недосыпают или периодически лишаются на несколько суток сна. В то же время они принуждаются к изнурительным работам и не имеют возможности отдохнуть. В высоких широтах адепты подвержены действию холода, так как не имеют хорошей одежды и теплого жилья.

Культовое значение лишений понятно: «смирение плоти есть путь к укреплению духа». Очевиден и истинный смысл физиологических лишений: этим достигается физическое изнурение, а главное — психическое истощение, делающие затруднительным или невозможным напряжение воли и сопротивление давлению извне. Физиологический дефицит зато с лихвой восполняется проповедями смирения, ибо покорность в тоталитарных обществах — достоинство раба.

Случается, что отдельные адепты при этом «падают без чувств». На массовых ритуальных встречах, в толпе, под влиянием музыки, речевых инструкций, ритмических раскачиваний, световых эффектов у сектантов возникают экстатические состояния, истерические припадки, истерические психозы с симптоматикой одержимости, «одичания» и кликушества (крики, брань, лай, рычание, вой и т. п.). Иногда, вероятно, возникают эпилептические припадки (аффект-эпилепсия). Американские психологи установили весьма интересный факт: аномальные личности не выносят классической музыки (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен и др.). Чтобы «отпугнуть» сомнительную публику, в нужных местах транслируют такую музыку, и будто бы это помогает лучше полицейских. В некоторых странах (Япония, Германия) предпочитают русскую классическую музыку из-за ее благотворного влияния на добропорядочных граждан.

19. Гипервентиляция. Используется в сектах восточной ориентации, составляет ядро методики голотрофного дыхания Г.Грофа. В секте «Аум-Сенрике» адепты, сидящие в «позе лотоса», совершают по 25 глубоких вдохов и выдохов в минуту, затем следует пауза — полная остановка дыхания, то есть гипероксия периодически сменяется гипоксией. При «динамической медитации» используется «хаотическое дыхание» под звуки барабана, в результате чего наступает «особое состояние». Гипервентиляция в медицине используется, как известно, в качестве метода провокации эпилептической активности головного мозга. По описаниям «пациентов», лечившихся по методике Грофа, у них развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. Упомянутые признаки психического расстройства сектантами интерпретируются в мистическом смысле или расцениваются как свидетельство «очистки организма и психики».

20. Медитация — способ самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Является обязательным элементом практики йоги в разных ее вариантах. В медитации часто используется метод многократного повторения мантр. Мантра — короткое «священное» слово, которое гуру (наставник, учитель) втайне от всех сообщает своему ученику. Обычно это символ какого-то понятия или ряда понятий. Мантра «ом», например, состоит из трех фонем: А — означает творение (Брахма — божество созидания), У — поддержание (Вишну — бог-хранитель), М — разрушение (Кришна — бог-защитник, избавитель). Есть мантры, общие для всех приверженцев культа. Кришнаиты повторяют разные сочетания 2–3 слов с обязательным упоминанием имени своего бога. При этом они перебирают четки (число повторений мантр — 1728 раз в день). Глубокая сосредоточенность на повторении мантр сочетается с усилиями по ограничению внешних впечатлений, отключению от мыслей и воспоминаний. Иногда самопогружение достигается без повторений мантр, только путем отключения от внешнего и внутреннего мира. Сеанс медитации длится десятки минут. Выход из состояния самопогружения самостоятельный, иногда по команде учителя.

Способность впадать в самогипноз и выходить из него поддается тренировке, равно как навык засыпать и пробуждаться в нужное время. Во время медитации поток впечатлений резко ограничивается, что ведет к сенсорной депривации. Теряется ощущение тела, медитирующий ничего не видит (глаза закрыты) и почти либо ничего не слышит. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастают внушаемость и самовнушаемость, могут появляться неуправляемые образные фантазии («сон наяву»), психотические переживания. Существует, как известно, экспериментально подтвержденная гипотеза, согласно которой появление симптомов шизофрении обусловлено блокадой сенсорных стимулов. Махариши, в свою очередь, уверяет, что «медитация — единственный ответ на все вопросы человека».

Следует особо подчеркнуть, что специальных методик выведения из состояния гипноза в сектах не применяют, в отличие от практики врачей-психотерапевтов. Каковы последствия этого, сказать наверное трудно, они, по-видимому, недостаточно изучены, однако можно предположить, что в итоге происходит нечто вроде кумуляции (накопления, наслаивания) гипнотических эффектов. Во всяком случае, ясно, что психическое состояние человека от этого не улучшается. Что представляется бесспорным, так это то, что высокая степень внушаемости рядовых сектантов является строго избирательной — только по отношению к индукторам конкретной секты.

Вследствие такой внушаемости пассивно, слепо и безо всякой критики принимается все, что индоктринирует вероучение, даже нелепые, фантастические, если не сказать бредовые вещи. Последние сразу же, непосредственно встраиваются в психологические структуры личности и позже осознаются как изначально принадлежащие ей, а не полученные извне. Это напоминает известный эффект спящего — отсроченное влияние сообщения, когда помнится его содержание, но забывается причина недоверия к нему (в случае с сектантами, напротив, полного и безоговорочного доверия).

22. Обряды инициации — церемонии посвящения в адепты или, вообще говоря, совершение таинств, итогом которых является чувство принадлежности к какой-либо группе. Такие обряды существуют с первобытных времен по сей день, представляя собой строгую последовательность символических действий. Обряды посвящения — важный, критический момент в развитии Я-концепции личности. В различных конфессиях, а также в сектах церемониям инициации придают поэтому исключительно важное значение.

Обряды посвящения в сектах обставляются очень торжественно, проводятся в полной благоговения и мистического трепета обстановке, при большом скоплении людей, физическом или незримом присутствии самого «учителя», а также важных персон из его окружения. Так, центральное значение в культовой практике мунитов имеет церемония «благословения». Она включает в себя церемонии «святого вина» и «священного бракосочетания».

Суть «винной церемонии» заключается в полном отказе от прошлого и переходе в лоно «семьи» Муна. По словам Муна, церемонии «благословения» являются «процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье Истинных Родителей». Перед тем новичков — «детей» долго «обучают». Их ни на минуту не оставляют одних, заставляют работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14–16 часов в сутки, запрещая общаться с родителями — представителями «сатанинской» стороны.

Обряд посвящения у Асахары — «шактипат», по словам «его святейшества», выглядит так: «Шактипат — это передача энергии через мой большой палец, помещаемый на лоб реципиента. Этот прием может иногда мгновенно пробудить кундалини (духовную энергию, спящую в копчике). Одновременно с тем Асахара «берет на себя греховную карму учеников». Посвящение включает и «кровавый ритуал», при котором пьют «кровь самого Асахары». Связь через кровь издавна означала: моего Я более нет, Я — это ты».

Вот как описывают обряд инициации прошедшие его девушки-сатанистки. Ночью, на кладбище они должны переступить крест и отвергнуть тем самым веру во Христа. Это значит: я уподобляюсь зверю, отказываюсь от человечности. Затем следовало выпить кровь животного, с которого живьем сдиралась кожа. Столь же кровавыми и садистическими являются другие ритуалы сатанистов.

В обрядах инициации используется множество приемов психологического влияния, имеющих целью радикальное изменение личности, переход ее в новое качество, не имеющее ничего общего с прежним. В сочетании с предшествующей «обработкой» и последующими воздействиями (уже в составе секты) на человека попытки тотальной трансформации личности являются, по-видимому, достаточно успешными. О прошлом своем Я адепт будет позже вспоминать как о чем-то постороннем, чуждом, ненастоящем, если будет вспоминать когда-нибудь вообще.

23. Дезинформация. Обман и откровенная ложь — давно известное, мощное и употребляемое не только в сектах воздействие на зависимую личность. Важно, чтобы дезинформация производила впечатление сенсационности, в этом случае она наиболее действенна, так как изумляет человека. В этом смысле желание быть обманутым вообще свойственно обывателю, правда для него — слишком суровое испытание. «Сущность вульгарности, — заметил Д.Рескин, — в стремлении к сенсации». Хаббард считал ложь единственно эффективным способом контроля над людьми и прилагал немало усилий к тому, чтобы адепты принимали ее как абсолютную истину. Лидеры многих сект изобличались в свое время как мошенники, ловкие жулики и авантюристы, зачастую они — непревзойденные мастера лжи.

24. Употребление психоактивных препаратов — наркотиков и психоделических (вызывающих психотические явления) субстанций. Используется для повышения эффективности контроля над сектантами. До формирования химической зависимости дело обычно не доходит. Отчасти потому, что частота и дозы приема психоактивных препаратов регламентируются из соображений экономии средств и нежелательности грубых психических сдвигов в опьянении, но также потому, что зависимость от секты, по-видимому, на порядок выше, чем от наркотиков, а при таких обстоятельствах наркотическая зависимость не имеет внутренних психологических предпосылок к своему развитию.

25. Формирование оккультного мышления. В ряде сект существует система обучения, где преподаются «теоретические» основы оккультизма и осваиваются практические способы овладения тайными силами. Так, «программа школы» «Роза-Крин» включает такие темы, как «основы управления пси-полями через слово, мысль, волю», «основы влияния на человека гаданий, гороскопов, сонников, колдовства, экстрасенсорики на психику и психоэмоциональное состояние, здоровье, судьбу» и т. д. Другими словами, научная картина мира, дисциплинированное мышление, логика, реалистическая ориентация и научные методы познания отбрасываются как несостоятельные и непригодные для нужд вероучения. Тем самым индоктринируется обскурантизм, непроницаемый для доводов рассудка и разума.

Часть адептов в течение переходного к окончательному погружению в оккультизм периода обнаруживает нечто вроде «раздвоения сознания» — состояния, когда естественнонаучные подходы в мышлении сосуществуют с мистическими. Например, врач в одно и то же время использует научные методы диагностики и лечения и параллельно с тем оккультные методы целительства. Оккультное сознание, естественно, объявляется «высшим» приобретением человека. Существует и распространяется даже «теория», согласно которой в «грядущей войне» выживут только люди, наделенные паранормальными, оккультными способностями.

Даже в мягком переводе это означает, что адепты оккультизма вынашивают планы и рассчитывают свои возможности сокрушить своих оппонентов. Последним в случае поражения не останется ничего другого, как последовать совету А.Дюма: «Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным». Индоктринированием оккультизма систематически, на протяжении 10–15 лет заняты российские региональные и особенно центральные СМИ, в первую очередь телевидение, мощь воздействия которого многократно превосходит силу влияния радио и печатной продукции. Повышенное внимание в последние годы уделяется почему-то астрологическим «прогнозам», зачастую просто анекдотичным. Например, «ракам» завтра будет легко уйти от налогов, а «рыб» ожидают неизъяснимые наслаждения секса, но «надо проследить», чтобы при этом не было «большого скопления людей». Очевидно, считается, будто достигнутая степень оболванивания населения столь велика, что о такой и не помышляли изобретатели астрологии — вавилоняне.

Целительство в сектах имеет следствием еще три вещи. Во-первых, сами целители проникаются искренней верой в свои сверхъестественные нечеловеческие способности: возникают бредоподобные идеи своего могущества или, так, вероятно, будет сказано точнее, индуцированный архаический бред. Обычно целителями становятся стеничные натуры, а то и личности с гипоманическим складом характера. Во-вторых, больные получают надежду на то, что им в любом случае помогут, особенно там, где медицина бессильна. В-третьих, практика целительства дает прекрасные возможности вовлечения в секту обратившихся за помощью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *