Менторинг что это в коучинге
Коучинг, менторинг, наставничество: сходства и различия.
«Менторинг» переводится как «наставничество». Почему тогда «менторинг» — это «менторинг», а «наставничество» — это «наставничество»? И причем здесь коучинг? Чем отличается коуч от тренера? Можно ли сочетать коучинг, менторинг и наставничество?
На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.
Многие до сих пор считают, что «coach» переводится как «тренер». Поэтому диалог, приведенный ниже, далеко не редкость:
— Ты бизнес-коуч. Значит, бизнес-тренер?
— Коуч, но не тренер. Слово «coach» появилось во второй половине XVIII века, когда одна австро-венгерская компания создала цепь остановок.
«Coach» переводится как «повозка», т. е. способ передвижения от пункта к пункту (от цели к цели). Потом уже это слово перекочевало в мир спорта.
И коуч и тренер помогают прийти к цели. Только разными способами. В чем отличия?
Например, клиент говорит: «Хочу научиться легко продавать услуги». Бизнес-тренер ему скажет: «Я знаю способ, делай вот так и так», покажет цель и поведет к ней. Коуч сначала спросит: «Что ты понимаешь под «продавать услуги»?, «Как ты поймешь, что продаешь легко?». Коуч поможет придать цели четкие очертания, убедиться в том, что это именно то, что клиент хочет и ему надо. В процессе коучинга клиент найдет скрытые ресурсы, услышит шепот своих ограничивающих убеждений, поймет их причины, наметит план действий, который захочет начать выполнять немедленно. И с коучем и с тренером цель достигается быстрее. Главное, чтобы это была та цель, попасть в которую хотел клиент. В качестве клиента можно рассматривать как одного человека, так и команду. А про что наставничество?
Наставник, в отличие от коуча и тренера, делится своими знаниями и опытом «без отрыва от производства». А главное, он оказывает психологическую поддержку своему подопечному, пока тот учится применять на практике полученные знания. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор, мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием.
Одиссей, отправляясь в Трою, поручил Ментору заботиться о своем сыне. Считается, что под обликом Ментора скрывалась богиня Афина. Она помогала найти правильный путь, давала советы Телемаху, когда тот отправился на поиски своего отца. Во многом благодаря Афине Телемах сохранил себе жизнь и спас отца. С тех пор имя Ментора служит нарицательным образом наставника и руководителя всех молодых.
Считалось, что наставники приходят на смену родителям. Они помогают обществу формировать его новых членов.
Сегодня в слово «наставник» вкладывают и другие смыслы. Понятие «менторинг» заимствовано из английского языка (mentoring) и в переводе означает «наставничество».
В русском языке используют слова и «менторинг» и «менторство» — это передача знаний, навыков, умений от более опытного в чем-то человека менее опытному. Если «менторинг» переводится как «наставничество», почему тогда «менторинг» — это «менторинг», а «наставничество» — это «наставничество»?
На мой взгляд, причина в различиях.
Во-первых, настоящий наставник всегда оказывает психологическую поддержку своему подопечному. А вот ментор может быть очень хорошим специалистом, но психологическая поддержка в его функциях присутствует не всегда. «Вот знания, хотите берите, хотите — нет», — такой подход у менторов (особенно в инфобизнесе) не редкость.
Во-вторых, менторинг может быть разовым, в то время как наставничество — процесс продолжительный.
В-третьих, у ментора знания есть всегда по той теме, которой он учит. А вот наставник может и не иметь теоретических знаний, зато иметь большой практический опыт. Он говорит: «У меня получилось, когда я делал вот так. Делай как я.». Поэтому хоть он и не ментор, но наставник, потому что просто делится личным опытом. В наставничестве важно, чтобы профессионализм и опыт наставника дополнялись такими его личностными качествами, как: умение говорить, слушать, желание взаимодействовать, такт, правильное целеполагание. Во многом это про коучинговый подход. В четвертых, у ментора и наставника разные цели.
Ментор нацелен на передачу знаний и оказание помощи в решении задач в определенных областях и темах. А наставник — на то, чтобы подопечный научился применять те или иные знания, привить ему те или иные ценности.
Родители, родственники, учителя, опекуны, преподаватели, тренеры в спорте, бизнес-тренеры, руководители, духовные наставники могут быть и менторами и наставниками одновременно. Что общего у коучинга, менторинга и наставничества?
Во-первых, все это процессы, а также формы коммуникаций, целью которых является развитие клиента (человека или целой команды). Во-вторых, заказчиком этих процессов, то есть тем, кто ставит задачу, может выступать как сам клиент коуча (ментора или наставника), так и его компания в лице руководителя. А в чем различия?
На мой взгляд, различия в том, кто задает вопросы и есть ли советы.
В коучинге: вопросы у коуча, ответы у клиента. Коуч советов не дает.
В менторинге и наставничестве: вопросы у обоих, советов много. Различия также в наличии у коуча, ментора или наставника личного опыта в той сфере, над которой работает клиент. Если в наставничестве он обычно присутствует, в менторинге — может быть, может не быть, то в коучинге не обязателен. У менторов или наставников иногда встречается «менторский тон», т. е. наставительный тон с сознанием превосходства, свысока, назидательный, поучающий.
У коуча — исключено. Кроме того, вопросы, задаваемые коучем, ментором и наставником, имеют разные цели. Вопросы коуча открытые, уточняющие, раскрывающие, они помогают клиенту взглянуть по-новому на ситуацию, найти ресурсы и начать движение к цели. А самому коучу — погрузиться в картину мира клиента.
Ментор задает диагностические вопросы, которые помогают ЕМУ САМОМУ понять, какие пробелы есть в знаниях у клиента.
Наставник может задавать вопросы разного рода. Можно ли сочетать эти формы коммуникаций? Конечно. Многие руководители делают это неосознанно, общаясь с членами своей команды, проясняя ситуации, выявляя сильные стороны каждого.
Менторинги для коучей: польза, механика и результат
Задача. В Уфе живет О. решивший стать коучем. Причем профессиональным. О. тщательно выбирал, где будет учиться коучингу. Прицельно искал аккредитованную ICF ACTP-программу. И нашел. Вопрос: можно ли утверждать, что О. гарантированно станет профессионалом, если успешно закончит базовую программу и получит сертификат?
Понимаете, коучинг — профессия совсем не про правильность. Правильно делать то, чему тебя научили на “базе”, — не залог успеха. Есть риск, что это не поможет тебе ни сертифицироваться, ни уходить на новую глубину, ни наращивать свои навыки. Совершенствование и рост в горизонтали — да, но вертикального роста может не произойти.
Коуч как профессионал рождается в тот момент, когда он начинает принимать решения самостоятельно, откликаясь на клиента, исходя из собственного присутствия. Чтобы научиться принимать самостоятельные решения, вы должны научиться слышать клиентов так хорошо, чтобы откликаться максимально глубоко и давать клиенту максимальное поле для расширения осознанности и понимания себя. И здесь не может быть одинаковых знаний и универсальных решений. И у каждого будет свой ключ и код к тому, чтобы проявлять компетенции.
И тогда возникает вопрос: как я могу создавать в себе как в специалисте эту конгруэнтность и уникальный подход? Ответ, который дает ICF, — менторинг.
“Менторинг, — процитируем мы ICF Russia, — это самая эффективная форма поддержки коучей, один из методов обучения, при котором более опытный коуч (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечными на протяжении определенного времени с целью помочь им более эффективно выполнять работу и строить карьеру”.
Что нужно знать о менторингах для коучей по стандартам ICF?
Что нужно знать о менторингах в ICP?
Менторинги, построенные на целостном подходе. Помните, в обновленной модели компетенций появилась компетенция №2 — мышление коуча? Личность коуча принципиально важна в профессии. И это всегда было фундаментальной установкой нашей команды.
Мы убеждены, чтозаниматься чистой математикой, подтягивая компетенции, недостаточно. Коуч может хорошо знать, как проявлять тот или иной маркер, но его рост все равно будет что-то останавливать. Поэтому менторинги в ICP проводятся с супервизионным подходом. Более того, у нескольких наших менторов — международное супервизионное образование. И это сильно влияет на работу. Мы создаем абсолютно безопасную, поддерживающую атмосферу, в которой без муштры или долженствования исследуется, каким именно образом личность конкретного коуча может проявлять себя. При этом оставаясь целостной. Мы считаем главной задачей менторинга помочь коучу использовать модель компетенций вживую — не формально, а буквально проживая ее.
Все наши менторы проходили обучение в ICP Centre. Каждый из них — практикующий коуч, в которого вложено очень много любви, заботы и поддержки.
ICP Centre активно работает над развитием культуры менторингов. Поэтому мы проводим групповые менторинги не только для наших студентов, но и для всех русскоязычных коучей. У нас есть несколько форматов.
По средам в 12.00 и 20.00 мы проводим групповые менторинги.
Раз в месяц у нас проходит менторинги, в которых участвуют только коучи с практикой от 150 часов.
Вы также можете записаться на индивидуальный менторинг к любому ментору ICP Centre.
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Коуч vs ментор: как не запутаться в ролях
О целях и ценности иметь две специальности
Важность менторинга и коучинга как мероприятий, которые могут быть полезны не только для отдельных лиц, но и для бизнеса в целом, значительно возросла. В нестабильном деловом мире компании хотят привлекать сотрудников – как интеллектуально, так и эмоционально.
Благодаря работе коучей и менторов сотрудники начинают идентифицировать себя как жизненно важную часть организации, одновременно создавая высокий уровень ответственности. Улучшается вовлеченность и удержание сотрудников, работники чувствуют, что трудятся в соответствии с видением компании. И когда одна технология дополняет другую (например, индивидуальный коучинг с сотрудниками может быть частью большой стратегии наставничества в компании) тренеру важно понимать, насколько ценно иметь дополнительную специализацию ментора или можно обойтись знаниями коучинга и как не запутаться в ролях.
Роли не одинаковы, но обе важны
Разницу можно сформулировать так:
«У коуча есть несколько отличных вопросов для ваших ответов; у наставника есть отличные ответы на ваши вопросы».
Коучинг сфокусирован на целях и развитии, и помочь может только в случае, когда человек осознает необходимости изменений. Тренер помогает, бросает вызов и поощряет, а не направляет, советует или учит. Коучинг – это партнерство.
Как роль ментора влияет на развитие коуча
Поскольку коучинг и менторинг в некоторых аспектах близки, есть прямое влияние менторинга как дополнительной специальности на работу коуча. Ещё на стадии обучения наставничеству, тренеры совершенствуют своё владение компетенциями коуча. Это шанс для тренеров по-иному взглянуть на свою практику коучинга, по-новому научиться слышать клиента, усилить свою полезность и получать большее удовлетворение от результатов деятельности.
Кроме того, коучи меняются внутренне. Если вы помните, какой сильнейший личностный рост вы пережили, обучаясь базовым навыкам коучинга, то приготовьтесь к ещё более мощной трансформации и как профессионал, и как личность, благодаря обучению и практике менторинга. Описания будут излишне. Просто приходите на программу и почувствуйте сами.
Когда быть наставником и когда коучем?
Независимо от конкретных причин использования либо коучинга, либо наставничества (или и того, и другого), целью организаций должно быть создание более квалифицированной и удовлетворенной рабочей силы на основе обмена знаниями и профессиональной поддержки. Ключевое слово «профессиональной»! Именно профессиональная подготовка в области менторинга позволяет тренеру не путать роли.
Что происходит? Обучение современному наставничеству (менторингу) усиливает коучей в демонстрации компетенций, углубляет навыки слушания, помогает чувствовать себя увереннее как профессионала в коучинге. При этом коуч, освоив новую ролевую модель наставника, чувствует разницу между проявлением компетенций коуча и компетенций ментора и чётко разделяет роли.
Станьте квалифицированным ментором, придерживаясь в работе международных стандартов профессии, развивайте себя как коуча через обучение наставничеству, приходите на международную программу «Менторинг (коуч как ментор)» CCE ICF от Международного Университета Global Coaching.