Менторство что это такое
Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании
Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.
Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.
Программа менторинга помогает менти (наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.
У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.
На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.
Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:
Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать. Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.
Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.
Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:
Поэтому программа менторинга может быть только полностью добровольной, с возможностью замены ментора и отказа от менти. Углубить доверие и установить особую связь помогает конфиденциальность. Так, мы в Учи.ру просим наставников и их подопечных давать обратную связь лишь о числе проведенных встреч. Все инсайты и содержание остаются внутри менторской пары.
Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.
Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.
Для начала определились с концепцией и организационными моментами:
Установили единый процесс работы для всех пар.
В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.
Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.
Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.
Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:
Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.
Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.
Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.
Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.
Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.
Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.
За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.
На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «в полях».
Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.
Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.
Скажи, кто твой ментор: как найти хорошего наставника
Об авторе: Александр Кравцов — методолог, исследователь менторских практик на постсоветском пространстве. Книгу можно купить на сайте издательства МИФ.
Критерии ментора
Стремительно растущая популярность менторства имеет и определенные негативные последствия. С одной стороны, рост спроса на услуги менторов — дело, безусловно, хорошее. Но, с другой стороны, когда нечто скрытое, эксклюзивное становится всеобщим достоянием или объектом широкого интереса, происходит как неизбежная трансформация понятия, так и его обесценивание.
Именно это мы сейчас и наблюдаем. Под словом «менторство» сегодня подразумевается стандартный инструмент решения прикладных задач бизнеса — от знакомства рядовых сотрудников с их должностными обязанностями до планирования преемственности для СЕО.
Понятие «ментор» воспринимается как почетное звание, которое присваивают всем мало-мальски толковым руководителям — тем, кто помогает коллегам и проявляет заботу о своих подчиненных, создавая им условия для роста.
Однако настоящий успех — по-прежнему штучный товар. И настоящего ментора еще можно встретить. Если вы решили найти такого человека, то искать его надо, руководствуясь следующими критериями.
Первый и самый очевидный критерий — превосходство. Ментор должен превосходить ученика. Как минимум — в той сфере, в которой ученик хочет продвинуться. В идеале — во всем. Чем больше разрыв в ресурсах и возможностях между ментором и учеником, тем больше первый может дать второму.
Но есть нюансы. Во-первых, важно, чтобы эта разница носила принципиальный, качественный характер. Ментор нужен для того, чтобы помочь вам совершить именно качественный скачок — не просто подняться, а перейти на следующий уровень. Для этого он должен сам находиться на этом уровне, а еще лучше — на несколько уровней выше.
Во-вторых, ментор — это не паровоз, который тащит вагоны от станции к станции по однажды проложенному пути. Ментор — это ступень ракеты. Его задача — поднять вас на новую высоту, вывести за границу атмосферы. Дать концентрированный импульс в нужном направлении. После чего «ступень отстреливается», и дальше ракету должна нести следующая ступень.
Иными словами, потенциал отношений «ментор — ученик» всегда ограничен во времени. Рано или поздно произойдет одно из двух: ученик догонит ментора или траектории их движения разойдутся настолько, что ментор уже не сможет выдавать импульсы в том направлении, в котором движется его подопечный.
И то и другое нормально. Ученик должен стремиться достичь уровня своего учителя. Иначе он вообще ничего не добьется. Ученик должен искать собственный путь. Нельзя прийти к своей цели, если идешь по чужому следу.
Именно поэтому вам необходима большая разница в уровне. Тогда, даже находясь на одной траектории с вами, ментор дольше сможет выдавать ускоряющий импульс. И успеет выйти на новый уровень, чтобы сохранить между вами эту дистанцию.
Не менее важно, чтобы ментор превосходил вас по как можно большему числу направлений. В этом случае он сможет предложить вам широкий выбор траекторий для дальнейшего продвижения, даже если в итоге вы окажетесь на разных орбитах.
Разница в уровне часто проявляется и разницей в возрасте. Обычно она составляет около 20 лет, но может быть и больше.
Второй критерий, на который вы должны обратить внимание, рассматривая кого-либо в качестве потенциального ментора, — это близость и основанное на ней доверие. Без доверия нет успеха. Без доверия невозможны продуктивные отношения. Чем больше стоит на кону, тем больше доверия должно быть.
Менторство — особый случай. Здесь доверие критично. Но еще важнее то, из чего возникает доверие. Доверие между ментором и учеником должно основываться на чувстве взаимной близости. Есть вещи, которыми нельзя поделиться с друзьями. Бывает так, что и супругам лучше чего-то не знать друг о друге. Однако с доктором или адвокатом приходится быть полностью откровенным. Иначе они не помогут решить вашу проблему.
Но это трудно. Врачи, адвокаты и все, чей бизнес подпадает под определение «консультант», всегда держат дистанцию. Их интерес к вам должен оставаться сугубо деловым. Вы для них клиент, их участие в вашей судьбе — услуга, за которую они получают деньги. Происходит обмен одной ценности на другую. Иными словами, это формальная сделка, основанная на взаимной выгоде. Если доверие — необходимое условие для ее заключения, то близость в таких отношениях только вредит.
Однако настоящее менторство без близости не работает вообще, потому что это не сделка. Как не является сделкой любовь или дружба — другие виды отношений, для которых необходима близость. Хотя в этих отношениях также есть взаимный интерес и взаимная выгода, разница в том, что стороны в них не обмениваются ценностями. Они делятся ценностями. Если между сторонами в таких отношениях есть взаимный интерес, но нет близости, неизбежно возникает ситуация, когда одна из сторон начинает злоупотреблять доверием и эксплуатирует другую.
Это всегда заканчивается плохо. Друзья не просто расстаются — они становятся врагами. Любовь сменяется ненавистью. А отношения «наставник — ученик» превращаются в другой архетипический сюжет: «ученик чародея». Не менее древний и весьма популярный. Если вновь обратиться к «Звездным войнам», то Оби-Ван Кеноби и Энакин Скайуокер, превратившийся в Дарта Вейдера, разыгрывают этот сценарий как по нотам.
Пострадавшей стороной при этом, как правило, оказывается именно ученик — у наставника по умолчанию больше возможностей использовать своего подопечного. Это нашло отражение в фильме — по сути, именно Оби-Ван сделал Энакина инвалидом.
Ни взаимное доверие, ни взаимная выгода не уберегут отношения от краха, если в них нет близости. Близость скрепляет любые отношения. Она снижает издержки, сглаживает углы и притупляет противоречия, которые неизбежно возникают, когда сталкиваются две яркие, активные и амбициозные личности. Это готовность идти на определенные уступки и даже жертвы. Готовность делиться, отдавать, не требуя немедленного возмещения. Это готовность делать больше, чем нужно, и действовать прежде, чем тебя об этом попросят. А когда отношения подходят к концу — умение расстаться, оставаясь в плюсе.
Майкл Блумберг и Уильям Саломон
Майкл Блумберг — легендарная личность. Его имя стало синонимом успеха. Он основатель одного из крупнейших игроков на рынке финансовой аналитики, стабильно занимает верхние строчки в списке богатейших людей мира по версии Forbes, трижды избирался мэром Нью-Йорка.
По словам Блумберга, этим он обязан Уильяму Саломону, с работы на которого и начался его карьерный путь в 1966 году. Будучи выпускником бизнес-школы Гарварда, Майкл мог позволить себе выбирать, поэтому приходил на собеседования во все ведущие брокерские конторы Уолл-стрит. Одной из них была относительно небольшая, но активно развивавшаяся компания Salomon Brothers. Порядки, заведенные в ней, удивили Блумберга. В других местах, куда он приходил на собеседование, торговые залы были небольшими, а трейдеры сидели в отдельных кабинетах. В Salomon Brothers все, от руководителей до рядовых клерков, находились в одном большом зале. И общались между собой временами очень эмоционально.
Дожидаясь встречи, Майкл разговорился с каким-то человеком. Тот остановился, чтобы поболтать с новичком. Сотрудник, представившийся как Билли, был очень приветлив и даже дал Майклу несколько советов, как лучше вести себя на собеседовании. Оказалось, что это был сам Уильям Саломон — управляющий партнер компании и сын одного из ее основателей.
Эта мимолетная встреча оказалась судьбоносной. Полвека спустя, находясь на вершине славы, Майкл Блумберг написал на своей странице в LinkedIn:
«В жизни мы нечасто встречаем людей, способных изменить то, как мы смотрим на мир и решаем, что для нас важнее всего. Для меня таким человеком был Билли Саломон…
…Работая с Билли, я узнал о менеджменте больше, чем от кого бы то ни было, и компания, которую я основал с тремя парнями, такими же выходцами из Salomon, была построена благодаря его урокам. И хотя сегодня Salomon Brothers уже не существует, правила, которые Билли заложил своими поступками, продолжают жить в тех, кого он вдохновил».
Иными словами, Саломон обладал стратегическим превосходством, которое предопределило его эффективность в качестве ментора для Блумберга: несмотря на отсутствие образования, Саломон обладал колоссальным опытом работы на фондовом рынке. Еще более важным было то, что Саломон умел работать с людьми и пользовался большим авторитетом как внутри компании, так и за ее пределами.
Вместе с тем между ними была и близость. Именно открытость и дружелюбие Уильяма Саломона произвели наибольшее впечатление на Майкла. Несмотря на то что Goldman Sachs предложила Блумбергу больше, он решил, что иметь такого руководителя, как Саломон, намного важнее хорошей зарплаты.
Теперь у вас наверняка возникнет логичный вопрос.
Итак, есть два критерия, позволяющих рассматривать человека в качестве ментора: это превосходство и близость. С первым все просто — разница в уровне между ментором и его подопечным, как правило, видна невооруженным глазом.
Но как быть с близостью? Ее невозможно измерить. Это «химия» — она или есть, или ее нет. Мало того, чтобы это понять, нужно находиться в личных отношениях. Но даже в этом случае необходимо учитывать, что она возникает не сразу. Например, Билл Гейтс и Уоррен Баффет при первой встрече не слишком понравились друг другу, хотя с тех пор дружат уже более 30 лет. А иногда «химия» не возникает вовсе.
Можно ли как-то на это повлиять?
Управлять взаимной симпатией мы пока не научились.
Возможно, оно и к лучшему. Но прикинуть свои шансы заранее вполне реально. Наверняка вы слышали о том, что противоположности притягиваются. Или хотя бы дополняют друг друга. Вера в это является важной частью культуры — в искусстве, литературе и кино масса соответствующих сюжетов. Это убеждение настолько сильно, что просочилось даже в труды некоторых психологов. Но люди не магниты. Правильный принцип звучит ровно наоборот: «Подобное притягивается к подобному».
Причина, по которой данный сюжет столь популярен в массовом сознании, проста: противоположности создают основу для конфликта и драмы. Именно это делает любую историю интересной. Но то, что хорошо на экране или страницах романа, не всегда хорошо в жизни. Статистика неумолима: наиболее прочные отношения возникают между людьми схожего темперамента, характера и взглядов на жизнь. Именно поэтому чем больше вы похожи друг на друга, тем лучше. Ценности, принципы и приоритеты ментора и ученика должны совпадать. В этом случае шансы на возникновение «химии» максимальны.
Прекрасной иллюстрацией этого правила является следующая история.
Ричард Брэнсон и Фредди Лейкер
Сэр Ричард Брэнсон, пожалуй, самая яркая и неоднозначная фигура современного бизнеса: миллиардер, авантюрист, любитель эпатажа, автор множества смелых бизнес-идей, ставших примерами как оглушительного успеха, так и грандиозного провала. Казалось бы, второго такого персонажа быть не может.
Но задолго до сэра Ричарда роль всеобщего возмутителя спокойствия в бизнес-среде играл другой не менее легендарный сэр — Фредди Лейкер. Как и Брэнсон, Лейкер плохо учился в школе, но с детства отличался предприимчивостью. Выходец из бедной семьи, он вынужден был подрабатывать и постоянно пробовал новые бизнес-идеи. Он рано увлекся авиацией: до Второй мировой войны работал на авиазаводе, с ее началом стал авиамехаником, ремонтировал боевые самолеты и выучился на пилота. После войны он экспериментировал с различными бизнес-идеями в авиации — основал несколько компаний, занимавшихся авиаперевозками. Какие-то бизнес-идеи оказались удачными, какие-то провалились.
Но настоящий прорыв произошел в начале 1970-х, когда Лейкер загорелся идеей совершить революцию на рынке и запустить трансатлантический маршрут, билеты на который будут стоить намного дешевле, чем у остальных авиакомпаний. По его задумке, полет через океан должен был стоить столько же, сколько и поездка на поезде. Говоря современным языком, он решил создать лоукостер.
Однако долго так продолжаться не могло. Pan American, Trans World Airlines и British Airways стали планомерно снижать стоимость билетов, лишая Skytrain главного козыря — дешевизны. Факт сговора доказан не был, но эти действия вместе с нарастающим экономическим кризисом сделали свое дело — в 1982 году Skytrain обанкротилась. Лейкер судился с British Airways и выиграл иск, но компанию это не спасло.
Тем не менее авторитет и слава сэра Фредди Лейкера были столь велики, что когда три года спустя Брэнсон решил основать авиакомпанию Virgin Atlantic Airways, то недолго раздумывал, к кому обратиться за советом и помощью. Он пригласил Лейкера на ланч и поделился своим замыслом. Как позднее писал Брэнсон в своей книге «К черту все! Берись и делай!», Лейкер сказал ему:
«Будь готов к грязным приемчикам British Airways. Это их подлые трюки разорили меня. Не позволяй им сделать то же самое с тобой. Подавай жалобы во все инстанции. Моя ошибка была в том, что я не жаловался».
Брэнсон воспользовался этим советом и подал в суд на British Airways в 1992 году, когда усилившаяся конкуренция между ними действительно вылилась в серию «грязных трюков» со стороны национального перевозчика. British Airways решила не доводить дело до судебного разбирательства и выплатила Брэнсону компенсацию. Позже Ричард говорил: лучшее, что посоветовал ему Фредди Лейкер, — это подать в суд на British Airways до того, как они его разорят.
Для нас же наибольший интерес вызывает другой важный совет, который Лейкер дал своему ученику. Virgin Atlantic Airways не могла похвастаться таким же рекламным бюджетом, как ее конкуренты. Лейкер подсказал своему протеже выход из ситуации — самому стать лицом компании и продвигать ее силой собственной харизмы. В своей книге Брэнсон пишет об этом так:
«Он сказал мне: «Используй себя. Не бойся выставить себя дураком. Иначе ты не выживешь». Этот совет повлиял на весь мой подход к бизнесу. Я принял его и с тех пор все время искал оригинальные способы выделиться из толпы. Я обнаружил, что с помощью необычных и забавных способов больше шансов оказаться на первой полосе газеты, чем на последней».
То, что Брэнсон последовал совету Лейкера, отразило их сходство друг с другом. Благодаря этому две яркие, неординарные и достаточно неуживчивые личности сумели найти общий язык, более того — построить долгосрочные доверительные отношения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что такое менторство и как оно помогает бизнесу
Бизнес-наставничество (бизнес-менторство) – это способ поддержки молодых предпринимателей, который пока не очень популярен на территории России. На Западе же такая практика широко распространена: ей успешно пользуется более 70% крупных компаний и брендов.
Такой способ неформального обучения повышает продуктивность старых сотрудников и помогает «натаскать» новых с минимальными вложениями. Во время менторинга взаимодействие происходит между двумя сторонами: менти и ментором.
Разберемся в перечисленных понятиях подробнее и узнаем, как менторство помогает бизнесу.
Что такое менторство?
Многие предприниматели идут по пути «проб и ошибок» – они не учились предпринимательству, а «набивали себе шишки» самостоятельно. Да и хороших программ дополнительного образования или частных акселераторов для бизнесменов в нашей стране не хватает. А без повышения квалификации невозможен рост.
Как я уже и сказала выше, менторство – это способ неформального обучения, во время которого «ментор» и «менти» общаются, делятся опытом и собственными наработками. Метод становится эффективным инструментом саморазвития и помогает:
«Менти» называют человека, который начал погружаться в новую профессию, перешел на более высокую должность или просто считает, что его знаний недостаточно для запуска собственного бизнес-проекта или выхода на новую ступень карьеры.
«Ментор» же, в свою очередь, имеет больше опыта, знаний и умений. При этом он имеет такую же профессию (нет смысла выбирать машиниста в качестве ментора для дизайнера). Обычно этот сотрудник выше на пару-тройку карьерных ступеней, имеет опыт работы с нестандартными задачами и проектами, а самое главное – готов им поделиться.
Даже если вы давно не стартапер, прошли обучение и давно работаете в сфере, то можете обратиться к ментору при ощущении «потолка в развитии».
В каких случаях нужен менторинг
Коротко говоря – тогда, когда вашим проектам нужна «свежая кровь», они только запускаются, находятся в состоянии застоя и упадка, расширяются. Иногда лучше переплатить за услуги специалиста, чем оставаться «у разбитого корыта», не получая заявок от клиентов или сталкиваясь с большим количеством негатива в сторону бренда.
Вариантов, когда без обращения к ментору будет тяжело вести бизнес, несколько:
Полагайтесь на свои ощущения и не заставляйте себя работать с людьми «со стороны», если пока вы на это не готовы. Однако никогда не поздно попробовать менторство и оценить его результативность самостоятельно.
Когда без ментора можно обойтись
Пользоваться услугами бизнес-ментора необязательно тем, чей бизнес работает «самостоятельно» и не требует вмешательства извне. Пока все идет гладко и критических ситуаций нет, можно расслабиться и заняться другими, не менее важными вещами.
Альтернативный вариант – у вас есть хорошо зарабатывающий на предпринимательстве друг, который периодически дает ценные советы по вашей просьбе. Конечно же, платить за его услуги не приходится, а это значит, что от менторства можно отказаться. Пользуйтесь, пока есть возможность, набирайтесь опыта и сами не забывайте им делиться.
Виды менторства
Все зависит от того, для чего нужен наставник, каковы масштабы бизнеса и задачи (цели) обучения. Выбор вида менторства напрямую влияет на конечные результаты проделанной работы, роль ментора в процессе и взаимодействие между двумя сторонами.
Принято выделять 3 основных типа менторства.
Коллективный менторинг
Наименее распространенный из видов. Обычно к коллективному менторингу прибегают крупные фирмы. Также подобные мероприятия проводятся на саммитах, форумах или крупных ивентах. Собираются группы менти и группы менторов-наставников, они начинают общаться и взаимодействовать между собой.
Самое главное при выборе коллективного типа менторинга – подобрать реальные инструменты и выделить конкретную цель. Иначе бизнес-конференция или фасилитация может превратиться в доклады на отвлеченные темы от спикеров, которые не помогут в развитии бренда.
Групповой менторинг
В данном случае собирается группа протеже с общими задачами и целями, а ментор взаимодействует со всеми ними одновременно. Кто может входить в группу менти? Люди, объединенные общими интересами, сотрудники одной и той же фирмы или рабочий коллектив.
Всяческие экспертные мастерские и бизнес-завтраки обычно встречаются в крупных компаниях. Их задача – провести время с пользой, обменяться опытом и пообщаться с единомышленниками. Помимо этого, участники могут поолучить советы и рекомендации, а также улучшить свои профессиональные качества.
Индивидуальный менторинг
Или же «face-to-face» – то есть ментор работает с протеже один на один, индивидуально. Такие встречи могут оставаться анонимными и проходить как дистанционно, так и очно. Именно индивидуальный менторинг считается наиболее результативным, поэтому он так популярен. Во время процесса менти может:
Главные особенности индивидуального подхода – это:
Сюда, например, относится наставничество на рабочем месте (новичков обучают опытные сотрудники) и карьерный менторинг. Впрочем, такой формат подходит не только физическим лицам, но и подразделениям или компаниям целиком.
Отличие менторства от других форм обучения
Возьмем тот же коучинг – похожих черт действительно много, кроме того, есть общая цель: доведение ученика до необходимого результата. Однако коучинг не предполагает «выдачу» конкретных подсказок и инструкций, а потенциал участника раскрывается через наводящие вопросы.
Экспертиза, опыт и удачные кейсы из практики коуча не играют никакой роли – в процессе обучения их даже не касаются. Путь к успеху клиент выбирает сам, а коуч лишь подталкивает его к правильным решениям и помогает раскрыть скрытые таланты или способности.
Соответственно, работа с коучем не предотвращает ошибок и неверных ходов, так как они нужны для самостоятельного развития. Более того, он может даже не быть экспертом в выбранной области, а просто иметь тренерский опыт и некоторые академические знания.
Что касается консалтинга – здесь тоже все не так равнозначно. Консультант не несет ответственности за выборы клиента, а просто подбирает необходимые активности и проводит анализ. Из сходств с менторингом – большой опыт консультанта, наличие кейсов или готовых проектов в сфере.
В отличие от консультантов, менторы ставят перед собой одну основную цель: дать такие рекомендации и советы, чтобы протеже сам достиг желаемой цели. А значит, они несут и мотивирующую функцию.
Кто может стать ментором
Ментором может стать любой специалист, желающий помочь другим людям и имеющий достаточно профессионального опыта. Некоторые менторы даже не берут денег за консультацию, потому что им достаточно развития компетенций, возможности делиться экспертизой и получать новый опыт.
Причиной для пробы себя в качестве ментора может стать:
Работая с менти, профессионал несет большую ответственность. Это можно сравнить с воспитанием ребенка – при неправильном подходе на профессиональной карьере подопечного останется неизгладимый след.
Отсутствие обратной связи, учета прогресса, гиперопека или внушение чувства неполноценности не только отрицательно скажутся на профессиональных качествах менти, но и могут нарушить его психологическое здоровье.
Говоря проще, хорошим ментором будет только тот человек, который желает помочь менее опытным коллегам с различными задачами, хочет и может качественно передавать собственные знания в отрасли. А не тот, который хочет повысить самооценку или заработать как можно больше денег.
Без материального стимулирования, правда, не получится выстроить контакт ни с одним опытным ментором. Стоит позаботиться о достойном вознаграждении и обсудить его на первой встрече. Главное, чтобы обоим участникам процесса было комфортно.
Как найти ментора для бизнеса
Помимо классического «спросить у знакомых и знакомых знакомых», вы можете использовать несколько других способов поиска ментора (таким же методом можно подобрать себе и менти).
На специальных сайтах
Площадки подобного плана работают очень просто: вы оставляете заявку, выбираете наставника, списываетесь с ним и обговариваете условия. В интернете представлено много российских и англоязычных сервисов для поиска менторов по разным дисциплинам и специальностям.
Можно заметить, что сильнее всего менторство в России развивается именно в IT. Поэтому найти себе программиста-наставника будет не так сложно. Наткнувшись на сложную тему, гораздо результативнее побеседовать с более опытным специалистом, чем провести 10-15 часов в интернете, листая гайды и мануалы.
В сообществах и каналах
Telegram-чаты, группы ВКонтакте и Facebook помогут найти менторов из разных профессий. Многие профессионалы, кстати, ведут блоги в Instagram – обычно у подобных авторов уже есть конкретная услуга «консультации».
Для более результативных поисков используем фильтры: указываем локацию и название профессии. Получившиеся результаты просматриваем, подписываемся на понравившихся спикеров. После изучения группы или чата можно либо напрямую написать его автору (участнику) и попросить дать консультацию, либо просто разместить объявление в открытом доступе.
В университетах
ВШЭ, МГУ и другие крупные университеты всегда имеют группы с новостями для выпускников. Ориентируясь на факультет, можно быстро найти сообщество и задать в нем вопрос о поиске ментора.
Просто оставьте запрос на стене/обсуждениях сообщества либо вступите в беседу группы (если такая имеется) и задайте вопрос там.
На работе
Ваш штат достаточно большой? Обратите внимание на коллег: возможно, где-то «затесался» более опытный сотрудник, с которым вы найдете общий язык. Он, как никто другой, будет вас понимать – ведь работает в одной фирме вместе с вами. А вам, в свою очередь, не придется рассказывать ему об организации и погружать в какие-то мелкие рабочие моменты.
Сотрудничать с наставником, являющимся вашим коллегой по совместительству – это очень удобно и практично. В поисках наставника вы можете обратиться к коллегам лично (в офисе или на собрании), оставить объявление или пост в общем чате компании.
Либо напрямую идите к специалисту, занимающему желаемую вами позицию, и просите его «поднатаскать». С большой вероятностью коллега не откажется, если предложенные условия покажутся ему привлекательными.
На что нужно обратить внимание при выборе ментора
Менторство играет важную роль в предпринимательстве, поэтому лучше не набирать себе «советчиков с улицы». Не стоит также руководствоваться только опрятным внешним видом, внешностью или общим первым впечатлением – будьте внимательны к мелочам:
Желательно, чтобы у будущего наставника был опыт обучения других людей, помощи и сопровождения предпринимателей. Новичкам тяжело сохранять объективность и оказывать методическую поддержку – их советы всегда «проходят через призму» личного опыта и собственного бизнеса.
Для снижения рисков соберите максимум информации о менторе, ознакомьтесь с его выступлениями, сайтом компании, публикациями и материалами. Подумайте, насколько комфортно будет работать с таким человеком и похож ли он на вас по ценностям или взглядам.
Сколько стоят услуги бизнес-ментора
Сотрудничество обычно принимает две формы: «полноценное» или «разовое».
Менторинг в пакетном, полноценном формате состоит из нескольких десятков встреч. Таким образом, наставник работает с менти в течение 3-6 месяцев, пока результат не будет достигнут. Соответственно, один месяц такого обучения будет стоить от 30 до 200 тысяч рублей, в зависимости от квалификации и количества встреч. Цена уже включает консультационное сопровождение и конкретное количество созвонов по видео или личных бесед.
«Разовые» встречи подходят предпринимателям, столкнувшимися с единичными внезапными трудностями. В зависимости от уровня ментора, одна консультация может стоить от 2 до 30 тысяч рублей.
Дороговато? Не стоит расстраиваться – это отличные вложения в свое профессиональное будущее. Если денег не хватает, то найти бесплатного ментора хоть и сложно, но возможно. Например, если вы готовы предоставить консультанту услуги по бартеру или он заинтересован в проекте (или хочет себе «в коллекцию» конкретный кейс).
Как работать с бизнес-ментором
На первой установочной сессии вы расскажете специалисту о своих ожиданиях от сотрудничества, планах и мечтах. Ментор предложит вам один из нескольких вариантов дальнейшего развития событий, оценит ваши шансы и объяснит, конструктивны ли ваши предложения.
Советую записывать профессиональные вопросы, которые вы давно хотели задать специалисту. Давно волнующие проблемы можно будет обсудить с ментором. Основная задача этапа изучения друг друга – определить, комфортно ли вам с ментором.
При выборе долгосрочного сотрудничества этот процесс может занять более месяца. Например, если вы решили посещать встречи в течение года. При краткосрочных целях хватит и одного длительного занятия.
Ментор должен сформировать перечень того, что нужно изменить, изучить, сделать объектом фокуса и какие навыки наработать. Вместе с ним составляется план развития с крупными целями, которые разбиваются на более мелкие задачи. Для каждой из них устанавливается временной диапазон.
Промежуточные результаты обсуждаются каждую встречу. На онлайн- или офлайн-консультациях вы сможете задавать появившиеся вопросы, просить помощи в формировании задач. Важно, чтобы главной темой обсуждения были именно практические действия.
Предлагаю несколько советов, которые сделают процесс еще проще и удобнее.
Соотносите ожидания с прогрессом
Не стоит делать выводы, опираясь только на память. Работать с ожиданиями и прогрессом следует на бумаге или в электронном варианте, оставляя заметки или составив таблицу. Так прогресс будет отображаться конкретно и точно.
Ожидания от обучения, не оправдавшиеся у менти – логичная причина дискомфорта и неопределенности. Именно поэтому критерии оценки и желаемые результаты лучше оговорить еще перед началом сотрудничества, не ставя при этом невыполнимых, фантастических целей.
Давайте обратную связь
Вы можете индивидуально выбрать форму обратной связи, но без фидбека процесс будет идти слишком медленно или вообще окажется безрезультатным. Пусть это будет формат письменных отзывов, сообщения или устный диалог.
Как и менти, ментор нуждется в обратной связи. Это спасет от «додумывания» с обеих сторон, а сами консультации будут проходить максимально корректно и объективно.
Будьте самостоятельны
Сам процесс консультирования предполагает, что подопечный решает проблемы самостоятельно и обращается к ментору только в случае непредвиденных ситуаций. Тогда, когда он попадает в тупик и не видит выхода.
Наставники часто пренебрегают этим правилом и пытаются решить все проблемы за своих менти, чтобы процесс шел быстрее и (псевдо)результативнее. Получают, правда, обратный эффект – ученик становится ленивым и неорганизованным.
Как бороться? Всегда до последнего пытайтесь самостоятельно выполнить поставленную цель. Тратьте на это больше времени, задействуйте новые и старые навыки. Не бегите к наставнику после первой неудачи – так вы никогда не добьетесь результатов.
Выстраивайте доверительные отношения на равных
Без хороших отношений между подопечным и наставником образовательный процесс не получится. Менти не должен обесценивать свой опыт и знания, а ментор – не «завышать» свой авторитет, опыт и квалификацию.
Желание развиваться может легко отбить пренебрежительное отношение со стороны ментора. А вот дружеские, теплые отношения и взаимопонимание точно ускорят процесс достижения цели.
Резюме
Обращаться за услугами менторов или самому заниматься наставничеством – сугубо ваш личный выбор. Однако именно работа с консультантом в большинстве случаев помогает преодолеть, казалось бы, «потолок» в профессионализме или застой в развитии компании.
Не стесняйтесь делиться опытом и получать его от других людей – всегда приятнее учиться на чужих ошибках.