Менторство что это такое простыми
Прокачать свою карьеру в ИТ: что такое менторство и как оно помогает освоить профессию
И как сделать так, чтобы оно принесло максимальную пользу всем участникам процесса
Ментор — это опытный профессионал, готовый поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса.
Задача такого человека — не давать прямые ответы и решения, а помочь разобраться с теорией и направить в нужное русло. Персональный ментор, преподаватель школы наставников и менти рассказали о том, каким бывает наставничество и каких результатов оно помогает добиться в ИТ.
Путь ментора
Функции ментора можно сравнить с задачами преподавателя на семинарах в университете.
Наставник помогает подопечному выстроить стратегию для достижения цели, дает задания и качественную обратную связь.
Количество времени, которое наставник должен посвящать своему менти, зависит в первую очередь от уровня подопечного. Например, со студентом, который выполнял практически все задания самостоятельно, мы созванивались раз в неделю, обсуждали проделанную работу и проговаривали задачи на следующий период. В сумме на проверку его домашних заданий, ответы на вопросы и живую коммуникацию у меня уходило около трех часов в неделю.
Менти без хорошей базы нуждаются в большем внимании: им нужны частые ревью-сессии и, соответственно, больше легких заданий. На работу с таким подопечным в среднем уходит около 4—5 часов в неделю.
При этом ментор вряд ли может помочь человеку с абсолютно нулевыми знаниями. Дальше подготовки списка теоретических материалов дело не уйдет. Да и в таком списке, по сути, менторской работы нет, это ближе к работе университетского лектора. Так что на первом этапе полному новичку нужно скорее получить базовые знания — самостоятельно или при помощи преподавателя — и только потом обратиться к ментору за «направлением».
Какие качества важны для наставника
Уделяя время студентам, ментор должен помнить, что он не репетитор и не школьный преподаватель, который должен решать все задания вместе с учеником. Это эксперт с большим опытом в индустрии и базой потенциально полезных контактов, готовый ответить на насущные вопросы здесь и сейчас.
Он также не должен идти на поводу у своих подопечных и вовлекаться в их учебные проблемы эмоционально. Основная задача ментора — научить студента пользоваться новыми знаниями и искать ответы на вопросы без посторонней помощи.
Если студент теряет мотивацию и перестает верить в себя, именно ментор должен вернуть его в ресурсное состояние. Наставник может акцентировать внимание на общем прогрессе своего подопечного, еще раз проговорить с ним цели, к которым он идет, и дать ему мотивирующую обратную связь.
Как победить выгорание
Часто менти задают повторяющиеся вопросы и не всегда могут правильно использовать известные им решения. Занимаясь новой задачей, некоторые мои подопечные берут за основу решение из предыдущего типового задания. Мы можем неоднократно проговаривать правильные шаги для получения результата — и раз за разом наступать на те же грабли.
Такие ситуации могут очень сильно фрустрировать и раздражать ментора, но нужно все равно сохранять спокойствие и желание помочь своему подопечному. Так, если ошибка, которую совершает подопечный, повторяется из раза в раз, наставник должен зафиксировать на ней внимание и разобраться в первопричине: уточнить, понял ли менти тему, успел ли закрепить материал или же нужно заново разобрать с ним аналогичную задачу.
Помимо проблемы повторяющихся ошибок, я иногда сталкивался с тем, что студенты просто-напросто пропадают. Вы знакомитесь с подопечным, вам кажется, что вы совпадаете по духу и целям, а через несколько занятий он перестает выходить на связь и игнорирует сообщения. Такое поведение расстраивает, но как-то защитить себя от подобных ситуаций сложно. Главное — не принимать это на личный счет и не терять желания помогать людям.
С ментором и без: опыт студентов
По первой профессии я преподаватель китайского и английского, но мне всегда была интересна разработка игр, поэтому я решила поучиться ей на онлайн-курсе GeekBrains. Для меня все было в новинку — в том числе и работа с ментором. Он проверял домашние задания, давал по ним обратную связь и отвечал на вопросы студентов.
Не могу сказать, что ментор сыграл какую-то решающую роль в моем обучении и дальнейшем становлении как гейм-дизайнера — сейчас работаю в команде Saturated Outer Space, — но его обратная связь в любом случае была полезной. Например, однажды я разобралась в непонятной для меня задаче благодаря дополнительным ссылкам, которыми поделился наставник, в другой раз — через наводящие вопросы, на которые пришлось отвечать.
Ментор никогда не скидывал нам готовых решений, но всегда направлял и намекал, где можно найти нужную информацию.
По своему опыту работы наставником я бы сказала, что на общение с группой студентов, которая состояла из 8—10 человек у меня уходило около 1—2 часов в неделю. Как ментор я всегда старалась отвечать структурно и по делу, чтобы информация от меня была максимально понятной и при этом исчерпывающей.
До того, как попасть в ИТ, я работал администратором сервис-бюро у автомобильного дилера и затем занимался выдачей зарплатных карт корпоративным клиентам в ВТБ. В какой-то момент мне это надоело — и я решил бесплатно научиться программированию с нуля.
Так я прошел онлайн-отбор и собеседование в проект Сбера «Школа 21» и попал на четырехнедельный тестовый период обучения — он называется «бассейн». У нас не было наставника или ментора, точнее сказать, был лидер группы от «Школы», который обещал поддерживать нас в сложные моменты.
В итоге, когда я начал «тонуть» — изучал язык C с нуля, а это все-таки что-то из области фантастики, — то понял, что нуждаюсь в совете. Сначала написал нашему лидеру на почту, потом в Slack и в довершение — во «Вконтакте». Я не получил от него никакого ответа и в итоге, весь демотивированный и разочарованный в себе, ушел, так и не пройдя «бассейн».
А потом случился «Яндекс-практикум» и учеба на тестировщика. У меня было несколько ситуаций, когда я попадал в тупик и снова нуждался в совете: я писал в наш общий чат и вместе с наставником «разгонял» непонятную мне тему. То есть если вначале мне казалось, что я совершенно ничего не знаю, то после разговора с наставником происходил инсайт — и я шел заниматься своим проектом.
Что касается мотивации, то на втором спринте в «Практикуме» у меня перестал получаться проект. Первая реакция была бросить все, уйти и вернуть деньги за обучение. От этого шага меня остановил разговор с куратором курса: она вдохновила на то, чтобы закончить проект. В итоге оказалось, что он был совсем неплох, а я совершенно зря переживал и грыз себя.
После окончания учебы я сразу начал работать по специальности: сначала в IBS AppLine, теперь в компании «Островок-ру». Кстати говоря, на текущем месте работы у меня сперва было аж два наставника: один — технический, рассказывает обо всех системах внутри компании; другой — корпоративный, делится со мной гласными и негласными правилами, помогает влиться в коллектив.
Где найти ментора в ИТ
Если вы хотите заниматься с ментором отдельно от обучения, то, пожалуй, самый очевидный метод — купить наставничество на страницах онлайн-платформ вроде «Хекслет», которые продают его как одну из услуг, или на бирже менторов вроде mkdev.
Еще можно искать наставников:
Следует помнить, что все описанные альтернативные варианты поиска наставника предполагают умение проявлять социальные навыки и ставить четкие цели, иначе у вас не получится построить продуктивное сотрудничество с ментором.
Менторство как элемент онлайн-курсов
Как извлечь из работы с ментором максимальную пользу
Работа с ментором — это личная инициатива подопечного: здесь нет пересдач, выговоров и отчислений. Поэтому менти важно контролировать расписание и собственную вовлеченность. Своевременное выполнение домашних заданий и регулярность встреч — это его ответственность, а наставник — скорее поддерживающий элемент.
Не нужно стесняться «глупых вопросов», таких не существует, важно просить обратную связь и давать ее ментору для повышения эффективности совместной работы. Человек, который уточняет детали и просит объяснить тот или иной концепт еще раз, с большей вероятностью начнет применять все эти знания в жизни — в отличие от тех, кто «проживает» непонимание внутри себя.
Очень часто у менторов и преподавателей есть большой список дополнительной литературы, ссылок и других материалов по разным темам, которые могут быть полезны для менти. Чтобы получить доступ к ним, нужно прежде всего обратиться к своему наставнику и попросить его о помощи — иначе все ценные материалы так и будут пылиться на полке.
Если говорить о помощи менторов на онлайн-курсах, то лучше всего писать любые вопросы в общую группу, а не в личные сообщения тем, с кем у вас получилось наладить контакт. Такой формат общения помогает побороть стеснительность и получить более качественный фидбэк — и от ментора, и от тех ребят, которые уже разобрались в теме.
Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании
Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.
Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.
Программа менторинга помогает менти (наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.
У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.
На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.
Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:
Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать. Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.
Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.
Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:
Поэтому программа менторинга может быть только полностью добровольной, с возможностью замены ментора и отказа от менти. Углубить доверие и установить особую связь помогает конфиденциальность. Так, мы в Учи.ру просим наставников и их подопечных давать обратную связь лишь о числе проведенных встреч. Все инсайты и содержание остаются внутри менторской пары.
Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.
Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.
Для начала определились с концепцией и организационными моментами:
Установили единый процесс работы для всех пар.
В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.
Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.
Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.
Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:
Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.
Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.
Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.
Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.
Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.
Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.
За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.
На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «в полях».
Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.
Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.
Что такое менторство и как оно помогает бизнесу
Бизнес-наставничество (бизнес-менторство) – это способ поддержки молодых предпринимателей, который пока не очень популярен на территории России. На Западе же такая практика широко распространена: ей успешно пользуется более 70% крупных компаний и брендов.
Такой способ неформального обучения повышает продуктивность старых сотрудников и помогает «натаскать» новых с минимальными вложениями. Во время менторинга взаимодействие происходит между двумя сторонами: менти и ментором.
Разберемся в перечисленных понятиях подробнее и узнаем, как менторство помогает бизнесу.
Что такое менторство?
Многие предприниматели идут по пути «проб и ошибок» – они не учились предпринимательству, а «набивали себе шишки» самостоятельно. Да и хороших программ дополнительного образования или частных акселераторов для бизнесменов в нашей стране не хватает. А без повышения квалификации невозможен рост.
Как я уже и сказала выше, менторство – это способ неформального обучения, во время которого «ментор» и «менти» общаются, делятся опытом и собственными наработками. Метод становится эффективным инструментом саморазвития и помогает:
«Менти» называют человека, который начал погружаться в новую профессию, перешел на более высокую должность или просто считает, что его знаний недостаточно для запуска собственного бизнес-проекта или выхода на новую ступень карьеры.
«Ментор» же, в свою очередь, имеет больше опыта, знаний и умений. При этом он имеет такую же профессию (нет смысла выбирать машиниста в качестве ментора для дизайнера). Обычно этот сотрудник выше на пару-тройку карьерных ступеней, имеет опыт работы с нестандартными задачами и проектами, а самое главное – готов им поделиться.
Даже если вы давно не стартапер, прошли обучение и давно работаете в сфере, то можете обратиться к ментору при ощущении «потолка в развитии».
В каких случаях нужен менторинг
Коротко говоря – тогда, когда вашим проектам нужна «свежая кровь», они только запускаются, находятся в состоянии застоя и упадка, расширяются. Иногда лучше переплатить за услуги специалиста, чем оставаться «у разбитого корыта», не получая заявок от клиентов или сталкиваясь с большим количеством негатива в сторону бренда.
Вариантов, когда без обращения к ментору будет тяжело вести бизнес, несколько:
Полагайтесь на свои ощущения и не заставляйте себя работать с людьми «со стороны», если пока вы на это не готовы. Однако никогда не поздно попробовать менторство и оценить его результативность самостоятельно.
Когда без ментора можно обойтись
Пользоваться услугами бизнес-ментора необязательно тем, чей бизнес работает «самостоятельно» и не требует вмешательства извне. Пока все идет гладко и критических ситуаций нет, можно расслабиться и заняться другими, не менее важными вещами.
Альтернативный вариант – у вас есть хорошо зарабатывающий на предпринимательстве друг, который периодически дает ценные советы по вашей просьбе. Конечно же, платить за его услуги не приходится, а это значит, что от менторства можно отказаться. Пользуйтесь, пока есть возможность, набирайтесь опыта и сами не забывайте им делиться.
Виды менторства
Все зависит от того, для чего нужен наставник, каковы масштабы бизнеса и задачи (цели) обучения. Выбор вида менторства напрямую влияет на конечные результаты проделанной работы, роль ментора в процессе и взаимодействие между двумя сторонами.
Принято выделять 3 основных типа менторства.
Коллективный менторинг
Наименее распространенный из видов. Обычно к коллективному менторингу прибегают крупные фирмы. Также подобные мероприятия проводятся на саммитах, форумах или крупных ивентах. Собираются группы менти и группы менторов-наставников, они начинают общаться и взаимодействовать между собой.
Самое главное при выборе коллективного типа менторинга – подобрать реальные инструменты и выделить конкретную цель. Иначе бизнес-конференция или фасилитация может превратиться в доклады на отвлеченные темы от спикеров, которые не помогут в развитии бренда.
Групповой менторинг
В данном случае собирается группа протеже с общими задачами и целями, а ментор взаимодействует со всеми ними одновременно. Кто может входить в группу менти? Люди, объединенные общими интересами, сотрудники одной и той же фирмы или рабочий коллектив.
Всяческие экспертные мастерские и бизнес-завтраки обычно встречаются в крупных компаниях. Их задача – провести время с пользой, обменяться опытом и пообщаться с единомышленниками. Помимо этого, участники могут поолучить советы и рекомендации, а также улучшить свои профессиональные качества.
Индивидуальный менторинг
Или же «face-to-face» – то есть ментор работает с протеже один на один, индивидуально. Такие встречи могут оставаться анонимными и проходить как дистанционно, так и очно. Именно индивидуальный менторинг считается наиболее результативным, поэтому он так популярен. Во время процесса менти может:
Главные особенности индивидуального подхода – это:
Сюда, например, относится наставничество на рабочем месте (новичков обучают опытные сотрудники) и карьерный менторинг. Впрочем, такой формат подходит не только физическим лицам, но и подразделениям или компаниям целиком.
Отличие менторства от других форм обучения
Возьмем тот же коучинг – похожих черт действительно много, кроме того, есть общая цель: доведение ученика до необходимого результата. Однако коучинг не предполагает «выдачу» конкретных подсказок и инструкций, а потенциал участника раскрывается через наводящие вопросы.
Экспертиза, опыт и удачные кейсы из практики коуча не играют никакой роли – в процессе обучения их даже не касаются. Путь к успеху клиент выбирает сам, а коуч лишь подталкивает его к правильным решениям и помогает раскрыть скрытые таланты или способности.
Соответственно, работа с коучем не предотвращает ошибок и неверных ходов, так как они нужны для самостоятельного развития. Более того, он может даже не быть экспертом в выбранной области, а просто иметь тренерский опыт и некоторые академические знания.
Что касается консалтинга – здесь тоже все не так равнозначно. Консультант не несет ответственности за выборы клиента, а просто подбирает необходимые активности и проводит анализ. Из сходств с менторингом – большой опыт консультанта, наличие кейсов или готовых проектов в сфере.
В отличие от консультантов, менторы ставят перед собой одну основную цель: дать такие рекомендации и советы, чтобы протеже сам достиг желаемой цели. А значит, они несут и мотивирующую функцию.
Кто может стать ментором
Ментором может стать любой специалист, желающий помочь другим людям и имеющий достаточно профессионального опыта. Некоторые менторы даже не берут денег за консультацию, потому что им достаточно развития компетенций, возможности делиться экспертизой и получать новый опыт.
Причиной для пробы себя в качестве ментора может стать:
Работая с менти, профессионал несет большую ответственность. Это можно сравнить с воспитанием ребенка – при неправильном подходе на профессиональной карьере подопечного останется неизгладимый след.
Отсутствие обратной связи, учета прогресса, гиперопека или внушение чувства неполноценности не только отрицательно скажутся на профессиональных качествах менти, но и могут нарушить его психологическое здоровье.
Говоря проще, хорошим ментором будет только тот человек, который желает помочь менее опытным коллегам с различными задачами, хочет и может качественно передавать собственные знания в отрасли. А не тот, который хочет повысить самооценку или заработать как можно больше денег.
Без материального стимулирования, правда, не получится выстроить контакт ни с одним опытным ментором. Стоит позаботиться о достойном вознаграждении и обсудить его на первой встрече. Главное, чтобы обоим участникам процесса было комфортно.
Как найти ментора для бизнеса
Помимо классического «спросить у знакомых и знакомых знакомых», вы можете использовать несколько других способов поиска ментора (таким же методом можно подобрать себе и менти).
На специальных сайтах
Площадки подобного плана работают очень просто: вы оставляете заявку, выбираете наставника, списываетесь с ним и обговариваете условия. В интернете представлено много российских и англоязычных сервисов для поиска менторов по разным дисциплинам и специальностям.
Можно заметить, что сильнее всего менторство в России развивается именно в IT. Поэтому найти себе программиста-наставника будет не так сложно. Наткнувшись на сложную тему, гораздо результативнее побеседовать с более опытным специалистом, чем провести 10-15 часов в интернете, листая гайды и мануалы.
В сообществах и каналах
Telegram-чаты, группы ВКонтакте и Facebook помогут найти менторов из разных профессий. Многие профессионалы, кстати, ведут блоги в Instagram – обычно у подобных авторов уже есть конкретная услуга «консультации».
Для более результативных поисков используем фильтры: указываем локацию и название профессии. Получившиеся результаты просматриваем, подписываемся на понравившихся спикеров. После изучения группы или чата можно либо напрямую написать его автору (участнику) и попросить дать консультацию, либо просто разместить объявление в открытом доступе.
В университетах
ВШЭ, МГУ и другие крупные университеты всегда имеют группы с новостями для выпускников. Ориентируясь на факультет, можно быстро найти сообщество и задать в нем вопрос о поиске ментора.
Просто оставьте запрос на стене/обсуждениях сообщества либо вступите в беседу группы (если такая имеется) и задайте вопрос там.
На работе
Ваш штат достаточно большой? Обратите внимание на коллег: возможно, где-то «затесался» более опытный сотрудник, с которым вы найдете общий язык. Он, как никто другой, будет вас понимать – ведь работает в одной фирме вместе с вами. А вам, в свою очередь, не придется рассказывать ему об организации и погружать в какие-то мелкие рабочие моменты.
Сотрудничать с наставником, являющимся вашим коллегой по совместительству – это очень удобно и практично. В поисках наставника вы можете обратиться к коллегам лично (в офисе или на собрании), оставить объявление или пост в общем чате компании.
Либо напрямую идите к специалисту, занимающему желаемую вами позицию, и просите его «поднатаскать». С большой вероятностью коллега не откажется, если предложенные условия покажутся ему привлекательными.
На что нужно обратить внимание при выборе ментора
Менторство играет важную роль в предпринимательстве, поэтому лучше не набирать себе «советчиков с улицы». Не стоит также руководствоваться только опрятным внешним видом, внешностью или общим первым впечатлением – будьте внимательны к мелочам:
Желательно, чтобы у будущего наставника был опыт обучения других людей, помощи и сопровождения предпринимателей. Новичкам тяжело сохранять объективность и оказывать методическую поддержку – их советы всегда «проходят через призму» личного опыта и собственного бизнеса.
Для снижения рисков соберите максимум информации о менторе, ознакомьтесь с его выступлениями, сайтом компании, публикациями и материалами. Подумайте, насколько комфортно будет работать с таким человеком и похож ли он на вас по ценностям или взглядам.
Сколько стоят услуги бизнес-ментора
Сотрудничество обычно принимает две формы: «полноценное» или «разовое».
Менторинг в пакетном, полноценном формате состоит из нескольких десятков встреч. Таким образом, наставник работает с менти в течение 3-6 месяцев, пока результат не будет достигнут. Соответственно, один месяц такого обучения будет стоить от 30 до 200 тысяч рублей, в зависимости от квалификации и количества встреч. Цена уже включает консультационное сопровождение и конкретное количество созвонов по видео или личных бесед.
«Разовые» встречи подходят предпринимателям, столкнувшимися с единичными внезапными трудностями. В зависимости от уровня ментора, одна консультация может стоить от 2 до 30 тысяч рублей.
Дороговато? Не стоит расстраиваться – это отличные вложения в свое профессиональное будущее. Если денег не хватает, то найти бесплатного ментора хоть и сложно, но возможно. Например, если вы готовы предоставить консультанту услуги по бартеру или он заинтересован в проекте (или хочет себе «в коллекцию» конкретный кейс).
Как работать с бизнес-ментором
На первой установочной сессии вы расскажете специалисту о своих ожиданиях от сотрудничества, планах и мечтах. Ментор предложит вам один из нескольких вариантов дальнейшего развития событий, оценит ваши шансы и объяснит, конструктивны ли ваши предложения.
Советую записывать профессиональные вопросы, которые вы давно хотели задать специалисту. Давно волнующие проблемы можно будет обсудить с ментором. Основная задача этапа изучения друг друга – определить, комфортно ли вам с ментором.
При выборе долгосрочного сотрудничества этот процесс может занять более месяца. Например, если вы решили посещать встречи в течение года. При краткосрочных целях хватит и одного длительного занятия.
Ментор должен сформировать перечень того, что нужно изменить, изучить, сделать объектом фокуса и какие навыки наработать. Вместе с ним составляется план развития с крупными целями, которые разбиваются на более мелкие задачи. Для каждой из них устанавливается временной диапазон.
Промежуточные результаты обсуждаются каждую встречу. На онлайн- или офлайн-консультациях вы сможете задавать появившиеся вопросы, просить помощи в формировании задач. Важно, чтобы главной темой обсуждения были именно практические действия.
Предлагаю несколько советов, которые сделают процесс еще проще и удобнее.
Соотносите ожидания с прогрессом
Не стоит делать выводы, опираясь только на память. Работать с ожиданиями и прогрессом следует на бумаге или в электронном варианте, оставляя заметки или составив таблицу. Так прогресс будет отображаться конкретно и точно.
Ожидания от обучения, не оправдавшиеся у менти – логичная причина дискомфорта и неопределенности. Именно поэтому критерии оценки и желаемые результаты лучше оговорить еще перед началом сотрудничества, не ставя при этом невыполнимых, фантастических целей.
Давайте обратную связь
Вы можете индивидуально выбрать форму обратной связи, но без фидбека процесс будет идти слишком медленно или вообще окажется безрезультатным. Пусть это будет формат письменных отзывов, сообщения или устный диалог.
Как и менти, ментор нуждется в обратной связи. Это спасет от «додумывания» с обеих сторон, а сами консультации будут проходить максимально корректно и объективно.
Будьте самостоятельны
Сам процесс консультирования предполагает, что подопечный решает проблемы самостоятельно и обращается к ментору только в случае непредвиденных ситуаций. Тогда, когда он попадает в тупик и не видит выхода.
Наставники часто пренебрегают этим правилом и пытаются решить все проблемы за своих менти, чтобы процесс шел быстрее и (псевдо)результативнее. Получают, правда, обратный эффект – ученик становится ленивым и неорганизованным.
Как бороться? Всегда до последнего пытайтесь самостоятельно выполнить поставленную цель. Тратьте на это больше времени, задействуйте новые и старые навыки. Не бегите к наставнику после первой неудачи – так вы никогда не добьетесь результатов.
Выстраивайте доверительные отношения на равных
Без хороших отношений между подопечным и наставником образовательный процесс не получится. Менти не должен обесценивать свой опыт и знания, а ментор – не «завышать» свой авторитет, опыт и квалификацию.
Желание развиваться может легко отбить пренебрежительное отношение со стороны ментора. А вот дружеские, теплые отношения и взаимопонимание точно ускорят процесс достижения цели.
Резюме
Обращаться за услугами менторов или самому заниматься наставничеством – сугубо ваш личный выбор. Однако именно работа с консультантом в большинстве случаев помогает преодолеть, казалось бы, «потолок» в профессионализме или застой в развитии компании.
Не стесняйтесь делиться опытом и получать его от других людей – всегда приятнее учиться на чужих ошибках.