Менуэт что это такое в музыке

Менуэт

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Исторический обзор

Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» — или легкомысленных изменников). На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо, менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей.

В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец.

Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель), иногда — даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Второй менуэт чаще всего назывался трио.

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна, у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо. Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский, Глазунов, Дебюсси, Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Источник

Менуэт

(франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный франц. нар. танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в «танец королей» и стал «королём танцев». Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них — Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах — в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя («Самсон»), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.).

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в «Арлезианке» Бизе, в «Бергамасской сюите» для фп. Дебюсси, у Равеля в «Менуэте на имя Гайдна» и «Античном менуэте»; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др.

У рус. композиторов отдельные образцы М. — у Чайковского в сюите «Моцартиана», а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева «Менуэт»; среди произв. сов. композиторов — у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете «Ромео и Джульетта» (танец Джульетты с Парисом).

Литература: Reсоur L. G., Feuillеt R. A., Recueil de danses, P., 1704; Rameau P., Le Maоtre а danser, P., 1725; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Менуэт не только танец, но еще и музыкальное произведение

Что такое менуэт?
Это придворный танец, корнями уходящий в народный фольклор. История его теряется в глубине веков. Известно, что французские крестьяне провинции Пуату танцевали его задолго до того, как молодой Людовик XIV ввел моду на менуэт при своем дворе.

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Бах. Менуэт и скерцо из сюиты Си минор



Франция к XVII веку уже завоевала репутацию законодательницы моды, в том числе и в сфере танцев. Придворные балеты в правление Людовика XIV приобретают едва ли не политическое значение. Поэтому стоило новому танцу стать популярным в Париже, как вскоре его танцевали на придворных балах по всей Европе. В царствование Петра Великого французский менуэт пришел и в Россию.
В годы Французской революции менуэт – танец аристократии – утратил свое значение. Ему на смену пришли более простые в исполнении. Тем не менее нельзя сказать, что менуэт был полностью забыт. Он продолжал оставаться бальным танцем и в XIX в., хотя многие современники уже считали его пережитком приторно-церемонных нравов прошлого столетия.

Боккерини. Менуэт



Менуэт в музыке
Но менуэт – это не только танец. Второе значение этого слова относится к музыкальному произведению, собственно, к музыке, написанной для танца. Позже, в XIX веке, художественно обработанные менуэты становятся частью отдельных музыкальных произведений, например опер.
Нередко менуэт заканчивался короткой кодой – заключительным повторением его главной темы. Первые менуэты исполняли на клавесинах, затем к ним прибавились струнные инструменты и флейта.
Композиторы, писавшие менуэты
Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. – придворный композитор Людовика XIV. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт. Это было классическое музыкальное произведение из двух частей. В такой же манере писали Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.

Моцарт. Менуэт из дивертисмента ре мажор KV 205



По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Примером тому служат сюиты Себастьяна Баха и Георга Генделя. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма, итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры.

Бах. Менуэт





Менуэт как бальный танец и отдельное инструментальное произведение оставался популярным сравнительно долго. В творческом наследии М. Глинки, Л. Бетховена, А. Глазунова, К. Дебюсси, А. Рубинштейна и других композиторов XIX века он встречается достаточно часто.

Моцарт. Менуэт из симфонии №40



Но все меняется. Галантный танец давно стал частью прошлого. Однако нельзя сказать, что сегодня он забыт совершенно, ведь менуэт – это не только танец. Его форма присутствует в современном балете и музыкальных произведениях.
Гайдн. Менуэт из шестой симфонии



Моцарт. Менуэт из симфонии №39



Рубрики:Музыкальные жанры и формы
Музыкальный словарь

Метки: Музыкальный словарь. Менуэты менуэт

Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Менуэт не только танец, но еще и музыкальное произведение

Что такое менуэт?
Это придворный танец, корнями уходящий в народный фольклор. История его теряется в глубине веков. Известно, что французские крестьяне провинции Пуату танцевали его задолго до того, как молодой Людовик XIV ввел моду на менуэт при своем дворе.

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Бах. Менуэт и скерцо из сюиты Си минор



Франция к XVII веку уже завоевала репутацию законодательницы моды, в том числе и в сфере танцев. Придворные балеты в правление Людовика XIV приобретают едва ли не политическое значение. Поэтому стоило новому танцу стать популярным в Париже, как вскоре его танцевали на придворных балах по всей Европе. В царствование Петра Великого французский менуэт пришел и в Россию.
В годы Французской революции менуэт – танец аристократии – утратил свое значение. Ему на смену пришли более простые в исполнении. Тем не менее нельзя сказать, что менуэт был полностью забыт. Он продолжал оставаться бальным танцем и в XIX в., хотя многие современники уже считали его пережитком приторно-церемонных нравов прошлого столетия.

Боккерини. Менуэт



Менуэт в музыке
Но менуэт – это не только танец. Второе значение этого слова относится к музыкальному произведению, собственно, к музыке, написанной для танца. Позже, в XIX веке, художественно обработанные менуэты становятся частью отдельных музыкальных произведений, например опер.
Нередко менуэт заканчивался короткой кодой – заключительным повторением его главной темы. Первые менуэты исполняли на клавесинах, затем к ним прибавились струнные инструменты и флейта.
Композиторы, писавшие менуэты
Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. – придворный композитор Людовика XIV. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт. Это было классическое музыкальное произведение из двух частей. В такой же манере писали Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.

Моцарт. Менуэт из дивертисмента ре мажор KV 205



По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Примером тому служат сюиты Себастьяна Баха и Георга Генделя. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма, итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры.

Бах. Менуэт



Гендель. Менуэт in G Minor



Менуэт как бальный танец и отдельное инструментальное произведение оставался популярным сравнительно долго. В творческом наследии М. Глинки, Л. Бетховена, А. Глазунова, К. Дебюсси, А. Рубинштейна и других композиторов XIX века он встречается достаточно часто.

Моцарт. Менуэт из симфонии №40



Но все меняется. Галантный танец давно стал частью прошлого. Однако нельзя сказать, что сегодня он забыт совершенно, ведь менуэт – это не только танец. Его форма присутствует в современном балете и музыкальных произведениях.
Гайдн. Менуэт из шестой симфонии



Моцарт. Менуэт из симфонии №39



Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источник

Менуэт что это такое в музыке

Менуэт – яркий представитель эпохи барокко

Менуэт как порождение галантного века

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Искусствоведы сходятся во мнении, что своим появлением менуэт обязан французскому региону Пуату (историческая область в западной части страны). Изначально это был народный крестьянский танец бранль. Попав во дворцы и аристократические салоны, он был значительно облагорожен и видоизменен. С середины 17-го века менуэт – главный бальный танец во дворце короля.

Что касается самого слова menuet, то о происхождении названия есть 2 основные версии:

2) менуэт получил свое название от слова «menu» («маленький, мелкий») благодаря тому, что весь танец состоит из мелких шагов, плавно перетекающих друг в друга.

Фигуры и схемы менуэта

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Сценический характер менуэта проявляется в пышности костюмов, статичности поз (в танце есть много фигур, когда один из партнеров стоит без движения), сложной хореографии, которая подразумевала постоянную смену поз и движений. Не даром менуэту посвящено столько живописных полотен – танец так и просился в мастерскую художника!

В 18-м веке менуэт пережил «модернизацию». Музыкальный размер, который ранее занимал два полных такта, стал занимать один такт. Стала допустимой импровизация, появилась сюжетная линия, новые, более сложные движения. Эту разновидность танца называют balance-menuet.

Секрет очарования танца

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Становление менуэта как бального придворного танца тесно связано с именем французского короля Людовика XIV. Правление этого монарха прославилось пышными балами, торжественными приемами, дорогостоящими увеселениями. Не удивительно, что в XVI-XVII веках Франция стала законодательницей мод. Менуэт танцевала вся Европа.

Разумеется, до нас не дошли видеоматериалы того времени. Мы знаем о менуэте:

Где знать обучалась менуэту? В парижской Королевской Академии танца, основанной в 1661 году по приказу Людовика XIV! Лучшие танцоры занимались кодификацией придворных танцев, разрабатывали и фиксировали на бумаге схемы, фигуры, приемы для танцующих. В те времена говорили: «Кто умеет танцевать менуэт, тот все умеет!»

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Менуэт что это такое в музыке. Смотреть фото Менуэт что это такое в музыке. Смотреть картинку Менуэт что это такое в музыке. Картинка про Менуэт что это такое в музыке. Фото Менуэт что это такое в музыке

Общеизвестный факт: менуэт появился в государстве российском благодаря Петру I. Он завез этот танец вместе с другими диковинками в северную столицу; затем он и его придворные выписывали из европейских стран балетмейстеров. В 1718 году Петром был подписан приказ об ассамблеях, где в числе прочих пунктов значилось: «Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять». Петр I и сам был отменным танцором, любил пройтись по танцевальной зале в паре со своей супругой – императрицей Екатериной.

Так получилось, что во Франции 18-го века менуэт утратил свое значение, поскольку жизнь высшего сословия после Великой Французской революции кардинально изменилась. А в России он, напротив, вошел в моду, так как соответствовал выражению величественного имперского духа, пышности, богатству и праздности королевского двора.

Менуэт в творчестве известных композиторов

Менуэт можно отыскать в творчестве многих композиторов – русских и зарубежных. Назовем несколько наиболее известных композиций.

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт. Одна из самых узнаваемых и популярных мелодий. Ее считают самостоятельным произведением, но на самом деле это часть квинтета A-dur (ор. 13 № 5).

Игнаций Падеревский. Менуэт из цикла «Концертные юморески». Эффектная фортепианная пьеса в духе старинных французских мелодий.

Гайдн. «Менуэт быка». Это шуточная мелодия обросла целой историей. По известной легенде композитор сочинял мелодию на заказ – для свадьбы дочери мясника, за что получил в награду от заказчика целого быка. Так это или нет, сказать трудно, но если послушать, характерно, что сама мелодия «рисует» нам портрет неуклюжего животного, пытающего танцевать бальный танец.

Сегодня интерес к менуэту возвращается. Многие танцевальные школы пытаются реконструировать танец, пользуясь сохранившимися картинками, описаниями, схемами. Некоторые современные балетмейстеры даже придумывают в рамках жанра новые схемы! Современным парам танцевать менуэт непросто, и дело даже не в костюмах. Это не только непривычный темп, но и другое отношение к жизни. Отголосок того времени, когда у людей было больше свободного времени и больше желания уделять внимание друг другу.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Менуэт

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *