Меня все ненавидят что делать
«Да я тебя ненавижу!» Как жить, когда все раздражают
Клиентка сегодня не из простых. Должна признать: с первой встречи меня настораживает ее острый нос. Казалось бы, в нем так хорошо выражается ее юность, игривость, целеустремленность даже. Но даже когда она лучезарно улыбнется, этот носик предостерегает меня: Соня, все не так просто.
Исповедуюсь в одном и том же
Лиза поет в нашем хоре. Лучше сказать — держит хор на себе. Еще лучше сказать — держит хор в страхе. Так она держит в страхе и меня вот уже два месяца. В первый раз она села и как ни в чем не бывало сказала:
— Я не думаю, что у нас с вами что-либо получится.
— Да? — главное, удержаться от предсказуемого «почему», и я справилась, молодец.
— Я уже была у психолога. У психотерапевта в больнице. Он выписал мне антидепрессанты, и, конечно, я больше к нему ни ногой.
Ох, удержись от еще одного «почему», будь добра.
— Значит, я слышу, что вы пришли ко мне не за антидепрессантами. — Хорошо. — Интересно, пришли ли вы с депрессией?
— Не знаю. Это вы мне скажите. Мне сказал обратиться к вам отец Георгий, потому что я все время исповедуюсь в одном и том же.
Сама не знаю отчего, но я настойчиво решила держаться политики не задавать суперочевидных вопросов, поэтому тут мне пришлось «отразить», не успела придумать ничего лучше.
— Вы говорите, что исповедуетесь в одном и том же?
— Да. Меня все бесит. Не надо говорить «бесит», да? Я постоянно гневаюсь.
— Если вам кажется, что слово «бесит» верно описывает ваше состояние, почему бы и нет?
— «Бесит» значит «от бесов».
— Кажется, я тоже уже начинаю вас бесить?
— Если будете повторять это слово, да.
Так, пауза. Выдохнули.
— Расскажите поподробнее о вашей проблеме.
Консультации на муравейнике
Итак, вот уже два месяца мы работаем с Лизой, и для меня это — как сидеть на муравейнике и заниматься тем, что отражать, переживать и анализировать покусывания Лизиных муравьев.
Именно муравьев — тараканы хоть и мерзкие, но не кусаются. Здесь наоборот — все стройно, чинно, с пользой — и с болью. Да, и знаете муравьев-легионеров, которые могут вцепиться тебе в веко или губу, и оторвать их удастся только с куском кожи? Они в нашей работе тоже встречаются.
Конечно, я сижу на этом муравейнике два месяца, а Лиза — всю жизнь, и, конечно, там, где я встречаю легионера, для нее это по меньшей мере жук-пришелец из «Людей в черном». Так что это моя работа, но… ох, тяжелая это работа.
За это время мы обсудили вдоль и поперек ее раздражение и то, как ее однажды физически тошнило от оторванной на пальто вешалки. Обсудили ее родителей. Они разведены, живет с мамой, мама, конечно, без чувств, но с требованиями. Такая мама, которая не разговаривала с ней сутки, потому что Лиза застала ее на кухне плачущей и не поверила, что это от лука (мама готовила блины). И мама все еще играет с папой в одном оркестре, хотя разошлись они, когда Лизе было восемь.
Есть еще в Лизе что-то…
Она часто так полуулыбается, поджимая края губ, и прищуривает глаза, что чувствуешь себя воробышком с подбитым крылом под взглядом куницы.
Конечно, Лиза хорошо образованна и любит это нечаянно продемонстрировать. Была в отношениях самое долгое полтора года. Беспокоит ли ее, что ее последние отношения были почти 10 лет назад (сейчас ей 32)? В этом вопросе чувствуется неартикулируемое напряжение. Так как Лиза ни разу даже не подходила к этой теме, пока она подвисла.
Я с Лизой, как я уже сказала, сижу на муравейнике. Почему с первой нашей встречи я как будто участвую в соревновании? И кто установил правила, и за что мы боремся? Очевидно, основной вызов для меня как специалиста — выходить из соперничества. Это ясно, очевидно и просто. На словах.
И все же удивительно — я жду наших встреч почти с предвкушением. Что-то есть в этой девушке, что сложно перестать о ней думать. Как будто она какая сирена, сводящая своим пением с ума. Услышав ее однажды, реагируешь на мельчайшее колебание в ветре — ждешь этого опасного щекотания в ушах. Интересно, что мне пришел в голову такой образ, когда она как раз поет в церковном хоре.
«На клир в такой короткой юбочке больше не ходи!»
Понемногу Лиза обвыклась в терапии и стала приносить свое раздражение, говоря, что ей легче, когда есть кому это высказать и при этом ни с кем не испортить отношения. Не сказать, чтобы это была адекватная мотивация для терапии, — но и не сказать, чтобы Лиза могла за два месяца прийти к адекватной мотивации. Поэтому пока так.
Сегодня Лиза пришла разгоряченная и стала рассказывать о том, как прошла служба, которую ей пришлось провести самой. Оказывается, в эту среду старшая регент доверила Лизе вечернюю службу с некоторым намеком, что Лиза могла бы почаще на буднях заменять ее. Это же повышение, это же новый вызов! Конечно, я ожидала некоторой гордости и довольства — ха-ха.
— Служба была полиелейная. И мы вдвоем все это тянули. Ну, я говорю вдвоем — по факту, Саша ждал, что я ему буду тыкать, что читать, а без меня он мог вместо паремий начать читать седальны.
Тут она ухмыльнулась.
— Ну, вы понимаете… Паремии — на вечерне, седальны — на утрене. Паремии — выдержки из Ветхого… В общем, я пытаюсь сказать, что он может перепутать то, что вообще невозможно перепутать!
Итак, основное переживание Лизы — недовольство некомпетентностью коллег по хору и прочих. А чего ты хотела? Однако следует постараться это заметить — это полное отсутствие положительных эмоций. Адекватно ли оно, была ли служба действительно полной катастрофой?
— Кажется, вся ответственность была на вас?
— Вот именно! Священник подходит спросить про величание, алтарники уточняют, какая сейчас песня канона. Какая сейчас песня канона?! Вы серьезно?! Алтарник не понимает, какая сейчас песня канона?!
— Простите мне мое невежество: это тоже что-то, что невозможно перепутать?
— Ну, нет, на самом деле с каноном не так очевидно… Но в общем. Служба закончилась, я собираюсь домой, подхожу к иконе, и тут бабушка: «Девочка, на клир в такой короткой юбочке больше не ходи! Так ходи, а на клир нельзя». Я молчу, а она продолжает: «Думаешь, Господь не спросит? Спросит!»
Здесь промелькнуло что-то в ее голосе, не раздражение, а что-то как будто глубже раздражения.
— И как вам это было?
— Всю дорогу домой я продумывала, как можно было ответить пообиднее. Смотрите, вот мой «список»: «Не клир, а клирос!», «И вас с праздником!». Или вот: «И это ваша благодарность, что я только отпела службу?» Потом я долго крутила в голове варианты, как можно было поймать ее на том, что она ничего не понимает в службе, а еще как сказать, что она берет на себя говорить от лица Бога, что грех-грех. Чтобы ее пронять, наверное, нужно вставить «грех», да?
— Кажется, вам было очень обидно.
— Вы знаете что? Мне было… Тех же щей да пожиже влей! Хочется сказать: «Продолжайте! Накидывайте! Добейте». Понимаете? Ты впахиваешь, чтобы сделать все идеально, а потом тебе все равно прилетает, причем так, что все, что ты сделал, никому не важно…
«Ты провела службу? Какая разница! Юбка — вот что главное!»
Они профессионалы. Они всегда найдут то, что меньше всего относится к делу, — и ударят туда. Профессионалы.
Она зависла с напряженными скулами и слегка покачивающейся головой.
Пауза. Куда же пойти, чтобы не потерять глубину, которая наклевывается…
— Выберите лучшую фразу.
— Из тех, которыми вы хотели ответить бабушке. Какая лучшая?
— Ну… Пусть будет: «Мешать людям молиться, когда они подходят к иконе, — это грех».
— Хорошо. Представим, что я бабушка.
Она оживилась. Я попыталась немного согнуться и начать потряхивать головой, как Баба-яга скорее, чем как нормальная бабушка, вынуждена признать.
— «Вот, девочка, нельзя в такой юбке в храм, ты больше не ходи, Господь спросит с тебя!»
Она набрала воздуха, с предвкушением, почти готовая напасть, но почему-то вместо того, чтобы отвечать, она набирала воздух раз за разом, теряя улыбку на лице и приобретая вместо нее какое-то окаменение. Потом она отмерла.
— Ну, мне хочется сказать вот так. Знаешь, что, — начала она медленно, как приближающаяся тень в ужастике, — знаешь, что, дорогая моя… Ненавижу.
А что такое благодарность?
— Кажется, вот лучшая фраза. Но тогда меня еще и назовут одержимой, — она усмехнулась. Я на секунду задумалась. Такое чувство, как будто куница оказалась беззубой… Я хочу сказать, что казалось, гнев у Лизы внутри такой, что хватит повторить Хиросиму и Нагасаки. А вышло… не так уж страшно.
— Знаете, как я себя чувствовала? В роли бабушки?
Тут я думаю, что ей не хотелось знать. Но она кивнула, что слушает.
— Я чувствовала, что я очень важна для вас. Что в этой ненависти много всего другого намешано, что не может найти иного выхода, кроме вот таких, простите, проклятий, что ли.
— Да, там еще много чего осталось, это правда. Достаточно, чтобы у бабушки случился инсульт на месте.
— Нет, я говорю не только о негативном. Мне слышалось, что там еще есть… желание отношений. Мне кажется, там слышалось: «Я бы хотела, чтобы вместо этих глупостей ты была бы мне… благодарна. Я так хорошо провела службу».
Ощущение, что меня ненавидят.
Ответы
Борис Никифоров
Александр Попескул
Здравствуйте, Максим Леонидович. В любом общении и отношениях, отношение к человеку, это отображение его отношения как к другим, так и к себе. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к Вам. Кроме того, рекомендую Вашему вниманию притчу:
Старик сидел возле оазиса у ворот одного ближневосточного города. К воротам подошёл юноша и спросил: «Я впервые в этих краях. Скажите, какие люди в этом городе?»
Старец посмотрел на него внимательно и ответил:
«А что за люди жили в том городе, из которого ты ушел?»
«О, там живут злые и эгоистичные люди. Поэтому я и ушёл».
«В этом городе ты встретить таких же», — был ответ старика.
Через некоторое время другой человек подъехал к воротам города и спросил старца:
«Какие люди в этом городе?»
В ответ старец и ему сказал: «А что за люди жили в том городе, из которого ты ушел?»
«Это были гостеприимные, добрые и отзывчивые люди. Я успел полюбить их всей душой и очень огорчен, что мне пришлось с ними расстаться».
«Здесь ты встретишь таких же», — опять ответил старик.
В это время один купец поил невдалеке своих верблюдов и наблюдал за стариком. «Почему ты разным людям по-разному ответил на один и тот же вопрос?» — возмущенно спросил купец старика.
«Разве? Каждый человек носит свой мир в сердце своем. Тот, кто видел в прошлом только плохое, и здесь не найдет ничего хорошего. Напротив, тот, кто умеет ценить друзей, и здесь найдет хороших людей».
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
Как жить, если тебя все ненавидят?
Куда бы ты не пошел, в какой коллектив бы не попал, везде ты подвергаешься агрессии, нападкам и издевкам. Конечно, при таких обстоятельствах каждый день буквально превращается в пытку, потому что постоянно надо взаимодействовать с людьми, которые так и норовят причинить тебе вред.
Тяжело и страшно жить, когда среди людей чувствуешь себя жертвой
Часто ты слышишь в свой адрес упреки по поводу того, что ты недостаточно мужественный, и беспочвенные обвинения в гомосексуализме, а иногда и вовсе оскорбления по типу: пи**c, гомик и так далее.
И ведь со временем все становится только хуже. Отношение людей не меняется, зато ты все больше и больше погружаешься в пучину страха. Все труднее становится выходить из дома. И ведь самое несправедливое тут то, что сам ты никогда и никому не хотел и не мог причинить вреда! Ты не можешь понять, почему же мир так жесток и за что именно тебя все так презирают.
Как же дальше жить в этом мире, полном агрессии?
Ответ на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Кто становится объектом неприязни других людей?
В таком положении очень часто оказывается мужчина с кожно-зрительной связкой векторов. Он полностью отличается от других мужчин.
В то время как у всех остальных мужчин сформировалась своя четкая видовая роль, кожно-зрительный мальчик только сейчас работает над ее формированием в таких сферах, как культура и искусство. Танцоры, актеры, артисты театра и кино, модели подиумов —везде задействован мужчина с кожно-зрительной связкой векторов. Поэтому вне контекста творческой сферы деятельности другие люди могут воспринимать его как человека без ранга.
В случаях же, когда в детстве кожно-зрительного мужчины по ряду причин возникли еще и психо-сексуальные задержки, формируются дополнительные негативные сценарии жизни. Расcмотрим некоторые из них.
Комплекс жертвы
Все обладатели зрительного вектора рождаются в состоянии страха смерти. У кожно-зрительных мальчиков это бессознательный страх быть съеденным каннибалом. В процессе взросления этот страх должен развиться в любовь и сопереживание, то есть страх не за себя и свою жизнь, а за жизнь другого. Но часто бывает так, что ребенку не дают развиться, и тогда зрительник остается в состоянии страха и во взрослом возрасте.
В особенности это касается кожно-зрительных мальчиков, ведь они очень ранимы и эмоциональны уже с детства, что противоречит общепринятым стереотипам о мужественности.
Часто родители при воспитании таких детей пытаются сделать из них «настоящих мужиков», запрещают им плакать, проявлять чувства, отдают в секции боевых искусств или, того хуже, бьют, унижают и оскорбляют. Ребенок остается в состоянии страха. А обладая огромной эмоциональной амплитудой и не научившись сопереживанию, маленький зрительник будет наполняться единственной эмоцией — страхом.
При этом обладатели кожного вектора быстрее всего адаптируются ко всему новому, к любым изменениям. Кожа — их чувствительный сенсор, поэтому и болевой порог у них очень низкий. Когда ребенок с кожным вектором подвергается насилию долгое время, он адаптирует боль, организм начинает вырабатывать естественные эндорфины, чтобы погасить страдание. Со временем он становится зависимым от этих эндорфинов и уже бессознательно начинает провоцировать родителей, а потом и других людей на насильственные действия.
Так формируются мазохистские тенденции. Человек научается получать удовольствие от жизни именно таким способом, происходит неправильное развитие. При унижении и оскорблениях все происходит по такому же механизму.
Мазохистские тенденции в сочетании со страхом смерти формируют виктимный комплекс, или комплекс жертвы.
Сознательно ты можешь всеми силами пытаться избежать опасных ситуаций и того, чего боишься, но наш принцип получения удовольствия бессознателен, поэтому в виктимном состоянии ты всегда попадаешь в ситуации, где оказываешься жертвой.
Кроме того, человек, находящийся в таком состоянии, выделяет особые феромоны страха, поэтому бессознательно притягивает к себе именно неразвитых, склонных к физическому или вербальному насилию людей.
Есть ли выход из жизненного сценария жертвы?
Для того, чтобы избавиться от комплекса жертвы, необходимо глубоко осознать все причины, которые к нему привели. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет научиться видеть все врожденные свойства своей психики, раскрыть свое бессознательное и тем самым освободиться от негативного жизненного сценария навсегда.
Когда понимаешь свою психику и психику других людей изнутри, уходят любые фобии и страхи, в том числе и первобытный страх быть съеденным каннибалом.
Тысячи людей, прошедших тренинг, подтверждают это своими отзывами, вот что они говорят:
Начните менять свой жизненный сценарий уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке прямо сейчас!