Меркава что это такое
15 фактов о танке «Меркава»
1. Разработки израильского танка «Меркава» начались в 1970 году после того, как Великобритания отказалась продать Израилю партию танков «Чифтен Mk 1». Израильтяне и ранее неоднократно сталкивались со всевозможными эмбарго и срывами поставок вооружений, но все же этот демарш англичан оказался для них неожиданностью, и израильское правительство поставило задачу создания отечественного танка. В 1974 году были созданы первые опытные образцы первого израильского танка, а в 1979 году танк «Меркава Mk.1» был принят на вооружение Армии обороны Израиля.
2. За всю историю существования танка было создано четыре его модификации: «Меркава Mk.1», «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3» и «Меркава Mk.4». По словам представителей израильской оборонной промышленности следующим поколением этого танка будет не «Меркава Mk.5», а принципиально новый танк с улучшенными огневыми и защитными характеристиками, маневренностью и скоростью. Исходя из сообщений в прессе, предполагается, что этот танк будет оснащен лазерной пушкой, а его испытания начнутся в 2020 году.
3. Команду по разработке «Меркавы» возглавил Исраэль Таль, который был не профессиональным инженером, а военным, начавшим свою карьеру в составе «Еврейской бригады», во Вторую мировую войну воевавшей в составе британской армии, а впоследствии принимавшей участие во всех арабо-израильских войнах.
4. Слово «Меркава» переводится с иврита как «колесница» и имеет также религиозно-мистическое значение. Это слово упоминается в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и обозначает «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа – тетраморфы, каждое из которых имеет четыре крыла и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.
5. На конструкцию танка оказал влияние характер оборонительных сражений, которые ведут израильтяне. Танкисты ЦАХАЛ предпочитают располагаться на специально оборудованных позициях, находящихся на скатах возвышенностей. По этой причине вероятность попадания снарядов и пуль в башню танка довольно высока, поэтому в «Меркаве» боевое отделение максимально глубоко перенесено внутрь корпуса.
6. Еще одним требованием израильских военных к команде разработчиков было максимальное увеличение защищенности экипажа. Поэтому моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в переднюю часть танка, что обеспечило танкистам дополнительную защиту.
7. В кормовой части танка расположен отсек для перевозки раненых или десанта. Он же может быть использован и для перевозки боеприпасов. Таким образом, «Меркава» может выполнять функции не только танка, но и БТР и БМП. Данный отсек имеет броневую дверь в корме, через которую экипаж может осуществить эвакуацию, если таковая невозможна через верхний люк.
8. Все вооружение «Меркавы» изготовлено израильским военным концерном Israel Military Industries. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской пушки L7); спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии (установлен слева от пушки); ещё два таких пулемёта закреплены на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего; 60-мм миномёт, установленный на левой стороне крыши башни. Кроме того, над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм.
9. Танк «Меркава Mk.1» был создан позже последней полномасштабной арабо-израильской войны – Войны Судного дня, и боевое крещение принял во время Первой ливанской войны в 1982 году. В этом конфликте Израиль задействовал около 1000 танков, 200 из которых были танки «Меркава» в составе шести танковых батальонов.
10. До 2014 года «Меркава» стояла только на вооружении Армии обороны Израиля, а экспорт танка был запрещен по причине опасений, что его конструкция будет изучена разведками арабских стран. В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори-2010» в связи с поиском партнёров для его дальнейшей модернизации. В 2014 году был заключен первый экспортный контракт на поставку танков «Меркава Mk.4» в Сингапур – сумма этой сделки составила 500 миллионов долларов США.
11. На танках «Меркава» установлена израильская система активной танковой защиты «Меиль руах» (ивр. – «ветровка»). Это единственная САТЗ, которая прошла полноценное боевое крещение, неоднократно защитив израильские танки от снарядов, выпущенных в их сторону. В подавляющем большинстве случаев применение «Меиль руах» происходило в секторе Газа или прилегающих к нему районах.
12. В 2006 году телеканал Military Channel назвал десять лучших танков XX века, в число которых вошел и израильский танк «Меркава». Вместе с ним в ТОП-10 попали танки Т-34, M-1 Abrams, «Тигр», WW-1, Centurion, Mk-IV, Challenger, Т-54/55 и М-4 Sherman.
13. Боевые потери танков «Меркава» за время их боевого применения составляют всего 8 экземпляров. Три из них были уничтожены во время Первой ливанской войны, остальные – во время конфликтов в секторе Газа. Ливанская террористическая организация «Хезболла» называет эти данные существенно заниженными.
14. На базе танка «Меркава» были созданы 155-мм самоходная гаубица «Шолеф», БРЭМ «Намер» и тяжелый бронетранспортер «Намер».
15. Девиз бронетанковых войск ЦАХАЛ «Человек в танке победит» основан на словах генерала Таля: «В бою победит тот танк, чей экипаж лучше».
арабо-израильский конфликт · психология тоталитаризма и народных протестов
«Меркава»: как модернизировались израильские танки
Разработка танка «Меркава» стартовала в 1970 году, а причиной этого стал отказ Великобритании поставить Израилю партию танков «Чифтен Мк.1». После этого отказа израильское правительство поставило задачу начать разработку отечественного танка. Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль, являющийся боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн, а не инженером-конструктором. Первые опытные образцы нового танка появились уже в 1974 году, а в 1979 на вооружении армии обороны Израиля поступило первые четыре основных боевых танка «Меркава Мк.1».
«Меркава Мк.1»
Первая модель израильского танка «Меркава Мк.1» поступила на вооружение армии обороны Израиля в 1979 году. В основу конструкции танка было заложено желание конструкторов обеспечить максимальную защиту и живучесть экипажа. В связи с этим «Меркава» отличается от классических танков. Он имеет увеличенную по сравнению с сопоставимыми образцами ОБТ боевую массу и необычную компоновку: двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса. В то же время расположение двигателя впереди позволило освободить значительный объем в кормовой части машины, где удалось предусмотреть лаз для экстренного покидания танка или для эвакуации танкистов из подбитой машины. В корме располагаются потенциально опасные горючие жидкости: топливо и масло.
На танке была установлена башня с 105-мм нарезной пушкой М68, стабилизированной в двух плоскостях, выпускавшейся в Израиле по американской лицензии. Боекомплект орудия составляет 62 снаряда и располагается в корме боевого отделения в огнестойких контейнерах. Дополнительное вооружение составляет спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет, два 7,62-мм пулемета FN MAG на башне, а также 60-мм миномет.
«Меркава Мк.2»
В 1983 году появилась следующая версия танка «Меркава Мк.2», созданная с учетом опыта израильско-ливанской войны 1982 года. На танке было усилено бронирование и улучшена проходимость. Броня башни была усилена с помощью накладных экранов с комбинированной бронёй. В качестве противокумулятивного средства использовались цепи с шариками, подвешенные в нижней части кормы башни. На корму корпуса навешены корзины для имущества, также служащие противокумулятивными экранами. Миномёт перенесён с крыши внутрь башни. На машину установили блоки дымовых гранатометов CL-3030, по одному с каждой стороны башни.
Танк получил новую СУО Matador Mk.2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера. Были установлены два датчика сигнализации о лазерном облучении. Вооружение танка не менялось.
Двигатель танка остался прежним, но была заменена трансмиссия на более эффективную израильской разработки.
В октябре 1984 года были изготовлены первые танки «Меркава» Mk.2B с усовершенствованной СУО (в ее состав был введен тепловизор) и усиленным бронированием крыши башни.
«Меркава Мк.3»
Серийное производство следующей версии ОБТ «Меркава» Mk.3 стартовало в 1990 году. Основное отличие от предыдущих версий состояло в замене основной пушки танка. Вместо 105-мм пушки, как у прежних моделей, Мк.3 получил 120-мм гладкоствольное орудие. Пушка MG251 была разработана «Israel Military Industries». С изменением калибра пушки соответственно был уменьшен боезапас танка, который составил 46 выстрелов.
Защищенность танка была повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, модули которой крепились болтами к передним и боковым поверхностям основной конструкции корпуса и башни. На танк была установлена система предупреждения о лазерном облучении LWS-2, включающая в себя три широкоугольных датчика, фиксировавших луч лазера с техники противника, и пульт управления.
Танк получил новую СУО Matador Mk.3 со стабилизированным комбинированным (дневной и ночной) прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы. Система управления огнём сопряжена с двухплоскостным стабилизатором орудия.
На Мк.3 заменен двигатель. Вместо 900-сильного был установлен форсированный до 1200 л. с. дизель воздушного охлаждения в едином блоке с трансмиссией, аналогичной устанавливаемой на «Меркава Mk.2».
«Меркава Мк.4»
В начале 2000-х годов в Израиле появилась четвертая версия танка «Меркава Мк.4», созданного с учетом опыта эксплуатации всех трех предыдущих моделей. Первые прототипы поступили на испытания в войска в 1999–2001 годах, показ общественности прошел 24 июня 2002 года.
Компоновка танка Mk 4 идентична танкам «Меркава» предыдущих модификаций. В крыше башни имеется только командирский люк, люк заряжающего убран для усиления защиты верха башни. Отделение управления находится слева впереди башни. Защита танка также усилена модулями броневой защиты, также имеется комплекс активной защиты «Трофи».
Танк получил усовершенствованную версию установленной на Мк.3 120-мм гладкоствольной пушки, разработанная компанией IMI (Israel Military Industries). Пушка оснащена новыми противооткатными устройствами со сжатым газом и теплоизоляционным кожухом ствола, разработанным фирмой Vidco Industries. Орудие позволяет применять новые более эффективные снаряды, а также управляемые ракеты LAHAT с полуактивной лазерной системой наведения. Специальная полуавтоматическая система заряжания позволяет заряжающему выбирать нужный тип боеприпасов для поражения цели. В полуавтомате заряжания находится 10 выстрелов. Боекомплект танка составляет 46 выстрелов.
Фирмой Elbit для «Merkava» Mk.4 разработана танковая информационно-управляющая система (ТИУС). Она собирает информацию с электрических и оптических датчиков, навигационного оборудования и средств коммуникации, которые отражаются на цветном дисплее.
Силовая установка включает в себя дизельный двигатель серии MTU883 немецкой разработки мощностью 1500 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией Renk RK325 на 5 скоростей.
Метод маршала Конева: как Хезболла уничтожила лучшие танки Израиля
Что такое «Меркава» и почему его считают лучшим в мире?
Первая версия машины получилась тяжелее, чем у любого из региональных конкурентов, — 60 тонн. Большая масса стала проблемой в первые дни арабо-израильского конфликта: большую часть танков «Меркава» можно было перебросить к линии фронта только на автовозах. В результате из 250 поставленных армии танков в наступление пошли всего несколько десятков боевых машин.
Операция для танков первой серии прошла успешно — потери оказались минимальны, но свои выводы из уничтожения нескольких боевых машин израильтяне всё же сделали. В 1983 году все танки прошли программу модернизации до уровня «Меркава» Мк.2 — на боевые машины навесили дополнительную «накладную» броню, поставили более современную электронику, топливные баки большей емкости и другие улучшения. В 1984 году на танках появилась современная система управления огнем и тепловизор, что позволяло применять машину даже ночью.
Серьезных боев до начала «нулевых» эти танки не видели — дело ограничивалось лишь небольшими наземными операциями, который Израиль проводит так же часто, как гипермаркеты устраивают распродажи. Постепенно именно локальные стычки с палестинскими боевиками позволили довести машину до уровня «Меркава» Мк.3 — танка, способного противостоять самым современным снарядам, ракетам и вообще всему, что когда-либо касалось борта бронетехники. Многие авторитетные издания, например Forecast International, заявляли, что израильским танкам нет равных на современном поле боя. С этим утверждением никто не спорил — потери ЦАХАЛ в местных войнах были невелики, что лишь подтверждало выводы специалистов. Но в 2006 году Израиль снова пошел в наступление на Ливан, и ситуация перевернулась с ног на голову.
Урок ведения военных действий от российских ВС
В 2004 году на вооружение ЦАХАЛ приняли последнюю и самую современную версию танка — «Меркава» Мк.4. От первой версии этот танк отличался практически всем — силовая установка, компоновка и прочие базовые параметры были переработаны, машина получила новое орудие, систему защиты из несколько слоёв брони из металлокерамики.
В 2006 году Израиль начал крупномасштабное наступление на Ливан, и наряду с новейшими Мк.3 в бой были брошены несколько «Меркава» Мк.4 — сверхсекретных машин, которыми управляли только самые проверенные экипажи. Всего, по оценкам разных источников, Израиль направил в Ливан больше трех сотен танков разных версий. В теории такой ударный кулак должен был смять силы Ливана и Сирии, но израильское наступление начало буксовать.
Огонь из противотанковых комплексов «Корнет» российского производства остановил израильские танки на всех трех направлениях атаки. Ливанские противотанковые расчеты взяли на вооружение метод маршала Конева, опробованный еще в Великой Отечественной войне, — в первую очередь уничтожали головную и замыкающую машины, а остальных добивали уже потом.
Но сохранить лицо израильские танки всё равно не смогли — 16 подтвержденных уничтожений, до 55 по сообщениям из разных источников с ливанской стороны и до 150 по данным других источников. Израиль потерю машин не признал до сих пор, хотя со времен второго вторжения в Ливан прошло уже 15 лет.
Основные боевые танки (часть 7) – Меркава, Израиль
Израиль приступил к разработке своего собственного танка в 1972 году, в 1977 прессе были представлены первые фотоснимки опытных образцов танка «Меркава». Первый публичный показ танка состоялся в 1979 году в день независимости израильского государства. Специфика Израиля и особые конструкторские представления привели к созданию достаточно необычного основного боевого танка, обладающего рядом интересных особенностей.
Особенности израильского танкостроения
Это может показаться странным, но основные ограничения по массе и габаритам танков накладываются железнодорожными стандартами перевозок. Танковые подразделения необходимо быстро перебрасывать на большие расстояния, ОБТ не должны создавать проблем для ж/д платформ, проходить под мостами и туннелями. В Израиле изначально рассчитывали использовать танк лишь на своей компактной территории и осуществлять перевозки при помощи специальных автоплатформ. Габариты и масса не довлели над конструкторами, поэтому «Меркава» на сегодняшний день один из самых тяжелых в мире танков. Масса модификации Меркава Мк4 достигает 65 тонн, в ряде источников указывается значение в 70 тонн.
Особенности предполагаемого театра боевых действий задали узость географических и климатических возможностей танка. «Меркава» не предназначен для действий в условиях зимних холодов, бездорожья средней полосы, тропической влажности, болот. Его стихия – это пологие горы, сухая пустыня и субтропики, что до минимума снизило экспортный потенциал машины.
Повлияло на конструкцию и то, что израильтяне предпочитают вести оборонительные действия с позиций, расположенных на скатах высот. Исходя из такого способа ведения огня, предполагалась высокая вероятность попадания снарядов в башню танка. Именно поэтому конструкторы старались максимально возможно перенести боевое отделение из башни в корпус и уменьшить ее фронтальный силуэт.
Большое внимание при разработке танка было уделено вопросу удобной работы танкистов. Проектировщики, по сути, исходили из концепции, что танк – это дом для экипажа во время войны. В частности была предложена весьма спорная концепция круглосуточного применения танка, для чего предполагалась разместить в нем 2 экипажа – один воюет, другой отдыхает. При необходимости места резервного экипажа могли занять раненные. Такая концепция привела к созданию беспрецедентного в современном мировом танкостроении заброневого объема корпуса, что в свою очередь отразилось и на размерах танка. Возможность же перевозки людей внутри ОБТ поставила ряд экспертов в тупик, некоторые из них одно время даже пытались выделить «Меркаву» в отдельный подвид танков-БМП. Боевое отделение танка может использоваться для транспортировки военнослужащих и их имущества, а также позволяет эвакуировать с поля боя раненых. В кормовом бронелисте находится люк шириной в 600 мм., открывающий доступ к боевому отделению.
На сегодняшний день известно 4 модификации данного танка. Самая первая «Меркава Мк1» уже не состоит на вооружении армии Израиля. Основными танками армии обороны Израиля являются соответственно модификации Мк2, Мк3 и Мк4. Первые модели танка Мк1 и Мк2 были вооружены 105-мм американской пушкой М68, имели менее мощные двигатели мощностью всего в 900 л.с., более простую СУО, а также, как показали боевые действия, в которых им довелось принять участие, недостаточное бронирование. В процессе модернизации танка израильские специалисты пошли по пути наращивания всех перечисленных параметров и избавления машины от выявленных детских болезней. Рассмотрим наиболее современные модели Мк3 и Мк4.
Одним из преимуществ использования модульной брони является возможность быстрой замены пораженных элементов даже в полевых условиях. По поводу использования модульной брони израильский генерал Израиль Тал заметил, что данный танк всегда будет вечно молодым, он не будет стареть, его броню всегда можно будет заменить более новой и совершенной. Особое внимание уделялось всеракурсной защите машины, которая была выполнена с учетом боевых действий в Ливане в 1982 году. Защищенность танка с кормы была увеличена за счет установки в кормовом бронелисте вместо отсеков аккумуляторных батарей и ФВУ (вентиляционно-фильтрационной установки) бронированных топливных баков. При этом аккумуляторные батареи были перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны, а фильтровентиляционная установка в кормовую нишу танковой башни.
Танковые выстрелы хранятся в индивидуальных контейнерах для обеспечения большей надежности. Пять выстрелов сразу готовы к бою и расположены на вращающемся полике башни. Магазин и полуавтоматическая система подачи боеприпасов к орудию является частью разрабатываемого АЗ. Сейчас же заряжающий загружает магазин боеприпасами из индивидуальных контейнеров. Подъем выстрелов осуществляется с помощью ножного привода, после чего заряжающий вручную посылает их в казенник. Израильтяне считают, что подобная схема позволяет добиться компромисса между относительно простым механизмом заряжания, который облегчает работу наводчика и увеличивает скорострельность, и требованием военных настаивающих на наличии танкового экипажа из 4 человек.
На танке была усовершенствованна система управления огнем, производимая компанией Элбит. Наводчик получил новый прицел с возможностью автоматического сопровождения цели, с независимой от положения ствола пушки стабилизацией оси, с 12-кратным увеличением и лазерным дальномером. Ночной канал прицела наводчика обладает 5-кратным увеличением. Командира получил также стабилизированный перископический прицел с 14-4 кратным приближением и независимым ночным каналом. Прицел командира танка связан с прицелом наводчика оптическим каналом и позволяет командиру осуществлять целеуказание. Электрогидравлические приводы наведения орудия и разворота башни были полностью заменены на электрические, для повышения безопасности.
Впервые в истории западного танкостроения танк получил систему предупреждения об электромагнитном облучении. 2 широкоугольных датчика устанавливаются по бортам кормовой части башни, один – над стволом орудия. Все 3 датчика обеспечивают круговой обхват, передавая информацию об азимуте источника облучения на небольшой дисплей, расположенный рядом с рабочим местом командира.
За подвижность танка отвечал более мощный форсированный двигатель AVDS-1790-9AR – 1200 л.с. (модели Мк1 и Мк2 имели двигатели мощностью 900 л.с.) и усовершенствованная гидромеханической трансмиссия. Применение такого двигателя позволяло 63-тонной машине разгоняться по шоссе до 60 км/ч. Первые танки данной модели начали поступать на вооружении израильской армии в начале 1990-х годов, стоимость одного танка составляла – 2,3 млн. долларов.
Новый израильский ОБТ Меркава Мк4 был впервые показан публике в 2002 году. В 2004 году армия получила первый батальон, укомплектованный данными танкам. На танке была значительно переработана конфигурация броневых модулей башни, танковое орудие получило маску. Значительно было усилено бронирование крыши башни, которое теперь покрывает всю крышу, а не только переднюю ее часть. В результате этих мер, заряжающий лишился люка, на крыше остался только люк командира. Масса танка достигла 65 тонн.
Для того чтобы сохранить подвижность на танке впервые был установлен дизельный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (все предыдущие были воздушного) мощностью в 1500 л.с. Компоненты данного дизеля производятся немецкой фирмой MTU, затем собираются в США по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems и экспортируются в Израиль под названием силовая установка GD 883. Двигатель смонтирован в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325.
На танке было установлено усовершенствованное 120-мм орудие, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. Вместе с орудием теперь трудится новый усовершенствованный электрический барабанный механизм, подающий снаряды заряжающему и рассчитанный на 10 снарядов, остальные, как и прежде хранятся в огнеупорных индивидуальных контейнерах в кормовой части танка.
СУО танка была усовершенствована. В частности дальнейшее развитие получили тепловизионный канал, автоматический прибор сопровождения цели и панорамный прицел командира танка. В кормовой части танка была размещена видеокамера, которая помогает водителю ориентироваться при движении задним ходом.
Впервые в истории западного танкостроения Меркава Мк4 получил комплекс активной защиты от противотанковых ракет – Trophy. Комплекс работает в автоматическом режиме и отслеживает цели в секторе 360 градусов. На дальности в несколько десятков метров 4 РЛС смонтированных по периметру башни обнаруживают противотанковый боеприпас и отдают команду на его уничтожение. Расчетная стоимость танка – 3,7 млн. долларов, расчетная стоимость комплекса активной защиты Trophy не более 10% от его стоимости.
Танк «Меркава» – экипаж (1)
Экипаж танка «Меркава» типичный для западных послевоенных средних, тяжёлых и основных танков без автомата заряжания – 4 танкиста, в т.ч. механик-водитель в корпусе и трое в башне, в т.ч. наводчик и командир справа от пушки и заряжающий – слева. Но есть и особенность – возможность взять на борт десант, ещё 4 человека. Именно поэтому можно встретить такую формулировку, например в статье на сайте АОИ от 22.07.18 (и её перепосте на сайте «7-й канал» за ту же дату): 4 члена экипажа, а максимум танк может вмещать 8 бойцов.
На иврите должности экипажа дословно называются «водитель» («Наhаг»), «артиллерист» («Тотхан»), «заряжающий-радист» («Тоан-Кашар») и «командир танка» («МАТАК – Мефакед Танк»). Т.е. ближе к английскому (driver, gunner, loader, commander), чем к русскому (механик-водитель, наводчик, заряжающий, командир).
Рассмотрим всё по порядку. Статья не рассматривает вооружение и СУО танка, я упоминаю это вскользь, в связи с работой экипажа. Рассмотрены люки членов экипажа («Мадаф»), кормовой люк («Делет Мисдарон Ахори»), приборы наблюдения, вопросы эргономики. В конце подробно рассмотрен вопрос перевозки десанта.
Рабочее место мехвода – в передней части корпуса, сдвинуто сильно влево, поскольку в центре и справа находится моторно-трансмиссионное отделение. В боевом положении мехвод сидит, а не размещается полулёжа, как в целом ряде западных танков начиная с «Чифтен», с конструкцией которого в Израиле были хорошо знакомы на момент начала работ над «Меркава».
Мехвод попадает в отделение управления через собственный люк в крыше корпуса или через боевое отделение. Люк крепится к оси вращения слева. Для открытия люк приподымается вверх и вращается назад-влево (т.е. по часовой стрелке, если смотреть сверху). Для доступа в боевое отделение спинка кресла мехвода откидывается назад в горизонтальное положение.
Перед люком (но не на нём самом) установлены три перископических смотровых прибора, из которых средний может заменяться на прибор ночного видения (ПНВ). На ранних Мк.1 ИК-перископ, базировавшийся на подсветке передними ИК-фарами. Далее был установлен бесподсветочным ПНВ «Радиан» израильской разработки. На поздних Мк.4 устанавливается тепловизор. Кроме того, на Мк.4 между средним и левым перископами установлена видеокамера, поворачивающаяся в небольшом секторе влево-вправо (насколько позволяют перископы). Мк.4 получил видеокамеру заднего вида, помогающая мехводу в езде задним ходом днём, без указаний командира или направляющего извне танка. Камера неподвижна, установлена в кормовой верхней части корпуса слева.
Видеокамеры являются частью системы TST (Tank Sight System) компании Vectop (Vectop Battlefield Imaging Systems). Всего эта система включает 4 камеры в защищённых корпусах. Камеры обеспечивает видеосъёмку окружающей местности в дневных и ночных условиях, на 360 градусов вокруг танка. Возможно на практике используются только 2 камеры, передняя и задняя.
Рабочее место наводчика расположено справа от пушки в передней части башни. Собственного люка наводчик не имеет. Наводчик использует установленный на вырезе в правой части башни (на Мк.4 – на крыше башни справа) основной прицел со встроенным лазерным дальномером. Первоначально этот прицел был только дневным, начиная с Мк.2 Бет установлен тепловизор.
В ряде источников сказано, что наводчик использует и перископический смотровой прибор с круговым обзором, расположенный на крыше башне. Это не верно.
Рабочее место заряжающего – слева от орудия. Кроме заряжания орудия и спаренного пулемёта (слева от орудия), а также работе со вспомогательным вооружением (об этом – ниже), отвечает за радиосвязь.
Заряжающий имеет собственный люк, откидывается назад. На Мк.1 и Мк.2 он полукруглый. На Мк.3 – круглый, сферической формы. Возможно также приподнять люк вверх, образуя щель между краем люка и корпусом для наблюдения (как у люка командира, описано ниже). На Мк.4 первоначально люк заряжающего убрали, далее (на т.н. Мк.4 Бет) вернули назад, полукруглой формы, с усиленным бронированием и без промежуточного положения при открытии.
Перед люком на Mк.1, Мк.2 и Мк.3 расположен перископический прибор наблюдения, с вращением на 360 градусов. У Мк.4 сюда перенесен панорамный прицел командира, поэтому перископ наводчика убран.
В некоторых источниках указано, что при необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Это не верно, только командир обучается всем танковым профессиям. В случае ранения мехвода, заряжающему наиболее удобно прийти к нему на помощь, но он не обладает навыками вождения танка.
Командир располагается в башне справа, позади наводчика, его сиденье приподнято по отношению к сиденью наводчика. Прицел командира имеет отводы дневной и ночной (после установки ночного прицела) оптических ветвей от прицела-дальномера наводчика, благодаря чему он может давать последнему целеуказание, а при необходимости вести огонь из пушки и спаренного пулемёта вместо наводчика. Также на Мк.1/2 и ранних Мк.3 имеется малогабаритный перископический прицел командира (без ночного канала), расположенный перед люком командира (прицел аналогичен подобному на «Леопард-1»). С установкой полноценного панорамного прицела на поздних Мк.3 «Баз» (примерно с 1999 г.) этот перископический прицел убран. На Мк.4 панорамный прицел был сдвинут влево (к люку заряжающего). Имеется несколько моделей панорамных прицелов, на ранних был только дневной канал, более поздние получили и ночной тепловизионный.
На Мк.1/2/3 люк командира сферической формы. Кроме положения «открыто» и «закрыто», люк может быть приподнят вверх, образуя щель между краем люка и корпусом. В эту щель командир может вести наблюдение в бинокль, оставаясь относительно защищённым. Для открытия люк приподымается ввехр на оси и проворачивается назад-право (т.е. против часовой стрелки, если смотреть сверху).
На Мк.2 и Мк.3 для боевых действий в городе в конфликте низкой интенсивности люк командира может заменяться на низкопрофильную башенку «Кунхия» с круговым остеклением из бронестекла. Перископы в этом случае снимаются.
На Мк.4 бронирование люка было усилено. Он оснащён электроприводом и открывается вверх-назад. Имеет Мк.4 и лифт командира («hадом Мефакед», дословно «Пьедестал командира»). Это площадка с электроприводом, подымающаяся вверх и опускающаяся вниз, управление – нажатием на специальную рукоятку. Её назначение – наиболее оптимальная позиция командира танка при открытом люке, для наблюдения или стрельбы из пулемёта. Этот лифт виден на следующих 2 видео, на 1-м на 8:20-8:26, на 2-м – на 3:09-3:26. Как мне подсказали, данный лифт (commander’s platform) – не новшество Мк.4, он был на всех «Меркава» и даже на всех «Магах» (M48/M60).
В одной из статей о «Меркава» есть следующее описание, относящееся к СУО «Матадор 2», т.е. появившееся на Мк.2. В израильских источникам мне подобное не попадалось, так что не факт, что это реально использовалось на серийных машинах. Описание следующее: Одной из особенностей СУО «Матадор 2» является разработанная специальная система информации и команд, дающая командиру возможность дополнительной связи с другими танками или войсковыми подразделениями (однако по другим источникам эта система исключает выход командира танка из радиосети при передаче команд механику-водителю). Система состоит из специального сигнального устройства с рычагом управления для командира, электронного блока и воспроизводящего устройства для механика-водителя, связанного с ТПУ. Когда командир перемещает рычаг управления, механик-водитель слышит сигнал в шлемофоне, означающий, что он должен ожидать команду. В то же время на экране его воспроизводящего устройства появляются соответствующие обозначения. Поворот рычага, например, вправо, передает команду по ТПУ механику-водителю: «Механик-водитель, направо, направо», причем одновременно направление указывается стрелкой на воспроизводящем устройстве механика-водителя. Когда рычаг опускается, он автоматически возвращается в центральное положение и механик-водитель слышит слова: «Механик-водитель, все в порядке». Таким образом, командир танка ощущает, что действительно управляет танком.
Иногда можно увидеть следующую картинку: на крыше «Меркава» стоит кресло. Речь идёт о кресле инструктора в танковой школе, т.н. «воспитателя» («Ганан»). Используется на некоторых видах тренировок на курсах командиров танка и танковых офицеров. В прошлом такое же кресло использовали и на танках АОИ других типов.
60-мм миномёт. На Мк.1 он устанавливался справа на башне, огонь вёл командир, для чего ему нужно было высунуться до пояса наружу. Начиная с Мк.2 миномёт размещён внутри башни слева, огонь ведёт заряжающий.
Командир имеет собственный 7.62-мм пулемёт на турели на крыше башни на всех модификациях (на Мк.4 конструкция турели была изменена). Такой же пулемёт заряжающего устанавливался Мк.1/2/3. На Мк.4 первоначально у заряжающего не было своего люка, так что и пулемёт убрали. Но даже после возвращения люка пулемёт не вернули.
Над стволом пушки устанавливается 12.7-мм пулемёт, по-сути также спаренный с пушкой. Но пулемёт обычный, пехотный, соответственно первоначально не имел электроприводов. Стрельба велась с помощью кабелей на крыше, обычно с места заряжающего. Впоследствии часть пулемётов получили электроспуск, кабель используется только для взвода пулемёта (например, когда нужно передёрнуть затвор для выброса бракованного патрона).
Качество подвески, особенно на Мк.3/4 снижает тряску и вибрацию, что снижает утомляемость экипажа. Относительно большой заброневой объём облегчает длительное нахождение в танке, что не редко в оперативной работе и условиях могочасовой войны.
Системы нагрева воды нет, что не актуально в израильском климате. В задней части танка находится бак с 60 л питьевой воды. Плюс личные фляги членов экипажа.
Еда – полевые пайки. В 50-е – 70-е гг. коробка с суточным полевым пайком в АОИ была рассчитана на 5 человек, далее – на 4. Это напрямую связано с экипажами танков: в прошлом (50-60-е гг.) самым массовым танком АОИ был «Шерман» с экипажем из 5 человек. Далее все танки, включая «Меркава», имеют экипаж из 4 человек.
На танках всех моделей установлены индивидуальные вентиляторы для каждого члена экипажа. На Мк.3 и Мк.4 есть и кондиционер. Причём он не охлаждает весь внутренний объём танка. Каждый член экипажа подсоединяет трубку кондиционера к своему комбинезону, но комбинезон должен быть специальный, с разъёмом для этой трубки. Также могут использоваться специальные жилеты, для не имеющих таких комбинезонов или техников, проводящих длительные работы внутри танка. На Мк.4 кондиционер работает и на нагрев.
Туалета нет. Если нет возможности покинуть танк – малую нужду справляют в пластиковые бутылки, большую – в перевёрнутую каску с проложенным внутри пластиковым пакетом.
Кормовой люк и десант
Наиболее интересная особенность «Меркава» – возможность перевозки пехотного десанта. Компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения высвобождает значительный объём в кормовой части корпуса, по центру которого расположен двустворчатый люк шириной 60 см. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя — вниз.
Уже при первых демонстрациях танка журналистам в 1979 г. была продемонстрирована высадка десанта: люк открывался и из него высаживались 4 полностью экипированных бойца. Далее появились рассуждения, что «Меркава» – не просто танк, а некий новый класс бронетехники, танк-БМП. А число бойцов десанта называли как 6 и даже 10. Иногда писали ещё и про возможность перевозки на танке «запасного экипажа».
Однако, основное назначение этого внутреннего объёма задней части корпуса, – размещение боекомплекта. Справа и слева от прохода к кормовому люку расположены огнеупорные контейнеры с выстрелами, занимая весь объём от полика башни и до заднего бронелиста. Коридор к люку можно использовать для загрузки дополнительного боекомплекта, что позволяет, например, на Мк.1/2 увеличить его с 62 до 85 выстрелов. Однако, подобной возможностью по понятным причинам (блокируется доступ к люку) не пользуются.
Задний коридор и пространство боевого отделения можно использовать для эвакуации 1-2 носилочных раненных, экипажа другого подбитого танка, перевозки офицеров штаба батальона. И этого самого пехотного десанта из 4 человек. Но: никаких специальных сидений для всех этих людей нет. Находиться приходиться в неудобных позах. Т.е. эти возможности используют редко и на короткие промежутки времени.
Также можно добавить, что штаты танковых батальонов на «Меркава» ничем не отличаются от штатов танковых батальонов на других типах машин (пока они ещё были на вооружениии АОИ, до 2014 г.). Никакой специальной пехоты для десанта на танках в этих штатах нет. В составе батальона есть рота мотопехоты, а несколько лет назад были созданы и роты поддержки, но все они имеют свои БТР или другой транспорт.
Ещё одна возможность – выгрузка правой половины или даже всего боекомплекта из задней части танка. Тогда места становится побольше, но танк перестаёт быть способен выполнять свои прямые задачи (несколько снарядов остаётся для самообороны, главным образом снаряды первой очереди, размещённые в других местах, т.е. 6 на Мк.1/2, 5 на Мк.3, 10 на Мк.4).
На следующем ролике (2:12-2:21) хорошо видна высадка десанта из 4 человек с Мк.1, видны их неудобные позы и проблематика спешивания, а также чётко видно, что задняя часть танка свободна от боекомплекта (2:19). Если же боекомплект на месте – в коридоре поместятся не более 2 бойцов, ещё 2 будут на полике башни.
А на этом ролике Мк.3, спешивание на 3:08-3:20, причём на 3:12 видна работа с пехотным телефоном (внешняя связь пехоты с экипажем танка).
На третьем ролике Мк.3 внутри (хотя название «Внутри танка Меркава 4»). Ролик снят изнутри башни с места заряжающего. На 0:17-0:26 и 0:46-0:48 видно размещение боекомплекта в корме и коридор.
Кстати, для «Меркава» разработан специальный вариант использования в медико-эвакуационной роли, т.н. «Танкбуланс» или «Меркавабуланс». Боекомплект задней части корпуса выгружен, установлены средства оказания первой помощи, раненых сопровождает санитар. Но при наличии тяжёлых БТР в рамках данного подразделения использования «Танкбуланса» теряет смысл.
Ещё один вариант – различные мелкие усовершенствования для работы в городе в рамках конфликта малой интенсивности (LIC – Low Intensive Conflict). В 2005 г. был продемонстрирован т.н. «Меркава-3 Баз LIC» с этими усовершенствованиями. Среди прочего был изменён задний люк, в нём была сделана бойница и окошко наблюдения, а в заднем коридоре размещался стрелок для прикрытия танка сзади.
Итак, можно сказать, что тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку пехоты на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырёх человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта. Любое специальное применение из перечисленного выше – редкое и используется по обстоятельствам.