Мероприятия социальной политики что правительством было сделано для граждан ссср
Социальные достижения Советской власти
СОЦИАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Мировому сообществу пора бы уже поставить памятник благодарного человечества Советской власти за ее достижения в социальной сфере. Ибо до Советской Власти такого понятия, как социальная политика, вообще не существовало.
Почему? Причина простая. Ведь Советская власть была особенной властью на земле. Сущность Советской власти заключается в том, впервые в истории человечества государством стала управлять не меньшая часть его населения, состоящая из представителей высших слоев общества, ее аристократии и ее денежных мешков, а ее самая массовая, трудовая часть, состоящая из представителей рабочих, крестьян, служащих и интеллигенции. Управляют они государством через свои массовые организации, так называемые, Советы депутатов трудящихся, выбираемые с помощью свободных, демократических выборов.
И Советская Власть выработала совершенно иные взаимоотношения между нею и своими гражданами, которых до того никогда не существовало на земле. Какие именно?
Во первых, Советская Россия дала своим гражданам все то, что необходимо для нормального развития человеческой личности в современном обществе. И что никогда не давало ни какое другое государство в мире за всю историю существования человечества. Именно в Советской России судьба каждого ее гражданина зависела только от него самого, а не от количества денег на его счетах. И государство активно помогало ему в реализации этих его стремлениях
Я позволю себе напомнить бывшим гражданам Советского Союза, что в Советское время Советское государство помогала своим гражданам жить, поэтому каждый гражданин своей страны имел право на многие, многие социальные блага. Те самые блага, которые гражданам нынешней России даже и не снятся. Я напомню их. Вот они:
1.Право на восьмичасовой рабочий день. Впервые в мире в истории человечества.
2. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Впервые в истории человечества.
3. Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации.
4. Право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.
5. Право на бесплатное общее и профессиональное образование. Причем, как среднее профобразование, так и высшее. Впервые в мире.
6. Право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерлагерями. Впервые в мире.
7. Право на бесплатное медицинское обеспечение. Впервые в мире.
8. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Впервые в мире.
9. Право на бесплатное жилье. Впервые е в мире
10. Право на свободное высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны. Впервые в мире.
11. Право на защиту государства от произвола местных начальников и чиновников. Впервые в мире.
12. Право на бесплатный проезд к месту работы или учебы по индивидуальному, оплачиваемому государством проездному документу. Впервые в мире.
Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот:
1.Право на трехлетний оплачиваемый декретный отпуск с сохранением рабочего места.
2. Право на бесплатную патронажную службу ребенку сроком до одного года.
3. Право на бесплатную молочную кухню для новорожденных до трех лет.
5. Право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых детских заболеваниях.
Ни в одной стране мира ничего подобного не было и не могло быть даже в помине. Кое какие социальные блага в зарубежных странах стали появляться лишь после Второй мировой войны в результате мощного рабочего движения, вызванного существованием на планете Советского государства, Государства рабочих и крестьян.
Имея за спиной такие мощные Социальные завоевания, Советский человек искренне гордился своей страной, зная, что его страна обладает колоссальными достижениями в развитии своего народного хозяйства, а именно:
1. Мы сами, без чьей-либо посторонней помощи восстановили разрушенное народное хозяйство страны после Первой мировой и Гражданской войны, и после Великой Отечественной войны. Такого народного Подвига история человечества не знала никогда.
2. По всем экономическим показателям развития народного хозяйства страны мы со второй половины двадцатого века занимали прочное второе место в мире после США. И не надо забывать, что по просторам России в двадцатом веке прокатились три чудовищные войны, а на территории США войн вообще не было в течение последних полтораста лет.
3. По количеству зарегистрированный в год изобретений мы занимали тоже второе место после США. А этот показатель говорит о техническом уровне нашего промышленного производства. Этот уровень был сопоставим с Американским, с первой экономикой мира!
4. Мы обладали лучшей в мире системой общего и специального профессионального образования, на которую только сейчас начинают переходить Америка. И наши школьники и студенты на всех интеллектуальных Олимпиадах мира всегда занимали призовые места, далеко опережая представителей остальные страны мира.
Вспомните слова Американского президента Джона Кенеди, сказавшего с горечью в шестидесятых годах о том, что русские выиграли у Американцев соревнование за Космос за школьной партой и что нам, американцам, пора перенять именно русский опыт образования.
5. Мы обладали лучшей в мире системой профилактического здравоохранения, на которую только сейчас начинают переходить Америка и Европа.
6. Мы обладали лучшей в мире системой физической и спортивной подготовки населения страны, на которую уже перешел Китай и начинают переходить целый ряд цивилизованных стран мира.
7. Мы обладали одной из лучших в мире системой освоения космоса, с которой могла соперничать лишь Америка.
8. Мы обладали лучшей в мире военной техникой, с которой могла соперничать лишь Америка.
Можно еще добавить сюда несколько слов о том, что мы имели страну, с которой в мире считались и которая являлась Великой Державой с Великой историей, с Великой промышленностью, с Великой наукой, с Великой культурой, с Великим образованием и Великими идеями по построению нового общества на земле, справедливого для всех людей страны, а не только для богатых.
И все иностранцы, бывающие у нас, отмечали у граждан СССР чувство глубокого патриотизма и чувство глубокого собственного достоинства у Советских граждан. Ведь Советская власть была нашей властью! А не властью тех, кто стоит надо нами по социальной лестнице и кто нас за людей не считает! Поэтому слова Маяковского «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» мог с гордостью произнести любой гражданин страны независимо от своего местожительства и социального положения.
И я в Советском Союзе был самым свободным человеком в мире и мог делать все, что считал необходимым, что считал нужным, что мне позволяла совесть и наш Уголовный Кодекс. Я был хозяином своей страны под названием Советский Союз. Поэтому я имел право говорить все, что считал нужным, не боясь никаких последствий и не спрашивая ни у кого на то никакого разрешения. И я всегда выступал на партийных и профсоюзных собраниях с критикой своего начальство за недобросовестную работу, если она таковой являлась!
Я писал критические статьи, которые широко публиковались не только в местной печати, но и в Союзной – в «Правде», в «Комсомолке», в «Известиях» Попробуйте сказать сейчас что-нибудь такое своим нынешним хозяевам, вышвырнут мгновенно, не спрашивая ни у кого никакого разрешения! И никакие суды не вернут вас обратно. А в Советской стране ни один руководитель не имел права уволить своего подчиненного без согласия профсоюзной и партийной организации его предприятия. А это согласие получить было не так просто!
Советское государство было по настоящему народным государством и каждый из нас в прямом смысле слова отвечал за все происходящее в городе. Мы сами составляли и обосновывали годовые и перспективные планы развития своих предприятий по всем производственным и социальным переделам. Из министерства мы получали лишь контрольные цифры. Все остальное мы делали сами. Министерство только утверждало наши планы и выделяло на их освоение деньги.
Мы «дружинили» по городу совместно с милицией и у нас не было пьянок и драк во дворах, как сейчас. Каждое подразделение завода отвечало за состояние выделенной ему улицы и мы занимались их озеленением, убирали улицы городов своими силами и они не были такими грязными и запущенными, как сейчас. Мы, коллектив завода, сами строили себе жилье, спортивные заводские сооружения и потому не позволяли всяким недобросовестным жителям его портить, как сейчас. Мы сами построили себе великолепнейший заводской Дворец Культуры, где работали десятки творческих кружков для наших детей! Зато сейчас там разместились десятки ночных клубов с полуголыми девицами для обслуживания примитивных интересов современных «жирных» города.
Мы построили своими силами и силами других заводов города великолепный городской стадион с целым комплексом спортивных сооружений, включая ледовый дворец, где занимались бесплатно спортом наши дети и дети других жителей города.
Каждая школа города имела своего шефа и мы, заводчане, бывали в школах своими людьми, помогая школам не только в их хозяйственной деятельности, но и в педагогической. Представители завода часто читали лекции и вели уроки в своих подшефных школах. Они были своими людьми в школе. И сообщить на работу родителям о плохом поведении или учебе их сына или дочери, считалось самым страшным наказанием для подростка.
А бригада – это профгруппа. А профгруппа – это обязательные собрания по всем вопросам жизни бригады. И члены бригады все знали друг про друга. Включая личную и семейную жизнь. И при необходимости, активно вмешивались в эту самую жизнь. Вплоть до того, что решением бригады зарплату запрещали на руки выдавать провинившимся ее членам, а только его жене или гарантию давали судебным органам на взятого под суд члена бригады.
Слышу визг демократов – опять эти парткомы и собрания, опять это беспардонное вмешательство в личную жизнь! Пошли, мол, вы все к черту – как хочу, так и живу! У нас демократия! И ему, этому демократу, плевать на то, что при этой его «гребанной» демократии, жене запившего мужа или пропадающего от наркотиков сына даже пожаловаться некуда! А раньше она шла за помощью на работу, в партком или в бригаду. И ей помогали! И этой нынешней вакханалии семейной преступности даже и в намеке не было!
Поэтому я всерьез заявляю – долой эту нынешнюю, звериную демократию! Да здравствует Советская демократия!
социальная политика в ссср. Социальная политика в СССР. Социальная политика в ссср (19461991)
Социальная политика в СССР (1946-1991)
После Второй Мировой Войны страна была подорвана. Было снижено производство товаров народного потребления, так как во время войны было усиление на военное производство. Кроме этого, война принесла множество людских жертв, и стране нужно было восстанавливать нормальную жизнь в короткие сроки.
Трудности первых послевоенных лет давали о себе знать: в стране был голод, было много разрушений и нужно было восстанавливать города, деревни и села, предприятия, железнодорожные пути. Был нанесён огромный ущерб сельскому хозяйству, кроме этого тяжелая жизнь в деревнях заставляла молодёжь уходить в города в поисках работы, также было разбазаривание огромной территории земли, которая раньше принадлежала колхозам. Демографические потери СССР в ВОВ, по официальным данным, составляют 26,6 миллионов человек. Помимо прямых военных потерь ВОВ привела к глубоким последствиям в сфере демографии. В возрастной пирамиде резко усилился дисбаланс между числом мужчин и женщин: разница между мужчинами и женщинами в тех возрастах, в которых мужчины призывались на фронт, составила, по переписи 1959 года, 18,43 миллионов человек, а на 1000 женщин в этих возрастах приходился только 641 мужчина. Дефицит мужчин привел с одной стороны к низкому проценту брачности среди женского населения и ослаблению прочности уже имеющихся браков, а с другой стороны возросла доля воспитывающихся без отцов детей вдов и число внебрачных детей. Население переживало сложный, болезненный период возращения к мировой жизни, было психологическое перенапряжение людей. Общество, вышедшее из войны, во многом продолжало жить по законам военного времени. Согласно этим законом личные потребности всегда были в конце списка, главными были «государственные интересы» и «производственная необходимость».
Большая проблема стала в 1946 году, когда из-за засухи урожай был ниже, чем в военные годы, тогда государство решило потребовать от колхозников часть урожая отложить в неделимый фонд и колхозники жили по принципу «сначала отдай государству» (52%). Но тогда работа на земле для народа превратилась в принудительный труд, жители деревни, отдавая все в город, страдали от неурожая и были обречены на массовый голод. Еще больше усилилось положением с продовольствием из-за проведённого в сентябре 1946 года повышения пайковых цен.
Помимо продовольственных товаров, страна нуждалась в руде, золоте, угле, платине и лесе. Тогда было решено эксплуатировать заключенных, а это были бывшие военнопленные, рабочие и т.д. Война изменила моральное состояние лагерей, их постоянно унижали, били, стреляли без предупреждения, кроме этого лагеря пополнялись людьми, которые воевали за советскую власть и людьми, воевавшими против. И это все приводило к частым забастовкам, были даже вооруженные конфликты протесты. Но, люди работали по 10-12 часов, при этом, не считая времени на дорогу, им нужно было выполнять норму, иначе их кормили меньше среднего рациона.
Осенью 1947 года были установлены единые цены на продукты, что привело к резкому усилению инфляции. В конце 1947 года была проведена денежная реформа (деноминация). Банкноты менялись в отношении 1:10 и эта реформа оказала стране хорошее влияние. Но население также страдало от нехватки товаров первой необходимости и, конечно же, был жилищный кризис.
К началу 50-х годов в целом произошел возврат к довоенным показателям социальной политики: восстановлен 8-часовой рабочий день; отпуска; отменены сверхурочные работы; карточная система на продовольственные и промышленные товары, введенная в годы войны. В течение 1947-50 гг. розничные цены на товары массового потребления снижались 5 раз и понизились за этот период на 43%.
Несмотря на тяжелое экономическое положение, страна уделяла внимание науке и образованию. В стране был дефицит образованных людей, потому что во время войны все силы были направлены для победы, и поэтому молодежь уходила рано на фронт или работала на заводах. Но, несмотря на трудности, страна решила перейти на всеобщее семилетнее образование.
При этом правительство не могло позволить, чтобы деятели науки и искусства показывали достижения Запада и выражали несоветское поведение, для этого был создан так называемый «барьер», который разделял СССР и западные страны. В результате этого, деятели литературы и искусства, подверглись репрессиям, были уволены, а некоторые даже отправленные в ссылку и тюрьму. Все эти действия привели к падению художественного и идейного уровня, резкому сокращению фильмов, спектаклей и художественных произведений.
После смерти И.В.Сталина ликвидировали множество лагерей, пересматривались дела миллионных невинных осужденных. Сотни тысяч вернулись домой, к семьям.
В первой половине 50-х годов, стране нужно было вырастить новое поколение, накормить и одеть его, поднять их культуру, улучшить технологию страны и укрепить оборону.
Были приняты меры по развитию легкой и местной промышленности. Начался выпуск дефицитных товаров: часов, радиоприёмников, холодильников, швейных машин, велосипедов.
В числе самых острых социальных проблем, был вопрос жилья. Чтобы решить эту проблему по инициативе Н.С.Хрущева, была поставлена задача строить больше, быстрее и дешевле. Размах нового жилья приобрёл значительные масштабы. В крупных городах строились преимущественно четырех- или пятиэтажки, а в небольших городах и селах строились дома в два или три этажа. Люди стали переезжать в отдельные квартиры, пусть и небольшие, но собственные.
Была проведена Всесоюзная перепись населения СССР 1959 года показала численность населения СССР, равную 208,8 млн человек.
Регулярно повышались оклады в промышленности (только за 1961–1965 гг. на 19%). Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 ч была сокращена продолжительность рабочей недели. Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Радиовещание впервые охватило всю страну. С 1953 по 1958 г. число телевизоров увеличилось с 200 тыс. до 3 млн.
При этом сельское хозяйство страны страдало. Каждое колхозное хозяйство, должно было выполнять плановое задание обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству. И если урожай был хороший, и в хозяйстве еще что-то оставалось, то и после выполнения обязательных поставок, тут же появлялись новые дополнительные поставки, и так продолжалось, до тех пор, пока ничего не останется в колхозном хозяйстве. В результате, люди не хотели связывать свою судьбу с деревней, так как не ощущали себя хозяевами на своей земле.
Чтобы решить эту проблему, по инициативе Н.С.Хрущева управление промышленностью и строительством по территориальному принципу в рамках административных районов. Это способствовало улучшению разделения труда, полнее использовались местные ресурсы, сократились дальние перевозки.
Производство продолжало находиться в подчинении местных совнархозов, тем самым увеличили отрыв науки от производства и затормозили процесс повышения качества продуктов.
В конце 50-х — 60-х гг. происходят серьезные изменения в системе оплаты труда. Вводится единая система ставок и окладов (ЕТС) с учетом отраслей, производств и категорий работающих. Упорядочивается оплата труда в промышленности, строительстве на транспорте и в связи.
В июле 1956 г. принимается новый Закон о государственных пенсиях. Вводились также «льготные», досрочные пенсии для отдельных категорий работников особых производств и особо социально незащищенных — многодетных матерей и слепых. В 1964 г. принимается Закон о пенсиях членов колхозов. Это означает переход к всеобщему государственному пенсионному обеспечению. В 1967 г. вводятся новые ставки пенсий, связанные с уровнем заработной платы, они в большей мере дифференцировали саму пенсию и уравнивали уровень жизни всех членов общества.
Наука тем временем развивалась, в конце 50-х годов был первый запуск искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос, широко использовались достижения науки в сфере обороны.
Расширилось самостоятельность предприятий. Было установлено, что они сами решают следующие вопросы: планируют объем производства, планируют производительность труда, определяют рациональные формы материального поощрения. Также на предприятиях создавались три крупных фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, и форд развития производства.
Период с 1965 года по 1985 был самым стабильным за все время существования Советского Союза. К этому времени относится достижение самого высокого уровня развития экономики социалистического типа. Демографические данные подтверждают определенное повышение жизненного уровня в СССР за рассматриваемый период. Так, средняя продолжительность жизни выросла до 70 лет, быстро увеличивалось население страны (с 240 млн в 1970 г. до 280 млн человек в 1985 г.). При этом число горожан возросло со 136 до 180 млн человек. Повысилось и потребление продуктов на душу населения, у большинства людей впервые появилась возможность приобретать в личное пользование автомобили, бытовую технику, вступать в жилищные кооперативы.
Повышалась заработная плата основных категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых.
При этом налицо были и кризисные, негативные моменты. Приобретение большинства видов товаров и услуг было затруднено в силу их дефицита. На полках магазинов всегда был минимальный выбор необходимых вещей. Главная проблема состояла не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались приобретать импортные вещи и даже продукты питания, но это невозможно было приобрести в открытой продаже, это делалось либо путем записи в очередь, либо через знакомых, «по блату». Жизненный уровень стал падать с начала 1980-х годов.
Одна из причин такого положения – огромная доля военных статей в государственном бюджете страны (до 70 %). Большую часть экономики составлял военно-промышленный комплекс, который требовал громадных расходов. В постоянном кризисе, несмотря на все предпринимаемые меры по поддержке колхозов, находилось сельское хозяйство. При огромной территории Советский Союз был вынужден закупать зерно за рубежом. Отсутствие заинтересованности в результатах своего труда, уравнительная заработная плата на предприятиях вели сокращению темпов роста.
К концу 60-х рождаемость в РСФСР опустилась ниже уровня простого воспроизводства поколений. Рожать стали меньше, но смертность была всё ещё низкой. Новый рост рождаемости начался с 1969 года и продолжался 18 лет, что было обусловлено мерами государственной политики – тем, кто рожал, давали квартиры, а те, кто не рожал, платили налог на бездетность. В 70-е годы страна вступает в период массового преобладания малодетной семьи. Всё больше семей ориентируются на одного ребёнка с откладыванием его рождения. Постоянно растёт доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака.
Несбалансированность и неповоротливость плановой экономики приводили к созданию благоприятных условий для спекулянтов, перекупщиков, различного рода махинаторов. Уровень жизни этих категорий людей интенсивно повышался, особенно в сравнении с рабочими и интеллигенцией, существовавшими «на одну зарплату». Характерной особенностью 1970-х годов было сращивание партийно-государственного аппарата и дельцов теневой экономики.
Значительные успехи были достигнуты в развитии образования. В 1966 г. в СССР был осуществлён переход к всеобщему среднему образованию, в 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. В 1970-е гг. взросли расходы на развитие образования. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники. В 1975-76 гг. в СССР действовали 856 вузов, в которых обучались более 4,9 млн студентов, 6272 профессионально-технических учебных заведения с 3,08 млн учащихся. На начало 1975/1976 учебного года функционировали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн учеников. Государство через систему распределения в эти годы гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения. К 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. Все виды образования предоставлялись бесплатно. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам.
Кризисные явления в экономике негативно отразились и на научном, творческом потенциале страны. Несмотря на рост количественных показателей (число научных работников за период с 1970 по 1985 г. увеличилось с 928 тыс. до 1,5 млн человек), образование не соответствовало требованиям научно-технического прогресса. СССР стал терять свои позиции в прикладных науках, отставать от передовых стран в развитии новейших информационных технологий. Практически из всех отраслей народного хозяйства страны только две соответствовали мировым стандартам – военная и космическая, но и там были заметны потери наших позиций.
Идеологический диктат, всеобщий контроль над жизнью общества не давал возможность свободно работать людям творческих профессий. С ужесточением цензуры и гонением на интеллигенцию значительно возросло число эмигрантов. Частью добровольно, частью насильственно покинули страну сотни тысяч образованных людей, «мозги» общества. Среди них – будущие лауреаты Нобелевской премии А. Солженицын и И. Бродский, писатели С. Довлатов, В. Войнович, режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский и т. д. Широко развернулась борьба государства с окрепнувшим диссидентским движением – правозащитники ссылались в лагеря, помещались в психбольницы, «выдавливались» из страны. В искусстве господствовал метод «социалистического реализма», не позволявший критично относиться к окружающей действительности.
Пытаясь скрыть провалы в экономике и во всей внутренней политике, отвлечь внимание общества, руководство страны развертывало в стране массовые празднества, на организацию которых шли многомиллионные суммы. Превращались в традицию социалистические соревнования в честь различных юбилеев. Число людей, охваченных соревнованиями, постоянно росло. Наступала эра массовых награждений орденами и медалями за (по большей части мнимые) успехи и заслуги и в то же время девальвации любых званий, наград, знаков отличия.
За 70 лет существования СССР численность населения увеличилась почти на 160 млн человек.
По моему мнению, социальная политика в СССР была самой эффективной, начиная с 1960-х годов. Тогда поднялся очень важный вопрос жилья, стали строить небольшие дома, так называемые сейчас «Хрущевки». Людей стали переселять из бараков и коммуналок в квартиры, да площадь этих квартир была не велика, но люди были рады своему жилью.
Кроме этого, повысили выплаты пенсий, уменьшили трудовой день на 2 часа. Дети стали получать бесплатное образование, при этом государство уделяло внимание науке и понимало, что сегодняшние первоклассники должны были в дальнейшем принести стране пользу, а для этого нужно было развивать поколение с малого возраста.
Люди стали ездить на курорты, санатории. Также народ стал покупать холодильники, телевизоры, домашние телефоны, первые автомобили, радиоприемники, швейные машины.
Да, по сравнению с нашей жизнью сейчас людям жившим в СССР было не легко, но они всегда верили в светлое будущие, и делали все для того чтобы оно наступило.