Мертвая зона в машине что это
Что такое слепая зона у автомобиля и как ее контролировать
Главная » Блог » Слепая зона в автомобиле
17.11.2020
Комментариев нет
Обеспечение достаточности обзора из водительского места очень важно для безопасности дорожного движения. Правильное определение слепой зоны автомобиля поможет избежать аварийных ситуаций на дороге.
Многие производители утверждают, что водительское место в современных моделях авто оборудовано таким образом, что водитель способен полностью контролировать положение окружающих объектов. Но это не совсем так, есть углы и некоторые варианты расположения машин на дороге, которые трудно заметить даже при помощи камер.
Что такое слепая зона автомобиля
Слепой зоной автомобиля называют часть окружающего пространства, не контролируемую с водительского места. Водитель обозревает обстановку на дороге следующим образом:
Но некоторая часть пространства сзади автомобиля остается без внимания, поскольку не отображается в зеркалах. А конструктивное исполнение кузова оставляет вне пределов зрения водителя сектора, закрываемые стойками.
Это может стать причиной аварии в ходе перестроения, если другая машина, которую не было видно до начала маневра, вдруг окажется по траектории движения.
Что такое мертвая зона руля
Еще одно схожее понятие, которое многие путают с не обозреваемым водительским пространством – мертвая зона руля. Под этим термином понимают угол поворота рулевого колеса, при котором направление движения не изменяется.
Этот люфт выполнен с той целью, чтобы исключить опасные ситуации от непроизвольной реакции системы управления автомобиля на случайные изменения положения руля. До определенного предела машина продолжает двигаться в прежнем направлении, выполняя поворот после того, как указанная мертвая зона преодолена.
Что такое опасная зона транспортного средства
Под опасной зоной транспортного средства понимают часть окружающего пространства, нахождение в которой другого объекта может стать причиной аварии. Если в непосредственной близости от машины оказывается другой автомобиль или стационарная преграда, необходимо предпринять действие по увеличению дистанции и обеспечению безопасного расстояния.
Слепые зоны автомобиля
В слепую зону автомобиля попадают:
Некоторые различия формирования слепой зоны следует учитывать, в зависимости от вида транспортного средства.
Слепая зона у легкового автомобиля
У современных легковых автомобилей система зеркал выстроена таким образом, что не обозреваемое пространство максимально сужено. Но все равно, зеркала не охватывают все окружение в полной мере.
Наибольшая часть вне пределов видимости водителя легковушки – с правой задней стороны, но и отдельные секторы слева и сзади не обозреваются с водительского места.
Современные производители, в стремлении повысить прочность кузова, увеличивают ширину передних стоек. Пространство, закрываемое этими конструктивными элементами, способно вместить пешехода, что также может стать причиной дорожного происшествия.
Слепые зоны грузовика
У грузового автомобиля не обозреваемые водителем зоны несколько шире, по сравнению с легковой машиной, в силу особенностей конструктивного устройства.
Заднее пространство полностью не контролируется водителем, поскольку кузов закрывает возможность обзора в этом направлении. Также не обозревается зона, непосредственно прилегающая к кузову с правой и левой стороны.
Поэтому при движении в непосредственной близости от грузовика не следует прижиматься к нему вплотную. Дополнительную безопасность обеспечит разумная дистанция, ведь водитель грузовика лишен возможности увидеть тех, кто движется позади него.
Слепые зоны фуры
У водителя фуры слепая зона увеличивается еще больше, по сравнению с обычным грузовиком по причине большей длины этого транспортного средства. Из водительского места через зеркала заднего вида обозревается только часть пространства, ограничиваемая началом кузова.
Учитывая большую протяженность фуры, водитель не в состоянии контролировать все, что находится за пределами сектора в 120 градусов в заднюю сторону.
Чем опасно нахождение другого автомобиля в слепой зоне зеркал
Опасность нахождения в зоне, не обозреваемой непосредственно и через зеркала заднего вида в том, что водитель другой машины не видит того, кто расположен рядом с ним.
При прямолинейном передвижении в границах занимаемого ряда непосредственной опасности нет. Но если в момент перестроения другая машина окажется в пределах непосредственной близости, неожиданно выскочив из слепой зоны, резко сократившаяся дистанция не всегда позволяет своевременно среагировать и избежать столкновения.
Как обнаружить слепую зону
Границы не обозреваемого пространства можно вычислить двумя способами:
При обнаружении слепой зоны, вне зависимости от избранного способа, важно понимать, что она начинается с момента, когда наблюдаемый объект исчезнет из поля зрения до его появления в пределах видимости.
Зеркала для слепых зон
Зеркала не смогут позволить полностью обозревать пространство вокруг авто. Но при правильной их установке и настройке, можно максимально сократить недоступный для наблюдения сектор пространства.
Расширить обозреваемые зоны можно за счет установки дополнительных зеркал. Эти оптические приборы относительно небольшого размера выполнены в виде линз, позволяющих расширить обозреваемый сектор.
Основные характеристики дополнительных зеркал представлены в таблице:
Вид зеркала | Особенности |
Сферическое | Крепится к поверхности основного, во внешнем верхнем углу или выше него; выполняется в собственном корпусе |
Параболическое | Отражает окружающее пространство, искажая расстояния |
Электрохромное | Реагирует на свет фар окружающих машин, предохраняя зрение водителя от чрезмерного светового потока |
Они наклеиваются на основные зеркала машины или устанавливаются рядом с ними, расширяя углы обзора.
Мертвая зона в зеркалах заднего вида
Боковое пространство частично обозревается из зеркал, расположенных с левой и правой стороны от водителя. Эти оптические приборы позволяют увидеть большую часть левого и правого сектора, вплоть до зоны, примыкающей к задним бамперам, и частично – заднее пространство.
Контроль мертвых зон автомобиля
У водителя имеется возможность в процессе движения обозревать через зеркала пространство, расположенное по бокам и сзади машины. Но важно учитывать оптические искажения, не всегда позволяющие визуально представлять дистанцию до объектов, и то, что часть окружения остается за пределами сектора зеркал.
Многие специалисты не рекомендуют пользоваться линзовыми зеркалами, в связи со значительным искажением расстояний, не позволяющими реально оценить дорожную обстановку. Поэтому каждый водитель должен принимать решение о необходимости использования дополнительных оптических приборов самостоятельно, исходя из собственного опыта.
Еще один важный недостаток дополнительной оптики в том, что она занимает часть полезной площади обычного зеркала, что иногда может представлять помеху для полноценного отображения окружающего пространства.
Как правильно установить зеркала мертвой зоны
Дополнительные зеркала мертвой зоны устанавливают в углу основного отражателя, фиксируя с помощью клея, или рядом, с помощью специального крепления. Важно тщательно зачистить поверхность стекла, на которую приклеивается дополнительное зеркало, и выполнить операцию максимально аккуратно.
Правильная настройка зеркал
Слепую зону можно предельно сузить, если правильно настроить зеркала.
Настройка выполняется после установки автомобиля на ровной площадке. Порядок действий следующий:
При правильной настройке, задние стойки должны располагаться по краям изображения в зеркалах.
Как обезопасить себя во время движения
Водитель может обезопасить себя в процессе движения, минимизировав опасности, связанные со слепыми зонами, за счет использования дополнительных технических средств и выполнения правильных приемов вождения.
Датчик для слепой зоны
Большую помощь могут оказать специальные датчики — парковочного радара (парктроник), подающие звуковой сигнал при приближении постороннего объекта на опасное расстояние. Эти приборы особенно полезны при парковке и позволяют своевременно среагировать, если задний бампер авто опасно приблизится к стоящему позади автомобилю или другому препятствию.
Некоторые из таких приборов комплектуются камерой заднего вида, выдающей изображение на экран видеорегистратора. Прибор устанавливается в отверстии заднего бампера, а камера – в нише под номерным знаком. Монтаж не представляет особенных сложностей и может быть выполнен своими руками.
Как правильно перестроить автомобиль в мертвой зоне
При выполнении маневра перестроения важно по возможности исключить его проведение из мертвой зоны. Для этого не следует максимально приближаться к соседнему автомобилю. Любые действия необходимо сопровождать включением соответствующего сигнала поворота.
Важно избегать резких действий при выполнении маневра. Вливаться в поток соседнего ряда следует максимально плавно, исключая рывки. Обгон впереди идущего автомобиля необходимо выполнять под острым углом к направлению движения.
Правильный порядок действий при перестроении выглядит следующим образом:
Если перестроение выполнено безопасно, соседние автомобили не изменят скорости, и расстояние между ТС не сократится.
Как не попасть в ДТП
Чтобы избежать опасности ДТП, важно по возможности исключить нахождение в слепой зоне другой машины. Но если это невозможно, необходимо на какое-то время показаться соседнему водителю, чтобы нахождение в «мертвом» пространстве не стало причиной неожиданного появления в ходе перестроения или другого маневра.
Важно сопровождать любое действие предварительным включением соответствующего сигнала поворота, избегать резкого изменения скорости и направления движения.
Советы по «оживлению» мертвой зоны
Чтобы предупредить возможные аварии, необходимо:
Если лицо водителя видно в отражении его зеркала, значит автомобиль не находится в слепой зоне. Это простое правило позволит лучше контролировать нахождение в секторе, не обозреваемом другими водителями.
Рискованные маневры, особенно если они начинаются из слепой зоны обгоняемого авто, нередко становится причиной серьезных ДТП. Даже правильная регулировка зеркал и использование самых современных технических средств не исключат аварию, если водитель не придерживается элементарных требований безопасности, что особенно актуально, если маневр начинается с зоны, не обозреваемой водителем соседнего авто.
О слепой (мертвой) зоне автомобиля
Последнее обновление: 05.07.2020
Комментариев нет
По теме мертвых (слепых) зон автомобиля есть немало высказываний. Среди них есть как подчеркивающие проблему, так и утверждающие, что никаких слепых зон у современного автомобиля не существует, точнее, проблема имела место, но с развитием автомобилестроения у современных машин она не актуальна. Все утверждения имеют право на жизнь.
Цель данной статьи не подтвердить или опровергнуть существующие высказывания, а рассмотреть имеющуюся проблему слепых зон в связке «автомобиль — водитель».
Что такое слепая зона автомобиля
В каких случаях принято говорить о слепой (мертвой) зоне автомобиля, и что вообще означает понятие «слепая зона» у автомобиля?
Начнем с того, что теоретически, мертвой зоной автомобиля можно назвать любое пространство вокруг автомобиля, которое водитель не может видеть и контролировать с водительского места.
Но автомобиль так устроен, что в процессе движения вперед, водитель легко может вести наблюдение за обстановкой на дороге впереди машины, с ее передних «боков» и сзади (по зеркалам заднего вида). А, вот, пространство со стороны задних «боков» контролировать сложнее, поскольку зеркала не могут охватить всю необходимую для контроля зону задних боков автомобиля.
Какая-то часть дороги сзади автомобиля водителю видна в зеркалах, а какая-то — остается не видна. Ну и еще есть такой факт, что настройка зеркал может измениться (сбиться). Т.е. у автомобиля остается небольшая не просматриваемая зона.
Поэтому, под слепой зоной автомобиля подразумевается эта не просматриваемая, или как ее еще называют, мертвая зона его зеркал заднего вида. Для удобства понимания, в качестве примера, ниже по тексту приведена картинка, и рассмотрим небольшой пример.
В процессе движения ваш взгляд направлен вперед, на дорогу. Дорожную ситуацию сзади своего автомобиля (тех, кто движется вслед за вами) вы наблюдаете в зеркалах заднего вида (в салонном зеркале и боковых зеркалах).
Предположим, сзади, по соседней полосе, вас догоняет другой автомобиль (он виден, т.е. отображается в зеркалах). По мере его приближения его отображение «исчезает» сначала в салонном зеркале, а затем и в боковом зеркале. Наступает момент, когда тот автомобиль становится вам НЕ виден ровно до тех пор, пока он почти не поравняется с вами и вы сможете его увидеть боковым зрением или с легким поворотом головы.
Именно это пространство, в котором «исчез» едущий сзади автомобиль, носит название «слепая зона», но относится она не к автомобилю, а к зеркалам. Для вас, как водителя, эта зона вовсе не слепая, потому что вы можете быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону, чуть назад (разумеется, если конструкция кузова или кабины позволяет это сделать).
Но наблюдая из привычной водительской позы, и ориентируясь только по зеркалам заднего вида, не трудно убедиться, что слепая зона у автомобиля как бы существует. Момент «исчезновения» едущего сзади автомобиля «из зеркал» это подтверждает.
В этом моменте нужно постараться понять одну маленькую, но важную деталь. Когда едущий сзади автомобиль движется быстрее вашего авто, то время его нахождения в слепой зоне минимально: после того, как он «исчез» в зеркале, он практически сразу «появляется» сбоку, т.е становится виден вам через боковое окно, затем, он опережает вас.
Но если водитель едущего сзади автомобиля после того, как догнал вас и въехал в слепую зону, уравняет скорость с вашим авто, то он так и продолжит движение в слепой зоне вашего автомобиля, т.е. останется для вас «невидимкой»!
Физический размер слепой зоны таков, что на одинаковом удалении по дистанции при увеличении бокового интервала слепая зона увеличивается! И чем больше боковой интервал, тем больших размеров автомобиль может поместиться в этой не просматриваемой зоне. На рисунке эта зона выделена темно-серым цветом.
Чем опасно нахождение другого автомобиля в слепой зоне зеркал
Пока вы движетесь прямолинейно, не покидая свою полосу, то никакой опасности тот, другой автомобиль, находящийся в не просматриваемой зоне для вас, не представляет. Он может появляться в зеркалах, снова исчезать, рано или поздно он из них совсем «уйдет», или его место займет другой автомобиль. Важно то, чтобы вы знали, что там, в слепой зоне зеркал, кто-то находится, и он движется вместе с вами.
В свою очередь, когда вы догоняете другой автомобиль, и оказываетесь в его слепой зоне, то необходимо предполагать, что водитель того, «переднего» автомобиля вас не видит. Для вас же целесообразно сделать так, чтобы стать для него видимым. Выход, в таком случае, единственный — нужно как можно быстрее выйти (т.е. выехать) из его слепой зоны.
Вполне возможно, читатель обращал внимание на такой факт, что на некоторых машинах на стеклах передних дверей имеются матерчатые шторки. Не станем обсуждать их целесообразность, но их наличие подсказывает, что водитель этого автомобиля привык ориентироваться только по зеркалам, и эти шторки ему как бы не мешают.
Но, поскольку известно, что зеркала не всегда могут обеспечить необходимый обзор сзади автомобиля, то есть вероятность, что этот водитель не сможет полностью контролировать слепую зону своего авто, потому что шторки будут закрывать обзор.
Поэтому, есть смысл избегать долгого нахождения в слепой зоне у автомобиля со шторками на дверных стеклах. Это, как раз то же самое, о чем изложено выше по тексту.
Ситуация на дороге изменяется очень быстро. То вы кого-то догоняете (опережаете/обгоняете), то вас кто-то догоняет (опережает/обгоняет), постоянно происходит вот такой повторяющийся процесс. Соответственно, изменяется «картинка» в зеркалах заднего вида.
Если вы начнете перестроение, и не заметите другой автомобиль, находящийся в слепой зоне ваших зеркал, то можете с ним столкнуться. В таких ДТП виноват тот водитель, который перестраивается (пункт 8.4 ПДД). После ДТП, эксперт в своем заключении напишет: не уступил дорогу ТС, имевшему преимущество.
Это будет причина ДТП, изложенная на бумаге официальным языком. Но если посмотреть на проблему открытыми глазами, то в реальности причина ДТП будет состоять в том, что вы, как водитель, не проконтролировали слепую зону автомобиля, и не убедились в том, что ваш маневр будет безопасен.
О том, как выполнить перестроение безопасно, в т.ч. о разных видах этого маневра, можно прочесть в серии статей Перестроение.
Как не попасть в ДТП с автомобилем, находящимся в слепой зоне
Не заметить «объект» в мертвой зоне автомобиля можно не только в плотном потоке машин, но и в процессе маневрирования в ограниченном пространстве, например, на парковке, в тесном дворе и пр. Такое часто происходит во время движения задним ходом.
Причина всякого рода ЧП в подобных ситуациях — излишняя «доверчивость» к зеркалам, и банальное нежелание проверить взглядом слепую зону зеркал.
К сожалению, этого недостатка (наличия слепых зон) не лишен ни один автомобиль. Необходимо этот факт признать, и к нему, соответственно, подготовиться. Очень важно правильно настроить боковые зеркала заднего вида.
Как вариант, чтобы улучшить обзор сзади, кто-то предпочитает установить сферическое зеркало заднего вида. Несмотря на то, что такие зеркала отдаляют картинку, угол обзора у них больше, чем у прямых зеркал.
Еще есть зеркала, у которых внешний край загнут больше, чем средняя часть, таким образом угол обзора увеличивается еще больше. Водители больших машин, да и легковых тоже, устанавливают дополнительные зеркала. Все эти дополнения, безусловно, улучшают обзорность.
Но чтобы не столкнуться с тем, другим автомобилем, который едет в слепой зоне, сначала нужно его своевременно увидеть. И не важно каким образом: или в зеркалах, или повернув голову и посмотрев через боковые стекла.
На легковых машинах чаще всего именно поворот головы и взгляд в слепую зону перед маневром помогает избежать ДТП с едущим рядом, в слепой зоне, автомобилем. Потому что, увидев и оценив реальную обстановку, можно смело принять решение: либо быстро выполнить маневр, либо отказаться от него.
Автомобильная техника постоянно развивается, современные машины оборудуют всевозможными датчиками слежения, сближения, камерами для контроля мертвых зон и пр., но все эти «допы» не из дешевых.
Поэтому самым доступным и одним из самых действенных способов контроля слепых зон своего автомобиля перед маневром остается поворот головы и взгляд в нужную сторону. К тому же, этот способ совсем не затратный.
У него, как и у всего остального в этом мире, есть и сторонники, и противники. Выбор за вами.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.07.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Что такое слепые и мертвые зоны автомобиля и как их контролировать?
В правилах дорожного движения подобных терминов нет. Они были приняты автовладельцами самостоятельно. Означают ли они одно и то же и для чего их нужно контролировать?
Что такое слепая зона?
Вообще, слепая и мертвая зона – это одно и то же. По крайней мере, так решили автовладельцы. Но на самом деле, понятие мертвая зона относится к рулевому управлению и к нему следует вернуться чуть позже.
Слепой зоной принято считать области, находящиеся в непосредственной близости автомобиля, но не доступные для взгляда водителя. Говоря простыми словами, шофер не видит объектов и препятствий, находящихся в слепой зоне.
Подобные области могут быть в самых различных местах, в зависимости от обзорности и конструкции автомобиля. Для грузовиков и легковых машин они различаются, но каждое авто, однозначно, имеет, хотя бы, одну слепую зону.
Что такое мертвая зона руля?
А теперь следует узнать о мертвой зоне. Под этим понятием понимают угол поворота руля, при котором рулевое управление не реагирует поворотом колес. То есть, водитель поворачивает руль, но колеса начинают менять положение не сразу.
В правилах, это понятие заменяется простым словом – «люфт». Он измеряется в градусах и имеет нормы:
Если значение люфта превышает заданные нормы, то управление автомобиля требует ремонта. Эксплуатация такой машины запрещена.
Слепые зоны у разных транспортных средств и чем они опасны
Чтобы аккуратно маневрировать в условиях города или правильно перестраиваться на широкополосных дорогах, водитель должен хорошо разбираться в подобных зонах автомобиля. Среди автовладельцев действует негласное правило:
«Если ты не видишь в зеркале заднего вида водителя грузовика, то и он не видит тебя»
И это правило самое верное. Но не всегда слепая область машины находится сзади. Следует, к примеру, взять грузовой автомобиль:
Стоит обратить внимание: водитель грузовика имеет самую опасную слепую зону – справа и спереди. Автомобиль, который надолго задерживается в этих местах – рискует быть задетым. Фура начинает трогаться и цепляет легкую легковушку, не заметив. Передняя часть грузовика – смертельно опасна для пешеходов, так как водитель не видит их из-за носа или особенностей строения стекла на «головастиках» (пустых грузовиков без носа). Лучший способ остаться целым – не заезжать в области, не попадающие в поле зрения водителя большегруза.
У легкового автомобиля ситуация несколько лучше, но и этот фактор зависит от особенностей кузова. В общем, зоны эти выглядят так:
В данном случае, водитель не замечает пешехода из-за боковой стойки кузова. Исправить тут ничего не получится. Современные автомобили обладают худшей обзорностью.
Другой пример касается джипов и универсалов. Учитывая высокое положение стекла багажника, под ним остается область, которая не доступна водителю:
При движении задним ходом, для взрослых пешеходов нет никакой опасности, их видно, а вот дети, находящиеся за машиной, могут под нее угодить, так как их рост ниже уровня стекла.
Как обнаружить слепую зону?
Каждый автовладелец должен знать все слепые зоны своего автомобиля. Для этого есть простой прием:
Это и есть слепая зона автомобиля.
Как правильно настроить зеркала?
Одним из самых эффективных методов борьбы с ухудшением обзорности принято считать правильную настройку зеркал заднего вида. Многие автовладельцы совершают массу ошибок, поворачивая отражающие элементы совершенно не на тот угол. Как следствие, получают еще более худшую обзорность.
Правильно настроенное зеркало заднего вида должно показывать следующую картину:
В зеркале должно быть видно лишь малую часть автомобиля, чтобы автовладелец мог ориентироваться по габаритам во время парковки и маневров. Все остальное поле должно максимально захватывать дорогу.
Частые ошибки:
Применение зеркал для слепых зон
Основным средством борьбы против нарушения обзорности является применение специальных зеркал для слепых зон автомобиля. Они представляют собой небольшие зеркальные элементы, которые устанавливаются поверх основных, и имеют другой угол поворота. Выглядят они следующим образом:
Подобные зеркала могут иметь и иную конструкцию, к примеру, такую:
Стоит отметить, что их можно настроить и для парковки. К примеру, водителю необходимо иметь возможность с точностью до положения колеса припарковаться к бордюру или любому другому объекту. Он может направить зеркало на заднее колесо и оценивать расстояние от него до объектов или препятствий.
На грузовиках, автобусах и внедорожниках используются другие зеркала, которые крепят к стеклу, чтобы видеть ситуацию перед кабиной, справа или позади нее, если это универсал:
Электронные системы контроля слепых зон
Зеркала – достаточно эффективное, но примитивное средство контроля. Самыми продвинутыми способами исключить слепые зоны автомобиля принято считать применение специальных электронных устройств. Условно их можно разделить на две категории:
Датчики мертвых зон
Подобные устройства необходимы для безопасного перестроения в городе в условиях плотного дорожного трафика. Представляют собой комплект датчиков, установленных по бортам автомобиля и специального индикатора, который включается и показывает водителю, что вне поля зрения находится другая машина.
Предупреждает система в виде негромкого звукового сигнала и оранжевой лампы, которая вмонтирована в накладку кузовной стойки или салонное зеркало. Принцип действия датчика предельно прост – он посылает ультразвуковой сигнал до объекта, затем он отражается и идет обратно. По времени, за которое сигнал «сходил» туда и обратно, система вычисляет отсутствие или наличие объекта в слепой зоне.
Камера кругового обзора
Внимание! Применять такие системы во время движения с большой скоростью запрещено, так как они отвлекают внимание и предназначены не для перестроений.
Камеры кругового обзора используются, как одно из средств помощи при парковке автомобиля. Подобные системы помогают оценить боковой интервал машины и дистанцию до других препятствий. К примеру, камеры кругового обзора видят, все, что происходит перед машиной, сзади и под боковыми зеркалами заднего вида. Активация данных камер происходит со штатной мультимедийной системы, если подобный ассистент вообще предусмотрен комплектацией.
Что еще следует знать о мертвых зонах?
Водитель должен учитывать, что площадь мертвой зоны возрастает прямо пропорционально скорости движения автомобиля. Дело в том, что на большой скорости поле зрения водителя сужается, так как он фокусируется на объектах, находящихся на пути. Поэтому возможности оборачиваться или обращать внимание на зеркала заднего вида у него нет.
Еще один неприятный факт. При разбирательствах в ДТП вина, обычно, ложится на автовладельца, который «не увидел» другой машины из-за отсутствия дополнительного зеркала или слепой зоны. В ПДД нет такой формулировки, а значит, автовладелец должен сам бороться с этим явлением своими силами.
С другой стороны, суд может встать на сторону водителя большегруза и признать виновным водителя, который «влез» под грузовик с целью его быстро обогнать или «подрезать». К примеру, большегруз поворачивает, а другой автомобиль пытается проскочить «под ним» и цепляется за кабину.