Мертвый риф что это
Dead Reefs
Adventure Company давно имеет репутацию жанрового стервятника: ткните пальцем в любой посредственный квест, и почти наверняка издателем окажется она. Вот и Dead Reefs от студии Streko-Graphics (см. их дилогию Aura) при всем своем потенциале не стала исключением. Хотя шансы, что и говорить, были.
Dead Reefs сочетает две популярные во все времена темы: мистику и пиратские приключения (лучшим высказыванием по этому поводу является, конечно, Alone in the Dark 2). Главный герой отправляется расследовать убийство на острове под названием «Смертельные рифы» (те самые Dead Reefs), который населяют хмурые простолюдины, алхимики, ведьмы и члены графской семьи. Над последней к тому же нависло загадочное проклятие. Тут всегда туман и сырость, как в лучших романах Лавкрафта, а главный герой словно списан с Джонни Дэппа образца бертоновской «Сонной лощины».
Все, что в принципе было придумано в пиратском и мистическом жанрах, в Dead Reefs представлено сполна: в первый же день расследования мы посетим замок с тайными ходами и привидением жены; потом прогуляемся по кладбищу, встретим мрачного гробокопателя и поговорим с ведьмой.
Обладая посредственной картинкой (игра, вопреки традициям жанра, происходит в полном 3D), Dead Reefs очень умело создает напряженную и где-то даже угрожающую атмосферу: камера, хоть и во вред управлению, поспешно принимает самый выгодный ракурс, промозглые декорации впечатляют. Музыка и эмбиент, то есть звуки окружающей среды отлично дополняют картину. Но первый подводный риф, проломивший дыру в геймплее Dead Reefs, — это управление. Оно нестандартно в худшем смысле этого слова. Управлять можно только с клавиатуры, причем каждое действие, будь то ходьба или выбор предмета, доставляет вам массу неудобств и противоречит выработанной за годы интуиции. Вашего героя заносит, как машину «Формулы-1», крутит волчком, а тут еще пиксель-хантинг при темном освещении. Думать о фамильном проклятии, когда каждый шаг или операция с вещью превращаются в целую пытку, как-то не получается.
Чтобы сделать хороший квест, необходимы интересные, органично вплетенные в сюжет паззлы. Головоломки в Dead Reefs не провальны, но отсутствие обратной связи губит игру на корню. Что делать, каковы ближайшие цели героя и чего мы добиваемся решением очередного паззла — об этом остается только догадываться. В общем, с атмосферой у Streko-Graphics по-прежнему хорошо, но вот перевести свои продукты из статуса занятных сборников головоломок в полноценные игры никак не получается.
Dead Reefs
Прохождение Dead Reefs:
В инвентаре у нас с самого начала имеется трость (вызывается инвентарь стрелкой вниз).
Говорим с Хуком, сидящим за столиком в дальнем правом углу. Говорим с ним обо всем. Узнаем о символах, истории Мертвого Рифа, смерти Патрика и о ведьме Бениш. После говорим с владельцем гостиницы Шедвиком Клентоном. От него узнаем о символах, призраках и поваре в поместье. Выходим из гостиницы.
В поместье:
Идем направо от гостиницы. Спускаемся по лестнице вниз. Проходим мимо недружелюбно настроенных жителей, мимо дома (на колоннах ворот олени), пересекаем мост, чтобы оказаться у поместья. Пару раз стучим в дверь. Дворецкий Белмонт впустит нас внутрь. После того как он уйдет готовить нам комнату, нам представится возможность немного осмотреться в поместье.
Проходим к забетонированному проходу, которое должно вести в левое крыло. Слышим чьи-то шаги. Проходим в правое крыло. Заходим в дверь в конце коридора слева. Оказываемся на кухне. Спускаемся в винный погреб. Осматриваем бутылку, лежащую на полке справа. В конце винного погреба находим дверь, ведущую в сад. Возвращаемся в холл. Поднимаемся на второй этаж. Обращаем внимание на картину леди, наклонившуюся после того, как около нее прошел дворецкий. Затем смотрим на картину мужчины, видимо мужа леди.
В спальне говорим с Белмонтом. Слушаем его версию того, почему левое крыло замуровано. Также узнаем, кто был изображен на тех картинах. Смотрим на бумаги на столе. Финвинеро начнет писать. В это время мы услышим пение женщины, доносящееся из шкафа. Открываем кабинет. Используем трость, чтобы найти секретное отделение. Открываем его. Видим замок в форме четырех рисунков, которые позволяется менять. Выходим из спальни. Изучаем герб в конце коридора. Рисунки на гербе те же самые, что и на замке. Возвращаемся в спальню. На замке в шкафу устанавливаем рисунки так, чтобы получился герб. Откроется стенка шкафа. Заходим.
Поднимаемся по лестнице. Заходим в дверь справа. Подходим к столу. Подбираем страницу из дневника барона Касберта. Узнаем о монахе, проклятии и Клариссе. Открываем маленький ящик. Из него достаем старый ключ. Выходим из комнаты. Подходим к двери в конце коридора. Открываем дверь старым ключом. В спальне встречаем призрака Клариссы. Она даст понять, что нужно следовать за ней сквозь камин. Осматриваем окровавленный стул. Около окна находим музыкальную шкатулку. Открываем ее, проиграются четыре звука. Повторяем их на фортепьяно. Для этого нажимаем на 8-ю, 9-ю, 8-ю и 7-ю клавиши при нумерации слева направо. Откроется стенка камина. Берем лампу, стоящую на камине. Используем ее на туннеле. Проходим внутрь.
Спускаемся вниз по лестнице. Идем вперед до тех пор, пока не будет виден путь налево и вниз. Идем налево до развилки. Выбираем верхнюю справа дорожку (нижняя тропа заблокирована). Оказываемся в гроте. Наблюдаем Клариссу. Берем ржавый ключ, лежащий на вершине какого-то механизма. Возвращаемся обратно к основной тропе (экран с дорожкой налево и вниз). Идем вниз. Кларисса вновь будет подзывать нас. Используем на решетчатой двери ржавый ключ, подобранный в гроте. Поднимаемся по выступам наверх (были мы в высушенном колодце). Оказываемся на кладбище.
На кладбище:
Смотрим на надгробные плиты, находящиеся вне территории кладбища. Есть 9 могил умерших в один день в течение 9 лет. Проходим через дыру в заборе на кладбище, затем проходим в другую часть. Кларисса зайдет в первый слева склеп. Попытка проследовать за ней не увенчается успехом. Дверь склепа окажется заперта.
Заходим в дом смотрителя, который находится в другом конце кладбища. Говорим с Оливером Буном. Узнаем от него о проклятии. Когда Оливер уйдет, снимаем связку ключей с гвоздика около печи. Пробуем этими ключами открыть дверь склепа, но ни один из них не подойдет. Тогда внутри дома Оливера осматриваем ящик с инструментами. Берем лом, ключ от склепа и точильный камень. Пробуем открыть найденным ключом склеп. Он сломается. В инвентаре объединяем связку ключей с точильным камнем. Одним ключом из связки теперь открываем склеп.
Внутри склепа смотрим на гроб справа от ступенек, в котором должна покоится Кларисса, умершая в тот же самый день только 9-ю годами ранее, что и остальные девять умерших, похороненных за забором. Открываем ломом гроб, чтобы убедиться, что внутри: никто не лежит! Теперь осматриваем тело Патрика. Получаем носовой платок с символом. Смотрим на тело еще раз. На руке имеется рана, что-то сжато у него в кулаке. Попытка разжать кулак не удастся. Выходим из склепа.
На кладбище появится ведьма Бениш. Говорим с ней. Узнаем о ее видении, убийстве Патрика и проклятии. В конце разговора какой-то человек спрыгнет с дерева. Финвинеро попытается угнаться за негодяем, но тот скроется. Проходим к правой части кладбища. В сломанной части стены находим клочок одежды убежавшего злоумышленника. Возвращаемся к Бениш, говорим с ней насчет того, как разжать руку мертвеца. Она порекомендует посетить алхимика в его башне на вершине горы.
Выходим из кладбища через ворота возле дома смотрителя. Финвинеро автоматически отправится в поместье и проспит в своей комнате до утра.
Утро нового дня:
Финвинеро хочет поговорить с каждым в поместье. Выходим из спальни, идем вниз по коридору, заходим в дверь справа. Спускаемся по лестнице. Заходим в коридор справа. Заходим в дверь в правом конце коридора. Говорим с дворецким Белмонтом. От него получаем ключ от комнаты Патрика. Она находится в правом крыле напротив комнаты брата Эдварда.
Поднимаемся по лестнице наверх. Проходим в правое крыло. Ключом открываем дверь слева. Смотрим на инструменты около раковины. Берем веревку. Подходим к столу. Берем карту острова, а также бутылку с вонючим веществом. Ее мы сравним с содержимым бутылки в винном погребе. Покидаем правое крыло. Ступаем на кухню. Говорим с поваром Мелвином Клентоном. Узнаем о страстях Патрика (сокровища и женщины), о бутылке с вонючим веществом и о недельной бессоннице.
Спускаемся в винный погреб. Из инвентаря достаем бутылку с вонючим веществом. Ее используем на бутылке, которая стоит на полке. Финвинеро заключит, что вещество в обеих бутылках одинаково. Услышав шум, созданный убегающим человеком, проходим через дверь в конце винного погреба в сад. Поднимаемся по ступенькам. Изучаем следы на земле. Возвращаемся на кухню. Снова говорим с поваром Мелвином. Узнаем о потере ножа за день до несчастного случая.
Выходим из кухни. Проходим в другой конец коридора. Заходим в дверь слева. Это комната прачки. Говорим с госпожой Хемфри. Узнаем о рисунках Эдварда, о дочери владельца гостиницы Анабель Клентон, с которой встречался Патрик, о Мервине, о проклятии и годовщине призрака. После разговора проходим в комнату дворецкого. Говорим с ним. Узнаем о его алиби, о Патрике и Эдварде.
Поднимаемся по лестнице, проходим в правое крыло. Сворачиваем налево. Заходим в дверь в конце коридора. Идем направо, смотрим на стол. Читаем хроники семейства, узнаем новое о Клариссе. Берем бумагу со стола. Читаем о заказе барона некоторых книг. Замечаем балкон и телескоп. Говорим с бароном. Узнаем о поиске Патриком реликвии предков, которая представляет собой статую, облицованную драгоценными металлами. Узнаем больше об Анабель.
Выходим из комнаты. Сворачиваем направо, заходим в дверь справа. Это комната Эдварда. Смотрим на портрет Анабель возле камина, затем на сам камин. Внутри него среди дров что-то виднеется. Поднимаемся наверх. Смотрим на все картины в комнате. Говорим с Эдвардом о проклятии. Во время разговора на картину женщины с тенью прольется краска.
Осматриваем место падения Патрика:
В этот момент господин Хук прибудет в поместье. Выходим из комнаты, спускаемся вниз, проходим через парадную дверь. Встретив Хука, мы отправимся к утесу с наблюдательной вышкой, с которой упал Патрик. Говорим там с Хуком. Смотрим на углубление в земле около сломанного ограждения. Проходим в наблюдательную вышку. В передней части смотрим на сломанную доску в ограждении. Пытаемся взять доску, она полетит вниз. Спускаемся по тропе вниз. В яме для разведения огня видим камень. Тростью отодвигаем его. Под камнем обнаружится кровь. Поднимаемся обратно наверх. Кто-то сбросит на Финвинеро камни, но ему удастся увернуться. Продолжаем двигаться наверх. Поднимаемся по ступенькам, смотрим на край утеса. Отсюда были сброшены камни. Смотрим на ямы для разведения огня.
Гостиница:
Теперь, когда у нас есть карта, мы можем быстро передвигаться между локациями. Ступаем в гостиницу. Говорим с владельцем Шедвиком Клентоном, отцом Анабель. Узнаем, что Анабель находится на материке.
Помогаем ведьме подобрать нужные руны для микстуры:
Используем карту, чтобы добраться к дому ведьмы Бениш. Говорим с ведьмой о микстуре памяти. Она попросит помощи разобраться в рунах. Берем с обеденного стола рунический алфавит. Для каждого предложения выбираем следующие руны:
That six eyed monster guards- spider
Автоматически получим доску с рунами, если все сделано правильно. Говорим с Бениш. Она попросит погулять какое-то время, пока зелье будет готовиться. Выходим из дома. Ступаем по тропе направо.
Dead Reefs
Приключенческий жанр напоминает сегодня вековое болото, подернутое тиной самоповторов и махрового консерватизма. В нем вяло бултыхаются заезженные темы, одинаково-кривое управление, уныло-предсказуемые задачки и переполненный тысячей и одной условностью игровой процесс. Спасти игру в такой ситуации может только одно — выверенная атмосфера и стиль. Авторы Dead Reefs это, слава богу, поняли.
Дань традициям
Наш Амадей — вылитый Джонни Депп.
Dead Reefs — новый проект компании Streko-Graphics, которая практически полностью состоит из русскоговорящих сотрудников, но при этом не делает «русские квесты», бессмысленные и беспощадные. Напротив, ребята долгое время сотрудничают с The Adventure Company, ведущим издателем приключенческих игр, и уже успели вместе выпустить неплохую серию мистических квестов Aura — Fate of the Ages и Sacred Ring. Dead Reefs тоже полон мистики — впрочем, именно из-за этого может показаться, что перед нами самый рядовой, банальный квест, страдающий от отсутствия собственных идей и переполненный типичными для всего жанра болячками.
Судите сами: сюжет здесь вопиюще вторичен. В тихом рыбацком городишке, расположенном на отдаленном острове, произошло загадочное убийство сына местного аристократа. Расследовать его приезжает молодой сыщик Амадей Финвинеро. Он тут же сталкивается с недружелюбным отношением со стороны местных, странными символами на стенах, а через некоторое время узнает и вовсе ужасную новость: многие здесь поклоняются какому-то малоприятному культу, требующему регулярных (раз в девять лет) жертвоприношений. Если старина Говард Лавкрафт после всего этого не перевернулся в гробу, значит, либо его прибили гвоздями, либо гроб великому писателю достался узкий и неудобный. Чудо-юдо в финале и пятнашки с призраками, казалось, и вовсе опускают игру до уровня нелепой пародии.
Кривоватое, как и в сотне других адвенчур, управление тоже не отнесешь к числу заслуг Dead Reefs. Вырвав из рук игрока «мышку» (а все манипуляции здесь осуществляются с клавиатуры), авторы заставляют героя поначалу долго крутиться на месте, пытаясь вписаться в очередной дверной проем и тыкаться в окружающие предметы, высматривая, с каким же из них можно хоть что-нибудь сделать (осмотреть, поднять с пола и т.д.). Сомнительной выглядит и оригинальная система управления инвентарем, а также действиями Амадея Финвинеро: на клавиатуре за большинство этих манипуляций отвечают «стрелки» движения. Привыкаешь к этому не сразу, да и непонятно зачем: плюсы у такого подхода есть, но они не столь очевидны, как хотелось бы, а самое главное — не оказывают серьезного влияния на игровой процесс.
Герои детективных квестов любят коротать время в фамильных склепах.
Набор задачек — еще одно унылое «дежавю». Сварить зелье, расставить в нужном порядке руны на магическом пьедестале, наиграть услышанную мелодию, сложить незамысловатый паззл из картинок, ориентируясь на красноречиво развешанные в коридоре подсказки, — все это мы видели в сотне других квестов. Что-то более или менее оригинальное попадается буквально один раз за игру.
Столь же привычны махинации с инвентарем, где складируются веревки, ломы, разнообразные ключи и прочий хлам, который мы можем смешивать, комбинировать и использовать в нужных местах. Хорошо хоть карманы нашего героя здесь не распухают за полчаса до состояния дежурного баула какого-нибудь «челнока»: большинство предметов универсальны, применяются по несколько раз за игру, а потому скапливается их не так много, как в некоторых других адвенчурах.
Шестое чувство
Теперь вы согласны, что графика — одна из сильнейших сторон Dead Reefs?
Но вот парадокс — несмотря на все вышесказанное, играть в Dead Reefs интересно. И причина настойчивого желания продолжать предсказуемое (казалось бы) расследование кроется далеко не в технических характеристиках проекта и крутизне сюжета. Разумом вроде бы понимаешь, что многое здесь очевидно и вторично, но сердцу в данном случае действительно не прикажешь — играть хочется, и с этим ничего не поделаешь (да и не надо делать-то). Расследование, которое ведет Амадей, проходит под аккомпанемент грустных переливов фортепиано, меланхолично опадающих листьев и затянутых туманом пейзажей — от всего этого возникает стойкое ощущение какой-то общей безысходности, которая заключается здесь буквально в каждой частичке мира. Чувствуется душа игры, ее собственная атмосфера и стиль, которые дурманят не хуже, чем напевы Медузы-Горгоны. Насыщенная, подернутая легкой дымкой картинка (с графикой у Dead Reefs все очень хорошо — супертехнологий, конечно, не наблюдается, но вот художники знают свою работу просто отлично) только усиливает впечатление.
Найдется несколько добрых слов и сценаристам — персонажи в игре очень интересные, яркие и запоминающиеся. Невозмутимый, но явно что-то скрывающий дворецкий, огромный мясник с руками по локоть в крови, усталый и безразличный гробовщик — в каждом здесь виден живой человек, а не картонная кукла. То же самое можно сказать и про главного героя. Чтобы максимально оживить образ Амадея, авторы даже заставили камеру реалистично «вибрировать» в такт его движениям. Очень кстати тут пришлась и возможность помимо основного вида от третьего лица включать еще и вид «из глаз» для более пристального и удобного осмотра некоторых участков пространства.
Призраки здесь, кстати, вполне дружелюбные.
Не забывают разработчики и о том, что игра — мистическая. Страх нагнетается очень умело: странные шорохи и пугающий шум за спиной, неожиданно покосившийся портрет, напряженная музыка — ощущение тревоги не покидает ни на минуту. Не радуют даже встречи с людьми — толкового разговора с ними не получается, показания приходится вытягивать чуть ли не силой, и при этом в каждой реплике, каждом слове, чувствуется, что что-то здесь не так.
Dead Reefs — ярчайший пример того, как достаточно обычный, рядовой и даже вторичный сюжет можно превратить в интригующее стильное приключение. Правда, тут важно проникнуться особым духом, атмосферой игры. В противном случае вы будете видеть только недоработки и ошибки. Да, проблемы действительно есть — но их в данном случае можно и простить.
Карл у Клары украл кораллы. Что убивает рифы и как люди пытаются это остановить
Коралловые полипы не могут существовать без одноклеточных водорослей-симбиодиниумов, дающих им пищу, — однако из-за глобального потепления симбиоз распадается, а прежде красочные рифы обесцвечиваются и умирают. Есть ли шанс на выживание у самых ярких подводных экосистем планеты — разбираемся вместе с биологом Всеволодом Рудым.
Живой город. Как родственники медуз образуют «горячие точки» биоразнообразия
Наверное, любой человек хотя бы отдаленно представляет, как выглядит коралловый риф. Но «инопланетный лес», между ветвями которого снуют яркие рыбки, таит в себе куда больше, чем принято думать. Чтобы понять, зачем рифы нужны океану и что угрожает им в наши дни, стоит сначала разобраться, что такое коралл.
Итак, коралловые полипы — это представители класса антозой (Anthozoa) из типа стрекающих (Cnidaria). Последнее означает, что кораллы являются близкими родичами, например, медуз и морских анемонов. Однако в отличие от них некоторые кораллы имеют крепкий экзоскелет из карбоната кальция. Такие виды называют твердыми, или рифостроящими, в отличие от мягких, не имеющих наружной «брони». Внутри такого «домика» находятся полипы, собственно, и представляющие собой тело организма.
Большую часть энергии рифостроящие кораллы получают за счет одноклеточных водорослей-симбионтов (Symbiodinium), живущих в их мягких тканях. Симбиодиниумы получают защиту, взамен предоставляя хозяевам право пользоваться продуктами их фотосинтеза.
Это очень важная черта рифостроящих кораллов, и к ней мы еще обязательно вернемся.
«Классические» тропические рифы весьма требовательны к условиям окружающей среды. Им необходимы температура около 26–27 °С, прозрачная вода, не распресненная впадающими в море реками или атмосферными осадками, а также достаточное количество света, чтобы водоросли могли фотосинтезировать. Последнее ограничивает распространение кораллов в глубину — большинство видов не способно существовать ниже 50 метров. Конечно, есть и исключения — отдельные виды, не имеющие зооксантелл, растут даже на глубинах около 300 метров в прибрежных водах Норвегии, — но большинство видов всё же не может выжить в темноте.
Из-за своей избирательности рифы занимают всего 0,1% от площади океанов — но, несмотря на это, являются одними из важнейших экосистем в мире. Здесь встречается около 25% всей существующей океанской фауны — от морских звезд до акул. Это красочные оазисы в голубой морской пустыне. Они приносят пользу и людям — здесь нерестятся и нагуливаются рыбы, которых мы едим, погружаются с аквалангом туристы, внося свой вклад в ВВП прибрежных стран, а сами рифы заслоняют берега от разрушительной стихии — ураганов и цунами. Однако в последние годы эти скромные инженеры океана внезапно оказались на грани исчезновения. А вместе с ними рискует коллапсировать и вся сложная мозаика океанских экосистем.
Моя любовь сменила цвет: как жара превращает крепкий симбиоз в токсичные отношения
Выявить клеточные механизмы, ответственные за процесс обесцвечивания, оказалось куда сложнее. Из всех предложенных версий наиболее убедительной стал так называемый окислительный стресс. Лабораторные исследования показали, что высокие температуры нарушали работу ферментов, участвующих в фотосинтетическом цикле. Это не только делало фотосинтез менее эффективным, но и вызывало накопление в клетке так называемых АФК — активных форм кислорода. Под этим словосочетанием скрываются ионы кислорода (атомы кислорода с электрическим зарядом), молекулы перекисей (например, Н2О2) и свободные радикалы (частицы, имеющие один или несколько неспаренных электронов на внешней электронной оболочке).
Читайте также
Все АФК легко вступают в химические реакции. Они образуются в живых клетках постоянно, как продукты нормального метаболизма кислорода, но сдерживаются антиоксидантами. Более того, они даже могут играть важную роль в некоторых нормальных процессах жизнедеятельности клетки. Но в ответ на стресс они начинают накапливаться в избыточных количествах, повреждая клетку, а зачастую даже приводя к ее смерти.
Конечно, отмечены случаи, когда водоросли, «подумав над своим поведением», снова заселяли ткани обесцвеченного коралла — но это скорее редкость, чем норма. Ученые сходятся в том, что пускать ситуацию на самотек нельзя — без помощи со стороны человека большинство рифов очень скоро исчезнут.
Надежда на спасение пришла из Эйлатского залива Красного моря. Несмотря на то что среднегодовые температуры там повышаются так же стремительно, как и везде, никто не видел случаев обесцвечивания на тамошних рифах. Озадаченные ученые решили протестировать термостойкие кораллы в лаборатории, и результаты оказались ошеломительными — полипы не погибли даже при температуре на четыре градуса выше нормальной! Более того, при экстремальной жаре эти «суперкораллы» чувствовали себя лучше, чем обычно! Считается, что это следствие сложной эволюционной истории: колонизируя Красное море с юга на север, полипы приспособились как к более холодным, так и к более жарким условиям.
Учитывая, что к концу ХХI века мировые температуры поднимутся на два-три градуса, вполне возможно, что где-то к 2100 году красноморские рифы станут последними выжившими «бастионами». Но дело не только в этом: если ученым удастся понять, как именно водоросли избегают окислительного стресса, возможно, удастся «познакомить» их с подверженными обесцвечиванию кораллами в других уголках мира. Другой вариант — создание трансгенных симбионтов, сочетающих в себе стойкость красноморских видов с лучшими свойствами водорослей из других регионов. Впрочем, до этого еще далеко: пока что мир нагревается, а специалисты, неравнодушные люди и жители рифов с волнением следят, как распадаются самые важные отношения в океане.
Ядовитый крем от загара, звезды-пожиратели и растворение в кислоте: что еще угрожает рифам в наши дни?
Хотя обесцвечивание — достаточно серьезная проблема, это не единственное, что угрожает рифам. Снижение биоразнообразия, накопление углекислого газа в атмосфере и химическое загрязнение тоже вносят свою лепту в убийство важнейших экосистем Земли. Какие-то из этих проблем более локальны, другие более глобальны, но во всех так и иначе виноваты люди.
Взять хотя бы терновых венцов (Acanthaster planci) — крупных морских звезд, обитающих на рифах Индопацифики. Эти иглокожие, похожие на утыканную ядовитыми колючками сковородку, — главные естественные враги рифостроящих кораллов. Один венец может уничтожить до 13 м 2 рифа в год. Из-за малой питательности и токсичных колючек, укол которых опасен даже для человека, самих звезд не ест практически никто. Единственный гурман — это крупный моллюск харония (Charonia tritonis). К сожалению, харониям не повезло иметь крупные красивые раковины, некогда высоко ценившиеся у коллекционеров и туристов. Из-за бесконтрольного вылова в прошлом веке моллюски оказались на грани вымирания, чем немедленно воспользовались терновые венцы. Они принялись бесконтрольно плодиться, нанося огромный урон сотням рифов — пострадал даже знаменитый Большой Барьерный у берегов Австралии. Чтобы обуздать произошедший морской звездец, хароний в большинстве стран взяли под охрану. А австралийские дайверы приняли за правило брать с собой в погружения шприцы со смертельным для венцов формалином. Даже Квинслендский технологический университет не остался в стороне и разработал особого подводного дрона со шприцом под названием COTSBot (от английского названия венцов Crown-of-thorns Starfish). Встроенная в него нейросеть распознает звезд на фоне рифа, после чего робот делает им смертельную инъекцию. Однако полностью сдержать венцов всё еще не удалось: разрушить связи внутри экосистемы всегда проще, чем восстановить.
Может быть интересно
Другой пример, когда рифам вредит спрос на их обитателей, — это вылов морских аквариумных рыбок.
Около 95% видов, востребованных в морской аквариумистике, не размножаются в неволе: их добывают местные жители в прибрежных странах Юго-Восточной Азии.
Методы такой рыбалки, как правило, совершенно варварские. Например, широко используется цианид натрия, вводящий рыб в состояние оцепенения. Многие отравленные особи — особенно не востребованных у покупателей видов — остаются на дне и умирают от отказа печени. Отсутствие рыб может пагубно сказаться на полипах: например, если убрать с рифа некоторые растительноядные виды, то из-под контроля выйдут водоросли, обрастающие кораллы и перекрывающие им доступ к свету.
Другие практики воздействуют на риф напрямую. Это, например, глушение рыбы динамитом и так называемая муро-ами (обширная площадь рифа покрывается сетями, а затем бомбардируется камнями, чтобы вспугнуть рыб). К счастью, во многих регионах эти губительные методы давно запрещены, но из-за крайней бедности рыбацких сообществ браконьеры продолжают использовать их, уничтожая рифы, которые поддерживают их же существование.
Химическое загрязнение тоже вносит лепту в вымирание кораллов. Каждый вид отходов влияет на рифы по-своему: например, загрязнение биогенными элементами, такими как азот и фосфор, вызывает цветение планктона, который «душит» район рифа, забирая из воды весь доступный кислород. Канализационные стоки, которые в прибрежных городах нередко выводят в море, негативно влияют на иммунитет полипов, из-за чего кораллы становятся уязвимыми перед грибковыми и бактериальными заболеваниями. Пестициды с полей, выносимые в море реками, могут негативно влиять на размножение и рост полипов.
Что интересно, одним из самых опасных загрязнителей является… крем от загара!
Считается, что в воде у коралловых рифов ежегодно оказывается 14 000 тонн этого загрязнителя, смытого волнами с тел туристов. Согласно исследованиям, оксибензон, один из обычных компонентов кремов для загара, повреждает ДНК в клетках кораллов и убивает симбиотические водоросли, приводя всё к тому же обесцвечиванию. Более того, под ударом оказываются и свободноплавающие личинки полипов: в лабораторных экспериментах оксибензон нарушал у будущих кораллов формирование карбонатного экзоскелета. В некоторых туристических регионах, зависящих от коралловых рифов, например на Палау, средства с оксибензоном в составе официально запрещены к ввозу в страну.
Наконец, есть еще одна вещь, о которой стоит поговорить. Она тоже связана с глобальным потеплением, но не с температурными эффектами как таковыми, а с самим накоплением углекислого газа в атмосфере. Я говорю о так называемом закислении океанов.
Кто помнит школьный курс химии, тот знает, что такое рН, или водородный показатель. Это мера кислотности водного раствора — чем pH ниже, тем более кислым этот самый раствор является. Когда углекислый газ из атмосферы попадает в океан, он формирует H2CO3 — слабую кислоту, так называемую угольную, распадающуюся в воде на ионы НСО3— и Н+. Присутствие последних и снижает pH. А вот тут надо вспомнить, что экзоскелет кораллов сделан из карбоната кальция — СаСО3. Избыточные ионы водорода забирают карбонат-ион из этого соединения, тем самым буквально растворяя рифы заживо. И не только их: закисленный океан уничтожает, скажем, раковины моллюсков и фораминифер. Деградируют даже зубы и чешуя акул, состоящие из того же злосчастного карбоната.
Читайте также
За последнюю сотню лет pH мирового океана упал с 8.2 до 8.1. На первый взгляд кажется, что это немного. Однако, если учесть, что pH — логарифмический показатель (его изменение на одну единицу соответствует десятикратному изменению кислотности), то окажется, что содержание ионов водорода возросло на 30%. Подобные изменения уже случались в геологической истории Земли, но еще никогда не были столь быстрыми. Как и в случае глобального потепления, это означает, что многие организмы просто вымрут, не успев приспособиться путем естественного отбора.
Сложно даже представить, чем обернется исчезновение таких важных компонентов морских пищевых цепей, как кораллы и моллюски. Скорее всего, это приведет к коллапсу рыболовной промышленности во многих регионах мира, оставив ненасытное человечество без очередного источника пищи. Страны, зависящие от туризма, потеряют доход от огромного сектора экономики. Последнее особенно сильно скажется на небогатых ресурсами островных государствах. Конечно, через миллионы лет опустевшие экологические ниши займут другие виды: кораллы не единственные рифостроящие организмы в истории планеты. Но, учитывая темпы, с которыми люди обращают в прах дикую природу по всему миру, и количество трудностей, которые приносит нам разрушение экосистем, человечество как вид может просто не дожить до этого момента.
Последний шанс: есть ли у нас возможность спасти кораллы от вымирания?
Глупо отрицать, что кораллы приносят нам огромную пользу. Тем не менее будущее рифов по всему миру остается туманным. Ученые, энтузиасты и жители сообществ, зависящих от рифов, делают всё возможное для сохранения этих удивительных экосистем. Так, я уже упоминал о планах по созданию трансгенных кораллов, устойчивых к повышенной температуре воды. Некоторые организации пошли другим путем — они выращивают «суперкораллы» из фрагментов диких полипов на специальных подводных фермах. После этого «детский сад» пересаживают на деградировавшие рифы, тем самым помогая им восстанавливаться. Так работает, например, проект CORAL GARDENERS, базирующийся во Французской Полинезии. Кстати, благодаря им можно внести вклад в сохранение рифов из любой точки мира. За небольшую сумму вы получите сертификат об опеке над одним из юных «суперкораллов» и даже сможете выбрать ему имя.
В повседневной же жизни для сохранения рифов достаточно просто соблюдать базовые экологические правила — пытаться уменьшить выбросы углекислого газа, по возможности сортировать мусор, выбирать товары без лишних пластиковых упаковок…
И, конечно, помните про крем от загара, если отправляетесь на отдых в тропики. Возможно, маленькие ежедневные действия помогут сохранить для будущих поколений одну из самых важных и потрясающе красивых экосистем за всю историю Земли.