Меряченье что это такое
Зов Полярной звезды
Меряченье — загадочная болезнь, при которой люди становятся похожими на зомби, а после приступа не помнят, что с ними происходило. Другое название меряченья — зов Полярной звезды, или арктическая истерия. Во время приступа человек впадает в транс, совершает ритмичные движения и издаёт нечленораздельные звуки. Будто подчиняясь зову, неслышному для других, он устремляется на север — к Полярной звезде. Если его пытаются задержать, он впадает в буйство, сопротивляется и, проявляя нечеловеческую силу, вырывается и устремляется в свой последний гибельный путь.
По легенде, души умерших людей улетают в небесный дворец, над которым сияет Полярная звезда. При полярном сиянии окна этого дворца открываются, и оттуда боги призывают к себе души ещё живых людей. Тот, кто слышит этот зов, идёт к Полярной звезде.
Название болезни происходит от якутского слова «мэнэрик» — «делать странности». Известны случаи, когда болезнь принимала массовый характер. В 1870 году около 70 человек Нижне-Кадымского казачьего отряда, к ужасу врача, во время этих странных припадков начинали петь чужими голосами на неизвестных языках.
По мнению исследователей, северные шаманы могут ввести в состояние меряченья большое число людей с помощью крика-заклинания. Этот крик пугал людей, и они, словно рабы, выполняли любую команду того, кто наслал на них болезнь. Местные жители знали, что излечить заболевшего может только шаман. Но для того чтобы тягаться с зовом Полярной звезды, необходима огромная магическая сила.
Учёные из ОГПУ
Феноменом меряченья заинтересовался академик Владимир Бехтерев. Институт мозга в Петрограде, который он возглавлял, в 1921 году организовал на Кольский полуостров, где свирепствовала загадочная болезнь, экспедицию под руководством Александра Барченко — учёного с авантюрными наклонностями, писателя и лектора, личности весьма незаурядной. Профессор Барченко — оккультист, мистик и экспериментатор в области паранормальных способностей человека. Он написал очерки «Передача мысли на расстояние», «Опыты с мозговыми лучами» и изложил своё, основанное на древней науке, универсальное учение в книге «Дюнхор». Барченко нашёл в Лапландии останки доисторического религиозного центра у священного Сейдозера. В посёлке Ловозеро он хотел договориться с шаманами о посещении ритуального места — острова под названием Роговой, но получил отказ. При попытке попасть туда, невзирая на запрет шаманов, экспедиция едва не погибла.
Вернувшись, они обнаружили на берегу озера каменную колонну желтоватого цвета. Около неё людьми овладевал безотчётный ужас, и они один за другим впадали в меряченье. Барченко установил, что этот феномен является направленным массовым психозом неизвестного происхождения. — Причины его возникновения неизвестны до сих пор.
Позже Барченко возглавлял Спецлабораторию ОГПУ-НКВД и работал со знахарями, шаманами и медиумами. Однако его попытки изучения феномена меряченья ни к чему не привели. Результаты экспедиций были засекречены, а их участники репрессированы и расстреляны, затем расстреляли причастных к расследованию следователей.
Что такого обнаружила экспедиция Барченко, не позволяющее снять гриф секретности с архивов до наших дней? В 1930-х годах немецкий психиатр А. Шварц выяснил, что вспышки красного цвета определённой частоты вызывают у людей эпилептические припадки. А в 1957 году было обнаружено, что некоторые формы полярных сияний по своим частотам близки к основным ритмам головного мозга человека.
Икотка и загадочные подселенцы
На севере верят, что в древности колдуны выращивали на остатках еды или напитков некую сущность, внешне похожую на плесень. Её помещали в квас, морс или пиво и давали выпить жертве, «подсаживая» таким образом человеку икотку. Не исключены такие случаи и в наши дни.
Признаком заболевания является постоянная неукротимая икота. Попав в человека, сущность могла принимать различный облик: черта, лягушки, насекомого или даже другого человека, который «поселялся» у заболевшего в животе. Он с удовольствием сообщал жертве своё имя, как правило, человеческое: Егорка, Павлик, Даша и другие — и любил описывать свою внешность устами того, в кого вселялся, причём жил в нём годами. Есть три вида этой странной психической болезни. При «немой» больные не только икают, но и зевают, у них текут слезы и дрожат конечности. «Ревущая» икотка сопровождается спазмом гортани, и голос человека при этом меняется до неузнаваемости. При «говорящей» — продолжительное икание сопровождается выкрикиванием слов и фраз, её «носители» могли находить пропавшие вещи и предсказывать будущее.
Икотку знают карелы, мордва, вятичи, пермяки и другие северные народы. Эта сущность могла годами молча руководить своим носителем, вынуждая его совершать не свойственные ему поступки, и держать под контролем всю его жизнь. Подавала она голос, когда её собирались изгнать. Кстати, бес знал, когда его жертве придёт срок умереть, и сам решал, уйти ему вместе с человеком или «переселиться» в его родственника или знакомого. Считалось, что если умершего человека, страдавшего икоткой, перекрестить, бес прекращал своё существование.
В 1785 году епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин писал в Синод, что это особый вид порчи и одержимость злым духом. Он связывал эту болезнь с языческими верованиями местного населения, унаследованными ими от жившего в этих краях древнего народа «чуди белоглазой», обладавшего паранормальными способностями. Вера в то, что икотку напускают колдуны, в 1862 году привела к народному бунту, и толпа жгла их дома. Народ удалось усмирить только с помощью войск и духовенства. Этот феномен чаще всего имел место в сёлах Архангельской области, и ему наиболее подвержены беременные женщины. Болезнь, появившаяся у одной из жительниц, за несколько дней охватывала все село. Её симптомы могли бесследно исчезнуть через несколько недель, но вернуться через год или два.
Методы борьбы
Учёные-медики считают, что причиной заболевания является кислородное голодание мозговых клеток и недостаток или, наоборот, избыток йода, витаминов группы В, кальция или цинка. Икотку они считают феноменом психического заражения и относят к навязчивым психозам или вялотекущей шизофрении. Лечить её предлагают гипнозом. Вот только никто ещё не излечился этим способом. А загадочная сущность вступала с докторами в спор и выдавала такие подробности их личной жизни, что вызывала у них замешательство. При этом она откровенно радовалась их растерянности. У одного колдуна-знахаря удалось узнать рецепт средства, якобы помогающего избежать «поселения духа-черта». Это травяной отвар из телетайки, чертополоха и стародубки. Листья телетайки ядовиты и содержат нейротоксин, помогающий от многих болезней. Само слово «чертополох» — пугающий черта — отвечает названию растения. Его используют в медицине при нервных и психических проблемах, при заторможенности коры головного мозга. Ядовитым растением является и стародубка. Но в определённых дозах она применяется при лечении эпилепсии. Для защиты от проникновения и котки в организм знахари рекомендовали молитвы, обереги в виде щепотки соли или перца. Староверы в своих скитах лечили «порченых» жестокими методами: морили голодом, били, обливали на морозе водой, пугали цепными медведями и собаками. Люди, выжившие после такого «лечения», выздоравливали. За века сосуществования с икоткой люди изучили её привычки: она любит темноту, не принимает покрещенную пищу и пьёт красное вино. Не ест она мёд, не любит водку и чеснок, лук и перец, хрен и редьку. Капризная плесень не переносит молитву, ей не нравятся одежда и бельё красного цвета. Женщины использовали ткани, которые она не любит, а если икотка всё же появлялась, то её таким способом выводили. Заболевшему человеку приписывался строгий пост, и отпаивали его заговорённой водой. Через неделю у больного начиналась сильная рвота, и исторгалось нечто, похожее на чайный гриб. Его следовало сжечь, а пепел закопать. После этой процедуры человека никто не мог заколдовать три года.
Журнал: Тайны 20-го века №1/2, январь 2020 года
Рубрика: Редкие болезни
Автор: Валерий Кукаренко
Меряченье: странная и необъяснимая болезнь жителей Севера
Russia Beyond (Photo: francescoch/Getty Images)
«Сознание делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации: больная видит черта, страшного человека или что-нибудь подобное; начинает кричать, петь, ритмично биться головой об стену или мотать ею из стороны в сторону, рвать на себе волосы».
Симптомы
У всех заболевших была схожая симптоматика: человек внезапно полностью отключается от внешнего мира, входит практически в транс; припадок сопровождается судорогами, спазмами. Этнограф Вацлав Серошевский наблюдал сильные физические и душевные страдания таких людей. Он писал: «Больной воет, кричит, причитает, рассказывает небылицы, причем его ломает, сводит, бросает из угла в угол, пока, истощившись, он не уснет».
Лапландская экспедиция А. В. Барченко (1922).
Впрочем, если приступы отдельных людей можно было списать на временное помешательство, психическое расстройство или шутку, то, например, приступ одновременно у 70 человек вызывал серьезные беспокойства. В 1870 году такой случай произошел в отряде казаков в Нижне-Колымской части во время строевого учения. Рота внезапно начала повторять командные слова за командиром, будто передразнивая его. Командир рассердился и вышел из себя, и к своему удивлению услышал собственные только что произнесенные угрозы, но от солдат. Одновременно все они побросали ружья на землю.
Засекреченная экспедиция
А. В. Барченко (слева вверху) с участниками экспедиции на оз. Ловозеро у «священного» лопарского подземного лаза. 1922.
В районе Ловозера он пытался договориться с местными шаманами пустить экспедицию на священный остров Роговой. Получив отказ, группа все равно поехала на остров. По пути, у озера Сейдозеро они начали встречать обтесанные прямоугольные гранитные глыбы, напоминавшие пирамиды, вымощенные участки дороги (их приняли за остатки древней дороги), а затем наткнулись на необычный лаз, уходящий под землю. Тем не менее, спуститься туда группа так и не смогла. По их свидетельствам, всех одновременно охватил беспричинный ужас, люди потеряли контроль над собой.
Лапландская экспедиция А. В. Барченко
Повышенная внушаемость северян
Северяне считают мерячение началом так называемой шаманской болезни, поскольку массовая одержимость во время магических ритуалов во многом напоминает людей в состоянии мерячения. Оба явления объясняют вселившимся духом, но если шаман вызывает духа по своей воле и может повелевать им, то в случае с меряченьем дух якобы вселяется в человека помимо его воли.
Излишне жестокие условия
Сушка шкур в лагере саамов
Александр Барченко мерячение
Барченко мерячение. В 1920 году Барченко был приглашен к выступлению с научным докладом «Дух древних учений в поле зрения современного естествознания» на конференции Петроградского института изучения мозга и психической деятельности (сокращенно — Институт мозга). Там судьба свела его с еще одним замечательным и талантливейшим человеком, академиком Владимиром Михайловичем Бехтеревым
Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ (1857-1927) — российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Выпустил большое количество фундаментальных трудов по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Занимался исследованиями лечебного применения гипноза, в том числе при алкоголизме. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами.
Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель психоневрологического института (1908; ныне — имени Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).
Академик Бехтерев и Александр Барченко не могли не сойтись. С 1918 года Институт мозга под руководством академика занимался поиском научного объяснения феноменов телепатии, телекинетики, гипноза. Сам Бехтерев провел серию работ по изучению телепатии в опытах на человеке и животных. Наряду с клиническими исследованиями в Институте мозга проходили «обкатку» методы электрофизиологии, нейрохимии, биофизики, физической химии.
В Институте мозга Александр Васильевич работал над созданием нового универсального учения о ритме, одинаково применимого как к космологии, космогонии, геологии, минералогии, кристаллографии, так и к явлениям общественной жизни. Позднее он назовет свое открытие «синтетическим методом, основанном на древней науке». В сжатом виде это учение будет изложено в его книге «Дюнхор».
«Мерячение» действует как массовый психоз, лишая людей воли и заставляя бессмысленно повторять друг за другом различные движения
30 января 1920 года, на заседании ученой конференции института, по представлению академика Бехтерева Александр Барченко был избран членом ученой конференции «на Мурмане» и командирован в Лапландию для исследования загадочного заболевания — «мерячения», наиболее часто проявляющегося у районе Ловозера.
Пораженные мерячением люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды.
Ловозеро расположено в самом центре Кольского полуострова и тянется с севера на юг. Вокруг — тундра, заболоченная тайга, местами — сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь. Летом не заходит солнце. Жизнь теплится лишь в маленьких поселках и стойбищах, в которых живут лопари. Они промышляют рыбалкой и пасут оленей.
Именно здесь, в этом вымороженном пустынном диком краю, распространено необычное заболевание, называемое мерячением, или мэнэриком, иди арктической истерией. Им болеют не только туземцы, но и пришлые. Это специфическое состояние похоже на массовый психоз, обычно проявляющийся во времена справления шаманских обрядов, но иногда способно возникать и совершенно спонтанно.
Пораженные мерячением люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды. В конце XIX и в начале XX века на Крайнем севере России и в Сибири состояние меряченья охватывало довольно большие группы населения. В связи с этим даже был введен термин «психическая зараза».
В 1870 году сотник Нижне-Колымского казачьего отряда так писал местному врачу:
«Болеют какою-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70 человек. Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламаутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр».
А вот как описывает типичный припадок у женщины-якутки мерячения один из исследователей этого явления С.И.Мицкевич:
«Сознание делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации: больная видит черта, страшного человека или что-нибудь подобное; начинает кричать, петь, ритмично биться головой об стену или мотать ею из стороны в сторону, рвать на себе волосы».
Мерячение может продолжаться от одного-двух часов до целого дня или ночи и повторяться в течение нескольких дней. Якуты обычно объясняют припадки порчей или вселением в тело злого духа («мэнэрика») и потому говорят в таких случаях: «бес мучает».
По информации Мицкевича, про «мэнэриков» ходят среди населения разные рассказы, например, что они могут себя прокалывать насквозь ножами и это не оставляет следов, могут плавать, не умея плавать в обычном состоянии, петь на незнакомом языке, предсказывать будущее и так далее.
Одержимый «духом» во многом подобен шаману и обладает силой и способностями шамана, что, несомненно, роднит мерячение и шаманство. Различие между ними состоит лишь в том, что «мэнэрик» вселяется в больного против его воли, а шаман вызывает «духа» по своей воле и может повелевать им.
Интересно, что среди русских крестьян, особенно среди мистических сектантов, встречалось похожее заболевание, которое в народе обычно называли кликушеством. Русские ученые, в том числе Владимир Бехтерев, обратили на него внимание еще в конце XIX века.
Появлявшиеся время от времени публикации о «странной болезни», возможно, были известны и Барченко. Во всяком случае, он без колебания принял заманчивое предложение Бехтерева.
Барченко с членами экспедиции на север
Барченко пробыл на Севере безвыездно около двух лет. Работал на биостанции в Мурмане — изучал морские водоросли с целью их использования в качестве корма для крупного и мелкого рогатого скота. Вел работы по извлечению агар-агара из красных водорослей.
Выступал с лекциями, в которых горячо пропагандировал употребление в пищу человеком морской капусты. Кроме этого, занимался краеведческой работой в должности заведующего Мурманским морским институтом краеведения — изучал прошлое края, быт и верования лопарей. Это стало частью подготовки к уже давно задуманной им экспедиции в глубь Кольского полуострова.
Экспедиция эта, снаряженная по инициативе Мурманского Губэкосо (Губернского экономического совещания), началась в августе 1922 года. Участие в ней вместе с ученым приняли три его спутницы: жена Наталья, секретарь Юлия Струтинская и ученица Лидия Шишелова-Маркова, а также специально приехавшие из Петрограда астроном Александр Кондиайн (Кондиайни) и репортер Семенов.
Основной задачей экспедиции было обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями, или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии, почти не изученный учеными.
Тут нужно заметить, что русский Север давно уже привлекал к себе внимание Барченко. В романе «Из мрака» он пересказал древнее предание о племени чудь, ушедшем под землю, когда чухонцы завладели его территорией. С тех пор чудь подземная «живет невидимо», а перед бедой или несчастьем выходит на землю и появляется в пещерах — «печорах» — на границе Олонецкой губернии и Финляндии.
О чуди Барченко услышал вновь по пути к Ловозеру от молодой лопарской шаманки Анны Васильевны:
«Давным-давно лопари воевали чудь. Победили и прогнали. Чудь ушла под землю, а два их начальника ускакали на конях. Кони перепрыгнули через Сейдозеро и ударились в скалы, и остались там на скалах навеки. Лопари их называют «Старики»».
Уже в самом начале экспедиции, во время перехода к Ловозеру, ее участники натолкнулись в тайге на довольно странный памятник — массивный прямоугольный гранитный камень.
Всех поразила правильная форма камня, а компас показал к тому же, что он ориентирован по странам света. В дальнейшем Барченко выяснил, что, хотя лопари поголовно исповедуют православную веру, втайне они поклоняются богу Солнца и приносят бескровные жертвы каменным глыбам-менгирам, по-лопарски — «сеидам».
Изображение на скале знаменитый сегодня Куйва
Переправившись на парусной лодке через Ловозеро, экспедиция двинулась дальше в направлении близлежащего Сейдозера, почитавшегося священным. К нему вела прорубленная в таежной чаще прямая просека, поросшая мхом и мелким кустарником. В верхней точке просеки, откуда открывался вид одновременно на Ловозеро и Сейдозеро, лежал еще один прямоугольный камень.
Александр Кондиайн записал в своем дневнике:
«С этого места виден по одну сторону в Ловозере остров — Роговой остров, на который одни только лопарские колдуны могли ступить. Там лежали оленьи рога. Если колдун пошевелит рога, поднимется буря на озере.
По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура.
Контуры ее темные, как бы выбиты в камне. Фигура в позе «падмаасана».
На фотографии, сделанной с этого берега, ее можно было без труда различить».
Фигура на скале, напомнившая Кондиайну индусского йога, — это и есть «Старики» из лопарского предания.
Лаз под землю до сих пор не нашли современники
Участники экспедиции заночевали на берегу Сейдозера в одном из лопарских чумов. Наутро решили подплыть к обрыву скалы, чтобы лучше рассмотреть загадочную фигуру, но лопари наотрез отказались дать лодку.
Всего у Сейдозера путешественники провели около недели. За это время они подружились с лопарями, и те показали им один из подземных ходов. Однако проникнуть в подземелье так и не удалось, поскольку вход в него оказался завален землей.
В семейном архиве Кондиайнов сохранилось несколько страничек из «Астрономического дневника» Александра Кондиайна с рассказом об одном дне экспедиции, который заслуживает того, чтобы привести его здесь:
«Старики». На белом, как бы расчищенном фоне, напоминающем расчищенное место на скале, в Мотовской губе выделяется гигантская фигура, напоминающая темными своими контурами человека. Мотовская губа поразительно, грандиозно красива.
Надо себе представить узкий коридор версты 2-3 шириной, ограниченный справа и слева гигантскими отвесными скалами до 1 версты высотой. Перешеек между этими горами, которым оканчивается губа, порос чудесным лесом, елью — роскошной, стройной, высокой, до 5-6 саженей, густой, типа таежной ели. Кругом горы.
Осень разукрасила склоны вперемежку с лиственницами пятнами серо-зеленого цвета, яркими кущами берез, осин, ольхи; вдали сказочным амфитеатром раскинулись ущелья, среди которых находится Сейдозеро.
В одном из ущелий мы увидели загадочную вещь:
рядом со скитами, там и сям пятнами лежащими на склонах ущелья, виднелась желтовато-белая колонна вроде гигантской свечи, а рядом с ней кубический камень. На другой стороне горы с севера виднеется гигантская пещера, сажень 200, а рядом нечто вроде замурованного склепа.
Солнце освещало яркую картину северной осени. На берегу стояли 2 вежи, в которых живут лопари, выселяющиеся на промысел с погоста. Их всего, как на Ловозере, так и на Сейдозере, ок. 15 человек. Нас, как всегда, радушно приняли, угостили сухой и вареной рыбой.
После еды завязался интересный разговор. По всем признакам мы попали в самую живую среду седой жизни. Лопари вполне дети природы. Дивно соединяют в себе христианскую веру и поверья старины. Слышанные нами легенды среди них живут яркой жизнью. «Старика» они боятся и почитают.
Об оленьих рогах боятся и говорить. Женщинам нельзя даже выходить на остров — не любят рога. Вообще же они боятся выдавать свои тайны и говорят с большой неохотой о своих святынях, отговариваясь незнанием.
Тут живет старая колдунья, жена колдуна, умершего лет 15 назад, брат которого, до сих пор еще глубокий старик, поет и шаманствует на Умбозере.
Об умершем старике Данилове говорят с почтением и страхом, что он мог лечить болезни, насылать порчу, отпускать погоду, но сам он однажды взял задаток у «шведов» (вернее, чуди) за оленей, надул покупателей, т. е. оказался, по-видимому, более сильным колдуном, наслав на них сумасшествие.
Нынешние лопари имеют несколько другой тип. Один из них имеет немного черты ацтеков, другой — монгол. Женщины — с выдающимися скулами, слегка приплюснутым носом и широко расставленными глазами. Дети мало отличаются от русского типа.
Живут здешние лопари много беднее ундинских. Много их обижают, и русские и ижемцы. Почти все они неграмотные. Мягкость характера, честность, гостеприимство, чисто детская душа — вот что отличает лопарей.
Все лопари занимаются дублением кожи для себя и на продажу, некоторые строят лодки, делают из бересты чашки, корзины, рубят лес
Вечером после краткого отдыха пошел на Сейдозеро. К сожалению, мы пришли туда уже после захода солнца. Гигантские ущелья были закрыты синей мглой. Очертания «Старика» выделяются на белом фоне горы. К озеру через тайболу ведет роскошная тропа. Везде широкая проезжая дорога, кажется даже, что она мощеная. В конце дороги находится небольшое возвышение. Все говорит о том, что в глубокой древности роща эта была заповедной и возвышение в конце дороги служило как бы алтарем-жертвенником перед «Стариком».
Так выглядело поселение гиперборейцев в доисторические времена по рисункам Барченко
Погода менялась, ветер усилился, облака собирались. Надо было ожидать бури. Часов в 11 я вернулся на берег. Шум ветра и порогов реки сливались в общем шуме среди надвигающейся темной ночи. Луна поднималась над озером. Горы оделись чарующей дикой ночью. Подходя к веже, я испугал нашу хозяйку. Она приняла меня за «Старика» и испустила ужасный вопль и остановилась как вкопанная. Насилу ее успокоил. Поужинав, мы обычным порядком залегли спать. Роскошное северное сияние освещало горы, соперничая с луной».
На обратном пути Барченко и его спутники попытались вновь совершить экскурсию на «запретный» Роговый остров. Парнишка, сын местного священника, согласился перевезти членов экспедиции на своем паруснике. Но стоило им только приблизиться к таинственному острову, как поднялся сильный ветер, отогнал парусник и сломал мачту. В конце концов путешественников прибило к крошечному, совершенно голому островку, где они, дрожа от холода, и заночевали. А утром уже на веслах кое-как дотащились до Ловозерска.
Куйва — самая известная достопримечательность озера Сейдозеро. Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах, и это очень хорошо видно, особенно зимой.
Участники Лапландской экспедиции вернулись в Петроград глубокой осенью 1922 года. 29 ноября Кондиайн выступил на заседании географической секции общества «Мироведение» с докладом о результатах своей поездки, который назывался «В стране сказок и колдунов».
В нем он рассказал о сделанных экспедицией удивительных находках, свидетельствующих, по его мнению, о том, что местные жители-лопари происходят «от какой-то более древней культурной расы».
Мерячение или Икотка.
Мерячение или Икотка.
Похожее
Комментарии
Сотрудница кафедры физиологии и биохимии растений СПбГУ Катерина Сазанова в ходе научных исследований установила, что изображение 74-метрового мифического великана Куйвы на скале у Сейдозера на Кольском полуострове образовано из грибов и водорослей, сообщили в дирекции особо охраняемых природных территорий Мурманской области.
Так вы туристов не привлечете))) Ну что с вас взять..
«Поросло грибами» не значит «образовано грибами».
Комментарий к комментариям (не к Барченко): Л.Н.Гумилёв («Этногенез и биосфера»)выдвинул волнообразную (в отличие от циклической, линейной, спиральной) концепцию развития общества: прогресс сменяется регрессом, и если нет нового импульса к возрождению — наступает гомеостаз. В этой фазе и находятся народы севера.
лопырева возможно и такой вариант
Рисунок доисторического поселения гиперборейцев никак не может быть рисунком Барченко, поскольку он является рисунком Н.Ф.Жирова — реконструкции его столицы Атлантиды из его книги 1964 года «Атлантида. Основные проблемы атлантологии».
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.