Мещане это кто чем занимались
Мещане: сословие Российской империи
Мещане – городские жители или обыватели, занимающиеся ремеслом или мелкой торговлей.
История понятия «мещане»
С 16 века до конца 18 века такие горожане назвались горожанами или посадскими людьми, проживая «на посаде» города. Они несли тягло в пользу государства, занимались торговлей. Некоторые из них записывались в крестьяне. Беглых посадских людей излавливали и возвращали на посад.
В 1785 году Екатерина Вторая закрепила название этого сословия в Жалованной Грамоте городам.
Само слово мещанин польского происхождения, от слова «место, местечко», так обычно назвали населенный пункт.
Кто мог стать мещанином
Мещанином мог стать любой городской житель, имеющий в собственности участок земли или дом в городе. Занятия ремеслом или торговлей были основным источником доходов у мещан.
Место в сословной иерархии
Сословная иерархия строилась следующим образом:
Несколько раз происходило законодательное изменение в сословной иерархии. Например, были отменены купцы 3 гильдии. Автоматически их причислили к мещанам в 1863 году.
Купечество и мещанство на протяжении всей истории 17-20 века были тесно связаны, поскольку люди могли переходить туда и обратно, в зависимости от своих доходов. Если дела в работе шли хорошо, то мещанин переходил в купечество. Разорившийся купец причислялся в мещане.
Кстати, французский писатель Мольер в своей комедии «Мещанин во дворянстве» высмеивал желание разбогатевшего мещанства перейти в привилегированное сословие, «чтобы полностью чувствовать себя аристократами».
Мастеровые тоже относились к мещанам – ремесленникам. Подмастерье, проработав три года, становился мастером. В основном такая ситуация была на заводах (например, Уральских).
Сельские обыватели (крестьяне) могли попасть в мещанство, если официально покидали сельскую общину (общество). О чем делалась запись в обывательской книге.
Удостоверение мещанина ремесленника Беньямина Аронова Циммера. Он является переплетным мастерством.
У крестьян, особенно возрос интерес к мещанскому сословию в 1866 году, когда для мещан были отменены подати. Крестьяне, заинтересованные в нулевых налогах, часто шли на обман, покупая в городе недвижимость или арендуя участок, но ремеслом не занимались, продолжая жить по-прежнему земледелием.
Мои предки мещане
Мои предки Пащенко (Пащенковы), проживавшие в 19 веке в местечке Ейское-укрепление (Екатринославская губерния, ныне Краснодарский край), были потомственными мещанами, получив это звание в 18 веке. При этом, они занимались и ремеслом, и хлебопашеством.
А пра(3)дед Николай Мазурин, солдатский сын, самостоятельно приписался в мещане, став первым в своем роду мещанином. (Исповедная роспись Ейских мещан 1880 год)
В Екатеринбурге мещане Морозовы трудились на Верх-Исетском и Нижне-Исетском заводах.
Учет мещан
Про мещан велись учетные книги, куда вносились сведения о человеке и его семье, описывалось имущество, место проживания, профессиональное занятие, общественные обязанности. Сведения о детях были обязательными, поскольку мещанство, как звание, было наследственным.
Такая книга являлась свидетельством, подтверждающим реальную принадлежность человека к мещанскому сословию.
Ревизские сказки на мещан могли вести отдельно, как, например, в городе Екатеринбурге:
В исповедных росписях мещанское сословие писалось сразу за купечеством, согласно сословной иерархии. (Подробнее об исповедных росписях)
В метрической книге при регистрации рождения, брака или смерти указывалось сословие: мещанин. В записи о бракосочетании могло быть отмечено: «Мещанская дочь (сын)», после6 бракосочетания они писались уже полноценно мещанами.
Налоговые обязанности мещан
Как и любое другое непривилегированное сословие, мещане, несли рекрутскую повинность, уплачивали подушный налог, городские сборы, установленные в каждом населенном пункте.
В 1722 году была установлена подушная подать с городских жителей в размере 1 рубля 20 копеек с души.
Затем налог увеличивался, в некоторых местностях достигнув 2 рублей 50 копеек.
В 1866 году подушный налог для мещан был отменен, а вместо него введен налог на городскую недвижимость, тоже самое в посадах и местечках.
Функция мещанского общества
По примеру сельских у мещан были мещанские общества. Их можно сравнить с современные профсоюзом.
Мещанские общества вели учет и бумажные документы членов общества: причисляли, исключали, выдавали временные паспорта на переезд или временный выезд,
Мещанская управа собирала налоги с мещан. Контроль за взиманием налогов осуществлялся с помощью «круговой поруки».
На полученные налоги мещане строили самостоятельно школы, приюты, больницы, занимались оформлением документов для оплаты больницы, где лечились члены мещанского общества. Выплачивали содержание инвалидам, убогим, сиротам. Оказывали материальную поддержку на похороны, приданное сиротам, бедным семьям.
Несмотря на широкую социальную деятельность мещанского общества, такая функция являлась лишь поверхностной. Фактически, для государства мещанские общества были бесплатным органом контроля, в том числе полицейского, работавшего на местные власти.
В том числе, мещанская управа могла представить список людей, которых нужно сослать в Сибирь «за недостойное поведение» или исключить из мещан.
Решение об исключении из мещанства принималось мещанским обществом, а затем закреплялось судебным постановлением.
Управление мещанского общества
Главой мещанского общества являлись староста или управа, которые определялись с помощью выборов. Участвовать в выборах, так называемом мещанском сходе, могли все мужчины мещане от 21 года, имеющие имущество в городе (независимо от размера имущества).
Приписанные в мещане (солдаты и солдатские дети) в деятельности мещанского общества активного участия не принимали.
Справка мещанина города Мариуполя Абрама Тихеев Остановский для предоставления в Александровскую Городскую Управу. В том, что он проживает в поселке Полом безвыездно с 1911 года, что подписываю приложенной Казенной печатью удостоверяю.
Интересно, что существовало правило кворума. На первом собрании мещанского общества обязательно должно было собраться нужное для кворума количество человек. Если такого не случилось, то заседание откладывалось. Второе собрание принимало окончательные решения уже не зависимо от кворума.
Порядок на мещанских сходах был редкостью, часто приходилось вызывать полицейских, чтобы утихомиривать участников.
В зависимости от размера населенного пункта мещанская община имела свои особенности. В больших городах (помимо собственного городского старосты и управления) существовала мещанская управа (несколько человек и мещанский староста). В населенных пунктах поменьше действовал мещанский староста, возможно с 1 помощником. В мелких городах и местечках обязанности мещанского нес на себе городской староста.
Упразднение мещанства
Все сословия были упразднены после Революции, в ноябре 1917 года. С этого момента все мещане стали российскими гражданами, городскими жителями. Все звания и чины были полностью ликвидированы.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
ограниченными собственническими интересами
и узким идейным и общественным кругозором.
(Толковый словарь Д.Н.Ушакова.)
ОБЫВАТЕЛЬ (в современном языке) – ограниченный
человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску
слово приобрело после революции 1917 года.
Изначально слово «мещанин», называющее в Царской России лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, приобрело впоследствии нарицательное значение как человека ограниченного, с сугубо личными, мелкими обывательскими интересами, с неразвитым вкусом, безразличного к окружающему миру и интересам общества.
Большая Советская энциклопедия считает, что мещанам свойственны эгоизм, индивидуализм и стяжательство, аполитичность и безыдейность. Википедия приписывает им «мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений».
Мурло мещанина изобразил в своем стихотворении «О дряни» В.Маяковский.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина…
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Показательна в этом плане также комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». В ней рассказывается о мещанине Журдене, желающем “выбиться в люди” и стать дворянином. Ошибочно полагая, что для этого ему надо лишь иметь деньги и образование, он нанимает учителей для занятия разнообразными дисциплинами: философией, риторикой, музыкой, танцами, фехтованием. Но, желая получить быстрый результат, не прилагая больших усилий и поддавшись лести учителей, выманивающих у него деньги, он лишь выставляет себя посмешищем. История Журдена демонстрирует нам типичного представителя мещанской, обывательской среды, полностью захваченного тщеславием, жаждой денег, славы, титулов, чинов и наживы. Автор подчеркивает, что главное для человека не деньги, чины и слава, а его внутреннее содержание и душевные качества. Вот почему комедия Мольера, написанная еще в 1670 году, не утратила своей актуальности и сегодня.
Как бы ни было грустно, но и в наше время почти на каждом шагу встречаются мещане и обыватели. Зачастую обывателем считают у нас «потребителя». И это слово уже стало привычным для нашего слуха, хотя не каждый потребитель – обыватель, однако каждый обыватель – это потребитель. Вовсе не секрет, что стремление к вещизму, неуемному богатству называют мещанством. Мещанин, обыватель – человек ограниченный, с узким кругозором, не желающий его расширять и заниматься самосовершенствованием. Ему это не нужно, ему и так хорошо. Он уверен в себе и в том, что всё, даже вселенная, крутится вокруг него, а он, находясь в центре внимания, является «самым- самым».
В умах молодежи сейчас много информационного мусора. Современная действительность потребительского мира воспитывает у молодых людей эгоизм, стремление в первую очередь заботиться о себе, и лишь потом, в последнюю, о других, да и то, не обязательно, а если это не противоречит собственным желаниям и образу жизни.
Современное общество дает обширный набор примеров возведенного в культ мещанства. Это и стремление отдельных лиц иметь в личной собственности до десяти и более марок автомобилей, несколько квартир в различных городах, регионах и даже в других странах. Квартиры и виллы обставляются дорогой мебелью, а некоторые, особо состоятельные мещане-богатеи, пользуются золотыми унитазами. Модницы имеют в своем гардеробе сотни пар обуви, туфель, сапожек, босоножек, костюмов, нарядов «от кутюр», десятки меховых шуб, большое количество украшений из золота и бриллиантов. Спрашивается, к чему одному человеку столько машин, квартир, вилл, дач, одежды, обуви, предметов роскоши в то самое время, когда тысячи и миллионы граждан экономят на хлебе насущном?
Что ни говори, а слово «мещанство» содержит и несет в себе негативную интонацию. Как ни крути, ни верти, а обыватели и мещане, непременно помешаны и всё и вся оценивают через деньги. Если человек умен, интеллектуально развит, но беден, не имеет денег, он для них никто. Мещанство – это образ мыслей и, как следствие, образ жизни.
Таким образом, мещане в наших современных условиях не редкость. Это ограниченные лица со стереотипными взглядами и суждениями, живущие по определенному, навязанному окружением сценарию. Как правило, мещанин думает лишь о материальном благополучии и в результате становится мелочным, скупым и завистливым.
В наше время мещанином может быть, как бедный, так и очень богатый человек, миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям. К сожалению, мещанство – это довольно распространенное явление и качество, присущее многим жителям нашей планеты. Так, уверена в том, что не изжитое мещанство и обывательщина сыграли немалую роль в развале нашей страны.
В расчете заполучить себе лакомый кусочек подобные люди разваливали колхозы и совхозы, закрывали лучшие предприятия, заводы, фабрики, активно действующие комбинаты. В результате разбогатели и заполучили желаемое лишь самые изворотливые и хитроумные дельцы. Большинство же осталось у разбитого корыта, в роли наемных работников и рабов, которым зачастую даже не выплачивалась и теперь нередко не выплачивается вовремя заработанная честным трудом зарплата, Недаром говорят, что мещанство и идиотизм идут рука об руку. С этим явлением нашей жизни нужно обязательно бороться и подавлять его.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Мещанство
Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основой, на которой рождается и развивается мещанство и одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество. Там, где создается потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества. Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.
Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, – все в равной степени могут быть заражены мещанством. Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий все более и более изысканных. Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.
Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времен, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери. Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ.
Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество – это не только брать, но и давать взятки. Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается все население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами. Причем самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является ее основание, состоящее из беднейших слоев российского общества, которым взяток никто не дает, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.
У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали, это деньги. Вторая, не менее важная, – стремление к власти. Ибо власть дает им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.
Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое это бессмысленное накопление денег. Им все равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.
Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т. д., до того как он заболел мещанством, в своем проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала. Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.
Мещанство не способно к строительству, к высокопроизводительному труду. Оно может только разрушать. Это наглядно показали последние 16 лет истории России: по сути уничтожена промышленность, сельское хозяйство.
Отличительной чертой мещанствующих является то, что они не способны любить кого-либо. Может быть, своих близких, и то не всегда. Поэтому ждать от них каких-либо благ для народа бесполезное дело. Им нет до него никакого дела. Было бы им хорошо.
Отличительной чертой мещанствующих является их бескрайнее лицемерие. Мещанствующие в бога не верят, но так как грешат они очень много, то на всякий случай регулярно ходят в церковь, ставят свечки, прикладываются к иконам и дают пожертвования деньгами церковным приходам на реставрацию, ремонт, строительство новых храмов. Но на строительство детских домов и интернатов у них денег нет.
Мещанство ненасытно. Сколько ему ни давай, все ему мало. Оно никогда не перестанет грабить. Но несмотря на всю неприглядность мещанства, его пагубность и разрушительность человеческого общества это явление не случайно в жизни человеческого общества. Оно вполне закономерно и предсказуемо.
Самое страшное в рождении и развитии мещанства является то, что оно само по себе не отмирает. Оно будет все рушить вокруг себя до полного уничтожения, как раковая опухоль, разъедающая организм. Остановить этот процесс можно только силовыми мерами. Об этом говорит историческое прошлое. При этом разрушение мещанства обходиться человечеству большими потерями и разрушениями.
Вот краткие примеры. В Священном Писании можно найти легенду о городах Содом и Гоморра, в которых происходило все то, что в настоящее время происходит у нас в России. В результате эти города по велению Всевышнего были полностью уничтожены подземным огнем и огнем надземным. Погибли все.
Второй пример. Римская империя. В конце своей истории подавляющее население Римской империи было больно мещанством. В результате вместо труда римляне искали всевозможных удовольствий. Это стало основной целью их жизни. Итогом стало ослабление армии, хозяйство развалилось. И пришедшие кочевники безо всяких усилий захватили Италию. Разграбили и уничтожили население и ушли, оставив после себя пустыню.
Третий пример. Франция. В предреволюционный период там в полную меру гуляло мещанство. В результате был ограблен весь народ, разорено сельское хозяйство. Ввергли население в беспросветную нищету. Для прекращения данного процесса потребовалась революция. Революция смела мещанство. Но вместе с мещанством были уничтожены многие тысячи людей.
И последний пример. Царская Россия. В предвоенный период и период первой мировой войны мещанство не коснулось основной массы народа. В основном им была поражена правящая верхушка, так называемый высший свет, который вел себя не лучше остальных мещанствующих. Взяточничество, воровство, предательство и т. д. во всем цвете проявляло себя в тот период времени в России. И концом этому состоянию российского общества стала революция, приведшая к огромным людским потерям в начавшейся гражданской войне и полному разрушению государственности.
Мещанство является фундаментом, на котором образуется и развивается фашизм. Ярким подтверждением этому является порождение фашизма в Германии после ее поражения в первой мировой войне. Развитие мещанства и образование фашизма в Германии принесло человечеству неисчислимые потери. Только Советский Союз в войне с германским фашизмом потерял более 30 миллионов человек, Европа – около 20 миллионов. Но эти потери были бы гораздо выше в результате дальнейшей деятельности фашизма, если бы не противостоял Советский Союз. Люди нового общества уничтожили эту заразу.
Итак, мы установили, что возникновение мещанства в любой точке планеты приводит к одному: к разрушению государственности, экономики и огромным людским потерям. Практически после уничтожения мещанства, там где оно вольготно гуляло, оставалось голое поле, на котором будущим поколениям нужно было возводить новое здание общественной жизни.
Вот пример. После разгрома Римской империи оставшееся в живых население начало строить новые общественные отношения, новую государственность, что создало условия для последующего мощного культурного рывка, получившего название эпохи Возрождения, которая принесла всему человечеству великие достижения в живописи, литературе, скульптуре.
Уничтожение мещанства в России привело к созданию совершено новых общественных отношений, уничтожение мещанства, несмотря на огромные людские потери, полное разрушение экономики страны, расчистило место для строительства нового типа государства, основанного на новых общественных отношениях, Союза Советских Социалистических Республик.
На приведенных примерах видно, что мещанство само по себе не умирает, оно только уничтожается. Уничтожается самой потребностью эволюционного обновления, ибо становиться тормозом Эволюции. Отсюда можно сделать вывод, что и современное российское мещанство будет неизбежно уничтожено. Уничтожено вследствие эволюционного скачка, именуемого революцией.
Кто бы как ни думал и ни говорил, но сам факт исторического развития человечества подсказывает нам, что избежать революционных преобразований и связанных с ними жертв, невозможно.
Таким образом, напрашивается вывод: Россия стоит перед серьезным кризисом. Это не кризис власти, не общественных отношений, а кризис Культуры в целом. Кризис прежде всего нравственно-духовный. Кризис, вызванный противодействием эволюционному устремлению, толкающему человечество к новым общественным формациям. Противодействием мыслью, действием и самим образом жизни. И горе строящим запруду, ибо воды поднимутся и сметут со своего пути все и всяк. Но новый посев на чистой ниве даст новые ростки новых человеческих общественных отношений. Грядущей мировой Общины.
«Мещанин» — это кто на самом деле? Даже Пушкин себя так называл!
В современном толковом словаре напротив слова «мещанин» вы найдёте два определения. Первое: это лицо мещанского сословия, а к мещанам относили мелких городских торговцев, ремесленников и низших служащих.
Второе, с пометкой «разговорное»: мещанин – это человек с мелкими ограниченными интересами, узким кругозором, обыватель.
Давайте разберёмся, как из первого значения получилось второе и что вообще за слово такое – «мещанин»?
От сословия к образу жизни
С 1775 по 1917 годы мещанство в России было одним из пяти сословий. Оно существовало наряду с дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством.
Павел Свиньин, «Мещанка»
Сюда входили мелкие торговцы и ремесленники, а принадлежность к нему передавалась по наследству. Даже Пушкин писал о себе в стихотворении «Моя родословная»:
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Главным условием причисления к мещанам было владение домом. При этом обанкротившиеся купцы с капиталом менее 500 рублей автоматически становились мещанами, а обогатившиеся мещане с доходом свыше той же суммы – купцами.
Владимир Муллин, «Купцы гуляют»
В XVIII веке у «мещанина» появляется негативная окраска. Формируется мнение, что мещане – люди мелочные, консервативные и с явным недостатком культуры.
В советское время неуважение к мещанам ещё больше растёт. Замечу при этом: Ленин использовал это слово как экономический термин, подразумевая мелких производителей и частных собственников.
После 1917 года «мещанами» называют людей, которые живут в угоду собственным интересам, имеют узкий кругозор и равнодушны к интересам общества. Для них материальные блага становятся смыслом жизни, что противоречит советским идеалам человека.
Утихомирились бури революционных лон.
Подёрнулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
В. Маяковский «О дряни»
Что значит слово «мещанин». Истинное значение
Исторически термин сначала использовали по отношению к польским гражданам, что было связано с образованием Мещанской слободы и других мест проживания военнопленных из Польского государства. Для обозначения горожан в русском языке на тот момент уже было слово «посадский».
С лёгкой руки Екатерины II «мещанин» постепенно вытеснил «посадского», когда императрица предложила выделить средний класс горожан:
«В городах обитают мещане, которые упражняются в ремёслах, торговле, в художествах и науках».
Слово было заимствовано из польского языка, в котором существительное miasto («город») – родственник русского слова «место». К нему добавили суффикс и получили слово со значением «горожанин», «житель города».