Мещанин во дворянстве что является движущей пружиной развития действия в комедии
Урок 2. Тема: Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сюжет, проблематика)
Цели: 1) обратить внимание учащихся на отражение принципов классицизма в комедии;
2)познакомить учащихся с сюжетом и композицией произведения; 3) Способствовать воспитанию уважения к знаниям и нестерпимого отношения к невеждам.
Метод: комментированное чтение монтажа комедии, беседа.
Оборудование: различные издания комедии и иллюстрации к ним.
Ход урока
Проверка дом. задания.
— Назовите основные черты классицизма.
2.Слово учителя. Особенности комедии классицизма.Запись в тетрадях.
1. Комедия в системе жанров:
а) изображение повседневной жизни, людских пороков;
б) условный сюжет, комедийная схема;
в) задача «смешить и смехом пользовать»;
г) установка на разговорный язык;
д) счастливый конец;
2.Герои пьес классицизма:
а) « неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития;
б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);
в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;
г) герой-резонёр (Резонёр – персонаж литературы 17-18 веков, не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторской позиции)
История создания комедии.
Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.
«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.
Сейчас мы познакомимся с ее героями. Знакомство с афишкой.
Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.
Комментированное чтение по ролям.
Действие 1, явление 2.
Действие 2, явления 1, 3, 6, 8.
Беседа.
— Что является движущей пружиной развития действия в комедии?
— Почему Журдену так хочется походить на дворянина?
— Что ему мешает в осуществлении этого желания?
— Что собой представляют учителя Журдена?
— Какие свойства характера Журдена раскрываются на этих уроках?
— Кто вам показался на этих уроках смешнее и безобразнее – Журден или его учителя?
Вывод: Мольер в пьесе использует комические ситуации: контраст между важностью Журдена и его невежеством, превращение «комизма положений» в «комизм характера».
Работа в тетрадях.
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Тема – изображение того, что происходит с мещанином, пытающимся подражать дворянам
Идея – подражать достойным
Завязка – конфликт Журдена с буржуазной средой
Кульминация – конец 4 действия, когда купца делают турецким вельможей
Образ Журдена
1. Что представляет собой господин Журден: общественное положение, внешний вид.
2. Какие качества Журдена вызывают у вас смех и осуждение? Чем порождаются эти качества?
1. Основная особенность Журдена – непроходимая глупость. Но можем ли мы сказать, что он глуп от природы?
2. Как относится Мольер к Журдену?
7. Дом. задание:анализ образа Журдена
Урок 3. Тема: Герои пьесы.
Цели: 1) доказать, что в комедии дана сатира на дворянство и невежество буржуа;
2) определить в комедии черты классицизма.
Метод: беседа с элементами комментированного чтения; дискуссия учащихся
Ход урока
Беседа.
— На прошлом уроке мы говорили об идейно-тематическом содержании комедии. Подумайте, какая существует разница между внешней и внутренней культурой человека?
( внешняя культура проявляется прежде всего в стремлении делать «как все», в моде, в костюме, в обиходных вещах, в манере поведения и даже в речи.
Внутренняя культура дается человеку воспитанием, которое традиционно передается из поколения в поколение и проявляется в поведении, речи, во вкусе, в отношении к материальной и духовной культуре)
— Девушка, например, услышала от подруг, что модны оранжевые кофточки. Она покупает себе такую же и, надев, не учитывает остального цветового ансамбля своего костюма. И модная вещь «не смотрится». Молодой человек уступил место в автобусе молодой женщине с ребенком, но не увидел пожилого человека, который стоял, согнувшись, рядом с ним. С другой стороны человек с внутренней культурой никогда не наденет модной вещи, если она не соответствует его манере одеваться. Его фигуре. Такой человек не будет кричать при разговоре, употреблять бранные слова, громко хохотать или поднимать на кого-то руку. Он уступит свое место пожилому человеку, не рисуясь своей вежливостью.
Вернемся к комедии. Каким типом культуры обладает Журден и как это проявляется в комедии?
Анализ комедии Мещанин во дворянстве Мольера
История создания комедии «Мещанин во дворянстве» связана с Людовиком XIV. В 1669 году французский король принимал послов из Турции. Ему хотелось удивить гостей, поэтому предварительно все было подготовлено. Однако, турки лишь с осуждением отнеслись к французскому приему. Людовик XIV был оскорблен и заказал у Мольера произведение, которое осуждало бы турецкие традиции.
Жанр произведения обозначается как комедия-балет. Это совершенно новая форма, которая родилась из комедии классицизма. В пьесе соблюдается триединство времени, места и действия, она носит обличительный характер, а также все герои разделены на положительных и отрицательных.
Главными героями является господин Журден и его семья. Это зажиточный мещанин, который решил овладеть дворянским титулом любой ценой. Он нанял учителей, которые не давали ему знаний, а только хвалили его и вытягивали из него деньги. Его жена была полной противоположностью господина Журдена. Это образованная и умная женщина, которая не стремится к тому, что ей не по силам. У пары есть дочь Люсиль, которая любит Клеонта. Но отец против их брака, так как избранник дочери не дворянин. Но с помощью хитрости он представляется в образе знатного турка, и тогда господин Журден дает благословение. Граф Дорант использует Журдена ради получения денег и благ. Он в открытую смеется над своим другом. Он выдает подарки для маркизы от Журдена за свои собственные. Маркиза — капризная вдова, которую главный герой хотел сделать дамой своего сердца.
Другими героями произведения являются слуги в доме господина Журдена.
Сюжет комедии построен на желании господина Журдена любыми способами получить дворянский титул. Он нанимает учителей, которые обучают его танцам, этикету. Герой выглядит нелепо в этой роли. Однажды его посещает турецкая делегация, которая была построена Клеонтом и его другом. Жених Люсиль присуждает главному герою вымышленное аристократическое звание, чему господин Журден очень рад.
Главная мысль комедии выражена в том, что не нужно стремится прыгнуть выше своей головы. Нужно довольствоваться тем, что есть. Нельзя охватить необъятное, как это делал господин Журден, который за три дня выучил все правила хорошего тона! Относится к обучению нужно серьезно, чтобы действительно научиться чему-то. В образе Клеонта выражена мысль о том, что нужно быть находчивым и сообразительным, чтобы всегда добиваться своих целей.
2 вариант
Эта комедия написана по классическим канонам. В основу положен конфликт – страсти противостоят здравому смыслу. Главный герой, буржуа, имеет всё, о чём может пожелать человек. Но ему этого мало, желает стать дворянином, приобрести титул, он хочет быть значимым в обществе. Быть выше остальных людей. Он носится с этой идеей, как с «писаной торбой». Даже готов отрубить себе пальцы, лишь бы родиться графом или маркизом.
Журден смешон в своих попытках « обаристократиться». Он полностью теряет своё достоинство. Стал похожим на шута. Вот утром встал, лицо помятое, а на голове ночной колпак. Чулки не лезут на его толстые ноги. Беда Журдена в том, что он не с того, с которого надо, человека берёт пример.
Если человек хочет быть обманут – его обязательно обманут. В этом постарается его ближайшее окружение, даже парикмахер и сапожник не останется в стороне, что уже говорить об аристократах. Один их них, зная слабость главного героя к некой Доримене, приводит её в дом главного героя. Но этот аристократишка и сам не прочь жениться на Доримене. А средств на покупку подарков нет. И он беззастенчиво выдаёт подарки главного героя за свои.
Из-за своего непонятного желания стать аристократом Журден ставит под угрозу свадьбу своей дочери. Он не разрешает ей выходить замуж за любимого человека только по той причине, что он – не аристократ. Но всё решает умный слуга. Раз хочет отец аристократа, пожалуйста, турецкий подданный, да к тому же, паша его явно устраивает. А что бы не вызвать подозрений у Журдена, его самого посвящают в муфтия. Сбылась мечта идиота. Он дворянин, пусть турецкий.
Главная мысль комедии такова. Человека надо оценивать не по его титулу, а по его поступкам. Вот, к примеру, аристократ Дорант. Только титул, денег нет. И он, не заморачиваясь, берёт их у не аристократа Журдена. Для того, чтобы «пустить пыль в глаза» знатной даме, чтобы она выбрала в мужья его. И он потом запустит свои грязные руки в её деньги. Женщина попалась на удочку обманщика.
Автор обличает два общественных класса. Доверчивый буржуй Журден со своей мечтой стать аристократом. Мольер осуждает его за методы достижения своей мечты – любой ценой получить желаемое. Не помогут ни манеры, ни обучение танцам, музыке. Как был грубияном не отёсанным, так и остался.
Второй – класс аристократия. Титул есть, а совести и чести нет. Да и денег нет. Для достижения своих корыстных целей не остановится ни перед чем и кем. Обманет любого без зазрения совести.
Мораль комедии ясна. Надо искать преимущества и в своём статусе, полученном при рождении. А не пытаться примерить на себя другой статус. Как у нас говорят « Из грязи да в князи». Или ещё «Со свиным рылом да в калашный ряд».
Вариант 3
Извечное стремление людей казаться более значимыми, чем есть на самом деле, прекрасно проиллюстрировано в комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Это произведение, пользуясь современной терминологией, можно назвать государственным заказом. В нём завуалирована месть Людовика XIV, оскорбившегося на фразу турецкого посла, мол, на лошади повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции. Целью комедии было высмеять турецкие церемонии, а получился своего рода памятник человеческому тщеславию.
«Мещанин во дворянстве» классифицируют как комедию-балет. Рассмотрим, как реализуются в произведении оба этих жанра. Смешным для зрителя являются поведение и внешний вид главного героя; речь действующих лиц; ситуации, возникающие по причине недопонимания действий одних персонажей другими. Танцевальные вставки и пластические ремарки усиливают комедийный эффект, а карикатурность человеческих типов достигает своего пика.
Центральной фигурой произведения является господин Журден – мещанин, воспылавший любовью к маркизе Доримене. Желая добиться взаимности, он предпринимает ряд мер, которые с одной стороны, привлекают к нему мошенников и вызывают насмешки общества, а с другой, разрушают его семейный уклад и ставят под угрозу счастье дочери.
Всё внимание главного героя подчинено идее фикс – любыми способами стать дворянином. Вот его рассуждения по этому поводу: «Я бы позволил отрубить себе два пальца на руке, лишь бы мне родиться графом или же маркизом». Потому он верит всем вокруг: учителям-шарлатанам с их бесполезными уроками, графу Доранту, очаровывающему Доримену за счёт мещанина, спектаклю-розыгрышу, устроенному Клеонтом, как последней возможности жениться на Люсиль. Единственный персонаж, госпожа Журден, осознающая происходящее и желающая вернуть мужа из мира иллюзий, самим Журденом воспринимается как враг, мешающий его счастью.
Апофеозом слепоты главного героя является сцена посвящения в мамамуши, в которой турки избивают его палками, а он принимает это за благодать. Во истину, где умному горе, там дураку веселье. Однако так может показаться на первый взгляд при поверхностном знакомстве с произведением. На самом деле, господин Журден, это характер-призма, сквозь которую преломляются характеры других героев. Так, чванливые учителя оказываются не умнее своего доверчивого ученика, хитроумный граф вызывает отвращение в своём стремлении одурачить друга-мещанина, самоуверенность и чрезмерная приземлённость госпожи Журден не оставляет сомнений у читателя кто глава семьи, а маркиза и вовсе рисуется марионеткой, под стать центральному персонажу.
Созданная в 1670 году комедия не теряет своей актуальности и по сей день. Ведь чтобы превзойти себя есть два пути – первый, непрестанная работа по развитию своей личности. Второй – принимать желаемое за действительное, благо всегда найдутся пройдохи, имеющие девизом: «пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки».
Анализ произведения Мещанин во дворянстве
Комедия-балет Мольера «Мещанин во дворянстве» принадлежит к литературному направлению классицизма. В ней сохраняется принцип триединства. Местом действия становится дом главного героя буржуа Журдена. Все события происходят в течение 24 часов – единство времени. Ну и единство действия. Вся пьеса строится на одной главной идее: желании Журдена попасть в высшее общество и стать его частью.
По жанру комедия относится к социально-бытовой. Мольер поднимает в произведении несколько проблем. Во-первых, проблема места человека в обществе, и факторы, от которых это зависит. Во-вторых, вопрос о нравственных идеалах царящих в государстве. Это проблема морали и нравственности. Также поднимается проблема воспитания и образования.
Мольер на примере господина Журдена старается разоблачить социальные и человеческие пороки. Ведь Журден не стремиться к самосовершенствованию, все его действия продиктованы самолюбием, стремлением занять господствующее положение среди классов аристократии.
Для создания комического эффекта автор использует такие приемы как: ирония, сатира и сарказм. Его задача не только посмеяться над сложившейся ситуацией, но и показать нелепость и остроту происходящего действия. Гонясь за своей мечтой стать дворянином, главный герой теряет собственное лицо. Все его попытки, уроки танцев кажутся нелепыми для читателя. Он становится смешон. И чем больше он старается, тем дальше отдаляется от своей мечты стать дворянином.
К сожалению, искренний и добродушный Журден не видит лживости, циничности и беспринципности общества, частью которого так сильно хочет стать. Яркими представителями знатного дворянского рода являются Дорант и Доримена. Бутафорское великолепие знати лишает Журдена здравомыслия, даже уговоры жены и дочери не убеждают его. Особенно интересным в этом плане становится второстепенная линия сюжета – любовь Люсиль и Клеонта. Ради своего счастья они идут на хитрость, и выдают Клеонта за сына знатного турецкого вельможи. Журден не упускает возможности связать себя с семьей высокого титула, и даже соглашается на обряд посвящения в «мамамуши».
Комедия написана живым, народным языком, с помощью которого Мольер показал, что среди аристократии нет согласия. Класс буржуазии подчиняется классу дворян, несмотря на испорченность дворянской знати.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ комедии Мещанин во дворянстве Мольера
Популярные сегодня темы
Образ Василисы в пьесе Горького предстаёт перед читателем в не самом хорошем свете. Она является молодой замужней девушкой 26 лет. Женственность, мягкость, душевное тепло — всё это не про неё.
Римма Лебедева вместе с мамой приехали в город Свердловск из села, в котором проходили бои. Остановились они в квартире у тетки. Римма должна была пойти учиться в третий класс, и тетка решила поговорить прежде с учительницей
Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.
Облом представлял собой полного мужчину, который отрастил себе бороду и пузо, всегда думал при этом, что виноват весь мир. Штольц был тощий, щеки у него отсутствовали
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: описание, герои, анализ произведения
Комедия-балет «Мещанин во дворянстве» – смелый и очень удачный литературный эксперимент Мольера, который пользуется неизменным успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, которой будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В «Мещанине во дворянстве» анализ включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанровой принадлежности и истории создания произведения.
Краткий анализ
Год написания – 1670 год.
История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.
Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.
Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.
Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.
Направление – Классицизм.
История создания
Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Оттоманской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приемом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турков.
Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал свое детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием дворянства. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Сочинение про Журдена
Главным персонажем творения «Мещанин во дворянство» является господин Журден. Журден – это богатейший человек, который тщательно скрывает свое происхождение. Его плохое происхождение мешало ему попасть в светское общество.
Герой полагал, что деньги правят всем и на них можно приобрести все вплоть до любви и дворянского воспитания. За свои деньги герой нанял многочисленное количество преподавателей, которые начали его учить поведению аристократов и определенным наукам. Во время обучения герою получилось разоблачить недостатки и невежество людей из высшего общества. Герой не обладал особыми знаниями и поэтому он стал жертвой обманщиков. Журдена обманывали все от простых преподавателей до портного.
Стремление стать дворянином сделало из Журдена настоящее посмешище. Автор показал, что благодаря порокам люди могут забыть о своих хороших задатках. Увлечения стали смыслом жизни для героя. Журден обладал особым умом, который помог ему преумножить отцовское состояние. Он знал, что портной его обманывает, и при этом не стал ему перечить. Поскольку герой сильно хотел стать аристократом. Также Журден знал, что учителя не обучают его ничему. Тем не менее, желание стать дворянином было сильнее его разума.
Над Журденом все смеялись. Его супруга старалась отговорить супруга от замысла. Портной Дорант притворялся другом, хотя в душе ненавидел его. Герой стал посмешищем даже перед своими слугами. Причиной смеха являлся нелепый наряд Журдена. Его стремление пробиться в ряды дворян становится опасным для окружающих людей. Он стал обманывать и постоянно унижать супругу. Также стал плохо обращаться со слугами. Он даже решил пожертвовать счастьем дочери ради того, чтобы стать аристократом.
В произведении автор описал Журдена как грубого и необразованного человека. Одновременно герой был наивным, искренним и добродушным человеком. После изучения определенных наук герой начал изъясняться прозой. Каждое его открытие и действие вызывало только смех. В пьесе автор посмеялся над аристократами и направил острие сатиры против них. Несмотря на сильное желание попасть в высшее общество, Журден всегда оставался искренним человеком в отличие от Доримена и Доранта, которые не имеют совести и чести. Журден является добрым и состоятельным человеком, который нашел себе ненужное увлечение.
Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.
Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.
Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.
Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.
Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.
Главные персонажи
При анализе «Мещанина во дворянстве» стоит учитывать характеристику главных персонажей. Все они имеют свой склад характера, достоинства и недостатки:
Идея создания этого произведения заключается в том, чтобы показать публике, насколько глупо гнаться за титулами. Автор открыто критикует в своей комедии аристократический лад, указывает на унижения, которым подвергаются простые люди от главенствующей знати.
Многие учителя настоятельно рекомендуют почитать текст и постараться понять его главную мысль. Желательно записать собственные размышления в дневник, а затем тщательно проанализировать их. До сих пор многие цитаты из произведения «Мещанин во дворянстве» можно применить ко многим современным людям.
Композиция
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:
Краткое содержание по действиям
Действие первое
В 1 действии «Мещанина…» всего 2 явления. Автор представляет читателю учителей, пришедших обучать великовозрастного ученика всему, что должен знать и уметь настоящий светский человек. Они, как кажется, искренне стараются дать ему необходимые знания, но во время их беседы читатель понимает: главное для учителей – получить деньги за преподавание. Учителя догадываются: по-настоящему Журден учиться не желает.
Действие второе
Учитель танцев, затем учитель фехтования и наконец знаток философии по очереди дают Журдену уроки. Назревает ссора преподавателей, каждый из которых старается показать богатому клиенту, что именно его предмет – самый важный. Происходит драка, после которой наступает очередь философа попытаться дать Журдену хоть какие-то знания. Он хочет обучить последнего логике, но терпит фиаско: «ученик» лишь хвастается тем, что к нему ходят преподаватели, фактически же не желает дать себе труд освоить какую-либо науку. Философ сдается и рассказывает Журдену самые элементарные вещи. Журден влюблен в Доримену (вернее, почитает себя влюбленным), а потому, следуя светским обычаям, пишет этой знатной даме письмо с объяснением в чувствах. Письмо получается глупым, философ пытается его исправить, но Журден настаивает на своей версии.
Приходят портной с подмастерьем, одевают Журдена в немыслимый наряд, модный в великосветском обществе, но сидящий на мнимом «дворянине» смешно и нелепо.
Журден, одетый по последней моде
Действие третье
Является госпожа Журден, все еще не потерявшая надежду втолковать мужу, насколько он смешон в своих жалких попытках изобразить знатного господина. Ничего не помогает, Журден непоколебим.
В разгар беседы мужа и жены на сцену является Дорант, как обычно, пришедший занять у «дойной коровы» побольше денег. «Разве я могу отказать такой особе, которая еще утром говорила обо мне в королевской опочивальне?» – ликует «знатный» господин Журден и дает проходимцу еще 200 луидоров. За это граф обещает привести на ужин маркизу Доримену.
В явлениях 7, 8 и 9 завязывается новая интрига: госпожа Журден велит Николь передать Клеонту, что ему пора просить руки Люсиль. Однако влюбленные ссорятся. Как обычно, небольшая ссора заставляет чувства разгореться сильнее, и вот уже Клеонт готов идти к отцу красавицы, чтобы объявить себя женихом.
В 12-м явлении происходит разговор отца с потенциальным женихом Люсиль. Увы! Незнатное происхождение и нежелание Клеонта приврать, чтобы скрыть правду, приводят к закономерному итогу: Журден наотрез отказывает ему.
Тут слуге Ковьелю приходит на ум идея: надо разыграть Журдена, временно превратив Клеонта в сына турецкого султана. Столь знатному господину Журден отдаст дочь, даже не спрашивая ее согласия!
Тем временем наступает час праздничного ужина, на который Журден пригласил Доримену. Ее приводит под руку граф. Начинается балет, после которого должен состояться роскошный пир. Хитрый Дорант легко обводит тщеславного Журдена вокруг пальца, уверяя маркизу, будто все подарки несостоявшегося «дворянина» – на самом деле от него.
Господин Журден приветствует маркизу Доримену
Действие четвертое
Идет пир. Господин Журден изо всех сил любезничает с маркизой, будучи уверенным в том, что ему удалось разбудить в ее душе любовный пожар. Ловкий Дорант намеренно вводит в заблуждение обоих, рассказывая Доримене о подарках, сделанных за счет простодушного мещанина, а Журдену – о том, как необходимо вести себя в высшем обществе, дабы понравиться прекрасной даме. В разгар веселья неожиданно появляется госпожа Журден, давно подозревавшая мужа в попытке ей изменить. Она разгоняет пирующих и уходит.
Тут к Журдену лакеи вводят «толмача» – переодетого Ковьеля. Он рассказывает хозяину дома о визите сына турецкого султана, а также о том, что этот знатный господин влюбился в Люсиль и просит ее руки.
Пройдоха Ковьель ловко сочиняет настоящую сказку, уверяя Журдена в том, что отец его на самом деле был вовсе не торговцем тканями, а благородным дворянином, тканями же он занимался исключительно потому, что хорошо разбирался в них и «отдавал друзьям за деньги».
Журден готов поверить любой небылице, хоть немного приближающей его к мечте стать в одночасье знатным человеком. Почва подготовлена: можно действовать дальше. Ковьель делает решительный выпад, заявляя, что «турок» вот-вот явится.
Действительно, вскоре входит Клеонт, переодетый турком. Его сопровождает поющая и пляшущая свита. Следует описание обряда, наскоро превращающего нашего мещанина в «турецкого дворянина» – мамамуши. Теперь он – человек знатный, следовательно, сын турецкого султана легко может свататься к дочке мамамуши, не уронив своего достоинства.
«Сын турецкого султана» Клеонт и Журден
Действие пятое
Побитый палками в процессе обряда «обращения во дворянство» Журден, облаченный в немыслимый костюм, встречает свою супругу, которая уверена, что муж ее «совсем с ума сошел».
Между тем у Доранта с Дорименой тоже происходит объяснение: маркиза дает согласие выйти замуж за Доранта, дабы получить возможность распоряжаться и его сердцем, и его состоянием. Она ведь еще не знает, откуда граф брал деньги на великолепные презенты.
Приглашают Люсиль, которая быстро узнает возлюбленного и немедленно дает согласие на брак, прежде ею решительно отвергаемый. Подходит и госпожа Журден, Ковьель тихо растолковывает ей, в чем дело. К удивлению и радости мужа, она также легко соглашается на брак Люсиль, хотя ранее настаивала на ее союзе с Клеонтом.
Люсиль выходит замуж за Клеонта, Доримена – за Доранта, Николь – за Ковьеля. На этом пьеса заканчивается. Господин Журден одурачен, все счастливы, каждый получил то, к чему стремился.
Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.
Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.
Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.
Действующие лица
Прежде чем приступить к пересказу, необходимо вывести на сцену героев комедии. Вот они:
Кроме основных действующих лиц, есть и второстепенные. Это учителя, приходящие в дом Журденов, чтобы обучать главу семьи выбранным им дисциплинам: философии, танцам, музыке и фехтованию.
Помимо них, в пьесе представлены портной с подмастерьем, певцы и певицы, лакеи.