Мещанин во дворянстве о чем кратко
Краткое содержание Мещанин во дворянстве Мольера
В книге рассказывается о почтенном гражданине буржуазии Журдену. У господина Журдена было все, счастливая семья, здоровье, богатство. Журден пожелал стать аристократом. Аристократизм стал для него манией. Мания причиняла родным и близким всякие неудобства. На него работали лучшие парикмахеры и учителя, чтобы сделать из Журдена знатного аристократа. Также он пригласил учителей по танцам и музыке. От появления вкуса и оценки Журдена зависит сумма будущих гонораров учителей.
Перед учителями Журден вышел в халате. И попросил оценить свой наряд. Выбор наряда занял некоторое время. Послушав некоторые варианты музыки, Журден подсчитал, что такое творчество ему не надо. Но учителя убедили его в обратном. Поскольку знатные господины обязательно должны знать толк в музыке и танцах.
К приходу учителя музыки Журден подготовил специальный диалог. Диалог поможет найти общий язык с учителем. В высшем обществе без музыкального диалога не обойтись. Учитель танцев хотел обучить Журдена балету. Журдену балет не понравился. Учителя по музыке посоветовали господину устраивать концерты у дома каждую неделю. Учитель по танцам стал обучать Журдена менуэту.
Изящные движения по танцам прервал учитель по фехтованию. Тут все учителя стали спорить, кто сильнее. Через некоторое время между ними завязалась настоящая ссора. Вдруг в комнату вошел учитель по философии. Журден обрадовался приходу учителя. Тут он разнял всех. Он всем посоветовал обучиться философии и слишком переборщил и остальные учителя на него набросились.
Потрепанный учитель по философии приступил к уроку. Журден отказался от занятий логикой и этикой. Поэтому учитель сразу начал объяснять правила правописания. Произнося гласные буквы Журден радовался очень сильно. Журден от радости раскрыл свой секрет. Он был влюблен в даму из светского мира. Он хотел написать ей красивое и грамотное письмо. Журден попросил написать простое письмо без прозы и стихов. Журден не знал, что произносит литературную прозу каждый день. Но все же Журден не обладал профессионализмом. Журден составил текст. Учителю не получилось исправить текст Журдена. Чуть позже к господину пришел портной и преподаватель ушел. Портной по заказу Журдена сшил костюм в придворном стиле. Из – за костюма у Журдена пострадал кошелек.
Одев костюм он хотел прогуляться по улицам Парижа, но жена была против. Поскольку над ним смеялся весь город. По словам его жены, Журден был староват учиться чему – либо новому.
Журден возражал доводам жены. Он постарался удивить жену и служанку своей начитанностью. Жена Журдена винила всем знатных людей в том, что ее муж вел себя глупо. Для придворных франтов Журден был просто толстым кошельком. Одним из светских друзей Журдена был граф Дорант.
Граф пришел в гости и сделал комплименты костюму своего нового друга. После граф рассказал про королевскую опочивальню и про его долг. Сумма долга составляла 15800 ливров и попросил сверху еще 2200 ливров. Взамен пообещал вернуть долг и стать посредником между Журденом и маркизой Дорименой. Журден устраивал дома приемы и позвал в гости всю свиту. Там была и госпожа Доримена.
В конце история закончилась тем, что Журден обручил свою единственную дочь с женихом и дал свое благословение. В конце вечера все насладились спектаклем балета.
Подробный пересказ комедии Мольера Мещанин во дворянстве
Пьесу «Мещанин во дворянстве» относят к одному и значимых произведений классической литературы Франции. Комедия, как и иные произведения Мольера, показывает в гротескном виде тщеславие и человеческую глупость, высмеивая эти качества.
Из истории сознания комедии известно, что Мольеру в 1670г. заказал написать ее и поставить на сцене король Франции Луи XIV и которая должна была публично высмеять нравы и традиции турок. За год до этого делегация из Турции, незаконно выдававшая себя за посольство султана, унизила короля, сообщим тому, что конь их правителя лучше и богаче украшен, чем конь французского монарха.
В своей комедии, которую Мольер создал за 10 дней, автор не только выполнил заказ, но и расширил круг высмеиваемых лиц, включив в него собирательный образ французских буржуа, вынашивающих идею превращения в аристократию. «Мещанин во дворянстве» с первого действия погружает зрителя в мир пьесы, где жизнь главного героя превращается в фарс.
Действие комедии в основном разворачивается в доме зажиточного купца Журдена, который, находясь в почтенном возрасте, решил стать аристократом. Всю свою напористость направляет на подражание образу жизни представителей высших сословий. Его поступки и поведение настолько нелепы и смешны, что он становиться посмешищем перед окружающими. Честолюбие и потуги к быстрому перевоплощению в аристократа, превращают Журдена в глупца, за счет которого портные, учителя танцев, фехтования, музыки и философии ведут безбедное существование. К этим лицам относится и его опекун на пути к высшему сословию, граф по имени Дорант.
Стремясь превратиться в аристократа Журден противиться планам по замужеству дочери, которая влюблена Клеонта, так же выходца из сословия купцов. Клеонт, испытывая взаимные чувства к Люсиль, так зовут дочь Журдена, разыгрывает комедию с превращением в богатого турецкого вельможу.
«Мещанин во дворянстве» относиться к числу самых распространённых постановок в театрах всего мира. Состоит из пяти действий, не равных по времени. В оригинале постановка является симбиозом балета-комедии, в которой танцам и музыке отводится особая роль в сатирическом отношении к Журдену. Сочетание балета, оригинальной музыки и диалогов героев, в которых раскрываются характеры персонажей, создают поистине уникальную атмосферу театра XVII века.
Комедия представлена рядом занимательных, комических и смешных эпизодов в которых главный герой Журден предстаёт перед зрителем дурачком, стремящимся воплотить в жизнь свои непомерные амбиции.
В первом акте комедии Журден окружен лестью преподавателей музыки и танцев. Так как хозяин дома на своем пути к аристократии определил себе в даму сердца маркизу Доримену он намерен организовать пирушку с представлением и тем самым создать благоприятное о себе мнение и очаровать ее. В этих целях нанял учителей танцев и музыки, которые всячески рассыпаются в комплементах Журдену по поводу его замечательного внешнего вида и представляют программу развлечений. Хозяин дома, появившийся перед учителями в ярком халате и сомлевший от их восхвалений, предлагает им остаться и оценить его новый наряд, который вот-вот принесут.
Второе действие начинается с того, что на сцене появляется преподаватель фехтования с чьим приходом среди учителей начинается спор о том, что важнее для аристократа: умение владеть рапирой, танцы или музыка. Полемика перерастает в драку. Пришедший в дом Журдена учитель философии делает попытку разнять буянов, заявляя им, что его наука самая важная для аристократа за что и получает затрещины. После того, как преподаватели вымотавшись прекратили драку, изрядно помятый философ проводит урок с Журденом который делает из услышанного вывод о том, что изъясняться он умеет только прозой. В это время доставляют новый костюм и Журден, облачившись в него, продолжает выслушивать лесть от присутствующих учителей, стремящихся тем самым получить от купца побольше денег.
В третьем акте, самом длинном в пьесе, действие начинается с того, что супруга Журдена пытается убедить мужа в том, что его поведение лишь развлекает посторонних. Он создает проблемы для семьи. Его поведение бестолково и глупо и на этом наживаются сторонние люди, в том числе и его знакомый граф Дорант. Однако ее слова не находят понимания у Журдена и граф Дорант, прибывший в дом купца обхаживая его и обсыпая комплиментами получает в долг крупную сумму денег. Так же граф призывает Журдена проявить еще большую щедрость, так как вечером к нему придет его дама сердца маркиза Доримена, чтобы оценить лично галантность хозяина дома.
Тем временем супруга Журдена одобряет выбор своей дочери Люсиль, молодого мещанина Клеонта, который добивается ее руки. Клеонт безуспешно пытается получить согласие на брак у Журдена, который категорически против, так как молодой человек не знатного сословья. Однако слуга пройдоха Ковьель советует Клеонту воплотить в жизнь некий план, посредством которого Журден охотно отдаст за него свою дочь.
В четвертом акте Ковьель воплощает этот замысел и разыгрывает турецкий фарс. После того как супруга Журдена выпроваживает графа Доранта и маркизу Доримену, обвиняя их в негативном влиянии на мужа в дом прибывает разодетый Ковьель, изображая из себя аристократа. Он сообщает Журдену, что прибыл к хозяину дома с сообщением о том, что находящийся в городе наследник турецкого султана безумно влюблен в его дочь и предлагает познакомиться лично с предполагаемым зятем. Предлагает свои услуги в качестве переводчика.
Ослепший от восторга Журден с распростертыми объятьями встречает «турецкого аристократа» и с радостью соглашается выдать за него Люсиль. Сын турецкого султана, переодетый Клеонт, разговаривает на тарабарщине, которую «переводит» Ковьель, при этом он предлагает Журдену немедленно вступить в ряды турецкой аристократии, приняв сан мамамуши, естественно выдуманного дворянского титула.
Пятый акт начинается с того, что Журдена наряжают в турецкие наряды, нахлобучивают тюрбан и одевают халат. Вручают турецкий меч и требуют произнести клятву посвящения в ряды турецкой знати, которая естественно является абракадаброй. После этого радостный Журден призывает Люсиль и объявляет ей о своем согласии выдать ее за наследника султана. Девушка естественно противиться этому до тех пор, пока не узнает замаскированного Клеонта и соглашается с волей отца.
Пришедшая на шум супруга Журдена возмущена решением супруга, однако после того, как Кольен, отведя ее в сторону, рассказывает о целях реализуемого плана, соглашается с решением мужа и распоряжается немедленно послать за нотариусом для оформления брака.
Комедия «Мещанин во дворянстве» считается одним из любимых произведений мировой литературы, а Журден самым ярким персонажем произведений Мольера. Автор с непревзойдённым мастерством поднимает на смех честолюбие и тщеславие, высмеивает нелепые потуги лиц, старающихся занять не свое место. В собирательном образе Журдена представлен нарождающийся класс французский буржуа, умеющих зарабатывать, но испытывающих нехватку образования. Так же мастерски и сатирически представлены в пьесе лгуны, льстецы и стремящиеся разбогатеть за чужой счет.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Мольер. Все произведения
Мещанин во дворянстве. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Героем данного рассказа является лейтенант по имени Егор Дремов, который был всячески искалечен на войне. Фронт поразил персонажа не только физически, но и духовно. Дремову довелось сгорать в танке
Ранней весной 1945 года в подмосковный город Серпухов прибыл поезд с ранеными. Закованные в гипсовый панцирь, они почти все могли только лежать и глядеть в окно. Да ждать заветной Победы.
Невероятное историческое значение имеет роман Пруса «Кукла». Его выпустили отдельным изданием в газете «Курьер цодзенны» примерно в 1890-е годы. Прус дополнил роман глубоким изучением психологии людей
Действие начинается с момента, когда один из самых зажиточных жителей Англии Ричард Кюв отправляет любимую дочь в школу-интернат для подготовки ее к жизни в аристократическом обществе
Мещанин во дворянстве
Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье — все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей — танцев и музыки — вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.
Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат — такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать — и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.
Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку — в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.
К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек — ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.
Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев — менуэту.
Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук — умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово — и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.
Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался — кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук. Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.
Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой — слова там уж больно заковыристые, — так и этикой — к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, — учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.
Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков — в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий — оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!
Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден — на чаевые.
В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению — и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?
Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.
Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные — как их там — пре-ро-га-тивы.
Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести — для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения — маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.
Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.
Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал — он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.
Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя — это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.
Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.
Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре — чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять её, — что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.
Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.
Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему — паладины. Журден был в восторге.
Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.
Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.
Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара — Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Мещанин во дворянстве» — краткое содержание и пересказ по действиям и явлениям комедии Мольера
Краткие сведения о произведении
Главный герой комедии
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Действие происходит в доме мещанина Журдена. Хозяин влюблён в маркизу Доримену и стремится завоевать расположение этой красавицы-аристократки. Для этого господин он во всём подражает дворянскому сословию: в одежде, умении танцевать и т. п. Но эти попытки попросту смешны и неуклюжи, поэтому госпожа Журден и даже её служанка высмеивают его.
Журден не разрешает брак своей дочери Люсиль с Клеонтом, так как молодой человек не является дворянином. Тогда слуга Клеонта придумал хитрость. Он устроил якобы посвящение господина Журдена в турецкий дворянский сан «мамамуши» (это слово слуга выдумал). Затем представил ему сына турецкого султана (переодетого Клеонта). Господин Журден с радостью согласился отдать этому высокородному человеку свою дочь в жёны.
Краткий пересказ по действиям и явлениям (более подробный, чем краткое содержание)
Действие 1
Явление 1
Учитель музыки говорит учителю танцев, что велел своему ученику сочинить для серенады музыку, и они начали обсуждать господина Журдена. Учитель музыки считает, что этот чудак, помешанный на «дворянстве и светском обхождении», является для них кладом, так как хорошо платит за уроки.
Учитель танцев говорит, что хотел бы, чтобы господин Журден больше понимал в тех вещах, которым они его учат.
Явление 2
Вошёл господин Журден в ночном колпаке и халате и начал хвастаться перед учителями, что у него такой халат, какие носят по утрам знатные люди.
Затем учитель музыки представил хозяину дома музыку, которую сочинил его ученик для заказанной серенады. Журден, послушав начало серенады в исполнении певицы, сказал, чтобы песню сделали повеселее, и для примера спел куплет из народной песенки. Учителя похвалили и песенку и пение. Учитель музыки сказал, что господину Журдену хорошо бы выучиться не только танцам, но и музыке, и тот, узнав, что «знатные господа тоже учатся музыке», согласился. Затем певица и два певца поют музыкальное сочинение учителя музыки. А учитель танцев дал сигнал танцовщикам показать различные танцевальные движения, которым хотел обучить хозяина дома.
Действие 2
Явления 1–2
Учитель танцев сказал, что для господина Журдена сочинил балет, и тот ответил, что он понадобится уже сегодня, так как к нему пожалует особа, ради которой он всё это и устраивает.
Узнав от учителя музыки, что знатные господа устраивают раз в неделю у себя концерты, господин Журден решил не отставать от них.
Затем он показал, как умеет танцевать менуэт и попросил учителя танцев научить, как нужно кланяться маркизе.
Явление 3
Пришёл учитель фехтования и стал учить господина Журдена. Затем он начал хвалить науку фехтования, утверждая, что она выше танцев и музыки. Другие учителя возмутились, поссорились с этим хвастуном и хотели его побить.
Явление 4
Другие учителя разъярились, стаи обзывать философа и ушли, продолжая драться с ним.
Явление 5
Господин Журден говорит лакею, что не будет разнимать их, а то ещё халат порвётся, да и огреть они могут так, что своих не узнаешь.
Явление 6
Вернулся учитель философии и спросил, с чего хочет начать учиться господин Журден — с логики, этики или физики. Он кратко рассказал, что изучают эти науки, но Журден не захотел их изучать, а попросил обучить его чистописанию. Учитель стал объяснять, какие манипуляции нужно производить, чтобы произнести голосовые звуки: А, Е, и т. п. Господин Журден пробовал по его рекомендациям произносить их, у него всё получалось, и он был в восторге.
Затем он попросил учителя философии помочь составить записочку великосветской даме. Учитель спросил, стихи это будут или проза. От него Журден узнал, что такое проза и был поражён, что всю жизнь, оказывается, говорит прозой. С помощью учителя он хотел расставить в своей любовной записке слова так, чтобы было покрасивее и полюбезнее. После нескольких вариантов перестановки слов учитель признал вариант Журдена (то есть первый) лучшим.
Явление 7
После ухода учителя господин Журден, узнав от лакея, что портной ещё не принёс костюм, очень разозлился.
Явление 8
Пришёл портной, господин Журден стал его укорять, что на костюме цветочки головками вниз, но тот сказал, что так носят все господа. Тогда Журден согласился, что так и правда красиво.
Явление 9
Подмастерья стали облачать господина Журдена в костюм, танцуя под музыку. Затем один из них попросил пожаловать деньги, чтобы они выпили за его здоровье. Журден был очень доволен, что подмастерье при этом назвал его «вашей милостью» и дал деньги. Подмастерье поблагодарил, назвав его «ваше сиятельство». Журден дал ещё денег со словами: «На, вот тебе от его сиятельства!» Тот поблагодарил, назвав его «ваша светлость», и снова получил деньги.
Подмастерья, радуясь щедрости господина, танцуют.
Действие 3
Явление 1
Господин Журден собирается пройтись по городу в новом костюме и приказывает двум лакеям не отставать, чтобы все видели, что это его лакеи.
Явление 2
Вошла Николь и стала хихикать, так как не могла удержаться от смеха при виде своего господина, одетого в новый костюм. Тот приказал ей навестив доме чистоту, так как скоро придут гости.
Явление 3
Увидев мужа в новом костюме, господа Журден сказала, что он вырядился шутом, добавив, что ей надоело, что в доме с утра орут песни. В ходе разговора её муж похвастался, что знает, что такое проза и как произносится звук У. Жена сказала, что все эти причуды начались с тех пор, как он начал водиться с важными персонами. Она подозревает, что граф, с которым подружился муж, не вернёт деньги, которые он у него постоянно занимает.
Явление 4
Входит граф Дорант. В ходе разговора он стал подсчитывать свой долг господину Журдену. Оказалось 15 800 ливров. Дорант сказал, чтобы тот дал ему ещё 200 пистолей для ровного счёта, и пообещал возвратить долг в ближайшее время. Жена предупреждает Журдена, что этот проходимец разорит его, но он отвечает, что не может отказать такой важной особе и уходит за деньгами.
Явление 5
Происходит разговор Доранта с госпожой Журден. Она отвечает на его вопросы дерзко и с большой досадой
Явление 6
Господин Журден принёс Доранту 200 луидоров. Тот тихо сказал, что сейчас сюда пожалует маркиза пообедать и посмотреть балет. Они отошли в сторону, и Дорант сообщил, что, наконец, уговорил маркизу принять бриллиант от господина Журдена и что передал его только сегодня. Господин Журден сказал Доранту, что устроил так, что его жена будет обедать у сестры и вернётся только вечером. Затем они уходят.
Явление 7
Госпожа Журден говорит, что муж, наверно, за кем-то ухаживает, и она постарается узнать — за кем. Затем сообщает Николь, что Клеонт влюблён в Люсиль, и она постарается устроить их свадьбу. Николь сказала, что ей по душе слуга Клеонта и она хочет выйти за него замуж. Госпожа Журден приказала ей позвать Клеонта и ушла.
Явление 8
Заходят Клеонт и его слуга Ковьель. Николь пытается сказать Клеонту, что она вестница его счастья, но он отправляет её сказать госпоже, что ей больше не удастся его обманывать. Ковьель тоже сердито просит Николь оставить его в покое. Удивлённая служанка пошла рассказать об этом происшествии барышне.
Явление 9
Клеонт и Ковьель обсуждают поступок Люсиль — на прогулке она прошла мимо, не посмотрев на Клеонта. Он убеждён, что ей вскружил голову граф, который бывает у них в доме. Клеонт решил «из чувства чести» не допустить, чтобы она первая объявила о разрыве отношений. Несмотря на то, что Люсиль ему нравится, Клеонт хочет её забыть. Ковьель, подражая господину, тоже решил не общаться с Николь.
Явление 10
Вошли Люсиль и Николь, но молодые люди не пожелали с ними разговаривать. Люсиль догадалась, что её жениха расстроила сегодняшняя встреча на улице. Она объяснила, что с ней шла её тётка, которая ненавидит мужчин и считает, что девушкам нельзя с ними общаться. Все четверо молодых людей помирились.
Явление 11
Вошла госпожа Журден и сказала Клеонту, что сейчас придёт её муж и можно попросить у него руки Люсиль.
Явление 12
Вошёл отец Люсиль, и Клеонт попросил выдать за него дочь. Тот, узнав, что Клеонт не дворянин, сказал, что его дочь не выйдет за него, и ушёл.
Явление 13
Госпожа Журден посоветовала дочери сказать отцу, что выйдет замуж только за Клеонта, и они пошли к нему.
Явление 14
Ковьель сказал Клеонту, что Журден помешался, и предложил разыграть его, обвести вокруг пальца. Клеонт соглашается, и они уходят.
Явления 15–18
Пришли маркиза Доримена и граф Дорант. Лакей сказал им, что барин сейчас выйдет. Из разговора графа с маркизой становится ясно, что деньги, которые занимает Дорант у господина Журдена, он тратит на то, чтобы склонить Доримену выйти за него замуж. Бриллиант, который Журден попросил подарить Доримене от его имени, Дорант подарил как бы от себя.
Явления 19–20
К ним вышел господин Журден и стал неуклюже делать поклоны Доримене, как его научил учитель танцев. Дорант тихо сказал ему, чтобы не проговорился о бриллианте, который подарил Доримене, так как это будет неучтиво. Затем вошли шесть поваров, стали танцевать, а затем внесли стол, уставленный блюдами.
Действие 4
Явление 1
За обедом господин Журден любезно беседует с Дорименой. Их развлекают певцы. Доримена в восторге от их пения, обеда и господина Журдена.
Явление 2
Вошла госпожа Журден и разразилась упрёками мужу, что он тратит деньги на дам, потчует их, нанимает певцов, а её в это время удаляет их дома. Дорант сказал, что это он устроил в честь дамы обед, а её муж только предоставил для этого свой дом. Хозяйка не верит этому и стыдит Доранта и Доримену, которая позволяет её мужу ухаживать за ней. Доримена удивлена и оскорблена. Она уходит, за ней бежит Дорант.
Явления 3–4
Господин Журден ругает жену за то, что она выгнала таких знатных особ.
Явление 5
Вошёл переодетый Ковьель и сказал, что он был другом отца господина Журдена и что отец был настоящий дворянин. Журден был удивлён, что его отец, оказывается, был дворянином, и очень обрадовался. Ковьель сообщил, что сын турецкого султана влюблён в Люсиль и хочет на ней жениться, а своего будущего зятя произвести в «мамамуши», то есть в самый почётный турецкий сан.
Господин Журден возгордился, но сказал, что дочь поклялась выйти только за Клеонта. Ковьель ответил, что, когда она увидит сына турецкого султана, её чувство перейдёт к нему, так как этот важный турок очень похож на Клеонта.
Явления 6–8
Вошёл Клеонт, одетый турком, и стал говорить якобы по-турецки, а Ковьель стал переводить его речь. Мнимый турок позвал господина Журдена готовиться к церемонии посвящения в «мамамуши» и увёл его. Ковьель хохочет и приглашает вернувшегося Доранта посмотреть комедию, которую они устроили.
Явления 9–12
Происходит турецкая церемония. Турки танцуют и поют, муфтий молится и говорит, коверкая слова, что будет просить, чтобы господина Журдена произвели в почётный сан и отправили в Палестину воевать с христианами.
Явление 13
Происходит церемония посвящения господина Журдена в мамамуши. Звучит музыка, турки, танцуя, надевают на него тюрбан.
Действие 5
Явление 1
Госпожа Журден, увидев мужа в таком виде, разражается упрёками. Он объясняет, что его произвели в мамамуши и он отправляется в Палестину воевать с христианами. Жена решила, что он рехнулся.
Явление 2
Дорант привёл Доримену, чтобы она полюбовалась на забавное зрелище, и сказал, что их долг — помочь Клеонту в сердечных делах и поддержать его идею с маскарадом. Доримена, увидев здесь грандиозные приготовления, решила, что это всё устроил Дорант ради неё. Чтобы он не тратился больше на неё, Доримена объявила, что решила выйти за него замуж.
Явления 3–5
Вошёл господин Журден, и Дорант поздравил его с новым званием. Входит Клеонт в турецкой одежде, затем Ковьель.
Явления 6–7
Входит Люсиль, и её отец сообщает, что за неё сватается богатый господин. Она отвечает, что не желает выходить замуж, но затем узнаёт Клеонта и говорит, что согласна.
Вошла её мать и стала возмущаться, что муж хочет выдать дочь за какого-то шута. Тот сказал, что не за шута, а за сына турецкого султана. Ковьель тихо объяснил госпоже Журден, что сын турецкого султана — это Клеонт, и что всё это они устроили, чтобы подделаться под причуды её мужа.
Госпожа Журден громко заявила, что согласна на брак дочери. Господин Журден был очень доволен, что переводчик всё объяснил жене и что она согласилась.
Госпожа Журден сказала, что надо позвать нотариуса. Дорант сообщил ей, что он и маркиза тоже воспользуются услугами этого нотариуса и заключат брак, так что госпоже Журден не придётся больше ревновать своего мужа.
Господин Журден тихо спросил Доранта: «Это вы для отвода глаз?» На что тот ответил, что пусть госпожа Журден тешится этой басней. Господин Журден был доволен, что так всё хорошо устроилось, и велел послать за нотариусом.
Дорант сказал, что сейчас, пока нотариус не пришёл, можно посмотреть балет. Господин Журден согласился, а его жена спросила: «А как же Николь?» На что тот ответил, что отдаёт её переводчику, а свою супругу — кому угодно. Ковьель поблагодарил его и сказал (в сторону): «Ну уж другого такого сумасброда на всём свете не сыщешь!»
Комедия заканчивается балетом.
Заключение к краткому пересказу
В комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) комедии «Мещанин во дворянстве»: тщеславие — смешное и нелепое чувство, которое ни к чему хорошему не приводит. Из-за него человек теряет уважение окружающих.
Пьеса — только преддверие спектакля, поэтому постарайтесь посмотреть её на сцене.
Краткое содержание комедии может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.