Мещанская жизнь что это
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
ограниченными собственническими интересами
и узким идейным и общественным кругозором.
(Толковый словарь Д.Н.Ушакова.)
ОБЫВАТЕЛЬ (в современном языке) – ограниченный
человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску
слово приобрело после революции 1917 года.
Изначально слово «мещанин», называющее в Царской России лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, приобрело впоследствии нарицательное значение как человека ограниченного, с сугубо личными, мелкими обывательскими интересами, с неразвитым вкусом, безразличного к окружающему миру и интересам общества.
Большая Советская энциклопедия считает, что мещанам свойственны эгоизм, индивидуализм и стяжательство, аполитичность и безыдейность. Википедия приписывает им «мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений».
Мурло мещанина изобразил в своем стихотворении «О дряни» В.Маяковский.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина…
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Показательна в этом плане также комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». В ней рассказывается о мещанине Журдене, желающем “выбиться в люди” и стать дворянином. Ошибочно полагая, что для этого ему надо лишь иметь деньги и образование, он нанимает учителей для занятия разнообразными дисциплинами: философией, риторикой, музыкой, танцами, фехтованием. Но, желая получить быстрый результат, не прилагая больших усилий и поддавшись лести учителей, выманивающих у него деньги, он лишь выставляет себя посмешищем. История Журдена демонстрирует нам типичного представителя мещанской, обывательской среды, полностью захваченного тщеславием, жаждой денег, славы, титулов, чинов и наживы. Автор подчеркивает, что главное для человека не деньги, чины и слава, а его внутреннее содержание и душевные качества. Вот почему комедия Мольера, написанная еще в 1670 году, не утратила своей актуальности и сегодня.
Как бы ни было грустно, но и в наше время почти на каждом шагу встречаются мещане и обыватели. Зачастую обывателем считают у нас «потребителя». И это слово уже стало привычным для нашего слуха, хотя не каждый потребитель – обыватель, однако каждый обыватель – это потребитель. Вовсе не секрет, что стремление к вещизму, неуемному богатству называют мещанством. Мещанин, обыватель – человек ограниченный, с узким кругозором, не желающий его расширять и заниматься самосовершенствованием. Ему это не нужно, ему и так хорошо. Он уверен в себе и в том, что всё, даже вселенная, крутится вокруг него, а он, находясь в центре внимания, является «самым- самым».
В умах молодежи сейчас много информационного мусора. Современная действительность потребительского мира воспитывает у молодых людей эгоизм, стремление в первую очередь заботиться о себе, и лишь потом, в последнюю, о других, да и то, не обязательно, а если это не противоречит собственным желаниям и образу жизни.
Современное общество дает обширный набор примеров возведенного в культ мещанства. Это и стремление отдельных лиц иметь в личной собственности до десяти и более марок автомобилей, несколько квартир в различных городах, регионах и даже в других странах. Квартиры и виллы обставляются дорогой мебелью, а некоторые, особо состоятельные мещане-богатеи, пользуются золотыми унитазами. Модницы имеют в своем гардеробе сотни пар обуви, туфель, сапожек, босоножек, костюмов, нарядов «от кутюр», десятки меховых шуб, большое количество украшений из золота и бриллиантов. Спрашивается, к чему одному человеку столько машин, квартир, вилл, дач, одежды, обуви, предметов роскоши в то самое время, когда тысячи и миллионы граждан экономят на хлебе насущном?
Что ни говори, а слово «мещанство» содержит и несет в себе негативную интонацию. Как ни крути, ни верти, а обыватели и мещане, непременно помешаны и всё и вся оценивают через деньги. Если человек умен, интеллектуально развит, но беден, не имеет денег, он для них никто. Мещанство – это образ мыслей и, как следствие, образ жизни.
Таким образом, мещане в наших современных условиях не редкость. Это ограниченные лица со стереотипными взглядами и суждениями, живущие по определенному, навязанному окружением сценарию. Как правило, мещанин думает лишь о материальном благополучии и в результате становится мелочным, скупым и завистливым.
В наше время мещанином может быть, как бедный, так и очень богатый человек, миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям. К сожалению, мещанство – это довольно распространенное явление и качество, присущее многим жителям нашей планеты. Так, уверена в том, что не изжитое мещанство и обывательщина сыграли немалую роль в развале нашей страны.
В расчете заполучить себе лакомый кусочек подобные люди разваливали колхозы и совхозы, закрывали лучшие предприятия, заводы, фабрики, активно действующие комбинаты. В результате разбогатели и заполучили желаемое лишь самые изворотливые и хитроумные дельцы. Большинство же осталось у разбитого корыта, в роли наемных работников и рабов, которым зачастую даже не выплачивалась и теперь нередко не выплачивается вовремя заработанная честным трудом зарплата, Недаром говорят, что мещанство и идиотизм идут рука об руку. С этим явлением нашей жизни нужно обязательно бороться и подавлять его.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
МЕЩАНСТВО
Полезное
Смотреть что такое «МЕЩАНСТВО» в других словарях:
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО социально психологический тип личности и система ценностей, генетически связанные с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря… … Философская энциклопедия
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова
мещанство — обывательщина, филистерство, ограниченность; бюргерство Словарь русских синонимов. мещанство см. обывательщина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
Мещанство — У этого термина существуют и другие значения, см. Мещанство (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия
мещанство — а, только ед., с. 1) В дореволюционной России: сословие, включавшее городских ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т. п. 2) перен. Психология и поведение человека с мелкособственническими интересами и узким кругозором. Организованная … Популярный словарь русского языка
МЕЩАНСТВО — низшее городское сословие, состоявшее в подушном окладе и подлежащее рекрутскому набору в солдаты. Название «мещанство» идет от слова «место» или «обыватели места», как в Западной и Южной Руси называли города (откуда «местечко» малый город); в… … Русская история
Мещанство — (польск., единственное число mieszczanin горожанин) сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14 17 вв. мещанами называли горожан южных… … Большая советская энциклопедия
Мещанство — I ср. Сословие мещане I. II ср. 1. Психология и идеология мещане II. 2. Проявление такой психологии и идеологии в быту. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мещанство — мещанство, мещанства, мещанства, мещанств, мещанству, мещанствам, мещанство, мещанства, мещанством, мещанствами, мещанстве, мещанствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
МЕЩАНСТВО
Полезное
Смотреть что такое «МЕЩАНСТВО» в других словарях:
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова
мещанство — обывательщина, филистерство, ограниченность; бюргерство Словарь русских синонимов. мещанство см. обывательщина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
Мещанство — У этого термина существуют и другие значения, см. Мещанство (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия
мещанство — а, только ед., с. 1) В дореволюционной России: сословие, включавшее городских ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т. п. 2) перен. Психология и поведение человека с мелкособственническими интересами и узким кругозором. Организованная … Популярный словарь русского языка
МЕЩАНСТВО — низшее городское сословие, состоявшее в подушном окладе и подлежащее рекрутскому набору в солдаты. Название «мещанство» идет от слова «место» или «обыватели места», как в Западной и Южной Руси называли города (откуда «местечко» малый город); в… … Русская история
Мещанство — (польск., единственное число mieszczanin горожанин) сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14 17 вв. мещанами называли горожан южных… … Большая советская энциклопедия
Мещанство — I ср. Сословие мещане I. II ср. 1. Психология и идеология мещане II. 2. Проявление такой психологии и идеологии в быту. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мещанство — мещанство, мещанства, мещанства, мещанств, мещанству, мещанствам, мещанство, мещанства, мещанством, мещанствами, мещанстве, мещанствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Мещанство
– моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах.
Мещанство. Это слово когда-то обозначало сословие городских жителей – ремесленников, торговцев, а постепенно стало синонимом примитивности, мелкости, духовной неразвитости. Почему так получилось? Конечно, не все жившие когда-то ремесленники и торговцы были ограниченными, но ограниченность и бездуховность были типичными для многих из них – и название сословия стало символом этих качеств.
«Нет ничего пошлее мещанской жизни с ее грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью», – писал Чехов. Горький называл мещан «врагами свободно думающих и чувствующих людей, губителями жизни». Духовное мещанство ненавидели и ненавидят многие, но оно – зло, бороться с которым непросто. Давно нет ни ремесленников, ни торговцев, а мещанство с его нелепыми разговорами и условной добродетелью встречается.
Можно спросить себя: кому же охота становиться мещанином, если это значит быть врагом свободно думающих и чувствующих людей, губителем жизни? Представить себе человека, который сознательно хотел бы быть врагом и губителем, действительно трудно. Но в том-то и беда, что мещанином можно стать постепенно и для себя незаметно. Что к этому ведет?
Начнем, может быть, не с главного, но очень характерного – чересчур большая занятость вещами. Привычка судить о себе и других по тому, что и на ком надето, какой у кого марки велосипед, или магнитофон, и связанное с этим желание выделиться одеждой или магнитофоном. Конечно, вещи говорят о своих хозяевах: стиль одежды, набор пластинок, даже что и как лежит у нас на письменном столе дают о нас определенную информацию.
Мещанство не случайно связывают со стремлением к уюту. Жить в уюте и материальном довольстве не прочь каждый, но жить исключительно ради уюта и материального довольства будет только мещанин. Нередко он себя успокаивает: я-де забочусь и о том, чтобы вещи радовали глаз, были, красивыми, давали что-то для души. «Поставили в передней японское чучело, ткнули в угол китайский зонт, повесили на перила лестницы ковер и думают, что это художественно», – с грустью писал об этом Чехов.
Усвоив, что мещанство – зло, некоторые искренне стремятся искоренять его тем, что ищут какие-то особые, «немещанские» способы обставлять жилье, выбирать одежду, проводить время. Лет пятнадцать назад такие люди считали признаком отсталости герань на подоконниках и поэтому ставили кактусы. Дело, однако, не в том, герань или кактус на подоконнике, а в том, кто и почему их ставит, какое значение им придает, чем живет помимо этого. Можно коллекционировать фуги Баха и презирать детективы и быть мещанином. Можно коллекционировать диски с записями рок-опер и любить детективы – и не быть мещанином.
Модные вещи и увлечения сами по себе ни плохи и ни хороши. Сами по себе они: не способны ни принизить человека, ни возвысить. Мещанином его делает, не мода, а страстная преданность ей, добровольное рабство. Если мы видим, что так, а не иначе человек одевается, рассуждает, проводит свое время, лишь бы не отстать от моды, мы называем его мещанином.
Ужасна атмосфера общения на мещанский лад. Один с важной серьезностью относится только к тому, что говорит сам, всему и всем дает быстрые и категорические оценки, другой на все, что бы ему ни сказали, безапелляционно возражает, третий всех поучает, четвертый ищет у каждого заднюю мысль, пятый, боясь попасть впросак, пытается свести разговор к обмену никчемными сведениями, новостями, анекдотами.
Однако «врагами свободно думающих и чувствующих людей» Горький называл мещан, конечно, не просто потому, что многим из них свойственно молиться на вещь и моду и что они нелепо общаются между собой. В виду имелось нечто еще более опасное: их нетерпимость к тем, кто не молится на вещь и моду, кто духовное ставит выше материального, совесть – выше расчета, нравственный и гражданский долг – выше личного благополучия, кто живет своим умом. Эта нетерпимость идет рука об руку с ограниченностью и самодовольством. Не сомневаясь в правильности собственных поступков и оценок, обыватель раздражается, когда кто-то с ним не согласен. Он требователен и строг к инакомыслящим, но слепо послушен чужой мысли, которую однажды принял, поддается внушению и грубой силе.
Вот почему в переломные моменты истории недалекий человек может стать губителем жизни не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Косность мещанского образа мыслей и поведения не раз становилась опорой мракобесия, в 1933 году она помогла в Германии приходу к власти фашизма.
Конечно, нельзя каждого недалекого человека считать потенциальным мракобесом. Возможно, мысли, которые он принял, и авторитеты, которым он подчиняется, всю жизнь будут толкать его к хорошим поступкам. Беда в том, что выбор поступков от такого человека мало зависит, происходит случайно. Он, как бумажный кораблик, плывет, гонимый попутным ветром, а куда занесет его ветер, от кораблика не зависит. Он всего лишь игрушка – вот что грустно и опасно. Даже небольшая доля мещанства, застилая глаза и ограничивая опыт, постепенно может превратить разумную личность в ту, которая не ведает, что творит.
Не только ради счастья других людей, но и ради собственного счастья недальновидно позволять себе бездумно плыть по жизни, особенно в сложных, требующих серьезных и смелых решений ситуациях.
Но как все-таки это практически делать? Не придавать чересчур большого значения вещам? Не быть рабом моды? Уважать привычки других людей? Интересоваться их взглядом на жизнь? Не быть предвзятым, самодовольным, недоверчивым? И одновременно никому и ничему слепо не подчиняться? Не ставить расчет выше совести, а личное благополучие выше гражданского и нравственного долга? Что еще? Да хватит и этого! Лишь бы вытесненное повседневными заботами не оставалось благими намерениями. Дело не только в том, чтобы правильно обозначить цели, но и в умении им следовать, а это вырабатывается не сразу и, как и все в нашей жизни, часто начинается с мелочей и пустяков.
Одна десятиклассница мне рассказывала, как год назад, перейдя из обычной школы в экспериментальную: девочки там занимаются музыкой, лепят, изучают эстетику, а мальчишки – футболисты, члены и кандидаты в юношескую сборную города (вместо эстетики у них тренировки), она начала относиться к футболистам пренебрежительно. Что можно требовать от людей, у которых весь ум ушел в ноги? Потащит в кино или на какой-нибудь матч, и о чем с ним там говорить? О голах? Прошла четверть, в каникулы они всем классом поехали в Таллин. Моя собеседница хорошо знала и любила этот город и стала водить одноклассников по улицам и музеям. Она с увлечением показывала и рассказывала, но делала это только для девчонок, только от них ждала внимания и понимания. Октябрь, золотые листья, легкое дыхание. и вдруг: «Ленка, а где здесь хороший универмаг?» Показала, и так пусто стало.
Но прошло время, и оказалось, что ее лекцию запомнили футболисты. Многие из них стали заходить к ней домой, расспрашивать, спорить, брать книжки. А когда в классе произошел один серьезный конфликт, они выбрали «эстетку» комсоргом.
А чему она научилась при этом сама? Она на своем опыте увидела, что нельзя ставить собственные интересы и увлечения выше увлечений других людей, что быстрые и категорические оценки часто ведут к ошибкам и что многое в жизни гораздо сложнее и интереснее тех представлений, которые складываются вначале.
Такие истории случаются с каждым: предполагал одно, а оказалось другое. Если их не забывать, а всякий раз хорошенько думать, что, как и почему у меня получилось, это поможет избавиться от той доли мещанского самодовольства и предвзятости, которая в нас есть и из-за которой случилась ошибка.
Анализировать свои мысли и действия очень важно. Моя собеседница, например, поняв ошибку с мальчишками, стала думать, почему девочки остались равнодушными к ее лекции. И пришла к выводу, что они не только боялись опоздать в универмаг, но и на третий час экскурсии заскучали. Для них, изучавших историю искусства, ее рассказ не был таким откровением, как для футболистов. Лена сумела посмотреть на себя со стороны, глазами подружек. А такое умение, может быть, лучший из способов борьбы с ограниченностью собственных интересов и взглядов.
Правда, разговаривая с Леной, которая в прошлом году написала отличную историческую работу о декабристах (за нее она получила второе место на городском конкурсе), а в этом году, проведя чуть не пол-лета в архивах, написала не менее отличную работу о единственном отказавшемся подписать смертный приговор декабристам члене Верховного уголовного суда Мордвинове, я думала, что в претензиях к себе эта девочка несколько увлекается. Но не потому ли, что она так увлекается, так неумеренно многого от себя хочет, и мне, и ее футболистам с ней интересно?
В одной из своих статей, говоря о мещанстве, Ленин подчеркивал его «умеренность и аккуратность».
Молчалин подавлен и действует, исходя лишь из приземленных, сугубо личных целей. «В чинах, мы небольших», – объясняет он Чацкому свои обстоятельства. Чтобы достигнуть больших чинов, Молчалин часами скучает с нелюбимой девушкой и дни напролет переписывает пустые бумаги начальников. Молчалин: уступчив, скромен, тих не из уважения к взглядам, знаниям и личному достоинству окружающих, а потому, что чувствует себя от них зависимым. Готовность принимать любые догмы, выполнять самые нелепые ритуалы, лишь бы, умеренно и аккуратно исполняя это, самому можно было хорошо устроиться, – здесь весь ограничивший ради собственного благополучия возможности своей личности Молчалин. В этом его мещанский талант, враждебный тем, кто, не желая ограничивать свои возможности, живет и думает свободно. Если мы хотим, чтобы никто и ничто не могло подавить наши лучшие стремления, надо, чтобы эти стремления у нас были. Они не появляются сами по себе, а развиваются вместе с нашей личностью. Надо искать в своей душе высокие чувства сострадания и великодушия, не отказываться от помощи тем, кто в нас нуждается, и боли за тех, кому сейчас плохо. Мелкости, жестокости, бездуховности надо противопоставлять собственную духовность, свободное служение лучшим идеям, которые выработало и вырабатывает человечество. Служение благородным идеям – источник энергии, силы и мужества. Оно возвышает и очищает личность, помогает развитию способностей и ума.
Нужно учиться обогащать свою душу высокими стремлениями, ставить перед собой значительные не только для собственной личности, но и нужные другим людям цели, ища пути к их осуществлению, использовать все, что обдумало, выстрадало и накопило для нас человечество. Серьезные цели, поставленные перед собой с юности, и неустанная работа над ними мобилизуют силы и возможности человека, организуют и вдохновляют его жизнь.
Размышляя над пережитым, Герцен в «Былом и думах» вспоминал, как в юные годы он и Огарев, взбежав на Воробьевы горы, «вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу». О какой борьбе шла речь, мы все хорошо знаем. «Путь, нами избранный, был не легок, мы его не покидали ни разу; раненные, сломанные, мы шли», – писал он дальше. Цельность давала Герцену и Огареву силы бороться с омертвлявшим родину самодержавием, искать новые, более верные пути этой борьбы и будить к ней других.
Когда есть такие высокие цели, то можно не бояться, что, листая, когда хочется, детективы или танцуя в веселые минуты в полутьме, ты станешь из-за каких-то занятий и увлечений мещанином. Наша духовная жизнь не даст нам перейти ту грань, за которой начинается пустое мещанское бытие с его «нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью».
Мещанство
Меща́нство — массовый, часто преобладающий тип характера и личности человека. Мещанин — это типичный потребитель, для которого характерны такие черты, как мелочность, скупость, отсутствие твёрдых убеждений, чувства ответственности перед обществом. По другому определению, так характеризуют человека, крайне серьёзно относящегося к вещам как таковым, ставящего их выше других ценностей, и стремящегося к обладанию ими.
Ещё одно определение мещанства дал в своих трудах Гессе: «Мещанство подразумевало спокойное следование большинству, для ведения средней умеренной жизни, оно пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз». Такое значение слова «мещанство» появилось во второй половине XIX века, в более раннее время оно обозначало в основном мещанское сословие, не содержа в себе столь яркой негативной оценки.
Содержание
Мещанство в исторической прозе и публицистике [ править ]
Среди плоской равнины мещанства эти бездонные артезианские колодцы человеческого духа свидетельствуют о том, что под выжженной землею еще хранятся живые воды. Но нужен геологический переворот, землетрясение, чтобы подземные воды могли вырваться наружу и затопить равнину, снести муравьиные кучи, опрокинуть старые лавочки мещанской Европы. А пока мертвая засуха. И даже великие отшельники европейского гения, только что, выходя из круга личной культуры, касаются общественности, ― теряют свое благородство, пошлеют, мелеют, истощаются, как степные реки в песках.
Значит, применяясь к условному языку русской журналистики, можно сказать, что знамя «Симплициссимуса» — «борьба с мещанством». Что это, однако, означает? Всё и ничего. Скорее, впрочем, ничего, чем всё. Г-н Пётр Струве, как известно, неутомимо боролся с «мещанством». Г-н Бердяев тоже тыкал свое перо во всевыносящее мещанство. Теперь, как пишут, на кухне истории специально изготовлен для борьбы с мещанством Чуковский-Пильский. Значит, под этим флагом проходит всякий товар, даже и заведомо гнилой. Но и в более чистом крыле под борьбой с мещанством скрывается в лучшем случае хаотический интеллигентский радикализм, питающийся преимущественно эстетическими восприятиями и не знающий, куда приткнуться. Он лихорадочно мечется из стороны в сторону, пока не успокоится — на чём-нибудь очень маленьком… [1]
Счастье буржуазии (чай с вареньем, кофей с тётками) ― на нем нельзя основываться, но его нужно всегда держать в уме (мещанство ― это враг, но необходимый враг, без которого жить нельзя), мещанство нельзя возводить в принцип, но в уме держать его надо постоянно. Этим и отличается юноша от взрослого ― в ненависти к мещанству. Словом, борьба с буржуазией возможна только посредством иронии: усмехнуться можно, но не брать метлы и разгонять ими кофейниц. [2]
Без мучений нельзя изменить общество: ведь социализм получил в наследство мещанство, сволочь («люди с высшим образованием ― счетоводы» и т. д.). Страдание ототрет с таковых, размелет их разум, от которого можно застрелиться в провинции.
«Главспирт» в каждой, кажется, деревне, ктр. я проехал до Чудова. В одной деревне «Главспирт» открыт рядом с разрушенной церковью ― нехорошо. Дома строятся, колхозы расширяются, много ремонта, везде ― новые доски. Шос дороги расчищаются наравне почти с ж. д. : через определ небольшую дистанцию ― ремонтер и дорожный мастер. В овраге по-домашнему не выходит. Мещанство всё ещё бушует ― повсюду здесь. [3]
Извечное мещанство: «Будешь смирным — будешь сытым».
Странный встречается народ среди художников. Публика читает юмориста и покатывается со смеху, а сам он угрюм и в жизни никогда не смеется. С самою искреннею ненавистью писатель громит мещанство, а сам не живет как мещанин только потому, что живет как владетельный принц. Смеясь, умиляясь, любя, ненавидя, художник в творчестве своем искренне и сильно переживает соответственные чувства. [4]
Обратной стороной русского странничества, всегда в сущности анархического, русской любви к вольности является русское мещанство, которое сказалось в нашем купеческом, чиновничьем и мещанском быте. Это все та же поляризованность русской души. У народа анархического по основной своей устремленности было государство с чудовищно развитой и всевластной бюрократией, окружавшей самодержавного царя и отделявшей его от народа. [5]
Романтический, изящный и сентиментальный спектакль Акимова пришелся не по вкусу вождю революционного театра. Зрелище трогательной любви Фердинанда и Луизы, представленное в стиле старинных саксонских миниатюр, даже настолько возмутило Мейерхольда, что он не смог сдержать своего негодования и вышел из границ такта и приличного поведения. Он так громко выражал свое возмущение Волкову во время действия пьесы, что на него оборачивались и негодующе шикали соседи из публики.
― Какая дрянь! Пошляки. Слюнтяи! Мещанство. ― кричал Мейерхольд забывшись, громко, на весь зал. [6]
Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков — только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся), — мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку — и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.
Если обвиняют нынешний рабочий класс, что он чрезмерно законопослушен, безразличен к духовной жизни, утонул в мещанской идеологии, весь ушел а материальные заботы, получение квартир, покупку безвкусной мебели (уж какую продают), в карты, домино, телевизоры и пьянку, — то на много ли выше поднялась образованщина, даже и столичная? Более дорогая мебель, концерты более высокого уровня и коньяк вместо водки? А хоккей по телевизору — тот же самый. Если на периферии образованщины колотьба о заработках есть средство выжить, то в сияющем центре её (шестнадцать столиц и несколько закрытых городков) выглядит отвратительно подчинение любых идей и убеждений — корыстной погоне за лучшими в большими ставками, званиями, должностями, квартирами, дачами, автомобилями, а ещё более — заграничными командировками. (Вот поразилась бы дореволюционная интеллигенция! Это же надо объяснить: впечатления, развлечения, красивая жизнь, валютная оплата, покупка цветных тряпок… Думаю, самый захудалый дореволюционный интеллигент по этой причине не подал бы руки самому блестящему сегодняшнему столичному образованцу.) Но более всего характеризуется интеллект центровой образованщины её жаждой наград, премий и званий, несравненных с теми, что дают рабочему классу и провинциальной образованщине, — и суммы премий выше и какая звучность: «народный художник (артист и т. д.)… заслуженный деятель… лауреат…»! Для всего того не стыдно вытянуться в струнчайшую безукоризненность, прервать все порицательные знакомства, выполнять все пожелания начальства, осудить письменно или с трибуны или неподанием руки любого коллегу по указанию парткома.
Если это всё — «интеллигенция», то что ж тогда «мещанство».
Этот литвин, воспитанный среди поляков в Вавеле, объединял в себе наихудшие черты обеих наций: отсталость, мещанство, лицемерие, болезненные амбиции, спесь, дикость, неукротимую жажду власти и совершенное отсутствие самокритичности.
Мещанство в беллетристике, мемуарах и художественной прозе [ править ]
Точно съ грязной, вонючей палубы потрепаннаго бурею корабля спустился онъ въ капитанскую каюту. Тутъ былъ міръ уюта, тотъ тихій уголокъ мѣщанскаго довольства, какой можно отыскать у старыхъ заштатныхъ чиновниковъ, десятки лѣтъ свивавшихъ гнѣздо, ― гдѣ мечтали они мирно умереть послѣ жизни, которую старались прожить настолько «честно», чтобы и на томъ свѣтѣ получить такое же довольство. Все тутъ пригонялось десятки лѣтъ, все сотни разъ переставлялось и примѣрялось, прежде чѣмъ встать такъ какъ стояло, всякая вещь имѣла свою исторію и свои воспоминания, такъ что трудно было сказать: хозяивъ ли имѣлъ всѣ эти вещи, или вещи имѣли хозяина; онъ ли держалъ ихъ въ плѣну, или онѣ его. Точно красивая мечта, реализовавшаяся и застывшая въ неподвижныхъ формахъ, стояли тутъ старинные, немного неуклюжіе стулья у оконъ, сквозь бѣлыя кисейныя занавѣски которыхъ свѣтъ мягко ложился на листья олеандровъ, китайскихъ розъ, фикусовъ, и туй, годами выроставшихъ въ тепличной обстановкѣ комнаты; на крытыхъ скатертями столикахъ въ простѣнкахъ стояли лампы подъ краснымъ абажуромъ; лежали альбомы, въ которыхъ еще сохранялись выцвѣтшія фотографіи какихъ-то особъ въ фижмахъ. [7] :282
― На кой черт вам девственность, ― шептал он, прижимая ее к себе и вращая жирным продолжением своей спины, ― или вас соблазняют мещанские добродетели? нет, нет, я предлагаю вам сказочную жизнь богемы, истинно аристократическую жизнь. И толстяк уронил пенсне. ― Девушка ― желторотый воробей, ― продолжал он свои манипуляции, ― от нее пахнет булкой; женщина ― это цветок, это благоухание. Семья ― это мещанство, это штопанье чулок, это кухня. [8]
― Какие лорды? ― закричал я. ― Разве у нас есть лорды? Коломеец протянул небрежно:
― Ну, не лорды, так нэпманы всякие, у кого денег много. Частный капитал, словом. А ты рабочий подросток. Понял? Ты в комсомол хочешь вступать. А я тебе, как другу, советую, не как комсомолец беспартийному, а как другу ― понял? ― ты дурь эту выбрось из головы. Одеколон, галстуки и всякая прочая дребедень ― это мещанство, и я тебе советую забыть об этом, иначе тебе комсомола никогда не видать. [10]
Мещанство ― это строй души современного представителя командующих классов. Основные ноты мещанства ― уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей… [11]
Были какие-то споры о стихах, о всемирном мещанстве. Эту тему Марина очень любила, не упускала случая потоптать мещанство. У, мещане! Когда она клокотала по поводу тех, кто не признаёт Пикассо или скульптора Эрьзю, во рту её что-то клубилось и даже как будто сверкало. Всё ненавистное, что для Марины соединялось в слове «мещанство», для Лены было заключено в слове «ханжество». И она объявила, что «всё это ханжество». «Ханжество?» [12]
Если при нём заходила речь о литературе или вообще о том, чего он не знал, лицо его делалось обиженным, и он презрительно говорил: «Брось губами шлёпать!» ― или обзывал нас «гнилыми интеллигентами». Но самым главным врагом комсомола и Советской власти он объявил мещанство. Когда мы дрались с бандами, говорил он, у нас плевательниц не было, и плевал куда попало и растыкивал по углам окурки. Мы не дворяне, чтобы «выкать», у нас равноправие, все ― товарищи, а товарищи называют друг друга на «ты». В общем, всё мещанство: приличная одежда, галстук, занавески на окнах, туфли. [13]
Должен признаться, у меня и сейчас в Москве много цветов. Увлекаюсь амариллисами, но есть и другие, в том числе герань. Когда-то какой-то глупый человек назвал герань символом мещанства. Видимо, это был очень рациональный человек. Ну как цветок может быть символом мещанства? [14]
Если говорить просто, духовность спасала наш союз от пресыщения и апатии, знакомой, увы, многим пользователям.
Если ваша сура работает в одном из фабричных режимов, разработанных для мещан и филистеров (что-нибудь типа «уют номер семь», «пуховая горка» или «облако нежности»), утром она принесет вам в постель кофе с круассаном, улыбнется и спросит:
— Как ты спал, дорогой?
Мещанство в стихах [ править ]
Мещанство ― вот она, отрава! ―
Его опасность велика.
С ним беспощадная расправа
Не так-то будет нам легка.
Оно сидит в глубоких норах,
В мозгах, в сердцах, в телесных порах
И даже ― выскажусь вполне ―
В тебе, читатель, и во мне.
И когда, тавровое мещанство,
я теперь смотрю тебе в глаза,
я не знаю, где я умещался,
кто мне это в уши насказал.
Может, в клетке, может, из-за прутьев,
горькой болью полный позарез,
в сны мои протискивался грудью
свежезаневоленный скворец?! [15]
Он говорил ей часто
одну и ту же речь: ―
Ужасное мещанство ―
невинность
зря
беречь. ―
Сошлись и погуляли,
и хмурит
Жан
лицо, ―
нашел он,
что
у Ляли
красивше бельецо.
Марусе разнесчастной
сказал, как джентльмен: ―
Ужасное мещанство ―
семейный
этот
плен. ―
Он с ней
расстался
ровно
через пятнадцать дней,
за то,
что лакированных
нет туфелек у ней. [16]
Обнимемся, мой теплый, старый друже!
Перед грядущим не опустим глаз,
Против врага испытано оружье,
Против мещанства ― есть противогаз. [17]