Мещанский вкус что это
Мещанство: история в вещах
Мещанством до революции 1917 года назывался низший разряд городских обывателей. Так вышло, что именно это сословие дало название явлению в мире духовных материй, в мире вкуса и стиля. Для среднего мещанина наибольшей ценностью был вещественный мир. Мещанин отказывался от мира идей, от образования, от искусства, но тем не менее по-своему стремился к красоте и изяществу. Мы решили составить краткий курс по истории мещанства, от Российской империи до наших дней, и вспомнить, какие предметы быта и интерьера выдавали (и выдают!) мещан в разные времена.
«Варят варенье», В. Маковский (1876 г.)
Российская империя: канарейки, ядовитые краски, хохочущие злодеи
Во всех уголках Российской Империи мещане строили маленькие домики с низкими потолками и крошечными окошками. Через такие окна почти не проникал дневной свет, зато домик было легко и дёшево отапливать. На подоконниках стояли цветочные горшки — может быть, мещане догадывались о способности домашних растений вырабатывать кислород, при крошечных-то окошках, ну или просто радовались красивым цветам.
Кроме того, в доме непременно обитала живность – в каждой комнате у мещан висели птичьи клетки. Кто позажиточней, обзаводился жёлтой птичкой родом с Канарских островов, остальные покупали щеглов и чижиков, скворцов и соловьёв. Но не только красивое пение располагало души мещан к прикладной орнитологии. Птицы выполняли важную миссию: они чувствовали угар. Какой-нибудь невзрачный чижик-пыжик мог спасти целую семью от гибели из-за закрытой печной заслонки.
Жили мещане просто, и мебель была самая простая, хоть и «из деревянного массива», что по нынешним временам стоит больших денег. Сколоченные по стенам лавки (позже – грубые стулья), обеденный стол — вот и вся обстановка. Платья вешали на гвоздях, вбитых в стену. Некоторая утонченность появлялась в доме, если в нём были девушки, барышни на выданье. Тогда заводились осколки зеркал, помадные баночки, цветы в кувшинах. Постель девушки была частью её приданого и, как музейный экспонат, выставлялась на всеобщее обозрение, убранная, как для брачной ночи. Перина, подушки, шёлковые или атласные одеяла, кружевные покрывала, сработанные самой невестой, полог, крашенный ядовитыми анилиновыми красками… Красота! История говорит, что на такой постели зачастую даже никто не спал, и девушка ютилась где-нибудь на лавке под старым полушубком.
К/ф «За двумя зайцами» (1961 г.),
Предметы искусства в такие домики приобретались на ярмарках. Ярмарки представляли невзыскательному вкусу покупателей лубочные картины юмористического («Как дьячок пляшет», «Как мыши кота хоронят») или наставительного, религиозного содержания. Желающие могли купить ярко раскрашенную глиняную скульптуру, изображающую кота или оленя, шкатулку, облепленную ракушками или украшенную резьбой. Самым требовательным и состоятельным предлагалась живопись масляная (ученические работы и кустарные). Особым спросом пользовались портреты генералов 1812 года, натюрморты и батальные сцены. А грамотные с удовольствием покупали пятикопеечные книжонки о похождениях Ната Пинкертона – «Похитители девушек», «Кровавый алтарь», «Таинственные пули». Названиям соответствовали и рисунки на ярко раскрашенных обложках — револьверы, топоры, ножи, несчастные жертвы и хохочущие злодеи.
В это время в Европе: строчки псалмов, женщина за ловлей блох, салфетки от напомаженных волос
Так жили многие. Были и те, что посмеивались над мещанином: экую дичь пишут в книжках про Пинкертона! А это что тут за лубок? А зачем так ярко раскрашено? Но никто особо на быт мещанина не покушался, потому что уважалось в обществе сословное деление, а поговорка про сверчок и шесток была знакома всем.
Кроме того, и в Европах так жили. В Германии, к примеру, были те же герани на окнах, те же перины и птички в клетках. Вместо лубков полагались вышитые благонравные изречения, которые в рамочках вешали на стену: «Без бога ни до порога», «Ножом и вилкой роешь себе могилу», «Говори правду, пей чистую воду, ешь варёную пищу», а также выдержки из священного писания и строчки псалмов. К подушкам невесты прикрепляли вывязанные слова «спокойной ночи», к полотенцам – «доброе утро». Трудно вообразить, каково было пользоваться всей этой роскошью!
«Утреннее чаепитие», В. Маковский (1891 г.)
А во Франции тон задавала показная роскошь. Там изобрели папье-маше, массу из бумаги. Производство предметов из папье-маше было дёшево, а результат впечатлял мещан. Пользовались спросом пикантные сюжеты: гимнастка, стоящая на голове, женщина за ловлей блох, писающий мальчик.
В Англии девушки на выданье вышивали английской гладью антимакассары — салфетки, предохраняющие мебель от соприкосновения с напомаженными волосами. Впрочем, мы уже переходим в высшее общество, так что вернёмся в Россию.
Там мещанство тоже не дремало: каким бы не славили его косным и дремучим, а всё же находились и в той среде умные, или хотя бы предприимчивые люди — выбивались, учились, зарабатывали. Начинали жить по-новому с новыми деньгами, их так и звали «нувориши». Вкуса приобрести не успевали, только деньги. В одном рассказе Шмелёва внезапно разбогатевший фабрикант радуется, что купил для содержанки медвежью шкуру на пол – «ненастоящая, да кто различит»! Это, конечно, верх мещанства, это уже китч – подмена настоящего подделкой.
«Малая гостиная в имении Брасово», С.Ю. Жуковский (1916 г.)
Специально для нуворишей и их содержанок изготавливаются предметы роскоши, бессмысленные и уродливые – массивные письменные приборы, золочёная мебель с вульгарной дорогой обивкой, серебряные и золотые безделушки. Пишутся картины на игривые сюжеты – Леда и лебедь, к примеру. Над ними посмеиваются, но не без почтения.
А потом долгие годы всем уже не до смеха.
Советская Россия: губная помада, фарфоровый китаец, плюшевые занавески
Слово «мещанство» в его отрицательном ключе звучит в РСФСР в 20-е годы. Теперь с мещанством борются. Ошибкой было бы считать, что эта борьба происходит исключительно в теоретической сфере. Маяковский пишет стихи про «мурло мещанина», в которых призывает «свернуть канарейкам шеи». Что поэту революции сделала невинная птица? Но молодежь воспринимает призыв очень серьёзно. Учащиеся одного высшего учебного заведения планируют рейд по комнатам комсомолок «с целью выявления пережитков мещанства». Таковыми пережитками признаются зеркала, салфетки, вышитое постельное бельё, статуэтки, флаконы из-под духов, даже губная помада. С уличёнными в контрабанде из прошлого проводится воспитательная беседа. Полагаем, этим дело не ограничилось – осколки разбитой эпохи в виде флакона из-под духов Коти сгребали в какие-нибудь там комсомольские мешки и выбрасывали на свалку. Место фарфоровой балерины занимал бюстик тов. Луначарского или статуэтка школьницы Мамлакат.
иллюстрация А. М. Каневского к произведению В.В. Маяковского «О дряни»
Лидия Лебединская в книге «Зелёная лампа» вспоминает: «Девушка-комсомолка делала доклад о борьбе с мещанством в быту.
– Вы живёте среди всяких там занавесочек, абажурчиков, безделушек-финтифлюшек, – горячо говорила она. – И не замечаете, как чуждая вражеская психология овладевает вашим сознанием, из строителей коммунизма вы превращаетесь в мещан и собственников. Поэтому с завтрашнего дня мы объявляем пятидневку борьбы с мещанством!
МХАТ, пьеса М. Горького «Мещане» (1928 г.)
Отдельные перегибы на местах закончились вместе с военным коммунизмом, но советская власть продолжала бороться с мещанством. Предметами мещанского быта объявлялись абажуры, ковры, фарфор и бронза, хрустальные вазы, серванты, никелированные кровати и кожаные диваны, скатерти, плюшевые занавески… Со временем слово «мещанство» стали заменять словом «вещизм». Оно означало – поклонение вещам. Вспоминается карикатура в каком-то журнале – женщина в модном джинсовом костюме стоит на коленях перед грудой барахла, из которой выглядывают вычурные рамы картин, свернутый в рулон ковёр, подсвечник, телевизор, ещё что-то. В мире дефицита, разумеется, с трудом добытая вещь приобретала сакральное значение. «Вещистам» противопоставлялись активные строители коммунизма и люди, увлечённые своим хобби – к примеру, лыжным спортом. Но с коммунизмом на тот момент уже всё было ясно, а хобби тоже требовало от увлечённого гражданина определенной степени «вещизма».
Постперестроечная Россия: мягкие игрушки, пледы с тиграми, натяжной потолок
Перестройка доставила в страну столько вещей, что от них некоторое время было трудно дышать. Граждане вдохновенно скупали огромные мягкие игрушки, фарфоровых кукол, поддельные сервизы и всё, что привозили в своих клетчатых баулах «челноки». О мещанстве больше никто не вспоминал. А потом у всех разом кончились деньги. Вчера ещё были деньги, а сегодня разноцветные бумажки стали. То есть, почти у всех. Кроме нуворишей. И стало ясно, что мы недалеко ушли от наших предков, которые жили в маленьких домиках с канарейками и скупали лубки на ярмарке.
Так что же с мещанством? Есть оно или нет? И так ли оно ужасно? Ох, какое мещанство, — говорит иной модный дизайнер, указывая на мягкие игрушки, рассевшиеся по диванам, на пледы с тиграми, натюрморты, на весь наш с вами евроремонт – тут арочка, тут подиум, обои немецкие, флок в позолоте, потолок натяжной, карниз-лепнина, в ванной фреска – женщина на дельфине.
Ну и пусть вздыхают. Нас этим не возьмёшь. К нам комсомольцы врывались, фарфоровую балерину обличали, на нас карикатуры рисовали в «Крокодиле», у нас за ночь деньги превращались в пыль. Мы эту лепнину и позолоту кровью заслужили, и мы её никому не отдадим.
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
ограниченными собственническими интересами
и узким идейным и общественным кругозором.
(Толковый словарь Д.Н.Ушакова.)
ОБЫВАТЕЛЬ (в современном языке) – ограниченный
человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску
слово приобрело после революции 1917 года.
Изначально слово «мещанин», называющее в Царской России лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, приобрело впоследствии нарицательное значение как человека ограниченного, с сугубо личными, мелкими обывательскими интересами, с неразвитым вкусом, безразличного к окружающему миру и интересам общества.
Большая Советская энциклопедия считает, что мещанам свойственны эгоизм, индивидуализм и стяжательство, аполитичность и безыдейность. Википедия приписывает им «мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений».
Мурло мещанина изобразил в своем стихотворении «О дряни» В.Маяковский.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина…
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Показательна в этом плане также комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». В ней рассказывается о мещанине Журдене, желающем “выбиться в люди” и стать дворянином. Ошибочно полагая, что для этого ему надо лишь иметь деньги и образование, он нанимает учителей для занятия разнообразными дисциплинами: философией, риторикой, музыкой, танцами, фехтованием. Но, желая получить быстрый результат, не прилагая больших усилий и поддавшись лести учителей, выманивающих у него деньги, он лишь выставляет себя посмешищем. История Журдена демонстрирует нам типичного представителя мещанской, обывательской среды, полностью захваченного тщеславием, жаждой денег, славы, титулов, чинов и наживы. Автор подчеркивает, что главное для человека не деньги, чины и слава, а его внутреннее содержание и душевные качества. Вот почему комедия Мольера, написанная еще в 1670 году, не утратила своей актуальности и сегодня.
Как бы ни было грустно, но и в наше время почти на каждом шагу встречаются мещане и обыватели. Зачастую обывателем считают у нас «потребителя». И это слово уже стало привычным для нашего слуха, хотя не каждый потребитель – обыватель, однако каждый обыватель – это потребитель. Вовсе не секрет, что стремление к вещизму, неуемному богатству называют мещанством. Мещанин, обыватель – человек ограниченный, с узким кругозором, не желающий его расширять и заниматься самосовершенствованием. Ему это не нужно, ему и так хорошо. Он уверен в себе и в том, что всё, даже вселенная, крутится вокруг него, а он, находясь в центре внимания, является «самым- самым».
В умах молодежи сейчас много информационного мусора. Современная действительность потребительского мира воспитывает у молодых людей эгоизм, стремление в первую очередь заботиться о себе, и лишь потом, в последнюю, о других, да и то, не обязательно, а если это не противоречит собственным желаниям и образу жизни.
Современное общество дает обширный набор примеров возведенного в культ мещанства. Это и стремление отдельных лиц иметь в личной собственности до десяти и более марок автомобилей, несколько квартир в различных городах, регионах и даже в других странах. Квартиры и виллы обставляются дорогой мебелью, а некоторые, особо состоятельные мещане-богатеи, пользуются золотыми унитазами. Модницы имеют в своем гардеробе сотни пар обуви, туфель, сапожек, босоножек, костюмов, нарядов «от кутюр», десятки меховых шуб, большое количество украшений из золота и бриллиантов. Спрашивается, к чему одному человеку столько машин, квартир, вилл, дач, одежды, обуви, предметов роскоши в то самое время, когда тысячи и миллионы граждан экономят на хлебе насущном?
Что ни говори, а слово «мещанство» содержит и несет в себе негативную интонацию. Как ни крути, ни верти, а обыватели и мещане, непременно помешаны и всё и вся оценивают через деньги. Если человек умен, интеллектуально развит, но беден, не имеет денег, он для них никто. Мещанство – это образ мыслей и, как следствие, образ жизни.
Таким образом, мещане в наших современных условиях не редкость. Это ограниченные лица со стереотипными взглядами и суждениями, живущие по определенному, навязанному окружением сценарию. Как правило, мещанин думает лишь о материальном благополучии и в результате становится мелочным, скупым и завистливым.
В наше время мещанином может быть, как бедный, так и очень богатый человек, миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям. К сожалению, мещанство – это довольно распространенное явление и качество, присущее многим жителям нашей планеты. Так, уверена в том, что не изжитое мещанство и обывательщина сыграли немалую роль в развале нашей страны.
В расчете заполучить себе лакомый кусочек подобные люди разваливали колхозы и совхозы, закрывали лучшие предприятия, заводы, фабрики, активно действующие комбинаты. В результате разбогатели и заполучили желаемое лишь самые изворотливые и хитроумные дельцы. Большинство же осталось у разбитого корыта, в роли наемных работников и рабов, которым зачастую даже не выплачивалась и теперь нередко не выплачивается вовремя заработанная честным трудом зарплата, Недаром говорят, что мещанство и идиотизм идут рука об руку. С этим явлением нашей жизни нужно обязательно бороться и подавлять его.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
МЕЩАНСТВО
Полезное
Смотреть что такое «МЕЩАНСТВО» в других словарях:
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО социально психологический тип личности и система ценностей, генетически связанные с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря… … Философская энциклопедия
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова
мещанство — обывательщина, филистерство, ограниченность; бюргерство Словарь русских синонимов. мещанство см. обывательщина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов
МЕЩАНСТВО — МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
Мещанство — У этого термина существуют и другие значения, см. Мещанство (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия
мещанство — а, только ед., с. 1) В дореволюционной России: сословие, включавшее городских ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т. п. 2) перен. Психология и поведение человека с мелкособственническими интересами и узким кругозором. Организованная … Популярный словарь русского языка
МЕЩАНСТВО — низшее городское сословие, состоявшее в подушном окладе и подлежащее рекрутскому набору в солдаты. Название «мещанство» идет от слова «место» или «обыватели места», как в Западной и Южной Руси называли города (откуда «местечко» малый город); в… … Русская история
Мещанство — (польск., единственное число mieszczanin горожанин) сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14 17 вв. мещанами называли горожан южных… … Большая советская энциклопедия
Мещанство — I ср. Сословие мещане I. II ср. 1. Психология и идеология мещане II. 2. Проявление такой психологии и идеологии в быту. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мещанство — мещанство, мещанства, мещанства, мещанств, мещанству, мещанствам, мещанство, мещанства, мещанством, мещанствами, мещанстве, мещанствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Мещанство считается чем-то низким и недостойным. Такую трактовку это понятие обрело пару веков назад. Мещанский образ жизни подразумевает под собой заботу о собственном благополучии, желание соответствовать интересам окружающих. Люди подобного склада мысли окружают себя вещами, которые «принято иметь в приличной семье». Отличаются беспринципностью, наплевательским отношением к совести и долгу. Готовы потратить кучу времени на обретение материальных предметов собственности, не задумываясь о саморазвитии и личностном росте близких людей. Как мутировали представители этой прослойки общества с годами? Есть ли мещане среди нас и как их отличить?
Когда появилось мещанство?
Революция
В октябре 1917 года все сословия и ранги были отменены Временным правительством. Но благодаря своей нелестной славе слово «мещанин» стало нарицательным. Понятно, что не все городские жители были бедны духовно и примитивны. Советская пропаганда приложила все усилия, чтобы слово «мещанин» стало означать те черты обывателя, которые оно характеризует и в нынешнее время. На фоне честного и прямого советского пролетария сословие городских торговцев выставили как людей, стремящихся к материальному обогащению любым способом. Отмечалась беспринципность, отсутствие всякой цели в жизни, кроме как держать недвижимость, богатую мебель, одеваться по моде и вкусно питаться.
Нет ничего пошлее мещанской жизни с ее грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью.
Так писал Антон Павлович Чехов о мещанстве. Интересно, что многие писатели относились к сословию ремесленников и торговцев как к угнетателям, губителям свежих идей и мыслей. Их образ жизни считался низким и не достойным высокого звания настоящего коммуниста. Несомненно, это связано с волной раскулачивания и разорения зажиточных семейств по всей стране.
Как распознать мещанство в человеке?
Ведь никто изначально не желает быть зашоренным и бездуховным. Как становятся мещанами в современном смысле слова? В первую очередь к этому приводит чрезмерное увлечение вещами, предметами быта, гардеробом. Каждый из нас встречал на своем пути человека, который судит о других по тому во что они одеты, на машине ездят они или на метро, и какой модели машина, если она есть. Такие предубеждения, занятость внешними атрибутами и невнимание к сути людей и их поступкам, является прямым указанием на мещанство в душе человека.
Времена Перестройки
В те годы, когда большинство из тех кому сегодня за 50, были молодыми, полки в магазинах были абсолютно пусты. Достать что-то, а тем более технику или мебель, было сложно. Для этого требовалось иметь связи, знакомства повсюду и, порой немалые, деньги.
Тревожность внутри людей зрела с каждым днем, часто боязнь остаться ни с чем, ничего не передать детям, доводила до нелепых поступков. Наверняка если не у каждого, то у большинства, жителей мегаполисов дома хранятся наборы хрусталя, посуды, которыми не пользуются вообще или в исключительно редких случаях.
Мышление
2000-е годы
Как не допустить мещанства души?
Доставшуюся нам с советских времен картинку благополучной семьи с квартирой, машиной, дачей и обязательно двумя детишками, можно заменить любой другой, которая придется по сердцу. Кому-то может показаться привлекательной жизнь в мегаполисе, а дом и огород наводит тоску. Кто-то считает, что деньги не главное, а можно прожить на минимальные средства, вкладывая накопленное в благотворительность. Другие вообще не хотят заводить семью, мечтают путешествовать и жить в свое удовольствие. И никто не вправе судить и делать преждевременные выводы о моральной составляющей таких решений в жизни человека. Не зря есть поговорка, о том, что для того, чтобы понять человека, нужно пройти путь в его ботинках.
В заключение
Интересно, что В. И. Ленин описывал мещан как людей чрезвычайно аккуратных и умеренных. Такие качества присущи людям, задавленным общественным мнением, готовым выслуживаться и подстраиваться. Подобное поведение вызвано желанием стать везде «своим», устроиться в жизни получше.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мещанский вкус. В чём он проявляется?
Какие атрибуты включает в себя мещанский интерьер.
Думаю, что это в наше время уже устаревшее слово. Его сложно применить в настоящее время. Вот, например, лежит в гостиной ковер на полу. Можно сказать, что это мещанский вкус. Но ковер ручной работы, очень дорогой. В комнате стоит комод. Или не дорогой из прессованных опилок, или в старинном винтажном стиле с резными ножками и резной отделкой по дереву. Что из этого мещанство, сказать сложно. В любом случае само слово отрицательное и несёт в себе печать пренебрежения.
Мещанство подразумевает некую мелочность и безвкусицу в разных аспектах нашей жизни, начиная от мировоззрения и заканчивая бытовыми вопросам. В некотором смысле это чересчур яркие и вычурные элементы интерьера которые идут в разрез с первоначальным дизайном или попытки сочетать не сочетаемое.
К новому году очень здорово украсить зал золотыми и серебряными воздушными шарами, которые могут крепиться к потолку или свободно спадать вниз в виде огромных бусин.
Лестничные перила можно украсить елочными ветками и игрушками.
Для создания эффекта снежных сугробов можно сделать своими руками воздушные бумажные помпоны или объемные шары из ниток.
Теми же рукотворными методами можно изготовить множество белоснежных снежинок из формата А4. Складываем лист вчетверо, и красиво и причудливо вырезаем ножницами снежинки. Крепим снежинки на все стены, мебель, двери и окна. В отдельных офисах я видел, как красками расписывают даже окна, поэтому на стекле и Вы можете что нибудь изобразить красивое. О том как рисовать и какую технику применять, можно почитать в моих ответах на БВ вот тут. Помимо этого для примера создания сказочного чудища, или веселого страшилища, так же можно посмотреть некоторые видео, которые я приложу в конце моего ответа. Помните, что 2015 год, это год Козы или Овцы, поэтому будет уместным применение всех этих образов. Овечка смотрится более мило, поэтому подойдет вполне для женского офиса. В принципе можно даже нарисовать барашка, и им украсить этот праздник.
Вот если честно, то лично я не считаю, что ковер с большим ворсом хорошее приобретение.
Единственный плюс это то, что на нем почти не видно мусора, именно не видно. Это не означает, что его на нем нет. Этот ковер наоборот больше собирает пыли и мусора. Так, что ковры с большим ворсом типа травки не мой вариант.
Чистить его можно только пылесосом. А если есть маленькие дети, то его могут запачкать чем угодно. Пластилин с него будет проблематично счистить или что-нибудь другое липкое.
Ну, а вам решать приобретать или нет.
Научиться красиво обставлять квартиру можно по журналам, есть таланты и есть трудяги, так вот талант, как мне сказали на БВ это 10 тысяч работы и я с этим согласна. А с внешностью ещё проще, любишь себя такая какая есть, вот Барановскую с Первого канала обзывают некрасивой не из за внешности, а потому что она кричит, грубит и не уважает своих героев, а талант Барбары Стрейзанд ставят на первое место и никто не замечает ее длинного носа