Мещанство что это в обыденной жизни

Мещанство

Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основой, на которой рождается и развивается мещанство и одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество. Там, где создается потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества. Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.

Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, – все в равной степени могут быть заражены мещанством. Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий все более и более изысканных. Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.

Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времен, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери. Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ.

Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество – это не только брать, но и давать взятки. Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается все население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами. Причем самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является ее основание, состоящее из беднейших слоев российского общества, которым взяток никто не дает, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.
У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали, это деньги. Вторая, не менее важная, – стремление к власти. Ибо власть дает им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.

Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое это бессмысленное накопление денег. Им все равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.

Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т. д., до того как он заболел мещанством, в своем проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала. Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.

Мещанство не способно к строительству, к высокопроизводительному труду. Оно может только разрушать. Это наглядно показали последние 16 лет истории России: по сути уничтожена промышленность, сельское хозяйство.

Отличительной чертой мещанствующих является то, что они не способны любить кого-либо. Может быть, своих близких, и то не всегда. Поэтому ждать от них каких-либо благ для народа бесполезное дело. Им нет до него никакого дела. Было бы им хорошо.

Отличительной чертой мещанствующих является их бескрайнее лицемерие. Мещанствующие в бога не верят, но так как грешат они очень много, то на всякий случай регулярно ходят в церковь, ставят свечки, прикладываются к иконам и дают пожертвования деньгами церковным приходам на реставрацию, ремонт, строительство новых храмов. Но на строительство детских домов и интернатов у них денег нет.

Мещанство ненасытно. Сколько ему ни давай, все ему мало. Оно никогда не перестанет грабить. Но несмотря на всю неприглядность мещанства, его пагубность и разрушительность человеческого общества это явление не случайно в жизни человеческого общества. Оно вполне закономерно и предсказуемо.

Самое страшное в рождении и развитии мещанства является то, что оно само по себе не отмирает. Оно будет все рушить вокруг себя до полного уничтожения, как раковая опухоль, разъедающая организм. Остановить этот процесс можно только силовыми мерами. Об этом говорит историческое прошлое. При этом разрушение мещанства обходиться человечеству большими потерями и разрушениями.

Вот краткие примеры. В Священном Писании можно найти легенду о городах Содом и Гоморра, в которых происходило все то, что в настоящее время происходит у нас в России. В результате эти города по велению Всевышнего были полностью уничтожены подземным огнем и огнем надземным. Погибли все.

Второй пример. Римская империя. В конце своей истории подавляющее население Римской империи было больно мещанством. В результате вместо труда римляне искали всевозможных удовольствий. Это стало основной целью их жизни. Итогом стало ослабление армии, хозяйство развалилось. И пришедшие кочевники безо всяких усилий захватили Италию. Разграбили и уничтожили население и ушли, оставив после себя пустыню.

Третий пример. Франция. В предреволюционный период там в полную меру гуляло мещанство. В результате был ограблен весь народ, разорено сельское хозяйство. Ввергли население в беспросветную нищету. Для прекращения данного процесса потребовалась революция. Революция смела мещанство. Но вместе с мещанством были уничтожены многие тысячи людей.
И последний пример. Царская Россия. В предвоенный период и период первой мировой войны мещанство не коснулось основной массы народа. В основном им была поражена правящая верхушка, так называемый высший свет, который вел себя не лучше остальных мещанствующих. Взяточничество, воровство, предательство и т. д. во всем цвете проявляло себя в тот период времени в России. И концом этому состоянию российского общества стала революция, приведшая к огромным людским потерям в начавшейся гражданской войне и полному разрушению государственности.

Мещанство является фундаментом, на котором образуется и развивается фашизм. Ярким подтверждением этому является порождение фашизма в Германии после ее поражения в первой мировой войне. Развитие мещанства и образование фашизма в Германии принесло человечеству неисчислимые потери. Только Советский Союз в войне с германским фашизмом потерял более 30 миллионов человек, Европа – около 20 миллионов. Но эти потери были бы гораздо выше в результате дальнейшей деятельности фашизма, если бы не противостоял Советский Союз. Люди нового общества уничтожили эту заразу.

Итак, мы установили, что возникновение мещанства в любой точке планеты приводит к одному: к разрушению государственности, экономики и огромным людским потерям. Практически после уничтожения мещанства, там где оно вольготно гуляло, оставалось голое поле, на котором будущим поколениям нужно было возводить новое здание общественной жизни.
Вот пример. После разгрома Римской империи оставшееся в живых население начало строить новые общественные отношения, новую государственность, что создало условия для последующего мощного культурного рывка, получившего название эпохи Возрождения, которая принесла всему человечеству великие достижения в живописи, литературе, скульптуре.
Уничтожение мещанства в России привело к созданию совершено новых общественных отношений, уничтожение мещанства, несмотря на огромные людские потери, полное разрушение экономики страны, расчистило место для строительства нового типа государства, основанного на новых общественных отношениях, Союза Советских Социалистических Республик.

На приведенных примерах видно, что мещанство само по себе не умирает, оно только уничтожается. Уничтожается самой потребностью эволюционного обновления, ибо становиться тормозом Эволюции. Отсюда можно сделать вывод, что и современное российское мещанство будет неизбежно уничтожено. Уничтожено вследствие эволюционного скачка, именуемого революцией.

Кто бы как ни думал и ни говорил, но сам факт исторического развития человечества подсказывает нам, что избежать революционных преобразований и связанных с ними жертв, невозможно.

Таким образом, напрашивается вывод: Россия стоит перед серьезным кризисом. Это не кризис власти, не общественных отношений, а кризис Культуры в целом. Кризис прежде всего нравственно-духовный. Кризис, вызванный противодействием эволюционному устремлению, толкающему человечество к новым общественным формациям. Противодействием мыслью, действием и самим образом жизни. И горе строящим запруду, ибо воды поднимутся и сметут со своего пути все и всяк. Но новый посев на чистой ниве даст новые ростки новых человеческих общественных отношений. Грядущей мировой Общины.

Источник

Мещанство

– моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах.

Мещанство. Это слово когда-то обозначало сословие городских жителей – ремесленников, торговцев, а постепенно стало синонимом примитивности, мелкости, духовной неразвитости. Почему так получилось? Конечно, не все жившие когда-то ремесленники и торговцы были ограниченными, но ограниченность и бездуховность были типичными для многих из них – и название сословия стало символом этих качеств.

«Нет ничего пошлее мещанской жизни с ее грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью», – писал Чехов. Горький называл мещан «врагами свободно думающих и чувствующих людей, губителями жизни». Духовное мещанство ненавидели и ненавидят многие, но оно – зло, бороться с которым непросто. Давно нет ни ремесленников, ни торговцев, а мещанство с его нелепыми разговорами и условной добродетелью встречается.

Можно спросить себя: кому же охота становиться мещанином, если это значит быть врагом свободно думающих и чувствующих людей, губителем жизни? Представить себе человека, который сознательно хотел бы быть врагом и губителем, действительно трудно. Но в том-то и беда, что мещанином можно стать постепенно и для себя незаметно. Что к этому ведет?

Начнем, может быть, не с главного, но очень характерного – чересчур большая занятость вещами. Привычка судить о себе и других по тому, что и на ком надето, какой у кого марки велосипед, или магнитофон, и связанное с этим желание выделиться одеждой или магнитофоном. Конечно, вещи говорят о своих хозяевах: стиль одежды, набор пластинок, даже что и как лежит у нас на письменном столе дают о нас определенную информацию.

Мещанство не случайно связывают со стремлением к уюту. Жить в уюте и материальном довольстве не прочь каждый, но жить исключительно ради уюта и материального довольства будет только мещанин. Нередко он себя успокаивает: я-де забочусь и о том, чтобы вещи радовали глаз, были, красивыми, давали что-то для души. «Поставили в передней японское чучело, ткнули в угол китайский зонт, повесили на перила лестницы ковер и думают, что это художественно», – с грустью писал об этом Чехов.

Усвоив, что мещанство – зло, некоторые искренне стремятся искоренять его тем, что ищут какие-то особые, «немещанские» способы обставлять жилье, выбирать одежду, проводить время. Лет пятнадцать назад такие люди считали признаком отсталости герань на подоконниках и поэтому ставили кактусы. Дело, однако, не в том, герань или кактус на подоконнике, а в том, кто и почему их ставит, какое значение им придает, чем живет помимо этого. Можно коллекционировать фуги Баха и презирать детективы и быть мещанином. Можно коллекционировать диски с записями рок-опер и любить детективы – и не быть мещанином.

Модные вещи и увлечения сами по себе ни плохи и ни хороши. Сами по себе они: не способны ни принизить человека, ни возвысить. Мещанином его делает, не мода, а страстная преданность ей, добровольное рабство. Если мы видим, что так, а не иначе человек одевается, рассуждает, проводит свое время, лишь бы не отстать от моды, мы называем его мещанином.

Ужасна атмосфера общения на мещанский лад. Один с важной серьезностью относится только к тому, что говорит сам, всему и всем дает быстрые и категорические оценки, другой на все, что бы ему ни сказали, безапелляционно возражает, третий всех поучает, четвертый ищет у каждого заднюю мысль, пятый, боясь попасть впросак, пытается свести разговор к обмену никчемными сведениями, новостями, анекдотами.

Однако «врагами свободно думающих и чувствующих людей» Горький называл мещан, конечно, не просто потому, что многим из них свойственно молиться на вещь и моду и что они нелепо общаются между собой. В виду имелось нечто еще более опасное: их нетерпимость к тем, кто не молится на вещь и моду, кто духовное ставит выше материального, совесть – выше расчета, нравственный и гражданский долг – выше личного благополучия, кто живет своим умом. Эта нетерпимость идет рука об руку с ограниченностью и самодовольством. Не сомневаясь в правильности собственных поступков и оценок, обыватель раздражается, когда кто-то с ним не согласен. Он требователен и строг к инакомыслящим, но слепо послушен чужой мысли, которую однажды принял, поддается внушению и грубой силе.

Вот почему в переломные моменты истории недалекий человек может стать губителем жизни не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Косность мещанского образа мыслей и поведения не раз становилась опорой мракобесия, в 1933 году она помогла в Германии приходу к власти фашизма.

Конечно, нельзя каждого недалекого человека считать потенциальным мракобесом. Возможно, мысли, которые он принял, и авторитеты, которым он подчиняется, всю жизнь будут толкать его к хорошим поступкам. Беда в том, что выбор поступков от такого человека мало зависит, происходит случайно. Он, как бумажный кораблик, плывет, гонимый попутным ветром, а куда занесет его ветер, от кораблика не зависит. Он всего лишь игрушка – вот что грустно и опасно. Даже небольшая доля мещанства, застилая глаза и ограничивая опыт, постепенно может превратить разумную личность в ту, которая не ведает, что творит.

Не только ради счастья других людей, но и ради собственного счастья недальновидно позволять себе бездумно плыть по жизни, особенно в сложных, требующих серьезных и смелых решений ситуациях.

Но как все-таки это практически делать? Не придавать чересчур большого значения вещам? Не быть рабом моды? Уважать привычки других людей? Интересоваться их взглядом на жизнь? Не быть предвзятым, самодовольным, недоверчивым? И одновременно никому и ничему слепо не подчиняться? Не ставить расчет выше совести, а личное благополучие выше гражданского и нравственного долга? Что еще? Да хватит и этого! Лишь бы вытесненное повседневными заботами не оставалось благими намерениями. Дело не только в том, чтобы правильно обозначить цели, но и в умении им следовать, а это вырабатывается не сразу и, как и все в нашей жизни, часто начинается с мелочей и пустяков.

Одна десятиклассница мне рассказывала, как год назад, перейдя из обычной школы в экспериментальную: девочки там занимаются музыкой, лепят, изучают эстетику, а мальчишки – футболисты, члены и кандидаты в юношескую сборную города (вместо эстетики у них тренировки), она начала относиться к футболистам пренебрежительно. Что можно требовать от людей, у которых весь ум ушел в ноги? Потащит в кино или на какой-нибудь матч, и о чем с ним там говорить? О голах? Прошла четверть, в каникулы они всем классом поехали в Таллин. Моя собеседница хорошо знала и любила этот город и стала водить одноклассников по улицам и музеям. Она с увлечением показывала и рассказывала, но делала это только для девчонок, только от них ждала внимания и понимания. Октябрь, золотые листья, легкое дыхание. и вдруг: «Ленка, а где здесь хороший универмаг?» Показала, и так пусто стало.

Но прошло время, и оказалось, что ее лекцию запомнили футболисты. Многие из них стали заходить к ней домой, расспрашивать, спорить, брать книжки. А когда в классе произошел один серьезный конфликт, они выбрали «эстетку» комсоргом.

А чему она научилась при этом сама? Она на своем опыте увидела, что нельзя ставить собственные интересы и увлечения выше увлечений других людей, что быстрые и категорические оценки часто ведут к ошибкам и что многое в жизни гораздо сложнее и интереснее тех представлений, которые складываются вначале.

Такие истории случаются с каждым: предполагал одно, а оказалось другое. Если их не забывать, а всякий раз хорошенько думать, что, как и почему у меня получилось, это поможет избавиться от той доли мещанского самодовольства и предвзятости, которая в нас есть и из-за которой случилась ошибка.

Анализировать свои мысли и действия очень важно. Моя собеседница, например, поняв ошибку с мальчишками, стала думать, почему девочки остались равнодушными к ее лекции. И пришла к выводу, что они не только боялись опоздать в универмаг, но и на третий час экскурсии заскучали. Для них, изучавших историю искусства, ее рассказ не был таким откровением, как для футболистов. Лена сумела посмотреть на себя со стороны, глазами подружек. А такое умение, может быть, лучший из способов борьбы с ограниченностью собственных интересов и взглядов.

Правда, разговаривая с Леной, которая в прошлом году написала отличную историческую работу о декабристах (за нее она получила второе место на городском конкурсе), а в этом году, проведя чуть не пол-лета в архивах, написала не менее отличную работу о единственном отказавшемся подписать смертный приговор декабристам члене Верховного уголовного суда Мордвинове, я думала, что в претензиях к себе эта девочка несколько увлекается. Но не потому ли, что она так увлекается, так неумеренно многого от себя хочет, и мне, и ее футболистам с ней интересно?

В одной из своих статей, говоря о мещанстве, Ленин подчеркивал его «умеренность и аккуратность».

Молчалин подавлен и действует, исходя лишь из приземленных, сугубо личных целей. «В чинах, мы небольших», – объясняет он Чацкому свои обстоятельства. Чтобы достигнуть больших чинов, Молчалин часами скучает с нелюбимой девушкой и дни напролет переписывает пустые бумаги начальников. Молчалин: уступчив, скромен, тих не из уважения к взглядам, знаниям и личному достоинству окружающих, а потому, что чувствует себя от них зависимым. Готовность принимать любые догмы, выполнять самые нелепые ритуалы, лишь бы, умеренно и аккуратно исполняя это, самому можно было хорошо устроиться, – здесь весь ограничивший ради собственного благополучия возможности своей личности Молчалин. В этом его мещанский талант, враждебный тем, кто, не желая ограничивать свои возможности, живет и думает свободно. Если мы хотим, чтобы никто и ничто не могло подавить наши лучшие стремления, надо, чтобы эти стремления у нас были. Они не появляются сами по себе, а развиваются вместе с нашей личностью. Надо искать в своей душе высокие чувства сострадания и великодушия, не отказываться от помощи тем, кто в нас нуждается, и боли за тех, кому сейчас плохо. Мелкости, жестокости, бездуховности надо противопоставлять собственную духовность, свободное служение лучшим идеям, которые выработало и вырабатывает человечество. Служение благородным идеям – источник энергии, силы и мужества. Оно возвышает и очищает личность, помогает развитию способностей и ума.

Нужно учиться обогащать свою душу высокими стремлениями, ставить перед собой значительные не только для собственной личности, но и нужные другим людям цели, ища пути к их осуществлению, использовать все, что обдумало, выстрадало и накопило для нас человечество. Серьезные цели, поставленные перед собой с юности, и неустанная работа над ними мобилизуют силы и возможности человека, организуют и вдохновляют его жизнь.

Размышляя над пережитым, Герцен в «Былом и думах» вспоминал, как в юные годы он и Огарев, взбежав на Воробьевы горы, «вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу». О какой борьбе шла речь, мы все хорошо знаем. «Путь, нами избранный, был не легок, мы его не покидали ни разу; раненные, сломанные, мы шли», – писал он дальше. Цельность давала Герцену и Огареву силы бороться с омертвлявшим родину самодержавием, искать новые, более верные пути этой борьбы и будить к ней других.

Когда есть такие высокие цели, то можно не бояться, что, листая, когда хочется, детективы или танцуя в веселые минуты в полутьме, ты станешь из-за каких-то занятий и увлечений мещанином. Наша духовная жизнь не даст нам перейти ту грань, за которой начинается пустое мещанское бытие с его «нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью».

Источник

КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?

КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?

ограниченными собственническими интересами

и узким идейным и общественным кругозором.

(Толковый словарь Д.Н.Ушакова.)

ОБЫВАТЕЛЬ (в современном языке) – ограниченный

человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску

слово приобрело после революции 1917 года.

Изначально слово «мещанин», называющее в Царской России лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, приобрело впоследствии нарицательное значение как человека ограниченного, с сугубо личными, мелкими обывательскими интересами, с неразвитым вкусом, безразличного к окружающему миру и интересам общества.

Большая Советская энциклопедия считает, что мещанам свойственны эгоизм, индивидуализм и стяжательство, аполитичность и безыдейность. Википедия приписывает им «мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений».

Мурло мещанина изобразил в своем стихотворении «О дряни» В.Маяковский.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина…

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Показательна в этом плане также комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». В ней рассказывается о мещанине Журдене, желающем “выбиться в люди” и стать дворянином. Ошибочно полагая, что для этого ему надо лишь иметь деньги и образование, он нанимает учителей для занятия разнообразными дисциплинами: философией, риторикой, музыкой, танцами, фехтованием. Но, желая получить быстрый результат, не прилагая больших усилий и поддавшись лести учителей, выманивающих у него деньги, он лишь выставляет себя посмешищем. История Журдена демонстрирует нам типичного представителя мещанской, обывательской среды, полностью захваченного тщеславием, жаждой денег, славы, титулов, чинов и наживы. Автор подчеркивает, что главное для человека не деньги, чины и слава, а его внутреннее содержание и душевные качества. Вот почему комедия Мольера, написанная еще в 1670 году, не утратила своей актуальности и сегодня.

Как бы ни было грустно, но и в наше время почти на каждом шагу встречаются мещане и обыватели. Зачастую обывателем считают у нас «потребителя». И это слово уже стало привычным для нашего слуха, хотя не каждый потребитель – обыватель, однако каждый обыватель – это потребитель. Вовсе не секрет, что стремление к вещизму, неуемному богатству называют мещанством. Мещанин, обыватель – человек ограниченный, с узким кругозором, не желающий его расширять и заниматься самосовершенствованием. Ему это не нужно, ему и так хорошо. Он уверен в себе и в том, что всё, даже вселенная, крутится вокруг него, а он, находясь в центре внимания, является «самым- самым».

В умах молодежи сейчас много информационного мусора. Современная действительность потребительского мира воспитывает у молодых людей эгоизм, стремление в первую очередь заботиться о себе, и лишь потом, в последнюю, о других, да и то, не обязательно, а если это не противоречит собственным желаниям и образу жизни.

Современное общество дает обширный набор примеров возведенного в культ мещанства. Это и стремление отдельных лиц иметь в личной собственности до десяти и более марок автомобилей, несколько квартир в различных городах, регионах и даже в других странах. Квартиры и виллы обставляются дорогой мебелью, а некоторые, особо состоятельные мещане-богатеи, пользуются золотыми унитазами. Модницы имеют в своем гардеробе сотни пар обуви, туфель, сапожек, босоножек, костюмов, нарядов «от кутюр», десятки меховых шуб, большое количество украшений из золота и бриллиантов. Спрашивается, к чему одному человеку столько машин, квартир, вилл, дач, одежды, обуви, предметов роскоши в то самое время, когда тысячи и миллионы граждан экономят на хлебе насущном?

Что ни говори, а слово «мещанство» содержит и несет в себе негативную интонацию. Как ни крути, ни верти, а обыватели и мещане, непременно помешаны и всё и вся оценивают через деньги. Если человек умен, интеллектуально развит, но беден, не имеет денег, он для них никто. Мещанство – это образ мыслей и, как следствие, образ жизни.

Таким образом, мещане в наших современных условиях не редкость. Это ограниченные лица со стереотипными взглядами и суждениями, живущие по определенному, навязанному окружением сценарию. Как правило, мещанин думает лишь о материальном благополучии и в результате становится мелочным, скупым и завистливым.

В наше время мещанином может быть, как бедный, так и очень богатый человек, миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям. К сожалению, мещанство – это довольно распространенное явление и качество, присущее многим жителям нашей планеты. Так, уверена в том, что не изжитое мещанство и обывательщина сыграли немалую роль в развале нашей страны.

В расчете заполучить себе лакомый кусочек подобные люди разваливали колхозы и совхозы, закрывали лучшие предприятия, заводы, фабрики, активно действующие комбинаты. В результате разбогатели и заполучили желаемое лишь самые изворотливые и хитроумные дельцы. Большинство же осталось у разбитого корыта, в роли наемных работников и рабов, которым зачастую даже не выплачивалась и теперь нередко не выплачивается вовремя заработанная честным трудом зарплата, Недаром говорят, что мещанство и идиотизм идут рука об руку. С этим явлением нашей жизни нужно обязательно бороться и подавлять его.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *