Место нахождения и место осуществления деятельности чем отличается
Юридический адрес ИП: для чего нужен и как его сменить
Обычно индивидуальный предприниматель ведет свою деятельность не там, где живет.
Чаще всего для работы он арендует или покупает магазин, офис, склад, кафе. Так как адреса места жительства ИП и места его работы различаются, возникает вопрос, какой из них можно использовать в договорах, документах на отгрузку, переписке с контрагентами — юридический или фактический.
Что такое юридический адрес ИП
Юридические лица в России — ООО, АО и другие — по закону обязаны иметь собственный адрес. По правилам организация регистрируется по месту нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа. Например, директора, если это ООО. Это и есть юридический адрес компании. Его указывают в ЕГРЮЛ — Едином государственном реестре юридических лиц.
По юридическому адресу для компании направляют все юридически значимые сообщения. Если организация не находится по своему юрадресу и из-за этого не получила сообщение, по закону оно все равно считается полученным.
У ИП ситуация иная. В законодательстве нет понятия «юридический адрес ИП». Предпринимателей регистрируют по месту жительства или месту пребывания и именно этот адрес указывают в ЕГРИП — Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Место жительства — это адрес, по которому человек постоянно или большую часть времени проживает, он указан у него в паспорте на 5—12 страницах. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда или любое другое жилое помещение.
Место пребывания — адрес, по которому человек живет временно. Местом пребывания могут быть гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация, колония или другое подобное учреждение.
Офис, в котором предприниматель работает, местом его жительства или пребывания не считается. То есть формально у индивидуального предпринимателя нет юридического адреса — адрес его места жительства называют так по аналогии с юридическим адресом организации.
Что может быть адресом ИП
В законе о праве граждан РФ на свободу передвижения сказано, что гражданин может быть зарегистрирован только в жилых помещениях. В нежилом помещении — офисе, магазине или складе — зарегистрироваться невозможно. Поэтому адресом ИП может быть только жилое помещение: жилой дом, комната, квартира, общежитие или любое другое жилье, в котором предприниматель постоянно или временно прописан.
Предприниматель может указывать на своей вывеске, в письмах, договорах и других документах адрес своего офиса, магазина или склада, но юридическим такой адрес не считается.
Если с предпринимателем возник спор, то всю корреспонденцию лучше отправлять по адресу его места жительства. Письма из налоговой, суда и других государственных органов ИП тоже будет получать по адресу прописки.
Место нахождения и место осуществления деятельности чем отличается
ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
03-01 Отличие места осуществления деятельности от места осуществления временных работ
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее – приказ Минэкономразвития России № 326) утверждены критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации (далее – Критерии аккредитации).
Так, одним из критериев аккредитации испытательной лаборатории (центра) является наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц (пункт 21 Критериев аккредитации).
Также пунктом 21 Критериев аккредитации установлено, что лаборатория может проводить работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям по месту осуществления временных работ в случае если:
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) в заявлении об аккредитации указываются адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации, за исключением мест осуществления временных работ.
Подпунктом «и» пункта 8 Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 № 604, установлено, что реестр аккредитованных лиц содержит сведения об адресах мест осуществления деятельности в соответствующей области аккредитации.
На основании изложенного сообщаем, что места проведения временных работ не указываются в качестве мест осуществления деятельности в области аккредитации как в заявлении об аккредитации, так и в сведениях реестра аккредитованных лиц.
Соответственно, выполнение временных (выездных) работ не является выполнением работ по месту (местам) осуществления деятельности аккредитованного лица.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 17 Федерального закона № 412-ФЗ национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации на основании оценки соответствия заявителя критериям аккредитации. Оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в форме документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности.
Таким образом, выездная экспертиза соответствия заявителя критериям аккредитации проводится экспертной группой по месту или местам осуществления деятельности в заявленной области аккредитации в случае, если такие места осуществления деятельности указаны в заявлении об аккредитации.
Место нахождения и место осуществления деятельности чем отличается
Дата публикации 22.03.2021
Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.
Место нахождения юридического лица
Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область» (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.
Адрес юридического лица
Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.
Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.
Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.
Несовпадение юридического и фактического адресов
Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».
Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.
Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:
Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий. Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Когда нужно менять адрес или место нахождения
Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.
Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 54 ГК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в пункт 1 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 2 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 3 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 5 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона