Местоимение что такое местоимение 2 класс школа россии
«Что такое местоимение?» Конспект урока русского языка во 2 классе
Русский язык 2 класс «Школа России»тема: «Местоимение»учитель :Сивкова Наталья Николаевна МБОУ СОШ №5 г. Невьянска
Тема урока: «Что такое местоимение?»
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
-самостоятельно определять учебную задачу
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи
-адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
-понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
-осознавать ценности своего языка.
-применить правила делового сотрудничества
-участвовать в продуктивном разговоре.
Оборудование: ПК, электронное приложение к учебнику, записи на школьной доске, аудиозапись песни «Я, Ты,Он,Она» в исполнении группы «Непоседы».
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная.
Ход урока :
-Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу, у нас сегодня гости – это учителя нашей школы.
2. Минутка чистописания
Запишите в тетради слова,которые здесь спрятались.
Ты, я, мы, он,она, оно, они, вы.
У кого получилось выписать все слова? Тот может считать себя достаточно внимательным. Я рада за вас. Погладьте себя по голове правой рукой.
3 Актуализация знаний
Кто знает как эти слова называются?
Это сегодня наша проблема на урок- узнать как они называются?
Что еще мы будем узнавать?
Чтобы узнать как она называется, я предлагаю вам выполнить задание на листочках. Листочек у вас на парте один, значит работаете вместе. Пара,закончившая работу,поднимает руки.
Задание – замените повторяющиеся слова
1)Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
2)На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
3)Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки.
4)Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
Какими словами вы заменили повторяющиеся? (дети читают свои ответы)
Запишите в тетрадь 1 пару предложений, которая вам больше всего нравится.
Обратите внимание на то, какие слова вы заменяли? К какой части речи они относятся?
Значит, мы новые слова использовали вместо имени существительного.
Посмотрите на доску- если записать, то получится- вместо имени. Сложите их и получится,отгадка на ребус:
Так,значит, местоимение – это часть речи.
Что дальше обычно рассматриваем, что обозначает?
Вспомните, что обозначают имена существительные? Если мы вставили местоимения вместо существительных, то что это значит?
Вы правильно думаете, но я хочу вас поправить, они не называют предметы, но указывают на них.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
И за парты все уселись.
6. Первичное зацепление знаний
Давайте проверим правильность своих выводов, а для этого обратимся к учебнику стр. 101 прочитайте, что нам про местоимение хочет поведать мудрая сова. Есть ли в правиле то, чего мы про местоимение не сказали. Расскажите, друг другу про местоимение. Кто может рассказать всему классу?
Смотрите, сколько узнали, а сколько ещё предстоит?
Поэтому, вопросы к местоимениям могут быть заданы разные, в зависимости от части речи, вместо которой оно используется.
Подчеркните главные члены предложения в той паре, которую вы выписали.
Что можем дополнить?
1- у детей уточнить.
2- как вы считаете, какое упр. на 101 стр. будет способствовать умению размышлять, а какое – тренировать память. Выберите для себя, то,что сочтёте нужным?
Кто тренирует дома память? Встаньте.
А кто выбрал – другое?
Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение- встаньте, пожалуйста, если что-то осталось непонятным или на уроке вы встретились с трудностями- то поднимите руку.
Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её решить?
Если останется время, можно посмотреть электронный блок №1
А у меня для вас есть несколько сюрпризов:
Эта буква всем на свете доложить готова,
Что она не только буква,
Про что эта загадка?
Песня в конце урока группа «Непоседы» послушайте фрагмент песни, попробуйте сосчитать сколько местоимений в ней прозвучит.
Задание – замените повторяющиеся слова
1)Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
2)На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
3)Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки.
4)Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
НЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТЫ,
Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.
Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Определение глагола как части речи» Тема: Определение глагола как часть речи Цель: • Формирование информационной (первый уровень, аспект – извлечение и обработка вторичной.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.
План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе Тема урока: «Путешествие по океану Лексики». (1 ч.) Тип урока: обобщающий урок-путешествие. Цель урока: повторение и обобщение изученного.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.
Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 75. Что такое местоимение?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Местоимение как часть речи.
2) Роль и употребление местоимений в речи.
3) Отличие местоимений от других частей речи.
Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает
на вопросы кто? что?
Единственное число – это грамматическое число для обозначения одного
Множественное число – это грамматическое число для обозначения двух и более
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.
В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 100 – 102.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение,
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся
общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 49 – 50.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.:
Просвещение, 2018. – С. 106.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2
класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 72.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что же такое местоимение? Само название «местоимение» подсказывает, что эта
часть речи употребляется вместо имени. Личное местоимение не называет предмет,
а только указывает на него. Рассмотрим пример. Если сказать «синий кубик», вы
представите себе кубик синего цвета. Если сказать «он синий», то представить
конкретный предмет невозможно, так как очень много имён существительных
подойдёт под это описание. Это может быть и кит, и диван, и стул, и кубик, и так
Местоимения – это, например, слова «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно»,
«они». Эти местоимения называются личными местоимениями. Почему они так
называются, вы узнаете в третьем классе.
Как определить число местоимений? Если местоимение указывает на один
предмет, значит, оно стоит в единственном числе. То есть местоимения
единственного числа – это местоимения «я», «ты», «он», «она», «оно». Местоимения
«мы», «вы», «они» указывают на два и более предметов. Значит, они стоят во
Зачем же нужны местоимения в речи? Рассмотрим предложения:
По небу плыли облака. Облака были лёгкие и пушистые.
Мы видим, что в этих предложениях повторяется слово «облака». Как же
избежать повтора? Нужно во втором предложении заменить слово «облака»
местоимением. Это местоимение «они»:
По небу плыли облака. Они были лёгкие и пушистые.
Итак, местоимения помогают избежать повторов в тексте.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Подбор слова.
Выберите подходящее слово.
В саду росли (сливы, они).
(Сливы, Они) были спелые и душистые.
Подсказка: вспомните, что слова в рядом стоящих предложениях не должны
В саду росли сливы.
Они были спелые и душистые.
Задание. Поиск местоимений.
Выделите красным цветом личные местоимения.
ты, он, но, я, на, она, около, вы, они, или
Подсказка: вспомните, что личные местоимения могут заменять имена
ты, он, но, я, на, она, около, вы, они, или
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое местоимение».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока русского языка по теме
«Что такое местоимение» Нужная И.Г.
МБОУ «Грузсчанская СОШ»
Данный урок содержит здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: «Что такое местоимение»
Цели урока: формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении;
-способствовать развитию умения распознавать личные местоимения среди других слов в предложении;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
— самостоятельно определять учебную задачу
— планировать свою деятельность по решению учебной задачи
— адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
— ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
— осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
— осознают ценности своего языка.
— применять правила делового сотрудничества
— участвовать в продуктивном диалоге.
-распознавать личные местоимения среди других слов в предложении;
-различать местоимения и имена существительные.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
по источнику знаний : словесные, практические, наглядные;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Организационный момент. Настрой на урок.
— Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте гостей кивком головы.
-Посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.
Девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»
-В толковом словаре Ушакова слово тайны обозначает:
То, что неизвестно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное и неразгаданное.
-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём
Дети хором произносят текст:
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Личностные: определиться в желании грамотно писать.
уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой
(самоопределение) к учебной деятельности.
включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
-Прежде, чем приступить к работе давайте выполним пальчиковую гимнастику.
— С какой целью мы делаем пальчиковую гимнастику?
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
— Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Запишите число, классная работа
-Найдите букву, которая обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после разделительного ь.
— Откройте орфографический словарь в конце учебника. Найдите слова на букву я.
-Запомните их правописание
-запишите слова по памяти, вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка ( оценить работу в листах самооценки)
-Что бы красиво писать
Выполнение пальчиковой гимнастики.
-Находят нужную букву. Выполняют письмо по образцу.
совершенствование умения писать буквы и их соединения
Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
– Давайте вспомним: «Что такое речь?»
– Какие части речи вам знакомы?
Распределить слова по частям речи: ручьи, теплый, бегут, я, мы, светит, он, солнце, ты, яркое, оно звонкие, вы, они, дует, ветерок, она
Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.
– Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
-Нужно распределить слова, по частям речи.
строить логическую цепь размышлений.
— классифицировать объекты по определенному признаку.
Возникновение проблемной ситуации
Цель: обсуждение затруднений и применение нового знания в типовых заданиях
— Почему вы распределили не все слова?
-Какие слова у вас остались?
— Мы употребляем эти слова в речи?
— Могли бы обойтись без них?
-Значит они тоже часть речи?
— А как называется эта часть речи?
— Потому что они не относятся ни к одной из групп.
Я.мы, ты, вы, он, она, оно, они
строить логическую цепь размышлений.
— классифицировать объекты по определенному признаку.
Постановка учебной задачи.
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
– Верно, мы познакомимся с новой частью речи.
А как называется эта часть речи мы узнаем в процессе урока.
– Какую цель мы поставим перед собой
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
— постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно
Физминутка для глаз
Открытие нового знания.
Какое сейчас время года?
Под снегом он растёт весной.
Догадайтесь, кто такой:
Красивый, белоснежный,
Зовут его….
-Как называются эти цветы?
— Что такое первоцветы?
-Какие первоцветы вы знаете и как их сберечь?
Подснежник появляется в лесу на проталинках. Подснежник нежный, хрупкий цветок..
– Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.
– Что в нём не так, какой недостаток?
– Как исправить этот недостаток?
– Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?
– Какими словами можем заменить слово «подснежник»
-Вместо какой части речи мы подставили новое слово?
– Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.
-Так как же называется новая часть речи?
-Оцените свою работу на листах самооценки.
— Первоцветы – первые цветы, которые цветут практически сразу после схода снега.
-Составляют правило о защите первоцветов.
— Постоянно повторяется слово подснежник.
— Потому что они употребляются вместо имени существительного.
Первичное закрепление материала.
Работа с учебником с 100 упр. 171
Стоит в поле теремок.
Прискакала к теремку лягушка- квакушка и спрашивает:
— Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
-Я, мышка-норушка! А ты кто?
(по заданию учебника)
Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?
Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.
— Что такое местоимение?
-Прочитайте правило в учебнике на с. 101.
-Оцените свою работу в листах самооценки.
— чтение по ролям отрывка из сказки
Контроль и самопроверка знаний и способов действий
Выписать личные местоимения
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
– Какие недостатки видете?
– Как исправить этот недостаток?
– Обсудите с соседом, как будете исправлять
– Спишите исправленный текст.
1 ряд. Исправьте текст:
Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Ландыш цветет в мае. У ландыша красивые цветы похожие на жемчужинки. Ландыш занесен в красную книгу.
2 ряд. Исправьте текст
Мать-и-мачеха первое растение, которое накормит пчел и шмелей своим нектаром.
Мать-и-мачеха растет на открытых местах. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья.
Учащиеся заменяют повторяющиеся
формирование умения вступать в диалог.
Работать в статических и
постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.
— оценивание своей работы и работы других.
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
-Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
Какую цель мы с вами ставили на уроке?
-Достигли своей цели?
-С какой частью речи мы познакомились?
– Какие части речи заменяет местоимение?
Дети отвечают на вопросы.
Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо существительного, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не обозначает предмет, а указывает на него.
-Узнали о новой части речи – местоимении.
Учащиеся оценивают свою работу на лесенке успеха. Объясняют почему они выбрали именно такой смайлик.
— оценивание своей работы и работы других.
Учебно-познавательные, коммуникатив-ные УУД.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-852013
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Что такое местоимение?»
Содержимое разработки
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку
проведенного во 2 классе
ТЕМА УРОКА: «Что такое местоимение?»
Цели: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.
1. Способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи.
2. Содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи.
3. Развивать у детей связную речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление; умение сравнивать и обобщать.
4. Прививать интерес к родному языку и родной природе.
Проверка готовности к уроку.
Мотивация к обучению и познанию.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте,
И на уроке не зевайте.
— Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.
Но прежде откройте тетради и запишите дату и слова «классная работа».
4. Актуализация умений и знаний
— Чтобы в тетрадях был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания. Вспомним, что знаете о букве «Я»? (Основные элементы, правила написания, какие звуки обозначает, когда?).
— Какие части речи вы знаете?
5. Самоопределение к деятельности.
На доске записаны слова:
ребята, синяя, он, смять, ягода, ты,
я, ясный, пять, плясать, яблочный, девять
— Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Как вы думаете, что вам необходимо сделать? (Распределить слова по частям речи.)
Дети записывают в тетрадь слова, расписывая по частям речи. Проверка.
— Почему вы распределили не все слова? (Потому что слова я, ты, он не относятся ни к одной из групп.)
— Мы употребляем эти слова в речи?
— Могли бы обойтись без них?
— Сделайте вывод, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (Познакомимся с новой частью речи.)
6. Открытие новых умений, знаний.
— Какое сейчас время года? (Весна.)
— Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это? (Птицы.)
— К нам сегодня на урок тоже прилетела птичка.
-Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица? (Ласточка.) Что о ней знаете?
— Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании?
— Прочитайте внимательно текст. Что вы заметили? (Постоянно повторяется слово «ласточка».)
— Можем мы заменить это слово?
— Слова какой части речи мы заменили в тексте? (Имя существительное.)
— Слово, которое мы используем вместо имени существительного называется местоимением.)
— Как вы считаете, почему местоимение получило такое название? (Потому что оно употребляется вместо имени существительного.)
Учить и записать! Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Примеры местоимений: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
8. Закрепление открытых умений, знаний.
— Прочитайте на ИД про себя: Помидоры- овощи. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.
— Прочитайте вслух. Что не так в записи? Как исправить?
— А теперь составьте правильно. (Помидоры- овощи. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.)
— Вместо какого слова употребили слово они? (Вместо слова помидоры.)
— Место какой части речи заняли эти слова? (Вместо имени существительного.)
— Как называется такие слова? (Местоимения.)
Работа с учебником.
-Упр.171. (По заданию учебника).
—Упр. 172 (Записываем примеры и выписываем местоимения через запятую.)
— Еще раз повторим местоимения.
— Я называю предмет, а вы местоимение, которым можно заменить каждое слово.
Платок, шуба, цветок, кукла, ребята, мальчик. Проверка.
— Прочитайте текст, вставляя местоимения. Запишите составленные предложения.
— Прошу встать тех, кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Поднимите правую руку те, кто все понял. Левую-те, у кого остались вопросы и что-то не ясное.