Месяц прайда что это такое
Что такое Месяц гордости?
Каждый год, 1 июня, начинается Pride Month или Месяц гордости. В этот месяц по всему миру проходят прайды, фестивали, митинги и другие мероприятия, которые привлекают внимание к проблемам ЛГБТ+ сообщества.
Во многих странах ЛГБТ+ люди до сих пор не могут держаться за руки на улице, не могут публиковать фотографии со своим любимым человеком, не могут быть полностью открытыми даже со своими родителями, не могут вступать в брак. Этот список «не могут» можно продолжать еще очень долго. Но они могут преследоваться законом, могут сесть в тюрьму из-за своей “нетрадиционной” ориентации, могут подвергаться насилию. Такой список, к сожалению, тоже можно продолжать очень долго.
Месяц гордости — это еще одна возможность напомнить о том, что миллионы людей по всему миру всё ещё сталкиваются с дискриминацией. Это возможность громко заявить о том, что права человека нарушаются.
Сегодня мы решили ответить на несколько вопросов, связанных с Месяцем гордости.
Почему Месяц гордости проходит в июне?
Но в ту ночь, 28 июня, когда начались очередные аресты, посетители, сотрудники и жители окрестностей оказали сильное сопротивление полиции. Они решили не расходиться по домам, а остались у бара, после чего начались столкновения, которые повторились и в следующую ночь.
Именно эти события и стали началом массового движения за права ЛГБТ+ сообщества. Ровно через год, 28 июня 1970, в Гринвич-Виллидж отметили первую годовщину стоунволлских бунтов — «День освобождения Кристофер-стрит». Это был первый в истории прайд.
Почему радужный флаг — символ ЛГБТ+ сообщества?
Радуга — символ надежды и разнообразия.
Идея сделать радугу символом ЛГБТ+ сообщества принадлежит гражданскому активисту и художнику Гилберту Бейкеру. Флаг был придуман специально для гей-прайда в Сан – Франциско 1978 года.
Радужный флаг — объект, который исторически олицетворял надежду. Первоначальный флаг был восьмицветным, и каждый цвет представлял что-то свое:
Желтый = Солнечный свет
В следующем году появился уже шестицветный флаг, который широко используется сегодня, частично из-за отсутствия в то время некоторых цветов ткани.
Зачем это «выпячивать»? (Как говорят некоторые)
Прайд — это способ показать, что ЛГБТ+ люди существуют, ведь во многих странах им приходится скрывать свою сексуальную ориентацию. Это демонстрация солидарности с представителями ЛГБТ+ сообщества. Это эффективный способ обратить внимание на проблемы, с которыми они ежедневно сталкиваются. Это борьба за базовые права!
Месяц гордости: как бренду говорить о ЛГБТ+ движении
Большой вклад в освещение этой темы делает и Skittles. С 2017 года знаменитый бренд ярких разноцветных драже выпустил пачки с черно-белыми конфетами — всю свою радужность он пожертвовал ЛГБТ+ сообществу. Этот шаг он сопроводил фразой: «Во время Месяца гордости только одна радуга имеет значение. Отдаем свою в знак поддержки».
Источник фото: Adweek
В Украине бренды обычно не запускают отдельные кампании к Прайд-месяцу, но любовь в однополых отношениях стала темой серии открыток Uklon ко Дню святого Валентина в 2019 году:
Команда VistaCreate тоже присоединяется к движению. Мы создали серию ярких дизайнов, которые вы можете использовать в своем маркетинге уже сейчас.
Чтобы участвовать в Месяце прайда было еще проще, мы собрали 10 универсальных маркетинг-подходов — они помогут рассказать о событии ярко, но очень толерантно и с достоинством.
10 идей к Месяцу гордости
1. Организовать мероприятие
Один из лучших способов отметить Прайд-месяц — устроить тематический ивент. Это может быть что угодно, от совместного просмотра фильма (например, «Харви Милк», «Девушка из Дании» или «Дурное воспитание») до яркой костюмированной вечеринки на пляже.
Мероприятие — отличная возможность вовлечь не только потребителей, но и свою команду и партнеров. Даже если среди них нет представителей ЛГБТ+, такой ивент будет одним из поводов поднять тему толерантности и честно поговорить о том, что часто замалчивают. Открытость и прозрачность — всегда плюс.
О мероприятии можно рассказать в соцсетях, и тут вам точно пригодятся тематические шаблоны VistaCreate. Сделайте анонс мероприятия, расскажите о его программе в карточках, устройте розыгрыш бесплатных билетов и предложите скидку, ограниченную по времени. Если организовать все дружелюбно и деликатно, аудитория это оценит — и продажи вырастут.
2. Запустить промокампанию
Месяц гордости длится весь июнь, и вы может добавить в него еще немного радости, запустив тематическую кампанию, которая будет длиться весь первый месяц лета. Например, вы можете выпустить радужную линейку и продавать ее с 1 по 30 июня или ввести в меню специальное блюдо. Так, в 2018 году в нью-йоркском ресторане в течение прайд-выходных в ресторанах Dos Caminos подавали радужные блинчики.
Такая инициатива хороша и с точки зрения PR-продвижения. Если организовать все правильно и ярко, о вас точно расскажут в соцсетях и, скорее всего, напишут в СМИ. Вдобавок вы привлечете новую аудиторию, для которой вопросы толерантности по разным причинам очень важны.
3. Создать кампанию в соцсетях
Один из самых простых и быстрых способов показать свою поддержку ЛГБТ+ сообщества — запустить кампанию в соцсетях. Удачная активация повысит вовлеченность аудитории, зацепит новых пользователей и, если окажется вирусной, точно поможет поднять продажи. Но в любом случае нужно хорошо понимать свою целевую аудиторию и чувствовать, под каким углом она готова воспринимать такие темы.
На Западе бренды уже не первый год запускают отличные кампании к Месяцу прайда. Один из лучших в этом — Lush Cosmetics, у него в ассортименте огромное множество ярких косметических продуктов, в том числе и в цветах радуги. Бренд поддерживает равенство ориентаций, часто использует хэштег #gayisok, а еще призывает подписчиков шерить свои посты, чтобы массово делиться радугой.
Чтобы организовать хорошую маркетинговую кампанию в соцсетях, вам нужно:
4. Написать статью в блог
Все мы знаем, что контент — король. Если вы ищете удобную площадку, чтобы поговорить о Месяце гордости, блог компании станет идеальным местом. Через блог вы сможете напрямую сообщить что-то своей целевой аудитории, дать дополнительную ценность лояльным подписчикам и вовлечь их в обсуждение. Еще это отличный способ повысить продажи, привлекая больше органического трафика на свой сайт при помощи SEO.
Публикация в блоге может служить стартовой площадкой для запуска тематической кампании или коллекции к Месяцу прайда. В ней также можно рассказать, почему ваш бренд поддерживает толерантность и считает своей обязанностью протянуть руку ЛГБТ+ сообществу. Дизайнеры VistaCreate подготовили серию изображений для блога, которые помогут оформить такую публикацию.
5. Сделать рассылку
Если вы уже делаете рассылки и они для вашего бизнеса эффективны, почему бы не сделать праздничную рассылку на тему Месяца прайда. Поделимся приемами, которые при помощи писем помогут удерживать продажи на пике весь июнь.
Для начала спланируйте маркетинговую кампанию. Какой именно месседж в поддержку ЛГБТ+ сообщества вы хотели бы транслировать? Хотите поделиться спецпредложением (например, новостью о лимитированной коллекции или купоном со скидкой) или отправить подписчиков прямо на сайт своего магазина?
Затем приступайте к созданию кампании. Поработайте над текстом — он должен быть настолько же сильным, как и визуальная часть.
Запланируйте рассылку при помощи профильных инструментов — и нажмите «пуск»! Чтобы не тратить на техническую часть слишком много времени, пользуйтесь системами, которые помогут автоматизировать процесс. Оформите кампанию, откиньтесь на спинку кресла и просто наблюдайте, как растут продажи.
Эффект будет по-настоящему ярким, если придумаете вовлекающую тему писем (чтобы хотелось открыть их поскорее) и четкий простой призыв к действию («поделитесь с друзьями» или «перейдите на сайт»).
Самое важное! Больше 50% получателей открывают письма на смартфонах, поэтому крайне важно адаптировать кампанию под разные экраны.
6. Поддержать благотворительную организацию
Помощь фондам и организациям, которые поддерживают ЛГБТ+ сообщество, — отличный способ отметить этот месяц. Можно перечислить им какой-то процент от продаж в июне или стать спонсором тематической акции.
В этом году H&M запустил специальную коллекцию, посвященную ЛГБТ+ движению — 10% от ее продаж будут переданы организации United Nations Free & Equal Campaign. А IKEA перечисляет все средства от продажи радужной сумки организации Human Rights Campaign.
Сотрудничество с фондами — это отличный инфоповод. Вы можете рассказать об этом либо на своем сайте или в соцсетях, либо подготовить пресс-релиз и пообщаться на эту тему с журналистами.
7. Провести конкурс
Все любят конкурсы, а Месяц гордости — отличная возможность организовать что-то приятное на эту тему. Можно устроить конкурс в соцсетях, на сайте или прямо в магазине.
Если хотите максимального вовлечения, лучше выбрать дорогой приз, который может привлечь широкие массы. Чтобы все прошло без заминок, четко пропишите правила участия и сроки проведения акции — так спасете себя от многих проблем.
8. Использовать радужный флаг
Месяц гордости — это месяц радуги, именно она уже который год служит официальным символом ЛГБТ+ сообщества. В любую кампанию всегда можно добавить побольше радужных цветов.
Какой бы вариант вы ни выбрали — раскрасить в радугу свои соцсети или добавить красок на свой сайт, — реализовать его будет намного проще вместе с VistaCreate. Мы приготовили массу тематических шаблонов на тему ЛГБТ+ под любые маркетинговые задачи.
9. Запустить розыгрыш в честь Месяца гордости
Розыгрыш — отличная возможность привлечь внимание к своему бизнесу и в очередной раз напомнить об ассортименте. Пусть темой июньского розыгрыша как раз станет Месяц гордости. Сделайте кампанию во всех цветах радуги, в которой точно захочется поучаствовать.
Нужно вдохновение? Вот здесь огромное количество продуктов с радужными символами — мы можете подобрать что-то в таком же стиле.
10. Праздновать весь месяц
Знали ли вы, что используя в маркетинге видео, можно поднять свой CTR (количество кликов) на 300%? Если вы работаете в креативном бизнесе и любите делать видео, Месяц гордости — идеальное время, чтобы снять очередной ролик и с его помощью рассказать, почему вы считаете, что толерантность важная.
В 2015 году Android запустил яркую анимированную кампанию, в которой показал известных людей из ЛГБТ+ сообщества и тех, кто их поддерживает. Одно из важных преимуществ маркетинговых видео в том, что использовать их можно на всех платформах, включая сайты, соцсети, онлайн-рекламу и остальные форматы.
Еще можно попросить аудиторию делиться вашим видео в знак поддержки ЛГБТ+. Если видео получится вирусным, оно будет «качать» соцсети еще очень долго.
Шаблоны VistaCreate к Месяцу гордости
VistaCreate — простой и удобный инструмент для тех, кто создает графический и видео контент. Команда дизайнеров VistaCreate создала серию шаблонов, которые бренды и блогеры могут использовать в своей маркетинговой активности в знак поддержки ЛГБТ+ сообщества и инклюзивности общества в целом.
Ищите шаблоны из нашей коллекции по ключевому слову Pride2019. Редактируйте дизайны и публикуйте их в соцсетях, на сайтах и блогах, распечатывайте на открытках и постерах! Да будет радуга!
Такая «гордость» нам не нужна: россияне отрицательно отреагировали на ЛГБТ-акцию «месяц прайда»
Пикеты у посольств Британии и США в Москве. Реакция на фасадную пропаганду гомосексуализма. Кто еще присоединился к месяцу прайда? Из корысти.
«Каждый день десятки ребят заказывают суши на сотни тысяч рублей с оплатой наличными по неверным адресам. Суши тухнут, курьеры теряют время, повара переводят продукты зря». Цитата из поста в «Фейсбук» петербуржского блогера Алексея Ларкина.
Блогер рассказал о своеобразной борьбе российской общественности с популярной сетью ресторанов. Которая внезапно решила присоединиться к «месяцу прайда». Поменяла аватар в соцсетях на шестицветную радугу, символ так называемого ЛГБТ-движения. А всем несогласным, как утверждается, откровенно хамит в своём «Инстаграм»-директе.
Кстати, в комментариях к публикации Ларкина ещё и копия депутатского запроса в прокуратуру — с требованием оценить всё это на предмет возможной пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Ну а вообще-то — налицо очевидная попытка вписаться в зарубежные тренды.
Вот хотя бы, по примеру немецких автоконцернов, синхронно перекрасивших свои логотипы аналогичным образом. И множества других крупных международных компаний, чьими стараниями сейчас впору говорить о глобальном наступлении нетрадиционной повестки.
Жизнь этого черного уже вряд ли что-то значит. Игрок канадской команды по американскому футболу, Кристион Джонс, начал утро воскресенья с твита с таким текстом: «мужчина не должен быть с мужчиной, женщина не должна быть с женщиной». К вечеру того же дня атлет, выступавший на позиции кик-возвращающего, узнал, что твит – не воробей и вместе с ним нельзя поймать стремительно погибающую спортивную карьеру. Представители ЛГБТ-сообщества потребовали у клуба «Эдмонтон Эскимос» разорвать контракт со спортсменом, который посмел испортить им праздничное настроение по случаю так называемого Месяца гордости.
«Они теперь пытаются меня уволить! Черный мужчина, который высказывает свое мнение в Твиттере, многим отвратителен. Люди понимают: я не переживаю, если меня уволят за то, что я стою на своем. Мнение должно быть обязательно», — ответил Джонс.
Радужная диктатура в так называемый прайд чувствует себя не менее сильной, что и известное своей категоричностью движение «Блэк Лайвс Мэттер». Например, в Калифорнии требуют, чтобы аэропорт в округе Ориндж переименовали. Пока что он носит имя звезды вестернов Джона Уэйна. Спустя 40 с лишним лет после его смерти, звезде Голливуда припомнили высказывания о неприязни к геям и лесбиянкам, а по нынешним правилам чтить память такого человека не положено. Как не приходится рассчитывать на поддержку, например, глубоко верующим людям, которые хотят сохранить свои ценности.
«В чем противоречие. Если позиция твоего вероисповедания не оправдывает гомосексуальные связи и отношения, то, выразив позиции своей веры, ты оскорбляешь чувства членов этой группы», — поясняет Григорий Красовский, адвокат.
Прайд в конце минувшей недели добрался и до сердца российской столицы. Здания посольств США и Великобритании в Москве западные дипломаты украсили радужным флагом. Радость от «месяца гордости» многие россияне разделить не смогли. Общественный активист Тимур Булатов написал в полицию заявление на сотрудников дипмиссий. По словам мужчины, уже пришел ответ: ответственных за акцию должны оштрафовать на 50 тысяч рублей. За пропаганду.
«Ну, это правильно, по-моему. У нас правовое государство. И те люди, которые находятся на территории России, они должны соблюдать наш закон. Не какие-то там свои, а именно наш», — считает Тимур Булатов, руководитель организации «Первый нравственный российский фронт».
С теми же идеями и под лозунгом «Наша страна – наши ценности» к зданиям американского и британского посольств на одиночные пикеты вышли православные активисты.
«Очень хорошо, что англичане и американцы увидели, что это не просто позиция государства, а позиция общества. Неприятие такого рода нарочных, насильных непонятных девиаций, которые они сейчас демонстрируют», — заявил Виталий Милонов, депутат Государственной думы России.
В Московском патриархате уже прокомментировали: опасения тех, кто защищает традиции, церковь разделяет, и каждая страна имеет право на неприкосновенность своих ценностей, в том числе тех, что касаются брака и семьи. В общем, если кто-то в России готов в рамках закона защищать то, что ему дорого, извиняться за это ему не придется.
«Никто не может запретить быть тем, кто вы есть»: как прошел онлайн-прайд в России
Июнь — Месяц гордости, когда представители ЛГБТ-сообщества обращают внимание на успехи в достижении равенства. А в последнюю субботу месяца в разных странах проходит Всемирный прайд, впервые онлайн. «Афиша Daily» сходила на российкое мероприятие и узнала, как завершился Месяц гордости.
История Всемирного прайда
Всемирный прайд — марши, вечеринки, концерты, которые проходят в последнюю субботу июня, Месяца гордости ЛГБТ. Это международное мероприятие, но в России его начали отмечать открыто, если можно так сказать, только в этом году. Июнь выбрали из‑за восстания «Стоунволла» на Манхэттене — бунта против полицейских рейдов на гей-бары, а также ряда воодушевляющих и масштабных прайдов в 1970 году в нескольких городах Америки и в пятнадцати других странах.
Из‑за пандемии коронавируса ЛГБТ-организации объявили, что в этом году Месяц гордости пройдет онлайн: поднятие радужного флага в Бостоне, первый виртуальный прайд в Лос-Анджелесе, транслируемый по ТВ, и онлайн-митинг в Сан-Франциско, на котором выступили знаменитости (Дориан Электра, Тельма Хьюстон).
Как прошел виртуальный прайд в России
Человек на экране одет в арабский платок, клоунскую шапку и 3D-очки из кинотеатра. Он полностью покрыт аксессуарами — так, что нельзя разглядеть его внешность. Следующим в кадре появился ведущий в БДСМ-маске в виде собаки и белой водолазке. «Чего мы хотим? Ответы могут показаться очевидными, но проблемы все еще не решены». С этих слов начался российский онлайн-прайд.
Участники представлялись никами или именами, а из всех спикеров не скрывали фамилии только двое: депутат от партии «Яблоко» Сергей Трошин, которого пригласили дать комментарий, и драг-квин Вадим Лукьянчук. Он не боится публичности, потому что давно эмигрировал в Берлин. Атмосфера прайда больше напоминала панихидную, чем праздничную, но это именно торжество. После ведущего с речью выступил активист из Узбекистана под ником Оливер.
«В Узбекистане ненависть подпитывается статьей 120 УК, по которой за гомосексуальные отношения грозит срок до трех лет, — говорит Оливер, не включая видео. — Мне трудно выбраться из этих реалий, но в сложные для нас времена я хочу, чтобы все понимали: быть ЛГБТ-представителем — нормально. Всегда найдутся те, кто поможет, а процессы декриминализации начались во всех странах. Нужно помнить, что никто не может запретить быть тем, кто вы есть. Пожалуйста, не ставьте на себе эксперименты в угоду гомофобному обществу».
По мнению Оливера, намного лучше игнорировать гомофобные высказывания, чем отвечать с позиции силы, что только даст лишний повод ненавидеть ЛГБТ-сообщество. После этого среди участников началась дискуссия. Один из организаторов трансляции сказал, что представителям ЛГБТ приходится принимать разные решения, и каждый раз это сложно. А потом он показал старую запись с видеокамеры.
Видео подняло настроение участникам и сняло напряженную атмосферу, которая была вначале. Но смех заканчивается, и слово передается юристу Антону, который защищал ЛГБТ-представителей на Северном Кавказе: «Любая уважающая себя организация имеет протокол безопасности. Подумайте о рисках от тех или иных действий и о ваших ресурсах, чтобы справиться с последствиями. Важно помнить, что вы можете подвергнуться не только физическому насилию, но и сексуальному, психологическому и экономическому».
На прайде дали слово ЛГБТ-персонам с максимально разным опытом. Участники сами решали, в какой форме будут выступать: драг-квин показала видео с выступления в Берлине, художница презентовала фотопроект, две девушки поделились видео со своей свадьбы и ответили на вопросы о ней.
«Я с детства мечтала, чтобы у меня была свадьба, и мама меня поддерживала, — рассказывает Ирина, у которой есть ребенок и гражданская жена. — Она говорила, что, если у меня будет брак с женщиной, пусть церемония будет традиционной. Тогда мы с женой обратились в агентство, и нам устроили праздник. Это было в Петербурге на глазах у других: посчастливилось, что никто не сказал ничего плохого. Конечно, все были удивлены, но воздержались от негативных эмоций. После этого у нас родился сын. Я биологическая мама, но мы воспитываем сына вдвоем. Сейчас Дориану почти два года».
Выступление Сергея прервали, потому что на связь вышла активистка Настя, оказавшаяся в автозаке после акции в поддержку Юлии Цветковой. Она выступила с короткой речью.
«Сейчас ЛГБТ-персоны выражают себя через интернет, искусство, кино и музыку. Медиа — наша новая свобода, но в то же время тюрьма. Многие стали реже выходить на улицу, многие боятся нарваться на враждебных людей. Но у части населения нет интернета, они не получают доступа не только к нашим материалам, но даже к новостям.
Всего трансляцию посмотрели примерно шестьсот человек. Это небольшая цифра, но она не делает мероприятие незначительным. По словам организаторов, у ЛГБТ-инициатив очень высокий порог входа: российским представителям все еще сложно узнавать о них и приходить в комьюнити-центры («Выход», «Действие»), так как они есть только в крупных городах. Еще люди беспокоятся за безопасность: если кто‑то из их знакомых узнает, что человек посетил подобное мероприятие, это может стать нежелательным каминг-аутом.
Трансляция закончилась выступлением одного из организаторов, чье имя и лицо никто не видел. «Очень хочется, чтобы когда‑нибудь мы забыли про этот прайд, — говорит он. — Чтобы мы жили нормальной жизнью, а говорить и делиться опытом стало естественным».
Итоги Месяца гордости
Всемирный прайд в России — пример «инициативы снизу». Мероприятие не относится ни к одной ЛГБТ-организации, что делает его более горизонтальным, хотя многие организаторы, оставшиеся анонимными, уже имели опыт активистской деятельности.
«Нам удалось организовать мероприятие за месяц. Среди нас было всего двадцать активных волонтеров. Мы не просили пожертвований и сделали все на свои средства», — говорит Андре, арт-директор российского прайда. — «У нас не было бюджета и известности, и наша инициативная группа решила, что лучше быть независимым проектом. В ЛГБТ-организациях существует собственный график, требования, а еще ограничения по времени и много бумажек. Мы не такие популярные, как «Открытые», которые пригасили на свой прайд медиаперсон, но наш все равно получился душевным, потому что каждый мог высказаться или показать то выступление, которое захочет. Думаю, что любые ЛГБТ-мероприятия важны, и их должно быть как можно больше».
Прайд «Открытых» — серия онлайн-лекций и видеоманифест единственного профильного ЛГБТ-издания в России. Подобные инициативы исходили и от других организаций. Например, ЛГБТ-группа «Выход» приняла участие в видеообращении от Global Pride, а петербургская инициативная группа «Т-действие» и Саша Казанцева выпустили гид «Как написать о трансгендерности и не облажаться».
Кроме того, посольства США, Польши и Великобритании впервые повесили радужные флаги в Москве. В ответ пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что «любые проявления пропаганды нетрадиционных сексуальных меньшинств в нашей стране по закону недопустимы».
«ЛГБТ-прайды — необходимая России духовная скрепа»
Что такое прайды, зачем они нужны, почему нет «гетеро-парадов», а России необходим ЛГБТ-карнавал, по просьбе «Таких дел» объясняет журналист, открытый ВИЧ-положительный гей и православный верующий Борис Конаков
В июне начинается не только лето, но и «Месяц гордости» (Pride Month): представители ЛГБТ+сообщества собираются по всему миру, отмечая свободу и гордость быть собой. В России прайды проводятся в дикой нервозности и опасности. Это не похоже ни на праздник, ни даже на «Стоунволлские бунты» в США, положившие начало нашей борьбе за права.
Борис Конаков Фото: из личного архива
Мы не успели выдохнуть после советского уголовного преследования гомосексуалов и понять, что нам нужно. Мы, как и все постсоветские люди, жадно глотали свободу и возможности 90-х, наслаждались «сытыми» нулевыми и упустили момент, когда гомофобия стала национальной идеей.
За эти 20 лет выросло мое поколение, для которого отсутствия статьи за «мужеложество» мало, однако протестный потенциал большинства из нас подавлен опасностью преследования уже даже за лайки и репосты. Мы вынуждены по большей части мириться или высмеивать клише о «развращающих гей-парадах» и «загнивающем Западе», терпеливо объясняя вам, почему нам важно «выпячивать».
Но обо всем по порядку.
Откуда взялось название и почему в июне?
Название «Месяц гордости» придумано бисексуальной активисткой из Нью-Йорка Брендой Говард. Ее называли «Матерью Гордости» за организацию первого прайда после «Стоунволлского бунта» в июне 1969 года. Радужный флаг придуман и выполнен в 1978 году художником и дизайнером Гилбертом Бейкером по заказу Харви Милка — члена городского наблюдательного совета Сан-Франциско и первого открытого гея на руководящей должности в США.
Бейкер не копировал радугу досконально (в «традиционной» радуге — семь цветов, а не шесть, как на флаге), но вдохновлялся ей, выражая идею, что внутри сообщества все люди разные. И сейчас есть несколько версий флага, где в том числе есть полоска радуги, посвященная движению Black Lives Matter, и отметка в память о наших ребятах, погибших от пандемии СПИДа.
Что такое «Стоунволлский бунт»? Почему он произошел?
27 июня 1969 года в нью-йоркский гей-бар «Стоунволл-Инн» ворвалась полиция. По тогдашним законам геям нельзя было отпускать спиртное: они считались лицами, нарушающими общественный порядок. Фактически единственное популярное и крупное место в городе, куда попадали исключительно по рекомендации и где люди могли побыть собой, раз в месяц подвергалось плановому рейду. Полиция выбирала будний день, предупреждала владельцев (которые, кстати, не были гомосексуалами и представляли один из местных мафиозных кланов) и наносила визит. Люди переставали обниматься, готовили документы, бармены прятали алкоголь. Полицейские кого-то избивали, брали взятку, уезжали.
«После стольких лет унижений это одновременно пришло в голову всем, кто оказался в ту ночь в том самом месте, и это не являлось организованным протестом… Там находились разные люди, но всех объединяло нежелание мириться с полицейским беспределом. Мы попытались вернуть себе свободу. Мы стали требовать свободу. И мы больше не собирались прятаться в ночи. Как будто что-то витало в воздухе. Это был дух свободы. И мы поняли, что мы станем бороться за нее. И мы не собирались отступать», — вспоминал активист Майкл Фейдер. Кто-то в толпе крикнул: «Gay power!» — и началось.
Были созданы списки гомосексуалов и их окружения, а также подозреваемых в «гомосексуализме». В законодательствах 22 штатов любого гея или лесбиянку могли отправить на принудительное лечение, а кое-где кастрировать или стерилизовать.
Почему это стало важным в борьбе за права ЛГБТ?
Геи, лесбиянки, бисексуалы и транс-персоны стали создавать правозащитные организации, активистские медиа. В 1970 году по всей Америке прошли первые прайды. Уже в 1972 году мы праздновали первую победу — Американская ассоциация психиатров исключила «гомосексуализм» (тогда термин официально считался корректным, потому что ВОЗ исключила гомосексуальность из списка заболеваний лишь в 1993 году) из официального перечня психических расстройств.
«Гей-парады», которыми называют прайды, — это укоренившийся миф «благодаря» андроцентричности общества — взгляда на мир с мужской точки зрения и выдачи мужских нормативных представлений за единые социальные нормы и жизненные модели. Но прайды дают видимость разным людям.
Почему ЛГБТ-прайды возможны в современной России?
Праздник гордости — естественная реакция на трагедию, а российское общество намного толерантнее и эмпатичнее, чем внушает госпропаганда.
Любые карнавалы (carrus navalis — ритуальная повозка с идолами плодородия) — про единение Жизни и Смерти. Сатурналии в честь бога плодородия Сатурна в Древнем Риме — это изобилие напитков, еды, секса. Подобные праздники уравнивали людей. На нем выбирали «короля», и им мог стать кто угодно. Но в конце он должен был погибнуть. Считалось, что это почетно. Его приветствовали прохожие в масках «мертвых», скрывающих Настоящее и Прошлое, уравновешивающих яркие «жизненные» костюмы.
Позже карнавалы в Европе или колонизированной Бразилии ознаменовывали начало Великого поста перед Пасхой — воскрешением. Они допустимы, потому что исторически вписаны в «традиционные ценности».
Термин «карнавализация» введен литературоведом Михаилом Бахтиным: это результат воздействия традиций средневекового карнавала на культуру и мышление Нового времени. Концепция Бахтина разработана тогда, когда не было прайдов, аббревиатуры ЛГБТ, слов «гей», «лесбиянка» или «гомофобия». Однако она четко «ложится» на смысл прайдов как политического, культурного и даже в некоторой степени религиозного явления.
Карнавальное, по Бахтину, противостоит трагическому и эпическому. Когда художественное или жизненное явление (борьба ЛГБТ за свои права) карнавализируется, оно становится современным. Признак карнавала (прайда) — это отражение конечности и незавершенности всего сущего, смесь пародии, развенчания (например, общественных стереотипов) и потенциала обновления (мира без насилия).
Это веселая относительность происходящего, несоответствие между внешним и внутренним (пресловутые «мужики в юбках»), условиями и условностями настоящего и предчувствие возможного иного миропорядка, таящегося за фасадом вещей, ролей, поведений и языка. Когда мы весело «выпячиваем» себя, мы уже сейчас празднуем то, что в условном «завтра» нас перестанут за это бить.
Мы высмеиваем стереотипы с помощью пародии, гротескных образов, что созвучно советскому атеизму. И, на мой взгляд, именно это неосознанно пугает гомофобно настроенную часть российского общества.
«Для мифопоэтической эпохи любой мирской праздник соотнесен с сакральными ценностями коллектива, с его сакральной историей или с прецедентом, который может подвергаться сакрализации, — пишет ученый. — Главный праздник начинается в ситуации, связанной с напряженным ожиданием катастрофы мира. Психотерапевтическая функция ритуала и сопутствующего ему праздничного действа — в снятии этого напряжения, вовлечении участников ритуала и праздника в созидание нового мира, в проверку его связей и смыслов».
Любой праздник — это сложный и многомерный феномен, имеющий культурный и социальный смысл, экзистенциальное, метафизическое измерение. Он укоренен не только в индивидуальном, личностном бытии, но и в бытии социальном и сакральном. Праздник открывает человеку бытие личности, человеческой и божественной, возможность их встречи и совместного, согласного бытия в вечности.
«Итак, если ты будешь праздновать праздники, как я тебе изобразил, и будешь причащаться Божественных Таин, как я тебе указал, то вся жизнь твоя будет одно непрерывное празднество, одна непрестающая Пасха, — прехождение от видимого к невидимому, туда, где престанут все образы, сени [знаки] и символы празднеств, бывающих в настоящей жизни, и где вечно чистые вечно имеют наслаждаться чистейшею жертвою, Христом Господом, в Боге Отце и единосущном Духе, всегда созерцая Его и видимы бывая Им, сопребывая и соцарствуя с Ним, — выше и блаженнее чего ничего нет в Царствии Его» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Почему ЛГБТ-прайды нужны современной России?
Попробуйте представить, как это — десятки лет играть по вашим правилам?
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Вы можете им помочь
Помогаем
Прайд в Сан-Паоло Бразилии
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных