Метафизика в философии определение кратко что
Метафизическая сторона философии
Философия, являясь одной из древнейших наук, основывается на исследовательском опыте человечества, который нуждается в классифицировании. Физические проявления, теоретические догадки сливаются в едином наблюдательском процессе. Здесь берут свое начало логические аксиомы, недоказанные теории. Философское учение считают тем двигателем, который способен расставить на свои места «потерявшиеся детали», отладить и привести в действие неработающий механизм. Метафизика в философии является научным основанием, так как без базового понимания природных явлений невозможно дальнейшее исследование сущностных проблем, анализ имеющихся фактов, определение будущих ориентиров.
Что есть метафизика
Сущность метафизики сводится к философскому учению об исследовании природных явлений, действительной реальности, земного и космического бытия. При чем, в разные эпохальные периоды, данные научные познания трансформировались, переходя из одной формы в другую.
Впервые совокупил основы понятия Аристотель, рассуждая о первопричинах бытия. Но это было только комплексное знание, обозначающее идею сборника сочинений, систематизацией которых занимался Андроник Родосский. Именно этот философ ввел в обиход термин. Метафизическое учение должно было объяснить нерешенные физикой проблемы.
Позже, основательно подойдя к натурфилософии, последователь Платона Симплиций заговорил о понятии метафизики, как о естественной философской науке. Неоплатоник считал направление важным, необъяснимым человеку учением о физических сущностях.
Довольно сложно описать четкое значение термина, потому что оно в течение многих столетий приобретало новые вариации. Что такое постфизика? Наука о первопричинах, бытие или природных изменениях? Проще описать базовые исследовательские метафизические темы. Все же достоверно известно, что это учение является усредненным проявлением физических и философских обоснований, которые переплетаются в одном исследовательском направлении о дефинициях. На помощь приходит онтология, раздел метафизических знаний, исследующий действительную реальность.
Можно согласиться с одной из трактовок метафизичности. Но такой ответственный шаг требует детального рассмотрения проблемы ее предмета.
Кратко говоря, усредненное, удовлетворяющее разносторонние методики обозначение метафизики звучит следующим образом – это наука, изучающая сущности имматериальной природы, взаимодействующие с материальными аспектами, подверженными взаимному воздействию.
Научная метафизическая сущность
Учитывая сложность конструктивного понимания метафизических процессов, для правильного восприятия направления необходимо разобраться в его основах. Что же служит основополагающим принципом метафизической концепции?
Пытаясь понять устройство мировых истоков, логики возникновения, человек неосознанно подошел к метафизическим основам философствования.
Это лишь краткий список метафизически выделенных базовых оснований, представленный сжатыми формами для того, чтобы проще было составить представление о науке, ее функциях и роли.
Корень проблем метафизических основ находится в исследовательски неподтверждаемой сущности составляемых теорий, но здесь же можно искать достоинство науки. Пояснить данное явление просто, до тех пор, пока прочие дисциплины не смогут объяснить таинственную природу физических явлений, будет существовать потребность в метафизике, как логически построенной теории объяснения сложности мира.
Античное философское отображение метафизики
Рабочая версия происхождения названия метафизической науки, самой ее сущности говорит о том, что ввел термин в эксплуатацию последователь Аристотеля спустя столетие после кончины мудреца. Следовательно, античный мыслитель не располагал возможностью рассуждать о той метафизике, которую мы рассматриваем сейчас. Но, сохранившиеся аристотелевские труды, свидетельствуют об обратном.
Из исторических записей следует, что еще Платон задумывался о метафизических явлениях. Философ считал, что существующая вокруг реальность является единым целым.
Аристотель был учеником Платона. Его философствование на поставленную тему заключается в определении нескольких ключевых дисциплин, главенствующей из которых считают учение о сущностях. Аристотелизм, как философская мудрость, предполагал изучение сущностных субстанций целиком, без разделения на составляющие. Античный ученый считал еще неоформленное метафизическое существо, смыслом человеческой жизни, проникнув в который можно интеллектуально возвыситься над собой.
Вслед за Аристотелем последовал онтологической стороне метафизики древнегреческий философ Эпикур, который идеализировал понятие природы, не разграничивал мыслимое и чувственное восприятия. Чистое бытие для мыслителя выступает за пределы, каких бы то ни было законов. А элементарные частицы освобождаются, подтверждая феноменальность мира.
Метафизика античности была востребована историческим развитием древнегреческого общества, оттуда и произошла, но имела стихийный, необузданный характер. Накопленные конкретные методические знания не могли постоянно быть заархивированными, нуждались в систематизации, дальнейшей обработке, поиске взаимосвязей. На помощь метафизике пришла диалектика. Диалектика, являясь искусством доказывать, убеждать, рассуждать, смогла, на сколько это доступно, отделить ложное представление от истинного. Также объединить соседствующие понятия, спрогнозировать дальнейшее развитие. На основе вышеизложенной информации делают вывод, что диалектическая способность философствовать стала недостающим звеном метафизического объяснения загадок природы.
Диалектический метод философии оказался более современным и востребованным. Несмотря на это, нельзя сказать, что логика диалектики вычеркнула метафизический метод. Они полностью слились в единое целое, чтобы соответствовать требованиям человека.
Зарождение метафизики античными мыслителями направило науку на путь совершенствования философами последующих эпох.
Средневековый метафизический метод философии
Средневековая метафизика столкнулась с проблемой соответствия законов природы божественному началу. Все проблемы Средневековья решались, освещались, устранялись при помощи духовного сообщества. Трудно было быть верующим (потому что вера требует слепого признания) и одновременно с этим заниматься дисциплинарным исследованиями естествознания. Находились храбрецы, умело сочетающие религию с наукой, и не попадающие в списки еретиков.
Таким мыслителем был Фома Аквинский. Религиозная община отвергала методологические направления, не подчиняющиеся беспрекословному верованию. Но Аквинский сумел объяснить рациональную сущность научного обоснования независящую от теологических догматов, что шокировало христианский мир. Идеи мудреца воспринялись настороженно, потому что Фома предоставил метафизику с такой стороны, которая отображает онтологическое познание синонимом теологических убеждений. Вера в Бога равносильна научной вере. Философ доказывает, что между метафизика с теологией не признают друг друга и не исключают, создавая такой двойственностью парадокс христианской религии.
Такое противоречие средневековой метафизики, вероисповедания привело к усомнению их совместных принципов.
Метафизическая философия эпохи Возрождения
Минуя период Средневековья, метафизическая философия трансформировалась из религиозной метафизики в философскую догматику. Исследовательский онтологический метод прошлого показал недееспособность из-за предоставления микроскопичности человека по сравнению с вселенской масштабностью.
Философские деятели эпохи Ренессанса (Возрождения) исправили такое положение дел, поставив личность на центральную позицию мироздания, потому что сила человеческого ума, воли способна отрешиться от религиозных ограничений, открыться новому содержанию. Философ Томазо Кампанелла противопоставляет человека Богу, говоря о божественности человеческой натуры, как об идеальном представителе космического творения. Мыслитель Кампанелла считал, что научные дисциплины (физика, математика, медицина, политика) только доказывают такую теорию.
Отличительной особенностью философии эпохи Возрождения является психологическое исследование достоинства, внутреннего мира человека, оппозиционность церковным догматам (отступление философской схоластики на задний план), перемещение метафизического приоритета от формы познания к элементарному содержанию. Подход к освоению онтологического материала приобрел научно-материалистический характер. Возрос интерес к государству, обществу, социальному равноправию.
Метафизическая философская мысль Нового времени
Метафизика в философии Нового времени окончательно порывает связь с теологическими догматами, опирается на конкретные онтологические исследования. Появляется понятие «континуума», которое определяется непрерывностью природных законов. Континуум анализирует философско-метафизические принципы: причины первозданности, соотношение частного к общему, ограниченного и неограниченного.
Математик Риман использует континуум для измерения пространственно-временных категорий. Философский континуум связи с математической точки зрения утверждает реальность существования материально-духовных отожествлений.
Онтологические методы Нового времени сосредоточились на изучении природы, вернув метафизики потерянное античное звание «важнейшей науки», постоянно переплетающейся с естественными науками.
Восемнадцатый век стал испытанием для базовых научных направлений, когда критике подвергалось все, не имеющее достаточных доказательств. Метафизика оказалась под ударом осуждения. Учению пришлось выживать с помощью разделения на более мелкие дисциплины.
К примеру, Декарт пользовался теорией сомнений, согласно которой все, что является сомнительным, не рассматривается, как предмет изучения. Факт сомнения наоборот был неоспорим, поскольку само размышление о сомнении было неопровержимым.
Иммануил Кант опровергает само происхождение метафизического познания, а если сказать более точно, работает над форменным переоформлением истины, тем самым способствуя восстановлению «доброго имени» метафизики.
Ницше драматическим нигилизмом превозносит мировую ценность путем устранения метафизических методов. Вслед за ним идет Хайдеггер, который пытается определить настоящий смысл метафизики.
Наряду с вышеперечисленными особенностями Нового времени, продолжается психоанализ человеческой души, как средство изучения метафизических процессов. Дэвид Хартли (мыслитель, медик) стал основоположником психологической теории «ассоцианизма». Хартли исследовал нервную систему человека с целью установления причин ассоциативного ряда.
Спустя столетия представитель Новейшего времени физик Гейзенберг Вернер с помощью физической науки обосновал метафизическую философию. Гейзенберг, используя формулы, вычисления, ставшие основой квантовой теории, аргументировал справедливость метафизических принципов.
Метафизика: что это простыми словами, краткий обзор, теории
Метафизика – это один из важнейших разделов философии, и каждый образованный человек должен хотя бы в общих чертах понимать, что она собой представляет. На практике же большинство людей не только неправильно понимает значение этого слова, но ещё и использует его совершенно неуместными способами. Сегодня мы постараемся исправить это, подробно разобравшись, что представляет собой метафизика и какую роль она играет в современной философии.
Что такое метафизика?
Метафизика – это раздел философии, в котором изучается первичная природа реальности, мира и бытия. В разные эпохи представления об этом философском учении менялись, но во все времена метафизика пыталась найти ответы на такие фундаментальные вопросы как:
История происхождения термина «метафизика» весьма интересна. В 4 веке до нашей эры Аристотель написал свой самый известный сборник сочинений из 14 книг о первоначалах, составляющих предмет мудрости. Вот только сам он не позиционировал эти книги как единый труд.
Это сделал в 1 веке до нашей эры Андроник Родосский, который собрал и систематизировал их. Он же опубликовал их под общим названием «Метафизика» (μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики). Никакого особого смысла в это слово он не вкладывал, просто обозначил таким образом, что данный труд следует читать после другой работы Аристотеля – «Физики».
На протяжении многих веков это слово являлось названием сборника сочинений Аристотеля, в котором древнегреческий философ пытался решить проблемы, не решаемые для физики. Конечно, эта работа была уникальной в своём роде, поэтому со временем её название начало приобретать нарицательный смысл.
Другие философы часто ссылались на эту работу Аристотеля так, будто это отдельное учение, изучающее то, что лежит за пределами физики. А в 5 веке неоплатоник Симпликий Киликийский (Симплиций) первым начал прямо использовать слово «метафизика» для обозначения самостоятельного философского учения.
Поскольку за время своего существования метафизика как наука не только развивалась, но и местами довольно радикально менялась, в её истории принято выделать три основных периода:
При этом иногда говорят о большем количестве периодов (например, между античной и классической была средневековая метафизика, но этот период не настолько значим, как перечисленные выше).
Основы метафизики
Аристотель, который считается создателем метафизики, определял эту дисциплину как «первую философию». Её основная задача заключается в объяснении первичных основ бытия и поиске ответов на фундаментальные философские вопросы. Чтобы разобраться, что представляет собой метафизика и чем она занимается, нужно понимать следующие факты:
Очевидно, что данный перечень далеко не полон. И всё же он помогает понять в общих чертах, чем занимается метафизика и какое место она занимает среди других философских дисциплин. Потребность в метафизике как в науке очевидна – ни одна другая научная дисциплина не может и не пытается дать ответы на вопросы, которыми она занимается.
Основные теории метафизики
В некоторых случаях термин «метафизика» может использоваться в качестве синонима слова «философия«. Но обычно в него вкладывается более узкий смысл. Метафизика занимается лишь некоторыми, наиболее фундаментальными вопросами философии. При этом в разные периоды менялся смысл этой философской дисциплины, а значит, менялись её основные принципы и исследуемые ей вопросы.
Античная метафизика (Аристотель, Платон)
Античные философы вслед за Аристотелем считали метафизику «первой философией» – наукой о фундаментальных (первичных) основах бытия. В этом смысле метафизика очень близка к онтологии и иногда практически отождествляется с ней. Интересно, что в античном периоде не было чёткого разделения между метафизикой, теологией и наукой. В качестве основных античная метафизика рассматривала такие вопросы как «Что есть бытие?», «Что есть идея?», «Что есть форма и материя?».
Средневековая метафизика (Фома Аквинский)
В средние века все науки оказались в бедственном положении из-за неприятия церковью, в руках которой тогда была сосредоточена практически вся власть. Метафизике пришлось идти на компромисс, пытаясь согласовать свои законы с природой божественного начала.
Очевидно, что для любого философа, исследующего и пытающегося понять природу бытия, трудно быть религиозным человеком, слепо верящим в церковные догматы. Тем не менее, и в средние века находились храбрые авантюристы, которым удавалось сочетать религию с наукой, не становясь при этом еретиком для церкви.
Это неплохо получалось у Фомы Аквинского, который был одновременно философом и теологом (а впоследствии был даже канонизирован католической церковью как святой). Его называли человеком, который смог сделать невозможное – связать христианское вероучение с философией Аристотеля. Сначала его идеи принимали осторожно, поскольку он отождествлял научную веру с верой в Бога. Но позже церковь поняла, что такая позиция ей выгодна и удобна, и идеи Фомы Аквинского были приняты.
Метафизика Нового времени
Наиболее выдающимися деятелями классической метафизики считаются Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Главной особенностью учения в это время стало то, что оно переориентировалось с изучения бытия как такового на изучение познания и метода познания. Таким образом, в этот период метафизика была практически отождествлена с гносеологией. Основной вопрос этого периода заключался в том, является ли метод познания эмпирическим или рационалистическим.
Метафизика Канта
Благодаря Канту метафизику перестали отождествлять с онтологией, поскольку он поставил на первое место вопрос «Какие знания мне доступны?». Таким образом, кантовская метафизика отстраняется от онтологии, но при этом приближается к гносеологии. Несмотря на хорошую проработанность идей Канта, ему так и не удалось справиться с многими противоречиями, которые не позволяли применять учение к реальной жизни.
Метафизика Гегеля
Георг Гегель считал, что метафизика ограничена рассудочным мышлением, и преодолеть это ограничение можно с помощью диалектики, позволяющей справиться с противоречиями метафизики. Он связал разум с диалектикой, а рассудок с метафизикой, буквально противопоставив их, но при этом возвысив диалектику над метафизикой.
Диалектический материализм
Наиболее известными сторонниками данного направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые развили некоторые идеи Гегеля. При этом для их учения характерно жесткое противопоставление материи и сознания. Если для Гегеля этот вопрос не был важным, то в диалектическом материализме это противопоставление является основным и наиболее важным вопросом. При этом сознание считается вторичным по отношению к материальному миру.
Неопозитивизм
Неопозитивисты относили к метафизике и философию Гегеля, и марксизм, и диалектический материализм. При этом саму метафизику они позиционировали как ненаучную систему идей, однако отстоять эту точку зрения им не удалось, с чем впоследствии смирились сторонники постпозитивизма (учения, возникшего на основе неопозитивизма).
Основным вопросом неопозитивизма и постпозитивизма является вопрос о природе научного знания. При этом в качестве основного вопроса философии неопозитивисты рассматривают вопрос о рациональности познания. То есть, познание имеет смысл только в отношении наблюдаемых явлений. И мир можно считать абсолютно познаваемым, если избавиться от необходимости изучать то, что невозможно познать путём наблюдения.
Отличия метафизики от диалектики
Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.
В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.
Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:
И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.
Заключение
Метафизика является одной из важнейших философских дисциплин, а некоторые философы и вовсе отождествляют её с философией. Она ищет ответы на фундаментальные вопросы о принципах бытия. За 2,5 тысячи лет существования этой дисциплины предпринимались неоднократные попытки объявить её ненаучной или ложной. Но она устояла и по-прежнему занимает одно из важнейших мест в философии, ведь ни одна другая наука не пытается и не планирует отвечать на вопросы, которыми занимается метафизика.
Фотограф Andrea Effulge
Метафизика кратко
Первые исследования и размышления мыслителей прошлого, которые можно отнести к метафизике, насчитывают тысячи лет и ими занимались как в Европе, так и в Азии. И не смотря на то, что философия процветала у многих народов, но в полном отрыве от религии, она проявила себя в Европе. Именно в Европе само понятие метафизика было введено Андроником Родосским – систематизатором и исследователем трудов Аристотеля. Метафизикой он назвал категорию, куда сгруппировал произведения Аристотеля, стоящие вне естественно-научной области; другое, развёрнутое, это название категории «трактаты о бытии самом по себе». Так же видным мыслителем в области метафизики являлся Платон, который сформулировал «первую философию», которая в своём познании действительности восходила от эмпирического (чуственно-опытного исследования) к рефлексивному методу исследования имматериального, то есть идейного. Так Платон создал систематизацию наук, где метафизика занималась исследованием первичного, имматериального и идейного бытия, первопричин и истоков сущего.
Изменение представлений о метафизике в схоластике мы рассматривать не будем как заведомо антинаучные, и сразу перейдём к философии Нового времени, когда наука в целом и метафизика в частности вышли из-под влияния спекулятивной и мифической теологии. Закономерно с развитием наук, их знаний и методов, метафизика разделилась в своей целостности по предметам и методам изучения, например, метафизика познания или метафизика рационализма.
Германская классическая философия окончательно устранила из науки метафизики умозрительные методы прошлого, приведя её к диалектике мышления, которую рассматривали и как помеху познанию разума, и как мотивирующий фактор. Но диалектика предмет другой статьи. Позже метафизика как наука вообще попала в опалу мыслителей и исследователей, в ходе критического отношения к ней были сформулированы волюнтаризм, философия жизни и антиметафизические иррационализм, антропологизм и неопозитивизм.
Хорошую трактовку определения метафизики, кратко приводящую её от старых взглядов к новым дал Бэкон: «Метафизика, как и физика, анализирует природные процессы. Различие между ними – в степени познания». В любом случае метафизика рассматривается и как отдельная наука, так и как отрасль философии.
Понятие метафизики
Выяснив взгляды мыслителей на то, что такое наука метафизика, кратко в исторической перспективе её создания и совершенствования рассмотрим само её определение, то есть понятие метафизика. Метафизика это наука, изучающая явления и процессы – сущности, имеющие имматериальную природу, но находящиеся в тесной связи с физическими явлениями и материальной природой, а также оказывающими друг на друга взаимное влияние (от греч. meti ta physika – то, что за физическим).
Так как в истории философии существует ряд спорных взглядов о первичности и роли тех или иных явлений и процессов, то их необходимо рассмотреть отдельно. Так, например, античная философия относит первичную роль в влиянии на сущее и существование метафизике, а волюнтаризм, напротив, воле разума, в то время как рационализм вручает власть над существованием человека его интеллекту и разуму. И это только некоторые из примеров. Однако, приведенное выше определение понятия метафизики удовлетворяет в большей или достаточной степени большинству из этих философских концепций.
Основы метафизики
В основе метафизики лежит системное объяснение попыток разума понять устройство мира, его истоков, то есть возникновения, его причин и следствий, а также, что логично, его структуру. Из этого понятно, что к основам метафизики относится:
Лем пишет: «Перевод метафизических моделей на язык кибернетики возможен, но практически ничего не дает. Как бы эмпирически неразрешима ни была проблема существования денотатов веры, не подлежит сомнению ценность веры как средства приспособления, как источника универсальной информации. Ценность информации как средства приспособления не всегда зависит от ее истинности или ложности».
Таким образом, каким бы нападкам не подвергались основы метафизики как трудно подтверждаемые опытным (эмпирическим) путём, но стройное рациональное объяснение мира и его основ в целом на теоретическом уровне будет необходимо до тех пор, пока естественные науки не смогут объяснить все явления. Но последнего не может быть никогда, так как имматериальное принципиально непознаваемо для физического опыта, так как природы исследуемого различны. Однако, существенный вклад в современную метафизику вносит психология, а точнее эмпирическая философия, в которой, несмотря на невозможность изучать имматериальные процессы психики, можно исследовать их продукты. Эти самые продукты имматериального мира и изучаются метафизикой.
Сама наука метафизика даже в однополярном взгляде на неё с точки зрения какой-либо одной концепции очень велика и её проблематично объяснить кратко, даже самые основы метафизики, лежащие на поверхности восприятия. Поэтому эта статья не претендует на полноту изложения ни в коей мере, а ставит своей целью познакомить читателя с этими самыми основами метафизики кратко, с её понятием и историей исследования, чтобы читатель мог для себя ответить, что метафизика это…