Метафора для чего служит
Метафора — что это такое в литературе и обычной речи с примерами
Метафоры – слова и целые выражения, употребляемые в переносном смысле с целью придания повседневной или письменной речи образности, выразительности или яркости. Это литературный прием, шагнувший со страниц книг в повседневную жизнь. Предмет или явление, в отношении которого используется метафорическое иносказание, сравнивается с аналогичным ему предметом или явлением. При этом выделяется общий признак, определение которого в ряде случаев доступно только автору метафоры, переносящему свойства с одного предмета на другой по своему сугубо субъективному суждению.
Зачем и когда использовать метафоры
Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:
В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:
Метафоры нередко встречаются в поговорках:
Важно! Без метафор в принципе можно обойтись, но с ними литературный язык приобретает особый окрас. Кроме того, одним метко сказанным словом можно заменить целое предложение.
Виды метафор
В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:
Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет. Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.
Метафоры также могут быть:
Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.
Примеры метафор, используемых в повседневной жизни
Люди употребляют метафоры в повседневной речи в основном для подчеркивания каких-либо внешних или внутренних качеств человека. Например:
Иногда метафоры проскальзывают и в жаргонной речи – «получить по тыкве» — получить по голове.
Метафоры в произведениях русских классиков
Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души. » («Село Степанчиков и его обитатели»).
Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.
Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.
Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте
Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».
Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.
Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».
Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.
Типы метафор
Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».
Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».
Про стихотворение Фроста
Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.
Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.
Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.
И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.
Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.
Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.
Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.
Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».
Зачем нужны метафоры
Если учитель спросит, скажите так:
Метафора. Зачем она нужна в брендинге?
Мы продолжаем рассказывать о инструментах, которые используем в брендинге. На фоне повсеместной озабоченности цифровизацией, диджитализацией и прочих модных терминов, мы часто забываем о покупателе. Какое впечатление он получит от встречи с вашим продуктом? Для создания правильных эмоций используется метафора.
Первая ассоциация, которая возникает при слове метафора: кудрявый молодой поэт кусает кончик ручки в поисках изящного сравнения, которое поразит его избранницу в самое сердце. Казалось бы, какая связь с брендингом?
Метафорами пронизана вся окружающая нас культура. Наш язык, который мы используем каждый день, построен на тотальном использовании метафор. Они настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мы считываем их на подсознательном уровне. «Совсем измотался», «наелся до отвала», «провалился в сон» — вот лишь несколько примеров из описания обычного буднего вечера.
Наше сознание приспособлено к восприятию метафор. Даже больше — именно через краткую метафору мы можем передать образ, который при буквальном подходе занял бы несколько предложений.
«Весь день я работал на полном напряжении сил. Я задействовал всё своё внимание, умения и когнитивные способности для решения рабочих задач. У меня не было лишней минуты для отдыха и переключения, даже обед я проглотил за 15 минут, чтобы успеть выполнить задания. После окончания рабочего дня я ощутил полный упадок сил, отсутствие энергии и вялотекучесть мыслей. Хотелось только одного — поесть и поспать».
Очень долго. Словосочетания «устал как собака» передает ситуация гораздо лучше. Мы не задумываемся, почему именно собака и что она такого сделала, чтобы так сильно устать. Мы принимаем метафору и ощущаем весь спектр эмоций, который стоит за ней.
Поэтому использование метафор в брендинге — это win. Сразу решается несколько задач:
Самая простая метафора. Сконструированы на основе общего признака двух вещей. Очень часто используется в детских дразнилках. Примеры в брендинге:
Базируются на основе сходной структуры двух вещей. Часто используется в брендинге, поскольку быстро даёт понять клиенту, что делает продукт. Примеры:
Сконструированы на основании общего гештальта двух вещей. Это обозначает общее впечатление, состояние, которое похоже у двух разных предметов. Например:
Внутри каждой компании, каждого продукта заложена огромная, уникальная внутренняя структура: что этот продукт делает, из чего он состоит, кем он произведен и т.д. Как передать эту информацию клиенту за те миллисекунды, когда принимается решение о выборе того или иного бренда? С помощью метафоры.
Идеально подобранная метафора, правильно переданная по всем каналам коммуникации, сразу бьёт в цель. У потребителя возникает целое поле ассоциаций, связанное с этим продуктом.
И эти ассоциации просчитаны — именно они закладывались на этапе разработки бренда, для побуждения к покупке. Это сложный творческий процесс, не всегда удается просчитать все неявные связи даже крупным компаниям.
Яркое подтверждение этому — пример Coca-Cola Life. Компания решила выпустить напиток, где сахар заменен на подсластитель стевию. Газировка позиционировалась для любителей здорового образа жизни, что подчеркивалось зеленой этикеткой. И тут произошло то, что никто не ожидал. «Зеленая» кола не понравилась потребителю. Более того, она стала нести прямую угрозу обычной коле. Ведь на полке получался своеобразный светофор из зеленой «полезной» колы и красной «опасной». Сработали ассоциации, которые заложены в любом человеке с детства, красный — цвет опасности. Coca-Cola Life признали неудачным решением.
Вторая важная функция метафоры — это переход от структурного мышления бренд-стратегов к креативному мышлению дизайнеров.
Когда слова и схемы воплощаются в образах — визуальных, слуховых, тактильных. Идеальная метафора позволяет охватить весь спектр модальностей. И покупатель получает четкую картину бренда.
Вот ещё несколько примеров от крупных брендов:
На первый взгляд кажется, что метафора работает только на индивидуального покупателя, в сегменте b2c. Это заблуждение. На примерах нашего агентства мы покажем, как это работает для b2b.
Компания HeadPoint занимается разработкой программного обеспечения. Её главный продукт — InOne, интеграционная платформа для создания промышленного интернета вещей (IIoT). Если подробнее, это цифровая платформа, позволяющая работать в едином интерфейсе с оборудованием любого производителя, протоколами и данными различного формата из любой точки мира или корпоративной сети через браузер или мобильное приложение.
Если вы не инженер, то вы ни слова не поняли из предыдущего абзаца (мы сначала тоже). Если говорить понятными словами, то InOne помогает объединять обилие разнородных датчиков и устройств в единую структуру данных и автоматизирует управление ими.
Вот эту простую идею мы передали с помощью метафоры «импульс». Полная версия звучит как «импульс цифрового развития сложных систем». Импульс — первопричина движения. Без импульса тело будет покоиться неподвижно. Для развития производства и его процветания также необходим импульс. Им становится платформа InOne.
Компания занимается фасадными системами, которые называются сэндвич-панели.
Причем не обычной обшивкой для безликих складов на задворках города, а точно спроектированными панелями с уникальными характеристиками. Продукция фирмы дает возможность архитекторам и строителям создавать красивые объекты, а собственникам — приобретать высоколиквидные проекты. Дорогая, но высококлассная продукция — ориентир для тех, перед кем стоят значимые вызовы.
Мы подобрали для бренда метафору «Экипировка для восхождения в горы». И сразу целая россыпь смыслов:
У любого производителя рано или поздно происходит когнитивное искажение. Он настолько в деталях знает собственный продукт, что забывает, что это не является общераспространенным знанием. Покупатель не обязан разбираться в сложном продукте. Наоборот, задача производителя — максимально простым языком сообщить человеку, что продукт представляет из себя, какие проблемы решает и какие эмоции дарит.
Напрямую всю подноготную передать сложно. Длинные обстоятельные описания никто не будет читать. Метафора поможет передать всю суть в ярких, доступных образах. Они сразу поселятся в голове клиента и произведут нужное впечатление. Если, конечно же, всё правильно спроектировать.
Ученые давно выяснили, что клиент принимает решение о покупке эмоционально, а не рационально. Метафора помогает вызвать приятные эмоции, которые запомнятся именно с вашим товаром или услугой. Поэтому мы активно используем метафору в своей работе и рекомендуем вам.
Если вас заинтересовала тема, как можно использовать метафору в работе, то вот краткий список литературы, который поможет лучше разобраться в теме.
Метафора работает только тогда, когда разработана стратегия и платформа бренда. Без этой основы она не будет работать. Чтобы больше узнать о первых этапах, советуем нашу статью на vc: «Полный гайд по разработке стратегии и брендингу компании. Модель P.I.P.E».
Только вот книга его называется ‘Морфология волшебной сказки’
Сергей, спасибо! Да, мы считаем, что эта книга Проппа must have для всех, кто занимается брендингом. Возможно, сделаем отдельный статью по этой теме.
По поводу названия провели небольшое исследования, чтобы корректно ответить и самим разобраться.
Как писал сам Владимир Пропп, «Морфология» и «Исторические корни» представляют собой как бы две части или два тома одного большого труда. Второй прямо вытекает из первого, первый есть предпосылка второго. Я по возможности строго методически и последовательно перехожу от научного описания явлений и фактов к объяснению их исторических причин».
В 1998 году выходили в одной книге «Морфология/ Исторические корни Волшебной сказки» https://www.ozon.ru/context/detail/id/140399350/
PS Название в статье поправили. Еще раз спасибо.
Спасибо за дотошность) 👍
Как интересно. Интуитивно я обо всем этом догадывалась, а вы прям так хорошо рассказали. Спасибо!
Malika, спасибо за отзыв!
Только зарегистрировалась, а вот и сразу что-то интересное, спасибо))
Оксана, спасибо вам за отзыв!
Интересно раскрыли тему, спасибо.
Немного странная статья.
Метафора — это один из десятков визуальных приемов, которые могут быть эффективно (или НЕ эффективно) использованы в коммуникации.
Сам по себе факт наличия метафоры в коммуникации никак не влияет на её качество.
Вообще, практически любая визуальная коммуникация — это метафора. Гарантий успеха в творческой задаче нет, все верно. Но инструменты знать полезно, на наш взгляд.
здесь речь идёт о конгнитивной, или концептуальной метафоре. Это не прием, а способ структуризации представлений о мире сознанием..
В ваших примерах, очень странные метафоры, на мой взгляд. Возможно их достаточно чтобы продать работу клиенту, но метафора в идеале должна характеризовать утп и легко считываться аудиторией. Вы делаете огромные логические прыжки когда связываете интерфейс для интернета вещей с абстрактным импульсом или фасадные системы с горами. Хороший способ проверить качество метафоры это спросить к чему еще подойдёт выбранная метафора, если ответ — почти к чему угодно, то ассоциативный язык бренда просто потонет в море информационного шума. В целом важность метафор несколько переоценена и бренды легко могут жить и расти без них. Если не удаётся найти метафору, которая сидит как влитая, то лучше вообще обойтись без нее. В остальном вы говорите правильные вещи в статье.
Для тех кому интересно, я еще могу порекомендовать книгу Creative Advertising, в ней большая глава посвящена приемам поиска качественного ассоциативного ряда для брендинга и рекламы.
https://www.amazon.com/Creative-Advertising-New-Mario-Pricken/dp/0500287333
Спасибо, коллега. Про «логические прыжки» мысль не совсем понятна, тк это и есть суть приема – метафорический сдвиг. То, о чем вы пишете (утп) – в чистом виде метонимия, на мой взгляд. Особенно, если «проверять» подстановкой 🙂
В целом, да – в брендинге очень много переоцененных инструментов и методов. Для нашего агенства, метафора – ключевой способ передачи проекта от стратегов к дизайнерам, без потери информации по дороге. Возможно, эта статья поможет кому-то решить подобную задачу.
Вот хз насчет эффективности метафор. По крайней мере в рекламе, чем проще и понятней месседж, тем эффективность рекламы выше (кейсы основанные на цифрах и А/В тестировании).
Тоже самое в брендинге, как мне кажется. Никто не смотрит в «глубину бренда», когда заходят на амазон, чтобы заказать что-нибудь домой. Все смотрят в решение своей задачи, которое смогут получить используя продукт бренда.
Если бы амазон изначально назывался жирафом и развивал свой продукт так, как развивал на протяжении всего времени, он также был бы лидером екоммерс в США и мире, как мне кажется.
Ученые давно выяснили, что клиент принимает решение о покупке эмоционально, а не рационально
Можно ссылку на источник?
Владислав, тут вы просто нас срезали. Думаю, что мои коллеги из агентства тоже не смогут быстро подобрать вам все источники этой информации.
Могу предложить прочитать несколько материалов по теме:
Книга моего учителя по маркетингу Михаила Дымшица: «Манипулирование покупателем» https://yadi.sk/i/Ou5W-VLHbzoJJ
Книга Даниэля Канемана, «Думай медленно, решай быстро».
Книга Байрона Шарпа, «Как растут бренды».
Если, когда-нибудь, случится поработать вместе, то сможем показать данные собственных исследований 🙂
Спасибо за книжку, почитаю на досуге. Мб чтото подчерпну для себя.
А какие ситуации рассматривали ученые, когда сделали этот вывод? Чисто интересно, можно без источников)
Ученых в маркетинге нет 🙂 Это чистый оппортунизм – делаем тест и проводим мероприятие. На массовых потребительских рынках, это максимально эффективно. На б2б – это строго процессы и репутация. Тут брендинга вообще нет. Только репутация.
Посмотрите цикл лекций от моего преподавателя маркетинга, который выводил на рынок Росгосстрах, Увелку, Лукойл и разработал навигацию вокзалов для РЖД – https://www.youtube.com/playlist?list=PLoHFxIPdBRMWT3Znznht-luabNM48gNfO
У нас там много интересного!
Если останутся вопросы – задайте мне лично в ФБ 👍
«Все смотрят в решение своей задачи, которое смогут получить используя продукт бренда.» — вы когда-нибудь видели, как совершается выбор внутри, например, FMCG?
С FMCG не работал, но предполагаю, что у людей также возникает задача, которую они хотят решить определенным продуктом (проголодался, нужно повысить уровень сахара, купил батончик).
У вас другое мнение?
А про Зальтмана не упомянули, чтобы информацией не перегружать? Он, кмк, большой вклад внёс в глубокое понимание метафоры как метода)
Мы не используем ZMET, поэтому не пишем об этой технике 🙂
Вы отправляйтесь в пешее эротическое путешествие к лингаму Шивы.
Что такое метафора и зачем она нужна
Метафора – это выражение или слово, которое произносится в переносном смысле. Основой метафоры является некое явление или предмет, которые обладают с ним сходством. Выражаясь простым языком – одно слово заменяют другим, которое имеет с ним схожий признак. В литературе метафору используют очень давно.
Метафора имеет 4 части.
1. Контекст – это отрывок текста, который имеет законченный вид и объединяет по смыслу все отдельные слова и предложения, которые в него входят.
3. Сам процесс, при помощи которого выполняется данная функция
4. Применение процесса. Так же процесс может пересекаться с различными ситуациями.
Еще в Древней Греции Аристотель раскрыл такое понятие, как метафора. Именно он сформировал на неё взгляд, как на принадлежность языка, которая позволяет достигнуть различные цели, в том числе и познавательные.
Философы древности были уверены, что метафору человеку дала сама матушка природа. Метафора так утвердилась в повседневной речи людей, что отпала необходимость называть многие понятия буквально. Использование метафоры пополняет недостаток слов в речи. После этого метафору начали считать, как дополнительным приложением к механизму языка.
Для науки она считалась вредной, поскольку заводила в тупик тех, кто искал истину. Но как бы там ни было, метафора продолжала существовать в литературе, поскольку это было необходимо, что бы она развивалась. Чаще всего метафору применяли в поэзии.
И только с начала 20-го века, метафору признали неотъемлемой части русской речи, а научные материалы, которые писались с её использованием, начали писаться в совершенно новых измерениях. Это помогло объединить материалы, которые имеют совершенно разную природу.
Благодаря метафоре, которую широко применяли в литературе, смогли увидеть, как появляются загадки, пословицы, аллегории.
Как строится метафора
Создание метафоры происходит из 4-х компонентов: это две группы и свойства каждой из них. Признаки, которые есть в одной группе объектов, предлагаются к другой группе.
Допустим человека называют львом. Это означает, что такой человек наделён похожими характеристиками. В следствии создаётся некий новый образ, где слово «лев» имеет фигуральное значение и обозначает «могучий и бесстрашный».
Для разных языков метафоры специфичны. В русском языке слово «осёл» может означать упрямство и глупость, а вот у испанцев оно означает трудолюбие.
Литературная метафора у разных народов может отличаться. Это необходимо учитывать, когда происходит перевод текста с одного языка на другой.
Какие функции в себя включает метафора
Самая главная функция метафоры – это очень эмоциональная окраска речи. При этом из совершенно разных объектов могут быть созданы богатые и очень емкие образы.
Ещё одной функцией метафоры является номинативная. Она заключается в том, что наполняет язык некими лексическими или фразеологическими конструкциями, такими, например, как: анютины глазки, горлышко бутылки, излучина реки.
Кроме этих функций, метафора выполняет и много других. На самом деле это очень глубокое и широкое понятие.
Какие же бывают метафоры
Метафоры делятся на такие виды:
Она соединяет понятия, которые лежат в разных плоскостях. Например: «Иду по городу, словно расстрелянный глазами…»
Она настолько вошла в обиход, что её фигуральный характер практически незаметен. Её переносное значение незаметно, настолько она стала привычной. Например: «С самого утра ко мне уже начали тянуться люди». Так же она может обнаруживаться, когда переводят текст с одного языка на другой.
В данном случае её преобразование в прямой смысл полностью исключается (колесо фортуны, червь сомнений). Такая метафора уже давно стала стереотипом.
Эта метафорам в логической последовательности содержит довольно большое сообщение.
Она применяется по своему прямому назначению. Например: «Пришёл в себя, а там опять тупик».
Что такое метафора в литературе
Думаю, что вам будет очень сложно представить современную жизнь без различных метафорически образов или сравнений. Метафоры мы встречаем в повседневной жизни, но очень их много в литературе.
Они необходимы, чтобы как можно ярче раскрыть различные образы и сути явлений. Самой эффективной метафорой в поэзии является развёрнутая, которая представляется такими способами:
1.Косвенное сообщение. В нём используется образное выражение или какая-то история, в которой применяются сравнения.
2.Обороты речи, в которых применяются слова в переносном смысле. Эти слова основаны на аналогии, сходстве или сравнении.
Развёрнутая метафора раскрывается последовательно в небольшом текстовом фрагменте: «С рассветом заря умывается мелким дождиком».
Некоторые классические авторы считали, что метафора стала отдельным явлением в литературе. Это явление приобрело совершенно новый смысл.
Метафора могла стать целью автора и выводила читателя к совершенно новому смыслу, к новому, неожиданному значению. И таких метафор много в художественных произведениях классиков. Взять хотя бы произведение Гоголя «Нос». Само слово «нос» приобрело в его рассказе метафорическое значение. Особенно богаты метафорами произведения Вильяма Шекспира. Они придают героям и событиям некий новый смысл.
Сейчас большинство рекламных агентств применяет различные метафорические образы при создании рекламы. Такие образы помогают разбудить воображение человека, и потребитель делает нужный выбор.
Метафора очень эффективно воздействует на сознание человека, благодаря своей эмоциональной окраске и своим образам. Особенно это хорошо наблюдается в поэзии. Метафоры настолько сильно влияют на человека, что это используют в своем практике психологи. Они помогают пациентам решить проблемы, которые связаны с психикой.
Если у вас есть какой-то внутренний конфликт и вы сами не можете с ним справиться, тогда предлагаю вам записаться на консультацию к профессиональному психологу Ирине Орда в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.