Метафора лента дороги что означает
Метафора лента дороги что означает
Мария Холлен запись закреплена
13. Метафора. Разновидности метафор по основанию метафоризации, по сфере употребления. Функции метафор в речи.
Метафора — перенос названия по сходству, а так же само переносное значение, в основе которого лежит сходство.
Предметы могут быть похожи:
Некоторые метафоры заключают в себе несколько признаков сходства. Например, крылья (сходство формы и движения), серебро (сходства цвета и блеска), зеркало (неподвижность и отражательная способность), крупа (форма и величина).
Следует отличать метафору от сравнения. При сравнении называются два предмета (тот, который сравнивают и тот, с которым сравнивают), а так же их общий признак. К тому же, нередко используются слова «как»/«словно»/«будто». При метафорическом употреблении называется лишь тот предмет, с которым сравнивают.
По степени распространенности, образности метафоры делятся:
1. Общеязыковые/общеупотребительные сухие метафоры.
Метафоры-названия, образность которых не ощущается. Поезд ушел, солнце встает, гусеницы трактора.
2. Общеязыковые/общеупотребительные образные метафоры.
Иносказательные, картинные обозначения предметов, явлений, признаков. Слова-характеристики, широко используемые и в письменной, и в устно-обиходной речи. Море огней, звезда экрана, ворковать, лес рук.
3. Общепоэтические образные метафоры.
Более характерны для письменной речи, чем общеязыковые образные. Дни весны (в знач. «молодость»), дремлет камыш (неподвижность), пламя страсти (пыл), шепчут зеленые травы (слабый шум, шелест).
4. Общегазетные метафоры.
Метафоры, активно используемые в языке печати и не свойственные ни обычной обиходной речи, ни языку художественной литературы. Значительная часть общегазетных метафор отсутствует в словарях. Стартует новая техника, на финише года, рубежи года, слагаемые успеха, флагман науки).
5. Индивидуальные/авторские метафоры
Образные употребления слов того или иного автора, не ставшие общенародным или общелитературным достоянием. Ресницы звезд, спелая луна, резиновый нос.
Тематическая классификация:
1. Метафоры из области названий животных, птиц, рыб, пресмыкающихся для характеристики облика человека, его манер, поведения, нрава и т.д.
2. Название металлов, минералов, материи и т.д.
3. Переносные употребления названий, относящихся к явлениям природы.
4. В лексике газеты: биология и медицина (агония, симптом, эпидемия), спортивные термины (раунд, нокаут), слова из театрально-музыкальной сферы (соло, аккорд, драматургия).
Функции метафор:
1. Номинативная/назывная.
2. Обеспечение краткости речи. Так как называют что-то одним словом.
3. Изобразительно-выразительная. В поэтических текстах метафора встречается в сопровождении сравнения (возился в сене, как мышь). Для усиления эффекта используется цепочка метафор (ряд метафор, связанных в своих прямых значениях одной темой). Так же привычная, традиционная метафора может заменяться синонимом (весна прибрела). Другой прием — замена привычного метафорического слова видовым по отношению к нему словом-понятием (духовна пища – духовный хлеб). Метафоры используются как названия произведений («Мертвые души», «Гроза», «Хамелеон»).
4. Средство оценки. Использование оценочных слов связано с разнообразными чувствами, испытуемыми говорящим по отношению к кому-либо или чему-либо. (Драгоценнейшая жемчужина поэзии, золотой характер, свинарник, крыса). Средство создания юмора и сатиры. Комичное сочетание.
«Роль имен существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора (2 часа)». 5-й класс
Класс: 5
Знания изобразительно-выразительных средств языка современному школьнику просто необходимы Специальных уроков русского языка на их изучение не отводится. Однако в выпускных классах они проверяются (9 класс: ОГЭ – задание 3, задание 15.1 сочинение на лингвистическую тему; 11 класс – задание 24). Большинство детей испытывает затруднение при выполнении таких заданий. Научные определения из справочной литературы не помогают. Особенно мои ученики затрудняются при нахождении метафоры, если она выражена именами существительными. Начинать знакомство с выразительными средствами нужно с 5-го класса. Поэтому я решила разработать урок русского языка «Роль имён существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора» (2 часа), чтобы дети увидели «рождение» метафоры, сумели на практике закрепить полученные знания. Урок провожу после изучения темы «Имя существительное». Дети знакомятся с метафорой и сравнением на уроках литературы, но (как показывает опыт) этого недостаточно. Следующий урок – после изучения темы «Глагол», на котором рассматривается глагольная метафора, олицетворение. В 6-ом классе и последующих работа продолжается. Учителю-словеснику на каждом уроке русского языка, литературы обязательно нужно находить время, чтобы поработать с учащимися над выразительными средствами языка. Для языковой разминки подбирать предложения или небольшие тексты из произведений художественной литературы, яркие, образные. Тогда, я уверена, всё получится.
Мой урок разработан в соответствии с развивающей программой «Школа 2100», которая опирается на технологию проблемно-диалогического обучения и системно—деятельностный подход, который нацелен на развитие личности.
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Цели как деятельность учеников.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Введение в тему урока и её формулирование учениками Постановка проблемы.
1. Актуализация изученного. Подводящая к вопросу беседа
– Ребята, сегодня мы поговорим о роли имен существительных в речи. Какая это тема: широкая или узкая? (Широкая)
– Давайте вместе попробуем определить более узкую. Приложение 5 (слайд 1)
1) На болоте крячет цапля,
Четко хлюпает вода,
А из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда.
2) В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
– Ребята, внимательно прочитайте стихотворные строфы. Понятен ли смысл? (Обсуждение)
– Определите стиль. (Художественный)
– Почему вы так думаете? (Речь образная, есть выразительные средства, называют их)
– В каком значении употреблены имена существительные? (В прямом и переносном)
– Что значит переносное значение? (Не основное, вторичное, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу)
– Как называется употребление слова в переносном значении? (Троп)
– Назовите основные виды. (Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)
– Со всеми ли будем работать? Почему? (Нет, лишь с теми, которые состоят из имен существительных, т. е. со сравнениями и метафорами)
– Назовите их из поэтических строф. (Звезда, …как капля – сравнение; костер рябины красной – метафора)
– С какой целью они используются? (Высказывают своё мнение)
– Назовите ключевые слова урока? (Имя существительное, переносное значение, тропы, сравнение, метафора, художественный стиль речи)
– Предположите, какой может быть тема урока (После обсуждения и корректировки.. Имена существительные в художественном тексте. Сравнение, метафора.) (слайд 2)
– Где же можно встретить тропы? (У писателей, поэтов, их речь всегда отличается от нашей, она необычная, красивая)
– Вы правы, в языке мастеров слова: писателей, поэтов – действительно много ярких, образных выражений. А в повседневной жизни мы используем тропы? (…– Редко. – Если и используем, то не замечаем этого. – Когда пишем сочинения)
– Как вы думаете, почему? (Не можем придумать; тропы самому придумать трудно; красиво, как у писателей, не получается)
– Как же научиться красиво писать и говорить? (Надо учиться у писателей, в их произведениях находить тропы, запоминать их. Учиться самим придумывать)
– Что нужно для этого знать и уметь?(Надо знать, какой частью речи выражены и учиться находить)
2. Формулировка основного вопроса урока.
– Определяем проблему. (Как найти метафору и сравнение?)
– Ребята, а кто автор этих строк? (C. Есенин)
– Сегодня мы прочитаем поэтические строки великого русского поэта XX века Сергея Александровича Есенина, который, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, ещё раз доказал неисчерпаемость возможностей, необыкновенную гибкость и выразительность нашего языка. Попытаемся найти сравнения и метафоры в его стихотворениях и определить их роль.
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему, вопрос (проблему) урока.
Коммуникативные УУД
1.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2.Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию
III Открытие новых знаний с опорой на изученное.
Развитие учебноязыковых и речевых умений.
– Что такое пороша? (Ответы) Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и проверим. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега)
1.Языковой анализ текста. Самостоятельная работа, обсуждение в паре, коллективная проверка
– Внимательно прочитайте стихотворение. Найдите тропы в первых двух строфах, запишите. (Олицетворение «словно белою косынкой подвязалася сосна», «понагнулась, как старушка» – сравнение)
– Какое выражение состоит только из существительных (Сравнение)
– Что с чем сравнивается? (Сосна со старушкой)
– Почему можно сравнить? (Сосна под тяжестью снега согнулась и стала похожа на старушку)
– Какое красивее? (У поэта)
– Почему? (Так легче представить, как выглядит сосна)
– Лес…старушка…что это вам напоминает? (Сказку)
– Да, ребята, сказочный образ. А что же обычно сравнивается? (Предметы, явления)
– А какая часть речи помогает? (Имя существительное)
– Из скольких частей состоит сравнение? (Из 2-х: что сравнивается и с чем сравнивается)
– Вспомним определение сравнения. (Образное выражение, которое построено на сопоставлении двух предметов)
2. Наблюдение над пунктуацией сравнительного оборота
– С каким союзом употребляется? (Как)
– А теперь посмотрите на это предложение с точки зрения пунктуации? (Сложное, союзное, ССП, между частями запятая, в 1-ой части с обеих сторон выделяется запятыми смысловой отрезок « как старушка»)
– Попробуем задать вопрос и определить, какой это член предложения. (Обстоятельство)
– Запишите предложение в тетрадь и запомните, что смысловой отрезок сравнительный оборот в предложении является обстоятельством и всегда выделяется запятыми.
3. Групповая работа
Класс делится на 4 группы. ( по 4-5 человек). Каждый ученик получает рабочую карточку с цитатами из стихотворений С.А.Есенина Задания в группе одинаковы, цитаты разные. (Приложение 2)
Методическая рекомендация. Учитель планирует работу в группах так, как считает целесообразным. Это зависит от уровня подготовленности детей. В группе дети с разными учебными возможностями. Выбран командир (сменная должность). Важно, чтобы каждый сначала выполнил задание самостоятельно.
4. Проверка. (Каждая группа делится своими находками)
– Давайте проверим. Назовите сравнения (Вечер, как сажа; орёл, как точка;черёмуха, как метель; звезда, как капля; весна, как странница)
– Почему много сравнений? (Сравнения помогают нам лучше представить то, что увидел автор: очень тёмный вечер, кудрявые ветки черёмухи, орёл вдали совсем маленький)
– С какими союзами, кроме как, употребляется сравнительный оборот? (Снегом, точно серебром; ветки, что кудри; лебёдушка, словно зоренька)
– Что скажете о знаках препинания? (При любом союзе выделяются запятыми)
– Как же найти сравнение? (Нужно знать определение.По союзам как, будто, как будто, словно, точно, что) (Слайд 4)
5. Самостоятельная творческая работа
– А сейчас я предлагаю вам самим составить предложения со сравнительными оборотами. Вы можете использовать свои тропы или обратиться к слайду (слайд 5)
– Легко ли было выполнять работу? (Не очень; трудно)
– Поэтому наша задача – почаще обращаться к художественным текстам, учиться у мастеров слова, пытаться употреблять в своих сочинениях тропы.
– А теперь продолжим работу над стихотворением «Пороша».Найдите в 3 строфе тропы (лента дороги – метафора)
– «…Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.» Как можно заменить? (Дорога убегает, как лента, это тоже сравнение) (Слайд 4)
– В каком падеже стоит сущ. лентой? (В творительном)
– Это 2-ой способ, когда для передачи значения сравнения используется существительное в творительном падеже, его ещё называют творительный сравнения, который можно заменить сравнительнымоборотом.
6. Групповая работа с последующей проверкой
Метафора лента дороги что означает
Автор: Хайрутдинова Елена Анатольевна
Организация: МБОУ «Средняя школа №4 им. Дважды героя Советского Союза А.О.Шабалина»
Населенный пункт: Архангельская область, г. Онега
Цели урока :
Образовательные:
— повторить, обобщить и систематизировать знания об основных видах изобразительно-выразительных средств язык (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение);
— совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
-уметь применять знания, умения и навыки на практике при решении тестовой части ОГЭ;
Развивающие:
— развивать умение работать как самостоятельно, так и в малой группе;
— развивать и совершенствовать у учащихся языковое чутье ;
Воспитывающие:
— воспитывать любовь к русскому языку;
— формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Задачи:
— повторить теорию по средствам выразительности языка;
— используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
— формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок-практикум
Ход урока
1. Просмотр фрагмента фильма «Двенадцать стульев» (1976 г.) о словарном запасе Эллочки Щукиной.
2. Н.В Гоголь сказал ( начальный слайд) «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг,…» АНАЛИЗ высказывания. Определение темы урока.
Тема: «Золотой запас» русского языка.
II. Изучение нового материала.
Сообщение учащимся темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.
— Структура, формулировка задания.(слайд 1)
— Алгоритм действия при выполнении задания.
— А теперь приступим непосредственно к повторению и выполнению заданий.
Работа с презентацией.
1. (Слайд 3)
— Перед вами фрагмент стихотворения С.А. Есенина:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
— Какими средствами выразительности являются выделенные слова?
— Чем чаще всего выражены эпитеты? (слайд 5) Таблица.
Роса ЖЕМЧУЖНАЯ
Любить ГОРЯЧО
Причастие, причастный оборот
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ.
Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА
Работа в парах. Работают по карточке, зачитывают свои варианты. Делают вывод.
— Какова роль эпитетов? Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось? (слайд 6 )
_______ тропинка, завернув за крайнюю избу, убегает в поле и там, за ________ болотцем в низине, пропадает в ______ лесу. Нет! Она не заканчивается, а только начинается. Начинается ______ тропинка к морю. Если идти по ней и никуда не сворачивать, то спустя час попадаешь в _____ место. Это место называют Сухое.
Здесь, в _______ северной глуши, где в лесной тайге шумят ______ ели, а ближе к берегу перемешиваются с соснами, такими же ______ и ______, в стародавние времена стали появляться и разрастаться рыбацкие селения и деревушки. Берег этот, с вековыми и соснами, песчаными пляжами и скалистыми берегами омывают соленые и холодные воды Белого моря.
— Каковы же функции эпитета?
— Усиливают выразительность, образность языка произведения;
-Придают художественную, поэтическую яркость речи;
-Обогащают содержание высказывания;
-Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-Оценивают предмет или явление;
-Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
2. Сравнение. ( слайд 7) Прочитайте отрывки.
1. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет , седина
У отца пролилась в бороде.
— Какое средство выразительности здесь используется?
— Как получить сравнение? ( слайд 8)
-Что такое сравнение? (слайд 9)
— это прием, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний с целью усилить характеристики одного из них.
— Основные способы выражения сравнений (слайд 10)
Найди сравнение: (слайд 11) Запишите ответы. (ответы всех тестовых заданий записывают на оценочном листе, самопроверка)
Как метель, черёмуха машет рукавом.
Из разрубленной старой березы градом лились прощальные слезы.
Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.
Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге.
Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.
Хорошо и тепло, как зимой у печки. И берёзы стоят, как большие свечки.
— Проверьте. Ответы: ( 1256)
— Придумайте сравнения. ( слайд12)
Луна, как…., висела на небосклоне.
-Какова функция сравнения в речи?(служат для выделения важного признака и эмоционального воздействия)
3.Метафора.
— Сравните два предложения. ( слайд 13)
( отвечают, делают выводы)
— Какое средство выразительности употреблено во втором предложении?
-Что такое метафора? (перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).
(Слайд 14)
В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)
— Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
— Превратите сравнения в метафоры. ( слайд 15)
а) Луна как ломоть – ломоть луны
б) Дорога как лента – лента дороги
в) Площадь как ладонь – ладонь площади
г) Огонь как стена – стена огня
д) Звёзды как водопад – водопад звёзд
— Как получается метафора? ( слайд 16)
— Замените сравнение метафорой. (слайд 17)
За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия. ( тихая мелодия дождя)
Осень роняет жёлтые, как золото, листья. ( золото листьев)
Золотые листья, как слёзы, падают на землю. ( золотые слёзы)
— Найдите метафоры. (слайд 18)
Бродячая толпа облаков.
И горит в парче лиловой облаками крытый лес.
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Гаснут красные крылья заката.
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный.
-Проверьте. Ответы: 2 3 4 5.
— Какова функция метафоры в речи? (служит для создания яркого, образного описания)
4. ( Слайд 19.)Прочитайте текст. Какое средство выразительности здесь?
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
— изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. – разновидность метафоры.
— Укажите примеры олицетворений( слайд 20)
1. Ты вёл мечи на пир обильный.
2. Как чайка, парус там белеет в вышине.
3. Ярким солнцем в саду пламенеет костёр.
4. Утешится безмолвная печаль.
5. Плачет дождь, воет вьюга.
6. Забормотал спросонок гром.
— Каковы функции олицетворения? (делают речь более образной и интересной)
5. Обобщение и проверка полученных знаний.
— Ну а теперь проверим себя. Начнём с теории.
— Я зачитываю определения, вы указываете цифрами ответы ( слайд 22)
Эпитет- образное определение.
Метафора- переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту
Сравнение- сопоставление двух предметов или состояний с целью усилить характеристики одного из них.
— Проверьте: ответы 3124.
— А теперь самостоятельно выполните практическое задание. ( Тестовые задания для самопроверки выдаются на заранее распечатанных листочках в двух вариантах. Задания взяты с сайта https://neznaika.info/oge/ ).
Проанализируйте средства выразительности в тексте. Вариант 1.
1. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
2.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.
2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
5) Он летел стрелой.
3. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.
5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал.
4. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.
5. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака.
2) Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая.
3) Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила.
4) По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок.
5) Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась.
Ответы: 1. 14, 2. 15, 3. 15, 4. 14, 5. 135.
Проанализируйте средства выразительности в тексте. Вариант 2.
1. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки.
2) В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен.
3) — Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.
4) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
5) — Где же она сейчас? — тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы.
2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) И он с разгону, хорошим полновесным ударом классного форварда сильно наподдал сумку, словно это был футбольный мяч.
2) Севка, который учился спустя рукава и, унижаясь, часто лил слёзы, выпрашивая у учителей оценки повыше, сначала вытащил из сумки дневник.
3) Крышка, укреплённая на хитроумных шарнирчиках, отскочила неожиданно легко.
4) Я похожие видел на выставке детского технического творчества.
5) С негромким печальным хрустом тот разлетелся на мелкие части.
3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Сильный накат идёт, волны песчаную полосу уже захлёстывают своими вспененными гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море.
2) Камни из-под него сыплются, стучат по скале, и кусты, как живые, шевелятся.
3) Сейчас он меня лапой как огребёт, я и кувырк со скалы в воду.
4) А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит!
5) Он ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой.
4. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.
5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал.
5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?
2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам — в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.
3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар.
4) Он (самовар) кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
5) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
Ответы: 1. 15, 2. 135, 3. 25, 4. 15, 5. 45.
6. Самопроверка. Анализ результатов теста. Выставление оценок.
8. Домашнее задание. Выпишите из стихов по 5 примеров средств выразительности.
- Медаль за доблесть в спасении что дает
- К чему снятся злые котята