Метафора олицетворение эпитет что это
Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Олицетворение и метафора
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
И резвая задумается радость.
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Изобразительно-выразительные средства языка – что это такое, как в них разобраться и зачем они вообще нужны
Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.
Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.
Метафора
Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».
Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?
И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.
Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».
Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.
Олицетворение
Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.
Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».
«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.
Сравнение
Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.
Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.
Эпитет
Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?
«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?
А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.
У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.
Метонимия
Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.
Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.
Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.
«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.
Подробнее – в моей статье про метонимию.
Гипербола
Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.
Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.
Литота
Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.
В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.
Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.
Ирония
Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.
Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.
Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.
Аллегория
Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.
Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.
И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.
Оксюморон
Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».
Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»
Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.
Перифраза
Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.
А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.
Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.
Антитеза, или контраст
Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.
Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.
У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.
Анафора
Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.
Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.
Градация
Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.
Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.
Инверсия
Она наблюдается в двух случаях:
Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.
Подробнее читайте в статье про инверсию.
Параллелизм
Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).
Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.
Парцелляция
Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».
Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.
Риторический вопрос
Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.
Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.
Риторическое обращение
Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».
Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.
Умолчание
Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.
Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.
Функции изобразительно-выразительных средств
Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».
ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.
Полезные материалы по теме
Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.
И саму статью про лексику прочитайте тоже.
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.
Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.
Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».
Заключение
Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?
Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.
Изобразительные средства языка
Тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора) обогащают речь, делают её более образной. Без навыка видеть их в тексте, определять их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию, а значит, адекватно воспринять текст.
В данной статье рассказано о самых употребляемых средствах языковой выразительности, приведены примеры их использования выдающимися русскими поэтами и писателями XIX – XX вв.
Вот ещё примеры эпитетов:
Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (Солоухин) – эпитеты: СЛАДЧАЙШИЕ, ДРАГОЦЕННЫЕ, ПАМЯТНЫЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими цветными фантастическими куполами. (Михалков) – эпитеты : СКАЗОЧНЫЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИМИ.
Олицетворение – приём, состоящий в перенесении признаков и свойств живых существ на неодушевлённые предметы, часто на явления природы.
Примеры олицетворений:
О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев) – здесь явлению природы, ветру, поэт приписывает человеческие качества – возможность думать, переживать.
Сурово метелица выла
И ветром кидала в окно,
Невесело солнце всходило,
В то утро свидетелем было
Печальной картины оно. (Некрасов)
Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза. (Есенин)
Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. (Астафьев)
Как-то так получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. (Нагибин) – городу здесь приписываются качества характера человека – беспечность и щедрость.
Вьюга злится, вьюга плачет… (Пушкин)
Сравнение – уподобление одного предмета, явления или понятия другому на основании их схожести по какому-либо признаку.
1. Чаще всего сравнения выражаются оборотами со сравнительными союзами КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, РОВНО и др.
Например:
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток. (Никитин)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (Есенин)
2. Сравнения могут также выражаться формой творительного падежа.
Например: Лежал закат костром багровым. (Ахматова)
Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Паустовский)
3. Сравнение может создаваться и с помощью слов, прямо указывающих на схожесть явлений: ПОХОЖ, НАПОМИНАЕТ, КАЖЕТСЯ и др. Например: В иных озёрах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь. (Паустовский)
4. К сравнениям относятся и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов)
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Можно сказать, что в основе метафоры лежит не обозначенное формально (например, при помощи сравнительных союзов) сравнение.
Утром-то я и увидел впереди остров. В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес. (Астафьев) – вершины деревьев, волнуемые ветром, находящиеся в непрерывном движении, кажутся писателю «кипящими».
А.С.Пушкин, подчёркивая различие характеров главных героев романа «Евгений Онегин» Онегина и Ленского, использует антитезу:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
А вот пример антитезы из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Антитезой начинается поэма А.А.Блока «Двенадцать»:
Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
Параллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф.
ПОЛНЫЙ параллелизм – расположение членов предложения строго в одинаковой последовательности и выражение их одинаковыми формами.
Например: Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды…(М.Ю.Лермонтов) – здесь первая и вторая строки синтаксически построены совершенно одинаково: сказуемое, выраженное краткой формой прилагательного, далее следует согласованное определение, выраженное прилагательным в полной форме, и, наконец, подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.
Ещё один пример полного параллелизма встречается в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»: Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Полный параллелизм встречается редко. Гораздо больше примеров НЕПОЛНОГО параллелизма, когда возможны незначительные несовпадения в расположении членов предложения и их выражении.
Например: Право сделавшего добро забыть о сделанном добре. Обязанность согретого добром помнить об этом. (Ф.А.Искандер)
Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко в сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту…
Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волн и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. (В.А.Сухомлинский)
На риторический вопрос, в отличие от обычного вопроса, мы не ожидаем ответа, так как в нём уже содержится утверждение или отрицание, а задаётся он с целью привлечь внимание читателя, повысить эмоциональность высказывания.
Вот примеры риторических вопросов из стихотворений К.Н.Батюшкова:
Кто в жизни не любил?
Кто раз не забывался,
Любя, мечтам не придавался
И счастья в них не находил?
Тебе ль оплакивать утрату юных дней?
Ты в красоте не изменилась
И для любви моей
От времени ещё прелестнее явилась.
Вопросы, задаваемые поэтом, являются риторическими потому, что он не ждёт ответа на них, а утверждает, что каждый в своей жизни любил, предавался мечтам и был этим счастлив, что героине не стоит оплакивать ушедшую юность, потому что она по-прежнему прекрасна и по-прежнему любима.
Ещё один пример риторического вопроса мы находим на последней странице повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! – писатель хочет сказать нам, что нет таких огней, мук и такой силы, которая пересилила бы русскую силу. Форма риторического вопроса придаёт этому утверждению большую выразительную, эмоциональную силу.
Надо помнить, что после риторического вопроса может ставиться не только вопросительный знак, но и восклицательный.
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки. Хрестоматийным примером иронии является обращение Лисы к Ослу в басне И.А.Крылова «Лисица и осёл»: Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» ирония звучит в монологах Чацкого. Вот как он говорит об услужливости Молчалина:
Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит!
Там в пору карточку вотрёт!
А с такими словами Чацкий обращается к Фамусову, покидая его дом и Москву:
Я сватаньем своим не угрожаю вам.
Другой найдётся, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
Вот примеры иронии из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков…
…Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова…
Обратный смысл может быть придан не только слову или выражению, но и целому произведению. Примером может служить стихотворение Н.А.Некрасова «Современная ода»:
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко…
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.
В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.
Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба к тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь.
В этом стихотворении можно увидеть высшую степень проявления иронии – САРКАЗМ (греческое sarkasmos буквально переводится: рву мясо).
ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления. Литота – образное выражение, противоположное гиперболе, содержит непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. предмета или явления. Гипербола встречается в художественной литературе и публицистике часто, а литота гораздо реже.
Гипербола – один из излюбленных приёмов устного народного творчества. Например, в былине о Вольге и Микуле крестьянин Микула Селянинович наделён огромной силой: он поднимает одной рукой, отряхивает и бросает под ракитовый куст свою соху, которую не могла сдвинуть с места вся дружина князя. У героя другой былины Ильи Муромца такой могучий конь, что, отслужив заутреню (утреннюю церковную службу) в Муроме, к обедне (обеденной церковной службе) Илья собирается прискакать на своём коне «в стольный Киев-град». (От Мурома, города во Владимирской области, до Киева не менее тысячи километров по прямой).
Вот ещё примеры гиперболы:
У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н.В.Гоголь)
Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.В.Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это. (В.В.Маяковский)
А это примеры литоты:
Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых : Прометей, решительный Прометей! В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! (Н.В.Гоголь)
Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более
напёрстка.
Я гладил всё его: как шёлковая шёрстка! (А.С. Грибоедов)
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (И.А.Ильф и Е.П.Петров)
Градация – стилистический приём, состоящий в расположении слов, выражений, а также средств художественной изобразительности в порядке ВОЗРАСТАНИЯ их смысловой или эмоциональной значимости (ВОСХОДЯЩАЯ градация). Если слова, выражения расположены в порядке УБЫВАНИЯ смысловой или эмоциональной значимости, то это НИСХОДЯЩАЯ градация. Восходящая градация в художественной литературе и публицистике встречается гораздо чаще, чем нисходящая.
Вот пример восходящей градации из рассказа В.П.Астафьева «Блажь»:
Жёлто было от листа берёзового, плавно и осторожно падающего. ЯРКО, ПЛАМЕННО, РАСКАЛЁННО было на дорожках от листа кленового и ясеневого.
Пример нисходящей градации находим в рассказе В.П.Астафьева «Постскриптум»:
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех нас ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, ИЗВИНИТЬСЯ за всех нас и РАССКАЗАТЬ, как я в детстве…
Аллегория – конкретное изображение предмета или целой сцены, которое заменяет и наглядно представляет абстрактное понятие. На основе аллегории строится басня, где через конкретные образы (чаще всего – животных) показываются черты характеров людей. Как вы знаете, басня обычно заканчивается или, реже, начинается моралью. Мораль помогает понять, какие абстрактные понятия кроются за конкретными образами героев басен.
Для примера проанализируем басню И.А.Крылова «Две бочки».
Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая вскачь несётся:
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страха жмётся,
Её заслышавши издалека.
Но как та бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой велика.
За конкретной, детально описанной бытовой сценкой вдумчивый читатель видит человеческие характеры, противопоставленные друг другу: серьёзный, умный, деловой человек и недалёкий болтун, расхваливающий себя. И чтобы направить мысль читателя в нужное русло, поэт заканчивает басню моралью:
Кто про дела свои кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов, истинно – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он думу
Без шуму.
Поэтический дар, вдохновение часто аллегорически показываются в образе музы – молодой, прекрасной женщины. Вот два примера:
В те дни в таинственных долинах, Когда я ночью жду её прихода,
Весной, при кликах лебединых, Жизнь, кажется, висит на волоске.
Близ вод, сиявших в тишине, Что почести, что юность, что свобода
Являться муза стала мне. Пред милой гостьей с дудочкой
Моя студенческая келья в руке.
Вдруг озарилась: муза в ней И вот вошла. Откинув покрывало,
Открыла пир младых затей, Внимательно взглянула на меня.
Воспела детские веселья, Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
И славу нашей старины, Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
И сердца трепетные сны.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин») (А.А.Ахматова «Муза»)
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности текста. В поэзии встречается гораздо чаще, чем в прозе.
Классический пример аллитерации – отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
МазуРка Раздалась. Бывало,
КоГда ГРемел мазуРки ГРом,
В оГРомном зале всё дРожало,
ПаРкет тРещал под каблуком,
ТРяслися, дребезжали Рамы:
Теперь не то, и Мы, как даМы,
СкоЛьзиМ по ЛаковыМ доскаМ.
Вот примеры аллитерации в стихотворениях современных поэтов:
ТиШины хоЧу, тиШины…
Нервы что ли, обожжены?
ТиШины…
ЧТобы тень от сосны,
Щекоча нас, перемеЩалась,
холодяЩая, словно Шалость… (А.Вознесенский)
Помним, что сочетание букв ЧТ в данном случае произносится как Ш.
ЗдеСь оСень, ЛариСа,
ОСина горит, как ЛиСа,
НебеС невыСоких провиСЛа и рдеет куЛиСа
ОСтавь небытье и верниСь в эту оСень, ЛариСа. (В.Костров)
А вот строки из стихотворения В.Высоцкого «Баллада о брошенном корабле»:
Вот дыРа у реБРа – это след от яДРа,
Вот РуБцы от таРана, и даже
Видно шРамы от кРючьев – какой-то пиРат
Мне хРеБет пеРеБил в аБоРдаже.
Киль – как стаРый, неРовный гитаРовый гРиф.
Это бРюхо вспоРол мне коРалловый Риф.
Ассонанс — повторение одинаковых гласных для усиления изобразительности текста. Встречается не так часто, как аллитерация.
Пример ассонанса видим в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»:
Быстро лечУ я по рельсам чУгУнным,
ДУмаЮ дУмУ своЮ.
Помним, что буква Ю после гласных обозначает два звука — [й] и [у]. И повторение звука [у], напоминая гудок паровоза, делает эти строки более выразительными.
Вот пример ассонанса из стихотворения А.А.Блока «Фабрика»:
В сОседнем дОме Окна жОлты…
На том, чтобы слово «жолты» печаталось, вопреки правилу, с буквой О в корне, настаивал сам поэт, такой вариант написания казался ему более отвечающим содержанию стихотворения.
А это ассонанс в стихотворении Игоря Северянина «Русская»:
Хорошо гУлять Утрами по овсУ,
Видеть птичкУ, лягУшонка и осУ.
Алогизм – стилистический приём, основанный на намеренном нарушении логических связей в высказывании в целях комизма, иронии. Например, соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий:
Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветочками. (Н.В.Гоголь)
Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт. (А.П.Чехов)
И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
Вот ещё примеры алогизмов из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя:
Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.
Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
А это пример алогизма из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»:
Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая. Будучи сварена в ухе, она даёт бесподобный бульон.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в сочетании противоположных по смыслу слов, понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, и, казалось бы, совершенно несоединимых. Этот художественный приём позволяет особенно наглядно и выразительно показать диалектическую сущность того или иного явления, сложность и противоречивость описываемого факта, создать новое, яркое, запоминающееся понятие, впечатление. Оксюморон используется в заголовках литературных произведений. Примерами могут служить названия драмы Л.Н. Толстого «Живой труп» и романа Ю.В. Бондарева «Горячий снег».
А это примеры оксюморона в произведениях русских писателей и поэтов:
В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом вдруг окунёмся в жизнь со всей её БЕЗЗВУЧНОЙ ТРЕСКОТНЁЙ и бубенчиками и посмотрим, что делает Чичиков. (Н.В.Гоголь)
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. (М.Ю.Лермонтов)
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той ГРУСТНОЙ РАДОСТЬЮ, что я остался жив? (С.А.Есенин)
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю –
Чую с ГИБЕЛЬНЫМ ВОСТОРГОМ: пропадаю, пропадаю! (В.С.Высоцкий)
Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошёл на зов – сомненья крались с тылу,
ГРУЗ тяжких дум НАВЕРХ меня тянул,
А КРЫЛЬЯ плоти ВНИЗ влекли, в могилу. (В.С.Высоцкий)
А вот стихотворение И.А.Бунина «Старая яблоня», в котором оксюморон является смысловым и эмоциональным ядром всей лирической миниатюры:
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, от солнца золотых.
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
МОЛОДАЯ СТАРОСТЬ у других.
Перифраза – троп, состоящий в замене слова или имени описательным оборотом, указывающим на их существенные признаки, качества, особенности. Вот пример из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана (вместо – Байрона, автора поэмы «Гяур»
Да с ним ещё два-три романа… и романа в стихах «Дон Жуан»)
А в поэме «Полтава» Пушкин при помощи перифразы даёт краткую и выразительную характеристику А.Д. Меншикову, другу и сподвижнику
Петра I:
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И,СЧАСТЬЯ БАЛОВЕНЬ БЕЗРОДНЫЙ,
ПОЛУДЕРЖАВНЫЙ ВЛАСТЕЛИН.
Разновидностью перифразы является ЭВФЕМИЗМ, замена более мягким словом или выражением более грубого. Вот как при помощи эвфемизмов облагораживали свою речь дамы губернского города N в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»:
Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намёк на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведёт себя» или что-нибудь вроде этого.
Эвфемизм часто служит средством сатирического изображения. Замена более грубых определений смягченными выражениями здесь не затрагивает сущности явления и даже способствует его подчёркиванию. Вот пример из притчи Ф.Д.Кривина «Полуправда»:
Вот ещё примеры метонимии из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
(Евгений Онегин) Бранил Гомера, Феокрита,(древнегреческие поэты)
Зато читал Адама Смита (шотландский экономист)
И был великий эконом…
В рассказе А.И.Приставкина «Человеческий коридор» из книги «Военное детство» мы видим блестящий пример умолчания, являющегося смысловым и эмоциональным центром всего рассказа. Перед вами этот небольшой рассказ с сокращениями:
Это было в сорок первом году. Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. Была ночь.
Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. Мы стояли и смотрели на окна. Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. И голос у него слабый, голос чахоточного человека. Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать.
А люди вдруг зашевелились. Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. Человеческий коридор…
Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не престаю шагать этим человеческим коридором.
Писатель мог привести в рассказе размышления о том, сколько лишений уже перенесли беженцы, как они потеряли свои дома и своих близких, как наголодались в долгой дороге, сколько они простояли в очереди за порцией горячей каши, которой им теперь могло не хватить, потому что они уступили свою очередь детям, но он не написал об этом. Не написал он и о том, как ели эту кашу голодные дети. Он выбрал умолчание, многоточие – и это потрясает до глубины души.
Важным средством языковой изобразительности являются фразеологизмы — устойчивые образные выражения, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые целостные единицы, равные по лексическому значению одному слову.
Вот примеры использования фразеологизмов в произведениях русских писателей XIX века.
У крыльца их встретили слуги, расторопные, совсем не похожие на пьяницу Петрушку, хотя на них и не было фраков, а казацкие чекмени синего домашнего сукна.
Хозяйка дома выбежала сама на крыльцо. Свежа она была, как КРОВЬ С МОЛОКОМ; хороша, как БОЖИЙ ДЕНЬ; походила как ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ на Платонова, с той разницей только, что не была так вяла, как он, но разговорчива и весела.
(Н.В.Гоголь «Мёртвые души» II том)
И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дёргал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали».
— Куда приехали? – спросил я, протирая глаза.
— На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.
Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что ХОТЬ ГЛАЗ ВЫКОЛИ. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала её. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.
(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Его звали…Григорьем Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне на кабана ходил один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж как начнёт рассказывать, так ЖИВОТИКИ НАДОРВЁШЬ со смеха.… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.
— А долго он с вами жил? – спросил я опять.
— Да с год. Ну да уж зато памятен мне этот год; наделал он мне хлопот, НЕ ТЕМ БУДЬ ПОМЯНУТ! Ведь есть, право, этакие люди, у которых НА РОДУ НАПИСАНО, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!
(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
Постоялый двор, или по-тамошнему, у м е т, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойничью пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и думать о продолжении пути. Беспокойство Савельича меня забавляло. Между тем я расположился ночевать и лёг на лавку. Савельич решил убраться на печь; хозяин лёг на полу. Скоро вся изба захрапела, и я ЗАСНУЛ КАК УБИТЫЙ.
(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Вот примеры использования средств языковой выразительности поэтами и писателями ХХ века.
1) градация; 2) антитеза; 3) параллелизм; 4) сравнение
1) анафора+параллелизм; 2) параллелизм; 3) эпитет
В этой деревне огни не погашены,
Ты мне тоску не пророчь!
СВЕТЛЫМИ ЗВЁЗДАМИ НЕЖНО УКРАШЕНА
ТИХАЯ ЗИМНЯЯ НОЧЬ. (1)
Светятся тихие, светятся чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
ГДЕ Ж ВЫ, ПЕЧАЛИ МОИ? (2)
Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное – всё забывается,
Светлые звёзды горят!
КТО МНЕ СКАЗАЛ, ЧТО В МГЛЕ ЗАМЕТЕЛЕННОЙ
ГЛОХНЕТ ПОКИНУТЫЙ ЛУГ? (3)
КТО МНЕ СКАЗАЛ, ЧТО НАДЕЖДЫ ПОТЕРЯНЫ? (4)
КТО ЭТО ВЫДУМАЛ, ДРУГ? (5)
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
СВЕТЛЫМИ ЗВЁЗДАМИ НЕЖНО УКРАШЕНА
ТИХАЯ ЗИМНЯЯ НОЧЬ… (6)
1) инверсия; 2) риторический вопрос; 3) риторический вопрос; 4) риторический вопрос; 5) риторический вопрос; 6) инверсия
Все отзывы о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – ВЫПЛЫЛ передо мною ОБРАЗ МАТРЁНЫ(1), какой я не понимал её, даже живя с нею БОК О БОК.(2)
В самом деле! – ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела…
Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
НЕ ГНАЛАСЬ ЗА НАРЯДАМИ. ЗА ОДЕЖДОЙ, ПРИУКРАШИВАЮЩЕЙ УРОДОВ И ЗЛОДЕЕВ.(3)
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей. Но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. ГРЯЗНО-БЕЛАЯ КОЗА, КОЛЧЕНОГАЯ КОШКА, ФИКУСЫ… (4)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого по пословице, НЕ СТОИТ СЕЛО.
НИ ГОРОД.
НИ ВСЯ ЗЕМЛЯ НАША.(5)
(А.И.Солженицын «Матрёнин двор»)
1) метафора; 2) фразеологизм; 3) парцелляция; 4) умолчание; 5) парцелляция+ восходящая градация
1) риторические вопросы; 2) метафора; 3) парцелляция+метафора; 4) парцелляция
КАК МНОГОЯРУСНЫЕ СОТЫ, дымился, и шумел, и жил ГОРОД. (1) Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями ВИНТАМИ ШЁЛ из бесчисленных труб ДЫМ (2) к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый ГИГАНТСКИЙ (3) снег. И В ПЯТЬ, И В ШЕСТЬ, И В СЕМЬ этажей громоздились дома. (4) Днём их окна были черны, а ночью горели рядами в тёмно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, КАК ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, СИЯЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ШАРЫ,(5) высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днём с приятным ровным гудением бегали трамваи с жёлтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и тёмные воротники – мех серебристый и чёрный – делали женские лица загадочными и красивыми.
Сады стояли безмолвные и спокойные, отягчённые белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами.
Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимались, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порю в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Старые, сгнившие чёрные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. Отвесные СТЕНЫ, заметённые вьюгою, ПАДАЛИ НА НИЖНИЕ ЗАНЕСЁННЫЕ ТЕРРАСЫ,(6) а те расходились всё дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющиеся по берегу великой реки, и ТЁМНАЯ СКОВАННАЯ ЛЕНТА (7) уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море.
(М.А.Булгаков «Белая гвардия»)
1) сравнение; 2) сравнение; 3) эпитет; 4) восходящая градация; 5) сравнение; 6) метафора; 7) метафора