Метафорические ассоциативные карты что это и как работает простыми словами
Что такое метафорические карты и как с ними работать
Здравствуйте. О метафорических картах сегодня слышно часто. Возможно, вы уже испытали их эффективность на себе? Что же это такое и как с с ними работать самостоятельно? Читайте статью.
Что такое метафорические ассоциативные карты
«то набор карточек с различными изображениями размером с открытку, не имеющий ничего общего с эзотерикой и гаданием.
Карты — средство работы специалистов с бессознательным. Ведь не каждый человек может рассказать о тревогах, страхах незнакомому.
Во время использования карт у каждого возникает своя ассоциация на одно и то же изображение. Не существует “правильного” или “неправильного” видения.
Каждый человек на одной и той же карте видит свои ассоциации. В этом случае специалист находит путь для проведения терапии, либо понимает, как вывести тревоги и проблемы на поверхность, чтобы тут же от них избавиться.
Без помощи специалиста можно работать для познания себя, поиска себя в социуме, открыть внутренние неизведанные ресурсы. Изначально карты были хорошим способом самопознания.
Ведь никто сам о себе не знает все на 100%. Иногда в процессе жизни человек заходит в тупик, не зная в чем его предназначение и для чего он пришел в этот мир.
Метафорические карты — это хороший, доступный инструмент работы с подсознанием.
Люди не понимают проблемы, не осознают ее происхождение и, не знают пути выхода из нее. Карты помогают найти решение, снизить контроль сознания. Являются универсальным, эффективным и простым средством выхода из трудной ситуации.
Что такое метафорические карты? Это методика проецирования. Карты сами по себе ничего не означают. На картах нарисовано то, что видится человеку. В зависимости от того, что он видит, строится дальнейшая работа с сознанием. Из бессознательного проблема поднимается наружу и ее гораздо проще решить.
История создания карт
Канадский профессор, художник Эли Раман в 1975 году создал первую колоду метафорических карт, на которых были изображены его произведения.
Создатель хотел донести искусство с выставок, из галерей ближе к народу. Хотел создать форму самовыражения, личностного развития для себя и одновременно для многих, чтобы эта форма была уникальной для всех людей. Картины на картах сделали живопись доступной каждому.
Это были 88 репродукций картин художника. Вторая колода состояла из 88 рамочных карточек с надписями, отобранные специальным образом совместно с психотерапевтом Джозефом Шлихтером.
Используя обе колоды карт можно составить более 7000 сочетаний. Это позволяет легко получить необходимую ассоциацию, раскрыть потенциал человека. Соединяя карты-картинки и карты-слова, люди задействуют оба полушария головного мозга.
Другая роль карт состояла в том, что заставляла человека “отключить” сознание, погрузиться в себя и творчество.
Немецкий психолог Моритц Эгетмейер заметил, что, глядя на изображение, люди начинают описывать каждый свою ситуацию. Так снимаются барьеры и защиты.
Эгетмейер давно искал такой инструмент для выражения себя. Пациентам проще проецировать свои чувства на изображение. Вот тогда метафорические карты и стали средством работы с клиентом в психологии.
Эгетмейер начал издавать карты в издательстве, которое открыл специально, потому что остальные производители печатной продукции были уверены в ненужности такого рода товара, отсутствии спроса на него. Издательство работает до сегодняшнего дня.
В 1985 году карты представлены публике в Эссене, в Германии.
Позже к картам придумали дополнения в виде историй, слов, фраз, посланий. Дальнейшая работа способствовала изданию еще 17 колод карт.
В наше время карты стали популярным способом работы с подсознанием, с выявлением тревог, выходом из сложных ситуаций. Сейчас уже существует 21 колода.
Люди сами изобретают способы использования карт под запросы и они направлены на осознание и выражение себя.
С ассоциативными картами может работать любой желающий, исходя из сложности ситуации. В одной ситуации достаточно понять тревогу, в другой — нужно решение проблемы. Сегодня на этой карте вы видите одну ситуацию, завтра, глядя на нее, вы уже расскажете другую историю.
Специалисты работают с картами двумя способами: произвольным (изображение открыто) и закрытым (клиент не видит изображение).
При работе произвольным способом, человек выбирает открытые карты. Этот метод считается безопасным, потому что вызывает меньше тревог и опасений.
При выборе вслепую (изображением вниз), клиент испытывает некую тревожность.
Также можно работать с картами-изображениями, либо с картами-словами. Кладут двойной ряд карт, соединяя обе стратегии.
Кому-то проще выстраивать зрительные образы, а кто-то “называет вещи своими именами”, т. е. человеку нужно проговорить словами проблему. Важно, чтобы человек сам выбрал способ работы.
Любые игры и упражнения с метафорическими картами, связанные с глубокими психологическими травмами, должны проводиться опытными специалистами.
Карты дадут ответ на вопрос только относительно вас самих, в отношении других людей этот метод не работает. Метафорические карты расскажут, где содержатся ваши ресурсы, почему они сейчас не работают.
Когда человек рассматривает метафорическую карточку, он путешествует по своему внутреннему миру. В этом процессе главное — “отключить” мозг, пребывать в медитативном состоянии.
Человек на карте видит изображение грустного ребенка, это заставляет его вспоминать что-то из прошлого.
Это может быть ситуация из личной жизни, или ситуация, которая произошла с другим человеком, но запомнилась ему.
Это может ранить чувства человека и очень важно в такие моменты находиться в безопасной обстановке, располагающей к этим переживаниям.
Самое главное в самостоятельной работе — научиться правильно задавать себе вопросы, тогда ответы будут полезными.
Издано достаточно книг, прочитав которые, можно освоить техники работы с картами, приемы, стратегии и правила даже тем, кто совсем не имеет такого опыта.
Любой человек может сделать метафорические карты своей системой самовыражения, которая помещается в ладони и будет всегда под рукой.
В сети Интернет можно найти даже бесплатное обучение по работе с ассоциативными картами и если поставлена цель научиться с ними работать, то она вполне достижима.
Кому могут быть полезны МАК
Карты, конечно же, необходимы психологам для построения терапии клиента и решения проблемы.
Также данным методом может воспользоваться педагог для выявления проблем у подростков, либо решения уже понятной ситуации. Метафорические карты пригодятся специалистам по подбору персонала для определения позиции в социуме кандидата. Их используют в семейной терапии.
Использовать карты можно даже с детьми старше пяти лет.
Поскольку данная работа требует зрелый уровень развития абстрактного мышления, возможность выстраивать образы. Для этого перед тем как начать нужно понять готов посетитель или нет. Других препятствий нет.
Метафорические карты можно применить во время консультаций, в процессе групповой или индивидуальной работы.
Назовем несколько методов, которые используются при работе с картами, из названий которых понятно, сколько проблем в разных областях можно решить с их помощью:
Большинство семейных техник ассоциативных карт предназначены для работы партнеров друг с другом самостоятельно. Супруги могут поиграть в парную технику. Жена выбирает карточки, представляя свою идеальную семью, а муж – свою.
Затем они меняются местами и объясняют, что видят в выборе партнера. Так люди начинают понимать себя и другого, проговаривать, чего они хотят.
Многие специалисты могут пользоваться этим изобретением и с каждым днем появляется все больше наборов карт, позволяющих решать более широкий спектр задач и проблем.
Какие колоды существуют и как выбрать свою
Базовым и основным набором являются OH, Persona и Saga, остальные колоды считаются узкой направленности. Эти колоды используют по вопросам, которые требуют более детальной проработки.
Для работы с детьми издаются сказочные метафорические карты.
Существует великое множество колод карт для работы с разными проблемами, ситуациями, с разными категориями людей. К каждой колоде карт обязательно прилагается инструкция по ее использованию.
Колоды классифицируются следующим образом.
По школе
По исполнению
По содержанию
По применению
Карты легко купить на Озон или Wildberries. просто посмотрите на картинки и выберите то,что вам нравится, откликается.
Если вы не знаете к какой области относится ваша проблема — выбирайте универсальную колоду, она точно не помешает. Возможно, по прошествии времени вы поймете какая колода нужна именно вам.
Обучение
Заинтересовались этим мощным инструментом?
Приходите на бесплатный мастер-класс Жанны Абрамовой по метафорическим картам. Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы получить бонус.
Метафорические карты: что это такое, как с ними работать
Метафорические карты открывают окно во внутренний мир человека; ассоциативные реакции на проиллюстрированные карты позволяют задуматься о детских воспоминаниях, вспомнить подавленные переживания и освободить заблокированные чувства. Поскольку интерпретации метафор, представленных в карточках, полностью зависят от наблюдателя, одна и та же карта может вызывать различные реакции у разных участников.
Описание
Карты стимулируют творчество и общение. Они могут использоваться как творческая, совместная игра, предназначенная для улучшения коммуникации, поощрения выражения и стимулирования воображения с помощью различных интерпретаций.
Метафорические ассоциативные карты – это инновационный инструмент, основанный на «классических» психологических феноменах. Знание механизмов инструмента повышает эффективность его использования, позволяет выявить недостатки и реализовать модификации.
Терапевтические карты, также называемые метафорическими иллюстрированными картами, являются дополнением к профессиональному набору инструментов. Их используют индивидуальные, семейные и групповые терапевты, тренеры, и психологи.
В некоторых колодах метафорические карты могут быть с изображениями и вербальными (карточки со словами или фразами). Благодаря смешиванию и сопоставлению карточек, а также случайному или преднамеренному соединению изображений со словами создается бесчисленное множество комбинаций, которые могут соединяться между чувствами и словесным выражением. Сочетание слов и иллюстраций запускает проекцию внутреннего содержимого на внешние изображения, тем самым освобождая выражение чувствительных или болезненных предметов, что может привести к новым представлениям.
Метафорическое мышление
Когда логическое понимание, желание и намерение, похоже, не помогают разрешать конфликты, новая точка зрения может помочь достичь нового конструктивного решения. Метафорический язык, формирующийся при работе с картами, позволяет людям «перепрыгивать» на свои защитные механизмы, которые основаны на обычных социальных соглашениях и т. д. Метафора, как язык правого полушария, может разрушить порочный круг негативной мысли и поведения и создать благоприятные изменения. Именно на основе этого определения проще всего понять, что это такое – метафорические карты.
Когда участникам предлагается выбрать карточку и использовать ее, чтобы представить себя, они могут «изобретать себя» с помощью изображений, линий, цвета или формы. Карты приглашают их обратиться к скрытым ресурсам воображения, чтобы мобилизовать визуальные, чувственные и интуитивные способы мышления.
Карточки, как метафорические проекционные инструменты, заставляют работать фантазию. Она, в свою очередь, помогает освободить детское поведение без суждения или критики, становится исцеляющим опытом. Могут быть созданы воображаемые миры, что способствует развитию творчества. Они помогают создать пространство, в котором можно позволить себе изобретать, верить и мечтать, зная, что «фантастическая реальность» здесь служит навыкам преодоления, а не для того, чтобы избавить от реальности.
Использование
Существуют разные типы метафорических карт. В общем, их использование – это способ обмениваться чувствами, фантазиями и идеями в рамках, который защищают конфиденциальность и уязвимость. В этой игре все выигрывают. Каждая колода может использоваться сама по себе или в сочетании с любыми (или всеми) другими колодами, как строительные блоки для творчества. Возможны неограниченные вариации. При работе с метафорическими картами обучение не занимает много времени. Простые в использовании инструкции для игры и работы включены в каждую колоду.
Рост факторов, которые отрицательно влияют на психику человека, наблюдается в современной реальности. Это ставит вопрос об улучшении эффективности психотерапевтических услуг, побуждает исследователей разрабатывать новые инструменты. Метафорические ассоциативные карты интересны в этом аспекте и ученым, и терапевтам.
Они помогают активировать подсознание. Этот процесс позволяет продвигаться в глубины психики. Требуется всего несколько секунд, чтобы вызвать свободные и спонтанные ассоциации в уме и выявить силу внутренних образов, введя в рассмотрение наличие архетипов и энергий внутри нас самих. По сути, они представляют собой игровой способ исследовать подсознание, развивать творчество и эмоциональные навыки, а также вступать в контакт с сущностью самого себя.
При работе с метафорическими картами техники могут быть различными, так как их можно использовать разными способами. Они полезны для стимулирования отражения и ретроспекции.
Самостоятельное использование
Играя с ними в одиночку, можно научиться наблюдать и исследовать свои чувства, читая их в метафорическом и прямом значении, учитывая, что метафорические карты – это такое средство глубокого познания самого себя. Для этого необходимы пять шагов:
Групповая работа
При игре в группе один игрок дает свою интерпретацию своих карточек, а другие могут дать обратную связь, чтобы прояснить интерпретацию, следуя нескольким простым инструкциям относительно взаимного уважения, потому что метафорические карты – это такой способ группового взаимодействия. Игра также может быть сыграна парами. Благодаря сочетанию слова и образа, посредством такого соединения возникает нечто неожиданное и новое.
Группы, похоже, более подробно разбираются в своих идеях и чувствах, когда придают свои мысли символу или картине. Поскольку участники делятся информацией о карте, а не непосредственно о себе, они чаще охотно делятся друг с другом.
Примеры работы с группой
Групповая работа включает в себя несколько этапов.
Принципы действия
Метафорические карты – это новый психологический инструмент, основанный на «классических» психологических феноменах. Это набор карточек, изображающих реальность вокруг нас (люди, природа, предметы и т. д.) Клиент анализирует и интерпретирует свои собственные ассоциации, возникшие в уме.
Проекция
Одним из основных механизмов карточек является закон проекции. На самом деле они являются стимулом, который вызывает ассоциации потоков, которые содержат информацию о внутреннем мире человека. Карты – это объект, на который нанесен проецируемый материал.
Проецирование – психологический процесс, который относится к механизмам психологической защиты, согласно которым внутренне ошибочно воспринимается как исходящее извне. Человек приписывает кому-то или что-то свои мысли, чувства, мотивы, черты характера и т. д., полагая, что он взял что-то извне, а не внутри него. Впервые оно было описано Зигмундом Фрейдом.
Диссоциация
Важная роль в работе инструмента также связана с чувством безопасности, которое проявляется в диссоциированном состоянии.
Метафора
Метафора относится к базовому феномену, лежащему в основе инструмента.
Метафора – это косвенное сообщение в виде истории или фигура речи, оборот речи, состоящий из слов и выражений в переносном смысле на основе некоторой аналогии, сходства или сравнения. Метафора основана на сходстве или подобии, это аналоговые отношения: X относится к Y, поскольку A относится к B. Чтобы понять смысл метафоры, человек должен активировать правое полушарие. Кроме того, бессознательное уловит необходимый смысл. Поэтому следует помнить, что метафорические карты – это такая уникальная возможность заглянуть в собственное бессознательное.
Исследователи разных наук (лингвисты, психологи, философы) занимаются изучением метафоры. Лингвисты Бэндлер и Гриндер наблюдали клиническую работу Эриксона, который часто использовал метафору в терапевтических целях, и на основе этих наблюдений построили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.
Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три этапа значения:
Подход к третьему этапу означает, что начался трансдеривационный поиск (слушатель коррелирует с метафорой). Сама сюжетная линия – это только мост между слушателем и скрытыми в сюжетных посланиях сообщениями, которые никогда не достигнут получателя без этой невидимой работы по установлению необходимой личной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробуждением к жизни внутреннего мира слушателя.
Левое и правое полушарие
Использование в качестве терапевтических катализаторов
Цели применения
Карты служат агентами бессознательных чувств не только для клиента, но и для терапевта. Вполне возможно, что карточная терапия представляет собой нейро-биологический межсубъективный сценарий, в котором впечатления и реакции на карты происходят между правым полушарием клиента и правым полушарием терапевта. Метафорическая иллюстрированная карта может служить здесь как средство эмпирического невербального объединения и терапевтического вмешательства. Терапевт использует их, чтобы помочь клиентам определить их уникальные способы борьбы со стрессом, кризисами и травмами.
Метафорические карты, в частности, помогают справляться с потерей. Когда печаль блокирует словесное выражение чувств, метафорические карты часто помогают освободить их. Они позволяют клиентам поддерживать определенный уровень расстояния между собой и болезненными событиями и защищать себя при входе в зоны личной боли.
Возможные результаты
При работе с метафорическими картами можно справиться с кризисом и травмой:
Самопознание
При этом нет каких-либо жестких правил и ограничений. Гадание на метафорических картах не требует большого объема специальных знаний, так как результат, фактически, определяется тем, что чувствует человек при взгляде на изображение.
При этом можно затрагивать любые области: семью, здоровье, работу, отношения, результат каких-либо действий. Основным требованием будет правильная постановка вопроса. С их помощью нельзя получить конкретный ответ на вопрос, например, когда, да или нет. Имеют смысл только ассоциации, причем у каждого человека при взгляде на одну и ту же картинку они могут быть совершенно разными.
МАК-терапия – простой инструмент для самопознания
Метафорические ассоциативные карты
Значимость данных карт заключается в том, что они помогают понять чувства и мысли, которые человек не может описать. Эти карты могут использоваться человеком самостоятельно для самоанализа. Обучение этому делу не отнимает много времени. Но чаще всего карты применяются профессиональными психологами, которые помогают проработать человеку его переживания.
Уникальные свойства метафорических ассоциативных карт
МАК появились в 1975 году благодаря художнику из Канады и игроку в покер Эли Раману, создавшему колоду карт со своими картинами. В 1983 году Эли Раман встретился с психотерапевтом из Германии Моритцом Эгетмейером и презентовал свое изобретение. Моритц придумал вариант использования карт в психологической терапии. И именно он стал выпускать наборы карт в дальнейшем.
Уникальные свойства МАК:
Виды МАК
Основные методы использования карт:
Во многих случаях использовать карты для самопознания очень полезно. Порой человек не видит своих проблем и их причин, хотя они могут лежать как на поверхности, так и глубоко внутри. Разобраться с негативными эмоциями и чувствами помогают также различные психологические тренинги и курсы. Например, Викиум предлагает интересный и эффективный курс «Детоксикация мозга», позволяющий разобраться в себе, понять свои мысли и избавиться от негатива, мешающего достигать цели.
Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру
Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.
Катя Павловская для Skillbox Media
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что представляют из себя метафорические карты
Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Как применять метафорические карты в обучении
Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.
Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).
Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.
Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал
Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.
Карты для развития soft skills
В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.
Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:
Карты для проработки сценариев поведения
Карты для анализа групповой динамики и управления ею
Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.
Карты для подведения итогов обучения
МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.